УДК 657.62 ББК 65.052.8 Т 23
И.Ф. Таусова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и финансирования Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918) 225-38-81, e-mail: tausovaOl @mail.ru. Д.В. Андрюхина
Студент экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 473-98-78, e-mail: bewerlis@mail.ru. Е.Р. Бореева
Студент экономического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 469-13-28, e-mail: katya.boreeva@mail.ru.
АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрены особенности аудиторской деятельности в Российской Федерации в период обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов; приведены особенности современного этапа развития национального аудита. Основное внимание акцентируется на проблемах качества аудиторских услуг, их последствиях и неизбежности реформирования аудита в РФ с целью решения обозначенных проблем. Авторами предложен комплекс мер, направленных на преодоление негативных тенденций развития и осуществления аудиторской деятельности, в том числе меры по предупреждению демпинга.
Ключевые слова: аудит, саморегулируемые организации аудиторов, качество аудита, факторы, регулирование, меры.
I.F. Tausova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Accounting and Finance Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918) 225-38-81, e-mail: tausova01@mail.ru.
D.V. Andryukhina
Student of Economics Faculty, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928) 473-98-78, e-mail: bewerlis@mail.ru.
E.R. Boreeva
Student of Economics Faculty, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928) 469-13-28, e-mail: katya.boreeva@mail.ru.
AUDITING ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE: THE PROBLEMS OF IMPLEMENTATION AND WAYS
TO SOLVE THEM
Abstract. The paper considers peculiarities of auditing activity in the Russian Federation in the period of compulsory membership in self-regulating organizations of auditors. It presents the peculiarities of the current stage of development of the national audit. The authors pay their special attention to the problems of the quality of audit services, their consequences and the inevitability of the audit reform in the Russian Federation in order to solve the indicated problems. They propose a set of measures aimed at overcoming negative trends in development and implementation of audit activities, including measures to prevent dumping.
Keywords: audit, self-regulatory organizations of auditors, audit quality, factors, regulation, measures.
Возникновение аудита в России, являющегося одним из важнейших социально-экономических институтов, связано с переходом к рыночной экономике и ее проблемами и трудностями.
Система регулирования аудиторской деятельности в нашей стране формировалась с учетом мировой практики. При этом важно отметить, что в России принята концепция государственного регулирования деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и законодательно определены все ее основные элементы. Однако регулирование аудиторской деятельности осуществляется не только посредством законов и подзаконных актов, издаваемых государственными структурами, но и с помощью нормативных актов профессиональных аудиторских организаций — саморегулируемых организаций аудиторов (СРОА) [1, с. 38].
В настоящее время аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со следующими федеральными законами: от 30.12.08 г. №307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [2] и от 01.12.07 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [3], а также другими нормативно-правовыми актами, основывающимися на совмещении государственного и профессионального регулирования.
В России для обеспечения интересов аудиторской профессии создан Совет по аудиторской деятельности при Минфине. Закон №307-Ф3 установил состав Совета, в состав которого входят 16 членов: десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, два представителя Минфина России, по одному представителю от Банка России и Минэкономразвития России и два представителя от СРОА. В настоящее время в РФ функционирует пять профессиональных аудиторских некоммерческих объединений: «Аудиторская палата России», «Институт профессиональных аудиторов», «Московская аудиторская палата», «Российская коллегия аудиторов» и «Аудиторская ассоциация Содружество».
Федеральный закон №403-Ф3 [4] изменил требования к численности членов СРОА, причем достаточно существенно.
Так, раннее для включения некоммерческих организаций в Реестр саморегулируемых организаций аудиторов требовалось объединение в ее составе в качестве членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным законодательством требованиям. Сейчас этот показатель составляет 10 тыс. и 2 тыс. соответственно, что естественным образом приведет к сокращению количества саморегулируемых организаций аудиторов. В свою очередь, это может оказать неблагоприятное влияние на развитие рынка аудиторских услуг. Участникам этого рынка услуг необходимо выбрать до 01.01.2017 г. СРОА, членами которой они будут являться. В то же время СРОА должны будут определить, кто из них продолжит функционировать дальше, что поспособствует образованию нездоровой конкуренции уже между самими СРОА и, несомненно, скажется на качестве аудита.
При выборе СРОА и для вступления в нее аудитору необходимо определиться со следующей информацией:
1. Имеет ли фирма право на осуществление подобной деятельности, т.е. включена ли она в Государственный реестр аудиторских организаций, соответствует ли информация, декларируемая на сайте СРОА, предоставленной на сайте Ростех-надзора.
