4. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Актуальные вопросы преподавания живописи в системе подготовки будущих дизайнеров / Л.А. Буровкина, М.В. Ноздрачева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 6 -17.
5. Дубровин В.М., Буровкина Л.А., Хозяшева Л.С. Традиции и современность. Региональный компонент в системе дополнительного образования / Дубровин В.М., Л.А. Буровкина, Л.С. Хозяшева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 44 -65.
6. Игнатьева А.В., Хозяшева Л.С. Формирование творческого воображения в профессиональной деятельности бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов / А.В.Игнатьева, Л.С. Хозяшева // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - М.: МГПУ, 2016. -С. 163-168
7. Матюнина Д.С. Портреты Н.Е. Добычиной работы А. Я. Головина и К.А. Сомова. - Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №1. - С. 119-130.
8. Матюнина Д.С., Хозяшева Л.С. Композиция мирискуснического портрета как средство стилизации образа модели / Матюнина Д.С., Хозяшева Л.С. // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики. - М., 2017. - С 61-69.
9. Хозяшева Л.С. Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия / Хозяшева Л.С. // Наука и школа. - М., 2017. №5. - С. 100-107.
10. Хозяшева Л.С. Психологические и технологические детерминанты работы с гобеленом при педагогическом воздействии. - Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы VI Всерос. студенч. Науч. - практ. конф. по психологии с междунар. участием. 7 июня 2017 г. -Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 231 с. - С. 65-70.
Педагогика
УДК 378.09:745/749
член союза дизайнеров Санкт -Петербурга,
доцент кафедры искусств и сервиса Агаркова Элеонора Петровна
Федеральное образовательное учреждение государственного высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ДИЗАЙН - ПРОЕКТОВ ПОЛНОГО ЦИКЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ - ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье рассматриваются пути оптимизации образовательного процесса проектно -дизайнерской деятельности в высшей школе, алгоритмы подготовки профессиональных педагогов -дизайнеров на основе основных методик: обучение практическому дизайну, развитие дизайнерского мышления и разработка оригинальных идей проектной деятельности, а также обеспечение организационно -методических требований процесса обучения.
Ключевые слова: педагог-дизайнер, профессиональные компетенции, образовательные программы, методы профессиональной подготовки, дизайн проектирование.
Annotation. The article discusses ways to optimize the educational process of design activities in higher education, algorithms for training professional designers on the basis of basic techniques: teaching practical design, development of design thinking and development of original ideas of project activities, as well as providing organizational and methodological requirements of the learning process.
Keywords: teacher-designer, professional competence, educational programs, methods of training, design.
Введение. Образовательный процесс в рамках подготовки будущих специалистов дизайнеров, включает в себя фундаментальные - базовые дисциплины учебного профиля, которые направлены на формирование широкого диапазона знаний и умений будущих специалистов, выявление профессиональной эрудиции, формирование комплекса практических навыков, необходимых для создания комплексных дизайн - проектов. Неотъемлемой частью этого образовательного процесса является вариативная часть учебного курса и реализация предметов, включающих в себя изучение цикла профессиональных графических программ. Так же важны дисциплины по выбору и внеаудиторная работа профессиональной подготовки специалиста дизайнера, так как она стимулирует становление профессиональной компетентности в различных мастер -классах, творческих конкурсах и научных конференциях.
Изложение основного материала статьи. Дизайн - проект, это творческий метод концептуальной идеи, процесс и результат художественно - технического проектирования различных объектов, комплексов и систем окружающей среды, ориентированный на достижение более полного соответствия в целом и потребностям жизни деятельности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Смысл дизайн - проектирования в концепции будущего образа «образном схватывании» и создание по его подобию практической проектной средовой модели «дизайн продукт».
Методика в дизайне - одна из самых сложных и противоречивых проблем его теоретической и практической деятельности, которая включает в себя изучение проблемы, обследование и аналогию, выбор темы и дизайн - концепцию, проектно - расчетный и визуализационно - макетный этапы.
