модель мира школьника. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
Рефлексия имеет огромное значение для человека. Рефлексия «поворачивает» сознание человека на свой внутренний мир. Задача учителя - воспитать мышление, предусматривающее смещение акцентов в усвоении знаний с увеличения объема информации на выработку личностного отношения к знаниям, критическое их осмысление. Поэтому на уроке мы учим выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать.
Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.
Таким образом, рефлексивные умения должны быть целью образования, одним из основных приоритетов формирования компетенции личностного самосовершенствования, а для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая побуждала бы ученика к саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизяева, А.А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков, 2004. - 208 с.
2. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Москва : АСТ, 2011. - 576 с.
3. Левагина, О.Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О.Б. Левагина // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 34-37.
4. Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990. - № 3. - С.25- 36.
УДК 37.016:74
Т.В. Зверева, А.В. Поникарова г. