6. Лапина Е.В. Педагогическая концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс| / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01010174757?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
7. Макарова Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов средствами проектной деятельности [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01005550085?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
8. Милеев А.В. Формирование ценностной направленности студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете [Электронный ресурс| / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01003468930?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
9. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://new-disser.ru/ avtoreferats/01005086635.pdf (дата обращения: 11.10.2021)
10. Москвина Т.И. Рефлексивный практикум как средство формирования ценностного отношения к педагогической деятельности [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003469682?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
11. Рыбакова Л.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01003460720?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
12. Сергеева Т.Н. Формирование демократических ценностных ориентаций у будущего учителя [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.m/rn/rsl01005003569?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
13. Троцкая А.И. Формирование социально-профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.m/rn/rsl01005560219?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Лошкарева Арина Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Куванова Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация. Актуальность данной статьи обуславливается тем, что во все времена была потребность в людях с нестандартным взглядом на решение различных проблем и задач, но особенно остро эта потребность стоит в настоящее время в области дизайна. В данной статье рассматривается необходимость развития особого дизайнерского мышления, а также личностных профессиональных качеств студентов - дизайнеров, являющихся основой для формирования их профессиональных компетенций. Целью данной работы является определение понятия дизайнерского мышления, рассмотрение основных личностных характеристик студента, выявление творческих условий и методов активного обучения, которые будут способствовать формированию дизайнерского мышления.
Ключевые слова: дизайнерское мышление, личностные характеристики дизайнера, профессиональная подготовка студентов - дизайнеров.
Annotation. The relevance of this article is due to the fact that at all times there was a need for people with a non-standard view of solving various problems and tasks, but this need is especially acute now in the field of design. This article discusses the need to develop special design thinking, as well as the personal professional qualities of students - designers, which are the basis for the formation of their professional competencies. The purpose of this work is to define the concept of design thinking, consider the main personal characteristics of a student, identify creative conditions and methods of active learning that will contribute to the formation of design thinking.
Keywords: design thinking, personal characteristics of a designer, professional training of students - designers.
Введение. Профессия дизайнер - это сочетание личных творческих способностей и технических знаний предмета. Это смесь различных знаний с профессиональными способностями. Настоящий дизайнер - это человек, который понимает динамику и внутренний контекст своего дела. Для качественной работы дизайнер должен объединять в себе различные профессиональные компетенции, обладать определенным мышлением, основанным на его профессиональной деятельности, развивать все ранее перечисленное на ранних этапах обучения, для того чтобы в итоге результат, к которому он стремился, был качественным [7].
Актуальность данной статьи обуславливается тем, что во все времена была потребность в людях с нестандартным взглядом на решение различных проблем и задач, но особенно остро эта потребность стоит в настоящее время в области дизайна. Требуется тщательное обучение специалистов, которые обладают рядом необходимых профессиональных качеств и имеют особое дизайнерское мышление. Ключевым моментов в профессии «дизайнер» является то, что она дает возможности создавать и получать удовлетворение от выполненной задачи, видя конечные результаты [5, с. 43]. Индустрия дизайна растет большими темпами во всем мире. Чтобы стать успешным в этой сфере нужно иметь хорошую базу профессиональных знаний, обладать характерными способностями и качествами, в совокупности с широким дизайнерским мышлением, которое лучше всего развивается на стадии обучения этой профессии.
Методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, таких как: Д. Берман, Ю.С. Старикова, С.М. Кожуховская, С. Хеллер, К. Кунрат и др. Применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, структурно-функциональный, анализ методической литературы, систематизация, обобщение.
Изложение основного материала статьи. Дизайн обычно определяется как аналитический и творческий процесс, который вовлекает человека в возможности экспериментировать, создавать и прототипировать модели, собирать обратную связь и перепроектировать.
Во многих областях знания генерируются и накапливаются посредством действий (то есть, выполнения чего-либо и оценки результатов). То есть знание используется для производства работы, а работа оценивается для производства знания. Творческие люди, как правило, работают двумя разными способами: либо как искатели, либо как создатели [1, с. 101]. Искатели демонстрируют свое творчество через открытие. Они стремятся понять и найти объяснения непонятным явлениям. Создатели в равной степени креативны, но они вынуждены синтезировать то, что они знают, в новых проектах. Учитывая фундаментальные технологические различия между тем, как мыслят и работают искатели и создатели, другие факторы могут аналогичным образом выявить различия между профессиональными областями и, следовательно, помочь определить природу дизайн-мышления. Как говорил Чарльз Имз (американский архитектор и дизайнер): «Главная цель дизайн-мышления - выйти за пределы существующих стереотипов и привычных способов решения задачи, а чтобы выйти за эти пределы нужно понимать, как работает данная область знаний» [11, с. 340].