Методы дизайнерской деятельности в широком понимании есть не определенные приемы проектирования среды, а скорее средства психологического развития человека и взаимодействие дизайнера с обществом, которое требует от специалиста новых удовлетворений и жизненно важных амбиций и потребностей. С одной стороны, профессионал - дизайнер, как представитель искусства и эстетики работает в направлении наращивания культурного обмена и существующих исторических традиций, а с другой, работает как социальный проектировщик - экономист, опираясь на функционально - эргономические и техническо - проектировочные требования и законодательства.
Поэтому, методика дизайна заимствована из самых разных источников искусства: архитектуры, декоративно - прикладного искусства, ИЗО, кинематографа и т.д.. А также, различных областей наук: технических, экономики, эстетики, прикладных, социологии.
Базой новых методов образовательного процесса в обучении дизайна, является системный подход, который представлен в виде комплексных методик взаимодействия обучающих программ в едином образовательном процессе. Обязательным условием и кардинальным свойством проектного формирования специалиста в области дизайна является комплексность развития, обучения и практических навыков, как совокупность разнородных действий и мероприятий, направленных на получение профессии. Поэтому профессиональными качествами специалиста - дизайнера должны быть широчайший кругозор и компетентность во всех смежных областях познания.
Таким образом, дизайн - образование - это профессиональное художественное - техническое образование, требующее дополнения большим рядом смежных дисциплин, которые должны изучаться в процессе получения профессии, а многие вспомогательные предметы, хотя бы как факультативы. Только благодаря синтезу полученных знаний будет сформировано проектно - дизайнерское мышление будущего специалиста.
Дизайн - образование - это особое качество образованности, в результате чего образуется особый тип интеграции мыслительного процесса, который воспроизводится посредством образовательного процесса в вузе.
На данный момент основной профессиональной образовательной подготовкой бакалавров педагогов -дизайнеров в ВУЗе по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль "Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика)" является рабочий учебный план, включающий в себя различные дисциплины, позволяющие осуществить комплексную подготовку по направлению данной специальности.
Содержательно - методический и проектно - средовой курс дисциплин этого учебного плана взаимосвязан с базовой частью обучающего курса дизайн проектирования и содержит цикл дисциплин: методика обучения изобразительному искусству и дизайну, информационные технологии в образовании.
В вариативной части данной образовательной программы важны дисциплины проектно -художественного цикла: культурология, история искусств и стилей, формообразование, рисунок, дизайнерский чертеж и рисунок, живопись, искусство цвета.
Освоение принципов разработки дизайн - проектирования и комплексного моделирования в системе образовательного процесса, подразумевает включения различных визуальных коммуникаций и предметно-пространственного наполнения среды. Создание концептуальных решений - композиций и специализированных видов среды в увязке с общим идейным решением, которое создается при взаимодействии определенного общеобразовательного цикла профессиональных дисциплин, совокупность которых направлена на создание итоговых учебных курсовых и дипломных дизайн проектов полного цикла в процессе профессиональной подготовки педагогов - дизайнеров.
Данное направление образовательного процесса выявляет способность студентов к композиционно-образному мышлению и пространственному моделированию, критическому анализу различных стилистических направлений в дизайне, их творческому применению в поиске и генерации идеи средовых объектов и комплексов; способность ценностно-смысловой ориентации в средовом и предметном дизайнерском проектировании.
Кроме этого, вариативный блок учебного плана позволяет сформировать у студентов практические навыки в использовании современных средств компьютерной графии и 3^ моделирования.
Предметы проектно - графического цикла, такие как: проектирование, технический дизайн и эргономика, художественное моделирование интерьера и предметной среды, композиция и макетирование, свет в интерьере, современные отделочные материалы и мебель в интерьере.
