Научная статья на тему 'Формирование проектной культуры как инновационный подход'

Формирование проектной культуры как инновационный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1071
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROJECT CULTURE / PROJECT / ARTS AND CRAFTS / INNOVATIVE APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камнева Светлана Юрьевна

В статье рассказывается о необходимости разработки принципов и педагогических условий формирования проектной культуры студентов в области декоративно-прикладного искусства. Акцент в статье ставится на формировании творческого компонента проектной культуры как инновационного подхода в процессе реализации проектов. Были выделены следующие составляющие, способствующие повышению эффективности формирования проектной культуры будущих художников рабочие программы учебного курса «Проектирование»; методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; преподавание дисциплины с учётом творческого подхода при условии сохранения фундаментальности образования. Учебный курс, построенный на взаимосвязи содержания специальных дисциплин, таких как «Проектирование», «Основы композиции», «Материаловедение, технология и производственное обучение» представляет собой систему интегративного общенаучного и художественного комплекса, где система заданий соответствует целям и задачам профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камнева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE PROJECT CULTURE AS AN INNOVATIVE APPROACH

The article substantiates the necessity of developing principles and pedagogic conditions for forming the project culture among the students in arts and crafts. The emphasis is placed on the formation of a creative component of the project culture as an innovative approach in project realization. The following components facilitating the efficiency of forming project culture among future artists are distinguished: Program of the training course “Designing”; methodological recommendations for organizing individual and independent work of students; and teaching the subject considering the creative approach, and yet keeping the fundamentals of education. The training course based on interrelation of the contents of specific courses, such as “Designing”, “Fundamentals of composition”, “Materials, technology and industrial training» is a system of integrated general scientific and artistic complex where the assignments agree with goals and objectives of professional activities.

Текст научной работы на тему «Формирование проектной культуры как инновационный подход»

УДК 377 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Камнева С.Ю.

В статье рассказывается о необходимости разработки принципов и педагогических условий формирования проектной культуры студентов в области декоративно-прикладного искусства. Акцент в статье ставится на формировании творческого компонента проектной культуры как инновационного подхода в процессе реализации проектов. Были выделены следующие составляющие, способствующие повышению эффективности формирования проектной культуры будущих художников - рабочие программы учебного курса «Проектирование»; методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; преподавание дисциплины с учётом творческого подхода при условии сохранения фундаментальности образования. Учебный курс, построенный на взаимосвязи содержания специальных дисциплин, таких как «Проектирование», «Основы композиции», «Материаловедение, технология и производственное обучение» представляет собой систему интегративного общенаучного и художественного комплекса, где система заданий соответствует целям и задачам профессиональной деятельности.

Ключевые слова: проектная культура, проект, декоративно-прикладное искусство, инновационный подход, профессиональное образование.

FORMING THE PROJECT CULTURE AS AN INNOVATIVE APPROACH

Kamneva S.Yu.

The article substantiates the necessity of developing principles and pedagogic conditions for forming the project culture among the students in arts and crafts. The emphasis is placed on the formation of a creative component of the project culture as an innovative approach in project realization. The following components facilitating the efficiency of forming project culture among future artists are distinguished: Program of the training course “Designing”; methodological recommendations for organizing individual and independent work of students; and teaching the subject considering the creative approach, and yet keeping the fundamentals of education. The training course based on interrelation of the contents of specific courses, such as “Designing”, “Fundamentals of composition”, “Materials, technology and industrial training» is a system of integrated general scientific and artistic complex where the assignments agree with goals and objectives of professional activities.

Keywords: project culture, project, arts and crafts, innovative approach, professional education.

В настоящее время в российском образовательном пространстве происходят изменения, которые диктуют необходимость иных подходов к подготовке конкурентоспособных специалистов в сфере декоративноприкладного искусства, способных к самостоятельной профессиональной деятельности и обладающих сформированной проектной культурой.

