Научная статья на тему 'Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия'

Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ / ФАКТОРЫ / ПРИНЦИПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВООБРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ / КОВРОТКАЧЕСТВО / ТАПИССЕРИЯ / DETERMINANTS / FACTORS / PRINCIPLES OF INFLUENCE / EDUCATIONAL INFLUENCE / METHODS OF INFLUENCE / IMAGINATION IN ART / WEAVING / TAPESTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хозяшева Людмила Сергеевна

Данная статья освещает вопросы, связанные с факторами, влияющими на педагогическое воздействие в ходе преподавания студентам художественных вузов таписсерии. Автору удалось выделить две группы детерминант психологических и технологических как основу педагогического воздействия, указать на методически и технологически обоснованные факторы взаимодействия в системе «педагог студент», которые позволяют продуктивно воздействовать на процесс творчества и развитие воображения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of Creative Work with the Tapestry as a Basis of Pedagogical Influence

The article deals with the issues related to factors influencing pedagogical impact in the course of teaching Tapestry. The author manages to single out two groups of determinants psychological and technological factors as the basis of pedagogical influence, and to point to methodically and technologically feasible factors of interaction in the system „teacher student” that allow to productively influence the process of creativity and imagination development of students.

Текст научной работы на тему «Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия»

1УДК 378 ББК 74.58

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ГОБЕЛЕНОМ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Л. С. Хозяшева

Аннотация. Данная статья освещает вопросы, связанные с факторами, влияющими на педагогическое воздействие в ходе преподавания студентам художественных вузов таписсерии. Автору удалось выделить две группы детерминант - психологических и технологических как основу педагогического воздействия, указать на методически и технологически обоснованные факторы взаимодействия в системе «педагог - студент», которые позволяют продуктивно воздействовать на процесс творчества и развитие воображения студентов.

Ключевые слова: детерминанты, факторы, принципы воздействия, педагогическое воздействие, методы воздействия, воображение в художественном творчестве, ковроткачество, таписсерия.

DETERMINANTS OF CREATIVE WORK WITH THE TAPESTRY AS A BASIS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE

L. S. Khozyasheva

Abstract. The article deals with the issues related to factors influencing pedagogical impact in the course of teaching Tapestry. The author manages to single out two groups of determinants - psychological and technological factors as the basis of pedagogical influence, and to point to methodically and technologically feasible factors of interaction in the system „teacher - student" that allow to productively influence the process of creativity and imagination development of students.

Keywords: determinants, factors, principles of influence, educational influence, methods of influence, imagination in art, weaving, Tapestry.

Основа любого педагогического воздействия всегда содержит концептуальную базу, которая обеспечивает воплощение, функционирование и совершенствование идей. Эта статья посвящена анализу основ педагогического воздействия в системе «педагог - студент» в процессе ручного ткачества на занятиях со студентами-бакалаврами в Институте культуры и искусств педагогического вуза. В результате продолжительного творческого сотрудничества со студентами нам удалось выявить некоторые методологически существенные в педагогической практике принципы. В фокусе нашего исследования оказываются следующие принципы: принцип детерминизма как взаимосвязи и взаимообусловленности внешних и внутренних воздействий, принцип связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием и, конечно, принцип развития в дея-

тельности, описанные в трудах А. Н. Леонтьева, известного российского психолога. Эти принципы выводят нас на детерминанты творческой работы с одним из самых кропотливых видов декоративного искусства - работу с гобеленом и таким его воплощением, как тапис-серия.

Необходимо обозначить два блока детерминант, обусловливающих, на наш взгляд, успешность этого вида художественной деятельности: это детерминанты психологические и технологические. В данной статье будут описаны эти два блока.

