Научная статья на тему 'Влияние законодательных новаций на современное состояние рынка аудиторских услуг в России'

Влияние законодательных новаций на современное состояние рынка аудиторских услуг в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУДИТ / РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамаева Г. Н.

Рассмотрены с критической точки зрения законодательные новации в аудиторской деятельности, внесенные законом об аудиторской деятельности № 307-ФЗ. Особое внимание уделено новациям, связанным с отменой лицензирования и введением обязательного членства участников рынка аудита в саморегулируемых организациях аудиторов. Дана оценка влияния законодательных новаций в аудиторской деятельности на современное состояние рынка аудиторских услуг, а также рассмотрены мнения авторитетных экспертов в области экономики о новациях указанного закона. На основании проведенного исследования определены перспективы развития рынка аудиторских услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние законодательных новаций на современное состояние рынка аудиторских услуг в России»

УДК 657.6 - 051:340:001.895

Г.Н. Мамаева, кандидат экономических наук Филиал ВЗФЭИ г. Орел

ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА

АУДИТОРСКИХ УСЛУГ В РОССИИ

Рассмотрены с критической точки зрения

законодательные новации в аудиторской деятельности, внесенные законом об аудиторской деятельности № 307-ФЗ. Особое внимание уделено новациям, связанныгм с отменой лицензирования и введением обязательного членства участников рытка аудита в саморегулируемыа организациях аудиторов. Дана оценка влияния законодательный новаций в аудиторской деятельности на современное состояние рытка аудиторских услуг, а также рассмотреныг мнения авторитетным экспертов в области экономики о новациях указанного закона. На основании проведенного исследования определены перспективы развития рытка аудиторскихуслуг в России.

Ключевые слова: аудиторская деятельность, аудит,

рыток аудиторских услуг, саморегулируемая организация аудиторов.

Аудиторская деятельность претерпевает сейчас большие изменения. С 2009 г. вступил в силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 (далее - Закон № 307-Ф3), принципиально изменивший подходы к регулированию аудиторской деятельности. С принятием Закона № 307-Ф3 сфера а диторских сл г приобрела принципиально иной характер, т.е. начался новый этап в развитии аудита в России.

Изменения, внесенные Законом № 307-ФЗ,

вступают в силу поэтапно. Прежде всего, они косн лись правовой базы и, в частности, состава сл г, которые может предложить а дитор или аудиторская фирма бизнесу.

С 1 января 2009 года под а диторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, которую осуществляют аудиторские организации, индивиду альные аудиторы [1].

Непосредственно аудит как основная аудиторская сл га представляет собой независим ю проверк бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, по рез льтатам которой а дитор выражает мнение о достоверности казанной отчетности.

Основными потребителями а диторских сл г являются предприятия и организации, для которых законодательно определен обязательный ежегодный а дит (банки, страховые организации, открытые акционерные общества, предприятия, совок пный годовой объем выручки которых превышает законодательно становленный миним м, и т.д.). Законодательные новации косн лись критериев обязательности проведения аудита [1]. Во-первых, с 1 января 2011 года у величены пороговые значения выр чки (с 50 до 400 млн. р блей) и с ммы активов б хгалтерского баланса (с 20 до 60 млн. р блей) организаций, подлежащих обязательным а диторским проверкам. Во-вторых, введена новая классификация организаций, подлежащих обязательном а дит . Эти поправки сказываются на а диторской деятельности не однозначно. С одной стороны, клиентская база, с

Legislative innovations in the auditor activity, brought by the law on auditor activity № 307-FZ are considered from the critical point of view. The special attention is given the innovations connected with cancellation of licensing and introduction of obligatory membership of participants of the market of audit in the self-adjustable organizations of auditors. The estimation of influence of legislative innovations in auditor activity on a current state of the market of auditor services is given, and also opinions of authoritative experts in the field of economy about innovations of the specified law are considered. On the basis of the conducted research prospects of development of the market of auditor services in Russia are defined.

Key words: auditor activity, audit, the market of auditor services, the self-adjustable organization of auditors.

