Научная статья на тему 'Становление аудита в России: этапы, проблемы, решения, перспективы (эпоха государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации заканчивается. Будет ли эффективен этап саморегулирования профессии)'

Становление аудита в России: этапы, проблемы, решения, перспективы (эпоха государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации заканчивается. Будет ли эффективен этап саморегулирования профессии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2180
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВ / СТАНДАРТ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРОВ / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРОВ / СОВЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / PERFORMANCE REVIEW / ADVANCED TRAINING OF AUDITORS / STANDARD OF AUDITING ACTIVITIES / PERFORMANCE MONITORING OF AUDITORS / SELF-REGULATORY ORGANIZATION OF AUDITORS / COUNCIL FOR AUDITING ACTIVITIES / INTERNATIONAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крикунов Андрей Васильевич

В статье рассмотрены этапы становления и развития аудиторской деятельности в Российской Федерации с учетом международного опыта. Проведен анализ форм регулирования аудиторской профессии. В качестве антикризисных мер показана необходимость повышения эффективности управления экономикой через призму повышения качества аудиторских услуг. Предложены основные направления совершенствования законодательного и нормативного правового обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing auditing in Russia: stages, problems, solutions, prospects

In the article of Executive Chairman of the Board, active state advisor of the Russian Federation, Doctor of Science Economics, merited economist of the Russian Federation, A.V. Krikunov, considered stages of establishing and developing auditing activities in the Russian Federation factored in international practice. The analysis was carried out of regulatory forms of auditor's profession. As anti-recessionary measures was shown the necessity of raising the managerial efficiency through the prism of raising the quality of auditing services. Also were proposed the main directions of perfection of legislative and normative legal groundwork of auditing activities in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Становление аудита в России: этапы, проблемы, решения, перспективы (эпоха государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации заканчивается. Будет ли эффективен этап саморегулирования профессии)»

ТЕМА НОМЕРА: АУДИТ,

КОНТРОЛЬ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

А.В. Крикунов

Становление аудита в России: этапы, проблемы, решения, перспективы

(Эпоха государственного регулирования

аудиторской деятельности в Российской Федерации заканчивается. Будет ли эффективен этап саморегулирования профессии)

В статье рассмотрены этапы становления и развития аудиторской деятельности в Российской Федерации с учетом международного опыта. Проведен анализ форм регулирования аудиторской профессии. В качестве антикризисных мер показана необходимость повышения эффективности управления экономикой через призму повышения качества аудиторских услуг. Предложены основные направления совершенствования законодательного и нормативного правового обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: аттестация, повышение квалификации аудиторов, стандарт аудиторской деятельности, контроль качества работы аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов, совет по аудиторской деятельности, международный опыт.

Мировой экономический кризис затронул, безусловно, и Россию, все основосоставляющие блоки российской экономики. Об этом уже было много написано статей, подготовлено большое количество интервью с ведущими российскими экономистами, представляющими как официальные структуры, так и независимые экономические институты, и впредь, думается, по данной тематике еще будет подготовлен не один десяток материалов. На данный период времени как раз приходятся те процессы, которые происходят сейчас в России в аудиторской профессии, а именно переход от государственного ее регулирования к саморегулированию.

Попробуем проследить основные вехи эпохи государственного регулирования аудиторской деятельности, переходные меры, которые

© Крикунов А.В., 2010

на протяжении этого периода предпринимались и зачастую системно выстраивались в структуры — прообразы саморегулирования, и, наконец, на базе анализа предпринята попытка, направленная на эффективное воплощение новой формы регулирования с использованием передовых элементов международного опыта. Необходимо, на наш взгляд, сразу же отметить, что роль аудиторской профессии в антикризисных мерах должна впредь только возрастать.

Итак, чтобы новая крона хорошо и красиво росла, необходимо в первую очередь обратить взор к корням. Через исторический ракурс следует отметить, что в конце теперь уже далекого 1993 года, принимая во внимание необходимость безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля, Президент России издал Указ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердив Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Временные правила установили прежде всего само понятие аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля, определили цели и принципы аудита, условия проведения аудиторских проверок экономических субъектов, ответственность за ненадлежащее их выполнение.

Прежде всего стали наводить порядок в аттестации аудиторов и лицензировании их деятельности. Следовало освободиться от случайных в сфере аудита людей и обеспечить достаточно высокий уровень квалификации аудиторов, причем необходимо было сделать это в короткие сроки, не нарушая уже стихийно сложившегося на рынке процесса аудирования.

