Научная статья на тему 'Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: Актуальные проблемы исследования'

Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: Актуальные проблемы исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИКА / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN CULTURE / MODEL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / METHODS / DESIGN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каукина Ольга Валерьевна, Наумов Валерий Павлович, Наумов Дмитрий Валерьевич

В статье раскрыт процесс становления проектной культуры будущего дизайнера в контексте идеи дизайнерского подхода. Разработана модель формирования проектной культуры, выявлены организационно-педагогические условия эффективности формирования проектной культуры будущих дизайнеров в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каукина Ольга Валерьевна, Наумов Валерий Павлович, Наумов Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE FORMATION OF DESIGN CULTURE AND COMING DESIGNERS: CURRENT PROBLEMS OF RESEARCH

The article discloses a process of becoming a design culture in the context of the future of the designer idea of design approach. Drawing the model of the design culture, vyevlenny organizational and pedagogical conditions of formation efficiency of design culture future designers in high school.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования проектной культуры будущих дизайнеров: Актуальные проблемы исследования»

УДК: 378 ББК: 74.00

Каукина О.В., Наумов В.П., Наумов Д.В.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Kaukina O.V., Naumov V.P., Naumov D. V.

EFFECTIVE FORMATION OF DESIGN CULTURE AND COMING DESIGNERS: CURRENT PROBLEMS OF RESEARCH

Ключевые слова: проектная культура, модель, педагогические условия, методика, дизайн-образование.

Keywords: design culture, model, pedagogical conditions, methods, design education.

Аннотация: в статье раскрыт процесс становления проектной культуры будущего дизайнера в контексте идеи дизайнерского подхода. Разработана модель формирования проектной культуры, выявлены организационно-педагогические условия эффективности формирования проектной культуры будущих дизайнеров в вузе.

Abstract: the article discloses a process of becoming a design culture in the context of the future of the designer idea of design approach. Drawing the model of the design culture, vyevlenny organizational and pedagogical conditions of formation efficiency of design culture future designers in high school.

Современный этап развития российского общества, который

характеризуется кардинальными

изменениями в социально-экономической сфере, инновационными процессами в образовании, предъявляет новые требования к профессиональной подготовке

специалистов в области дизайнерского образования.

Сегодня явно обозначилась проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений, с учетом выдвижения на первый план задач усиления адресности подготовки специалистов, ориентированных на конкретные запросы рынка образовательных услуг.

Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, возможностей самореализации. В этом документе обращается внимание на необходимость подготовки

высокообразованных людей и

высококвалифицированных специалистов,

способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в современных условиях. Решение этих задач делает актуальными новые подходы к процессу подготовки специалистов в высшем учебном заведении1.

Однако существующая система профессионального дизайнерского

образования проходит стадию становления. На сегодняшний день количество и качество профессиональных дизайнеров не могут удовлетворить потребности общества в этом виде услуг. Осмысление дизайна как нового вида проектно-художественной

деятельности человека ставит перед педагогами вузов новые задачи и побуждает их к поиску более эффективных способов профессиональной подготовки.

В этом контексте особое значение приобретает развитие проектной культуры как основного вида психической деятельности будущего дизайнера.

1 Постановление правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dvgu.ru/ umu/ZakRF/doctrin1.html (дата обращения 5.02.2008).

Формирование проектной культуры становится ведущей задачей высшей школы, соответствующей современным требованиям, предъявляемым к

профессионалам этой сферы деятельности.

В общем виде под проектной культурой студента-дизайнера как активного субъекта образовательного процесса мы понимаем культуру, представляющую собой систему

преобразований мировоззренческих и профессиональных взглядов на картину мира, выраженных творчеством в художественно выразительных образах с целью достижения высших способов организации бытия.

Проектная культура, так называемая «третья культура», реальная проектность, как ценность и содержание многих видов деятельности человека, и как особый тип его мышления. Культура как система ценностей ориентирует человека на постижение законов красоты и гармонии объектов культурного наследия, на опытное освоение профессиональных тайн посредством декодирования

композиционно-структурных классических произведений, на самосовершенствование себя как мастера. Проектная культура проявляется в умении решать проблемы в условиях неопределенности задач и вариативности результатов. Дизайн является одним из условий для эффективной реализации процесса формирования проектной культуры.

Проектная культура по определению ведущего специалиста в этом вопросе О.И. Генисаретского, это «пространство для творчества, в котором проектное воображение реализуется благодаря производным от него способностям понимания, проектного мышления и вкуса»1.

