Научная статья на тему 'Курс живописи в системе подготовки студентов по направлению декоративное искусство'

Курс живописи в системе подготовки студентов по направлению декоративное искусство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / НАТЮРМОРТ / СТИЛИЗАЦИЯ / КОЛОРИТ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / PAINTING / STILL LIFE / STYLING / COLORING / ART / DECORATIVE ARTS / LEARNING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрачева Мария Викторовна, Валикжанина Светлана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональных навыков на занятиях по живописи у студентов по направлению подготовки «Декоративное искусство». Раскрываются особенности обучения, ориентированного на развитие профессиональных компетенций и освоение методов профессиональной деятельности и мышления будущих художников декоративного искусства. Изучение законов композиции, стилизации, цветоведения рассматривается на примере живописи натюрморта. В учебных заданиях акцент сделан на декоративное решение живописи натюрморта, не отрицая при этом значимость преподавания академической живописи, выступающей тесно с академическим рисунком. Предлагаемая система обучения живописи натюрморта включает в себя задания на обобщение формы объектов изображения, использование стилизации и трансформации, ритмическую организацию элементов и цветовых пятен, использование возможностей фактур и пластики линии контура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAINTING COURSE IN TRAINING STUDENTS IN THE FIELD OF DECORATIVE ARTS

The article deals with the development of professional skills in painting classes for students in the direction of training "Decorative art". The features of training focused on the development of professional competencies and the development of methods of professional activity and thinking of future artists of decorative art are revealed. The study of the laws of composition, stylization, color studies is considered on the example of still life painting. In the training tasks, the emphasis is on the decorative solution of still life painting, without denying the importance of teaching academic painting, acting closely with academic drawing. The proposed system of teaching still life painting includes tasks to generalize the shape of the image objects, the use of stylization and transformation, the rhythmic organization of elements and color spots, the use of the possibilities of textures and plastics of the contour line.

Текст научной работы на тему «Курс живописи в системе подготовки студентов по направлению декоративное искусство»

3. Григорий Героев Телевидение против семьи // https://wowavostok.livejoumal.com/10086058.html (Дата обращения - 19.02.19).

4. Кутырев В.А., Уваров А.Н. Печальная судьба философии, даже (особенно) в образовании // Вестник Мининского университета, 2016, №3.

5. Муниципальная система образования города Нижнего Новгорода: проблемы и задачи реализации государственной политики в сфере образования. - Н. Новгород, 2018. - 196 с.

6. Свадьбина Т.В., Вагин Д.Ю. Межпоколенные ценности россиян: проблемы преемственности. // Приволжский научный журнал. 2012. №4 (24). С. 263 - 267.

7. Свадьбина Т.В., Немова О.А. Киборг против человека - вызов брошен // Философия социальных коммуникаций. 2015. № 3 (32). С. 58-66.

8. Свадьбина Т.В. Семья в условиях трансформации российского общества (социально-философский анализ) Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук / Нижний Новгород, 2000.

9. Немова, О.А., Свадьбина Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3, С. 35-42.

10. Нижегородские отцы: Взгляд в будущее: научно-методический сборник. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2017. - 158.

11. Козырьков В.П., Свадьбина Т.В., Немова О.А. Атрибутивные качества человека в условиях революции техносферы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2016. № 2. С. 15-25.

Педагогика

УДК: 378.016:74/76

кандидат педагогических наук, доцент Ноздрачева Мария Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Валикжанина Светлана Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

КУРС ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития профессиональных навыков на занятиях по живописи у студентов по направлению подготовки «Декоративное искусство». Раскрываются особенности обучения, ориентированного на развитие профессиональных компетенций и освоение методов профессиональной деятельности и мышления будущих художников декоративного искусства. Изучение законов композиции, стилизации, цветоведения рассматривается на примере живописи натюрморта. В учебных заданиях акцент сделан на декоративное решение живописи натюрморта, не отрицая при этом значимость преподавания академической живописи, выступающей тесно с академическим рисунком. Предлагаемая система обучения живописи натюрморта включает в себя задания на обобщение формы объектов изображения, использование стилизации и трансформации, ритмическую организацию элементов и цветовых пятен, использование возможностей фактур и пластики линии контура.

Ключевые слова: живопись, натюрморт, стилизация, колорит, творческая деятельность, декоративное искусство, система обучения.