Это стало возможным с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности». Тогда был утвержден общий порядок аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности, а организация проведения аттестации и лицензионной работы в области аудита возложена на Минфин России, Банк России и Росстрахнадзор, а затем посредством эволюционного процесса поручена в целом Министерству финансов Российской Федерации.

В Министерстве финансов Российской Федерации в этот период были созданы Департамент организации аудиторской деятельности, который являлся самостоятельным структурным подразделением, а также Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Минфина России. В состав ЦАЛАК Минфина России вошли представители государственных органов, научных и учебных заведений, общественных аудиторских организаций, практикующие аудиторы.

За время, прошедшее с момента создания ЦАЛАК Минфина России до января 2002 года, было проведено 101 заседание, рассмотрено более 650 ключевых для развития профессии вопросов.

К 2001 году Минфин России сумел создать достаточно стройную и целостную систему организации и проведения проверок деятельности аудиторских организаций и аудиторов, в том числе с привлечением подготовленных по специальным программам специалистов контрольно-ревизионных органов страны, систему предупредительного контроля, совершенствование которой продолжалось и в дальнейшем.

Методики проведения контрольных проверок разрабатывались на основе опыта работы Комиссии по аудиторской деятельности Швеции, британского Объединенного департамента мониторинга, Институтов присяжных бухгалтеров Шотландии, Англии и Уэльса, Ирландии и опыта, полученного при проверках аудиторских организаций, рекомендуемых для участия в конкурсах, проводимых Всемирным Банком.

Одной из ключевых задач нормативного обеспечения отечественного аудита была и остается разработка аудиторских стандартов.

Разработка стандартов, начатая в 1995 году, затем была продолжена в соответствии с Программой действий на 1998 год, подготовленной Минфином России по поручению Правительства Российской Федерации. Наличие данной программы позволило системно подойти к разработке стандартов, выработать подход к методологическому обеспечению аудита в России. К 2001 году работа по данной программе была завершена и в России принято 39 аудиторских правил (стандартов), подготовленных на основе международных.

Один из базовых вопросов развития российского аудита этого времени — подготовка аудиторов, их аттестация и повышение квалификации.

Нововведением в 2000 году стало решение ЦАЛАК о формировании составов независимых экзаменационных комиссий, в том числе привлечение практикующих аудиторов в качестве членов экзаменационных комиссий по рекомендациям ведущих профессиональных общественных объединений аудиторов. Начата процедура как полного отделения обучания от экзамена, так и введение кодирования экзаменуемых, по опыту многих стран. Именно эти основополагающие новации в дальнейшем были использованы и в настоящее время применяются при подготовке и в процессе проведения квалификационного экзамена.

По мере накопления опыта и расширения в нашей стране рынка аудиторских услуг, роста числа и профессионализма аудиторов важнейшим условием для дальнейшего развития аудита становилось повышение возможностей его саморегулирования как независимой

предпринимательской деятельности, усиление роли профессиональных объединений аудиторов в обеспечении качества аудита, ответственности аудиторов, защите их интересов.

Проект федерального закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен с максимальным привлечением участников от заинтересованных в развитии профессии сторон. В нем были использованы положительные позиции Временных правил аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации, при этом учитывалось развитие системы рыночных отношений в Российской Федерации, практика ведущих российских аудиторских организаций и в определенной степени (с учетом российских особенностей) опыт осуществления аудиторской деятельности в зарубежных странах. Законопроект был разработан с привлечением представителей профессиональных аудиторских организаций, научных и государственных практикующих аудиторов. Кроме того, законопроект прошел экспертизу в авторитетных международных объединениях аудиторов Великобритании, Швеции, Франции и других стран, на него было дано положительное заключение старейшим в мире профессиональным аудиторским объединением — Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS).

Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в становлении аудита в стране, уже не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.

Имея поручение Правительства Российской Федерации, Минфин России, со своей стороны, стремился ускорить принятие закона по аудиту. Подготовленный вариант был внесен Правительством России в Государственную Думу 9 июня 1999 года. При сохранении в целом его концепции, Закон был принят в первом чтении 5 апреля 2000 года. Подготовленный законопроект концептуально обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил возможности профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов регулирования аудиторской деятельности. В проекте были определены понятия аудиторской деятельности и аудита, обязательного и инициативного аудита, независимости аудиторов, общероссийских правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также даны понятия страхования гражданско-правовой ответственности и основ контроля качества работы, аттестации и лицензирования аудиторской деятельности, закреплены основы конфиденциальности информации, полученной при осуществлении аудита. В целом после принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федера-

ции Президент Российской Федерации 7 августа 2001 года подписал Федеральный закон № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который вступил в силу 9 сентября 2001 года.