которой работают аудиторы, становится заметно меньше, что слу жит основным фактором значительного снижения спроса на все виды аудиторских услу г. С другой стороны, указанные нормы в ближайшее время должны способствовать сокращению числа мелких аудиторских фирм и повышению качества услуг аудиторов. В итоге отчетность, подтвержденная а диторами, станет вызывать больше доверия пользователей и посл жит стимулом для роста экономической активности. Вопросы величения критериев и, наряд с ними, ответственности за не проведение а дита треб ют серьезной проработки. Представляется возможным наращивать объемы деятельности аудиторов за счет осу ществления финансового контроля таких отраслей как область личных накоплений, ЖКХ, контроль различных сделок, операций по кредитованию, где а диторы в том или ином виде могли бы подтверждать информацию.

Аудиторские фирмы осу ществляют аудит не только экономических с бъектов, довлетворяющих критериям обязательности проверки, но и тех из них, которые решили ее провести по собственной инициативе (инициативный аудит). Основными причинами инициативных проверок являются:

- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера;

- необходимость квалифицированных экономикоправовых конс льтаций в словиях не стойчивого и порой нелогического развития хозяйственного и налогового права;

- потеря правления над финансами в отдельных компаниях по мере их развития и расширения деятельности, а также по мере обрастания филиалами;

- т пиковые по с ществ сит ации, когда в рамках с ществ ющего, крайне зап танного и порой жестокого налогового законодательства;

- потребности в реальной оценке активов и обязательств, приобретаемых (поглощаемых) новых стр кт рных подразделений компании, бывших ранее самостоятельными юридическими лицами;

- необходимость обеспечения эффективной системы правления финансами, финансовой безопасности клиента;

-боязнь налоговой инспекции или налоговой полиции либо потребности в защите своих интересов и др. Помимо проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности а диторы мог т оказывать соп тств ющие а дит сл ги. В соответствии с Законом 307-ФЗ они отнесены к а диторским. Их перечень становлен федеральными правилами (стандартами) а диторской деятельности. Серьезно изменилось рег лир ющее а дит законодательство: кроме Закона № 307-Ф3, ау диторску ю деятельность теперь регулирует и Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморег лир емых

организациях». С 1 января 2010 года отменено

лицензирование а диторской деятельности с одновременным введением обязательного членства частников рынка в саморег лир емых организациях а диторов (далее - СРОА). Согласно Закон об

а диторской деятельности саморег лир емой

организацией а диторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения словий ос ществления а диторской деятельности [1]. Ау диторская деятельность является достаточно сложной в профессиональном плане сферой, в которой очень многое зависит от профессионализма конкретного специалиста, конкретного человека. Поэтом , след я опыт развитых экономических стран в сфере профессионального рег лирования, Россия давно взяла к рс на сокращение гос дарственного вмешательства в а диторск ю деятельность при

силении влияния саморег лирования в профессиональном а диторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРОА. Снижение административного давления должно способствовать развитию а диторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, скорить развитие

профессионального а диторского сообщества в России [4].

Согласно закон об а диторской деятельности, с 1 января 2010 года все функции по ведению реестра а диторов и а диторских организаций, контролю качества их работы, а также повышению профессиональной квалификации были отданы на откуп саморегулируемым организациям (СРОА). В гос дарственном реестре саморег лир емых организаций в настоящее время числится 6 СРОА:

1. Некоммерческое партнерство «А диторская Палата России» (НП АПР)

2. Некоммерческое партнерство «Инстит т Профессиональных А диторов» (НП ИПАР)

3. Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата» (МоАП)

4. Некоммерческое партнерство «Гильдия

а диторов Региональных Инстит тов

Профессиональных б хгалтеров» (НП «Гильдия

аудиторов ИПБР»)

5. Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов» (НП «РКА»)

6. Некоммерческое партнерство «А диторская Ассоциация Содру жество» (НП ААС).

Основные функции СРОА заключаются в след ющем:

• ведение реестра членов СРОА;

• контроль качества членов СРОА;

• аттестация и повышение квалификации аудиторов [1]. Безусловно, у СРОА существует своя специфика. В перв ю очередь, они должны ос ществлять защит своих членов, повышать интерес к профессии, качеств а диторских сл г, чтобы общественная значимость а дита в экономике была ощ тима и способствовала л чшению и прозрачности всей экономической информации.

Закон № 307-ФЗ станавливает след ющие

требования к СРОА:

• среди их членов - не менее 700 физических лиц и 500 коммерческих организаций;

• наличие твержденных правил ос ществления внешнего контроля качества работы членов СРОА и принятого кодекса профессиональной этики а диторов;

• обеспечение дополнительной им щественной ответственности членов СРОА путем формирования компенсационного фонда [1].

