УДК 37.016:745/749 ББК Щ12р
ГСНТИ 14.35.07
Код ВАК 13.00.02
Зверева Татьяна Викторовна,
заместитель декана по воспитательной работе художественно-графического факультета, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИССКУССТВУ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектно-исследовательская деятельность студентов; художественное образование; обучение декоративно-прикладному искусству; педагогическая система; учебно-творческая задача.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрен вариант решения проблемы активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей в процессе обучения декоративно-прикладному ис-кусству на основе применения системного подхода. На этой основе предложены новые определения следующих понятий: учебно-профессиональное художественное творчество студентов, развитие художественного творчества студентов, объективизация художественного творчества студентов. Разработана теоретическая модель педагогической системы организации проект-но-исследовательской деятельности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству. Проведен анализ этой модели, результатом ко-торого стало предложение включить систему учебно-творческих задач в структуру нескольких компонентов рассматриваемой педагогической системы.
Zvereva Tatiana Viktorovna,
Deputy Dean of the Faculty of Graphic Arts, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk, Russia.
Novoselov Sergey Arkadievich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
THE SYSTEMIC APPROACH TO ENHANCEMENT OF PROJECT RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS OF ART SPECIALTIES IN THE PROCESS OF TRAINING IN DECORATIVE AND APPLIED ARTS
KEY WORDS: design and research activities of students; art education; teaching arts and crafts; educational system; educational and creative problem.
ABSTRACT. The article describes the solution of the problem of intensification of research activities of students of art specialties in learning arts and crafts based on the systematic approach. On this basis the article proposes new definitions of the following: educational-professional artistic creativity of students, the development of art students, art students' objectification. A theoretical model of the pedagogical system of design and organization of research activities in learning arts and crafts is offered. The article analyzes this model, which resulted in the proposal to include the system of educational and creative problems in the structure of several components of the considered pedagogical system.
К
онцепция художественного образования России определяет перспективы развития этой сферы российского образования на период до 2025 г. Она направлена на решение задач обновления содержания, корректировки педагогических условий и методик преподавания художественных дисциплин. Это особенно актуально для педагогических вузов, содержание, формы и методы обучения изобразительному искусству в которых пока не в полной мере отвечают задачам модернизации педагогического образования [1; 5].
Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства должна быть ориентирована не только на приобретение необходимого объема знаний, умений
и навыков по художественным дисциплинам, но и на развитие способности будущих специалистов к самостоятельному поиску и применению новых знаний и технологий в условиях быстро меняющейся окружающей действительности. Это требует от них не шаблонных, репродуктивных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению профессиональных задач. Необходимым условием подготовки будущих учителей в соответствии с этими требованиями является увеличение доли проектно-исследовательской деятельности в процессе их обучения специальным художественным дисциплинам.
Особое место в процессе модернизации художественного образования занимает де-
© Зверева Т. В., Новоселов С. А., 2014
90
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
коративно-прикладное искусство. Эта отрасль изобразительного искусства наиболее тесно связана с использованием в процессе художественного творчества материалов, инструментов и технологий, спектр которых непрерывно расширяется благодаря новым научным и технологическим достижениям. Именно поэтому декоративно-прикладное искусство (далее ДПИ) как в аспекте профессиональной художественной деятельности, так и в аспекте обучения этой профессии в наибольшей степени нуждается в том, чтобы в его структуре развивались компоненты исследовательской и проектной деятельности. В связи с этим актуализируется проблема научного обоснования и разработки методики активизации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДПИ.