Завершился период аудиторской деятельности, регулируемый Временными правилами. Настал этап, когда условия и правила аудиторской деятельности, а также требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, в полной мере приобрели силу закона.

В соответствии с данным Законом государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации, то есть Минфином России. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе был создан Совет по аудиторской деятельности. При этом органе получили аккредитацию профессиональные аудиторские объединения, формирующиеся в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.

Как отмечал в своем обращении к участникам ежегодного расширенного заседания Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина России Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин: «с принятием Закона «Об аудиторской деятельности» сделан большой шаг по совершенствованию правовой базы российского аудита, который позволит дать дополнительный импульс в его развитии. В тоже время на данном этапе важно обеспечить преемственность в системе аудиторской деятельности и сохранить все то положительное, что было накоплено за период ее развития. Особенно актуальным являются вопросы разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности и повышения квалификации аудиторов, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов».

Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в 2001 году дало профессии законодательную основу. За период его действия были сформированы системы аттестации и лицензирования, продолжается работа по подготовке правил (стандартов) аудиторской деятельности. Правительством Российской Федерации утверждены первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая очереди федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита. За период реализации федерального закона подготовлены и приняты более 10 постановлений Правительства Российской Федерации, более двух десятков приказов и целый ряд нормативных писем Минфина России по вопросам регулирования аудиторской деятельности. Достиг-

нуты высокие количественные и качественные показатели в сферах аттестации аудиторов, лицензирования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, контроля качества аудиторских услуг.

В 2005 году впервые в России был проведен комплексный анализ отчетности, поступавшей в соответствии с порядком представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности и в целом рынка аудиторских услуг и его сегментов. Анализ обозначил динамику за 1999—2004 годы по числу клиентов, проверенных аудиторскими организациями Москвы, Санкт-Петербурга и регионов, выделил регионы-лидеры по числу региональных клиентов, с отдельным анализом в нефтегазовой сфере, автомобилестроении, ТЭКе и других отраслях. Совокупный доход аудиторских организаций был продемонстрирован показателем в объеме 20,5 млрд рублей. Результаты данного анализа в 2006—2007 годах нашли отражение в первом и втором изданиях учебника «Аудит в России», а предложенные новации в последующем были использованы Минфином России при подготовке докладов о состоянии рынка аудиторских услуг. Необходимо также отметить, что данный учебник уже в тот период предлагал, в том числе для представителей бизнес-сообщества, целые блоки антикризисной направленности для повышения эффективности управления через призму улучшения качества аудиторских услуг.

Необходимо констатировать, что рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности на протяжении всего периода действия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» осуществлялось с активным участием профессиональных аудиторских объединений и Совета по аудиторской деятельности. Это делалось с целью максимального учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности по вопросам формирования и реализации государственной политики в данной сфере деятельности, организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в России.

В состав Совета были включены представители Министерства финансов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг.

Очень важно, что в Совет были включены конструктивно настроенные специалисты, что на протяжении его работы способствовало сглаживанию возникающих перекосов. Псевдонезависимость и

узкокорпоративные интересы ни в коем случае не должны быть сопряжены с такой важной и общественно значимой профессией, как аудиторская. Необходим баланс сил представителей всех компонентов рынка аудиторских услуг. Этот вопрос актуален и в настоящее время — в период реформирования Совета и создания его Рабочего органа в свете новой редакции Закона.

Интеллектуальный потенциал Совета способствовал формированию действенной системы регулирования аудиторской деятельности, объективно и компетентно мог влиять на формирование и развитие аудиторского рынка.

С момента создания Совета в 2002 году проведено более 80 заседаний, в том числе 6 расширенных, на которых рассмотрено более 400 вопросов. Так, 12 сентября 2007 года в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова состоялось расширенное заседание Совета по аудиторской деятельности, приуроченное к 5-летию Совета и 20-летию первой в стране аудиторской организации. Оно прошло под девизом «5 лет — на страже общественных интересов, 5 лет — поступательного движения вперед».

В работе расширенного заседания Совета приняли участие более 350 участников, в том числе члены Совета, представители 5 аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, 50 учебно-методических центров, а также бизнес-сообщества, министерств и ведомств, Центрального банка Российской Федерации, зарубежные гости.

