Педагогика
УДК: 378.016:74/76
кандидат психологических наук, доцент Абрамян Нина Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (г. Владимир); кандидат педагогических наук, доцент Хозяшева Людмила Сергеевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ТКАЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
МГПУ
Аннотация. Статья описывает методы и приемы технологического оснащения процесса ковроткачества при обучении студентов-художников в одном из педагогических вузов Москвы.
Ключевые слова: Методика обучения ручному ткачеству, технология таписсерии, методы и приемы обучения.
Annotation. The article describes the methods and techniques of technological equipment of carpet weaving process in the training of students-artists in one of the pedagogical universities of Moscow.
Keywords: Methods of teaching manual weaving, tapisseria technology, methods and techniques of teaching.
Введение. «Искусство вызывает эмоциональные переживания, но никто до сих пор не смог объяснить, чем, собственно, оно очаровывает зрителей, слушателей, читателей», - пишет доктор психологии В.М. Аллахвердов в книге «Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений» в 2001 году. Массу впечатлений производит его собственное научное творчество, наводящее на размышления, вызывающее разногласия, разночтения, трактовки... Нам чрезвычайно пригодились его находки и размышления в работе со студентами-художниками, выполнявшими выпускные квалификационные работы по таписсерии (гобелену). Мы приносим наше почтению мэтру, заставившему задуматься над нюансами художественного воплощения текстильных идей в технике ручного ткачества.
Изложение основного материала статьи. В данной статье мы попытаемся, основываясь на практически выверенных в течение последнего десятилетия работы в вузе приемах и способах взаимодействия преподавателя со студентом-дипломником, показать, какими психологическими и технологическими компонентами совместного творчества руководствовались при создании таписсерии (гобелена).
Достаточно продолжительный процесс сотрудничества со студентами художественных специальностей, систематическая работа с ними предполагает учет нескольких методологически существенных принципов, в частности, принципа детерминизма как взаимосвязи и взаимообусловленности внешних и внутренних воздействий, принципа связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием, и, конечно, принципа развития в деятельности, описанных в теории деятельности А.Н. Леонтьева, известного российского психолога.
Именно эти принципы заставили нас выйти на детерминанты творческой работы с одним из самых трудоёмких видов декоративно-прикладного искусства - работу с гобеленом и таким его воплощением, как таписсерия.
Мы посчитали необходимым обозначить два блока детерминант, обусловливающих, на наш взгляд, успешность этого вида художественной деятельности: это детерминанты психологические и технологические.
«Существование художественных школ подчеркивает роль традиций в оценке произведений искусства. Шедевры не создаются стандартными методами, хотя этими методами, безусловно, необходимо владеть. Композитор С. Прокофьев однажды точно сказал: «Писать только по правилам, установленным предыдущей классикой, значит быть не мастером, а учеником» [3, с. 33].
Художественная педагогика ищет новые пути в раскрытии творческого потенциала личности. Современный уровень развития технологий, использование компьютера и высокотехнологичного оборудования позволяет добиться неповторимых тканых структур в дизайне текстиля, которые широко используются в современном интерьере. Сегодня на смену общепринятым композиционным и стилевым решениям пришли неординарные фактурные и метафоричные текстильные композиции. Изменился имидж таписсерии (гобелена). Сюжетная сторона таписсерии уходит на второй план, уступая место фактурно-декоративной стилизованной поверхности. Это призыв для художника декоративного искусства к развитию творческого воображения.
В поисках методов формирования творческого воображения в ходе процесса обучения мы опирались на положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, а также использовали подходы к творческому процессу, представленные в концепциях таких отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Р.Г. Натадзе. Опирались мы также на работы Л.А. Буровкиной, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова используя их подходы к воображению в художественном творчестве.
В рамках учебного процесса в «Творческих мастерских» со студентами Института культуры и искусств МГПУ разрабатываются и создаются интересные фактурные эксперименты. Работа с нестандартными материалами в таписсерии натолкнула автора на создание методики проведения занятий по экспериментальной программе, учитывающей особые свойства различных материалов [10].
На наш взгляд, в современных работах о методическом обеспечении процесса обучения задача развития творческого воображения студентов на примере обучения ковроткачеству с применением нетрадиционных материалов не ставится, а этот подход, несомненно, является новаторским в методике преподавания декоративного искусства.
Для реализации нашей концепции развития творческого воображения студентов необходимы подготовленные специалисты, владеющие не только историей, теорией изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и практикой выполнения подобных изделий.
Включение воображения необходимо на всех этапах создания декоративного художественного произведения: от наблюдения явлений окружающего мира до завершения произведения в материале. Поэтому разнообразие и вариативность творческого процесса, определяемое различным сочетанием операций воображения, также способствует совершенствованию способов создания студентами зрительных образов и оперирования ими.
