Научная статья на тему 'Упорядочение системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, ориентированное на повышение качества аудиторских услуг'

Упорядочение системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, ориентированное на повышение качества аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Упорядочение системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации, ориентированное на повышение качества аудиторских услуг»

Бадеева Е.А. УПОРЯДОЧЕНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИЕНТИРОВАННОЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации находится на стадии становления. Это связано с тем, что профессия аудитора в России достаточно молода. Услугами аудиторов пользуется большинство организаций реального сектора экономики. При этом работники финансовых и экономических служб организации нередко остаются недовольны результатами аудиторских проверок и консультаций. Причина заключается в том, что аудитом занимается большое число фирм и вопросам улучшения качества оказываемых услуг уделяют недостаточно времени. Небольшие аудиторские фирмы предлагают разумные цены, но качество их услуг может быть под вопросом. Обращаться в самые крупные и известные из них, которые имеют положительную репутацию, по карману далеко не каждой организации. Еще на конференции по проекту ТАСИС ((Technical Assistance CIS) -программа технического содействия ЕС странам СНГ) «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации», в которой приняли участие международные эксперты, представители Минфина и аудиторского сообщества, проходившей в Москве 25-26 января 2005 говорилось о роли профессиональных объединений в улучшении качества аудиторских услуг. Данный вопрос остается актуальным и по сей день.

Руководитель группы ТАСИС Джеффри Таунсенд заметил, что: «России необходимо разработать и

внедрить механизмы защиты от некачественного аудита. Решить эту задачу под силу профессиональным аудиторским объединениям. Репутация профессиональных объединений может пострадать от недобросовестной работы лишь нескольких членов. Поэтому в объединении обязательно должна быть хорошо отлаженная система контроля качества аудиторских услуг» [1]. В свою очередь, директор проекта ТАСИС Ричард Гласспул отметил, что: «Традиции западных профессиональных объединений связаны с деятельностью еще средневековых гильдий. Членство в таком объединении свидетельствует о том, что аудитор оказывает качественные услуги. России нужны профессиональные объединения, членство в которых будет свидетельствовать о высоком уровне квалификации и надежности аудитора. Саморегулируемые объединения должны служить «ориентиром» качества. Необходимо, чтобы они стали надежной преградой для недобросовестного аудита» [1].

Современный российский рынок аудиторских услуг достаточно стабилен. В нашей стране на современном этапе работают свыше 6000 аудиторских организаций и около 1000 индивидуальных аудиторов. А при Министерстве финансов аккредитовано семь профессиональных объединений. Законодательство нужно приводить в соответствие с современными экономическими реалиями. Применяемая система лицензирования носит скорее формальный характер и не может гарантировать должное качество аудиторских услуг. Более того, она искусственно сдерживает конкуренцию среди аудиторов. Как результат по замыслу законодателя, исправить сложившуюся ситуацию поможет новый закон об аудите [1].

С учетом всех изложенных замечаний и приведенных выше высказываний зарубежных коллег подтверждается целесообразность и актуальность введений законодательных новаций в упорядочение системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. С этой целью 24 декабря 2008 года Принят Государственной Думой и 2 9 декабря 2008 года Одобрен Советом Федерации новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 [2]. Данный закон вступил в силу 1 января 2009 года и внес принципиально новые положения, регулирующие процесс осуществления аудиторской деятельности. Предполагается, что реализация предусмотренных этим законом мер значительно приблизит нормы законодательства России в области аудиторской деятельности к признанным международным стандартам аудита и повысит качество оказываемых аудиторских услуг.

Необходимо отметить, что Закон № 307-Ф3 не вносит какие-либо кардинальные изменения в деятельность аудиторов и основы рынка аудиторских услуг. Смысл новой редакции закона об аудиторской деятельности - это учесть те изменения, которые произошли в экономической жизни страны, накопленный опыт функционирования аудиторского рынка, учесть опыт аудиторской профессии в других странах, международно-признанные модели регулирования аудиторской деятельности. Главная цель изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», которую преследовал законодатель, - это защита интересов широкого круга пользователей, в том числе акционеров, инвесторов, кредиторов, аудируемых лиц. Для реализации этой цели в новой редакции закона предусмотрен ряд механизмов, направленных на повышение качества аудиторских услуг, обеспечение стабильности работы аудиторского рынка. Характерные изменения в структуре Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показаны в таблице 1 [1, 2]. Число статей заметно увеличилось с 19 до 26.

Новый закон об аудиторской деятельности, полностью отменяет предыдущий Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [3] только с 1 января 2011 года (п. 3 ст. 25

Закона № 307-Ф3). А в переходный период с 2009 по 2011 год будут действовать оба, причем предыдущий - частично. Рассмотрим характерные изменения закона. С 1 января 2010 года будет отменено лицензирование аудиторской деятельности. Одновременно будет введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. На эти организации будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Цель в данном вопросе заключается в улучшении системы регулирования аудиторского сегмента рынка. Клиент - аудируемое лицо, прежде всего, хочет, чтобы ему оказывали качественные аудиторские услуги.