Участвовали в работе руководители представительства Европейского союза в России, Международной федерации бухгалтеров, президент Европейской федерации бухгалтеров, представители профессиональных организаций Великобритании и Франции.

Пользователей аудиторских услуг представляли крупные ассоциации работодателей, например, Объединение внутренних аудиторов и контролеров, а также ведущие отечественные корпорации «Газпром», ОАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ВТБ.

Участники заседания представляли все федеральные округа Российской Федерации, и в частности города: Москву, Санкт-Петербург, Тверь и Краснодар, Уфу и Махачкалу, Набережные Челны, Калининград, Калугу и Владимир, Челябинск, Нижний Новгород, Новосибирск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Элисту, Тюмень и Красноярск, Саратов, Казань, Барнаул, Липецк, Ставрополь, Якутск, Сочи и многие другие.

И как отметили стоявшие у истоков профессии ее ветераны, «данный Совет через все годы и поколения останется первым Советом по аудиторской деятельности, и на пути к интеграции и внедрению международных требований необходимо сохранение лучших

традиций периода становления и развития аудита в России, включая традиции, заложенные организациями, являющимися первыми прообразами общественного регулирования аудиторской профессии в России: Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) и Советом по аудиторской деятельности». И с этим нельзя не согласится.

Год 2002-й стал годом как становления Совета, так и принятия целого пакета документов, направленных на перспективное развитие профессии. В этот год утверждается Положение о Совете по аудиторской деятельности, а также состав Совета и сразу же начинается активная работа, в том числе в области стандартизации с учетом уже сделанных наработок в этой области. Вырабатывается план действий. Комиссии Совета возглавляют видные практики и представители научных кругов, стоявших у истоков профессии.

Первым нормативным документом правительственного уровня, подтвердившим, что Совет состоялся, стало постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», которым были утверждены первые 6 федеральных стандартов.

В 2003 году по рекомендации Совета были включены в государственный реестр первые 46 учебно-методических центров (УМЦ). Они были созданы в структуре или с участием образовательных учреждений и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, в том числе УМЦ Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, МГУ им. М.В. Ломоносова, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, университетов Хабаровска, Екатеринбурга, Новосибирска и других. В феврале 2003 года впервые на территории Российской Федерации с использованием телекоммуникационных средств связи, с участием после конкурсного отбора в установленном порядке Современной гуманитарной академии в качестве информационно-технического центра, проведен этап тестирования в рамках единого квалификационного экзамена. В результате только за счет внедрения в рамках эксперимента этих новшеств удалось в достаточно короткие сроки довести результативность экзаменов до международных аналогов в этой области.

В апреле 2003 года аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями было подписано и официально объявлено на заседании Совета соглашение о взаимодействии российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров по вопросам развития аудита в России. Одной из ос-

новных целей данного соглашения была зафиксирована подготовка условий для создания единого общероссийского саморегулируемого профессионального объединения аудиторов России.

Совет по аудиторской деятельности при поддержке Минфина России и ФКЦБ России 28 августа 2003 года принял Кодекс этики аудиторов России, подготовленный на основе международных норм.

Кодекс этики аудиторов России подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Кодекс признал, что целью профессии аудитора является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребности общества. Кодекс установил правила поведения аудиторов России и определил основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности. Положения Кодекса явились базовыми принципами, поскольку не представлялось возможным ввести этические требования, распространяющиеся на все ситуации и обстоятельства, с которыми могут столкнуться аудиторы в своей работе. С учетом принятия в июне 2005 года международной федерацией бухгалтеров новой редакции Кодекса этики, разработанного Комитетом по этике IFAC, Советом принято решение продолжить аналогичную работу в России. В 2007 году принята новая редакция Кодекса.

Важнейшим этапом в развитии профессии стало принятие в сентябре 2003 года на заседании Совета по аудиторской деятельности решения об обязательном членстве аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в аккредитованных при Минфине России аудиторских объединениях, а в октябре этого же года принято решение о необходимости создания единого всероссийского профессионального аудиторского объединения.

В Академии бюджета и казначейства Минфина России 22 декабря 2003 года проведено торжественное заседание Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, посвященное 10-летию нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Участникам заседания были переданы приветствия Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Международной федерации бухгалтеров, Европейской федерации бухгалтеров, Европейского экономического сообщества, представителей руководства российских и зарубежных профессиональных аудиторских объединений, Центрального банка Российской Федерации. С основным докладом о перспективах развития профессии выступил министр финансов Российской Федерации А.Л. Кудрин.

