Научная статья на тему 'Развитие и совершенствование аудита в России'

Развитие и совершенствование аудита в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АТТЕСТАТ / АУДИТ / АУДИТОР / ВЗНОС / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / КАЧЕСТВО АУДИТА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕТЕНДЕНТ / THE CERTIFICATE / AUDIT / THE AUDITOR / THE PAYMENT / BUSINESS REPUTATION / QUALITY OF AUDIT / PROMOTION EXAMINATION / QUALIFICATION / THE INDEMNIFICATION FUND / LICENSING / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / THE APPLICANT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богров Евгений Георгиевич

Статья описывает актуальные на сегодняшний день вопросы регулирования аудиторской деятельности. В ней рассматриваются такие аспекты проблемы реформирования аудита как нормативное регулирование аудита, аттестация аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности, ориентация российского аудита на международный опыт. В статье поставлены и последовательно решены проблемы перспектив развития аудита в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes topical questions of the auditing regulation. The article touches upon such points of the problem of reformation of audit as normative regulation of audit, attestation, licensing of auditing, and direction of the Russian audit toward the international experience. The problems of prospect of the development of audit in Russia are put and consistently solved.

Текст научной работы на тему «Развитие и совершенствование аудита в России»

РАЗДЕЛ 2.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Богров Е.Г.

РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АУДИТА В РОССИИ

Аудит в России стремительно развивается и совершенствуется. Темпы, выбранные Правительством РФ, заставляют все аудиторское сообщество задуматься об их целесообразности и правильности выбранного пути развития. В декабре 2008 г. был принят Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, который заменил ранее действовавший закон от 07 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Следует отметить, что новый законопроект был ожидаем всеми аудиторами, однако то, какая была предпринята оперативность при его принятии, позволило сделать выводы о лоббировании интересов нового закона на самом высоком уровне, ведь находящиеся в Государственной Думе РФ поправки в закон №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не были приняты в течение четырех лет. Почему они не были приняты? Каким критериям не отвечали? Почему депутаты Государственной Думы прислушивались к мнению аудиторов, неоднократно направлявших в их адрес письма с просьбами (требованиями) не принимать поправки, изменить их. Эти вопросы так и останутся не разрешенными. Что же принес нам новый закон, какие кардинальные изменения ожидает аудит на данном этапе развития? Выделим основные стадии становления аудита в России.

Первый этап: (1987-1993 гг.) характеризовался стихийным характером зарождения аудиторской деятельности, отсут-

ствием законодательно утвержденной нормативной базы и конкуренции.

Второй этап (1993-2001 г.) — период становления российского аудита. Основой данного этапа развития аудита стали Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., и Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. №482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и ряд других документов. Была организована Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия Министерства финансов РФ (ЦАЛАК) и начата работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Третий этап (с момента принятия Федерального закона от 07 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Характеризовался:

• принятием федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством Российской Федерации;

• увеличением минимального штата аудиторской организации до пяти аудиторов;

•увеличением объема часов на подготовку аудиторов со 140 до 240 часов;

•усложнением процесса сдачи квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;

•обменом аттестатов аудиторов со сроком действия на бессрочные;

• выдачей единых лицензий, объединяющих все разделы аудита и увеличением срока действия лицензии с трех до пяти лет;

• усилением процедур контроля качества аудита.

Четвертый этап (с 30 декабря 2008 г. по настоящее время) связан с появление закона №307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. «Об аудиторской деятельности». Данный этап характеризуется следующим.

Во-первых. Разделены понятия аудит и аудиторская деятельность. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудит — независимая проверка бух -галтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Данное изменение было ожидаемо, поскольку уже давно возникла необходимость в разделении этих понятий, однако, по нашему мнению, не следовало объединять проведение аудита и аудиторских услуг.

Во-вторых. В законе четко прописано, что сопутствующие аудиту услуги, относящиеся к аудиту устанавливаются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В-третьих. Закон ориентирован на то, что контроль над аудиторской деятельностью передается саморегулируемым аудиторским организациям. Не в этом ли заключается тайна быстрого принятия закона? Уже во второй статье закона имеется ссылка на то, что аудиторская деятельность в России осуществляется на основании Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Фе-

дерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Изменились требования к созданию саморегулируемых организаций и членству в них. В настоящее время саморегулируемые аудиторские организации аудиторов пока не созданы. Как будет проходить процесс их создания и перерегистрации АПАО в СРО, пока неясно, однако уже сегодня можно утверждать, что членские взносы будут увеличены, так как на СРО ляжет огромная ответственность и значительные расходы за аттестацию и повышение квалификации аудиторов. Помимо этого, должен быть создан компенсационный фонд, бремя оплаты которого в соответствии с Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в размене не менее трех тысяч рублей с каждого члена СРО ляжет на аудиторов и аудиторские организации.

Также в Федеральном законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сформулированы новые требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов.

Для аудиторских организаций:

1) коммерческая организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3) доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%;

4) численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия

исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией;

5) безупречная деловая репутация;

6) наличие и соблюдение правил осуществления внутреннего контроля качества работы;

7) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

8) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Для аудиторов:

1) наличие квалификационного аттестата аудитора;

2) безупречная деловая (профессиональная) репутация;

3) уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею;

4) уплата взносов в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации аудиторов.

Заслуживают внимания пункты о наличии безупречной деловой репутации аудиторских фирм и аудиторов, желающих вступить в СРО и документы, необходимые для ее подтверждения. В качестве документов для аудиторских фирм принимаются письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию коммерческой организации, не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций и которые не являются учредителями (участниками) данной коммерческой организации, не входят в состав ее органов управления и не состоят в трудовых отношениях с ней.