Таблица 1 - Структура документа

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ

Статья 1. Аудиторская деятельность Статья 1. Понятие аудиторской деятельности

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

Статья 3. Аудиторская организация Статья 4. Аудиторская организация

Статья 4. Аудитор Статья 3. Аудитор

Статья 5. Обязательный аудит Статья 7. Обязательный аудит

Статья 6. Аудиторское заключение Статья 10. Аудиторское заключение Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение

Статья 7. Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Статья 9. Аудиторская тайна Статья 8. Аудиторская тайна

Статья 10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

Статья 12. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора Статья 16. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

Статья 15. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Статья 16. Совет по аудиторской деятельности Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

Статья 17. Саморегулируемая организация аудиторов Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита

Статья 18. Требования к членству в саморе-гулируемой организации аудиторов Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности

Статья 19. Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

Дополнительные новые статьи Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ

Статья 20. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Статья 22. Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Статья 23. Заключительные положения

Статья 24. О внесении изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Статья 25. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Обеспечить качество услуг в ситуации, когда аудиторских организаций сотня, значительно сложнее, если вообще возможно, чем в случае, если их разумное количество. Это доказывает и мировая практика. Сегодня повсеместно происходят процессы консолидации профессиональных организаций. Есть целый ряд стран, где давно действует одна общепризнанная профессиональная организация. Есть страны, где действуют два-три таких профобъединения. И это те устоявшиеся рынки аудиторских услуг, на которые мы смотрим как на своего рода образцы. В результате доступ в аудиторскую профессию сузится. Повысились требования к претендентам, что отвечает сегодняшнему состоянию рынка и тем требованиям, которые предъявляют участники рынка, да и общество в целом, к аудиторам. Именно исходя из тех требований, которые на сегодня предъявляет к аудитору рынок, сформулированы требования на вход в профессию. В частности, предполагается, что аудитор привержен высоким нормам профессиональной этики. Отсюда появилось требование безупречной деловой репутации [5].

Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра СРО, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ. В 2009 году по-прежнему будут действовать, статья, посвященная квалификационному экзамену и повышению квалификации аудиторов. Данная статья в части квалификационного экзамена будет действовать и в 2010 году. Продолжает действовать статья, посвященная совету по аудиторской деятельности, порядку аннулирования квалификационного аттестата. Постепенность введения некоторых статей объясняется следующим. К 1 января 2010 года должно завершиться формирование первых СРО. Только после этого можно будет сформировать рабочий орган совета по аудиторской деятельности и сам совет. Та же ситуация с квалификационным экзаменом. По новому закону именно СРО предстоит создать единую аттестационную комиссию для проведения экзамена [4].

В соответствии с новым Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» до 1 января 2010 года аудиторские организации, аудиторы обязаны будут выполнить требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО). С 1 января 2010 года лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, не вправе будут проводить аудит. При этом до этого периода аудиторским организациям, индивидуальныя аудиторам, имеющим лицензии на осуществление аудиторской деятельности (срок действия которых не истек, или если срок действия лицензии истекает в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года) дается право продолжать осуществлять аудиторскую деятельность.

Профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные до дня вступления в силу Закона № 307-Ф3 и приведшие учредительные документы в соответствие с установленными данным законом требованиями к СРО, имеют право подать в уполномоченный федеральный орган (УФО) заявление о внесении сведений о них в государственный реестр СРО. До 1 января 2010 года будет проводиться лицензионный и внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся еще членами СРО, а так же подтверждение соблюдения аудиторами требования об обучении по программам повышения квалификации [2].

С 1 января 2011 года со дня вступления в силу статьи 11 «Квалификационный аттестат аудитора» Закона № 307-ФЗ аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до этого дня, вправе: 1) участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у

них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности, так как данный вид аудита проводится только аудиторскими организациями; 2) до 1 января 2013 года сдавать квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который установит УФО. При этом в отношении указанных лиц не будет применяться требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо

ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации.

До 1 января 2013 года организации и физические лица при вступлении в члены СРО обязаны будут представить рекомендации не менее трех аудиторов, имеющих действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный до дня вступления в силу нового Закона об аудите, но не позднее чем за три года до дачи рекомендаций, подтверждающих безупречную деловую (профессиональную) репутацию претендента. Реестр аудиторов и аудиторских организаций должен быть опубликован СРО, сведения о которых должны быть внесены в государственный реестр до 1 января 2010 года, на их официальных сайтах в сети Интернет не позднее 1 февраля 2010 года. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций подлежит опубликованию УФО на его официальном сайте в сети Интернет не позднее 1 марта 2010 года.

