48
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 4(16) 2014
УДК 657.6 С.В. Черемисина
РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ
Рассмотрены основные этапы и проблемы развития аудиторской деятельности в России.
Ключевые слова: аудит, аудиторские услуги.
Аудиторская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики. На современном этапе в Российской Федерации получила развитие система общественного регулирования, переход от государственного регулирования к саморегулированию. Вместе с тем имеется ряд проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией
аудиторской деятельности. К ним, в частности, относятся вопросы стандартизации
аудиторской деятельности. Прежде чем рассмотреть направления решения проблем аудита, рассмотрим этапы развития аудй:Ьор'снйй)дшн'^1987^'й0;Ь йфсишериод зарождения аудиторской деятельности. Постановлением Совета Министров СССР от 08.09.87 № 1033245 «О создании советской аудиторской организации» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество «Инаудит». Специалисты АО оказывали широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. В 1992 г. АО «Инаудит» распалось на несколько самостоятельных организаций.
Второй этап (декабрь 1993 г. - август 2001 г.) -период становления российского аудита. Были приняты Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22.12.93 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», и ряд других документов.
Данный нормативный правовой акт определил понятие аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов, аудиторских фирм и экономических субъектов, основы государственного регулирования данного вида деятельности.
Государственное регулирование аудиторской деятельности в этот период осуществлялось Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Одной из ключевых задач нормативного обеспечения аудита была разработка аудиторских стандартов. За период 1996-2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности были разработаны 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудитор-
ской деятельности. Необходимо было обеспечить достаточно высокий уровень квалификации аудиторов. Это стало возможным с выходом постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1994 г. № 482. Был утвержден порядок аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности, а организация проведения аттестации и лицензионной работы в области аудита возложена на Министерство финансов Российской Федерации, Банк России и Росстрахнадзор, а затем поручена в целом Министерству финансов Российской Федерации.
В Министерстве финансов РФ в этот период был создан Департамент организации аудиторской деятельности, а также создана Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Минфина России.
К 2001 г. необходимость совершенствования законодательства аудиторской деятельности была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную роль в становлении аудита, уже не отражали сложившихся условий на рынке аудиторских услуг. Завершился период аудиторской деятельности, регулируемый Временными правилами. Настал этап, когда условия и правила аудиторской деятельности должны были приобрести силу закона [2].
Третий этап (август 2001 г. - декабрь 2008 г.) -законодательное становление аудита в России. Вступил в силу Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с данным Законом государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Минфином России. При уполномоченном федеральном органе в 2002 г. был создан Совет по аудиторской деятельности.
Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в 2001 г. дало профессии законодательную основу. За период его действия были сформированы системы аттестации и лицензирования, продолжилась работа по подготовке правил (стандартов) аудиторской деятельности. Правительством Российской Федерации утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные на основе международных стандартов аудита. Первым нормативным документом правительственного уровня стало постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», которым были утверждены первые 6 федеральных стандартов. Всего за период реализации федерального закона подготовлены и приняты 34 федеральных стандарта аудита. Совет по аудиторской деятельности при поддержке Минфина России и ФКЦБ России принял Кодекс этики аудиторов России 28 августа 2003 г., подготовленный на основе международных норм.
РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ
Четвертый этап (январь 2009 г. - декабрь 2014 г.) - период саморегулирования аудиторской деятельности. В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Основной идеей этого нормативного акта стала постепенная либерализация регулирования аудиторской деятельности. С 1 января 2009 г. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» вступил в силу и его основные положения направлены на освобождение государства от выполнения ряда функций по регулированию аудиторской деятельности. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности продолжает осуществлять уполномоченный федеральный орган - Министерство финансов Российской Федерации [1].
Государственное регулирование аудиторской деятельности в настоящее время в основном сводится к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в аудиторской сфере, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.
Функция организации квалификационного экзамена с 1 января 2011 г. переходит к единой аттестационной комиссии, создаваемой совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом Минфином России осуществлен переход от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию аудиторской профессии. В этот период аудиторским обществом были созданы и действуют в настоящее время саморегулируемые организации аудиторов: НП «Аудиторская палата России», НП «Институт профессиональных аудиторов», НП «Московская аудиторская палата», НП «Российская коллегия аудиторов», НП «Аудиторская ассоциация Содружество».
Саморегулируемые организации аудиторов (СРО) - это некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРО, и несоблюдение этого условия с 1 января 2010 г. запрещает заниматься аудиторской деятельностью [1].
Таким образом, четвертый этап развития аудиторской деятельности связан с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и характеризуется комплексом мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию.
Для данного этапа характерно утверждение в 2010-2011 гг. Минфином России новых девяти федеральных стандартов аудиторской деятельно-
сти (ФСАД) на основе современных международных стандартов аудита. Стандарты посвящены формированию аудиторского заключения, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов, аудиторским доказательствам и особенностям аудита отчетности, составленной по специальным правилам и особенностям аудита отдельной части отчетности. В результате разработки новых стандартов утратили силу пять стандартов. Всего по состоянию на 01.12.2014 действует 38 федеральных стандартов, разработанных на основе международных стандартов аудита, число которых составляет 43 стандарта [3].
Минфином России были подготовлены Разъяснения практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (одобрены Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г., протокол № 8).
Понятия профессиональных компетенций и этических норм в деятельности аудиторов, ответственность аудиторов требовали уточнения. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят новый Кодекс профессиональной этики аудиторов.
