Научная статья на тему 'Формирование творческого воображения студентов ХГФ в процессе создания таписсерии'

Формирование творческого воображения студентов ХГФ в процессе создания таписсерии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого воображения студентов ХГФ в процессе создания таписсерии»

лушарий как у людей с преобладающим владением правой рукой, так и у людей с преобладающим владением левой руки. Многократная практика применения тестовых методик сокращает период времени, необходимый дня рефлекторного реагирования на сигнал-раздражитель, таким образом, повышается уровень личной безопасности и уровень профессиональной подготовленности к действиям в экстремальных условиях будущих специалистов технического профиля.

Таким образом, наше исследование подтверждает, что направление научной и практической деятельности в области безопасной жизнедеятельности - это комплексное решение проблемы развития экономики, сохранения окружающей среды и здоровья человека. Опираясь на научнопрактические достижения в области информационных технологий, техники безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды, наука о безопасности требует дальнейшего совершен-

ствования содержательной компоненты области знаний при профессиональной подготовке будущих специалистов технического профиля с учетом специфики профессионального ориентирования и технических возможностей управляемости ситуации, что и подтверждается результатами нашего исследования.

Библиографический список

1. Сухов А. Н. Социальная психология безопасности: Учеб. пособие. -М.: Академия, 2002.

2. Лебедев В. И. Экстремальная психология. - М.: Юнити, 2001.

3. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. - М.: Аспект Пресс, 2003.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001.

5. Дюк В.А. Компьютерная психодиагности-ка-СПб: Братство, 1994.

Л.С. ХОЗЯШЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТАПИССЕРИИ

Психологические механизмы воображения разнообразны, и каждый из них специфичен. В зависимости от содержания и направленности деятельности они функционируют в каком-либо сочетании. Так как соотношение между механизмами воображения может меняться на различных фазах творческого процесса, то образы воображения необходимо понимать в динамике. Как в художественном, так и в научном творчестве они могут возникать двумя путями: в процессе строгого логического доказательства и интуитивно (ассоциативно) на различных стадиях творческого процесса.

Творческая деятельность предъявляет высокие требования к психологическим качествам человека (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике и т.д.). К числу таких качеств личности относятся индивидуально-психологические качества, которые характери-

зуют принадлежность к одному из трёх типов людей (по И.П.Павлову): «художественному», «мыслительному», «синтетическому».

Среди профессиональных художников (как и других деятелей искусства) можно увидеть больше людей синтетического типа, чем в других областях человеческой деятельности, потому что в искусстве более важна способность к целостному восприятию и обобщению. Воображение их отличается подвижностью, вариативностью создаваемых образов, лёгкостью комбинирования, широтой ассоциативных связей, а в результате этого - богатством, оригинальностью образов, объективных в изобразительной деятельности [ 1, с.235].

Межиндивидуальные различия в воображении разных студентов объясняются также и другими психологическими факторами, среди которых тип оперирования образами (по И.СЛкиман-

©Л.С. Хозяшева, 2008 1 07

ской), скорость создания новых образов, манипулирования ими и т.д.

Таким образом, индивидуальные особенности воображения студентов имеют большое значение для создания новых образов и их передачи изобразительными средствами. Поскольку каждый человек обладает своим индивидуальным типом воображения, то в процессе создания таписсерии педагогу необходимо выявить его особенности и опираться на них. Только в этом случае можно рассчитывать на получение положительного результата в обучении. Работа по ковроткачеству позволит педагогу максимально развить воображение студентов, что в конечном итоге приведет к повышению их творческого потенциала.

Большое значение для деятельности творческого воображения имеют процессы ассоциирования, помогающие художнику в поиске нестандартного образного решения. Ассоциации, как справедливо отмечает ЕВШорохов, «определяют выразительность и силу художественных образов, создаваемых на их основе» [3, с. 111]. Термин «ассоциация» заимствован физиологией высшей нервной деятельности из психологии, где она означает связь образующуюся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т. д.).

Благодаря ассоциативному пути создания художественных образов из минимального количества незначительной информации от психологических раздражителей (тень на земле, трещина на стене и т.д.) можно «сконструировать» оригинальный образ. Испанский философ Людвиг Ви-вес еще в средние века утверждал, что малозначимое раздражение (образ предмета) может вызвать значимый образ.

