УДК 378.147.146:745/749
ББК Ч448.026+Щ12р ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08
Зверева Татьяна Викторовна,
заместитель декана по воспитательной работе факультета технологии и предпринимательства, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].
Никулина Татьяна Валерьевна,
доцент кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
МОНИТОРИНГ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: художественное образование; декоративно-прикладное искусство; проектно-исследовательская деятельность; активизация проектно-исследовательской деятельности; мониторинга; студенты; творческие способности; творческая деятельность; методика преподавания декоративно-прикладного искусства.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены признаки и критерии активизации проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством, определенные на основе интеграции подхода Г. И. Щукиной к определению уровней сформирован-ности познавательной активности обучающихся (репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, творческий) и подхода В. И. Андреева к выделению и критериальной оценке уровней развития способностей. Авторам удалось сопоставить три уровня активности с соответствующими им уровнями актуализации творческих способностей, структурированных в соответствии с адаптированной моделью В. И. Андреева в семи блоках: мотивационно-творческая активность и направленность личности; интеллектуально-логические способности личности; интеллектуально-эвристические способности личности; рефлексивно-творческие способности личности; коммуникативно-творческие способности личности; эстетические качества личности в творческой деятельности; результативность проектно-исследовательской деятельности. По каждому блоку в статье приведены количественные показатели уровней активности и соответствующие им показатели проявления способностей и качеств личности: репродуктивно-подражательная активность, поисково-исполнительская активность и творческая активность. Предложенная в статье таблица сопоставления уровней активности с уровнями задействования в проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях декоративно-прикладного искусства их творческих способностей является новым инструментом организации педагогического мониторинга, который позволяет определять эффективность формирования необходимых будущим педагогам художественного образования профессиональных компетенций.
Zvereva Tat'yana Viktorovna,
Deputy Dean for Academic Activity, Faculty of Technology and Business, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.
Nikulina Tatiana Valerievna,
Associate Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Creative Work, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Novoselov Sergey Arkad'evich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
MONITORING OF ACTIVATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN CLASSES OF APPLIED ART
KEYWORDS: art education; teaching arts and crafts; project and research activities; activation of project and research activities; monitoring; students; creative abilities; methods of teaching arts and crafts.
ABSTRACT. The article discusses the signs and criteria of activization of design and research activities of students in arts and crafts, defined on the basis of G.I. Shchukina' s integration approach to determine levels of the formation of cognitive activity of students (reproductive-imitative, search-and-perform, creative) and the approach of V.I. Andreeva to the isolation and criterial evaluation of the levels of development of abilities. The authors managed to compare three levels of activity with the corresponding levels of actualization of creative abilities structured in accordance with the adapted model of V.I. Andreeva in seven blocks: motivational and creative activity and personality orientation; intellectual and logical abilities of the individual; intellectually-heuristic abilities of the individual; reflective-creative abilities of a person; communicative and creative abilities of a person; aesthetic qualities of a person in creative activity; the effectiveness of design and research activities. Quantitative indicators of activity levels and corresponding indicators of the manifestation of abilities and qualities of personality are presented for each block in the
article: reproductive and imitative activity, search and performance activity and creative activity. The table of comparison of activity levels with levels of involvement in the design and research activities of students in the classes of arts and crafts of their creative abilities proposed in the article is a new tool for organizing pedagogical monitoring that allows determining the effectiveness of forming professional competencies necessary for future teachers of art education.
Модернизация образования требует обновления его структуры, содержания, методов и технологий. Одним из главных условий совершенствования образовательных процессов является высокий уровень активности их субъектов, максимально возможное раскрытие творческого потенциала обучающихся. Этому способствует организация их проектно-исследовате-льской деятельности, которая в вузах должна быть непосредственно связана с формированием профессиональных компетенций. Особое место организация про-ектно-исследова-тельской деятельности занимает в процессе подготовки будущих художников, дизайнеров, учителей ИЗО в педагогических вузах. Она становится средством усиления практической направленности этой подготовки. Она способствует ориентации студентов, как субъектов образовательной деятельности, не только на овладение необходимым объемом знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе изучения художественных дисциплин, но и на развитие способности будущих педагогов художественного образования к самостоятельному поиску и применению новых знаний и технологий в условиях быстро меняющейся окружающей действительности. Проектно-исследовательская деятельность в процессе обучения студентов специальным художественным дисциплинам способствует формированию у них подвижности мышления, творческого подхода к решению профессиональных задач.