Детальная регламентация основополагающего принципа аудиторской деятельности - независимости - получила развитие в «Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6).
Сложно описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости. Поэтому Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости.
Отмена государственного контроля в большинстве видов экономической деятельности предусмотрена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Согласно данной Концепции создание условий для свободного предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества обозначены ключевыми принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.
Становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудиторской деятельности на базе саморегулирования. Однако необходимо отметить ряд основ-
Черемисина С.В.
50
ных проблем развития рынка аудиторских услуг на современном этапе [4].
1. Снижение количества клиентов по аудиту, обусловленное следующими причинами:
- повышение критериев обязательного аудита по выручке до 400 млн руб.;
- нежелание экономических субъектов проводить инициативный аудит;
- непроведение обязательного аудита из-за отсутствия ответственности;
- монополизация рынка аудиторских услуг.
2. Снижение количества аудиторских организаций: на 01.01.2011 г. - 6,1 тыс. аудиторских организаций, на 01.01.2014 г. - 5,5 тыс. аудиторских организаций. Это можно объяснить вышеназванными причинами, а также возрастанием требований к качеству аудита. Внешний контроль со стороны СРО и Росфиннадзора требует значительных ресурсов времени. Аудиторские организации закрываются до начала таких проверок. В результате высокой конкуренции и демпинга снижаются доходы аудиторских организаций.
3. Обострение кадрового вопроса. Произошло снижение числа аудиторов: на 01.01.2011 г. - 26,3 тыс. аудиторов, на 01.01.2014 г. - 23 тыс. аудиторов. Причинами можно назвать переход аудиторов в более высокооплачиваемые сферы, уход на пенсию, большие трудности сдачи экзамена на квалификационный аттестат.
За период с сентября 2011 г. по октябрь 2014 г. в компьютерном тестировании приняло участие 1025 претендентов, из них сдало 550 человек. Итоговый процент сдачи составил 54 %. В связи с тем, что в среднем каждый претендент принимал участие в квалификационном экзамене в части компьютерного тестирования дважды, то процент сдачи компьютерного тестирования с учетом повторных сдач составляет 27 %.
С января 2012 г. по октябрь 2014 г. в письменной работе приняло участие 438 претендентов, из них сдало 242 человека. Итоговый процент сдачи составил 55 %. Процент сдачи письменной работы с учетом повторных сдач составляет 37 %.
4. Монополизация рынка аудиторских услуг за счет расширения деятельности Большой четвёрки - четырех крупнейших в мире компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги: PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. Для этих организаций наблюдается рост доходов и клиентов за последние 5 лет.
Решение данных проблем требует совершенствования законодательства. В связи с этим внесены изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» от 01.12.2014 № 403-ФЗ.
Выделим основные направления измене-
ний в закон «Об аудиторской деятельности»:
1. Возрастание значимости стандартов и переход к международным стандартам аудита (МСА). Указано, что к аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые не в соответствии с требованиями, установленными стандартами аудиторской деятельности (ст. 1).
Намечен переход к МСА - аудиторская деятельность должна осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников (ст. 7).
2. Повышение ответственности аудируемого лица по исполнению требований федеральных законов - теперь в аудиторском заключении должно быть не только мнение аудитора о достоверности отчетности, но и мнение аудитора об исполнении требований федеральных законов аудируемыми лицами (ст. 6).
3. Усиление государственного регулирования намечено в следующих направлениях:
- виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (ст. 1);
- принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля будут устанавливаться не федеральными стандартами аудиторской деятельности, а уполномоченным федеральным органом (ст. 10).
4. Развитие российского малого и среднего бизнеса и ограничение сферы деятельности аудиторских организаций, которые контролируются либо находятся под значительным влиянием иностранных юридических лиц, планируется в следующих направлениях:
- в открытых конкурсах на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий отчетному год которой не превышает одного миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (ст. 5);
- Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ограничения на участие аудиторских организаций, которые контролируются либо находятся под значительным влиянием иностранных юридических лиц и (или) иностранных граждан, в открытых конкурсах на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и
(или) на оказание консультационных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в оказании аудиторских услуг организациям, имеющим стратегическое значение, для обеспечения обороноспособности и безопасности государства (ст. 5).
5. Расширены права аудиторов - введено право информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица. В случае если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, аудиторские организации обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы (ст. 13).
6. Ужесточены требования к СРО по численности ее членов: некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям: объе-
РАЗВИТИЕ АУДИТА В РОССИИ
динения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10000 физических лиц или не менее 2000 коммерческих организаций (ст. 15).
Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что в развитии аудита с 2015 г. намечается новый, пятый, этап, который будет характеризоваться интегрированием в международную систему аудита и оптимизацией соотношения государственного регулирования и саморегулирования аудиторских организаций.
Литература
1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2008 № 307-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». - Версия Проф., сетевая.
2. Лосева Н.А., Прохоров И.В. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России // Аудитор. - 2013. - № 9 (СПС «КонсультантПлюс». - Версия Проф., сетевая).
3. Макарова И.В. Международные стандарты аудиторской деятельности: значение, содержание и применение в России // Аудитор. - 2012. - № 11 (СПС «Консультант-Плюс». - Версия Проф., сетевая).
4. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. - 2014. - № 9. - С. 24-27.
■