Научная статья на тему 'Особенности становления и этапы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации'

Особенности становления и этапы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3990
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОН / ПРАВОВАЯ НОРМА / РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кизилов А.Н.

В статье рассмотрены особенности развития аудита в России как формы контроля. Проведена периодизация развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на современном этапе, в основу которой положены изменения в системе нормативно-правового регулирования аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и этапы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Н. КИЗИЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой аудита

E-mail: kizilov@rsue. ru Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

В статье рассмотрены особенности развития аудита в России как формы контроля. Проведена периодизация развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на современном этапе, в основу которой положены изменения в системе нормативно-правового регулирования аудита.

Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, закон, правовая норма, регулирование аудиторской деятельности, этапы развития.

Аудиторская деятельность исторически представляет собой один из наиболее важных элементов рыночной экономики, который способствует развитию предпринимательской деятельности. На современном этапе аудиторской деятельности в Российской Федерации расширена структура регулирования аудиторской деятельности, получила дальнейшее развитие система общественного регулирования в рамках саморегулируемых аудиторских организаций. Вместе с тем ряд проблем, связанных с нормативно-правовой регламентацией аудиторской деятельности, не имеет однозначного решения.

К ним, в частности, относятся недостаточное исследование теоретических основ аудиторской деятельности и определение ее правовой природы, а также необходимость научного обоснования и уточнения применяемого понятийного аппарата.

Аудит в России имеет достаточно продолжительную историю своего становления. Первые упоминания об аудите связаны с созданием Петром I новой системы государственного и военного управления.

В 1701 г. Петром I был учрежден Приказ военных дел, который ведал всем военным управлением. Впоследствии, в 1706 г., Приказ военных дел был переименован в Военную канцелярию. В штате Военной канцелярии была предусмотрена должность генерал-аудитора. Далее, в 1711 г., Указом Петра I были определены штаты для регулярных полков, согласно которым в армии законодательно введена должность аудитора во всех пехотных, кавалерийских и гарнизонных полках (см. таблицу).

Согласно штатному расписанию управление полком осуществлял полковой штаб (полковник,

подполковник, майор) и унтер-штаб (квартирмейстер, адъютант, аудитор, обозный и лекарь).

Изучая и используя западноевропейские военные кодексы, Петром I был составлен и с 30.03.1716 введен Воинский устав. Он представлял собой кодекс военных законоположений, которым должна была руководствоваться военная коллегия. Аудиторы выполняли функции надзора за правильностью применения закона, в том числе и в судах.

«Военное судоустройство расположено было так: в числе лиц войскового генералитета был верховный судья — генерал-аудитор, он же был правитель войсковой канцелярии, человек, сведущий в правах, изъяснявший генералитету сомнительные юридические вопросы. Он же утверждал приговоры, заведовал разменами пленных и договорами, постановляемыми с неприятельскими войсками. Его помощник назывался генерал-аудитор-лейтенант, и под ведением его находились обер-аудиторы и полковые аудиторы»1.

Таким образом, аудиторы занимались делопроизводством, а также обязаны были строго наблюдать за точным соблюдением закона в суде. Выполнение этих обязанностей аудиторами требовало специального образования, знания уставов, регламентов, артикулов и других служебных документов, правильного их толкования и применения.

В подготовке аудиторов того времени можно выделить два этапа:

— период подготовки аудиторов при Военной коллегии (учреждена в 1718 г. вместо Военной канцелярии, начала действовать с 1719 г.), аудиторском департаменте (создан в 1812 г. в ходе реорганизации Министерства военно-сухопутных сил — утверждением «Учреждения для управления Большой действующей армией»2) (1719—1832 гг.);

— период подготовки аудиторов в специально созданных учебных заведениях (1832— 1878 гг.). Для снабжения военно-сухопутного и морского ведомств образованными аудиторами 10.11.1832 в составе Санкт-Петербургского

1 Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. М.: Эксмо, 2009. С. 708.

2 Большая книга России. М.: АСТ: Астрель, 2007.