Декоративно-прикладное искусство (далее ДПИ) как одна из специальных дисциплин художественного образования в наибольшей степени нуждается в том, чтобы в ее структуре развивались компоненты исследовательской и проектной деятельности. Учебная дисциплина ДПИ наиболее тесно связана с использованием в процессе художественного творчества материалов, инструментов и технологий, спектр которых непрерывно расширяется благодаря новым научным и технологическим достижениям. Их поиск, анализ возможностей их применения становятся предметом исследовательской составляющей, а их комбинирование и создание на этой основе новых вариантов создания декоративно-прикладных изделий - предметом проектной составляющей проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ.
При этом под проектно-исследовате-
льской деятельностью студентов понимается специально организованная совместная учебно-творческая деятельность студентов под руководством преподавателя, имеющая общую для всех ее участников цель, структуру и методы, организуемая для решения значимых образовательных задач, на основе выбора конечного продукта деятельности, осмысления и формулирования требований к нему, планирования этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности (А. В. Леонтович, С. А. Новоселов) [7; 8; 14].
Как показали наши исследования [5; 6; 7], сложившиеся в вузах традиционные способы организации проектно-исследовате-льской деятельности студентов на занятиях ДПИ, не обеспечивают требуемый уровень их познавательной и творческой активности, что актуализировало проблему активизации проектно-исследовательской деятельности на этих занятиях, проблему поиска методов и методик ее активизации. Актуальной становится и проблема проверки эффективности применения разрабатываемых методов, методик и технологий, нацеленных на активизацию проектно-исследовательской деятельности студентов, а следовательно и проблема организации мониторинга этого процесса. Как известно, мониторинг предполагает непрерывное научно обоснованное диагностико-прогности-ческое отслеживание образовательного процесса для своевременной его корректировки (А. С. Белкин, [3]).
Мониторинг процесса активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях ДПИ, его содержание и структура должны быть организованы с опорой на теоретическую модель процесса активизации. Эта модель в обобщенном виде описывается следующим определением, предложенным в работах О. Е. Краюхиной [8], С. А. Новоселова [12; 13] и Л. Е. Шмаковой [15]: активизация учебно-творческой деятельности студентов - это процесс, «направленный на формирование творческой личности студентов, на увеличение интенсивности взаимодействия субъектов образования между собой и с объектами образовательной среды с целью повышения активности, инициативности студентов в поиске и решении учебно-творческих задач посредством повышения уровня осмысле-
© Зверева Т. В., Никулина Т. В., Новоселов С. А., 2017
ния и личностной значимости ситуации нового для студентов вида, предложенной в задаче, с последующим ее изменением или изменением отношения студентов к этой ситуации». С учетом специфики проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях ДПИ активизацию проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей и профилей в процессе обучения ДПИ может быть рассмотрен как управляемый процесс увеличения интенсивности взаимодействия субъектов проектно-исследовательской деятельности. Это взаимодействие направлено на поиск и решение учебно-творческих исследовательских и проектных задач, содержательно связанных с созданием оригинального объекта ДПИ, а также на формирование творческого отношения студентов к содержанию и характеру проектно-исследовательской деятельности. Оно мобилизует нравственно-волевые усилия студентов на достижение целей обучения декоративно-прикладному искусству.
Особенностью предлагаемого педагогического мониторинга процесса активизации проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ является его организация на основе интеграции подхода Г. И. Щукиной к определению уровней сформированности познавательной активности обучающихся (репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую, творческую [16]) и подхода В. И. Андреева к выделению и критериальной оценке уровней развития способностей [1].