В феврале 2004 года в заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине России принял участие президент IFAC, который в своем докладе остановился на основных направлениях развития аудиторской профессии в мире, роли IFAC в создании и продвижении новой системы регулирования аудиторской деятельности, осветил главные принципы реформирования аудита и месте IFAC в данном процессе. Президентом IFAC в ходе официального визита были одобрены основные направления совершенствования регулирования аудиторской деятельности, выработанные Минфином России совместно с профессиональным аудиторским сообществом, в том числе по поэтапному эволюционному созданию единого всероссийского профессионального аудиторского объединения, особо подчеркнута необходимость усиления на том этапе контроля со стороны государства.

Рассматривая весь период деятельности (включая текущий 2010 год), следует констатировать, что одним из наиболее передовых направлений развития аудита в стране как раз явилось направление по подготовке федеральных стандартов. Необходимо в области подготовки стандартов отметить серьезную работу, проделанную в рамках проектов ТАСИС-1 и 2 «Реформа аудита».

На протяжении всего периода наряду с разработкой стандартов продолжалась работа по подготовке и принятию методик, работа в области контроля качества, подготовке программ проведения квалификационных экзаменов и повышению квалификации, обновлению базы данных и процедуре проведения непосредственно квалификационных экзаменов. Был утвержден и уже прошел серьезную апробацию целый ряд программ по повышению квалификации аудиторов, в том числе применительно к международным стандартам финансовой отчетности.

Зачастую задается вопрос: была ли постоянной такая активность Совета? Ответ: безусловно нет. Совет был за эти годы и активным и пассивным, то выжидающим и спокойным, то практически готовым к взрыву, то вновь конструктивно работающим, и такое состояние Совета зависело и зависит от целого множества в различной степени сопряженных факторов.

Этот вопрос созвучен вопросу о степени активности профессионального сообщества, которая в различные периоды также была различной: во-первых, как показывает анализ, пики активности приходятся на моменты периода консолидации сил, например период создания Координационного совета аккредитованных объединений; во-вторых, эта активность не была однолика, высказывались различные мнения, сопровождавшиеся профессиональными спорами, зачастую были диаметрально противоположные полярные точки

зрения (например, в период прохождения Федерального закона «Об аудиторской деятельности»); в-третьих, активность со знаком минус, характерная, к сожалению, для очень значительной части практикующих аудиторов, в основном не вошедших ни в одно из аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений.

Итак, как минимум три вопроса остаются актуальными и на сегодняшний момент. Прежде всего, это вопрос необходимости консолидации профессиональных сил. Затем связанный с первым вопрос выработки и реализации механизмов по вовлечению практически всех аудиторов в процесс развития профессии и соблюдения в максимальном объеме установленных как на законодательном, так и на других уровнях требований к аудитору. И конечно, вопрос заинтересованности бизнес-сообщества в развитии аудиторской профессии, повышения требований к ней в целях возрастания уровня и качества аудита и услуг, отвечающих современным международным тенденциям.

С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в новой редакции. Его основные положения направлены на освобождение государства от выполнения потенциально избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.

В новых условиях государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сводится к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в аудиторской сфере, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. С 1 января 2011 года функция организации квалификационного экзамена переходит к единой аттестационной комиссии, создаваемой совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.

В соответствии с вышеуказанным федеральным законом в течение 2009 года Минфином России совместно со значительной частью аудиторского сообщества осуществлен переход от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию аудиторской профессии. В этот период аудиторским сообществом были созданы саморегулируемые организации (СРО) аудиторов. При этом процесс создания шел очень непросто, с различного рода трудностями, и, как результат, в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов к весне 2010 года внесены сведения о шести организациях. Сравнивая их с организациями, получившими ак-

кредитацию Минфина России в 2002 году, можно выстроить определенную последовательность, которая представлена в таблице:

№ п/п Аккредитованные объединения СРО

1 НП «Аудиторская Палата России» НП «Аудиторская Палата России»

2 НП «Московская аудиторская палата» НП «Институт профессиональных аудиторов»

3 МОО «Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» НП «Московская аудиторская палата»

4 НП «Институт профессиональных аудиторов» НП «Гильдия аудиторов региональных институтов ИПБР»

5 ОО «Российская коллегия аудиторов» НП «Российская Коллегия аудиторов»

6 НП «Институт профессиональных бухгалтеров России» НП «Аудиторская Ассоциация «Содружество»

Нескольким объединениям было отказано во внесении сведений в государственный реестр. Вместе с тем только комплексные документальные проверки в последующий период и обращения аудиторов по различным проблемам, включая вопросы и беспокойство, связанное с формированием и возможным использованием компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов, смогут в полной мере показать степень готовности профессиональных объединений к саморегулированию профессии. В дальнейшем еще предстоит рассмотреть вопрос об уполномоченном органе для организации вышеуказанных проверок, хотя сейчас уже можно сказать, что такие проверки, как, впрочем, и проверочные мероприятия для внесения сведений в реестр, должны проводиться с максимальной степенью открытости и прозрачности.