Проектно-исследовательская деятельность предполагает высокий уровень самостоятельности студентов в образовательном процессе, а нередко и поиск творческих решений, поэтому она может быть отнесена к одному из видов учебно-творческой деятельности [4]. Следовательно, для решения проблемы активизации проектно-исследо-вательской деятельности студентов на занятиях ДПИ могут быть использованы известные подходы к активизации творческой деятельности, и в первую очередь системный подход к организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей обучающихся в учреждениях профессионального образования [4]. При этом под активизацией проектно-иссле-довательской деятельности студентов художественных специальностей и профилей в процессе обучения ДПИ будет пониматься процесс увеличения интенсивности взаимодействия ее субъектов, направленного на поиск и решение учебно-творческих, исследовательских и проектных задач, содержательно связанных с творческой деятельностью по созданию оригинального объекта ДПИ [2; з; 4\
С опорой на понятийно-терминологический аппарат педагогики и психологии творчества можно определить учебно-профессиональное художественное творчество студентов как их самостоятельную художественную деятельность по созданию объективно или субъективно новых, общественно или индивидуально значимых объектов изобразительного искусства (для занятий ДПИ - объектов декоративно-прикладного искусства), организованную в условиях образовательного процесса и педагогически направляемую с целью формирования профессионально важных качеств творческой личности. Педагог, организующий творческую художественную деятель-
ность студентов, должен способствовать раскрытию, усилению и совершенствованию способностей учащихся к индивидуальному и коллективному художественному творчеству.
Развитие художественного творчества студентов в условиях образовательного процесса может быть определено в рамках упомянутого выше системного подхода как закономерное, педагогически направляемое в процессе профессионального художественного образования качественное изменение учебно-творческой художественной деятельности (субъективной творческой художественной деятельности обучаемых) от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса создания оригинальных объектов изобразительного искусства, к высшим - открытию новых жизненных смыслов и художественных идей, воплощенных в художественных образах и композициях, характеризующихся высоким уровнем синтеза авторской оригинальности, его художественной субъектно-сти с обобщенным осмыслением общечеловеческих ценностей и архетипических закономерностей в выбранной сфере художественной деятельности. Кроме того, процесс развития художественного творчества студентов сопровождается соответствующими изменениями компонентного состава и структуры деятельности педагога по управлению творческой художественной деятельностью студентов и ее совершенствованию.
В соответствии с системным подходом к организации педагогической деятельности по развитию творчества студентов, педагогический процесс преобразования учебного художественного творчества студентов в их объективную творческую художественную деятельность, а также результат этого процесса может быть обозначен термином «объективизация художественного творчества студентов». Объективизация художественного творчества студентов является частью (как процесс) и целью (как результат) развития их художественного творчества.
Развитие художественного творчества студентов в учреждении профессионального образования может быть осуществлено в специальной педагогической системе развития художественного творчества посредством творческого образования, воспитания творческой личности и обучения художественному творчеству, а также в процессе творческого самообразования, самовоспитания творческой личности и самообучения художественному творчеству.
Творческое образование - это специально организованная система передачи творческого опыта посредством воспитания
творческой личности и обучения творчеству, а также результат, продукт этой системы.
Воспитание творческой личности -это специально организованное и управляемое взаимодействие педагога и студентов с целью формирования у них устойчивой направленности на творчество, с целью развития творческих способностей студентов, превращения их субъективной творческой деятельности в объективное творчество.
Обучение художественному творчеству - это процесс непосредственной передачи и приема опыта художественной творческой деятельности поколений в виде знаний, необходимых для успешного художественного творчества, умений и навыков художественной творческой деятельности и формирования соответствующих этому виду творчества компетенций.
Успешность педагогической деятельности по развитию художественного творчества в учреждении профессионального образования во многом зависит от того, насколько педагог владеет методологией развития художественного творчества студентов.
Методология развития художественного творчества студентов - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической педагогической деятельности по развитию учебно-творческой художественной деятельности от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса создания новых объектов изобразительного искусства, к высшим, т. е. собственно художественному творчеству, а также учение об этой системе. Методология развития художественного творчества студентов включает в себя общепедагогические и специфические принципы воспитания и обучения, характеризующие способы использования общепедагогических законов и закономерностей воспитания и обучения, а также комплекс или систему способов организации педагогической деятельности, направленной на объективизацию художественного творчества студентов.