Соответственно, понятия «а диторская

организация» и «а дитор» изменились в сторон обязательного членства в одной из СРОА. Требования к а диторам и а диторским организациям с щественно расширились, и в ряде новых след ет отметить следующие:

• обязательная доля ставного капитала, принадлежащая аудиторам, должна быть не менее 51 процента;

• у плата членских взносов в СРОА и компенсационный фонд;

• безу пречная деловая репу тация;

• наличие и соблюдение правил ос ществления внутреннего контроля качества работы;

• численность аудиторов, работающих, причем по трудовым договорам, должна быть не менее 3-х, а не 5-ти, как было раньше [1].

Новые нормы Закона № 307-ФЗ содержат более жесточенные требования и к а диторам. Это требования обязательного членства в СРОА и требования по стаж работы именно в а диторской о рг анизации. Кроме того, Законом об а диторской деятельности определен новый порядок пол чения квалификационного аттестата а дитора, станавлива-ются правила проведения квалификационного экзамена. Части 1-8 ст.11 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности", которые касаются аттестации и повышения квалификации аудитора (ст.ст.11, 12, 17, 23) вступили в силу с 01 января 2011 года. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 года. До указанного срока 3аконом об аудиторской деятельности пред смотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в прощенном порядке. Согласно Положению об прощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на пол чение единого квалификационного аттестата а дитора,

твержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 118н, действ ющие а диторы, имеющие аттестат в какой-либо области а дита, должны не просто повысить квалификацию, а расширить ее до границ единого аттестата. Единый аттестат будет включать в себя возможность для а дитора проводить а дит организаций всех мыслимых сфер деятельности и организационно-правовых форм: банков, бирж,

инвестиционных фондов, страховых компаний и.т.д. Декларир ется, что лицо, сдавшее экзамен в прощенном порядке, б дет ниверсальным специалистом в области аудита. 3арегистрированы на прохождение « прощенного» экзамена б д т только те кандидаты, которые соответств ют требованиям 3акона № 307-Ф3:

- стаж работы, связанной с ос ществлением а диторской деятельности либо ведением б хгалтерского чета и составлением б хгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее дв х лет из последних трех лет казанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации;

- высшее образование в имеющем гос дарственн ю аккредитацию образовательном чреждении высшего профессионального образования.

Для проведения квалификационного экзамена всеми СРОА создана Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия, в порядке, становленном федеральным органом исполнительной власти, ос ществляющим ф нкции по выработке гос дарственной политики и

нормативно-правовом рег лированию в сфере а диторской деятельности (Министерство финансов Российской Федерации). Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и

прозрачности, самофинансирования [4].

Как показал анализ законодательных новаций, требования обязательной замены квалификационных аттестатов а диторов 3акон не содержит. Новый порядок дает право а диторам, имеющим

действительные квалификационные аттестаты аудитора, до 01 января 2012 года участвовать в

а диторской деятельности (ос ществлять

а диторск ю деятельность) в соответствии с типом имеющегося них квалификационного аттестата а дитора.

Однако на деятельность со «старым» аттестатом наложены ограничения. Согласно 3акону N 307-Ф3:

«С 1 января 2012 года при отсу тствии квалификационного аттестата, выданного в соответствии с новым законодательством, аудитор не вправе частвовать в а диторской деятельности (ос ществлять а диторск ю деятельность) по обязательном а дит б хгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные б маги которых доп щены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных б маг, иных кредитных и страховых организаций, негос дарственных пенсионных фондов, организаций, в ставных (складочных) капиталах которых доля гос дарственной собственности составляет не менее 25 процентов, гос дарственных корпораций,

гос дарственных компаний, а также

консолидированной отчетности» [1].

Таким образом, опытные, квалифицированные специалисты со «старыми» аттестатами

приравниваются к стат с специалистов без аттестатов или ассистентов а дитора вн три компаний. Специалисты финансового ведомства обращают особое внимание, что на этапе заключения договора оказания а диторских сл г, а также при пол чении от а диторской организации (индивид ального а дитора) а диторского заключения о достоверности б хгалтерской (финансовой) отчетности след ет обратить внимание на то, что а дитор проходит ежегодное об чение по программам повышения квалификации.

Подтверждением том является, в частности, отметка на оборотной стороне бланка квалификационного аттестата, выданного Минфином. Это основной док мент а дитора, который подтверждает право вести аудиторскую деятельность [4].