По состоянию на январь 2010 года, членами саморегулируемых организаций аудиторов, по данным реестров аудиторов и аудиторских организаций этих СРО, являются примерно 19 тысяч аудиторов и около 3,8 тысячи аудиторских организаций. В соответствии с приказами министерства на момент прекращения лицензирования (на 1 января 2010 года) аудиторским организациям было оформлено более 6 тысяч лицензий. Что касается статистических данных о количестве квалификационных аттестатов аудиторов, выданных по

состоянию на эту же дату, то общее количество квалификационных аттестатов аудиторов составило 40,2 тысячи, в том числе по общему аудиту 37,5 тысячи. На начало периода саморегулирования профессия подошла в достаточно среднем возрасте, готовом к конструктивному восприятию новизны, а именно 35—44 года, что составило примерно 32,6% от 33,4 тысячи квалификационных аттестатов, с учетом того, что примерно у 6,8 тысячи аудиторов в компьютерной базе не указана дата рождения. Необходимо отметить, что имелись и примерно равные разнополярные возрастные ветви в сторону молодости и зрелости, а именно: 29,3% аудиторов относятся к возрастной группе 25—34 года и 25,5% — к группе от 45 до 54 лет. Квалификационные аттестаты аудиторов выданы 31,3 тысячи женщин, в том числе 29,4 тысячи — по общему аудиту.

Саморегулируемым организациям аудиторов, как и ранее аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, но безусловно на более высоком качественном уровне, предназначена роль заинтересованных групп профессионалов, которая, на наш взгляд, должна состоять в развитии профессии, в том числе и посредством систематизации, примирения и сведения к единому знаменателю интересов всех составляющих их компонентов для последующего представления этих интересов в Совете по аудиторской деятельности, его рабочем органе, в федеральном органе регулирования аудиторской деятельности. Эти организации должны обеспечивать использование организационных форм, установленных требований и профессионального опыта, необходимых для систематизации и упорядочения внутри группы. Они должны выполнять ряд функций, имеющих большое общественное и профессиональное значение, в том числе:

• информационную как внутри сообщества, так и вне (в том числе для граждан, бизнес-сообщества, государственных структур и международных организаций);

• социально-психологическую (убеждение членов группы в подготовке и принятии определенной программы действий);

• управленческую, и другие.

Достаточно схожие программы действий нынешних СРО ставят на повестку дня вопрос дальнейшего развития этих объединений, создание этими объединениями условий привлекательности, совершенствования политической, материально-финансовой базы, в том числе для вовлечения в свои ряды новых членов. Сегодня период саморегулирования организации аудиторов только на самом начальном этапе, тем не менее еще необходимо осуществить анализ многих составляющих этого процесса, включая законодательную, экономическую, психологическую и другие, для принятия возможных

и, главное, своевременных корректировок. Через определенное время всем саморегулируемым организациям аудиторов предстоит вернуться к обсуждению вопроса о создании единой общероссийской саморегулируемой организации аудиторов.

Целесообразно затронуть еще два вопроса с учетом того, что помимо функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций к СРО перешли две важнейшие функции. Это — повышение квалификации аудиторов и контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, являющихся членами этих саморегулируемых организаций. Что касается первой, то еще раз необходимо проанализировать ситуацию в направлении возможности эффективного использования костяка учебно-методических центров, созданных за предыдущие 16 лет регулирования профессии и с учетом ранее одобренных Рекомендаций по организации СРО, прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации. В дальнейшем, по нашему мнению, также в целях повышения качественной составляющей укрепления квалификации, целесообразно еще раз рассмотреть вопрос внедрения технологической цепочки непрерывного образования и воспитания кадрового резерва, особенно для средних и крупных аудиторских фирм. Макет данной цепочки может выглядеть следующим образом: базовый колледж — вуз — стажировка (помощник аудитора) в аудиторской организации — учебно-методический центр (УМЦ) объединения, квалификационный экзамен — работа (аудитор) в аудиторской организации — ежегодное повышение квалификации, в том числе в УМЦ с обязательным привлечением к занятиям профессионалов-практиков, включая представителей бизнес-сообщества, работодателей.

