4. Игнатьева А.В., Хозяшева Л.С. Формирование творческого воображения в профессиональной деятельности бакалавров декоративно-прикладного искусства и народных промыслов / А.В.Игнатьева, Л.С. Хозяшева // Перспективы художественно-образовательного и социокультурного развития столичного мегаполиса: материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. - М.: МГПУ, 2016. -С. 163-168
5. Семенова М.А. Методические рекомендации по работе над учебным натюрмортом / М.А. Семенова // Педагогика искусства. - 2012. - № 2. - С. 190-195.
6. Burovkina L.A., Koreshkov V.V., Prishchepa A.A. The Problem of Preparing Future Designers / L.A. Burovkina, V.V. Koreshkov, A.A. Prishchepa // International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. -Т. 7. - № 4. 38. - С. 393-395.
7. Трубникова Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Л.А. Трубникова. - Ростов-на-Дону, Ростовский гос. пед. ун-т, 1996. - 24 с.
Педагогика
УДК: 378.016:75
кандидат педагогических наук, доцент Ноздрачева Мария Викторовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Хозяшева Людмила Сергеевна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ В
МАГИСТРАТУРЕ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, заключающиеся в актуальности междисциплинарных связей на занятиях по живописи в магистратуре по направлению декоративное искусство. В настоящее время очевидно, что одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения является интеграция учебно-образовательного процесса. Рассматривается организация и содержание учебно-образовательного процесса по изучаемым дисциплинам на протяжении всех лет обучения магистрами ДИ «Живопись», «Живопись в практике декоративного искусства». «Живопись в профессиональной деятельности» и «Живопись в профессиональной подготовке художника декоративного искусства».
Ключевые слова: интеграция, живопись, декоративная композиция, стилизация, колорит, творческая деятельность, декоративное искусство, система обучения.
Annotation. The article deals with the issues of relevance of interdisciplinary connections in the classroom for painting master's degree in the direction of decorative art. Currently, it is obvious that one of the most important factors in optimizing the learning process is the integration of the educational process. The organization and content of the educational process in the disciplines studied during all years of training masters profile training decorative art "Painting", "Painting in the practice of decorative art". "Painting in professional activity" and "Painting in professional training of the artist of decorative art".
Keywords: integration, painting, decorative composition, stylization, coloring, creative activity, decorative art, training system.
Введение. Вопрос оптимизации процесса обучения в высшей школе всегда является одним из главных. На протяжении долгого времени ученые ищут пути по решению этого вопроса. В настоящее время очевидно, что одним из важнейших факторов оптимизации процесса обучения является интеграция учебно-образовательного процесса. Из философских, психологических и педагогических определений и значений вытекает необходимость в осуществлении междисциплинарной интеграции, которая обеспечивает не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение отдельных учебных дисциплин друг в друга. Ученые отмечают, что междисциплинарные связи помогают активировать познавательную деятельность и позволяют совершенствовать процесс формирования знаний, умений и навыков и студентов высшей школы. В целях исключения дублирования учебных материалов установление междисциплинарных связей необходимо осуществлять на стадии составления учебных планов и учебных программ.
Изложение основного материала статьи. Магистры, обучающиеся по направлению декоративное искусство, должны владеть широким спектром знаний, умений и навыков, а главное - свободно применять их в своей практической деятельности в процессе создания изделий декоративного искусства. Отметим, что в течение всех лет обучения магистры во всем многообразии изучают ряд дисциплин, направленных на формирование у студента-выпускника профессиональных навыков, вытекающих из получения магистром знаний и умений. Результатом всего учебно-образовательного процесса является готовность студента к самостоятельной профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Выпускная дипломная работа, состоящая из научной и проектной части, дает возможность продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Большую вероятность самореализации выпускника магистратуры дает высокий уровень приобретенных им знаний.
Цель, которую мы перед собой ставим - изучение проблемы, заключающейся в актуальности междисциплинарных связей в системе преподавания живописи магистрам ДИ.