По мнению М.Н. Ахметовой проектная культура - это совокупность «проектных» способов инновационного преобразования педагогической

действительности на основе

1 Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения (17.00.06). - М., 1988. - С. 8.

прогнозирования, планирования,

конструирования и моделирования образовательно-воспитательных явлений, процессов и систем2.

В результате исследования проектная культура определена нами как пространство для творчества, формирующееся в процессе изобретательской и исполнительской деятельности обучаемых, направленной на преобразование среды в соответствии с его эстетическими представлениями и жизненными потребностями.

Будущий дизайнер должен обладать проектной культурой, включающей владение многообразными средствами выражения мысли; понимать сегодняшнюю социально-культурную ситуацию;

чувствовать тенденции развития

современной художественной культуры; ориентироваться в вопросах экологии, технологии, экономики, организации дизайн производства, материаловедения, тектоники организации формы.

Необходимость целостного

осмысления непрерывной проектно-художественной подготовки как сложной, интегративной и развивающейся

образовательной системы, позволяет разрабатывать адекватные современной ситуации формы и методы включения молодежи в социальную действительность.

Таким образом, проектная культура -это реальность и проектность, ценность и содержание многих деятельностей и как особый тип и как культура мышления Процесс этот сопровождается не только профессионально-деятельностными характеристиками, но активизируется и внутренними духовными потребностями субъекта. В инновационных технологиях внешние педагогические условия опосредуют активность субъекта как носителя культуры в случае субъект-субъектного взаимодействия участников (сотворчество).

Введение в программы вузовского образования пропедевтических курсов дизайна, дисциплины интегрирующей

2 Ахметова, М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 30-36.

рациональные и иррациональные начала, способствует исследованию диалоговых функций концепта и структуры как феномена гармонического единства произведения. Структурное декодирование теоретического материала, зарождаясь, как интеллектуальный базис процесса формирования проектной культуры студента-дизайнера приобретает статус познания канонических основ культуры.

Современный дизайн - это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, повышенной функциональности, четкой социальной ориентации.

Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции

профессионального становления,

основанного на овладении

профессиональными знаниями и умениями. Высокий уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры» 1.

Понятие «проектная культура» становится всё более актуальным в педагогической науке. Неизмеримо возрастает её значение, проявляющееся как умение разрешать проблемы в условиях отсутствия четкой определённости задач и широкой вариативности возможных результатов.

В связи с тем, что в настоящее время возрастает интерес к дизайн-образованию, который связан с осознанием человеком возможностей для его личностного развития и самореализации, на актуальность данной темы обращают внимание многие ученые (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев и др.).

В существующей системе высшего образования ощущается дефицит инновационных технологий и

интегративных методик, эффективно повышающих процесс формирования проектной культуры, развивающих

1 Михайлов, С.М., Михайлова, А.С. Основы дизайна: учебник для вузов. - Казань: Дизайн-Квартал, 2008. - 288 с.

проектное мышление, преображающих личность. Важную роль в решении данной проблемы играет метод проектов, который рассматривался в трудах В.В. Гузеева, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др. Как самостоятельная система обучения и способ познания этот метод представлен в трудах И.С. Лернера, Дж. Пита, М.Б. Павловой, М.И. Гуревич, В.Д. Симоненко, И.А. Сасовой, М.Б. Романовской, Е.А. Фураевой, И.Д. Чечель и др.

Кроме того, становлению проектной культуры, связанной с развитием общей культуры человека, данному вопросу посвящены работы: М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Л.С. Выготского, И.Е. Видт, О.С. Газмана, В.П. Зинченко, М.С. Кагана и др. В результате становления дизайна как части художественного образования определилась цель приобщения к данной отрасли знаний будущих дизайнеров - формирование проектной культуры. Теоретический анализ показал, что исследуемая проблема явно недостаточно раскрыта в теории и методике высшего профессионального образования.

Таким образом, можно

констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связанна с потребностью формирования проектной культуры будущих дизайнеров на основе личностно-ориентированной технологии обучения, а также разрешения противоречий между:

- изменившимися требованиями общества к подготовке конкурентоспособного специалиста в области дизайна и сохраняющимися подходами в высших учебных заведениях, не обеспечивающими современного уровня овладения обучающимися профессиональной культурой;

- потребностью практического участия высшего учебного заведения в научно-методическом обеспечении процесса формирования проектной культуры будущего дизайнера и недостаточной разработанностью его в педагогической науке.