Проверить действительность а диторского аттестата можно с помощью постоянно обновляемой базы данных на официальном сайте Министерства финансов. Необходимо также отметить, что реформа а дита в России след ет за общемировыми тенденциями, мы движемся к едином аттестат , исходя из практики развитых экономических стран. Но а диторское сообщество негативно оценивает данные новации.

Новым законом отменено страхование а диторской деятельности, а в качестве механизма обеспечения им щественной ответственности членов СРО аудиторов преду смотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (фондов) ос ществляются в порядке, становленном 3аконом о саморегулируемых организациях №315-Ф3. Специалисты отмечают, что с четом размеров взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд СРОА, составляющих 3 и 5 тыс. р блей соответственно, незначительный общий объем казанного фонда не может в полной мере обеспечить все возможные риски, возникающие при проведении ау дита [3]. Вместе с тем 3акон о саморег лир емых организациях предоставляет право СРОА применять один из следующих способов обеспечения им щественной ответственности членов СРОА перед потребителями произведенных ими товаров (работ, сл г) и иными лицами:

• создание системы личного и (или) коллективного страхования;

• формирование компенсационного фонда.

В соответствии с 3аконом об а диторской деятельности саморег лир емая организация а диторов разрабатывает и тверждает стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов, принимает правила независимости а диторов и а диторских организаций, а также кодекс профессиональной этики аудиторов [1]. Как показывает практика, в настоящее время подход большинства СРО аудиторов к вопросу разработки стандартов является формальным, т.е., стандарты а диторской деятельности разработаны и

тверждены, но они во многом д блир ют (иногда, почти в полном объеме) федеральные правила (стандарты) а диторской деятельности.

Есть некоторые изменения в механизме раскрытия а диторской тайны. В соответствии с 3аконом Ф3-307 следующие сведения, полученные при оказании сл г, пред смотренных Федеральным законом, не составляют а диторск ю тайн :

1) сведения, разглашенные самим лицом, котором оказывались сл ги, пред смотренные настоящим Федеральным законом , либо с его согласия;

2) сведения о заключении с а дир емым лицом договора о проведении обязательного а дита;

3) сведения о величине оплаты аудиторских у слу г

[1].

Что касается индивид альных предпринимателей, то 3акон №307-Ф3 разрешил им осу ществлять обязательный а дит, но с определенными ограничениями. Оказывать сл ги по обязательном а дит общественно значимым компаниям является прерогативой а диторских организаций. Так, обязательный а дит б хгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные б маги которых доп щены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных б маг, иных кредитных и страховых организаций, негос дарственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводятся только а диторскими организациями.

Также новеллой 3акона 307-Ф3 является попытка пред смотреть контроль качества а дита, ос ществление которого может быть проведено как федеральным органом гос дарственного

рег лирования а диторской деятельности, так и полномоченным саморег лир емым а диторским объединением - правда, исключительно в отношении своих членов [4]. На аудиторском рынке контроль качества а диторских проверок до сих пор был исключительной прерогативой лицензир ющих органов. В то же время лицензир ющие органы не располагали достаточными рес рсами - ни кадровыми, ни экономическими - для полноценной реализации этой ф нкции. Отс тствовали как эффективная система санкций, в том числе и финансовых, в отношении недобросовестных а диторов, так и система обязательного страхования а диторской ответственности. Все это создавало почв для распространения «черного» а дита. Мировой опыт свидетельств ет, что решение проблемы повышения качества а дита возможно только при построении системы контроля качества, включающей в себя как гос дарственный контроль, так и контроль профессиональных объединений. Для клиентов а диторских организаций внешним сигналом принадлежности конкретной а диторской компании к «качественным» должно стать членство в СРОА, которая регулярно будет осуществлять проверки деятельности своих членов (один раз в три года). Таким образом, приняв 3акон 307-Ф3 гос дарство в России в целом странилось от контроля за рынком а диторских сл г, тогда как западные рег ляторы, напротив, стремятся йти от практики саморег лирования. По данным авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА» 134

закон, рег лир ющий работ а диторов, без вмешательства гос дарственного органа пока работает не так, как хотелось бы. На практике оказалось, что работа СРОА направлена не только и не столько на защит общественных интересов,