Вопрос, касающийся контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, на данный момент стоит еще более остро, чем ранее. Это вызвано тем, что работа в этом направлении в течение последних нескольких лет по разным причинам практически не имела желаемых результатов. Вообще, если говорить о применении санкций, то последние крупномасштабные мероприятия с использованием багажа прошлых лет профильным департаментом Минфина России были обеспечены в 2004—2005 годах. С участием аккредитованных профессиональных аудиторских объединений было организовано около 800 контрольных мероприятий. Минфином России по состоянию на начало 2006 года за нарушение законодательства в области аудиторской деятельности было приостановлено действие 488 лицензий, а в феврале 2006 года еще 378. В дальнейшем с учетом либерализации законодательства зачастую появлялась возможность ряду аудиторских организаций продолжать работу без соблю-

дения в полном объеме требований нормативных правовых актов. СРО необходимо учитывать, что и в настоящее время может иметь место наличие аудиторских организаций, относящихся к так называемой зоне риска. Важным в этом вопросе является тот факт, что Совет по аудиторской деятельности в конце 2009 года одобрил проект федерального стандарта аудиторской деятельности «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», который впоследствии был утвержден Минфином России. По инициативе Банка России рассматриваются предложения, основанные на документах Базельского комитета по банковскому надзору «Качество внешнего аудита и банковский надзор».

В области контроля качества работы также планируются изменения стратегического характера. Так, в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации с участием Совета по аудиторской деятельности подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который в установленном порядке рассмотрен Правительством Российской Федерации. Данный проект подготовлен в целях дальнейшей передачи функций регулирования аудиторской деятельности СРО, а также частичного устранения пробелов Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», выявившихся в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. В дальнейшем предстоят еще несколько этапов по подготовке поправок в закон.

Законопроект предусматривает установление создаваемой всеми СРО единой аттестационной комиссией перечня вопросов на квалификационном экзамене, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, принятие каждой СРО одобренных Советом по аудиторской деятельности правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, уточнение круга организаций, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями. Данный законопроект предусматривает стратегические изменения в структуре организации контроля качества работы аудиторов. Так, с целью разделения полномочий по государственному регулированию аудиторской деятельности и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций по инициативе экономического блока в законопроекте предусмотрена передача полномочий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, перечень которых установлен федеральным законом, от уполномоченного федерального

органа (Минфина России) к федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, т.е. к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора.

С учетом данного шага при подготовке в дальнейшем следующего блока поправок к федеральному закону профильному департаменту Минфина России было бы целесообразно выступить с инициативой соблюдения чистоты административной реформы и завершения разделения контрольных полномочий по передаче Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, а также полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в форме плановых и внеплановых проверок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить, что наметились тенденции рассмотрения вопросов на законодательном уровне по участию аудиторских организаций в проверках при взаимодействии со Счетной палатой Российской Федерации и другими контрольно-счетными органами с учетом уделения особого внимания мониторингу и оценке эффективности управления финансами и государственным имуществом в системе межбюджетных отношений.

Подготовка и реализация концептуально значимых шагов должна осуществляться на основе Программы развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, при этом данный документ (в отличие, например, от плана мероприятий, ежегодно утверждаемых Советом), как минимум, должен быть утвержден на уровне Министерства финансов Российской Федерации.

И наконец, еще один важный вопрос, от правильного решения которого во многом будет зависеть возможность поступательно -го движения профессии вперед. Совет по аудиторской деятельности, сформированный в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», до формирования нового состава продолжает выполнять функции Совета, уже как органа общественного надзора. В этот переходный период утверждено Положение о Совете по аудиторской деятельности и Положение о рабочем органе Совета, при этом Совет будет создаваться в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности, а рабочий орган — для подготовки решений Совета.

В состав Совета в соответствии с нормативными документами входят 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, два представителя Минфина России, по одному представителю от Минэкономразвития России, ФСФР и Банка России, а также два представителя от саморегулируемых организаций аудито-

ров (из шести СРО, включенных в реестр). При этом председателем является представитель пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В состав рабочего органа входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, при этом их число должно составить не менее 70 % общего числа членов рабочего органа Совета и председатель назначается из их числа. Кроме того, в рабочий орган входят руководитель единой аттестационной комиссии, представители Минфина России, представители научной и педагогической общественности.