Формирование проектной культуры является одной из главных задач в процессе обучения будущих художников в сфере декоративно-прикладного искусства. Прикладное искусство является деятельностью с ярко выраженной практической направленностью, его функциональные направления проявляются в проектировании эстетически-функциональных объектов с

использованием опыта поколений, современных и традиционных технологий и средств.

Проектирование произведений искусства декоративно-прикладного искусства - это особый вид проектно-творческой деятельности, при котором автором создается проект от замысла до воплощения в материале. Понимание проектирования как вида проектно-художественной деятельности ставит перед профессорско-педагогическим составом задачи и побуждает их к поиску более эффективных способов профессиональной подготовки и инновационным подходам в учебно-образовательном процессе.

Современное профессиональное образование в области декоративноприкладного искусства, опираясь на опыт и традиции, должно учитывать психолого-педагогические особенности студентов, вкусы и потребности общества. Для создания художественного изделия будущему художнику недостаточно изучить традиции и овладеть необходимыми технологиями, важно обладать развитыми композиционными способностями, которые обеспечивают возможность создания оригинальных современных изделий.

В системе высшего профессионального образования в сфере декоративноприкладного искусства ощущается недостаток интегративных методик и инновационных технологий, эффективно повышающих процесс формирования проектной культуры, развивающих проектное мышление обучающихся.

В связи с этим, существует потребность разработки в системе высшего профессионального образования научно-методического обеспечения в процессе формирования проектной культуры будущего художника.

В процессе исследования нами определено содержание понятия «формирование проектной культуры художников традиционного прикладного искусства», представляющего собой систему ведущих деятельностей, включает в себя знания о возможностях творческой проектной деятельности, применении выразительных художественно-изобразительных средств в процессе проектирования изделий, практические и исследовательские умения по

планированию, знакомство с традициями художественной вышивки, понимание функциональности и ценности произведений вышивального искусства, творческую интерпретацию художественных образов, использование

оригинальных композиционных решений в трактовке современных моделей, принятию новых способов проектно-художественных решений, разработке проекта, его материализации, анализ и оценку результатов, самоэкспертиза, оформление результатов проектирования и влияет на творческое

художественное развитие студентов и формирование их мировоззрения.

В исследуемой области предъявляются высокие требования не только к профессиональным умениям, как одному из критериев качества обучения, направленным на выявление определяющих факторов успешной проектнотворческой деятельности, но и к обеспечению необходимых условий для совершенствования образовательного процесса. Интегративная методика

обучения, направленная на формирование проектной культуры будущих художников, выступает системообразующим компонентом креативной модели формирования проектной культуры в единстве взаимосвязей таких методов, как: воображения, анализа, синтеза, проектирования и др.; средств - заданий по теме, объектов проектирования, творческих курсовых проектов и др.; организационных форм - защита проектов, конкурсы, выставки, конференции и др.

Интегративная методика обучения проектированию должна учитывать психолого-педагогические аспекты создания и восприятия композиции,

развитие композиционного мышления как способности организовать целостную художественную форму и ее влияние на структуру плодотворного мышления личности, формирование способности к композиционной организации изображения на занятиях по проектированию, влияние композиционных задач на улучшение процесса обучения студентов, теоретические основы композиции и методики практического обучения студентов [5].

Учебно-методическое обеспечение в процессе формирования проектной культуры заключаются в разработке и внедрении проектно-творческих заданий, направленных на ее развитие; в создании и внедрении методического обеспечения, которое включает в себя программы дисциплин, изучающихся обязательно и строго по времени: «Основы композиции», «Технический рисунок», «Пропедевтика», а также методические рекомендации, наглядные пособия, учебно-методические пособия, учебники и т.д.

Формирование проектной культуры будущих художников декоративноприкладного искусства - это исследование взаимодействия проектнотворческой и профессиональной деятельности, дальнейшая разработка содержания технологии личностной ориентации педагогического процесса в системе высшего профессионального образования.

