УДК 676.6
08.00.00 - Экономические науки
Тюпаева Алиса Игоревна
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Россия, Тверь
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Е-mail: [email protected]
Азарова Любовь Владимировна
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный технический университет»
Россия, Тверь
Кандидат технических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Е-mail: [email protected]
Развитие саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
Аннотация: Рассмотрена история становления объединений аудиторов, функции современных саморегулируемых организаций аудиторов (Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Московская аудиторская палата, Российская коллегия аудиторов, Аудиторская ассоциация Содружество), в том числе их значение в системе регулирования аудита в Российской Федерации в качестве ее негосударственного компонента. Произведено сравнение двух статусов аудиторских объединений -профессиональных аккредитованных при Министерстве финансов РФ аудиторских объединений (аккредитация получена в 2006 г., в такой форме просуществовали до 2009 г.) и саморегулируемых организаций аудиторов (внесение данных в государственный реестр Министерства финансов РФ осуществлено в 2009 г.), выявлены преимущества нового статуса саморегулируемых организаций (с 2009 г.). Отражена сущность изменений
регламентирования аудиторской деятельности с принятием в 2008 году нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Представлена характеристика современного состояния саморегулирования аудиторской деятельности в РФ (распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по саморегулируемым организациям аудиторов, региональное представительство, методическая работа, финансовые показатели), отражены основные преимущества нахождения аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов, обозначены основные проблемы развития саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова: Аудит; негосударственное регулирование; аккредитованные при Министерстве финансов РФ профессиональные аудиторские объединения; саморегулируемые организации аудиторов.
Идентификационный номер статьи в журнале 189БУЫ613
Alisa Tiupaeva
Tver State Technical University Russia, Tver E-Mail: [email protected]
Liubov Azarova
Tver State Technical University Russia, Tver E-Mail: [email protected]
Evolution of self regulation of auditing activities in the Russian Federation
Abstract: Article describes the history of auditing associations, functions of modern self regulatory auditing organizations (Audit Chamber of Russia, Institute of Professional Auditors, Moscow Audit Chamber, Russian Collegium of Auditors, Auditor Association Sodruzhestvo). Described the role of this organizations in audit regulation system in Russian Federation. Compared two statuses of auditing associations. First, professional auditing associations, which are accredited by the Ministry of Finance of the Russian Federation in 2006 till 2009. Second, self regulatory auditing organizations, which data was included in State Register of the Ministry of Finance of the Russian Federation in 2009. Described changes in the regulation of the audit since applying of the new Federal Law "On Auditing activities" in 2008. Underdrawn modern state of self regulation of the audit in the Russian Federation: distribution of auditing organizations and private auditors among self regulatory auditing organizations, regional representatives, methodics and financial results. Shown main advantages of participating of auditing organizations in self regulatory auditing organizations and main problems of development of self regulation of auditing activities in the Russian Federation.
Keywords: Audit; non-governmental regulation; professional auditing associations, which are accredited by the Ministry of Finance of the Russian Federation; self regulatory auditing organizations.
Identification number of article 189EVN613
Аудиторские объединения возникли в девяностых годах. Аудиторская палата России -самая авторитетная в своей области организация - существует с 1995 года. Однако впервые статус профессионального аудиторского объединения был закреплен в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» от 2001 г. К таким организациям предъявлялись определенные требования. Например, определенное количество членов и обязательная аккредитация при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять регулирование в сфере бухгалтерского учета и аудита (Министерство финансов РФ). Задачи по развитию бухгалтерской и аудиторской профессий, повышению их престижа путем создания и развития объединений бухгалтеров и аудиторов ставились в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (1998 г.), в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004 г.). В 2002 г. появилось Временное положение об аккредитации профессиональных аудиторских объединений. Фактически аккредитация аудиторских объединений при Минфине произошла только в 2006 году. Тогда были аккредитованы следующие некоммерческие партнерства: Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России, Аудиторская палата России, Московская аудиторская палата, Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Институт профессиональных аудиторов [1].
Статус данных организаций существенно изменился с принятием в 2008 г. нового Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Сравнение статусов «старых» и «новых» аудиторских объединений представлено в таблице 1.
Таблица 1
Сопоставление функций профессиональных аккредитованных аудиторских объединений и саморегулируемых организаций (далее - СРО аудиторов)
Критерии для сравнения Официальное название -Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение (2006 г. - 2008 г.) Официальное название -Саморегулируемая организация аудиторов (с 2009 г. - настоящее время)
Получение официального статуса Аккредитация при Минфине РФ в 2006 г. Внесение записей в государственный реестр СРО аудиторов (реестр ведет Минфин) в 2009 г.