Надо отметить, что в представленных соотношениях имеется определенная опасность, которую необходимо хотя бы уменьшить в процессе формирования состава. Подготовленные проекты решений практиками, имеющими в рабочем органе контрольный пакет голосов, могут противоречить вектору стратегического развития профессии, сформированному в Совете представителями пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В результате очень важным является, каким образом будут сформированы персональные составы Совета и рабочего органа. На наш взгляд, этот процесс должен быть максимально доступным для обсуждения, открытым и прозрачным.

Кроме того, на данном этапе Совет по аудиторской деятельности не получил статус юридического лица и — в отличие от ряда зарубежных аналогов, созданных как орган общественного надзора после ряда громких корпоративных скандалов — не имеет прямых контрольных функций в области аудиторской деятельности, выполняя лишь надзорные.

Этот вопрос приобретает большое значение для России. За последние несколько лет он получил серьезное как теоретическое, так и практическое развитие в большинстве ведущих стран мира после краха таких крупных компаний, как ENRON, Worldcom, Parmalat и других, и роли аудиторов в этих скандалах. Материалы не только получили мировую публичную огласку, но и способствовали серьезному пересмотру отношений к саморегулированию аудиторской профессии, нормативной базы, пониманию необходимости регулирования и совершенствования аудита в целом и существующих систем надзора в частности.

При необходимости дальнейшего развития многоуровневой системы надзора на рынке аудиторских услуг, и в том числе общественного надзора в этой области, целесообразно учитывать сложившуюся в России в сфере аудиторской профессии высокую степень государственного регулирования и важно, продвигаясь навстречу международным тенденциям, четко определить некую золотую середину в этих вопросах. В результате, с одной стороны, удастся сохранить все

положительные наработки, сделанные за эти годы, с другой стороны, развивая саморегулирование, не скатиться в ту бездну псевдосаморегулирования, которая может дать почву для возможного порождения крупных корпоративных скандалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к роли Совета в новых условиях, следует подчеркнуть, что руководством Минфина России отмечено, что «за прошедшие годы Совет по аудиторской деятельности стал важной частью системы регулирования аудиторской деятельности в стране, члены Совета активно участвовали в выработке и реализации Министерством финансов Российской Федерации государственной политики в сфере аудиторской деятельности, вели подготовку и обсуждали проекты всех ключевых нормативных правовых актов в данной сфере.

Без преувеличения можно сказать, что деятельность Совета по аудиторской деятельности вышла далеко за первоначально очерченные рамки: он превратился в общественный форум для обсуждения и подготовки решений по всем главным вопросам развития аудиторской профессии в России».

Работая в новых условиях, в рамках саморегулирования развития профессии, Совет по аудиторской деятельности должен не только обеспечить высокий уровень деятельности, но и еще высшее поднять планку профессионализма и обеспечения наиболее полного соблюдения баланса интересов представителей аудиторской профессии, их объединений, потребителей услуг и государства.

На данном этапе, безусловно, стоит много проблем, поставлено много вопросов, но развитие системы общественного надзора, консолидация всех прогрессивных сил и в дальнейшем, по нашему мнению, должны способствовать и развитию профессии, и в целом экономики России.

Литература

1. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М.: Инфра-М, 2006.

2. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005.

3. Булгакова Л.И. Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

5. Данилевский Ю.А. Аудит в России. М.,1994.

6. Калинин В.В. Аудиторская деятельность: организационные основы, стандарты, особенности отраслевого аудита. М.: Аудит : Юнити, 2008.

7. Кармайкл Д.Р. Стандарты и нормы аудита / Д.Р. Кармайкл, М. Бе-нис. М.: ЮНИТИ, 2005.

8. Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 56 от 31 мая 2007 г.).

9. Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория. Организация. Документация. СПб.: Питер, 2006.

10. Крикунов А.В. Аудит в России / под ред. Крикунова А.В. М.: Мар-кет ДС, 2006.

11. Крикунов А.В. Организация российского аудита: итоги и перспективы // Аудиторские ведомости. 2007. № 2.

12. Крикунов А. Профессиональный комментарий о Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» // Финансовая газета. 2007. № 40.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

15. Скобара В.В. Аудит: методология и организация. М.: Инфра-М, 2005.

16. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой. М., 2000.

17. Суйц В.П., Смирнов Н.Б. Основы российского аудита. М.: ДИС, 1997.

18. Терехов А.А. Аудит: Перспективы развития. М.: Финансы и статистика, 2001.

19. Указ Президента России от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

20. Федеральный закон от 9 сентября 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

21. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.