В методике преподавании уже описаны приемы и способы создания декоративных композиций, в частности, основные методы, используемые на занятиях по изучению искусства таписсерии - это методы аналогии, эклектики, синтеза и ассоциации. Поскольку воображение неразрывно связано с чувственным отражением и мышлением, необходима более детальная характеристика этого единства.
«Творческая природа воображения зависит от того, насколько далеко оно отклоняется от существующей действительности, перерабатываемой в сознании. Межиндивидуальные различия в воображении разных студентов объясняются также и другими психологическими факторами, среди которых - тип оперирования образами (по И.С. Якиманской), скорость создания новых образов, манипулирования ими. Индивидуальные особенности воображения студентов имеют большое значение для создания новых образов и их передачи изобразительными средствами. Поскольку каждый человек имеет свой индивидуальный тип воображения, то в процессе создания таписсерий педагогу необходимо выявить его особенности и опираться на них. Только в этом случае можно рассчитывать на получение положительного результата в обучении. Работа в технике ручного ткачества позволит педагогу максимально развить воображение студентов, что в конечном итоге приведет к повышению их творческого потенциала» [10, с. 69].
Таким образом, говоря о психологической детерминанте творчества, следует иметь в виду огромную и определяющую роль творческого воображения студента, создающего таписсерию (гобелен). Особенности воображения основаны на рождении новых образов на основе образов памяти и представлений, способы создания образов воображения столь разнообразны и продуктивны в художественном творчестве, что не учитывать их в процессе обучения ковроткачеству нельзя.
Поскольку взаимодействие в системе «педагог - студент» определяет педагогическое воздействие и систему психолого-педагогических средств, способствующих продуктивному развитию творческого воображения студентов, формирующих у себя навыки работы с таписсерией, нам представляется необходимым затронуть и вопрос об активности педагогического мышления и творческого воображения преподавателя, творческий и методический арсенал которого также используется в воздействии в педагогическом процессе как системообразующий элемент совместного творчества студента и преподавателя. В нашем случае демонстрация преподавателем креативного поведения свидетельствовало, как образец, о важности уровня и степени проявления конструктивного, творческого начала. Изначальное конструирование творческого задания для студентов исходило из их самостоятельного выбора и инициативы в избрании варианта творческого задания. Эмоциональный контакт преподавателя со студентами также инициировал творческий процесс содействия, воздействия педагога. Одним из тактических методических приемов педагогического воздействия следует считать в нашем общении со студентами и поощрение любой творческой инициативы обучаемых, даже если такая инициатива не была заранее продумана студентом, а возникала в процессе ковроткачества спонтанно, главное, чтобы инициация была креативной и имела смысл при создании композиции. Чрезвычайно существенной составляющей педагогического воздействия в нашем случае оказалось отсутствие лимита времени: мы старались избегать цейтнотов в творческой работе и заблаговременно учитывать временные ресурсы. Непринужденная обстановка и общение во время практических занятий также работала на формирование творческого отношения к созданию таписсерии студентами. Кроме того, как одно из методических средств, мы использовали предоставление возможности студентам непосредственного наблюдения за процессом создания таписсерии самим преподавателем, что несомненно поддерживало их психологически. При такой ситуации эмоционального включения студентов в предлагаемую и создаваемую преподавателем атмосферу творчества степень совершенствования их творческого воображения в процесс работы с таписсерией несомненно возрастает, поскольку обеспечивается психологическая включенность обучаемых в процесс сотворчества с педагогом, о чем неоднозначно и определенно гласят постулаты психологии творчества и педагогической психологии: например, в монографии известного отечественного психолога М.М. Кашапова «Психология творческого мышления профессионала» мы нашли подкрепление нашим находкам по педагогическому воздействию в творческой работе со студентами Института культуры и искусств.
Важным толчком к развитию воображения студентов является разнообразие фактур и материалов, используемых в ручном ковроткачестве. Различные фактуры вызывают различные ассоциации. Например, фактура настилами напоминает рябь на воде, полотняное переплетение может ассоциироваться с ровным снежным покровом, фактура ворсом похожа на траву. И эти ассоциации подсказывают различные мотивы композиционного решения.
Выводы. В результате исследования мы приходим к заключению о том, что способы создания декоративных композиций в технике ручного ткачества на занятиях со студентами возможно и необходимо разнообразить, следуя типологии предложенных методов, а также целому спектру специальных педагогических воздействий, связанных с учетом психологических факторов и специальных технологий» [10, с. 67].
Закончить статью хотелось бы еще одной цитатой из В.М. Аллахвердова: «Использование тех или иных технических приемов еще не создает художественного текста, не они определяют художественность произведения» [3, с. 32] и добавить, что грамотно подкрепляющие содержательные характеристики произведения технологические приемы, если не определяют, то обеспечивают гармонизацию творческого процесса по созданию художественного произведения в ковроткачестве.
Литература:
1. Абрамян Н.Г. Методика преподавания психологии в вузе. Из опыта работы. - Владимир: Собор, 2005. - 164 с.