Оригинальность художественного образа, его своеобразие, полнота, богатство характеризуют высокий уровень развития воображения. Такой о б

раз можно создать путём нахождения сходства между вещами, различными

по природе, или далекими друг от друга по функциональным или иным качествам. Т. Гоббс говорил, что весь строй языка (например, изобразительного) покоится на ассоциации известных произвольно избранных условных знаков с известными образами, причем знаки замещают образы. Благодаря ассоциациям человек в состоя-

нии перевести конкретный предмет (событие) в знак-схему и далее в художественный образ, который отличается от него значительностью идеи и выразительностью формы. Характер композиции определяется видом возникающих ассоциаций (выбор которых осуществляется субъектом интуитивно в зависимости от его психологических особенностей и морально-ценностных установок).

Работа при создании учебно-творческой композиции, выполненной в технике ручного ткачества, развивает способность претворять зрительное впечатление в нечто новое, неожиданное, а это в свою очередь приобретает ценность в зависимости от того, каким чувством, мыслью, фантазией окрашено восприятие, каковы отношения воображаемого с ассоциациями. Развитое творческое воображение еще более расширяет творческие возможности студентов, активнее способствует развитию его творческих замыслов и без него нельзя рассчитывать на активное восприятие окружающей среды.

В процессе ручного ковроткачества можно выделить три основных этапа:

1. Появление идеи (замысла).

2. Подготовительные поиски (эскиз, картон).

3. Реализация изделия (таписсерии) в материале.

На первом этапе роль творческого воображения определяется необходимостью создания абстрактной идеи, образа будущей композиции. Создавая будущую таписсерию в своем воображении, студент тем самым выполняет большую подготовительную работу.

Второй этап творческого процесса студента-художника - разработка поисковых эскизов. Характерная особенность его заключается в отшлифовке образов в памяти и представлений как в идейном замысле, так и с точки зрения технологических особенностей изделия. Результатом воображения становятся воплощение этих образов в эскизах и картоне. На этом этапе важное значение приобретают ясность, конкретность творческих образов, и поэтому так важна постоянная помощь и корректировка деятельности студентов. Сначала творческий замысел находит самое общее выражение. Постепенно он уточняется, задача конкретизируется. Часто появляются совершенно новые решения, осуществляется проверка точности задуманного, основанного на широком участии творческого воображения.

Третий этап творческого процесса студентов характеризуется реальным осуществлениям изделия в материале. Использование нетрадиционного материала при создании работы требует также активного участия воображения, которое помогает не только разобраться в сочетаемости различных материалов, но и создать целостный образ. Итак, работа творческого воображения и на этом этапе тесно связана с практической деятельностью студентов.

Важная роль ассоциаций в творческой деятельности человека объясняется тесной связью понятий «воображение» и «образное мышление». Некоторые ученые считают, что понятие «образное мышление» шире характеризует деятельность представления по сравнению с воображением. Другие ученые просто подменяют одно понятие другим, не замечая особой разницы между ними. Отчасти они правы: воображение и образное мышление имеют много общего - и то, и другое оперирует наглядными образами, то есть создают мысленную картину, детали которой подвергаются всевозможным изменениям и преобразованиям; результатом этих процессов является новый образ, ранее не воспринимавшийся человеком и ему неизвестный. Однако нельзя не заметить и различие между этими понятиями. Оно кроется в характере протекания процессов воображения и образного мышления; воображению свойственны стихийность, скачкообразность, непредсказуемость в создании нового образа, этот процесс во многом интуитивен; образное мышление, как и любое мышление, вообще, - процесс целенаправленный, и хотя конечный результат не всегда известен художнику, он последовательно идёт к нему по ступеням «прямых суждений и неясных ассоциаций, синтезируя в одно целое - мышле-ниг и воображение художника-творца» [2, с. 58].

Мы считаем, что термин «образное мышление» уже предполагает объяснение отвлечённых понятий (функция мышления) с помощью наглядных образов (особенность воображения). Поэтому в результате образного мышления всегда появляется образ, который характеризуется неоднозначностью, так как принципиально невозможно найти точный образный эквивалент чувству и мысли. К образному мышлению обязательно подключаются ассоциативные процессы, придающие конечному образу свойство метафоры, когда признаки одного предмета или явления ассоциативно переносятся в другую ситуацию.

«В значительной степени мыслить образно значит мыслить ассоциативно, метафорически, проясняя смысл неясного ещё для сознания, искомого изображения уже наличными в опыте явлениями, представлениями» [2, с.96].