Федеральные законы, нормативные документы, закрепляющие права и обязанности Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Приказ Минфина РФ от 29.04.2002 г. № 38н «Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации» Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ, Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
Количество членов в одном объединении по Федеральному закону Не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций [2] Не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций [3]
Основные функции Участие в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой Минфином; разработка учебных программ и планов, осуществление профессиональной подготовки аудиторов; проведение проверок качества работы и применение мер воздействия в отношении виновных членов объединения; ходатайства перед Минфином о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора; о приостановлении их действия и аннулировании (в отношении своих членов); о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов; защита профессиональных интересов аудиторов в органах власти, судах и правоохранительных органах [2]. Разработка экзаменационных материалов в соответствии с аттестационными требованиями Минфина для аттестации претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора [4] Разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, участие в разработке проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета; организация прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации; участие в создании и деятельности единой аттестационной комиссии; установление и применение мер дисциплинарного воздействия к ее членам за нарушение ими требований федерального законодательства, стандартов деятельности, внутренних документов СРО [3]. Представление интересов членов СРО в их отношениях с органами власти; осуществление контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО; ведение реестра членов СРО; участие в обсуждении проектов законов, государственных программ по вопросам аудиторской деятельности; внесение на рассмотрение органов власти предложений по вопросам формирования и реализации политики в сфере аудита [5].
Обязательность членства Членство аудиторов и аудиторских организаций на добровольной основе Членство аудиторов и аудиторских организаций в обязательном порядке
Разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, федеральных стандартов бухгалтерского учета Таких функций нет Такие функции есть (в отношении федеральных стандартов аудиторской деятельности - это обязанность СРО, а не право)
Обеспечение дополнительной имущественной ответственности путем создания компенсационны х фондов Нет Да
Наличие стандартов аудиторской деятельности Да Да
Наличие правил независимости Нет Да
Кодекс профессионально й этики Да Да
Система контроля за соблюдением правил и этики (в том числе проверки членов) Да Да, в том числе наличие правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО
Участие в Совете по аудиторской деятельности при Минфине Представительство должно составлять не менее 51 % общего состава Совета [2]. Но Совета на тот момент не было. 2 представителя СРО из 16 членов Совета [6], что составляет 12,5%. Состав совета утвержден только в 2012 году приказом Минфина РФ от 30 июля 2012 г. № 279.
Из таблицы 1 следует, что изменились как сами требования к организациям, чтобы они считались саморегулируемыми организациями аудиторов и были внесены в Государственный реестр СРО аудиторов (реестр ведет Минфин), так и существенно изменилось их значение, выполняемые функции. Их роль стала заметно серьезнее. СРО создаются теперь не по желанию, а должны работать в обязательном порядке, так как они официально включаются в систему регулирования аудиторской деятельности в качестве ее неотъемлемого негосударственного компонента в двух проявлениях: в качестве функционирования самих СРО и в качестве вхождения их представителей в Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ. О вхождении СРО в систему регламентирования аудиторской деятельности свидетельствуют, например, следующие статьи Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 2008 г.:
• статья 3, в которой отражено, что аудиторская организация - это коммерческая
организация, являющаяся членом СРО аудиторов [3]. Из чего можно сделать вывод о том, что без существования в аудиторской деятельности СРО, аудитор не имеет права осуществлять свою деятельность;
• статья 16, где сказано, что в Совет по аудиторской деятельности должны
входить два представителя от СРО аудиторов [3];
• статья 17, в соответствии с которой к СРО переходят важнейшие функции - по
разработке проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, ранее разрабатываемых и утверждаемых Минфином [3].
Сущность реформирования органов контроля в аудиторской деятельности сводится к тому, что саморегулируемым организациям передаются функции контроля за ее членами (с помощью установления собственных стандартов деятельности в каждой СРО, осуществления проверок членов СРО и применения мер дисциплинарного воздействия к нарушителям), которые ранее выполнял Минфин, выдавая аудиторским организациям лицензии. Соответственно лицензирование с приходом в систему СРО отменяется (с 2009 года).
СРО задумывались для повышения эффективности контроля качества аудиторской деятельности, для вхождения представителей аудиторских организаций во власть через создание при Минфине Совета по аудиторской деятельности. Государственный контроль был модифицирован и определенные его функции перешли к СРО. Предполагалось, что для повышения престижа профессии, для соответствия российским и международным правилам система сама будет избавляться от членов, не соответствующих определенным требованиям, предъявляемых законодательством и стандартами, правилами, установленными самой СРО. Таким образом, система лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемая Минфином, утрачивала свое значение. Кроме того, нормативное обеспечение (разработка проектов и организация их публичного обсуждения) аудиторской деятельности перешло от Минфина именно к тем организациям, которые знают эту сферу изнутри (к СРО, объединяющим аудиторские организации).