Репродуктивно-подражательная активность подразумевает освоение опыта проектно-исследовательской деятельности через опыт других. На этом уровне собственная активность личности невелика. Признаками данного уровня, исходя из подхода Г. И. Щукиной, являются целенаправленное наблюдение образца и опыта преподавателя и других субъектов образовательного процесса; анализ алгоритмов организации деятельности; повторение (копирование) и отработка способов организации, приемов и операций проектно-исследовательской деятельности; целостность и осмысленность деятельности на выбранном пути достижения прогнозируемых результатов проектно-исследовате-льской деятельности и т.д. Активность субъекта проектно-исследовательской деятельности на этом уровне является условием и предпосылкой развития личности художника, будущего мастера ДПИ.
Критериями проявления студентами репродуктивно-подражательной активности в процессе обучения проектно-исследовательской деятельности являются
стремление студентов понять осваиваемый вид деятельности, которое проявляется на занятиях в обращении с вопросами о способах, приемах и операциях практической деятельности по выполнению проектных заданий, в аккуратном систематическом выполнении заданий для самостоятельной работы. При этом Г. И. Щукина обращала внимание на то, что на этом уровне активности отмечается еще недостаточная устойчивость волевых усилий обучающихся. Показателем этого является отсутствие у студентов проявлений интереса к самостоятельному углублению необходимых для проектно-исследовательской деятельности знаний и приобретению соответствующих навыков, что необходимо для результативной проектно-исследовательской деятельности. Признаком этого является отсутствие вопросов «почему?».
Поисково-исполнительская активность - это более высокий уровень, предполагающий самостоятельность студентов в выборе содержания, методов и технологий реализации проектно-исследовательской деятельности, поиск вариантов решения проектно-исследовательских задач на основе реализации осознанного самостоятельного увеличения интенсивности взаимодействия со всеми субъектами проектно-исследовательской деятельности. На этом уровне студент должен осознать задачу, самостоятельно найти средства ее решения. Указанный уровень характеризуется тем, что студент, оставаясь исполнителем, так как задачу перед ним поставил преподаватель, пути решения задачи ищет самостоятельно. Он отрывается от образца и пытается самостоятельно осмыслить содержание и условия проектно-исследовательской деятельности, а также свою роль и свои возможности в этом процессе. Таким образом, переход на уровень поисковой активности обеспечивает более высокий уровень овладения проектно-исследовательской деятельностью, и дальнейшее развитие личности студента-деятеля, его творческих способностей. В качестве критериев можно выделить следующие:
- наличие у студента стремления узнать причину возникновения тех или иных проблем или явлений, связанных с протеканием процесса проектно-исследовательской деятельности. Это стремление проявляется в постановке вопросов типа «почему?»;
- стремление и умение объяснить самому природу возникновения проблем и явлений, возникающих в процессе проектно-исследовательской деятельности по созданию объекта ДПИ, а также их взаимосвязь;
- умение применить знания в измененной проектной ситуации, где образцы про-
ектно-исследовательской деятельности и ее объектов нужно узнать, и для этой цели необходимо самому провести предварительные преобразования с проектными материалами, включающими и информационные, и технологические аспекты.
Сущность деятельности педагога, стремящегося развивать активность студентов на поисково-исполнительском уровне, связана с использованием информационно-поисковых и эвристических методов обучения, что и обеспечивает частично-поисковый характер деятельности студентов.
Творческая активность - самый высокий уровень активности. Переход к нему характеризуется тем, что на основе реализации осознанного самостоятельного увеличения интенсивности взаимодействия со всеми субъектами проектно-исследовате-льской деятельности студенты сами усматривают и формулируют частные задачи проектно-исследовательской деятельности, а затем они самостоятельно находят новые способы их решения, демонстрируя свое творческое отношение к содержанию и характеру проектно-исследовательской деятельности. При этом развивается их способность к мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение целей обучения декоративно-прикладному искусству. Творческая активность характеризуется проявлением всех потенциальных сил, всех способностей обучаемого в процессе проектно-исследовательской деятельности. Студенты демонстрируют свою способность самостоятельно организовать проектно-исследовательскую деятельность в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов решения творческих задач. Творчество заключено не в той деятельности, каждое звено которой полностью регламентировано заранее данными правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.