Наше исследование направлено на организацию учебно-образовательного процесса по изучаемым дисциплинам на протяжении всех лет обучения магистрами ДИ «Живопись», «Живопись в практике декоративного искусства». «Живопись в профессиональной деятельности» и «Живопись в профессиональной подготовке художника декоративного искусства». Отметим, что педагогу необходимо учитывать уровень подготовки студента магистратуры, ставя посильные задачи перед ним. Нередкий случай, когда в учебной группе среди студентов встречаются те, кто не имеет фундаментальной базы. Происходит это по ряду причин. Одна из них заключается в том, что магистратура -это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Многие отмечают преимущество двухступенчатой системы
образования. Одна из которых заключается в следующем: она дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила. Таким образом, педагоги встречаются с тем, что в учебных группах не все студенты имеют профильную подготовку на этапе первой ступени обучения. В связи с этим педагогу важно использовать в организации и проведении учебно-образовательного процесса дифференцированный подход, обеспечивая базовыми знаниями, умениями и навыками тех студентов, кто такой базы не имеет по той или иной причине. И в этом случае для таких студентов в помощь могут быть мастер-классы, мастерские, организованные педагогами во внеучебное время, подготовленные ими списки рекомендуемой литературы для изучения. Но эта тема заслуживает отдельного внимания и не является целью изучения в нашей статье.
Отметим, что подготовка в области живописи магистров художественной специальности «Декоративное искусство» должно отвечать требованиям их будущей профессиональной деятельности. Художник декоративно-прикладного искусства чаще всего имеет дело с формой, объемами, в связи с этим упор прежде всего должен быть на формообразующих свойствах цвета.
Обратимся к организации и реализации междисциплинарных связей на занятиях по живописи.
Обратимся к рабочему учебному плану магистратуры ДИ 1курса 1 семестра, выделим три дисциплины из преподаваемых, на примере которых продемонстрируем организацию междисциплинарных связей на занятиях по живописи: «Живопись», «Рисунок», «Основы композиции в декоративном искусстве».
На этом этапе обучения основной темой на занятиях живописи является «Декоративный натюрморт». Поскольку студенты, поступившие на 1 курс, имеют различный уровень подготовленности, а некоторые и вовсе не имеют базовых знаний, умений и навыков, о чем мы писали выше, целесообразнее освоение системы построения изображения проводить на основе натюрморта, решая учебные композиционные задания.
Натюрморт представляет собой композицию, состоящую из неодушевленных предметов, объединенных в единую группу. В плане изучения композиции, цветоведения и приемов стилизации натюрморт наиболее показателен. Основная отличительная особенность декоративного натюрморта заключается в том, что цвет предмета может быть передан без учета света и тени, возможен даже полный отказ.
Опишем. в чем видится междисциплинарная связь выше названных дисциплин.
Работа с формой, достижение ее художественной выразительности осуществляется через создание любого объекта предметно-пространственной среды. Живописная работа остается быть целостной несмотря на использованной в ней стилизации и декоративности. В натюрморте важно и необходимо сочетание всех изображаемых предметов и при этом важно, чтобы выделялась доминанта. Основа формообразования в декоративно-прикладном искусстве - целостность. А это уже вопросы композиции, изучающиеся на всех трех дисциплинах, выше названных, что указывает на наличие междисциплинарной связи между ними.
Таким образом, занятия по живописи рекомендуется строить таким образом, чтобы активизировать знания, получаемые на занятиях рисунка, композиции, что повышает в свою очередь междисциплинарные связи. Рекомендуется на занятиях по живописи проводить анализ произведений великих художников. Для студентов могут быть предложены задания на выполнение этюдов в цвете с работ известных мастеров; выполнение схем-анализов композиционного решения изображений.
Важно отметить, что студенты на этом этапе выполняют работу над декоративным натюрморта несколькими способами решения:
- конструктивное решение, передача в форме ее структуры и формообразования;
- плоскостное решение, когда обобщается воздушная и линейная перспектива;
- обобщение цвета и тона - локальное решение цвета;
- орнаментальное решение, в этом случае перед студентом ставится задача: каждый предмет превратить в деталь орнамента, кружева;
- образное решение, в этом случае происходит переработка реалистичного изображения натурной постановки в образ.