2. Сколько в штате фирмы профессиональных аудиторов (их должно быть не менее трех), наличие у них действующих аттестатов, внутрифирменных стандартов, которые регламентируют проведение аудита.
3. Какое количество времени компания ведет свою деятельность (саморегулируемая организация должна существовать более трех-четырех лет), имеется ли у компании страховой полис профессиональной ответственности.
4. Организована ли система контроля качества услуг, какова репутация организации, какое место она занимает в независимых рейтингах, имеются ли крупные клиенты.
5. Какой комплекс дополнительных услуг предоставляет аудиторская компа-
ния, каково местоположение аудиторской организации.
Для того, чтобы не было нездоровой конкуренции между СРОА, необходимо, чтобы были решены следующие задачи, являющиеся важнейшими для развития добросовестной конкуренции в системе саморегулирования: осведомленность потребителя; открытость статей сравнения; независимость методик анализа.
Важной и актуальной проблемой в настоящее время является низкая конкурентоспособность большинства отечественных аудиторских организаций, отсутствие интереса к проведению инициативного аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Это связано с тем, что они не имеют необходимых финансовых, кадровых и иных ресурсов для обеспечения должного функционирования деятельности, системы внутреннего контроля аудиторских организаций и достижения целей аудиторской деятельности, существует сложность в частых изменениях бухгалтерского и налогового законодательства, что ставит под сомнение их потенциальную конкурентоспособность в целом.
Реальность такова, что приходится констатировать снижение качества аудиторских услуг. Это происходит из-за сокращения количества аудиторов, что связано с высокими требованиями для получения статуса аудитора, которому нужно сдать квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора.
Претендент может допускаться к квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора в том случае, если он имеет высшее образование. Также претендент должен иметь стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее трех лет; не менее двух из них должны приходиться на работу в аудиторской организации.
В ситуации сокращения количества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов они сражаются за сохранение своего положения с помощью сокращения издержек и (или) предложения клиентам демпинговых цен. Такие цены существенно ниже рыночных и порой не
превышают себестоимость услуги. Следствием этого выступает очень низкое качество аудита, что не удовлетворяет интересы как пользователей финансовой отчетности, так и общества в целом. Когда аудитор работает по таким ценам, он отчетливо понимает, что не сможет провести аудит на должном уровне, что также понимает и клиент, который перестает видеть смысл в проведении «поверхностного» аудита и не хочет за это платить. Неудовлетворительное качество аудита оправдывается его низкой ценой. Решение данной проблемы возможно с помощью усиления государственного регулирования аудита, установления государством фиксированных цен, которые находятся в разумных пределах, и контроля за проведением качества аудита.
Рассмотрим данные таблицы 1, в которой представлена информация о количестве аудиторов и аудиторских организаций, которые имеют право на осуществление аудиторской деятельности за период
2013—2016 гг.
Данные таблицы 1 показывают, что количество аудиторских организаций и аудиторов за представленный период имеет негативную тенденцию к снижению. Количество аудиторов, которые сдали квалификационный экзамен на получение единого аттестата, за это время увечилось, несмотря на снижение количества аудиторов и аудиторских организаций в общем.
Обеспокоенность в настоящее время вызывают итоги анализа численности аудируемых лиц в динамике. В течение
2014—2015 гг. количество организаций России, отчетность которых подлежала аудиторской проверке, сокращалось. Такая тенденция очень опасна для аудиторского сообщества, так как объемы и доходность деятельности аудиторов стремительно снижаются, но наибольший риск это представляет для потенциальных пользователей финансовой отчетности. У аудиторов появляется еще большая потребность в сохранении клиентов любой ценой, которая выступает в виде аудиторского заключения.
Для наглядности обозначенной проблемы рассмотрим данные распределения выданных аудиторских заключений по их видам, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Распределение выданных аудиторских заключений по видам [5]
Таблица 1
Количество аудиторских организаций и аудиторов в РФ [5]
Аудиторы 1н со ■Н 1н ■н 1н ю ■Н 31.12.15 г. 15.03.16 г.
