Научная статья на тему 'Система учебно-творческих задач по декоративно-прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов'

Система учебно-творческих задач по декоративно-прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ / СИСТЕМА УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ / ВИДЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PROJECT AND RESEARCH WORK / THE PROCESS OF TEACHING DECORATIVE ART / THE SYSTEM OF EDUCATIONAL CREATIVE TASKS AT THE LESSONS OF DECORATIVE ART / TYPES OF EDUCATIONAL CREATIVE TASKS / HEURISTIC METHODS / ACTIVATION OF PROJECT AND RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE LESSONS OF DECORATIVE ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич

Описан практический опыт применения системы учебно-творческих задач как средства активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством. При этом решается проблема мотивации студентов к этому виду учебно-творческой деятельности. Уточнено понятие «содержание когнитивного опыта студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» и понятие «система учебно-творческих задач в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству». Описано применение методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству с использованием четырех видов учебно-творческих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зверева Татьяна Викторовна, Новоселов Сергей Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATIONAL CREATIVE TASKS IN DECORATIVE ART AS A MEANS OF ACTIVATION OF PROJECT AND RESEARCH WORK OF STUDENTS

Practical experience of application of educational creative tasks as a means of activation of students’ project and research activity at the lessons of decorative art is discussed. The problem of the students’ motivation to this kind of activity is solved. The notions of “the content of cognitive experience of students in the course of teaching them decorative art” and “the system of educational creative tasks in the course of project and research activity at the lessons of decorative art” are specified. Application of the methodology of activation of project and research activity of the students at the lessons of decorative art with the use of four types of educational creative tasks is described.

Текст научной работы на тему «Система учебно-творческих задач по декоративно-прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов»

УДК 378.147:745/749

ББК Щ512р ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК13.00.02; 13.00.01

Зверева Татьяна Викторовна,

старший преподаватель, Шадринский государственный педагогический институт; 641800, Курганская обл., г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3; e-mail: zverev-vlad@inbox.ru

Новоселов Сергей Аркадьевич,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, к. 169; e-mail: inobr@list.ru

СИСТЕМА УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектно-исследовательская деятельность; процесс обучения декоративноприкладному искусству; система учебно-творческих задач на занятиях декоративно-прикладным искусством; виды учебно-творческих задач; эвристические методы; активизация проектноисследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством.

АННОТАПИЯ. Описан практический опыт применения системы учебно-творческих задач как средства активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративноприкладным искусством. При этом решается проблема мотивации студентов к этому виду учебнотворческой деятельности. Уточнено понятие «содержание когнитивного опыта студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству» и понятие «система учебно-творческих задач в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству». Описано применение методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству с использованием четырех видов учебно-творческих задач.

Zvereva Tatiana Viktorovna,

Senior Lecturer, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk.

Novoselov Sergey Arkadievich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

THE SYSTEM OF EDUCATIONAL CREATIVE TASKS IN DECORATIVE ART AS A MEANS OF ACTIVATION OF PROJECT AND RESEARCH WORK OF STUDENTS

KEY WORDS: project and research work; the process of teaching decorative art; the system of educational creative tasks at the lessons of decorative art; types of educational creative tasks; heuristic methods; activation of project and research work of students at the lessons of decorative art.

ABSTRACT. Practical experience of application of educational creative tasks as a means of activation of students’ project and research activity at the lessons of decorative art is discussed. The problem of the students’ motivation to this kind of activity is solved. The notions of “the content of cognitive experience of students in the course of teaching them decorative art” and “the system of educational creative tasks in the course of project and research activity at the lessons of decorative art” are specified. Application of the methodology of activation of project and research activity of the students at the lessons of decorative art with the use of four types of educational creative tasks is described.

Л дна из основных задач художество венного образования в педагоги- Но проблема мотивации студентов к этому

виду учебно-творческой деятельности и ее

ческом вузе состоит в обеспечении условий, активизации на сегодняшний день не мо-

необходимых для становления активной, жет считаться полностью решенной (1; 5).

самостоятельно мыслящей, творческой Основным средством, позволяющим

личности будущего педагога. Процесс обучения декоративно-прикладному искусству обладает далеко не раскрытым потенциа- повысить активность обучающихся, как известно, является задача. Анализ специфики учебной дисциплины «Основы теории деко-

лом развития этих необходимых качеств. ративно-прикладного искусства с практику-

Раскрыть этот потенциал возможно посредством организации проектно-исследова- мом», преподаваемой в Шадринском государственном педагогическом институте в со-

тельской деятельности студентов. Она по- ответствии с образовательным стандартом,

могает почувствовать себя полноправным показал, что в процессе достижения одной

субъектом образовательного процесса, делает изучаемое содержание декоративно- из основных целей этой дисциплины - обучение изготовлению декоративных изде-

прикладного искусства понятным и лично- лий - остается недостаточно педагогически

стно-значимым для самого обучающегося. организованной самостоятельная мысли-

© Зверева Т. В., Новоселов С. А., 2014

тельная учебно-творческая деятельность студентов. Было установлено, что в этом учебном процессе отсутствует система учебно-творческих задач, которая стала бы ориентирующей основой для самостоятельных творческих поисков студентов.