Annotation. The article deals with the development of professional skills in painting classes for students in the direction of training "Decorative art". The features of training focused on the development of professional competencies and the development of methods of professional activity and thinking of future artists of decorative art are revealed. The study of the laws of composition, stylization, color studies is considered on the example of still life painting. In the training tasks, the emphasis is on the decorative solution of still life painting, without denying the importance of teaching academic painting, acting closely with academic drawing. The proposed system of teaching still life painting includes tasks to generalize the shape of the image objects, the use of stylization and transformation, the rhythmic organization of elements and color spots, the use of the possibilities of textures and plastics of the contour line.

Keywords: painting, still life, styling, coloring, art, decorative arts, learning system.

Введение. Динамика развития современного общества обязывает высшие учебные заведения преобразовываться, внося изменения в систему обучения с учетом профилей подготовки студентов-выпускников. Художники декоративного искусства в своей практике имеют дело с формой, объемами, поэтому важным в обучении является воспитание восприятия, образного мышления и овладение спецификой языка декоративного искусства. В системе подготовки бакалавров декоративного искусства необходимо отметить особенности преподавания живописи, выступающей в тесной связи с другими дисциплинами, направленными на формирование профессиональной компетенции выпускника, мастерски владеющего знаниями, умениями и навыками, которые он приобретает на протяжении всего обучения.

Отметим, что современному художнику декоративного искусства необходимы прикладные знания и навыки, без которых выполнение задуманного не может быть реализовано.

Изложение основного материала статьи. Бакалавры, обучающиеся по направлению декоративное искусство, должны обладать широким диапазоном навыков. Ответим на вопрос: что относится к декоративному искусству? И увидим, насколько широк горизонт видов деятельности. Это - декоративная скульптура, мозаика, витраж, роспись, резьба, художественное литье, ковка, чеканка, ткачество, декоративные росписи архитектурных сооружений и другие виды, которые вносят художественную организацию во все сферы жизни человека. И «в настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре» [7, c. 3]. В отличие от произведений декоративного искусства,

произведения декоративно-прикладного искусства имеют утилитарное значение. В нашей статье мы не будем устанавливать между ними резкую грань.

Цель, которую мы ставим перед собой, заключается в разработке и описании серии заданий на примере курса живописи, способствующих формированию профессиональной подготовки специалистов в области декоративного искусства. Мы рассматриваем курс живописи как одну из базовых дисциплин в подготовки художника ДИ. В этой связи, предлагаем поиск и внедрение в учебный процесс заданий, направленных на комплексное изучение цвета, на умение перевоплощать формы в условные плоскостные изображения, на изучение изобразительных средств (цветовое пятно, линия, фактура). Свою задачу мы видим в подготовке специалиста, который бы не только владел умениями и навыками реалистического изображения, но и знал особенности декоративного преобразования действительности. Все это решает основную проблему подготовки будущего художника декоративного искусства, которая заключается в переходе от передачи объема и пространства к условно-стилизованному, плоскостному изображению натуры.

Наши исследования направлены на организацию образовательного процесса по курсу живописи у бакалавров ДИ по теме «Натюрморт». Отметим, что специфика преподавания для бакалавров ДИ заключается в том, что наряду с академической живописью студенты знакомятся с декоративной живописью во всем ее разнообразии использования художественных материалов и техник.

В системе преподавания декоративной живописи на первый план выступают такие задачи, как: решение цветовой композиции, где цвета решают условную задачу заранее продуманного колорита, построенного на контрасте, нюансе или монохромии, использовании приемов стилизации, а так же, использовании контура, орнамента.

Рассмотрим задания, разработанные нами для курса живописи по теме «Декоративный натюрморт».

Задание 1. Создание цветовых композиций на основе натюрморта.

В процессе работы над натюрмортом студенты используют прием стилизации, который делает возможным трансформацию предметов, составляющих натюрморт. Стилизация не должна менять основную идею натюрморта, она позволяет сделать его более ярким и выразительным. В данном задании основной круг вопросов - практические умения и навыки работы с цветом. Предлагается на основе одного натюрморта показать три решения:

- Создание студентами условно-плоскостной композиции на основе натюрморта. Стилизация формы предметов натюрморта через выявление характерного, усиление этого качества. Отказ от объемной формы, плоское силуэтное решение. Поиск цветовой гармонии.