сколько на защит частников рынка. Межд тем, среди а диторов есть не только честные профессионалы, но порой и откровенные мошенники, которые готовы за деньги выдать н жное клиент заключение без всякой проверки [3]. Поэтом в июле 2011 года всту пили в силу поправки к закону "Об а диторской деятельности", которые отвели Росфиннадзор , подведомственного Минфин РФ, роль органа внешнего контроля качества работы а диторов общественно значимых организаций. К последним, в частности, отнесены и банки. Предполагается, что Росфиннадзор проведет

масштабн ю ревизию более 200 а диторских

компаний "с целью расчистки этого рынка от недобросовестных игроков". Все эти компании, названия которых не раскрываются, давали положительные заключения на отчетность банков, которые впоследствии обанкротились или были санированы (гос дарство потратило на оздоровление этих организаций 300 миллиардов ру блей). Для этого Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое и занимается санацией банков в России, передало Росфиннадзор сведения об а диторах

обанкротившихся банков [2]. Согласно закону, Росфиннадзор в сл чае серьезных нар шений может выносить "предписания" о приостановлении членства аудитора в СРОА. Кроме того, Росфиннадзор сможет и вовсе настоять на исключении а диторской

организации из СРОА. За противодействие работе Росфиннадзора пред смотрены санкции со стороны Минфина уже для самих СРОА - вплоть до исключения из госреестра.

Рассмотрев проблемы а дита, можно констатировать, что во многом их решение сводится к эффективности деятельности СРОА. Однако дальнейшее развитие а диторской деятельности в России треб ет крепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов а диторской деятельности, без которых а дит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля. И это в настоящее время основная проблема а дита, решение которой не зависит ни от одного работника этой сферы.

Литература

1. Федеральный закон «Об а диторской

деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3. URL: http:// garant.park.ru

2. Горячева О.В. Саморегулирование в России -URL: http:// www.audit-it.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обзор рынка аудита за 2010 год от авторитетного рейтингового агентства «Эксперт РА»

- URL: http:// www.audit-it.ru

4. Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморег лир емых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности. Доклад Минэкономразвития РФ. URL: http:// garant.park.ru.

Вестник ОрелГ Ау

июнь

№3(36)

2012

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_______________________________________________________

Редакционный совет:

Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мамаев А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Золотухина О.А. (редактор)

Адрес редакции:

302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69.

Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: nichоgau@yandex.m Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ /ФС77-21514 от 11.07.2005 г.

Специалист регионального методического центра по УДК: Служеникина А.М. Технический редактор: Мосина А.И.

Сдано в набор 4.06.2012 г. Подписано в печать 25.06.2012 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная. Гарнит ра Таймс.

Объём 17 у сл. печ. л.

Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР /021325 от 23.02.1999 г.

Ж рнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для пу бликаций научных работ, отражающих основное на чное содержание кандидатских и докторских диссертаций

Содержание номера

Науч ное обеспеч ение развития селекции сельскохозяйственных культур Парахин Н.В., Петрова С.Н. Растительно-микробные взаимодействия как фактор

энергосбережения в растениеводстве (обзор)................................................ 2

Шпилев Н.С., Кулагина Н.А., Лебедько Л.В., Юхневская Л.В. Селекция как инновация в

сельскохозяйственном производстве......................................................... 8

Амелин А.В. Морфофизиологические достоинства и недостатки современных сортов. Дальнейшие

пути их совершенствования у зернобобовых и крупяных культур............................... 10

Сандухадзе Б.И., Коч етыгов Г.В., Рыбакова М.И., Бугрова В.В., Морозов А.А., Сандухадзе Э.К., Коровушкина М.С., Гусева Н.Ю. Сортимент озимой мягкой пшеницы для центрального

региона России с повышенным потенциалом продуктивности и качества......................... 16

Новикова Н.Е., Агаркова С.Н., Беляева Р.В., Головина Е.В., Цуканова З.Р., Сулимова Н.Н., Митькина Н.И. Влияние интрогрессии мутантных генов на формирование урожайности сортов

гороха..