Штаты армейских фузелерных полков (ПСЗРИ. Т. XLIII. Ч. I. Книга штатов. СПБ., 1830) *

Звание чинам Штат 1711 г. № 2319

Полкового штаба:

полковник

подполковник

майор

Унтер-штаба:

квартирмейстер

адъютант

аудитор

обозный

* Леонов О. Г., Ульянов И. Э. Регулярная пехота: 1698— 1801 / История Российских войск. Художник О. К. Пархаев; прилож. Б. Ю. Степанов. М.: ТКО «АСТ», 1995. 296 с.: ил.

батальона кантонистов3 учреждена Аудиторская школа, которая помещалась на набережной р. Мойки, 96. Согласно Положению от 1832 г. штат Аудиторской школы состоял из4: командира школы, ротного командира, двух офицеров (помощников ротного командира), фельдфебеля и четырех унтер-офицеров, 40 воспитанников из дворянских и обер-офицерских детей в возрасте 14—18 лет и 60 кантонистов солдатских детей в возрасте 16—18 лет. По Положению об Аудиторской школе Военного министерства от 11.09.1846 штат учеников составлял 150 казеннокоштных (обучаемых за казенное содержание) и 20 своекоштных (с платой 150 руб. в год). Положение от 1832 г. предусматривало проводить переводные и выпускные экзамены в декабре. После сдачи экзаменов выпускники производились в унтер-офицеры с наименованием «аудиторских помощников» и отправлялись в соответствующие департаменты, откуда после практики распределялись в военное или морское ведомство. Выпускники, происходившие из дворян и обер-офицерских детей, обязаны были прослужить аудиторами 10 лет, а из кантонистов — 15 лет (по Положению от 1846 г. своекоштные — 5 лет). Не способных к

3 Кантонисты (нем. Kantonist — военнообязанный, Kanton — округ). В России с 1805 г. кантонистами назывались солдатские сыновья, числившиеся со дня рождения за военным ведомством. http://slovari. yandex. га.

4 Александровская Военно-юридическая академия. http:// www. regiment. ru/reg/VI/A/4/1.htm.

аудиторской службе выпускали в строевые части унтер-офицерами, а нерадивых — в аудиторские писаря, с правом выслуги через 4 года.

В 1846 г. Аудиторская школа была переименована в Аудиторское училище. Аудиторское училище преобразовано в марте 1867 г. в Военно-юридическое училище и упразднено в 1878 г.

Положения военного судоустройства и судопроизводства, введенные Петром I, действовали около 150 лет. Ввиду военно-судебной реформы в 1867 г. принят проект Военно-судебного устава, которым создана система военных судов (полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд), и аудитариаты были упразднены.

Позже, как в дореволюционной России, так и в период советского государства, попытки формирования института аудиторства не увенчались успехом.

В отличие от истории появления и развития аудиторской деятельности за рубежом (в современном смысле этой деятельности), составляющей более чем 100-летний период, отечественная практика аудита начала формироваться в период рыночных реформ, в конце 1980-х гг.

В специальной экономической литературе встречаются различные подходы к периодизации аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Обобщая результаты современных исследований развития и становления аудита в России, авторы выделяют различные этапы, характеризуя их динамику. Например, В. И. Подольский выделяет четыре этапа. Первый этап (1987—1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация «Инаудит»), а с другой — стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990—1993 гг.). Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности») — период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, постановление Правительс-

тва Российской Федерации от 06.05.1994 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др. Третий этап — принятие Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» — окончательное становление системы российского аудита, который и определил перспективы его дальнейшего развития. Четвертый этап — принятие действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (от 30.12.2008 № 307-Ф3). Этого же подхода к развитию и становлению аудита в России придерживаются и А. В. Крикунов5, О. А. Миронова, М. А. Азарская6.

Как представляется, периодизацию этапов развития аудиторской деятельности целесообразно рассматривать с точки зрения права (утверждения нормативных правовых актов) и его функций. Формирование права является результатом экономического развития общества. Наиболее важные общественные отношения регулируются установленными правовыми нормами, которые содержатся в нормативных правовых актах.

В теории государства и права под функцией (понятие «функция» происходит от лат. function — совершение, исполнение) понимается роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) поведения субъектов права7.

Таким образом, функции права (регулятивная, охранительная) — направления его активного действия, упорядочивающего наиболее существенные общественные отношения.