Современная СРО аудиторов - это объединяющее членов единой профессии (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) некоммерческое партнерство. У каждой СРО есть устав, стандарты деятельности, которым должны следовать ее члены, положение о членстве в СРО, кодекс этики, правила независимости, правила внешнего контроля качества работы членов СРО. При вступлении в СРО аудиторская организация должна соответствовать определенной организационно-правовой форме (ООО, ЗАО), аудитор должен иметь квалификационный аттестат аудитора, претенденты должны иметь безупречную деловую репутацию, иметь правила внутреннего контроля качества. Претенденты на вступление обязаны оплатить взнос на предварительный контроль, вступительный взнос (например, в Аудиторской палате России (АПР) это 40 тыс. руб. для аудиторской организации, 20 тыс. руб. для индивидуального аудитора, 3 тыс. руб. для аттестованного аудитора - сотрудника аудиторской организации [7]), взнос в компенсационный фонд (в АПР 5 тыс. руб. для аудиторской организации и 3 тыс. руб. для индивидуального аудитора и аттестованного аудитора [8]) и оплачивать членские взносы (например, в АПР годовые взносы для членов составляют в зависимости от выручки от 16 тыс. руб. до 2,25 млн. руб. [7]) Кроме того, некоторые СРО обязывают своих членов страховать ответственность (например, в АПР на сумму от 1 млн. руб. до 100 млн. руб. в зависимости от выручки [9]). При СРО работают Третейские суды.
Члены СРО получают от нее следующие преимущества:
• вступление в СРО дает право на ведение аудиторской деятельности;
• защита членов в случае оказания ими некачественных аудиторских услуг (из средств компенсационного фонда в случае судебных разбирательств);
• обеспечение современными методическими материалами с учетом международных требований;
• обучение и повышение квалификации аудиторов и аудиторских организаций в СРО;
• СРО выступает проводником в цепи «аудиторская организация - власть» (например, в Совете по аудиторской деятельности, рассматривающего федеральные стандарты аудиторской деятельности и рекомендующего их к утверждению Минфином, работают два представителя от СРО);
• СРО могут продвигать интересы аудиторских организаций, создавая проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Среди существующих на данный момент СРО первой новой СРО, зарегистрированной в реестре Минфином, стала Аудиторская палата России (запись от 01.10.2009 г.), далее по времени внесения записей в реестр идут Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Аудиторская ассоциация Содружество (ААС). Изначально (2009 г.) также были внесены сведения о Гильдии Аудиторов ИПБР, но в 2012 г. из реестра эти cведения исключены. Таким образом, на данный момент функционируют пять СРО аудиторов (по данным реестра Минфина на 13 декабря 2013 г.) [10].
По данным Минфина за 2012 год членами Аудиторской палаты России (АПР) являются 26,9 % общего числа аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов - членов пяти саморегулируемых организаций аудиторов; МоАП - 25,1 %; ААС - 21,4 %; РКА - 16,2 %; ИПАР - 10,4 % [11]. По числу подразделений в регионах (за 2012 год) на первом месте АПР -60 подразделений, на втором ААС - 28, на третьем ИПАР - 10, на четвертом РКА - 7, у МоАП подразделений в регионах нет [11]. По количество принятых методических материалов в области аудиторской деятельности и числу проведенных методических (в том числе обучающих) мероприятий в 2012 г. лидирует МоАП - 22 и 84 соответственно, далее следует АПР - 15 и 42 соответственно, РКА - 0 и 49, ААС - 2 и 23, ИПАР - 0 и 1 [11]. По финансовым показателям с большим отрывом лидирует АПР - 80,1 млн. руб. (доходы за 2012 год) [11]. По величине компенсационного фонда АПР также на первом месте - 31,9 млн. руб.; немногим меньше у МоАП - 29,2 млн. руб.; ААС - 21,9 млн. руб., РКА - 16,6 млн. руб.; ИПАР - 10,2 млн. руб. [11].