Прежде чем характеризовать психологическую и технологическую составляющие конкретного вида прикладной деятельности, подтвердим необходимость обоснования нашего подхода соответствующими требованиями к студентам-бакалаврам, зафиксированными в

документах об образовании, связанных с их специализацией. Например, в Образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы для квалификации бакалавра считается приемлемым достижение студентом следующих компетенций общей направленности: бакалавр должен обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка (ОПК-1); способностью владеть современной шрифтовой культурой и компьютерными технологиями, применяемыми в дизайн-проектировании (ОПК-4); а также профессиональными компетенциями в области художественной деятельности: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1); способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3); способностью варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими процессами (ПК-9); контролировать качество изготавливаемых изделий (ПК-11).

Соответствие компетенций с обобщенными трудовыми функциями, трудовыми функциями и трудовыми действиями, содержащимися в профессиональных стандартах, приведены в компетентностно-профессиональной модели выпускника.

Вначале обратимся к психологическому обеспечению процесса создания гобелена сту-

дентами педвузов. В современной педагогике проблема развития личности, способной искать новые решения в созидательной деятельности, является чрезвычайно актуальной. Художественная педагогика находится в постоянном поиске путей раскрытия творческого потенциала личности. Уровень современных технологий, в том числе компьютерных и высокотехнологичных, позволяет добиваться неповторимых тканых структур в дизайне текстиля, которые прекрасно вписываются в контекст модернистского интерьера. На смену старым канонам работы приходят неординарные экспериментальные решения: там, где раньше было однообразное тиражирование однотипного образца, теперь можно увидеть авторские, эксклюзивные работы малого тиража и неповторимого дизайна. Все это повышает ожидания от творческого труда художника-дизайнера по текстилю. Формирующаяся направленность основывается на мотивации, личной заинтересованности студента, выполняющего определенные действия. Важную роль в развитии творческого воображения играет развитие творческого мышления, которое служит средством к достижению поставленной цели.

«Таписсерия - искусство стенного ковра, оно шире понятия "гобелен" и включает в себя изделия, выполненные различными техниками ткачества: узлами, трикотажными переплетениями, вышивкой, аппликацией, - как плоскостные, так и пространственные» [1] (рис. 1, 2, 3).

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства, а именно ручное ткачество, отражает художественные традиции нации, мировосприятие и сохраняют историческую память. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции - родник современной художественной культуры.

Развитие ручного ткачества во все эпохи происходило динамично, и до сегодняшнего дня продолжаются поиски новых, порой неожиданных средств выразительности. Появляются все новые и новые материалы, которые помогают художникам воплощать в жизнь самые смелые идеи, из-за чего происходит интеграция произведений ручного ткачества в интерьер.

Сейчас очень активно идет процесс популяризации изделий ручного труда, вследствие чего происходит повышение спроса и на произведения ручного ткачества тоже. Как раньше, так и в современных условиях жизни люди все же нуждаются в уюте и вещах, представляющих особую эстетическую ценность. Они начинают отдавать предпочтение не изделию, изготовленному на производстве, а выполненному с душой - вручную. Главным же остается то, что искусство ручного ткачества, пережив века, остается современным и остро востребованным сегодня видом искусства, способным решать самые различные задачи как в интерьере, так и на выставочной площадке, сочетающим в себе мощь монументального произведения и тепло человеческих рук, индивидуальность мастера. Декоративная деятельность дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Методический подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы из разных научных и творческих областей: это и знание истории декоративного искусства, опыт мастеров в области ручного ткачества, проблемы психологии, общепедагогические аспекты, труды по развитию творческого воображения и многое другое. «В своих разработках педагоги А. В. Привалов (1994), Н. С. Боголюбов (1995), Р. В. Акатова (2000), Т. Н. Галич (2000), А. П. Сухарева (2000), Р. Е. Зохина (2000), Е. В. Квятковский (2002) ставят вопрос о недостаточном развитии творческого воображения, связывая его решение с необходимостью создания особых условий обучения. Об этом в свое время говорили Б. Г. Ананьев, О. И. Галкина, А. Д. Ботвинников, Е. Н. Кабанова-Меллер, С. П. Ломов. С. Е. Игнатьев, рассматривая пространственное представление в творческом развитии художника-педагога, отмечали важность активизации воображения, помогающей рождать ассоциации, необходимые для протекания всех художественных процессов», - пишут коллеги-педагоги Т. В. Ганова, А. В. Игнатьева [2].