20

Чекалин Е.И., Амелин А.В., Кондьыков И.В. Морфофизиологические параметры перспективного

зернового сорта гороха полевого для центральных регионов России............................ 27

Бобков С.В., Суч кова Т.Н. Аминокислотный состав запасных белков у диких подвидов гороха

PISUM SATIVUM L............................................................................ 30

Сокурова Л.Х. Исходный материал для селекции проса на высокую продуктивность в условиях

степной зоны Кабардино-Балкарской Республики............................................... 33

Ковтун В.И., Ковтун Л.Н. Высокопродуктивная сильная озимая пшеница универсального типа

Нива Ставрополья........................................................................... 36

Зверева Н.А., Терехин М.В., Рукосуев Р.В., Мищенко Л.Н., Манзюк О.В. Сравнительная характеристика технологических, биохимических качеств зерна яровой пшеницы дальневосточной

селекции................................................................................... 38

Фесенко А.Н., Бирюкова О.В., Шипулин О.А., Фесенко И.Н. Перспективы использования

мутации DETERMINATE FLORET CLUSTER в селекции гречихи...................................... 41

Зубарева К.Ю., Павловская Н.Е. Связь устойчивости гороха PISUM SATIVUM L. к гороховой

зерновке BRUCHUS PISORUM L. с содержанием фенольных соединений............. 44

Лихач ёв Б.С., Якушева А.С., Новик Н.В. Перспективы развития проростковой селекции

люпина..................................................................................... 47

Стебакова Е.Н., Амелин А.В. Морфофизиологические параметры перспективного сорта бобов для

ЦЧР РФ как цели селекции................................................................... 51

Корниенко Н.Н., Бобков С.В., Кондьыков И.В., Бутримова Н.А. Компонентный состав запасных

белков линий гороха с многоцветковым апикальным цветоносом................................. 56

Селихова Т.Н., Бобков С.В. Компонентный состав запасных белков образцов диких таксонов

гороха.

59

Агаркова С.Н., Беляева Ж.А., Головина Е.В., Беляева Р.В., Коломейч енко А.С.,

Коломейч енко В.В. Эколого-генетический контроль формирования корневой системы и надземных

органов различных морфотипов люпина узколистного.............................................. 62

Бирюкова О.В., Фесенко А.Н., Шипулин О.А., Фесенко И.Н. Потенциал ремонтантности и

плодообразования сортов гречихи различного морфотипа.......................................... 65

Петрова С.Н., Моисеенко Ю.В. Эффективность взаимодействия сортов люпина узколистного с

полезной почвенной микрофлорой................................................................ 69

Князев С.Д., Зарубин А.Н, Андрианова А.Ю. Динамика обновления и направления

совершенствования сортимента чёрной смородины в России.................................. 72

Седов Е.Н., Макаркина М.А., Серова З.М. Производственно-биологическая характеристика

иммунных к парше сортов яблони ВНИИСПК........................................................ 78

Корнеева С.А., Седов Е.Н. Выращивание колонновидных сортов яблони при различных

технологиях................................................................................... 82

Красова Н.Г., Галашева А.М., Голышкина Л.В., Янч ук Т.В. Влияние низких температур на

некоторые физиолого-биохимические показатели сортов яблони различной зимостойкости............ 86

Долженко Т.В. Метаболиты актиномицетов для защиты сада от вредителей.................. 91

Азаматов М.А. Результаты сортоизучения айвы в степной зоне Кабардино-Балкарии................. 94

Леонич ева Е.В., Ветрова О.А., Мотылёва С.М., Мертвищева М.Е. Сортовые особенности накопления свинца и никеля растениями земляники садовой в словиях техногенного

загрязнения................................................................................... 97

Экономич еские аспекты развития аграрного производства Попова И.В. Современное состояние и проблемы развития малых форм хозяйствования Иркутской

области....................................................................................... 101

Жаравина О.М. Методика оценки результативности руководителей в сельскохозяйственных

организациях (на примере Кировской области)................................................... 108

Титаренко В.В., Звягинцева Ю.А. Стратегическое управление техническим развитием

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предприятий АПК............................................................................... 112

Логвинская Н.М. Экономическое содержание и особенности составления четной политики

коммерческого банка........................................................................... 116

Соловьев Д.П. Совершенствование отчета о движении денежных средств в сельскохозяйственных

организациях в соответствии с МСФО............................................................ 121

Борисов М.Ю., Новикова Н.Н. Состояние и тенденции развития рынков сельскохозяйственной

продукции на основе математических моделей.................................................... 124

Дерунова Е.А. Развитие планирования и координации фундаментальных и прикладных научных

исследований в аграрном секторе экономики..................................................... 126

Мамаева Г.Н. Влияние законодательных новаций на современное состояние рынка а диторских услуг в России............................................................................... 131

© ФГБОУ ВПО Орел ГАУ, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.