До создания совета по аудиторской деятельности его функции будет исполнять совет по аудиторской деятельности при УФО, созданный до дня вступления в силу Закона № 307-ФЗ. До утверждения УФО федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных Законом № 307-ФЗ, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, СРО и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу нового закона. До одобрения советом по аудиторской деятельности, создаваемого в соответствии с новым Законом об аудите, кодекса профессиональной этики аудиторов обязательным для аудиторских организаций, аудиторов является кодекс этики аудиторов России, одобренный советом по аудиторской деятельности при УФО [2].

В течение 2009 году будет продолжаться страхование аудиторской деятельности. Однако обязательное страхование ответственности новый закон не вводит. Возникает вопрос, почему в новом законе об аудите не предусмотрено страхование аудиторской деятельности, если учесть что в мировой практике такое страхование существует? На этот вопрос дал ответ Шнейдман Л.З.: «Страхование ответственности аудиторов - очень сложный вопрос, поскольку речь идет не столько о страховании ответственности перед лицом, с которым заключен договор на оказание аудиторских услуг, а о страховании ответственности перед третьими лицами, перед пользователями бухгалтерской отчетности. Хотя сегодня к российским аудиторам нет особых исков, я уверен, что мы подходим к тому этапу, когда аудитор будет нести ответственность за то аудиторское заключение, которое он подписал. Введение одной статьи в закон здесь ничего не решит. СРО может устанавливать для своих членов определенные способы обеспечения ответственности. Имеется в виду и страхование, и компенсационные фонды, то есть весь тот арсенал, который используется в аудиторской практике» [5].

Новым законом введено терминологическое уточнение и были разграничены понятия аудита и аудиторской деятельности, ранее им соответствовало одно определение. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ставил знак равенства между понятиями «аудита» и «аудиторской деятельности» устанавливая, что это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. В то же время в понятие «аудиторская деятельность» включались такие виды услуг, которые непосредственно к ней не имели никакого отношения (налоговое или бухгалтерское консультирование). Новый закон содержит два определения, одно характеризующее «аудит», другое -«аудиторскую деятельность». Кроме того, в новой редакции аудит - это «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [2].

Закон № 307-ФЗ в первой статье четко разграничивает те услуги, которые могут оказывать только субъекты аудиторской деятельности. Это аудиторские услуги и прочие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью. Новый Закон не дает исчерпывающего перечня прочих услуг, а лишь примеры таких услуг. Аудитор сам определяет вместе с аудируемым лицом, может ли он оказать какую-то иную услугу, не поименованную в законе в числе прочих. При этом такая услуга должна быть связана с аудиторской деятельностью, и не должна порождать конфликт интересов аудиторской организации [2] .

В вопросе об обязательном аудите в законе 307-ФЗ не поменялось ничего существенного по сравнению с законом 119-ФЗ. Лишь отчетности некоторых организаций, начиная с 1 января 2009 года, могут проводить не только аудиторские организации, но и индивидуальные аудиторы. Все остальные положения закона, касающиеся обязательного аудита, остались неизменными.

Концепция нового Закона об аудите предполагает передачу одному федеральному органу исполнительной власти - Министерству финансов РФ, функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности, утверждение стандартов, осуществлению контрольных и надзорных функций за профессиональной деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, применение к ним мер дисциплинарного воздействия и многих других.

Новый закон об аудите изменил образовательный ценз для претендентов на получение статуса аудитора. Теперь к сдаче квалификационного экзамена допускаются люди с любым высшим образованием, в то время как старый закон требовал обязательного наличия экономического или юридического образования. Теперь не важно, по какой специальности человек получил образование. Важно, что он имеет определенный интеллектуальный потенциал, определенный объем знаний, которые могут стать базой для развития профессионализма. Дальше человек готовится к квалификационному экзамену, например, прослушивает соответствующие учебные курсы, углубленно изучает аудиторские вопросы, бухгалтерские вопросы, вопросы финансового менеджмента, налогообложения, права и т.д., и сдает квалификационный экзамен. Тем самым, во-первых, расширяется до некоторой степени база специалистов, из которых можно черпать кадры аудиторов [4].

С другой стороны, закон уравнивает различных специалистов, претендентов в правах с точки зрения сдачи квалификационного экзамена. Министерство финансов РФ неоднократно рассматривало этот вопрос в силу того, что поступала масса запросов от людей, которые не имели экономического, юридического образования, но, тем не менее, имели достаточный опыт, достаточную практику работы в аудиторских организациях. Данные специалисты ранее не допускались к квалификационному экзамену, и подчас вынуждены были идти получать второе образование по экономической или юридической специальности только для того, чтобы быть допущенными к сдаче квалификационного экзамена аудитора. Законодательные послабления в получении статуса аудитора направлены, в конечном счете, на то, чтобы увеличить численность людей, работающих по этой профессии, так как в стране недостаточно аудиторов. Это показывает сравнение относительных показателей численности аудиторов (по отношению к количеству потенциальных клиентов) в России с другими странами [4].