Обратимся к рабочему учебному плану магистратуры ДИ 1курса 2 семестра. В этом семестре рассмотрим организацию междисциплинарных связей на примере трех дисциплин: «Живопись в практике декоративного искусства», «Рисунок в практике декоративного искусства», «Композиция в практике декоративно-прикладного искусства».
Обратимся к рабочему учебному плану магистратуры ДИ 2курса 3 семестра. В этом семестре рассмотрим организацию междисциплинарных связей на примере дисциплин и курсов по выбору: «Живопись в профессиональной деятельности», «Рисунок в профессиональной деятельности», «Стилизация и трансформация форм в декоративном искусстве», «Народные промыслы регионов России».
На этом этапе обучения студентам на занятиях живописи предлагается продолжать работу над декоративным натюрмортом наряду с другими заданиями и темами. Студентами изучается стилизация как метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности. Важно донести до студентов, что стилизация представляет собой декоративное обобщение предметов, изображаемых с помощью ряда условных приемов изменения формы, тональных и цветовых отношений. Педагогу стоит обращать внимание студентов к произведениям известных мастеров, в качестве самостоятельной работы можно предложить выполнить копию с них. Это задание способствует изучить манеру, композиционные схемы и организацию колорита картины.
Наряду с натюрмортом студентам предлагается выполнение портрета с использованием стилизации. Здесь важно донести до студентов, что выполняя портрет, стоит полностью или частично отказаться от передачи второстепенных деталей лица и одежды, которые выступают не как портретное определение лица и фигуры, а необходимы лишь для расширенного описания. Так же необходимо обратить внимание студентов к произведениям мастеров, кто использует стилизацию при изображении портретов, мастерски используя в сочетании отчетливые линии, цвет и его оттенки в упрощенном портретном изображении. В качестве самостоятельной работы можно предложить выполнить копию с произведения известных мастеров.
Важно и необходимо, чтобы педагог обращался к получаемым знаниям и умениям, которые студенты получают на других изучаемых дисциплинах, так как они тесно между собой переплетены, что объясняется особенностями профиля подготовки магистров ДИ.
Декоративная живопись - это творческий путь к смелому решению колористических задач. Стилизация в декоративной живописи является намеренной манерой, имитацией художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра и эпохи.
Обратимся к рабочему учебному плану магистратуры ДИ 2 курса 4 семестра. В этом семестре рассмотрим организацию междисциплинарных связей на примере дисциплин и курсов по выбору: «Живопись в профессиональной подготовке художника декоративного искусства», «Рисунок в профессиональной подготовке художника декоративного искусства», «Современное декоративное искусство».
На примере задания изобразить фигуру в национальном костюме выявим, какие междисциплинарные задачи решаются. Обратимся к изучаемой студентами дисциплине, на которой они. обращаясь к теме национального костюма, узнают, что у каждого народа на протяжении всей его истории костюм всегда был уникальным произведением искусства, обладающим своими принципами художественной композиции, которые менялись в зависимости от эпохи к эпохи со всеми ее особенностями, а также свои живописные решения. Национальный костюм - это художественный образ. Исходя из этого. Перед преподавателем стоит задача - подготовить и создать все условия для работы студентов: решить, в каком национальном костюме будет представлена фигура, подобрать модель, соответствующую заданному типажу. Это может быть как женская, так и мужская фигура.
Целесообразно обратиться педагогу по живописи в ходе подготовки занятий по теме «Фигура в национальном костюме» к учебным программам профильных дисциплин, чтобы определить, представлениями особенностей каких национальных костюмов владеют студенты. Мы обратимся к русскому народному костюму.
Междисциплинарные связи прежде всего позволяют студентам находить применение полученных знаний в разных видах деятельности на различных преподаваемых им дисциплинах. В данном случае студенты решают художественный образ женской фигуры в русском народном костюме, обращаясь к имеющимся знаниям о его характерных особенностях композиционных и цветовых.