Особое значение следует уделить регулятивной функции права. Значимость указанной функции проявляется в том, что она наиболее полно выражает сущность права как регулятора общественных отношений.

Поэтому рассмотрение этапов развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, целей и применяемых методов аудита в

5 Развитие аудита в России. М1р:аМйсоп1го1. ги/1/2/.

6 Бухгалтерский учет: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. конф. Краснодарский гос. ун-т; Просвещение-Юг, 2010. С. 143—153.

7 Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2002. С. 976.

рассматриваемых периодах является возможным и обоснованным через систему нормативно-правового регулирования, принятие в этой сфере важнейших нормативных правовых актов — федеральных законов.

Используя данный подход, следует выделить три этапа развития аудиторской деятельности в Российской Федерации:

1-й этап — 1993 г. — август 2001 г. (Указ Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» 8);

2-й этап — август 2001 г. — декабрь 2008 г.

(Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 9);

3-й этап — январь 2009 г. — по настоящее время (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 10).

Первое упоминание об аудите прозвучало в постановлениях Совета Министров СССР от 13.01.1987 № 48и и 4912, которыми был определен порядок создания и деятельности на территории тогда еще СССР совместных предприятий. Согласно п. 42 и п. 46 указанных постановлений соответственно было установлено, что «проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности совместных предприятий в целях определения правильности налогообложения осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией».

Для проведения таких проверок были необходимы квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками и знаниями

8 Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 26.11.2001) // САПП. 1993. № 52. 27 дек. Ст. 5069.

9 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2001. 9 авг.

10 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. 31 дек.

11 Постановление Совета Министров СССР от 13.01.1987 № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» / СПС «КонсультантПлюс».

12 Постановление Совета Министров СССР от 13.01.1987 № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» / СПС «КонсультантПлюс».

западных стандартов учета, отчетности и налогообложения.

В этом же году в соответствии со специальным постановлением Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 08.09.1987 № 1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР было создано первое акционерное общество по оказанию аудиторских услуг «Инаудит».

В состав акционеров советской аудиторской организации входили:

— Министерство финансов СССР — 55 % уставного капитала;

— Министерство внешней торговли СССР — 10 % уставного капитала;

— Госбанк СССР — 5 % уставного капитала;

— ВТБ — 5 %;

— Государственный комитет по экономическим связям СССР — 5 %;

— крупнейшие внешнеторговые всесоюзные объединения — «Автоэкспорт», «Станкоим-порт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот» — по 5 %.

Уставный капитал составлял 800 тыс. руб. Формально «Инаудит» являлся акционерным обществом, однако по сути своей оставался государственной структурой и обладал достаточно широкими правами. В организации было несколько отделов, которые выполняли проверки совместных предприятий, действующих как в России,так и за границей.

Как представляется, указанное постановление Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» содержит конкретные предписания и является индивидуальным, а не нормативным актом.

В 1988 г., 26 мая, Верховным Советом СССР принят Закон СССР № 8998-Х1 «О кооперации в СССР». Согласно ст. 32 данного Закона устанавливались особенности учета, отчетности и контроля за деятельностью кооперативов. В частности, проверку работы кооперативов должны были осуществлять органы государственного управления. В 1990 г. вступил в силу ряд законов, которые оказали значительное влияние на развитие и регламентацию предпринимательской деятельности: Закон СССР от 06.03.1990 № 1305-1 «О собственности в СССР», Закон

СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР», Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Эти законы устанавливали правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР.

Создаваемые в рамках этих законов кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия не являлись собственностью государства, их деятельность соответственно выпадала из системы ведомственного и вневедомственного контроля. Несмотря на то, что у Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов было право проведения ревизий государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций, число юридических лиц, подлежащих проверке, значительно возросло и не позволяло ревизорам выполнить такой объем работы. Решение этой проблемы путем создания хозрасчетных контрольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах также не нашло успеха. Причиной тому являлось сохранение ведомственной принадлежности хозрасчетных ревизионных объединений и их зависимость от органов исполнительной власти. Возникало противоречие: оказывая предприятиям и организациям платные услуги по проведению документальных ревизий, с одной стороны, они обязаны были привлекать проверяемых к ответственности — с другой.