Важное преобразование существующих образов традиционно освещалось как основной механизм воображения. Дж. Селли и Ж. Пиаже в качестве развития воображения рассматривали трансформирующие и предвосхищающие образы. Отечественные психологи подчеркивают особую роль образов для формирования воображения.

Рис. 1. Хозяшева Л. С. Таписсерия «Северное счастье». 2003 г. Лен, лыко, ручное ткачество. 100 х 86 см

В поисках методов формирования творческого воображения в ходе процесса обучения мы опирались на основополагающие положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, а также использовали подходы к творческому процессу, представленные в концепциях таких отечественных психологов, как Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Р. Г. Натадзе. Основывались мы также на работах В. С. Кузина, Е. В. Шо-рохова, используя их подход к воображению в художественном творчестве.

С точки зрения теории художественного образования, эстетическим воспитанием и творческим развитием личности занимались такие ученые, как О. А. Абдулина, Ю. К. Бабан-ский, Е. С. Громов, Е. И. Игнатьев, В. В. Корешков, В. Н. Сластенин.

Специфика развития современного ручного ткачества прежде практически не описывалась в педагогических исследованиях. Его особенности не получили должного освещения в методической литературе. Работа с нестандартными материалами в таписсерии натолкнула нас на создание методики проведения занятий со студентами Института культуры и искусств по экспериментальной про-

грамме, учитывающей особые свойства различных материалов.

На наш взгляд, в современных работах о методическом обеспечении процесса обучения задача развития творческого воображения студентов на примере обучения ковроткачеству с применением нетрадиционных материалов не ставится, а этот подход, несомненно, является нестандартным в методике преподавания декоративного искусства.

Для реализации нашей концепции развития творческого воображения студентов необходимы подготовленные специалисты, владеющие не только историей, теорией изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и практикой выполнения подобных изделий. Анализ творческого воображения как психического процесса позволил выявить взаимосвязь таких процессов, как ощущение, восприятие, представление (в памяти, мышлении и воображении), образное мышление, и их большое значение для композиционной деятельности художника (ее цели, процесса и результата) вообще и прикладника в частности.

Работа над художественным образом как над «образно-пластическим открытием объективной реальности» студентов Института культуры и искусств - необходимая часть процесса обучения в педагогическом вузе. Технологический практикум заключает в себе большие возможности для формирования и развития у студентов творческого воображения -способности создавать оригинальные, эмоционально насыщенные образы и свободно оперировать ими при решении композиционно-пластических задач в произведении прикладного характера.

Включение воображения необходимо на всех этапах создания декоративного художественного произведения: от наблюдения явлений окружающего мира до завершения произведения в материале. Поэтому разнообразие и вариативность творческого процесса, определяемое различным сочетанием операций воображения, также способствует совершенствованию способов создания студентами зрительных образов и оперирования ими.

Отмечены нами также приемы и способы создания декоративных композиций, в частности, основные методы, используемые на заня-

тиях по изучению таписсерии - это методы аналогии, эклектики, синтеза и ассоциации. Поскольку воображение неразрывно связано с чувственным отражением и мышлением, необходима более детальная характеристика этого единства.

Воображение - деятельность сознания человека и, вместе с тем, некоторый результат деятельности, воплощающийся в сложившихся образах. Эти образы - специфическое отражение действительности, они служат средством ее познания. Итак, мы будем исходить из того, что деятельность воображения обязательно протекает в наглядном плане. Это и заставляет нас проследить особенность этой деятельности.