Как известно, следование педагогическим принципам как основным руководящим идеям и нормативам педагогической деятельности помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. К таким принципам, которые должны служить нормативами в педагогической системе развития художественного творчества студентов, можно отнести следующие: природосообразности; гуманизации воспитания; целостности педагогического процесса; единства воспитательных воздейст-
вий; сознательности и активности обучения; наглядности обучения; научности обучения; связи теории с практикой и др. Правила применения этих принципов (правила воспитания и обучения) не нуждаются в специальном приспособлении к педагогической системе развития художественного творчества.
К специфическим принципам развития художественного творчества в учреждении профессионального образования, которые были выделены на основе реализации системного подхода к организации педагогической деятельности по развитию творчества студентов, относятся принципы:
- объективизации художественной учебно-творческой деятельности;
- опоры на осознанные студентами потребности;
- ориентации на избранную художественную профессию;
- самостоятельного формулирования новых творческих задач;
- взаимосвязи художественного творчества студентов с их познавательной деятельностью (в процессе обучения ДПИ этот принцип реализуется через обеспечение взаимосвязи проектной и исследовательской деятельности студентов);
- комбинирования разнородных творческих задач и способов их решений;
- циклического чередования формально-логического и эмоционально-образного видов мыслительной деятельности.
Анализ проблемы активизации про-ектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДПИ с позиций системного подхода и с учетом перечисленных принципов привел к выводу о необходимости разработки теоретической модели организации проектно-исследовательской деятельности студентов как системы организации их учебно-творческой деятельности. Эта модель дает возможность выявления ресурсов активизации творчества студентов, формирования компетенций, необходимых для результативного творчества в сфере ДПИ.
Исходным условием разработки этой модели является рассмотрение педагогической системы организации проектно-иссле-довательской деятельности студентов как подсистемы более крупной педагогической системы обучения ДПИ. А она, в свою очередь, является подсистемой педагогической системы профессионального образования учителей изобразительного искусства в учреждении высшего профессионального педагогического образования.
Цели воспитания и обучения ДПИ
Цели обучения проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ
Цели обучения проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ
Цели педагогов в процессе обучения
проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ
Содержание обучения ДПИ -
Вход Выход 1
Студенты
) м
Формы организации обучения ДПИ
Содержание обучения проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ
Инвариантная часть
Вариативная часть, связанная с решением учебно-творческих задач в процессе обучения проектно-исследовательской деятельности
/ м
Методология обучения проектно-исследовательской деятельности
*
Педагоги
Формы организации проектно-исследовательской деятельности
Лекции по методологии проектно-исследовательской деятельности
Проектно-исследовательская деятельность на практических занятиях по ДПИ
Самостоятельная проектно-исследовательская деятельность во внеаудиторной работе
Творческие конкурсы проектов декоративных изделий
Презентации проектов декоративных изделий
Просмотры проектов декоративных изделий
Педагоги надсистемы
Методология обучения ДПИ
<0 го
Рис. 1. Модель проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
Все структурные элементы, входящие в педагогическую систему обучения ДПИ в учреждении высшего профессионального образования, являются подсистемами и имеют свою собственную структуру, отражающую специфику взаимодействия субъектов обучения ДПИ. Структура педагогической системы обучения ДПИ включает в себя, как и любая другая педагогическая система, следующие взаимосвязанные компоненты: цели воспитания и обучения; субъектов образовательного процесса; содержание воспитания и обучения ДПИ; методологию организации педагогической деятельности в процессе проектирования и реализации обучения ДПИ; процессы воспитания и обучения ДПИ с соответствующими средствами обучения, реализуемые в разнообразных организационных формах.
Педагогическая система организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ встроена в структуру педагогической системы обучения ДПИ как в надсистему посредством включения в каждый компонент надсистемы соответствующего проектно-исследователь-ского компонента (см. рис.).
Подсистема «Студенты» определяется исходными личностными качествами студентов, а также влиянием, которое оказывает на них конкретная ситуация в конкретном обществе и, конечно же, организованные в педагогической системе условия.