Показателями творческой активности можно считать признаки, характеризующие творчество: способность генерировать новые идеи, способность к аналогиям, способность переносить опыт в ситуацию нового вида, ди-вергентность мышления в процессе проект-но-исследовательской деятельности, оригинальность предлагаемых решений, отход от шаблона, целесообразность, ценность и др.
В качестве критериев в соответствии с подходом Г. И. Щукиной предлагается рассматривать следующие: интерес студентов к теоретическому осмыслению всех элементов проектно-исследовательской деятельно-
сти и ее объектов, стремление к самостоятельному поиску решения проблем, возникших в процессе проектно-исследовате-льской деятельности по созданию декоративного изделия. Характерная особенность этого уровня активности - проявление исполинских волевых качеств, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что студент знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новой проектной ситуацией.
На уровне творческой активности про-ектно-исследовательская деятельность в полной мере превращается в учебно-творческую и собственно творческую деятельность. Это оказывает положительное влияние на развитие личностно и профессионально значимых качеств студентов в следующих аспектах: все более возрастающая самостоятельность в процессе учебно-творческой деятельности, равное с преподавателем право на активность, переход с позиции потребителя информации в позицию творца информационных и профессиональных продуктов ДПИ. В таких условиях повышается мотивационный характер организации учебно-творческой работы студентов, для них деятельность приобретает личностный смысл, создаются условия для перехода от учебной деятельности к профессиональной. Вопросы развития творческих качеств личности, непосредственно влияющих на творческую активность, рассматривались в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Р. Арнхейм [2], Д. Б. Богоявленская [4], В. С. Кузин [9], А. Н. Леонтьев [10], А. Маслоу [11] и др.).
Оценка степени активизации проектно-исследовательской деятельности студентов осуществлялась с помощью приращения (позитивные сдвиги) в степени актуализации (проявления, перехода из потенции в действие, то есть «задействования») творческих способностей каждого студента в соответствии с адаптированной теоретической блочной моделью выделения творческих способностей, предложенной В. И. Андреевым [1]. Эта модель включает семь блоков:
1 блок: мотивационно-творческая активность и направленность личности;
2 блок: интеллектуально-логические способности личности;
3 блок: интеллектуально-эвристические способности личности;
4 блок: рефлексивно-творческие способности личности;
5 блок: коммуникативно-творческие способности личности;
6 блок: эстетические качества личности
в творческой деятельности;
7 блок: результативность проектно-исследовательской деятельности.
Например, в блоке мотивационно-творческой активности и направленности личности определены следующие, характеризующие активность проектно-исследова-тельской деятельности студентов качества личности:
1. Любознательность, творческий интерес - характеризуется устойчивой потребностью студентов в овладении новыми знаниями и способами деятельности, связанными с ДПИ в контексте проектно-исследовате-льской деятельности, ориентированном на соответствующую производственную сферу будущих учителей (в нашем случае - декоративно-прикладное искусство). Любознательность проявляется в стремлении овладеть знаниями и умениями, необходимыми в процессе проектно-исследовательской деятельности. Она проявляется в частоте и глубине задаваемых студентами вопросов.
Критериями оценки уровня развитости любознательности являются количество вопросов в единицу времени (например, за неделю), их характер и степень стремления понять, осмыслить суть того или иного явления или процесса, непосредственно связанных с проектно-исследовательской деятельностью в процессе обучения ДПИ. Методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование. Проявление данного качества личности должно оцениваться экспертами по десятибалльной шкале и в зависимости от значения оценки соответствует следующим уровням активности (по модели Г. И. Щукиной): от 1 до 4 баллов -уровень репродуктивно-подражательной активности, от 5 до 7 - уровень поисково-исполнительской активности, от 8 до 10 -уровень творческой активности.
Чувство увлеченности, эмоциональный подъем характеризуются эмоциональным подъемом от процесса художественного творчества, создания проекта декоративного изделия, получения новых знаний в проектно-исследовательской деятельности, сопровождающиеся, например, поиском новых потребностей, противоречий в объектах ДПИ.
Критериями оценки являются степень и частота проявления названных характеристик. Методы исследования: наблюдение, тестирование, интервью, беседа, анкетирование.