Перед магистрами стоит задача декоративно решить изображение фигуры. Студентам в начале работы важно и порой необходимо выполнение фор-эскиза, о важности, роли и необходимости которого в своей статье пишет С.В. Валикжанина. В основе этого задания лежат знания композиции в интерьере и особенности построения фигуры человека. Проводятся параллели с занятиями по рисунку. При работе над фигурой студенты руководствуются пропорциональным соотношением разных частей тела. Затем раскрываются функции живописи: распределение светотени по фигуре. Затем работа ведется от общего к частному, от частного к общем.
Результаты исследования. Использование междисциплинарных связей на занятиях по живописи, направленное на развитие профессиональных знаний и умений у магистров, способствует успешному выполнению заданий по живописи и способствует применять полученные на занятиях по живописи знания, умения и навыки на других изучаемых ими дисциплинах.
Выводы. В заключении отметим, что магистры 1 курса приходят с разным уровнем владения базовыми знаниями, умениями и навыками, а порой и с полным его отсутствием, что требует от преподавателя дифференцированного подхода при постановке учебно-образовательных задач. Курс живописи в системе профессиональной подготовки магистров ДИ должен иметь специфику в основе преподавания, в основе лежит декоративная живопись. Курс по живописи представлен в виде практических занятий, направлен на применение студентами различных видов решения декоративной живописи. В ходе анализа выполнения студентами практической работы мы отметили, что теоретические знания необходимы. В связи с чем педагогу следует побуждать студентов к исследовательской деятельности, предлагая для изучения специальную литературу. Проведенное нами исследование подтверждает, что междисциплинарная связь на занятиях по живописи способствует активизации практической деятельность студентов, в решении поставленных перед ними задач. Преподавателю по живописи необходимо отмечать, где могут быть применены полученные знания, умения и навыки магистрами в их профессиональной деятельности, что в свою очередь повышает для студентов значимость занятий по живописи в их самореализации.
Литература:
1. Буровкина Л.А., Ноздрачева М.В. Актуальные вопросы преподавания живописи в системе подготовки будущих дизайнеров / Л.А. Буровкина, М.В. Ноздрачева // Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. - М.: МГПУ, 2018. - С. 6-17.
2. Валикжанина С.В. Фор-эскиз в системе обучения живописи / С.В. Валикжанина // Цвет в композиции. Вопросы теории и практики. - М.: МГПУ, 2017. - С. 19-33.
3. Ганова Т.В. Проблема формирования профессиональных компетенций студентов при изучении основ декоративной композиции // Перспективы развития культуры и искусств в образовательном пространстве столичного мегаполиса: материалы науч.-практ. конф. Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Т.В. Ганова. - М.: ООО «Учебный центр «Перспектива», 2017. -С. 135-139.
4. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Практическая композиция / В.М. Дубровин // Монография. Ч. 2. Практический и методологический аспект: М.: МГПУ, 2016.
5. Семенова М.А. Эстетика постановки натюрморта в акварельной живописи. Начальная школа до и после. 2011. № 5. С. 86-89.
6. Burovkina L.A., Koreshkov V.V., Prishchepa A.A. The Problem of Preparing Future Designers / L.A. Burovkina, V.V. Koreshkov, A.A. Prishchepa // International Journal of Engineering and Technology (UAE). - 2018. -Т. 7. - № 4. 38. - С. 393-395.
Педагогика
УДК:378.015.3:791.071.2]:174
преподаватель кафедры экранных искусств и фотомастерства Пахомова Светлана Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (г. Орёл)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ В ВУЗЕ
Аннотация. Автор рассматривает актуальность вопроса формирования профессиональной культуры студентов-режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза в условиях появления свободной коммуникации цифрового пространства, обостряющего процессы осознания индивидом всей полноты своей профессиональной ответственности. В исследовании представлен оптимальный выбор сочетательного комплекса методов и средств, как инструментов для создания педагогических условий, направленных на решение проблемы психолого-педагогической идентификации специфического видения места и роли аудиовизуальной культуры будущих специалистов экранного искусства в контексте современной гуманитарной парадигмы развития общества.
Ключевые слова: профессиональная культура, аудиовизуальная композиция, экранные искусства, психолого-педагогические условия.