Эти условия во многом обеспечиваются через функционирование подсистемы «Педагоги». Отличительной особенностью этого компонента системы обучения ДПИ является специфика квалификации педагогов: кроме высокого уровня научно-педагогической квалификации, они должны соответствовать званию художника ДПИ с авторской манерой создания объектов изобразительного искусства. Они должны обеспечить вхождение студентов в художественную профессию в сфере ДПИ, предложить собственные общественно признаваемые образцы оригинальных объектов ДПИ. Это является одним из условий мотиваци-онного обеспечения проектно-исследова-тельской деятельности студентов в учреждениях высшего профессионального образования. С опорой на опыт педагога студенты смогут освоить содержание проектно-исследовательской деятельности, ее логическую структуру, принять ее цели и задачи. От педагогов во многом зависит, насколько органично войдут в структуру личности будущего профессионала принципы и нормы проектно-исследовательской деятельности, насколько эффективно будущий педагог-художник будет применять методы, средства и технологии проектно-исследователь-
ской деятельности в своей творческой художественной и педагогической деятельности [з].
Деятельность педагога на занятиях по декоративно-прикладному искусству с организацией проектно-исследовательской деятельности осуществляется по трем основным направлениям: формирование системы учебно-творческих задач [2], создание условий для разработки и осуществления студентами творческих проектов изготовления декоративных изделий и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями, направленными на решение учебно-творческих задач.
Подсистема «Цели организации про-ектно-исследователъской деятельности в процессе обучения ДПИ» содержит в себе диалектически противоречивое единство целей всех субъектов этой деятельности. Интегрирующим началом этой подсистемы является главная цель функционирования педагогической системы организации про-ектно-исследовательской деятельности студентов - формирование у них когнитивной базы проектно-исследовательской деятельности и компетенций, обеспечивающих ее успешность.
В подсистему «Методология обучения ДПИ» надсистемы включен компонент «Методология обучения студентов про-ектно-исследователъской деятельности ». Особенности структуры этого компонента определяются тем, что, являясь системой принципов и способов организации и построения теоретической и практической педагогической деятельности в процессе обучения ДПИ, она включает в себя специфические принципы, непосредственно связанные с методологией проектной и исследовательской деятельности, а также способы применения учебно-творческих задач для достижения главной цели педагогической системы организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ.
Функционирование подсистемы «Содержание воспитания творческой личности и обучения проектно-исследователъ-ской деятельности в процессе обучения ДПИ» во многом определяется актуальными целями, системно организованными в подсистеме «Цели организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ». В не меньшей степени «Содержание...» определяется и подсистемой «Методология...», включенными в ее структуру закономерностями, принципами и нормативами организации проектно-исследовательской деятельности. Необходимо отметить также, что на формирование структуры подсистемы «Содержание...» оказывает влияние и подсистема «Педаго-
94
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ги», которая, в свою очередь, сама формируется под обеспечение «Содержания...». Специфика воспитания творческой личности и обучения проектно-исследовательской деятельности заключена в том, что этот компонент включает в себя не только все элементы собственно проектно-исследова-тельской деятельности, но и учебные элементы, необходимые для усвоения этой деятельности, для формирования необходимых компетенций художника ДПИ. При этом особенности содержания воспитания творческой личности и обучения проектно-исследовательской деятельности оказывают свое обратное влияние и на педагогов, и на методологию, и на систему целей.
В структуре подсистемы «Содержание...» необходимо выделять инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть содержания формируется и функционирует под определяющим воздействием подсистем «Цели...», «Педагоги», «Методология...» и включает в себя основные знания, умения и навыки, необходимые для овладения проектно-исследовательской деятельностью на занятиях декоративно-прикладным искусством. Вариативная же часть связана с целями будущих специалистов и педагогов как субъектов проектно-иссле-довательской деятельности в структуре ДПИ. Она зависит от интересов каждого студента, от имеющихся у них на момент вступления в творческую деятельность знаний и умений. На нее оказывает влияние и содержание воспитания и обучения в педагогической надсистеме.