и аудиторские организации о ■Н О О ■Н О О ■Н О
Имеют право на осуществление аудиторской деятельности — всего, тыс., 5,7 5,5 5,3 5Д 5,3
в том числе:
аудиторские организации 4,8 4,7 4,5 4,4 4,5
индивидуальные аудиторы 0,9 0,8 0,8 0,7 0,8
Аудиторы — всего, тыс. из них: 24,1 23,0 22,2 21,5 21,3
сдавшие квалификационный экзамен на получение аттестата 3,2 3,2 3,4 3,5 3,5
Вид аудиторского заключения Доля в общем количестве выданных аудиторских заключений
по результатам обязательного аудита по результатам инициативного аудита
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Аудиторские заключения — всего, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0
с выражением немодифицированного мнения 76,5 77,6 73,1 75,9
с выражением мнения с оговоркой 22,6 21,6 24,3 21,3
с выражением отрицательного мнения 0,5 0,5 1,6 1,8
с отказом от выражения мнения 0,3 0,3 1,0 0,9
Аудиторские заключения с выражением сомнения в возможности клиента продолжать деятельность и с указанием на значительную неопределенность в деятельности клиента 3,2 3,8 2,5 3,0
Согласно данным Минфина России [5], доля в общем количестве выданных немодифицированных аудиторских заключений по результатам проведения обязательного аудита в 2015 г. составила 77,6% и по сравнению с 2014 г. выросла на 1,1%. По результатам инициативного аудита, доля выданных немодифицированных аудиторских заключений в 2015 г. выросла почти на 3%.
Также за этот период увеличивалась доля с выражением отрицательного мнения и отказом от выражения мнения по результатам инициативного аудита. Число аудиторских заключений с выражени-
ем мнения с оговоркой за 2014—2015 гг. наоборот снизилось.
В настоящий момент ни один действующий законодательный акт не содержит положений, которые предусматривают ответственность за нарушение требования проводить обязательный аудит. В п. 1 ст. 14 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не прописано, что аудиторское заключение должно включаться в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность [6]. Упоминанием о наличии такой необходимости является положение п. 2 ст. 18 этого закона, в котором указано, что аудиторское заключение входит в со-
Таблица 3
Основания для проведения аудита [5]
Основание проведения аудита Доля в общем количестве проведенных аудитов, %
2014 г. 2015 г.
Выдано аудиторских заключений — всего, в том числе по результатам: 100,0 100,0
а) обязательного аудита 85,3 88,7
из них отчетности:
открытых акционерных обществ 20,4 19,9
организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах 1,2 1,2
кредитных организаций 1,5 1,2
страховых организаций и обществ взаимного страхования 0,7 0,6
негосударственных пенсионных фондов 0,2 0,2
организаций, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25% 3,8 3,4
организаций, финансовые показатели которых выше минимальных значений 50,5 49,7
б) инициативного аудита 14,7 11,3
став отчетности, подлежащей представлению в государственные органы статистики, то есть годовой отчетности. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление государственному органу аудиторского заключения организациями, которые обязаны проводить обязательный аудит. В случае нарушения положения этого кодекса организация будет платить административный штраф, который может быть наложен на должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) в сумме 300—500 р.; на юридических лиц — от 3 до 5 тыс. р.
В законодательство необходимо внести изменения, которые предусматривают штрафы, пени за уклонение от проведения обязательного аудита. Их размер должен быть значительно больше средней стоимости проведения аудита в организации. При аудировании организации аудиторам необходимо учитывать наличие аудиторского заключения за предыдущий год (когда аудит обязателен), что повлияет на модификацию аудиторского заключения (таблица 3).
Из таблицы 3 можно сделать вывод, что за период 2014—2015 гг. число ауди-
торских заключений, которые выданы по результатам обязательного аудита, в общем количестве увеличилось и равно 88,7%, когда в 2014 г. было 85,3%. Но существует проблема снижения количества проведенного инициативного аудита с 14,7% до 11,3%.
К числу мер, которые направлены на преодоление вышеприведенных негативных тенденций, на наш взгляд, можно отнести введение на законодательном уровне финансовой ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита; улучшение качества аудиторских услуг; закрепление на законодательном уровне того периода времени, в течение которого клиент не сможет поменять аудитора; борьбу с демпинговыми ценами на аудит; профессиональную подготовку и переподготовку аудиторов; предоставление налоговых льгот.
Российскими специалистами предлагаются следующие меры по предупреждению демпинга:
1) обеспечить со стороны общественных организаций аудиторов контроль цен на аудиторские услуги. Если стоимость услуги опускается против средней стоимости в два раза и более, осуществлять внеочередной контроль качества аудитор-
ских проверок, проводимых организациями, предложившими столь низкие цены;
2) проводить внеочередной внешний контроль качества оказываемых аудиторских услуг в отношении тех организаций, у которых стоимость годового аудита, приходящегося на одного клиента, составляет менее 50 тыс. р. В этих целях предлагается внести в отчетность аудиторских организаций данные о средней стоимости по одному клиенту;
3) Федеральные правила (стандарты) должны исполняться на всех этапах аудита, включая заключение договоров. Таким образом, договора на аудит должны содержать в виде приложения обоснованный расчет параметра аудита — трудоемкости, существенности, рисков, выборки, уверенности в отсутствии ошибок;
4) система контроля качества должна включать в себя оценку качества аудита в момент заключения договора и непосредственно после проведения проверки;
5) создание автоматизированной системы проведения тендеров, учитывающей не только стоимость аудита, но и иные объективные параметры (например, публикуемый рейтинг аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, отражающий качество их работы).