- Решение композиции натюрморта в различных цветовых сочетаниях. Перед студентами ставится задача выполнить эту же композицию, но уже в различных цветовых сочетаниях, используя в работе контрастные, родственные, контрастно-родственные сочетания.

- Добавляем задачу: изменить в композиции тон предметов, но при этом оставить освещение. То, что было темным, станет светлым, светлое - темным.

Задание 2. Декоративный натюрморт в технике коллажа (аппликации).

Эта техника позволяет почувствовать условность изображение. Выполнив аппликативным способом изображение натюрморта, используя цветную бумагу или вырезки из журналов, можно изобразить детали предметов натюрморта живописным материалом поверх аппликации.

Задание 3. Декоративный натюрморт с цветами на фоне драпировок.

В основе этого задания лежит использование орнаментов, узоров как аппликативной составляющей декоративного натюрморта.

Задание 4. Декоративный натюрморт в интерьере.

Выполнение условно-плоскостной композиции. Необходимо научиться выделять наиболее существенное характерное и отбрасывать второстепенное. Например, отказаться от объемности, материальности. Важным этапом работы является поиск выразительных средств для раскрытия художественного образа. Важная роль отводится использованию линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном.

Задание 5. «Витражное изображение натюрморта», либо «Мозаичное решение натюрморта».

В основе выполнения этого задания лежит создание композиции плоскостного декоративного натюрморта с использованием витражной стилизации. Здесь важен поиск силуэта формы, пластика внешнего контура. Витражное изображение предполагает включение локальных пятен цвета, контур, цветной или черный.

Задание 6. Декоративный натюрморт через фактуру.

Выполнение натюрморта в этом задании представляет для студента широкий диапазон его создания с использованием разных фактур. Возможно использование цветных грунтов, использование различных техник, художественных материалов.

Практические занятия могут включать в себя беседу со студентами, показ изделий декоративного искусства в виде презентаций и педагогический рисунок. Допустима и даже необходима в некоторых случаях совместная работа педагога со студенческой группой. Это являет собой хорошую непрерывную демонстрацию ведения работы через все ее этапы до ее завершения.

Важной составляющей обучения является проблемно-ориентированный характер. Это способствует заинтересованности студента в поиске и нахождении необходимого материала, без самостоятельного изучения которого студенту будет трудно приступить к практическому выполнению заданий, что и будет являться стимулом обратиться к изучению литературы. Важно побуждать студентов к исследовательской деятельности.

Темой для самостоятельного изучения материала могут быть виды декоративного искусства. Такие, как: батик, мозаика, витраж, гобелен, керамика, пэчворк (лоскутное шитье) и другие. Погружаясь в самостоятельное изучение темы декоративной живописи, у некоторых студентов может проявиться интерес к более глубокому изучению некоторых вопросов. Данное обстоятельство будет способствует расширению их кругозора и приобретению знаний в области декоративного искусства. Невольно встает вопрос о том, каким образом все это связано с курсом по живописи.

Педагогом заранее должна быть организована работа таким образом, чтобы в процессе изучения теоретического материала студент пришел к получению новых знаний и необходимых умозаключений, позволяющих решать задачи практического характера. Зачастую возникают трудности у студентов в процессе подбора необходимой литературы. Исходя из этого, педагогом должен быть составлен список

рекомендуемой литературы, которую он мог бы предложить студентам для прочтения и изучения поставленных вопросов.

Опишем, каким образом может быть организована работа по выполнению одного из цикла заданий по живописи: «Витражное изображение натюрморта».

В процессе изучения литературы, посвященной теме витража, студенты знакомятся с его историей, видами, такими, как: классический, тиффани, фьюзинг, пескоструй, пленочные, расписные, заливные, фацетные и другие. Педагогу важно подвести студентов к мысли о том, что одним из этапов в создании витража является эскиз. И, отметив этот этап, анализируя совместно со студентами прочитанный ими материал, педагог обращает внимание студентов на учебную постановку натюрморта. И ставит задачу перед студентами: изобразить постановку, используя в работе витражную стилизацию.

Работа ведется студентами по следующим этапам:

Первое - это общее композиционное решение всей группы элементов натюрморта, обозначение плоскостей. Работа может начинаться в карандаше, а может выполняться сразу кистью в зависимости от того, какому живописному материалу отдает предпочтение студент в работе над живописным произведением. На этом этапе студенту необходимы, прежде всего, знания о композиционных особенностях натюрморта. Для этого отделяем горизонтальную от вертикальной поверхности. Условно намечаем, как располагаются все предметы в листе. Линиями обозначаем высоту и ширину постановки.