На основе анализа структуры инвариантной части подсистемы «Содержание» были получены основные ориентиры для формирования когнитивного базиса проектно-исследовательской деятельности. Они послужили основой для разработки программы обучения декоративно-прикладному искусству, в которую были включены все инвариантные элементы проектно-исследовате-льской деятельности.
Проведенный нами системный анализ организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ, установление взаимосвязей и взаимовлияния позволил нам предположить, что при формировании вариативной части «Содержания...» необходимо включить в нее систему учебно-творческих задач, которая непосредственно связана с целями студентов и педагогов как субъектов проектно-исследовательской деятельности. Реализация этой идеи позволила существенно активизировать проектно-исследовательскую деятельность студентов в процессе обучения ДПИ и объективизировать их учебно-творческую деятельность [2].
Так же специфична и шестая подсистема построенной педагогической системы - «Процессы воспитания творческой личности и обучения проектно-исследова-телъской деятельности при обучении ДПИ». Эти процессы организованы в подсистеме посредством организации сотвор-ческой деятельности педагогов и студентов в разнообразных организационных формах. Организационные формы (лекции, практические занятия, самостоятельная работа, творческие проекты и конкурсы, презентации, просмотры) оказывают свое воздействие на все компоненты педагогической системы обучения проектно-исследо-вательской деятельности на занятиях ДПИ в учреждении высшего профессионального педагогического образования. При этом, как и в предыдущей подсистеме, активизация процессов воспитания и обучения на занятиях ДПИ была достигнута благодаря установлению системных взаимосвязей между компонентом «Процессы...» и компонентом «Содержание...», в основном с вариативной частью этой подсистемы, и прежде всего с содержанием учебно-творческих задач и заданий и последовательностью, этапностью их предъявления и решения.
Более того, организация процесса обучения на основе решения учебно-творческих задач в структуре проектно-иссле-довательской деятельности потребовала (эффект системности!) введения в структуру «Методологии...» соответствующих способов организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ и разработки соответствующей методики обучения. Это, в свою очередь, активизировало функционирование компонента «Педагоги...» - возникло новое требование разработки учебных и методических пособий по организации процесса применения системы учебно-творческих задач для организации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ.
Таким образом, рассмотренные системные компоненты и взаимосвязи между ними образуют теоретическую модель педагогической системы организации проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДПИ. Анализ этой модели и ее сопоставление с реализуемой на практике педагогической системой открывает новые возможности для поиска и нахождения новых взаимосвязей и взаимозависимостей как в структуре системы в целом, так и в структуре ее компонентов, позволяет вовремя отслеживать динамику обновления потребностей в изменении структуры компонентов педагогической системы и в соответствии с этим своевременно корректировать ее функционирование.
Одним из результатов такого анализа включить в компонент «Содержание...»
стал предложенный авторами вариант ре- систему учебно-творческих задач. Апроба-
шения проблемы активизации проектно- ция предложенного варианта активизации
исследовательской деятельности студентов показала его эффективность [2]. Авторы
художественных специальностей в процессе убеждены, что дальнейший анализ предло-
обучения декоративно-прикладному искус- женной теоретической модели позволит
ству - включение в структуру нескольких найти новые пути совершенствования обра-
компонентов педагогической системы но- зовательного процесса будущих педагогов
вых элементов, связанных с предложением изобразительного искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банников В. Н. Педагогические условия развития художественного интереса, художественно-творческой активности учащихся на занятиях изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства : теоретико-ориентированная монография. М.: Изд-во ИОО МО РФ, 2004
2. Зверева Т. В., Новоселов С. А. Система учебно-творческих задач по декоративно-прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 29-33.
3. Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся : учеб.-метод, пособие / под. ред. Ю. П. Дубенского. Омск : Изд-во ОмГУ, 2005.
4. Краюхина О. Е., Новоселов С. А. Активизация профессионально ориентированного творчества студентов профессионально-педагогического вуза // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2008. № 8. С. 81-90.
5. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Методология художественного образования : учеб. пособие. М.: МПГУ, 2011.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.