Учебно-творческая задача рассматривается нами как цель, осознанная студентами в педагогически организованной ситуации нового для них вида, т. е. в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у студентов когнитивного и практического опыта. Поэтому учебно-творческая задача требует от студентов мыслительных и практических действий, направленных на активное самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в конкретной учебной дисциплине и одновременно на овладение знаниями, умениями и навыками творческой деятельности, на развитие их творческого мышления, их творческих способностей (з; 4).

Отметим также, что когнитивный опыт личности как компонент содержания обучения декоративно-прикладному искусству и формирования культуры художественной деятельности в сфере декоративно-прикладному искусству мы рассматриваем, в соответствии с подходом В. Н. Дружинина, как ментальные структуры, которые обеспечивают восприятие, хранение и упорядочивание информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых аспектов его окружения. Их основное назначение - оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях интеллектуального отражения. Когнитивный опыт представлен такими ментальными структурами, как архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры и, наконец, понятийные структуры как результат интеграции вышеуказанных базовых механизмов переработки информации (2, с. 277).

Содержание когнитивного опыта студентов в процессе обучения декоративноприкладному искусству может рассматриваться, таким образом, как система знаний и представлений о природе декоративно -прикладного искусства, его социальных функциях и значимости, о специфических аспектах мышления, техники и способах деятельности в этой сфере искусства и творчества, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научных представлений о закономерностях и возможных направлениях развития декоративно-прикладного искусства, вооружает их методологией познавательной и практической творческой деятельности в декоратив-

но-прикладном искусстве. Когнитивный опыт создает основу для формирования профессиональных смыслов, значений, развития профессионального сознания будущего педагога-художника. Одним из воплощений когнитивного опыта являются оценочные и смыслообразующие действия студента в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству (7).

Анализ подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства показал, что зафиксированное отсутствие системы применения на занятиях по декоративно-прикладному искусству учебно-творческих задач как ориентировочной основы самостоятельной учебно-творческой проектно-исследовательской деятельности

студентов является одной из причин недостаточного уровня сформированности у них необходимых для педагога художественного образования качеств творческой личности. Поэтому в нашей опытно-поисковой работе мы предложили и проверили возможный вариант системного применения учебнотворческих задач в процессе обучения декоративно-прикладному искусству.

Под системой учебно-творческих задач в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях по декоративноприкладному искусству мы понимаем совокупность взаимосвязанных учебно-творческих задач, формулируемых в соответствии с реализуемым содержанием обучения декоративно-прикладному искусству, целостное применение которой обеспечит достижение целей обучения декоративно-прикладному искусству, включая цель формирования у студентов качеств творческой личности (з).

В эту систему были включены следующие виды взаимосвязанных и последовательно выполняемых учебно-творческих задач:

- преобразования природных объектов в объекты декоративно-прикладного искусства с помощью сочетания известных (стилизации, трансформации, упрощения и т. д.) и новых оригинальных приемов;

- комбинирование различных техник декоративно-прикладного искусства в их новые оригинальные сочетания;

- комбинирование отдельных операций из различных технологий изготовления изделий декоративно-прикладного искусства в новые оригинальные способы создания объектов декоративно-прикладного искусства;

- совершенствование технических средств и поиск новых материалов для реализации техник и технологических

процессов декоративно-прикладного ис- изделия с использованием техники вит-

кусства. ражной росписи и техники аппликации из

Приведем конкретные практические цветного песка можно выделить следующие

примеры систематического включения вопросы:

учебно-творческих задач в процесс обучения - является ли техника витражной рос-

декоративно-прикладному искусству. Так, писи устоявшейся, традиционной?

для организации проектно-исследователь- - что нового можно открыть в технике

ской работы студентов им было предложено аппликации?

разработать проект декоративного изделия с использованием техник витража и апплика- - возможна ли аппликация из цветного песка?

ции из цветного песка. Работа над этим про- - какие материалы, инструменты и

ектом была организована поэтапно, начиная средства, используемые для изготовления

с анализа поставленной задачи. Данный изделий в технике витражной росписи, не-

этап предполагает поиск художественной достаточно удобны в работе, как их можно

идеи пластического образа декоративного заменить или усовершенствовать и т. д.?