Необходимо понять, как работает мыслительный процесс дизайнера для того, чтобы выявить основные черты характера и профессиональные компетенции настоящего профессионала [5]. Дизайн, несомненно, в основе своей имеет синкретическую природу. Дизайн - это и поиск, открытие, это и создание, и изобретение. Это абстрактный, символический мир, но это и реальный мир с системами, необходимыми для управления физической средой [3, с. 188].
Дизайн очень синтетичен и сильно связан с реальным предметом. Однако, поскольку дисциплины дизайна имеют дело с коммуникациями и символикой, дизайн имеет символический компонент с одной стороны, а так как дизайн требует анализа для выполнения синтеза, существует также аналитический компонент с другой стороны [4, с. 89]. Все эти компоненты связаны между собой, перетекают один в другой, и часто сложно бывает определить четкие границы.
Все эти составляющие дизайна важно учитывать в обучении студентов. Будущие дизайнеры должны обладать мышлением более высокого порядка и уметь анализировать, синтезировать, выходить за пределы существующего, внедрять инновации и, таким образом, легко справляться с реальными проблемами [6].
Для решения этой задачи педагогам необходимо учитывать не только специальные способности, но и личность самого студента [8]. Весь учебный процесс в образовательных учреждениях должен опираться на личностные характеристики студента в совокупности с формированием профессионального дизайнерского мышления. «Мне потребовалось несколько секунд, чтобы нарисовать это, но мне потребовалось 34 года, чтобы научиться правильно использовать свои способности и рисовать за несколько секунд», - говорил Пауль Шер (художник, графический дизайнер). Успешность процесса дизайна в первую очередь зависит от определенных характеристик настоящего профессионала. Личные качества дизайнера очень важны для качественного проектирования, их нужно постоянно развивать [3, с. 199]. Личные качества описывают элементы, связанные с психологическими характеристиками, такими как ценности, эмоции и чувства, отношения и поведение. Элементы профессиональных личностных качеств важны для проектирования, поскольку они формируют результаты проектирования и принятие решений. Более того, поскольку они постепенно развиваются с течением времени, они также влияют на развитие карьеры [1, с. 65].
Дизайнер должен иметь ряд характеристик, которые могут быть полезны для понимания того, как решить профессиональные проблемы. Эти характеристики также помогают понять природу дизайна (Таблица 1).
Таблица 1
Основные характеристики дизайнера
Характеристика Описание
Уверенность Уверенность в своих личных и профессиональных способностях предполагает учет нескольких сдерживающих факторов, таких как социальные, личностные, интеллектуальные, профессиональные, ситуационные, технологические и сравнительные элементы. Уверенность в собственных личных способностях и профессиональных компетенциях, способность принимать инновационные идеи и приступать к сложным проектам, обосновывать собственные убеждения и (этическую) работу [2, с. 93].
Креативность Спонтанный импульс к решению проблем возникает в результате взаимодействия с индивидуальной психикой и проявляется в виде поведения. Креативность рассматривается как фундаментальная и индивидуальная компетенция дизайнера, которая оказывает существенное влияние на качество дизайнерского решения [2, с. 93].
Эмоциональность Чувствительность к внешним воздействиям, самосознание и управление личными чувствами также связаны с моральными и эмпатическими аспектами. Способность воспринимать, контролировать и регулировать свои собственные и чужие эмоции называется эмоциональным интеллектом. Дизайнеры с высоким уровнем эмоционального интеллекта привлекательны, как члены команды благодаря своей осведомленности и контролю [2, с. 94].
Сочувствие «Ключевой талант - дизайнеров - это глубокое сочувствие к людям, для которых они разрабатывают дизайн. Они понимают, как люди воспринимают продукты, услуги и окружающую среду сейчас, и имеют представление о контекстах, в которых будут жить новые дизайнерские концепции» - говорил Мерли Кроссли (художник, дизайнер). Психологическая способность отождествлять себя с чувствами и мышлением других людей, что обеспечивает полезное и поддерживающее поведение [2, с. 95].
Этика Этика в дизайне - это осознание и отношение к возможным перформативным последствиям. Этические рассуждения - это саморегулирующийся основной элемент рассуждений и поведенческих стандартов, основанный на личных и
профессиональных ценностях, трудовой идентичности и вовлеченности. Осведомленность и позиционирование возможных экологических, социальных, медицинских или проектных жизненных перформативных последствий или несоблюдения законодательства [2, с. 96].