В заключительном процессе обучения педагогов - дизайн, для создания графического модуля, рекламы, проектно - средовых моделей и 3^ моделирования. Очень важны дисциплины компьютерного - проектного цикла: компьютерные издательские системы, полиграфический дизайн и реклама, трехмерная компьютерная графика и анимация, интернет - технологии в деятельности дизайнера, web-графика и web-дизайн, компьютерная графика в дизайне, инженерная графика с основами проектирования.
В изучении комплекса проектных дисциплин и получении дизайн - компетенций будущей профессии, обучающий курс включает в себя предметы профессиональная этика, основы декоративно-прикладного искусства, основы дизайна - среды, методология дипломного исследования, дипломное проектирование и другие учебные профили. Которые также имеют важную составляющую в учебном процессе, приобретении профессиональных умений и навыков высококвалифицированного специалиста в области дизайна.
Для достижения практических навыков в процессе обучения дизайнера немаловажным итогом является практическая составляющая обучения на предприятиях города: производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а так же, преддипломная практика. Использование в учебном процессе методов практического обучения на предприятиях, необходимо в профессиональной подготовке и творческих навыков будущих специалистов дизайнеров.
Целью данного образовательного цикла дисциплин является формирование у студентов - бакалавров системы знаний, умений и практических навыков в генерации дизайн - концепции специализированных видов различной среды и овладение методикой формирования пространственной и композиционной структуры создаваемых объектов дизайна полного цикла в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.
Для достижения поставленной цели решаются следующие учебные задачи:
овладение на практике методами и приемами предпроектных исследований и анализа специализированных видов разной среды жизни деятельности человека;
овладение технологией генерации дизайн - концепции специализированных средовых комплексов в условиях различных функциональных и тематических задач;
освоение приемов формирования и развития композиционной схемы объекта дизайна в ходе вариантного моделирования;
освоение принципов и приемов эстетического контроля и гармонизации проектного решения;
овладение приемами детализации и масштабной координации композиции специализированного дизайн-проекта.
В получении определенных навыков и профессиональных компетенций в учебном процессе важна оптимизация учебного процесса дизайнеров, это дает в имеющихся условиях из множества методов обучения
выбрать наиболее эффективные, которые обеспечивают наивысшую эффективность обучения принятым критериям. Основные критерии оптимизации учебного процесса дизайнера, это:
комплексное планирование и конкретизация задач обучения и саморазвития студентов по выбранной специальности;
осознанный выбор рациональных методов и средств обучения для решения поставленных учебных целей и задач, достижения профессиональных компетенций;
дифференцированный и индивидуальный подход, сочетание групповых и индивидуальных форм обучения; анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.
Традиционно дизайн - проектирование определяется, как проектная деятельность, некий продукт, основанный на концептуально - художественном решении и взаимодействии научных проектных принципов. В данном консенсусе происходит процесс основного включения элементов художественного решения в технологический процесс различных сложных расчетов и изготовления проектируемой модели или среды жизни деятельности человека.
С другой стороны обеспечение художественно - образного мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит в процессе овладения навыками восприятия среды человеческой жизнедеятельности в процессе обучения в комплексе дисциплин общего учебного цикла.
Дизайн - образование в данном случае воспринимается, как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образовательного процесса в системе бакалавриата. Профессиональная деятельность педагога- дизайнера интересна и многогранна, в ней пересекаются полученные знания и умения различных сфер современной жизни деятельности.
Любая проектно - графическая учебная работа, начинается с создания с концептуального решения и эскизирования объекта дизайна, графическим изображением, расчетно - технической документацией и заканчивая визуально - макетным проектом в компьютерных программах. В качестве материала для выполнения творческих учебных работ используются бумажные макеты и графические изображения. Работа над макетом, требует предметных действий, очень эффективно развивает пространственное мышление и техническую интуицию, что важно для продуктивной композиционной деятельности.