На основе выявленных противоречий была определенна проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных

способов и результатов учебной проектной деятельности будущих дизайнеров, и на их основе выявление педагогических условий эффективного формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки.

В процессе исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:

1) выявление состояния разработанности проблемы в педагогической теории и практике;

2) уточнение содержания понятия «проектная культура»;

3) разработка и обоснование модели личностно ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

4) в рамках разработанной модели выявить и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий эффективности реализации модели в профессиональной подготовке будущих дизайнеров.

В процессе исследования

раскрывается сущность проектной культуры и профессиональной подготовки будущих дизайнеров, выявляются ее структурные компоненты, теоретически обосновывается модель профессиональной подготовки будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе и педагогические условия ее

функционирования.

Формирование проектной культуры, по мнению психологов В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунова и других, зависит от развитости визуального мышления1. Согласно учению Д. Дьюи, результатом процесса визуального восприятия и визуального мышления являются новые образы, визуально воспринимаемые смыслы . Образы реализуемые, в частности, в области графического дизайна (графический дизайн представляет собой

синтетическую художественно-творческую деятельность, базирующуюся на

визуальных формах оперирования информацией, использующую

традиционные и современные средства графики). Теория и практика дизайна доказывает, что вещь может быть в равной степени привлекательна как в единичном варианте, так и при тиражировании. Основной задачей дизайна становится создание высокохудожественных образцов, максимально пригодных для

тиражирования, на основе синтеза функции и эстетической выразительности3.

Ведущим понятием нашего

исследования является «проектная культура», которое мы раскрыли через терминологическую семантику. «Культура» и «проектирование», мы соотнесли с понятийными полями их трактовок.

В определении понятия «культура» наиболее близка нам точка зрения И.Ф. Исаева, Б.П. Юсова. Они определяют культуру, как высший способ организации бытия и рассматривает данное понятие в общем виде с позиции деятельности, отталкиваясь от философских и педагогических категорий, а так же отмечают, что категории культуры и деятельности исторически

взаимообусловлены и, если культура фокусирует все виды областей материальной и духовной деятельности, то, как универсальная характеристика деятельности она определяет наиболее приоритетные виды и способы их осуществления.

По мнению И.Ф. Исаева, категории культуры и деятельности исторически взаимообусловлены4. В процессе деятельности творится культура. И в этом смысле деятельность - материальная, духовная, художественная - является формообразующим и смыслонаполняющим актом по отношению к проектной культуре.

Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1999. - 252 с.

2 Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.

Генисаретский, О.И. Теоретические и

методологические исследования в дизайне - М.: Школа культурной политики, 2004. - 371 а

4 Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры

преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1993. - 219 с.

Проектная культура - это высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и воссоздания среды, над такими его составляющими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над инфраструктурой дизайна, т.е. функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектного процесса1.

Проектная культура включает в себя:

1) ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды (вне зависимости от того, возникли ли они сами собой в ходе исторического роста среды, или были встроены в нее согласно воле проектировщиков). Здесь и образы, наблюдаемые в среде, и образы, замышляемые и как-то документируемые проектировщиками, важна их принципиальная средовая отнесенность. Это - экологическая составляющая проектной культуры;

2) творческие концепции, являющиеся содержанием авторского сознания, и программы, являющиеся содержанием творческой воли, вместе с выраженными в них ценностными ориентациями субъектов проектирования, а также методики, эвристики и поэтики, в терминах которых операционализируются текущие творческие замыслы проектировщиков. Творческая концепция - концептуальная составляющая проектной культуры;

3) в проектную культуру входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности и достижимые ценностные состояния творческого сознания/воли, необходимые для личностной реализации проектного процесса - это аксиологическая составляющая.

Проблема изучения и направленного развития проектной культуры выдвинулась на передний план науки о дизайне в связи с исследованием взаимосвязей образа жизни и предметной среды2. Даже интуитивно

очевидный механизм этих взаимосвязей может быть использован в целях дизайна особенно при изучении специальных дизайн-дисциплин. Это в большей степени позволяют использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, (такие как мониторное (взаимное) обучение, сущность которого заключается в привлечении обучаемых к участию в преподавании)

можно

считать

исключительно

Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. - М.: МЗ -Пресс, 2001. - 252 с.