Развитие образного мышления предваряет формирование творческого воображения, которое является основной специфической способностью для продуктивной творческой деятельности художника. Если воображение есть создание чего-либо нового (в процессе трансформации имеющихся в опыте человека представлений и образов восприятия), то «творческое воображение - это самостоятельное создание новых, оригинальных образов» [1, с.230].

Обладая богатым воображением, можно придумать оригинальную, глубокую по содержанию идею, но воплотить её в эстетически значимом художественном образе, материализовать её в продукте творчества, может только человек с развитым творческим воображением.

Активного формирования творческого воображения у студентов, в процессе создания текстильных структур можно добиться только при условии индивидуализации учебного процесса, что в свою очередь способствует развитию их личностных качеств и прежде всего творческого воображения. Творческому воображению при создании таписсерии(изделия, выполненные различными техниками ткачества, узлами, трикотажными переплетениями, вышивкой, аппликацией, как плоскостные, так и пространственные.) способствует проявление индивидуальных способностей студентов, накопление опыта творческой работы.

Обладая богатыми возможностями для развития творческого воображения студентов занятия по созданию таписсерий с применением разнообразных материалов, органично объединяют изобразительную, графическую, декоративную деятельность студентов. Именно на таких занятиях возможна эффективная реализация социального опыта творческого воображения, активизирующая процесс создания художественных образов. Анализ взглядов на обозначенную проблему, наш собственный педагогический опыт позволяет сделать следующий вывод.

Для развития творческого воображения будущих художников нам необходимо: накопление чувственного опыта; развитие «художественного видения»; активизация образного мышле-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2008

ния; развитие мыслительных процессов; обогащение опыта в работе над созданием текстильных структур и конечно применение адекватных методов обучения и технологий создания тапис-серии.

Данные методы на наш взгляд должны служить основной базой для выполнения упражнений в технике ручного ковроткачества:

Метод аналогии дает положительный результат на начальном этапе обучения таписсерии, когда происходит накопление знаний, формирование умений и навыков. Этот метод основан на копировании традиционных приемов ковроткачества и оформления декоративных изделий в данной технике;

Метод эклектики используется при выполнении работ по «мотивам» традиционного ковроткачества с учетом современного подхода в технологии и особенностей композиционного решения декоративных изделий.

Метод синтеза представляет наибольший интерес при решении комплекса педагогических задач, главной из которых является развитие творческого воображения. Метод синтеза обеспечивает не только накопление практических умений и навыков, но и анализирует ранее полученную информацию. Таписсерия здесь рассматривается с двух позиций: как конечный результат творчества и как художественное произведение, недосказанное, построенное на импульсах и движениях, побуждающих к тому или иному решению, Это принципиально разные подходы, которые нельзя разделить, но вместе с тем они дают различные нетрадиционные по решению произведения.

Современная таписсерия не консервативна и традиционна, она нашла свое развитие, опираясь на современную живопись, дизайн, скульптуру. Применение разнообразных материалов, не свойственных ковроткачеству, при дает таписсерии рельеф, превращаясь в круглую текстильную скульптуру. Это направление актуальное и сейчас получило название текстильной пла-

стики. В каждом произведении, над которым работает студент, необходимо находить единство индивидуального решения и темы, которую студент хочет передать зрителю. Активное проявление авторской фантазии, интуиции, чуткости и подвижности восприятия формирует творческое воображение будущего художника.

• Метод ассоциации - последний немаловажный метод создания декоративных композиций. Ассоциативный метод находит свое выражение на завершающем этапе обучения, он основан на предшествующем творческом опыте, который вызывает в сознании сходные и близкие художественные образы. Для развития у студентов способности работать на основе данного метода необходимо, использовать ряд дополнительных приемов, например, с помощью ключевых по смыслу прилагательных выразить свои ощущения, эмоции и реализовать их в законченных текстильных этюдах.

Представленная классификация методов являет собой последовательные ступени процесса развития творческого воображения личности. Развитие творческого воображения при работе студента над таписсерией происходит на основе индивидуальных природных задатков. И в заключении необходимо отметить следующий важный момент. На протяжении всего исторического развития тапииссерия не только не утратила своей значимости, а, наоборот, развивается на основе традиционных и новых экспериментальных приемов и техник, используя элементы других видов искусств.

Библиографический список

1. Кузин В. С. Психология: Учебник. -М., 1997. -235 с.

2. Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психологического отражения. -М., 1985.

3. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе.-М-, 1977.-111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.