В последующем «ревизионная» составляющая российского аудита явилась отличительной особенностью от аудита в классическом смысле. Это выражалось в том, что аудиторы большую часть проверки посвящали выявлению ошибок в учете, отчетности, при расчете налогов, а качество проверки оценивалось количеством выявленных нарушений.

Таким образом, в качестве основных объективных причин функционирования аудиторской деятельности в России в тот период можно выделить:

• появление новых организационно-правовых

форм собственности;

• необходимость контроля крупных налогоплательщиков.

Решение данной задачи состояло в разработке адекватного финансово-экономическим

потребностям субъектов гражданского оборота механизма законодательного регулирования аудиторской деятельности.

Ввиду необходимости безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля был принят Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее — Указ № 2263), которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (далее — Временные правила).

Временными правилами впервые аудиторская деятельность определена как независимый вневедомственный финансовый контроль (п. 1 Указа № 2263).

Проследить изменения в сфере аудиторской деятельности возможно путем сравнения этапов законодательного регулирования и основных понятий, устанавливаемых Временными правилами и последующими федеральными законами от 07.08.2001 № 119-ФЗ и от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Дальнейшее развитие аудиторской деятельности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разработки и утверждения стандартов аудита.

На первом этапе развития аудиторской деятельности (1993 г. — август 2001 г.) в соответствии с Временными правилами было утверждено 37 российских правил (стандартов) аудиторской деятельности (РПСАД). Одобрением РПСАД занималась Комиссия по аудиторской деятельности, действовавшая при Президенте Российской Федерации (в настоящее время Комиссия упразднена) 13. Система РПСАД разрабатывалась как национальный аналог системы международных стандартов аудита.

Временные правила сыграли важную и своевременную роль в становлении аудита в России,

13 Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2001 № 463 «Об упразднении ряда совещательных органов при Президенте Российской Федерации». Указом Президента Российской Федерации от 26.11.2001 № 1360 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» признаны утратившими силу акты, касающиеся деятельности Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

однако к 2000 г. уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, наблюдалось отставание по ряду существенных понятий от практики аудиторской деятельности.

На втором этапе (август 2001 г. — декабрь 2008 г.) развития аудиторской деятельности в принятом Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» были уточнены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов, правил (стандартов) аудиторской деятельности и определены принципы страхования, гражданско-правовой ответственности, основы контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности, конфиденциальности информации, полученной при проведении аудита.

Например, во Временных правилах было указано, что аудиторская деятельность, аудит представляют собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов. В Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ аудиторская деятельность, аудит определялись как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Рассматриваемые определения позволили уточнить роль аудита. Так, во Временных правилах целью аудиторской деятельности являлось установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ цель аудита — определение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Таким образом, в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ в отличие от Временных

правил на основе международного опыта были уточнены рассматриваемые понятия, что позволило закрепить правовую базу аудиторской деятельности и способствовало дальнейшему развитию аудита в России.

На втором этапе разрабатывались и утверждались Правительством Российской Федерации федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД). ФПСАД утверждались постановлением Правительства РФ, первые шесть стандартов были утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Всего утверждено 34 ФПСАД вместо запланированных 49 стандартов, соответствующих международным стандартам аудита14. Решающую роль в сближении международных и российских стандартов аудита сыграли проекты ТАСИС, реализованные Европейским Союзом. В рамках первого проекта ТАСИС «Реформа системы аудита» в 2001—2003 гг. была подготовлена и утверждена постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 вторая очередь ФПСАД, состоящая из пяти стандартов. В 2004-2006 гг. результатом реализации второго проекта ТАСИС «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации» стало утверждение Правительством РФ еще двух очередей ФПСАД: пяти стандартов в 2004 г. и семи стандартов в 2005 г. Большая часть указанных стандартов действует в настоящее время.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап (январь 2009 г. — по настоящее время) развития аудиторской деятельности — принятие Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» характеризуется комплексом мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию.

Для данного этапа характерно утверждение Министерством финансов Российской Федерации в 2010—2011 гг. новых федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД) на основе современных международных стан-

14 Приведение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствие с международными стандартами аудита (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России). http://www. minfin. ru/common/img/uploaded/Hbrary/2006/n/msatransit pdf.