На втором этапе студенту понадобятся знания конструктивного рисунка в изображении натюрморта. Под руководством педагога студенты приступают к построению формы предметов, проводя осевые линии, отмечая ширину деталей. Студенты на этом этапе используют линии построения.

На следующем этапе намечается конструктивная форма предметов, выстраивается форма предметов постановки.

Далее уделяем внимание передаче объема изображению, намечаем эллипсы. Прорисовываем форму предметов. И на этом же этапе студенты могут удалить невидимые линии.

Следующий этап включает в себя работу, которая придаст натюрморту декоративность. Для этого студенту необходимо разбить композицию на части или сегменты. Имитируя витраж. Со стороны педагога должен быть подобран наглядный материал, демонстрирующий разные варианты выполнения этой работы.

Прежде чем приступать к большой работе, студент может выполнить форэскиз натюрморта в цвете, чтобы заранее решить его цветовое решение. Затем приступаем к выполнению большой работы в цвете. Выполняем заливку отдельных участков композиции. Это декоративное решение натюрморта, поэтому цвета могу повторяться на разных участках работы. Что в свою очередь может помочь организовать ее целостное восприятие зрителем.

Далее выполняется обводка каждого участка натюрморта одним цветом.

На заключительном этапе работы от студентов требуется добавить акценты на внешние контуры предметов.

Выполненная работа студентом может являть собой эскиз витража для его дальнейшего перевоплощения в готовое изделие. Для студентов важно отмечать значимость и практическое применение создающихся ими работ. Необходимо вести занятия по живописи, объясняя, где и каким образом они могут применять полученные ими знания, умения и навыки в их дальнейшей профессии.

На протяжении всей работы над созданием композиции декоративного натюрморта студенту важно помнить, что для декоративного натюрморта обязательна условность, в этом случае исключается ряд постановочных задач реалистического изображения, а именно: отображение воздушного пространства, формы, материальности.

Благоприятным условием подготовки художника декоративного искусства является возможность организовывать экскурсии на производства и в мастерские, где создаются изделия декоративного искусства.

Например, экскурсия в витражную мастерскую накануне выполнения задания декоративного натюрморта с использованием витражной стилизации, способствовала бы появлению интереса у студентов к данному виду декоративного искусства. Это познакомило бы с историческим ремеслом, с образцами различных технологий витража и продемонстрировало бы все этапы создания витража, начиная от работы художника по созданию эскиза, и через ряд последующих этапов позволило бы увидеть его воплощение в готовое изделие.

Результаты исследования. Разработанная система заданий на занятиях по живописи, направленная на развитие профессиональных знаний и умений, способствует успешному выполнению заданий на других дисциплинах, требующих знаний по созданию и организации композиции, умения сочетать цвета, добиваясь гармоничного строя произведения, умения использовать декоративные приемы и их сочетание между собой.

Выводы. В заключении отметим, не смотря на то, что курс по живописи представлен в виде практических занятий, педагогу следует побуждать студентов к исследовательской деятельности.

На протяжении всех лет обучения бакалавра декоративного искусства важно профориентировать с учетом его индивидуальных способностей, интересов и предпочтений к тому или иному виду декоративного искусства. «Thus, modern éducation is designed to prepare Professionals who can easily learn, quickly adapt to changing conditions and the content of professional activity, interested in their continuing education and improvement. Russia's integration into the world com-munity increases the individual's ability to choose his / her educational and professional path, which increases the level of academic and, consequently, professional mobility» [6, c. 394]. Исходя из этого, знания, умения и навыки, полученные в процессе выполнения заданий по курсу живописи должны иметь практическое применение в профессиональной сфере студента-выпускника.

Литература:

1. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Актуальные вопросы преподавания живописи в системе подготовки будущих дизайнеров / Л.А. Буровкина, М.В. Ноздрачева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.:МГПУ, 2018. - С. 6 -17.

2. Валикжанина С.В. Фор-эскиз в системе обучения живописи / С.В. Валикжанина // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики. - М.: МГПУ, 2017. - С. 19-33.

3. Дубровин В.М. ВХУТЕМАС из истории современного художественного образования / В.М. Дубровин // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 65-80.