изделия. При этом осмысление цели учебнотворческой задачи организуется как само- Давая ответы на вопросы, студенты конкретизируют проектно-поисковую проблему,

стоятельное уточнение студентами проект- например, каким образом усовершенствовать

ной ситуации, рассматриваемой как про- существующие техники, инструменты и мате-

блемная ситуация, как ситуация нового вида. риалы, чтобы создать оригинальный проект

Этот процесс может быть организован декоративного изделия на основе совмеще-

либо в форме полностью самостоятельной ния искусства витражной росписи и техники

проектно-исследовательской деятельности аппликации из цветного песка?

студентов, либо может быть переведен в ин- За выделением проблемы следует са-

терактивный режим, для которого харак- мостоятельный для студентов выбор формы

терно циклическое перемещение центра продукта проектно-исследовательской дея-

поисковой и лидерской активности от педа- тельности. Критический отбор идей созда-

гога к студентам и наоборот. В любом слу- ния неизвестного студентам продукта луч-

чае реализуется следующий алгоритм учеб- ше осуществлять при помощи известного

но-творческой деятельности. Студенту метода свободных ассоциаций или с ис-

предлагается проанализировать и принять пользованием ассоциативно-синектической

решение по следующему кругу творческих технологии (з; 4). Проанализировав все

проблем: возможные выдвинутые идеи создания де-

- как совместить техники витражной коративного изделия в технике витражной

росписи и аппликации из цветного песка росписи и технике аппликации из цветного

для изготовления декоративного изделия? песка, студенты выбирают наиболее соот-

- какова идея вновь создаваемого деко- ветствующую решаемой проблеме проект-

ративного изделия в условиях требуемого ную идею, например, было предложено

совмещения техник декоративно-приклад- создание стеклянного декоративного панно

ного искусства? в комбинированной технике витражной

- какие виды художественной обработки материалов можно применить для изго- росписи и аппликации из цветного песка. Решая исследовательскую проблему

товления проекта декоративного изделия? Будущие учителя могут сами определить и сформулировать проблему преобразования совмещения техники витражной росписи и техники аппликации из цветного песка для создания стеклянного декоративного пан-

техник витражной росписи и аппликации из но, студенты начинают работать над пла-

цветного песка для выполнения проекта де- стическим образом проекта декоративного

коративного изделия. Но опыт показывает, изделия. На этом этапе студентам предла-

что при возникновении затруднений в само- гается решить учебно-творческую задачу

стоятельной деятельности студентов педагог первого вида - создать рисунок декоратив-

может эффективно использовать известные ной композиции на основе натуральных за-

эвристические методы, например, метод рисовок природных форм с помощью соче-

контрольных вопросов. тания определенных приемов декоративной

Этот метод реализуется в форме диало- переработки, в данном случае сочетания

га, например, в виде вопросов, задаваемых приемов техники витражной росписи и

педагогом или членами группы генерато- техники аппликации цветным песком. Эта

ров идей. Контрольные вопросы имеют раз- задача обеспечивает проведение эскизно-

личные цели и ориентированы на развитие определенных мыслительных умений. С зарисовочного этапа на уровне творческой или учебно-творческой деятельности.

точки зрения организации учебного мате- При этом необходимо использовать из-

риала по декоративно-прикладному искус- вестный метод гирлянд ассоциаций. Его

ству для создания проекта декоративного применение помогает будущему учителю

изобразительного искусства устанавливать неординарные взаимосвязи физических, эстетических, эмоциональных и других факторов, влияющих на поиск нового художественного образа, отыскивать новые художественные мотивы в природных формах, новые идеи декоративной стилизации этих форм, подбирать оригинальные цветовые гаммы будущего декоративноприкладного изделия.

После того, как полученные идеи будут проанализированы и графически зафиксированы в виде окончательного эскиза существующих вариантов решения учебно-творческой задачи первого вида, начинается этап экспериментирования с материалами и процессами их обработки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом этапе студентам предлагаются учебно-творческие задачи второго вида -они направлены на создание проекта декоративного изделия путем комбинирования материалов и техник, в рассматриваемом примере речь идет о техниках витражной росписи и аппликации цветным песком. Студентам предлагается проверить возможности реализации найденных идей посредством комбинирования самых разнообразных материалов и техник декоративно-прикладного искусства с целью разработки оригинальной интегрированной техники витражной росписи и аппликации цветным песком.

При этом могут решаться локальные исследовательские проблемы, например: можно ли использовать краски витражной росписи стекла вместо мозаичного набора из фигурных кусочков стекла, можно ли формировать мозаичный набор из фрагментов спеченного цветного песка и стеклянных фрагментов, какие синтетические материалы могут быть использованы в разрабатываемой интегрированной технике, может ли быть использована для создания витражной росписи техника зБ-печати? В процессе решения задач второго вида наиболее эффективно использовать известный эвристический метод морфологического анализа и синтеза. Например, проект стеклянного панно в технике витражной росписи и в технике аппликации цветным песком можно представить следующими структурными элементами: фон стеклянного панно, изображение цветов на стеклянном панно, материалы, используемые для выполнения фрагментов панно и т. д.