дартов аудита: ФСАД № 1, ФСАД № 2 и ФСАД № 3, посвященных формированию аудиторского заключения; ФСАД № 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля»; ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»; ФСАД 6/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита»; ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам», ФСАД 9/2011 «Особенности аудита отдельной части отчетности» и ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства».

Отмена государственного контроля в большинстве видов экономической деятельности предусмотрена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. 15. Согласно данной Концепции создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества обозначены ключевыми принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган — Министерство финансов Российской Федерации. Вместе с тем функции профессионального регулирования аудиторской деятельности возложены на саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) — некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Кроме этого, предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРОА,

15 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2007 № 1662-р // Собрание законодательства. 2008. № 47. 24 нояб. Ст. 5489.

в свою очередь несоблюдение этого условия с 01.01.2010 не позволяет заниматься аудиторской деятельностью.

Таким образом, становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудита на базе саморегулирования. В этих условиях значительна роль профессиональных объединений аудиторов в части обеспечения качества аудита, ответственности аудиторов и защиты их интересов.

Современные этапы развития аудиторской деятельности в рамках совершенствования системы ее нормативно-правового регулирования позволяют судить о ее поступательном и динамичном развитии, трансформации к международным стандартам аудита.

Список литературы

1. Александровская Военно-юридическая академия. http://www. regiment. ru/reg/VI/A/4/1.htm.

2. Большая книга России. М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2007 № 1662-р // Собрание законодательства. 2008. № 47. 24 нояб. Ст. 5489.

4. Леонов О. Г., Ульянов И. Э. Регулярная пехота: 1698—1801 / История Российских войск. Художник О. К. Пархаев; прилож. Б. Ю. Степанов. М.: ТКО «АСТ», 1995. 296 с.: ил.

5. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ: постановление Совета Министров СССР от 13.01.1987 № 48 / СПС «КонсультантПлюс».

6. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран: постановление Совета Министров СССР от 13.01.1987 № 49 / СПС «КонсультантПлюс».

7. Об аудиторской деятельности в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263 (в редакции от 26.11.2001) // САПП. 1993. № 52. 27 дек. Ст. 5069.

8. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ // Российская газета. 2001. 9 авг.

9. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ // Российская газета. 2008. 31 дек.

10. Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26.11.2001 № 1360.

11. Об упразднении ряда совещательных органов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2001 № 463.

12. Приведение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствие с международными стандартами аудита (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России). http://www. minfin. ru/common/img/ uploaded/library/2006/11/msatransit. pdf

13. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров. М.: Эксмо, 2009. 1027 с.: ил. (Российская императорская библиотека).

14. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

15. http://slovari. yandex. ru.

ПР

НАУЧНАЯ

ПЕРИОДИКА

ггоыыш н.ямми

ISSN 2218-7766

Объем: 48-56 с. Периодичность: 6 раз в год (1 раз в 2 месяца). Свидетельство Роском-надзора о регистрации СМИ № ФС77-39843 от 14.05.2010 г. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)

ЖУРНАЛ

НАУЧНАЯ ПЕРИОДИКА: проблемы и решения

• Новости издательского и библиотечного мира

• Анонсы всех конференций издательского и библиотечного мира

• Дискуссии по актуальным вопросам работы с научной периодикой

А также вопросы

Издания и продвижения научных журналов, заключения авторских и лицензионных договоров, рецензирования и научного редактирования...

Создания электронных библиотек, расчета библиометрических показателей, сравнения баз данных, оформления подписки..Н

ПОДПИСКА

Вниманию издателей и сотрудников научных библиотек

Не забудьте добавить журнал в список подписки на 2011 год!

Альтернативные подписные агентства

Интерпочта, Артос-Гал, Урал-Пресс и др.

Роспечать 37311

Пресса России 82309

(объединенный каталог)

Через редакцию

(495) 648 6241 • podpiska@nppir.ru

Подписка на электронную версию журнала и приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека eLibrary.ru Электронная библиотека dilib.ru

Оформите подписку на 2011 год для своей организации! Это журнал, который помогает в работе!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.