Перечисленные выше принципы - анализ общих композиционных закономерностей; постановка творческих заданий отвлеченного характера на освоение выделенных формальных средств; применение макетирования как формы решения заданий — являются базовыми, на их основе строится методика овладения объемно-пространственной композицией. Ей должна следовать не только учебная аудиторная работа в коллективе, но и самостоятельная деятельность каждого студента, заинтересованного в повышении уровня своего профессионального мастерства.
Очень важны в процессе обучения дизайна организационно - методические требования, которые определяют эффективность современного образования. Всего этих основных групп требований три:
Первая группа - это грамотное проведение учебных занятий (материального обеспечения учебного процесса, наглядно - технического оснащения, учет санитарно гигиенических норм, создание психологического комфорта учебного процесса, основные ориентиры деятельности преподавателя).
Вторая группа - содержательно - методическая составляющая учебного процесса дизайн -проектирования (целенаправленность задач обучения, содержательность учебных занятий и планируемые результаты, эффективность выбранных методов и приемов обучения).
Третья группа - реализация принципов активности и развивающегося характера взаимодействия межпредметных связей учебного процесса (развивающий метод социального взаимодействия, познавательная деятельность и развитие рефлексивных умений и оценки результата, групповая и коллективная форма работы с применением полученных знаний и умений).
Все эти основные требования направлены на приобретение рабочей квалификации и развитие профессиональных компетенций студентов - дизайнеров. Современный процесс подготовки специалиста дизайнера направлен на формирование различных видов компетенций: профессиональных, ключевых и надпрофессиональных.
А также управление собственной деятельностью - это профессиональное самоопределение, саморазвитие, рефлексия, саморегуляция в процессе деятельности, развитие личностных качеств и эффективность в коммуникации и работа с информацией, работа с заказчиком и профессиональная рефлексия.
Выводы. Анализируя учебные программы и методы профессиональной подготовки будущих педагогов -дизайнеров в высшей школе, видно что этот образовательный процесс предусматривает комплексное освоение знаний в области искусства, функционально - технологическом процессе, конструкций и материаловедения, формальной композиции, черчения и перспективы, колористики в организации среды, архитектоники, основы дизайна среды и функциональной конструктивной составляющими пространственной композиции. Анализ образовательного стандарта по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», учебных программ данного учебного курса, позволяет сформулировать требования к созданию дизайн -проектов полного цикла в процессе профессиональной подготовки педагогов - дизайнеров.
Литература:
1. Быстрова Т.Ю. - Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. - 288 с.
2. Историческая суть методики приемов дизайнерского проектирования. Источник: «Дизайн архитектурной среды», Москва, 2006. www.arhplan.ru/buildings/objects/history-technique-of-designhttps://text.ru/rd/aHR0cDovL2Noc3B1LnJ1L3N2ZWRlbi9maWxlcy80NC4wMy4wNV9UaVAyMDE4Zy1jb2 52ZXJ0ZWQucGRm
3. Методическое обеспечение проектной деятельности архитектора - дизайнера. Статья. 2015 г. Источник: http://www.arhplan.ru/buildings/objects/maintenance-project-of-architect-designer
4. Объёмно-пространственная композиция. А. В. Степанов, В. И. Мальгин, Г. И. Иванова, К. В. Кудряшев, Д. Л. Мелодинский, А. А. Нестеренко Министерством образования РФ, учебника для студентов высших учебных заведеий, обучающихся по специальности Архитектура Москва Издательство I 8 В N 59647-0003-9, «Архитектура-С», 2007 г., - 21 с.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОННОГО СЕМЕЙНОГО КЛУБА
«РОДИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»
Аннотация. В статье рассматривается специфика взаимодействия образовательной организации с семьей в формате деятельности районного семейного клуба. Авторы анализируют опыт создания семейного клуба «Родительская среда» в рамках сетевого сотрудничества университета и школы.
Ключевые слова: семья, взаимодействие, социальное развитие, образовательный потенциал.