Созданная креативная модель формирования проектной культуры будущих художников в процессе профессиональной подготовки опирается на принципы: преемственности, процессе взаимодействия между педагогом и студентом, последовательности заданий, целостности, производительности, с учетом творческого подхода в обучении, объединяющего данные принципы, предполагающего формирование целостного восприятия окружающего мира, мировоззрения и эстетического взаимоотношения студентов с окружающей средой.

Следует особо отметить, что совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, происходящее в современных социально-экономических условиях, основывается на выявлении и оценке профессиональных умений для решения проектно-художественных задач, на создании наилучших условий для развития и реализации данных умений. В этом аспекте результативность профессиональной деятельности специалистов в рассматриваемой области во многом определяется уровнем сформированности проектно-художественных умений у будущих специалистов.

Повышению эффективности формирования проектной культуры будущих художников содействуют в первую очередь, рабочие программы учебного курса «Проектирование»; методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; преподавание дисциплины с учётом творческого подхода при условии сохранения фундаментальности образования. Интегративный учебный курс, построенный на взаимосвязи содержания специальных дисциплин: «Проектирование», «Основы

композиции», «Материаловедение, технология и производственное обучение» представляет собой систему интегративного общенаучного и художественного комплекса, где система заданий соответствует целям и задачам профессиональной деятельности.

Учебная программа по проектированию является совокупностью научных понятий, профессиональных знаний и умений. Это процесс поэтапного формирования проектных и художественных умений у студентов в сфере декоративно-прикладного искусства.

Поиск новых форм организации учебно-образовательного процесса, характерный для современного информационного этапа развития общества, привел к активному освоению такой формы образования, как проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет формировать навыки исследовательской деятельности; стимулирует самообразование, умение самостоятельно применять знания на практике; повышает мотивацию к работе; учит студента грамотно работать с информацией; развивает творческие способности и личностные качества.

Проектирование - вид деятельности, продуктом которой является проект. Реализация проекта происходит с помощью художественного конструирования. Проектная деятельность в декоративно-прикладном искусстве, как специфическая форма творчества, является средством развития личности и совершенствования окружающей действительности, а проектную культуру можно понимать как способ творческой самореализации человека,

который создает произведения искусства. Проектная культура будет развиваться при творческом подходе, наличии эстетического вкуса, проектных, художественных и теоретических знаний, практического опыта.

Процесс поэтапного формирования проектно-художественных умений, включает следующие этапы: мотивационный и ориентировочный, этап

формирования обобщенных и вариативных проектно-художественных умений, этап осуществления комплексного применения полученных знаний и умений.

Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей студента, его умений конструировать и выражать свои идеи в проекте. В художественном творчестве проектное мышление базируется на способности студента к конкретно-образному мышлению и пространственному воображению.

Грамотно организованный процесс проектирования показывает уровень проектной культуры человека. «Проектная культура в сегодняшнем ее понимании - это и реальность проектируемой среды обитания и, концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни» - такое определение проектной культуре дал

О.И.Генисаретский [1,с.2]. Процесс формирования проектной культуры у студента - это сложный непрерывный и взаимный процесс двух субъектов, определяющийся активностью, восприимчивостью и гибкостью студента, с одной стороны, и профессионализмом, опытом, креативностью, гибкостью и мобильностью преподавателя в современных условиях, с другой стороны.

При выполнении проектно-графических, декоративных и художественных видов работ, проектная деятельность стимулирует и мотивирует к обучению студентов. Проектная деятельность расширяет содержание основного образования, т.к. каждый студент стремится овладеть дополнительными знаниями, узнать новые факты, что в свою очередь формирует у него способность к самостоятельному принятию решений и

достижению поставленных целей. Практические занятия по проектированию - один из путей приобщения студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Курс проектирования призван последовательно развивать навыки и умения по проектированию различных видов изделий, формировать высокое профессиональное мастерство, грамотно реализовывать творческие замыслы в художественно-графическом проекте, решать технологические, функциональные и одновременно художественно-эстетические задачи. Каждый этап работы над проектом несет в себе определенную значимость и ответственность.