4. Игнатьева А.В., Хозяшева Л.С. Формирование творческого воображения в профессиональной деятельности бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов / А.В.Игнатьева, Л.С. Хозяшева // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - М.: МГПУ, 2016. -С. 163-168

5. Семенова М.А. Методические рекомендации по работе над учебным натюрмортом / М.А. Семенова // Педагогика искусства. - 2012. - № 2. - С. 190-195.

6. Burovkina L.A., Koreshkov V.V., Prishchepa A.A. The Problem of Preparing Future Designers / L.A. Burovkina, V.V. Koreshkov, A.A. Prishchepa // International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. -Т. 7. - № 4. 38. - С. 393-395.

7. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Л.А. Трубникова. - Ростов-на-Дону, Ростовский гос. пед. ун-т, 1996. - 24 с.

Педагогика

УДК: 378.016:75

кандидат педагогических наук, доцент Ноздрачева Мария Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Хозяшева Людмила Сергеевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ В

МАГИСТРАТУРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, заключающиеся в актуальности междисциплинарных связей на занятиях по живописи в магистратуре по направлению декоративное искусство. В настоящее время очевидно, что одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения является интеграция учебно-образовательного процесса. Рассматривается организация и содержание учебно-образовательного процесса по изучаемым дисциплинам на протяжении всех лет обучения магистрами ДИ «Живопись», «Живопись в практике декоративного искусства». «Живопись в профессиональной деятельности» и «Живопись в профессиональной подготовке художника декоративного искусства».

Ключевые слова: интеграция, живопись, декоративная композиция, стилизация, колорит, творческая деятельность, декоративное искусство, система обучения.

Annotation. The article deals with the issues of relevance of interdisciplinary connections in the classroom for painting master's degree in the direction of decorative art. Currently, it is obvious that one of the most important factors in optimizing the learning process is the integration of the educational process. The organization and content of the educational process in the disciplines studied during all years of training masters profile training decorative art "Painting", "Painting in the practice of decorative art". "Painting in professional activity" and "Painting in professional training of the artist of decorative art".

Keywords: integration, painting, decorative composition, stylization, coloring, creative activity, decorative art, training system.

Введение. Вопрос оптимизации процесса обучения в высшей школе всегда является одним из главных. На протяжении долгого времени ученые ищут пути по решению этого вопроса. В настоящее время очевидно, что одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения является интеграция учебно-образовательного процесса. Из философских, психологических и педагогических определений и значений вытекает необходимость в осуществлении междисциплинарной интеграции, которая обеспечивает не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. Ученые отмечают, что междисциплинарные связи помогают активировать познавательную деятельность и позволяют совершенствовать процесс формирования знаний, умений и навыков и студентов высшей школы. В целях исключения дублирования учебных материалов установление междисциплинарных связей необходимо осуществлять на стадии составления учебных планов и учебных программ.

Изложение основного материала статьи. Магистры, обучающиеся по направлению декоративное искусство, должны владеть широким спектром знаний, умений и навыков, а главное - свободно применять их в своей практической деятельности в процессе создания изделий декоративного искусства. Отметим, что в течение всех лет обучения магистры во всем многообразии изучают ряд дисциплин, направленных на формирование у студента-выпускника профессиональных навыков, вытекающих из получения магистром знаний и умений. Результатом всего учебно-образовательного процесса является готовность студента к самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Выпускная дипломная работа, состоящая из научной и проектной части, дает возможность продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Большую вероятность самореализации выпускника магистратуры дает высокий уровень приобретенных им знаний.

Цель, которую мы перед собой ставим - изучение проблемы, заключающейся в актуальности междисциплинарных связей в системе преподавания живописи магистрам ДИ.

Наше исследование направлено на организацию учебно-образовательного процесса по изучаемым дисциплинам на протяжении всех лет обучения магистрами ДИ «Живопись», «Живопись в практике декоративного искусства». «Живопись в профессиональной деятельности» и «Живопись в профессиональной подготовке художника декоративного искусства». Отметим, что педагогу необходимо учитывать уровень подготовки студента магистратуры, ставя посильные задачи перед ним. Нередкий случай, когда в учебной группе среди студентов встречаются те, кто не имеет фундаментальной базы. Происходит это по ряду причин. Одна из них заключается в том, что магистратура -это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Многие отмечают преимущество двухступенчатой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.