2 Наумов, В.П. Творческо-конструкторская деятельность: учеб. пособие для студентов вузов,

перспективными, так как они связаны с использованием групповой формы организации учебного процесса, особенно в тех случаях, когда студенты выполняют достаточно сложный проект, где каждый студент решает определенную задачу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе выявления организационно-педагогических условий повышения уровня сформированности проектной культуры мы учитывали влияние следующих

объективных факторов:

1) социальный заказ общества системе высшего профессионального образования в аспекте исследуемой проблемы;

2) специфику возможностей формирования проектной культуры будущих дизайнеров в вузах;

3) необходимость реализации следующих подходов: системный, синергетический, культурологический, аксиологический, рефлексивно-деятельностный и личностно-ориентированный.

Данные факторы в их совокупности (при доминирующем системном подходе) стимулируют развитие качеств личности: целеустремленность, самостоятельность, ответственность, настойчивость, осознанное взросление и социализация.

В разработанной нами модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры в процессе профессиональной подготовки мы выделяем компоненты (когнитивный, рефлексивно-деятельностный, креативный, эстетический, эмоционально-ценностный) и рассматриваем их уровневые

характеристики (табл. 1). Основные принципы, направленные на формирование

обучающихся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство». - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 221 с.

проектной культуры будущих дизайнеров, следующие: преемственность,

коммуникативность, последовательность, целостности, продуктивности, культурной аналогии.

Рассматриваем комплекс

организационно-педагогических условий:

- разработка и комплексное использование специальных учебно-профессиональ-ных заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве, готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное

формирование проектного мышления, будущего дизайнера;

- межпредметная интеграция содержания дизайн-образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала, исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна;

Таблица 1 - Компоненты проектной культуры будущих дизайнеров и их уровневые характеристики

Компоненты Показатели Уровневые характеристики

Когнитивный Эстетический кругозор, система знаний сущности проектной культуры, содержание эстетических категорий, отражающая многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности Высокий: наличие глубоких, осознанных, систематических знаний. Средний: наличие базовых знаний. Низкий: отрывочные знания

Рефлексивно-деятельностный Способность к самооценке и прогнозированию возможных последствий проектной деятельности Высокий: в творческой деятельности проявляется инициатива, эмоциональная насыщенность. Средний: в творческой деятельности реализуется ответственность, старательность, но безынициативность. Низкий: инициативность в проектной деятельности не проявляется, поведение не рефлексируется

Креативный Обозначает способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое Высокий: умение профессионально использовать профессиональные знания. Средний: наличие базовых знаний. Низкий: слабая направленность на развитие креативных способностей

Эстетический Предполагает развитие художественного вкуса, способностей, выступающих регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной графической деятельности, а также развитое пространственное мышление Высокий: адекватная самооценка, развитый художественный вкус. Средний: стремление к творческой графической деятельности, старательность, аккуратность. Низкий: интерес к творческой деятельности не проявляется

Эмоциона льно-ценностны й Умение избирать и изображать понравившиеся эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе, Высокий: проявляется интерес, адекватная самооценка, направленность на развитие проектной культуры.

наличие мотивации к будущей профессионально-педагогической деятельности, связанной с обучением элементам графики на всех ступенях образования, эмоционально-волевые и ценностные отношения и качества личности

Средний: интерес проявляется ситуативно, адекватная самооценка.

Низкий: неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие проектной культуры

- использование технологии диалогического взаимопонимания

субъектов образовательного процесса, обеспечивающей субъектную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки, его личностный рост и развитие, включение личностного опыта в диалог участников образовательного процесса и обеспечение их равноправных позиций.

Комплекс педагогических условий представляет собой совокупность связанных друг с другом компонентов, направленных на достижение главного результата профессиональной подготовки перехода студентов на более высокий уровень овладения проектной культурой.

В представленном научном

исследовании, нами также разработана методика реализации педагогических условий, содержание диагностики, входящие в модель профессиональной подготовки будущих дизайнеров в процессе формирования проектной культуры, даются анализ и интерпретация полученных данных, анализируются, обобщаются результаты экспериментального исследования.

На формирующем этапе в экспериментальных группах проверялась эффективность выявленных нами организационно-педагогических условий. Второй этап формирующего эксперимента был связан с включением студентов в пропедевтическую структурно-

диагностическую деятельность, в процессе которой осуществлялось формирование основ композиционной и проектной культуры будущих дизайнеров.

Завершал экспериментальное

исследование контрольный эксперимент, цель и задачи которого представлены как анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы.