Лидерство В дизайне лидеры играют ключевую роль в работе команды, формируя коллективные нормы команды, помогая ей справляться с окружающей средой, координируя коллективные действия и управляя кадровыми ресурсами, то есть проектируя работу так, чтобы она была значимой, продвигая основные нормы поведения и организуя состав команды [2, с. 97].
Мотивация Вовлечение в деятельность обусловлено внутренним восприятием удовольствия и присущим ему интересом (внутренняя мотивация), а также его ассоциацией с ценностным результатом (внешняя мотивация). Кроме того, это относится к любопытству и побуждению к исследованию и поиску [2, с. 96].
Открытость Дизайнеры, которые открыты, демонстрируют такие черты, как широта взглядов, а также мышление, которое благоприятствует сотрудничеству, основанному на способности решать различные темы и работать с людьми из разных культур, идеологий или убеждений [2, с. 98].
Ответственность Готовность учиться и брать на себя ответственность за ошибки, добросовестно брать на себя риски, заботиться о деталях проекта, сроках и работать в рамках собственных убеждений. Ответственность дизайнера часто выходит за рамки формальной квалификации для выполнения поставленной задачи. Она включает в себя способность дизайнера работать в соответствии с личными убеждениями. Таким образом, в дизайне личная и профессиональная ответственность включает в себя принятие этических решений, устойчивость и социальную ответственность [2, с. 99].
Социальные способности Социальные способности являются одним из ключевых аспектов дизайна. Процесс проектирования, является социальным процессом, поскольку он выполняется индивидами, находящимися в богатом и динамичном социальном контексте. В этом смысле процесс проектирования включает в себя целый спектр социальных способностей, которые позволяют проектировщику использовать свои идеи [2, с. 101].
Навыки проектирования Навыки проектирования включают в себя навыки, необходимые для выполнения проектных работ, но не относящиеся непосредственно к проектировщику. К ним относятся когнитивные, технические и поведенческие характеристики, связанные с практикой проектирования. Навыки проектирования могут быть приобретены через обучение, образование (формальный учебный процесс) и практику [2, с. 102].
Развитие личностных качеств студента - дизайнера совместно с дизайн - мышлением в высших учебных заведениях происходит через вовлечение в совместно-групповую деятельность, решение нестандартных проблем, участие в различных конкурсах, олимпиадах, вовлечение в проектную деятельность и т.п.
Как уже подчеркивалось ранее, дизайн не может существовать без дизайнерского мышления. В его основе лежат процессы творчества, а также творческий ум, воля и воображение дизайнера, работающего с эмпатией и разумом при концептуализации и разработке дизайн-проекта. Понятие творческого мышления определяют как способ понять и решить проблемы с другой точки зрения. Этот творческий процесс позволяет студентам - дизайнерам находить связи, решать новые задачи и искать необычные, оригинальные и свежие решения.
Многие считают, что приемы творческого мышления основаны на опыте, в том числе Стив Джобс (изобретатель, промышленный дизайнер) говорил: «Творчество просто соединяет вещи. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что на самом деле они этого не делали, они просто что-то видели. Через некоторое время это показалось им очевидным. Это потому, что они смогли объединить полученный опыт и синтезировать новые вещи. И причина, по которой они смогли это сделать, заключалась в том, что у них было больше опыта или они думали о своем опыте больше, чем другие люди» [11, с. 346].
Говоря об этом, нужно понимать, что творческое мышление - это навык, который необходимо начинать развивать на раннем этапе, на стадии обучения.
Дизайнеры должны уметь ломать шаблоны и традиционный образ мышления, чтобы начать мыслить творчески, должны обнаружить способ, который поможет найти новый подход к конкретной ситуации или проблеме [10]. В образовательной среде существует множество приемов развития способности творчески мыслить:
1. Мозговой штурм.
Мозговой штурм - это метод группового творчества, с помощью которого предпринимаются попытки найти решение конкретной проблемы путем сбора списка идей, спонтанно предложенных членами группы. Другими словами, мозговой штурм — это ситуация, когда группа людей встречается, чтобы генерировать новые идеи и решения вокруг конкретной области интересов путем снятия запретов. Люди могут мыслить более свободно и предлагают как можно больше спонтанных новых идей [9, с. 169].
2. Ментальная карта.
Карты разума - это процесс соединения точек. В то время как мозговой штурм включает в себя откладывание всех идей по мере их появления в голове, ментальное отображение - это упорядочивание мыслей, логическое мышление, использование ассоциаций, распознавание шаблонов и создание порядка. Все идеи, полученные в результате мозгового штурма, должны быть собраны воедино в картографировании разума [9, с. 177]. Это упражнение задействует как левое, так и правое полушарие мозга, он побуждает задуматься о взаимосвязи между аспектами и идеями.
3. Рефрейминг.