Проявление этого качества личности соответствует следующим уровням активности: от 1 до 2 баллов - уровень репро-дуктивно-подражательной активности, от 3 до 6 баллов - уровень поисково-исполнительской активности, от 7 до 10 - уровень творческой активности.
3. Стремление к творческим достиже-
ниям - характеризуется желанием личности наилучшим образом выполнить учебно-творческую работу, повышать уровень достижений и результатов проектно-исследо-вательской деятельности.
Критерий оценки - степень стремления к усложнению проектно-исследовательской деятельности, к самостоятельному поиску новых педагогических ситуаций и учебно-творческих задач. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.
Проявление этого качества личности соответствует следующим уровням активности: от 1 до 2 баллов - уровень репродуктивно-подражательной активности, от 3 до
6 баллов - уровень поисково-исполнительской активности, от 7 до 10 - уровень творческой активности.
4. Чувство долга, ответственности, проявляемые в процессе занятий декоративно-прикладным искусством, характеризуются доминированием интересов, связанных с проектно-исследовательской деятельностью над всеми остальными.
Критерием оценки является степень обязательности, ответственности личности в процессе выполнения заданий творческого характера. Методы исследования: наблюдение, анкетирование.
Проявление этого качества личности соответствует следующим уровням активности: от 1 до 4 баллов - уровень репродук-тивно-подражательной активности, от 5 до
7 - уровень поисково-исполнительской активности, от 8 до 10 - уровень творческой активности.
Рассмотрим характеристики результативности проектно-исследовательской деятельности будущего педагога художественного образования и критерии их оценки.
1. Характеристика результативности проектно-исследовательской деятельности студентов - описывает результативность применения студентами знаний и опыта проектно-исследовательской деятельности в процессе выполнения проектов декоративных изделий на занятиях декоративно-прикладного искусства.
Критерий оценки - степень правильности, обоснованности решения учебно-творческих задач. Методы исследования -анализ выполнения заданий и самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов.
Проявление этого качества личности соответствует следующим уровням активности: от 1 до 4 баллов - уровень репродук-тивно-подражательной активности, от 5 до 7 - уровень поисково-исполнительской активности, от 8 до 10 - уровень творческой активности.
2. Характеристика результативности
творческой проектно-исследовательской деятельности - описывает объективность творческого результата, полученного в процессе поиска новых потребностей, новых технологий, новых средств проектирования, то есть уровень новизны результата и его общественную значимость.
Критерии оценки - объективность новизны, уровень значимости результата про-ектно-исследовательской деятельности (значим для конкретной учебной мастерской, творческой студии и т.д.), степень готовности разработанных технико-технологических новаций для внедрения в реальную профессиональную деятельность.
Проявление этого качества личности соответствует следующим уровням активности: от 1 до 5 баллов - уровень поисково-исполнительской активности, от 6 до 10 -уровень творческой активности.
Все выделенные в процессе экспертизы качества личности и способности и необходимые для их оценки критерии нашли свое применение в ходе мониторинга, а именно -с помощью уточненной системы критериев была проведена оценка степени развития каждого из прошедших экспертизу качеств (способностей), проявляемых студентами непосредственно в проектно-
исследовательской деятельности на занятиях ДПИ. ^
Соответствие уровней проявления творческих способностей уровням активности на основе теоретических моделей В. И. Андреева и Г. И. Щукиной представлено в таблице 1. Уровни активности в таблице 1 обозначены как РПА - репродуктив-но-подражательная активность, ПИА - поисково-исполнительская активность, ТА -творческая активность.