Проблему существующего демпинга постарался решить Совет по аудиторской деятельности при Минфине, разработав Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской отчетности организаций [7]. В рекомендациях подробно расписаны этапы проведения конкурса. Например, в требованиях к конкурсной комиссии прописано, что в нее не должны входить лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей аудиту. Даются рекомендации предприятию — организатору конкурса по включению в конкурсную документацию информации о предприятии, необходимой для определения стоимости аудиторской проверки. В требованиях к участникам закупки обязательно членство в СРОА и отсутствие мер дисциплинарного воздействия, прохождение внешнего контроля
качества, независимость от аудируемого лица. Начальная (максимальная) цена договора, согласно рекомендациям, рассчитывается исходя из рыночной цены в соответствии с требованиями законодательства. Специалистами Совета были разработаны и требования к заявкам участников и их оценке. Уделено внимание антидемпинговым мерам, которые предусмотрены п. 1 ст. 37 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключаются в том, что если цена договора на проведение аудита составляет более чем 15 млн р. и участником закупки предложена цена, которая на 25% и более, ниже начальной (максимальной) цены, договор на проведение аудита заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем его в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если договором предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки [8]. Свою добросовестность аудитор должен доказать, предъявив подтверждение опыта оказания аналогичных услуг. Тем самым была проведена большая работа по переходу от критерия цены к критерию качества выбираемого аудитора или аудиторской компании.
Таким образом, изучив статистические данные, характеризующие динамику рынка аудиторских услуг за период 2013—2016 гг., нормативно-правовые акты по регулированию, можно свидетельствовать о наличии тревожных фактов, которыми являются: уменьшение количества лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности, неравномерность развития аудиторских организаций; значительное снижение количества аудируемых лиц, что приводит к уменьшению доходов аудиторов и пр. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о формировании отрицательных тенденций развития аудита, который является гарантом в обеспечении общества необходимой достоверной и полной информацией о финансовом состоянии субъектов бизнеса.
Примечания:
1. Богатая И.Н., ХахоноваН.Н. Аудит: учебник. М.: КНОРУС, 2011. 720 с.
2. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 [в ред. от 03.07.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
3. О саморегулируемых организациях: федер. закон от 01.12.2007 № 315-Ф3 [в ред. от 03.07.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 01.12.2014 №403-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
5. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. URL: http: //www. minf in .ru/ru/perf omance/audit/auditstat/Mainlndex / #ixzz4RCcSoCr8
6. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 №402-ФЗ [в ред. от 23.05.16 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
7. Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности: приказ Росимущества от 21.01.2016 №12. URL: http://www.rosim.ru/activities/corp/methodology/documents /mr afo.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 №44-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.
References:
1. Bogataya I.N., Khakhonova N.N. Audit: a textbook. Moscow: KNORUS, 2011. 720 p.
2. On auditing activity: Feder. Law of 30.12.08 № 307-FZ [in an edition of 03.07.16] // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.
3. About self-regulatory organizations: Feder. Law of 01.12.07 № 315-FZ [in an edition of 03.07.16] // HLS Consul tantPlus. M., 2016. Title from the screen.
4. On the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: Feder. Law of 01.12.14. № 403-FZ // HLS Consul tantPlus. M., 2016. Title from the screen.
5. The main indicators of the market of audit services in the Russian Federation. URL: http: //www. minf in .ru/en/perf omance/audit/auditstat/Mainlndex / #ixzz4RCcSoCr8
6. On accounting: Feder. Law of 06.12.11. № 402-FZ [in an edition of 23.05.16] // HLS Consul tantPlus. M., 2016. Title from the screen.
7. On approval of methodological recommendations for the organization and conduct of a mandatory audit of financial (accounting) statements: Order of the Federal Agency for Federal Property Management of Ukraine on January 21,16, № 12. URL: http://www.rosim.ru/activi-ties/corp/methodology/documents/mraf о.
8. About contract system in the sphere of procurement of goods, works, services for provision of state and municipal needs: Feder. Law of 05.04.13 № 44-FZ // HLS ConsultantPlus. M., 2016. Title from the screen.