Annotation. The author considers the relevance of the issue of forming professional culture of students-directors by means of audiovisual composition in the university educational process in the conditions of the emergence of free communication of the digital space, which sharpens the processes of individual's awareness of the fullness of their professional responsibility. The study presents the optimal choice of a combination of methods and means as tools for creating pedagogical conditions, which are aimed at solving the problem of psychological and pedagogical identification of a specific vision of the place and role of the audiovisual culture of future screen art specialists in the context of the modern humanitarian paradigm of social development.
Keywords: professional culture, audiovisual composition, screen arts, psychological and pedagogical conditions.
Введение. Закономерное развитие духовно-нравственной культуры общества на материалах и средствами народной художественной культуры на экране выходит далеко за рамки профессионального предназначения будущих специалистов экранного искусства и предполагает системное проявление ими профессионально-важных качеств человеческой личности. В то же время, отсутствие ярко выраженного стремления к проявлению профессиональных способностей в культуротворческом процессе производства экранных аудиовизуальных произведений, может свидетельствовать о недостаточной сформированности деятельностно-ценностного самосознания специалиста данной области.
На раскрытие способностей студента к профессиональной деятельности на высоком уровне культуры начинает оказывать регулирующее влияние его отношение к профессиональным формирующим факторам преемственного развития. В образовательном процессе вуза уже на ранних стадиях обучения обнаруживается отсутствие или наличие ярко выраженного стремления к профессиональной аудиовизуальной деятельности, свидетельствующее о наличии режиссёрских склонностей концептуальной духовной направленности.
Формирование профессиональной культуры студентов-режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза строится на разрешении исследовательских психолого-педагогических задач направленных на воспитание специфического видения места, роли и проблемы аудиовизуальной деятельности будущих специалистов, в контексте современной гуманитарной парадигмы развития цифрового общества.
В этой связи, педагогическая дидактика призвана учесть следующие аналитические обоснования. Во-первых, следует выявить формирование гипотетической проблемы, основывающееся на генезисе аудиовизуальных сред: их внедрении (в период научно-технической революции), последующей модернизации (из аналоговых технологий в цифровые форматы), возникновении свойств самовоспроизводства и способности к расширительным воздействиям непредсказуемого векторного распространения файловых носителей аудиовизуальной информации. Это специфическое свойство расширительности мультиплатформенных систем вещания определяет производство и самовоспроизводство файлов аудиовизуальных объектов. Таким образом, широкомасштабно тиражируется интеллектуальная значимость содержимого авторского файла в пространственно-временных координатах большой культуры. Коммуникативно-когнитивное свойство этих процессов носит характер диалогического взаимодействия вневременного и внегеографического масштаба, подлежащее пристальному научному изучению аксиологическими средствами педагогической науки.
Существенно, что в процессе профессиональной аудиовизуальной деятельности, будущий специалист вступает в реалистические ценностные отношения с объективной действительностью, где принятие полноты ответственности за состояние нравственно-ценностных установок транслируемых современностью будущим генерациям составляет его социальную и личностную сущность не иллюзорного, а действенного свойства.
Творческая декомпозиция культуры управления профессиональными свойствами личности в ситуации глобального коммуникативного процесса всепланетарного масштаба представляет собой проблему для академической образовательной науки, способ решения которой удовлетворяет требованиям изучения и систематизации нравственно-ценностных показателей сформированности носителя профессиональной культуры в образовательном процессе вуза.
Психологические основы воспитания восприимчивости студентов к проявлениям пространственной гармонии аудиовизуального мира, познанию закономерностей системного мышления в профессиональной проектной деятельности раскрывают пути качественной педагогической подготовки выпускников. Это третья проблема современного процесса овладения профессиональной культурой прогностически отражается в рефлексивных критериях мотивационно-потребностного плана. Рассматривая комплекс педагогических условий для создания формирующей среды в образовательном пространстве вуза, мы учли необходимость использования анализа профессионального предвидения с целью обеспечения успешности, эффективности и гармоничности процессов вхождения будущих специалистов в аудиовизуальную экранную культуру, с включением импозантных свойств её трансформы, смоделировав логическую последовательность реализации