Блоки качеств и способностей личности Способности и качества личности Уровни активности и соответствующие им показатели проявления способностей и качеств личности (в баллах)
РПА ПИА ТА
1. Блок мотиваци-онно-творческой активности и направленности личности 1. Любознательность, творческий интерес 1 - 4 5 - 7 8 - 10
2. Чувство увлеченности, эмоциональный подъем 1 - 2 3 - 6 7 - 10
3. Стремление к творческим достижениям 1 - 2 3 - 6 7 - 10
4. Чувство долга, ответственности, проявляемое в процессе занятий декоративно-прикладным искусством 1 - 4 5 - 7 8 - 10
2. Блок интеллектуально-логических способностей личности 1. Способность анализировать творческие задачи 1 - 4 5 - 7 8 - 10
2. Способность описывать, объяснять явления, процессы 1 - 4 5 - 7 8 - 10
3. Способность давать определения 1 - 4 5 - 7 8 - 10
4. Способность доказывать 1 - 2 3 - 6 7 - 10
5. Способность к классификации и систематизации 1 - 3 4 - 7 8 - 10
3. Блок интеллекту ально- эвристических способностей 1. Способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы 1 - 2 3 - 6 7 - 10
2. Способность к фантазии 1 - 2 3 - 6 7 - 10
3. Ассоциативность мышления 1 - 2 3 - 6 7 - 10
4. Способность преодолеть инерцию мышления 1 - 2 3 - 6 7 - 10
5. Способность к переносу знаний, умений в новые ситуации 1 - 2 3 - 6 7 - 10
6. Способность видеть потребности, противоречия, проблемы 1 - 2 3 - 6 7 - 10
4. Блок способностей к самоуправлению 1. Целеполагание и целеустремленность 1 - 4 5 - 7 8 - 10
2. Способность к самоорганизации в проектно-исследовательской 1 - 4 5 - 7 8 - 10
Таблица 1
Соответствие уровня актуализации творческих способностей студентов уровням их активности в проектно-исследовательской деятельности
деятельности
3. Способность к самоконтролю
в проектно-исследовательской 1 - 4 5 - 7 8 - 10
деятельности
4. Способность к рефлексии, к коррекции в
проектно-исследовательской 1 - 2 3 - 6 7 - 10
деятельности
5. Блок коммуникативно творческих способностей личности 1. Способность аккумулировать и использовать творческий опыт других 1 - 2 3 - 6 7 - 10
2. Способность к сотрудничеству в процессе проектно-исследовательской деятельности на занятиях ДПИ 1 - 4 5 - 7 8 - 10
6. Блок эстетиче- 1. Способность руководствоваться эстетиче-
ских свойств (качеств) личности, скими принципами в учебно-творческой деятельности 1 - 2 3 - 6 7 - 10
способствующих 2. Способность к стилизации
успешности учебно-творческой 1 - 2 3 - 6 7 - 10
деятельности
1. Характеристика результативности
7. Блок результа- проектно-исследовательской деятельности 1 - 4 5 - 7 8 - 10
тивности проектно- студентов
исследовательской 2. Характеристика результативности
деятельности творческой проектно-исследовательской деятельности 1 - 5 6 - 10
Наблюдение за процессом перехода от уровня к уровню активности студентов и необходимая корректировка этого процесса стали неотъемлемыми компонентами мониторинга активизации проектно-исследо-вательской деятельности студентов художественных профилей на занятиях ДПИ.
Кроме определения характеристик, критериев мониторинга необходимо определить конкретные сроки его проведения (контрольные точки для анализа полученных результатов и принятия решения). Педагогу необходимо не просто осуществлять
срез и анализ, а проводить непрерывную и своевременную корректировку подходов и содержания обучения, что позволит достичь ожидаемого результата активизации проектно-исследовательской деятельности студентов.
Таким образом, можно рассматривать мониторинг активизации проектно-исследовательской деятельности на занятиях декоративно-прикладного искусства как инструмент повышения эффективности обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1996. - 568 с.
2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М. : Прометей, 1998. - 352 с.
3. Белкин А. С. Авторские технологии и мониторинг образовательного процесса / под ред. А. С. Белкина, С. А. Днепрова. - Екатеринбург, 1999- - Вып. 1. - 193 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2002. - 320 с.
5. Зверева Т. В. Педагогические условия активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электронный научный журнал. - 2011. (Март). ART 1551. - Режим доступа: http: //www.emissia.org/offline/2011/1551.htm.
6. Зверева Т. В., Новоселов С. А. Система учебно-творческих задач по декоративно прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов // Педагогическое образование в России. - 2014. -№ 3 - С. 29-33.
7. Зверева Т. В., Новоселов С. А. Системный подход к решению проблемы активизации проектно-исследовательской деятельности студентов художественных специальностей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 12 - С. 89-95.