Особенность творческого воображения в том и состоит, что оно является процессом в основе своей сознательным, протекающим при активной деятельности субъекта и подчиненным прямо или косвенно осознаваемой задаче - научной, художественной, практической [3]. Творческая природа воображения зависит от того, насколько далеко оно отклоняется от существующей действительности, перерабатываемой в сознании. Индивидуальные различия в воображении разных студентов объясняются также и другими психологическими факторами, среди которых - тип оперирования образами (по И. С. Якиманской), скорость создания новых образов, манипулирования ими. Индивидуальные особенности воображения студентов имеют большое значение для создания новых образов и их передачи изобразительными средствами. Поскольку каждый человек имеет свой индивидуальный тип воображения, то в процессе создания таписсерий педагогу необходимо выявить его особенности и опираться на них. Только в этом случае можно рассчитывать на получение положительного результата в обучении. Творческая работа в технике ковроткачества позволит педагогу максимально развить воображение студентов, что в конечном итоге приведет к повышению творческого потенциала.

Таким образом, говоря о психологической детерминанте творчества, следует иметь в виду огромную и определяющую роль творческого воображения студента, создающего гобелен. Особенности воображения основаны на рождении новых образов на основе образов памя-

Рис. 2. Хозяшева Л. С. Таписсерия «Есенин. Русь деревянная». 2005 г. Лен, шерсть, лыко, ручное ткачество. 100 х 70 см

ти и представлений, способы создания образов воображения столь разнообразны и продуктивны в художественном творчестве, что не учитывать их в процессе обучения ковроткачеству нельзя.

Поскольку взаимодействие в системе «педагог - студент» определяет педагогическое воздействие и систему психолого-педагогических средств, способствующих продуктивному развитию творческого воображения студентов, формирующих у себя навыки работы с таписсе-рией, нам представляется необходимым затронуть и вопрос об активности педагогического мышления и творческого воображения преподавателя, творческий и методический арсенал которого также используется в воздействии в педагогическом процессе как системообразующий элемент совместного творчества студента и преподавателя. В нашем случае демонстрация преподавателем креативного поведения свидетельствовало, как образец, о важности уровня и степени проявления конструктивного, творческого начала. Изначальное конструирование творческого задания для студентов исходило из их самостоятельного выбора и инициативы в избрании варианта творческого задания. Эмоциональный контакт преподавателя со студентами также инициировал творче-

ский процесс содействия, воздействия педагога. Одним из тактических методических приемов педагогического воздействия следует считать в нашем общении со студентами и поощрение любой из творческих инициатив обучаемых, даже если такая инициатива не была заранее продумана студентом, а возникала в процессе ковроткачества спонтанно, главное, чтобы инициация была креативной и имела смысл при создании творческой композиции. Чрезвычайно существенной составляющей педагогического воздействия в нашем случае оказалось отсутствие лимита времени: мы старались избегать цейтнотов в творческой работе и заблаговременно учитывать временные ресурсы. Непринужденная обстановка и общение во время практических занятий также работала на формирование творческого отношения к созданию таписсерии студентами. Кроме того, как одно из методических средств, мы использовали предоставление возможности студентам непосредственного наблюдения за процессом создания таписсерии самим преподавателем, что несомненно поддерживало их психологически. Любой из студентов мог воспроизвести или научиться воспроизводить любое из креативных начинаний преподавателя при создании композиции. Необходимым элементом

развития творческой активности студентов являлась и возможность посещения выставок, презентаций преподавательских работ как поощрение их инициативы в творчестве. При такой ситуации эмоционального включения студентов в предлагаемую и создаваемую преподавателем атмосферу творчества степень совершенствования их творческого воображения в процесс работы с таписсерией несомненно возрастает, поскольку обеспечивается психологическая включенность обучаемых в процесс сотворчества с педагогом, о чем неоднозначно и определенно гласят постулаты психологии творчества и педагогической психологии: например, в монографии известного современного отечественного психолога М. М. Кашапова «Психология творческого мышления профессионала» мы нашли подкрепление нашим находкам по педагогическому воздействию в творческой работе со студентами института культуры и искусств. Таким образом, следует говорить и о включенности творческого воображения студентов в профессиональную деятельность, и о средствах выразительности как необходимой составляющей этой деятельности.

Далее следует описать технологическую составляющую работы с таписсерией.

«В процессе ручного ковроткачества можно выделить три основных этапа:

1. Появление идеи (замысла).

2. Подготовительные поиски (эскиз, картон).