2. Абрамян Н.Г. Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. - Владимир: Собор, 2006. - 148 с.
3. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: издательство ДНК, 2001. - 200 с.
4. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Актуальные вопросы преподавания живописи в системе подготовки будущих дизайнеров / Л.А. Буровкина, М.В. Ноздрачева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 6 -17.
5. Дубровин В.М., Буровкина Л.А., Хозяшева Л.С. Традиции и современность. Региональный компонент в системе дополнительного образования / Дубровин В.М., Л.А. Буровкина, Л.С. Хозяшева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 44 -65.
6. Игнатьева А.В., Хозяшева Л.С. Формирование творческого воображения в профессиональной деятельности бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов / А.В.Игнатьева, Л.С. Хозяшева // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - М.: МГПУ, 2016. -С. 163-168
7. Матюнина Д.С. Портреты Н.Е. Добычиной работы А. Я. Головина и К.А. Сомова. - Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. №1. - С. 119-130.
8. Матюнина Д.С., Хозяшева Л.С. Композиция мирискуснического портрета как средство стилизации образа модели / Матюнина Д.С., Хозяшева Л.С. // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики. - М., 2017. - С 61-69.
9. Хозяшева Л.С. Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия / Хозяшева Л.С. // Наука и школа. - М., 2017. №5. - С. 100-107.
10. Хозяшева Л.С. Психологические и технологические детерминанты работы с гобеленом при педагогическом воздействии. - Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы VI Всерос. студенч. Науч. - практ. конф. по психологии с междунар. участием. 7 июня 2017 г. -Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. - 231 с. - С. 65-70.
Педагогика
УДК 378.09:745/749
член союза дизайнеров Санкт -Петербурга,
доцент кафедры искусств и сервиса Агаркова Элеонора Петровна
Федеральное образовательное учреждение государственного высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ДИЗАЙН - ПРОЕКТОВ ПОЛНОГО ЦИКЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ - ДИЗАЙНЕРОВ
Аннотация. В статье рассматриваются пути оптимизации образовательного процесса проектно -дизайнерской деятельности в высшей школе, алгоритмы подготовки профессиональных педагогов -дизайнеров на основе основных методик: обучение практическому дизайну, развитие дизайнерского мышления и разработка оригинальных идей проектной деятельности, а также обеспечение организационно -методических требований процесса обучения.
Ключевые слова: педагог-дизайнер, профессиональные компетенции, образовательные программы, методы профессиональной подготовки, дизайн проектирование.
Annotation. The article discusses ways to optimize the educational process of design activities in higher education, algorithms for training professional designers on the basis of basic techniques: teaching practical design, development of design thinking and development of original ideas of project activities, as well as providing organizational and methodological requirements of the learning process.
Keywords: teacher-designer, professional competence, educational programs, methods of training, design.
Введение. Образовательный процесс в рамках подготовки будущих специалистов дизайнеров, включает в себя фундаментальные - базовые дисциплины учебного профиля, которые направлены на формирование широкого диапазона знаний и умений будущих специалистов, выявление профессиональной эрудиции, формирование комплекса практических навыков, необходимых для создания комплексных дизайн - проектов. Неотъемлемой частью этого образовательного процесса является вариативная часть учебного курса и реализация предметов, включающих в себя изучение цикла профессиональных графических программ. Так же важны дисциплины по выбору и внеаудиторная работа профессиональной подготовки специалиста дизайнера, так как она стимулирует становление профессиональной компетентности в различных мастер -классах, творческих конкурсах и научных конференциях.
Изложение основного материала статьи. Дизайн - проект, это творческий метод концептуальной идеи, процесс и результат художественно - технического проектирования различных объектов, комплексов и систем окружающей среды, ориентированный на достижение более полного соответствия в целом и потребностям жизни деятельности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Смысл дизайн - проектирования в концепции будущего образа «образном схватывании» и создание по его подобию практической проектной средовой модели «дизайн продукт».
Методика в дизайне - одна из самых сложных и противоречивых проблем его теоретической и практической деятельности, которая включает в себя изучение проблемы, обследование и аналогию, выбор темы и дизайн - концепцию, проектно - расчетный и визуализационно - макетный этапы.
Методы дизайнерской деятельности в широком понимании есть не определенные приемы проектирования среды, а скорее средства психологического развития человека и взаимодействие дизайнера с обществом, которое требует от специалиста новых удовлетворений и жизненно важных амбиций и потребностей. С одной стороны, профессионал - дизайнер, как представитель искусства и эстетики работает в направлении наращивания культурного обмена и существующих исторических традиций, а с другой, работает как социальный проектировщик - экономист, опираясь на функционально - эргономические и техническо - проектировочные требования и законодательства.
Поэтому, методика дизайна заимствована из самых разных источников искусства: архитектуры, декоративно - прикладного искусства, ИЗО, кинематографа и т.д.. А также, различных областей наук: технических, экономики, эстетики, прикладных, социологии.