8. Краюхина О. Е. Активизация учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 202 с.
9. Кузин В. С. Психология : учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : АГАР, 1997. - 304 с.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Политиздат, 1977. - 394 с.
11. Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - СПб., 1996. - 175 с.
12. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектическая технология развития креативности субъектов образовательного процесса // Педагогическое образование и наука : науч-метод. журнал. - 2011. - № 1. - С. 72-77.
13. Новоселов С. А. Ассоциативно-синектические технологии развития творчества студентов профессионально-педагогических специальностей // Личностно ориентированное профессиональное образование : мат-лы II регион. науч-практ. конф., Екатеринбург, 28-29 ноября 2002 г. : в 2 ч. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - Ч. 2. - С. б2-бЗ.
14. Соколов М. В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. - 4З7 c.
1б. Шмакова Л. Е. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе : дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - i90 с.
1б. Щукина Г. И.Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Педагогика, i97i. - 352 с.
REFERENCES
1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti. - Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta, 199б. - 66S s.
2. Arnkheym R. Novye ocherki po psikhologii iskusstva. - M. : Prometey, 199S. - Зб2 s.
3. Belkin A. S. Avtorskie tekhnologii i monitoring obrazovatel'nogo protsessa / pod red. A. S. Belkina, S. A. Dneprova. - Ekaterinburg, 1999. - Vyp. 1. - 193 s.
4. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologiya tvorcheskikh sposobnostey : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, 2002. - 320 s.
б. Zvereva T. V. Pedagogicheskie usloviya aktivizatsii proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov khudozhestvennykh spetsial'nostey [Elektronnyy resurs] // Pis'ma v Emissiya.Offlayn (The Emissia.Offline Letters) : elektronnyy nauchnyy zhurnal. - 2011. (Mart). ART 1551. - Rezhim dostupa: http://www.emissia.org/ offline/20ll/lббl•htm•
6. Zvereva T. V., Novoselov S. A. Sistema uchebno-tvorcheskikh zadach po dekorativno prikladnomu is-kusstvu kak sredstvo aktivizatsii proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 2014. -№ 3 - S. 29-33.
7. Zvereva T. V., Novoselov S. A. Sistemnyy podkhod k resheniyu problemy aktivizatsii proektno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov khudozhestvennykh spetsial'nostey v protsesse obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № i2 - S. S9-95.
5. Krayukhina O. E. Aktivizatsiya uchebno-tvorcheskoy deyatel'nosti studentov professional'no-pedagogicheskogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009. - 202 s.
9. Kuzin V. S. Psikhologiya : ucheb. dlya sred. spets. ucheb. zavedeniy. - 3-e izd., pererab. i dop. - M. : AGAR, 1997. - 304 s.
10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - M. : Politizdat, 1977. - 394 s.
11. Lichnost': vnutrenniy mir i samorealizatsiya: Idei, kontseptsii, vzglyady / sost. Yu. N. Kulyutkin, G. S. Sukhobskaya. - SPb., 199б. - 17б s.
12. Novoselov S. A. Assotsiativno-sinekticheskaya tekhnologiya razvitiya kreativnosti sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka : nauch-metod. zhurnal. - 2011. - № i. - S. 72-77.
13. Novoselov S. A. Assotsiativno-sinekticheskie tekhnologii razvitiya tvorchestva studentov professional'no-pedagogicheskikh spetsial'nostey // Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie : mat-ly II region. nauch-prakt. konf., Ekaterinburg, 2S-29 noyabrya 2002 g. : v 2 ch. - Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2002. - Ch. 2. - S. 62-6з.
14. Sokolov M. V. Formirovanie professional'noy napravlennosti studentov khudozhestvenno-graficheskikh fakul'tetov na zanyatiyakh dekorativno-prikladnym iskusstvom : dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2002. - 437 c.
1б. Shmakova L. E. Kompleksnoe razvitie tvorcheskikh sposobnostey studentov-dizaynerov v professional'no-pedagogicheskom vuze : dis. ... kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2009. - 190 s.
16. Shchukina G. I.Problema poznavatel'nogo interesa v pedagogike. - M. : Pedagogika, 1971. - Зб2 s.