В заключение следует отметить, что формирование проектной культуры происходит в процессе проектно-творческой деятельности, в которой результатом использования современных возможностей проектирования в образовательном процессе является повышение качества профессиональной подготовки студентов; изменение личностного отношения к предметам художественно-эстетического цикла, использование студентами методов и принципов проектно-творческой деятельности в обучении и практической деятельности, развитие их самосознания, деловых и личностных качеств.

Список литературы

1. Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарнохудожественные проблемы дизайна. Автореф. дисс. ... докт. искусствоведения /ВНИИТЭ. М., 1990.

2. Кауда Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2000. 283с.

3. Каукина О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовке в вузе: Автореф. . канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2010. 24с.

4. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. М.: Изд-во «Эгвес», 2008. 72с.

5. Севрюкова Н.В. Художественно-творческое развитие студентов-ювелиров на занятиях по композиции в среднем профессиональном образовании. Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата педагогических наук. М.,2009.- 24с.

6. Топилина Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Таганрог, 2006. 212с.

7. Ческидова О.А. Формирование проектной культуры учащихся общеобразовательных школ на занятиях изобразительным искусством: Дис ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2008. 268 с.: ил.

References

1. Genisaretskiy O.I. Metodologicheskie i gumanitarno- khudozhestvennye problemy dizayna [Methodological, humanitarian and artistic problems of design]: Thesis of Doctor of Art Criticism. Moscow, 1990.

2. Kauda T.M. Formirovanie proektnoy kul'tury v sisteme arkhitekturno-khudozhestvennogo obrazovaniya [Forming the project culture in the system of architectural and artistic education]: Thesis of Candidate of Pedagogics, 13.00.08. Veliky Novgorod, 2000. 283p.

3. Kaukina O.V. Formirovanie proektnoy kul'tury budushchikh dizaynerov v protsesse professional'noy podgotovke v vuze [Forming the project culture of future designers during professional education at high school]: Thesis of Candidate of Pedagogics, 13.00.08. Magnitogorsk, 2010. 24p.

4. Novikov A.M. Metodologiya khudozhestvennoy deyatel'nosti [Methodology of Artistic Activities]. Moscow: Egves, 2008. 72p.

5. Sevryukova N.V. Khudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie studentov-yuvelirov na zanyatiyakh po kompozitsii v srednem professional'nom obrazovanii

[Artistic and creative development of students-jewelers in the composition classes in secondary professional education]: Thesis of Candidate of Pedagogics. Moscow, 2009. 24p.

6. Topilina N.V. Proektnaya kul'tura kak osnova gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatel'nosti [The project culture as a basis of pedagogue readiness for innovative activities]: Thesis of Candidate of Pedagogics, 13.00.01. Taganrog, 2006. 212p.

7. Cheskidova O.A. Formirovanie proektnoy kul'tury uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol na zanyatiyakh izobrazitel'nym iskusstvom [Forming the project culture of the students in fine arts classes in schools of general education]: Thesis of Candidate of Pedagogics, 13.00.02. Moscow, 2008. 268p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Камнева Светлана Юрьевна, доцент кафедры художественной вышивки московского филиала «Высшей школы народных искусств (институт)»

Высшая школа народных искусств (институт)

набережная Канала Грибоедова, 2, лит. А, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия makarova050672@yandex. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kamneva Svetlana Yurievna, Docent of the Chair of Artistic Embroidery, Moscow Branch of the Higher school of folk arts

Higher School of Folk Arts (Institute)

2А, Kanal Griboedova Emb, St. Petersburg, 191011, Russia makarova050672@yandex. ru

Рецензент:

Романенко Н.М., д-р пед. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.