Для аудиторов подтверждение безупречной деловой репутации также должно быть оформлено письменными рекомендациями не менее трех аудиторов, сведения о которых включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций не

менее чем за три года до дня дачи рекомендаций.

Появляются новые критерии по созданию аудиторских организаций. Теперь аудиторская организация должна являться членом одной из саморегулируемых организации аудиторов. Хорошо ли это? С точки зрения контроля качества аудита и контроля деятельности аудиторских организаций, это должно вытеснить с рынка фирмы, занимающиеся некачественным аудитом, то есть проведение внутрифирменного контроля качества один раз в три года позволит бороться с фирмами, выдающими не соответствующие проведенным проверкам заключения и не выполняющими требования стандартов аудиторской деятельности. А с другой точки зрения, например, оплаты ежегодных взносов за членство в саморегулируемой аудиторской организации, может возникнуть ситуация в увеличении стоимости аудиторских услуг на сумму оплаты членских взносов. В настоящее время расходы аудиторской фирмы на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности составляют 1300 рублей на 5 лет и 100 рублей за продление лицензии за каждые последующие 5 лет. Какими же будут взносы в саморегулируемые аудиторские объединения в условиях их монополии и отсутствия государственного регулирования данного вопроса с учетом оплаты вступительного взноса, ежегодного взноса и формирования компенсационного фонда?

В-четвертых. Аудиторская деятельность возвращается к требованиям Временных правил аудиторской деятельности, когда обязательный аудит мог проводиться не только аудиторскими фирмами, но и индивидуальными аудиторами имеющими лицензии. В новом законе ау-диторам-индивидуальным предпринимателям дано право проведения обязательного аудита, кроме бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страхо-

вых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Что влекут за собой такие расширенные полномочия? Не возникнет ли у организаций в условиях мирового финансового кризиса соблазна получить необходимое аудиторское заключение без проведения проверки по более доступной цене? Как это скажется на качестве аудита? Ведь полный контроль деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов начнется не ранее января 2010 г., когда все они должны будут стать членами саморегулируемых организаций аудиторов.

В-пятых. Критерии обязательности аудита остались практически прежними по сравнению с Федеральным законом №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Однако вопросы о штрафных санкциях за непрохождение организацией обязательного аудита так и не нашли отражения в новом законе. Практический опыт работы позволяет констатировать, что некоторые организации, подходящие под критерии прохождения обязательного аудита, отказываются от его проведения, мотивируя это отсутствием денежных средств и необходимости в проведении аудита. Непрохождение организацией обязательного аудита практически не несет для нее никаких последствий, кроме минимальных штрафных санкций за непредставление документа в налоговую инспекцию. При создании нового закона данный вопрос не был учтен разработчиками и депутатами Государственной Думы РФ.

В-шестых. С 01 января 2011 г. изменяются требования к получению претендентами квалификационного аттестата аудитора и процессу сдачи квалификационного экзамена. Введено новое требование к стажу претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора. Лицо, претендующее на получение аттестата аудитора, должно иметь ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и

составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет данного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией совместно со всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования. За прием квалификационного экзамена взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

Новые требования о приеме экзамена единой аттестационной комиссией непременно повлекут за собой увеличение стоимости сдачи квалификационного экзамена. В настоящее время, стоимость сдачи квалификационного экзамена составляет 2000 рублей. Во сколько раз будет увеличена данная сумма, исходя из принципа самофинансирования единой аттестационной комиссии, пока предположить невозможно.

Также с января 2010 г. изменятся требования к ежегодному повышению квалификации аудиторов. Минимальная продолжительность повышения квалификации будет установлена саморегулируемой аудиторской организацией для своих членов, но не менее 120 часов за 3 последовательных календарных года и не менее 20 часов в каждый год.

Большинство аудиторов обеспокоено введением требований к получению новых аттестатов, объединяющих в себе все разделы аудиторской деятельности. В Федеральном законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» прописано положение, по которому аудиторы вправе до 1 января 2013 г. сдавать квалификационный экзамен в упрощенном порядке. Упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. При этом в отношении указанных лиц не применяется требование о том, что не менее

двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации. Что подразумевает под собой возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке?

На сегодняшний день никаких разъяснений по упрощенному порядку сдачи квалификационного экзамена от уполномоченного федерального органа не последовало. Однако установленный срок сдачи экзамена до 1 января 2013 г. неумолимо сокращается. Аттестация на право получения квалификационного аттестата по требованиям Федерального закона №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и «Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации» продлена до 1 января 2011 г., то есть на получение нового аттестата по упрощенной форме аудиторам уже имеющим квалификационный аттестат останется лишь два года. С учетом количества аттестатов, выданных Министерством финансов РФ, нагрузка на единую аттестационную комиссию будет колоссальной, однако следует учитывать и тот факт, что многие аудиторы не выразят желания получать новый аттестат в силу различных причин (возраст, финансовое положение, карьерный рост, отсутствие возможности

проводить обязательный аудит организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности). Необходимо учитывать и тот факт, что по требованиям Федерального закона №307-Ф3 требуется создание компенсационного фонда саморегулируемой организации. Поскольку данный фонд будет создаваться за счет средств аудиторов и аудиторских организаций, данные расходы могут повлечь за собой сокращение численности аудиторов.

Все вышеизложенное может свидетельствовать о том, что аудит на современном этапе развития перешел на новый уровень регулирования, объединив в себе как отечественную практику, так и на международный опыт регулирования аудиторской деятельности. Следует отметить, что новый закон «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3 изменит подходы к аудиту, окажет серьезное влияние на качество проводимых проверок и не даст возможности развиваться небольшим аудиторским фирмам, оставив на рынке аудиторских услуг только крупные организации, имеющие серьезную финансовую поддержку, разработанную методологическую базу и штат квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.