Annotation. The article discusses the specifics of the interaction of the educational organization with the family in the format of the activities of the district family club. The authors analyze the experience of creating a family club "Parent Environment" in the framework of the network cooperation between the university and the school.
Keywords: family, interaction, social development, educational potential.
Введение. Семья является важнейшим социальным институтом общества. В семье заложена первичная социализация и формирование личности ребенка, формируются основы его физического, духовного, нравственного и гражданского развития.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в соответствии с принципами государственной политики в области образования важнейшим является приоритет "воспитания личности в семье".
Семья, как педагогический коллектив, выполняет целый ряд функций. Во-первых, это команда, которая связана не только общей целью и деятельностью, но и родственными связями. Во-вторых, это относительно стабильная группа единомышленников, в которой постоянно происходит взаимодействие в различных видах деятельности. В-третьих, семья-это разновозрастная ячейка общества, в которой старшее поколение является естественными воспитателями подрастающего поколения. В семье заложено формирование важнейших качеств человека. Здесь ребенок получает первые представления о мире, весь фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, на которых основано нравственное становление личности [4, С. 82].
Семья является необходимым фактором социального развития в силу глубокой специфики воздействия на ребенка. Роль семьи в развитии духовных потребностей и интересов ребенка очень велика. Только в семье можно сформировать культуру родственных отношений, доминировать в важнейших социальных ролях, формировать эмоциональную культуру, обогатить нравственный опыт, вести половое воспитание молодежи, готовить их к будущей семейной жизни [5].
Семья должна обеспечить рациональную организацию жизни ребенка, помочь ему получить положительный опыт жизни и труда старших поколений, получить ценный индивидуальный опыт взаимодействия, отношений, привычек.
Изложение основного материала статьи. Успех семейного воспитания зависит главным образом от личных ресурсов семьи, ее состава, увлечений, вкусов, отношений молодежи и пожилых людей, взрослых и детей и др. Особое значение для формирования личности ребенка имеет наличие и характер целей воспитания, их осознание родителями, что также определяется личностными ресурсами семьи [1, С. 13].
Особые трудности в обучении ребенка обусловлены отсутствием согласованности между требованиями школы и семьи. Для того чтобы обеспечить единство действий, необходимо организовать взаимодействие школы и семьи, обеспечить взаимную заботу и влияние на ребенка.
Взаимодействие школы и семьи - это тесная взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Поэтому взаимодействие школы и семьи является источником и важным механизмом их развития. Вступая во взаимодействие, учителя, родители и дети лучше узнают окружающих и себя. Обстоятельства, при которых это происходит, то, как они воспринимают друг друга, зависит от объективности взглядов и знаний об окружающей их воспитательной среды. На основе этого взаимодействия создается взаимопонимание, которое существенно влияет на тип взаимоотношений педагогов и семьи, что также зависит от установок взаимодействия, продолжительности и интенсивности общения, атмосферы в классе и школе, особенностей педагогов и семьи, позиции родителей по отношению к школе.
Важно понимать, какие цели объединяют учителей, родителей и детей, как эти цели реализуются ими. Именно на этой основе формируются отношения между учителями и семьей. Между родителями и учителями могут быть дружеские личные отношения, возникающие во время общения, вместе с этим отношения могут быть безразличными, а часто и негативными. Характер отношений, как правило, зависит от вовлеченности родителей в дела класса, школы. В позитивных отношениях родители стараются помочь учителю реализовать его планы и идеи. Они участвуют в совместных образовательных мероприятиях и совместно решают проблемы. Это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии всех сторон [3, С. 47].
В зависимости от степени осознанности отношения педагогов, родителей к интересам детей, проблемам друг друга, наличия осознанной цели совместной деятельности выделяют следующие виды взаимодействия: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение, конфронтация, индифферентность [2].
Большой образовательный потенциал имеет сотрудничество педагогов и родителей. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное отношение между взаимодействующими сторонами. Такое взаимодействие помогает участникам процесса "чувствовать партнера", обучаться,