Проблемами саморегулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации является незащищенность членов СРО при ее распаде: членские взносы не возвращаются, и, несмотря на то, что в уставах СРО есть норма о том, что деньги от продажи имущества СРО после удовлетворения требований всех кредиторов, делятся между членами СРО, может случиться, что к моменту такого распределения счета будут нулевыми ввиду того, что денег не останется после погашения всех долгов перед кредиторами или они будут намеренно скрыты. После раскола в руководящей верхушке Гильдии аудиторов ИПБР и в процессе дальнейшего хода конфликта в судах, Минфин исключил Гильдию ИПБР из реестра СРО аудиторов в 2012 году. И члены Гильдии вынуждены были вступить в другие СРО, изыскивая вновь средства на вступительные взносы, взносы в компенсационный фонды, оплачивая вновь членские взносы и др. Поэтому недостатками системы саморегулирования является на данный момент то, что на начальном этапе предусмотреть контролирующими органами истинные цели создания СРО невозможно или сложно, а когда она распадается, члены СРО
могут остаться ни с чем. В этой связи встает также вопрос о качестве предварительного, текущего и последующего контроля деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, осуществляемого Минфином.
1. Приказ Минфина РФ от 29.12.2006 г. № 574 «Об аккредитации
профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов
Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об
аудиторской деятельности».
3. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 (ред. от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ)
«Об аудиторской деятельности».
4. Приказ Минфина РФ от 29.04.2002 г. № 38н (ред. от 11.05.2006) «Об
утверждении Временного положения о порядке аккредитации
профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов
Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013 г. № 113-ФЗ)
«О саморегулируемых организациях».
6. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Состав совета по аудиторской
деятельности.
http://www.mmfm.ru/common/img/uploaded/Hbrary/2013/08/Sostav_SAD-27-08-
2013_%E2%84%96_224.pdf.
7. Официальный сайт Аудиторской палаты России. Членские взносы.
http://sroapr.ru/apr/chlenstvo/vznosy.php.
8. Официальный сайт Аудиторской палаты России. Взносы в компенсационный
фонд. http:// sroapr.ru/apr/chlenstvo/kompens-fond.php.
9. Официальный сайт Аудиторской палаты России. Требования к страхованию
профессиональной ответственности при осуществлении аудиторской
деятельности. http://sroapr.ru/docs/2013/treb_st.pdf.
10. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Государственный реестр
саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 13 декабря 2013 г. http://www.minfin.ru/ru/accounting/reestr_selfreg/reestr/.
11. Официальный сайт Министерства финансов РФ. Основные показатели
деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2012 г.
http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/selfregulation/.
Рецензент: Егорова Елизавета Владимировна, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тверского государственного технического университета.
ЛИТЕРАТУРА
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
Prikaz Minfina RF ot 29.12.2006 g. № 574 «Ob akkreditacii professional'nyh auditorskih ob#edinenij pri Ministerstve finansov Rossijskoj Federacii».
Federal'nyj zakon ot 07.08.2001 g. № 119-FZ (red. ot 30.12.2008) «Ob auditorskoj dejatel'nosti».
Federal'nyj zakon ot 30.12.2008 g. № 307-FZ (red. ot 23.07.2013 g. № 251-FZ) «Ob auditorskoj dejatel'nosti».
Prikaz Minfina RF ot 29.04.2002 g. № 38n (red. ot 11.05.2006) «Ob utverzhdenii Vremennogo polozhenija o porjadke akkreditacii professional'nyh auditorskih ob#edinenij pri Ministerstve finansov Rossijskoj Federacii».
Federal'nyj zakon ot 01.12.2007 g. № 315-FZ (red. ot 07.06.2013 g. № 113-FZ) «O samoreguliruemyh organizacijah».
Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RF. Sostav soveta po auditorskoj dejatel'nosti.
http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/08/Sostav_SAD-27-08-
2013_%E2%84%96_224.pdf.
Oficial'nyj sajt Auditorskoj palaty Rossii. Chlenskie vznosy. http://sroapr.ru/apr/chlenstvo/vznosy.php.
Oficial'nyj sajt Auditorskoj palaty Rossii. Vznosy v kompensacionnyj fond. http://sroapr.ru/apr/chlenstvo/kompens-fond.php.
Oficial'nyj sajt Auditorskoj palaty Rossii. Trebovanija k strahovaniju professional'noj otvetstvennosti pri osushhestvlenii auditorskoj dejatel'nosti.
http://sroapr.ru/docs/2013/treb_st.pdf.
Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RF. Gosudarstvennyj reestr samoreguliruemyh organizacij auditorov po sostojaniju na 13 dekabrja 2013 g. http://www.minfin.ru/ru/accounting/reestr_selfreg/reestr/.
Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RF. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti samoreguliruemyh organizacij auditorov v 2012 g.
http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/selfregulation/.