Различные варианты выполнения выделенных структурных (морфологических) элементов (признаков) комбинируются в различных сочетаниях. Из множества полученных сочетаний студенты отбирают наиболее соответствующие решаемой учебнотворческой задаче. Например, фон стеклян-

ного панно в технике росписи витражными красками и изображение цветов на стеклянном панно в технике склеивания крупиц цветного песка; фон стеклянного панно в технике склеивания крупиц цветного песка и изображение цветов на стеклянном панно в технике росписи витражными красками. После выбора конкретных решений студентами самостоятельно проводится экспериментирование с выбранными сочетаниями и сравнение их между собой для отыскания оптимального решения.

На следующем этапе организации проектно-исследовательской деятельности студентам предлагается решить учебно-творческие задачи третьего вида — найти новые технологии создания декоративного изделия при помощи комбинирования отдельных операций из различных техник декоративно-прикладного искусства. В рассматриваемом примере - это техники витражной росписи и техники аппликации цветным песком. В ходе решения этих задач будущие учителя изобразительного искусства должны предложить ранее не существовавшие новые технологические операции в структуре техник и технологий создания декоративного изделия.

Решая учебно-творческие задачи второго и третьего вида, студенты используют в основном традиционные специальные инструменты и приспособления. Но и сами инструменты могут быть объектами творчества студентов-художников. Для организации проектно-исследовательской работы студентов и в этом направлении предлагается решить учебно-творческие задачи четвёртого вида — разработать технические средства для реализации технологических процессов изготовления декоративных изделий (в рассматриваемом примере - для реализации новых операций в комбинированной технике витража и аппликации цветным песком).

При этом, исходя из особенностей содержания подготовки, студентам необходимо решать локальные задачи по проектированию форм разрабатываемых инструментов - они должны характеризоваться соразмерностью частей, внешним изяществом, целесообразной окраской, технологичностью изготовления и эргономичностью, удобством в пользовании.

Например, материальная реализация образцов проекта декоративного изделия в технике витража и технике аппликации цветным песком потребовало такое техническое средство, которое дало бы возможность быстро и без лишних повреждений удалить излишек цветного песка с поверхности декоративного изделия. Для решения изобретательских и рационализаторских по своей

сути задач необходимо также использовать известные эвристические методы или ассо-циативно-синектическую технологию творчества (з; 4).

В рассматриваемом примере студент с использованием аналогий метода синек-тики разработал специальную щеточку для удаления лишнего песка с плоскости декоративного изделия по форме, структуре, функциям, процессам напоминающие реальные приспособления и средства для уборки помещений (прямая аналогия).

Разработанный инструмент имеет форму щеточки с чистящими головками в виде кистей с двух сторон деревянной ручки (с одной стороны веерообразная форма кисти, с другой - плоская в виде лопаточки). Для удобства использования щетка имеет длинную деревянную ручку, что обеспечит легкий доступ в самые труднодоступные уголки изделия.

Завершение проектно -исследователь -ской деятельности на занятиях по декоративно-прикладному искусству предполагает практическую работу по воплощению творческого замысла в реальный продукт. В рассмотренном примере студент выполнил проект декоративного изделия в комбини-

ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник МГОУ. Серия «Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству». № 2. 2007. М. : МГОУ.

2. Когнитивная психология : учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. - М. : ПЕР СЭ, 2002.

3. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса / / Педагогическое образование и наука. М., № 1, 2011. С. 72-77.

4. Новоселов С. А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 19975. Новоселов С. А. Творческие задачи по начертательной геометрии как средство формирования

обобщённой ориентировочной основы обучения инженерной графической деятельности / С. А. Новоселов, Л. В. Туркина / / Образование и наука. Известия УРО РАО. 2011. № 2. С. 31-42

6. Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна : межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. М. С. Соколова. Магнитогорск : МаГУ, 2007. Вып. 2.

7. Шумакова О. А. Профессиональный опыт личности: психологические аспекты формирования в образовательном процессе ВУЗа / / Современные научные исследования и инновации. Ноябрь 2012. № 11. иЁТ: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18540.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

рованной технике витража и аппликации цветным песком.

Таким образом, проверка в опытнопоисковой работе предложенной методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству с применением системы учебно-творческих задач показала, что эта методика обеспечивает формирование у студентов качеств творческой личности. При этом показано, что система учебно-творческих задач, должна рассматриваться как совокупность взаимосвязанных учебно-творческих задач, как минимум, четырех видов, формулируемых в соответствии с осваиваемым студентами содержанием обучения декоративно-прикладному искусству и выполняемыми этапами проектно-исследовательской деятельности. Эти задачи должны быть включены в процесс проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству во взаимосвязи друг с другом, причем целостность их применения обеспечивается единством объекта творческой деятельности и целями образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.