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определены основания и порядок аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов, в том числе в «случае неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных лет». Исключение сделано для руководите-

лей саморегулируемых организаций аудиторов, работников подразделений внутреннего контроля, руководителей аудиторских организаций.

Законодатель заинтересован в том, чтобы СРО возглавляли чисто функционеры или люди, которые пришли из профессии, которые понимают, что есть аудиторская профессия, которые в состоянии профессионально обсуждать вопросы профессии, находить пути решения этих вопросов. Если специалист несколько лет проработал на должности руководителя СРО, а потом решил вернуться к практической деятельности. Если не сделать указанного исключения, то он должен будет прежде, чем вернуться к практике, заново сдавать квалификационный экзамен. Но ведь он уже сдал один раз квалификационный экзамен и подтвердил наличие определенных знаний и навыков. Более того, находясь на должности руководителя СРО, он продолжал повышать свою квалификацию, исполняя требование закона о ежегодном обязательном обучении. Данное исключение гарантирует таким профессионалам, что они смогут вернуться в профессию, и им не надо будет все начинать «с нуля» [4].

Второе исключение касается работников подразделений внутреннего контроля. Речь идет только о тех работниках, в чьи должностные обязанности входит проверка бухгалтерской, финансовой отчетности. Разве мы не заинтересованы в том, чтобы люди могли достаточно свободно переходить из одной сферы деятельности в другую, требующую практически того же набора навыков и объема знаний. Сегодня я работаю независимым аудитором, завтра изменилась ситуация на рынке, и выгоднее работать в какой-то крупной компании в подразделении внутреннего аудита или в подразделении внутреннего контроля, чтобы потом снова вернуться на аудиторский рынок. Почему я должен потерять свой квалификационный аттестат? Ведь квалификационный аттестат - не допуск в профессию, допуск в профессию -это членство в саморегулируемой организации аудиторов. Квалификационный аттестат подтверждает, что я обладаю определенными знаниями и навыками, позволяющими мне участвовать в аудиторской деятельности. Если я имею квалификационный аттестат и на протяжении всего того периода, пока я работаю в подразделении внутреннего контроля, выполняю требования закона о ежегодном повышении квалификации, это означает, что я поддерживаю свой уровень знаний, свои навыки на необходимом уровне. Когда я решу вернуться в независимый аудит, то мне не надо будет снова идти сдавать экзамен, мне не надо будет начинать все «с нуля». Мы тем самым опять-таки стимулируем разнообразие услуг, которые могут оказывать специалисты, являющиеся аудиторами [4].

Новый закон предусматривает определенные жесткие механизмы контроля качества. Внешний контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций осуществляют СРО в отношении своих членов. Это обозначено как одна из важнейших обязанностей СРО, чего не было до сих пор. Это упорядочивает общую систему организации контроля качества. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов. Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности. Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год. При выявлении нарушений СРО может обязать своего члена устранить их, вынести ему предупреждение, приостановить его членство, обратиться в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, и как крайняя мера - принять решение об его исключении, что равносильно запрету на оказание аудиторских услуг [2].

Таким образом, можно говорить о том, что принятие нового Федерального Закона об аудите № 307-ФЗ обусловлено переходом от лицензирования аудиторской деятельности к саморегулированию в этой области и направленно на повышение качества оказываемых аудиторскими организациями и аудиторами услуг. Новые нормы законодательно обеспечивают существенное снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов. Законодательные инициативы, связанные с аудиторской деятельностью направлены, прежде всего, на защиту интересов общества. Необходимо рассматривать проблемы аудиторской деятельности с точки зрения пользователя на рынке. Его интересует, прежде всего, качество услуг аудитора, чтобы он получил от аудитора то, за что уплачены деньги. Поэтому для пользователя важно, чтобы это был достойный человек, с соответствующей репутацией, соответствующими навыками, с соответствующими знаниями, которые заложены в новом законе об аудите. Федеральный закон об аудите № 307-ФЗ в первую очередь нужен пользователям аудиторских услуг на рынке и реализация введенных поправок и изменений в законодательство, регулирующее аудиторскую детальность в Российской Федерации, с учетом сложившейся отечественной и зарубежной практики ведения аудита ориентированы на улучшение качества аудиторских услуг.

Литература

1. http://www.buhgalteria.ru Качество аудита станет лучше.

2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

3. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

4. http://www1.minfin.ru Интернет-интервью Директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Шнейдмана Л. З.

5. http://www.ippnou.ru Шнейдман Л. З.: Чем жестче вход в профессию аудитора, тем выше качество услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.