Рефрейминг - это техника, используемая для изменения вашего мышления, чтобы вы могли смотреть на ситуацию, человека или отношения с немного другой точки зрения. Основная идея рефрейминга заключается в том, что рамка, через которую человек рассматривает ситуацию, определяет его точку зрения. Когда эта рамка смещается, смысл меняется, и мышление и поведение часто меняются вместе с ним.
4. Предвиденье будущего.
Цель этого упражнения - научить свой ум предвосхищать будущее, основываясь на образах сегодняшнего дня. Независимо от того, используете ли дизайнер изображения или данные, чтобы понять это, ему нужно подумать о будущем. Благодаря этому процессу нужно будет навести мосты из настоящего в будущее, и именно здесь творчество пригодится, поскольку идеи по преодолению пробелов становятся решениями, которые приведут в желаемое будущее и помогут достичь целей [9, с. 121].
В основе подготовки студента-дизайнера к созданию будущих проектов лежит использование полноценных знаний, личностных качеств в совокупности с дизайнерским мышлением, которое нужно постоянно развивать. Дизайн сейчас - это универсальный, многофункциональный и охватывающий практически каждую сферу жизни проектный метод. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема пересмотра содержания и целей профессиональной подготовки дизайнеров. Вышеперечисленные факторы являются важнейшими элементами развития и становления будущего дизайнера-специалиста в любой области дизайна [7].
Выводы. От современного дизайнера требуется применение самого широкого спектра способностей, формирование неповторимых индивидуальных и интеллектуальных качеств. Главным в современном социокультурном пространстве становится не только развитие производственных и социальных технологий ближайшего будущего, но и личностных возможностей человека. В таких условиях основной задачей является не столько подготовка специалиста, сколько становление личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, обладающей особым дизайнерским мышлением.
Обучение настоящего специалиста в сфере дизайна стало значимой задачей. Настоящий профессионал данной области должен уметь ориентироваться в поставленных задачах, четко выделять проблемы и уметь их решать. Развитие профессиональных способностей студентов - дизайнеров - это создание всесторонне развитого творца, умеющего формулировать и отстаивать направление своей творческой деятельности и конкретные решения.
Литература:
1. Берман Д. Do Good Design: как дизайнеры могут изменить мир / Д. Берман. - М.: Символ, 2015. - 200 с.
2. Кожуховская С.М. Пути реализации программы повышенного уровня подготовки дизайнеров по уровню среднего профессионального образования / С.М. Кожуховская // Оразование и наука. - 2005. - № 4 (8). - С. 93-103.
3. Кожуховская С.М. Организация, структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов / С.М. Кожуховская // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. - 2005. - № 7. - С. 22-23
4. Коломин В.Г. Современные тенденции в дизайнерском проектировании / В.Г. Коломин // [Электронный ресурс] Дизайн.ру; ред. Липин А.Н. - Режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/2stand050.shtml, свободный. (Дата обращения: 20.09.2021 г.).
5. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).
6. Старикова Ю.С. Основы дизайна: учебное пособие / Ю.С. Старикова. - М.: А-Приор, 2019. - 112 с.
7. Формирование проектной культуры студентов и обучающихся [Электронный ресурс] / Международный научно-исследовательский журнал; ред. Шабанова В.А. - Режим доступа: https://researchjournal.org/pedagogy/formirovanie-proektnoj-kultury _studentov-obuchayushhixsya-po-napravleniyu-dizajn-sredy-v-ramkax-prepodavaniya-zhivopisi/, свободный. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).
8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).
9. Approaches to teaching product design to engineering students [Электронный ресурс] / International conference on engineering and product design education; ред. Peer M SATHIKH - Режим доступа: https://www.designsociety.org/publication/40824/, свободный. (Дата обращения: 18.09.2021 г.).
10. Kunrath K. Designers' Professional Identity: Personal Attributes and Design Skills / K. Kunrath // Engineering Design. -2020. - №3. - С. 330-348.
11. Shute, Valerie J. What Is Design Thinking and Why Is It Important? / Valerie J. Shute // Engineering Design. - 2020. -№2. - С. 329-397.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Морозова Александра Артемовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Гречухина Мария Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной работе отмечается необходимость формирования художественного и декоративного восприятия у обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства на примере декоративного натюрморта. Так как активизируя многие психические процессы, декоративное восприятие может являться предпосылкой к различным творческим проявлениям, поэтому необходимость работы с обучающимися над стимулированием творческого процесса является одной из главных педагогических задач развития образного мышления, анализе характера выразительности образа и средств выражения его содержания.
Ключевые слова: восприятие, декоративное восприятие, художественное восприятие, декоративно-прикладное искусство, декоративный натюрморт.