В ходе проведенного педагогического

эксперимента важно было выявить динамику уровня сформированности проектной культуры и установить характер изменений отдельных критериев

эффективности учебно-профессиональной деятельности будущих дизайнеров при введении отдельных организационно-педагогических условий и всего комплекса в совокупности.

Также следует отметить, что формирующий эксперимент был связан с внедрением логики методики, в которой мы рассматриваем данные компоненты проектной культуры, которые направлены на реализацию комплекса организационно-педагогических условий, где мы видим результат по каждому из рассмотренных условий (рисунок 1).

Рассмотрим содержание комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающего функционирование

разработанной нами модели.

Реализация первого организационно-педагогического условия способствует профессиональной подготовке будущего дизайнера, специальные задания могут быть направлены на развитие мыслительных операций и развития: наглядно-действенного, наглядно-образного,

абстрактно-логичес-кого и теоретического мышления.

Введение второго педагогического условия связано с тем, что преемственность специальных заданий в рамках одной дисциплины, постепенное усложнение и дополнение учебного материала

рассматриваются нами как ведущие факторы, определяющие характер внутри предметных связей и позволяющие эффективно усваивать студентами учебную информацию.

Для реализации третьего

организационно-педагогического условия нами были разработаны меры образовательного характера, которые

включают в себя: вовлечение будущих дизайнеров в различные виды учебно-профессиональной деятельности; развитие равно партнерских отношений между преподавателями и будущими дизайнерами; обеспечение взаимного уважения между преподавателями и будущими дизайнерами; принятие будущих дизайнеров такими, какими они являются в реальности.

Модель потребовала оптимального сочетания методов, средств и форм обучения. Нами были выделены основные методы, используемые при обучении будущих дизайнеров: словесные методы, объяснительно-иллюстративный метод, преобразовательный метод,

систематизирующий метод, практический метод, контрольный метод. Группа эвристических методов: частично-поисковый метод, метод ассоциаций, аналогии, интерпретация, инверсия, «мозгового штурма», метод комбинаторики, метод модульного проектирования, метод проектов.

Формы обучения: беседа, диалог, консультация, лекция, учебно-практическая работа. Средства обучения: наглядные пособия, электронные методические пособия, проекты, студенческие работы.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ показал, что выявленный комплекс организационно-педагогических условий может обеспечить более эффективную реализацию методики формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, разработанная нами модель личностно-ориентированного

процесса формирования проектной культуры в системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров базируется на принципах: преемственности,

коммуникативности, последовательности, целостности, продуктивности, культурной аналогии с учётом дизайнерского подхода в обучении.

Выделенные педагогические условия обеспечивают в рамках разработанной модели достаточно эффективное формирование проектной культуры будущих дизайнеров.

Эффективность становления

проектной культуры способствует созданию оптимальных организационно-

педагогических условий для проектной работы студентов, дающих возможность самореализации в личностно-значимых проектах.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (17) 2014 г.

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

Рисунок 1 - Логика методики реализации модели личностно-ориентированного процесса формирования проектной культуры будущих дизайнеров

Повышению эффективности

формирования проектной культуры будущих дизайнеров содействовали разработанные и апробированные рабочие программы элективного курса «Основы декоративной композиции в дизайне», учебного курса «Композиция»;

методические рекомендации по

организации самостоятельной работы студентов по дизайн-проектированию; преподавание учебных дисциплин с учётом дизайнерского подхода при условии сохранения фундаментальности

образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахметова, М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 3036.

2. Генисаретский, О.И. Теоретические и методологические исследования в дизайне.

- М.: Школа культурной политики, 2004. - 371 а

3. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения (17.00.06). - М., 1988. - С. 8.

4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи; пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.

5. Зинченко, В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов - М.: Тривола, 1999. - 252 с.

6. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление правительства РФ // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doctrin1.html от 4 октября 2000 г. № 751.

7. Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - М.: МЗ - Пресс, 2001. - 252 с.

8. Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - М.; Белгород, 1993. - 219 с.

9. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган.

- М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

10. Каукина, О. В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / О.В. Каукина. - Магнитогорск: МаГУ, 2010. - 142 с.

11. Михайлов, С.М. Основы дизайна: учебник для вузов / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. - Казань: Дизайн-Квартал, 2008. - 288 с.

12. Наумов, В.П. Творческо-конструкторская деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050502 «Технология и предпринимательство». - Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.