3. Реализация изделия (таписсерии) в материале.

На первом этапе роль творческого воображения определяется необходимостью создания абстрактной идеи, образа будущей композиции» [1]. Студент выполняет большую подготовительную работу, создавая будущую тапис-серию в своем воображении.

«Второй этап творческого процесса студента-художника - разработка поисковых эскизов. На этом этапе происходит отшлифовка образов, памяти и представлений как в идейном замысле, так и с точки зрения технологических особенностей изделия. Результат воображения - воплощение этих образов в эскизах и картоне. На данном этапе приобретают ясность, конкретность творческие образы, и поэ-

тому так важна постоянная помощь и корректировка деятельности студентов. Сначала творческий замысел находит самое общее выражение. Постепенно он уточняется, задача конкретизируется. Часто появляются абсолютно новые решения, осуществляется проверка точности задуманного, основанного на широком участии творческого воображения» [1].

Третий этап творческого процесса студентов - осуществление изделия «в материале». Использование нетрадиционного материала при создании работы требует также активного участия воображения, которое помогает не только разобраться в сочетаемости различных материалов, но и создать целостный образ. На этом этапе творческое воображение тесно связано с практической деятельностью студентов.

Описав основные этапы процесса создания таписсерии, нужно перейти к приемам и способам создания декоративных композиций. Здесь нам на помощь приходят основные методы, используемые на занятиях по изучению ручного ткачества. Эти методы - основа для упражнений в описываемой технике. Они существенно обогащают средства выразительности в ходе прикладной деятельности студентов.

Метод аналогии необходим в первом приближении к изучению таписсерии, он приводит к положительному результату и дает накопление знаний, формирует умения и навыки. Он заключается в копировании традиционных приемов ткачества и оформлении изделий в технике ручного ткачества.

Метод эклектики нужно использовать в работе «по мотивам» традиционного ткачества, он совмещает современный подход к технологии ковроткачества с традицией и учитывает композиционные особенности изделий декоративно-прикладного искусства.

Метод синтеза - наиболее растущий и продуктивный. С его помощью не только накапливаются умения и навыки, но и рождается анализ ранее полученной технологической и визуальной информации. Сквозь призму этого метода мы рассматриваем таписсерию с двух позиций: как конечный результат творчества и как недосказанное, построенное на импульсах и движениях художественное произведение, которое может побуждать к тому или иному решению. Современная таписсерия не осталась

Рис. 3. Хозяшева Л. С. Таписсерия «Эхо». 2013 г. Лен, хлопок, рафия, ручное ткачество. 75 х 70 см

традиционной, она пластична и развивается, ищет свое развитие и продолжение в современной живописи, дизайне, скульптуре. Использование разнообразных пластичных материалов, не свойственных традиционному ковроткачеству, дает ей рельеф, она становится круглой текстильной скульптурой. Это актуальное направление получило название «текстильной пластики».

Метод ассоциации - еще один немаловажный метод создания декоративных композиций. Он использует предшествующий творческий опыт, который вызывает в сознании сходные и близкие художественные образы. Для внедрения этого метода необходимо использовать ряд дополнительных приемов. Например, очень полезным было бы дать задание студентам с помощью ключевых по смыслу прилагательных выразить свои ощущения, эмоции и реализовать их в законченных текстильных этюдах.

Приведенная здесь типология методов, по сути, иллюстрирует последовательные ступени процесса развития творческого воображения личности. Работа студента над таписсерией, конечно, должна происходить на основе индивидуальных природных задатков. Цель заданий -ассоциативно-образное решение темы средствами разнообразных материалов, макси-

мальное выявление схожих пластических качеств, а также неожиданных сопоставлений и новых прочтений пластических свойств. В итоге должен быть произведен синтез идеи и материала для выражения замысла. Методика выполнения заданий предполагает поиски пластической и фактурной выразительности текстильных материалов, прививает уважение к материалу, учит «мыслить в материале», способствует индивидуальному изысканию технологических возможностей, расширяет представление о выразительных возможностях декоративного текстиля, стимулирует экспериментально-творческое отношение студентов к работе. На протяжении всего исторического развития таписсерия не только не утратила своей значимости, наоборот, развивается на основе традиционных и новых экспериментальных приемов и техник, используя элементы других видов искусств.

Важным толчком к развитию воображения студентов является само разнообразие фактур и материалов, используемых в ручном ковроткачестве. Различные фактуры вызывают различные ассоциации. Например, фактура настилами напоминает рябь на воде, полотняное переплетение может ассоциироваться с ровным снежным покровом, фактура ворсом похожа на траву. И эти ассоциации подсказывают различные подходы в композиционном решении.

В результате исследования мы приходим к важному заключению о том, что способы создания декоративных композиций в технике ручного ткачества на занятиях со студентами возможно и необходимо разнообразить, следуя типологии предложенных методов, а также целому спектру специальных педагогических воздействий, связанных с учетом психологических факторов и специальных технологий. Перспектива подобных исследований предполагает, на наш взгляд, дальнейшее освоение в практике работы с нетрадиционными материалами в ковроткачестве новых выразительных средств, вариативности стилистических подходов, учета закономерностей декоративной композиции и других параметров продуктивной прикладной деятельности художественной направленности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хозяшева Л. С. Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен): моногр. - М.: МГПУ, 2011. - 151 с.

2. Ганова Т. В., Игнатьева А. В. Синтез искусств в профессиональной подготовке художника-дизайнера // Наука в современном информационном мире: материалы VI Меж-дунар. науч.-практ. конф. - North Charleston: CreateSpace, 2015. - С. 38-42.

3. Абрамян Н. Г. Краткий курс психологии в вопросах и ответах: учеб. пособие для неспец. фак. пед. вузов. - Владимир: ВГПУ, 2005. - 277 с.

4. Матюнина Д. С. История интерьера: учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Дизайн архитектурной среды». - М.: Академический проект: Парадигма, 2012. -558 с.

5. Рощин С. П., Филиппова Л. С. Художественно-творческая практика (пленэр). - М.: МГПУ, 2014. - 56 с.

6. Хозяшева, Л. С. Развитие творческого воображения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе создания таписсерии (гобелен): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М.: МГПУ, 2009. - 219 с.: ил.

REFERENCES

1. Khozyasheva L. S. Razvitie tvorcheskogo voo-brazheniya studentov khudozhestvenno-gra-ficheskikh fakultetov pedagogicheskikh vuzov v protsesse sozdaniya tapisserii (gobelen): monogr. Moscow: MGPU, 2011. 151 p.

2. Ganova T. V., Ignatieva A. V. Sintez iskusstv v professionalnoy podgotovke khudozhnika-dizaynera. In: Nauka v sovremennom informat-sionnom mire. Proceedings of the VI International scientific-practical conference. North Charleston: CreateSpace, 2015. Pp. 38-42.

3. Abramyan N. G. Kratkiy kurs psikhologii v vo-prosakh i otvetakh: ucheb. posobie dlya nes-pets. fak. ped. vuzov. Vladimir: VGPU, 2005. 277 p.

4. Matyunina D. S. Istoriya interyera: ucheb. posobie dlya studentov vuzov po spetsialnosti "Dizayn arkhitekturnoy sredy". Moscow: Aka-demicheskiy proekt, Paradigma, 2012. 558 p.

5. Roshchin S. P., Filippova L. S. Khudozhest-venno-tvorcheskaya praktika (plener). Moscow: MGPU, 2014. 56 p.

6. Khozyasheva L. S. Razvitie tvorcheskogo voo-brazheniya studentov khudozhestvenno-gra-ficheskikh fakultetov pedagogicheskikh vuzov v protsesse sozdaniya tapisserii (gobelen). PhD dissertation (Education). Moscow: MGPU, 2009. 219 p.: il.

Хозяшева Людмила Сергеевна, доцент кафедры живописи и композиции Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета e-mail: [email protected]

Hozyasheva Ludmila S., Associate professor, Painting and composition Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.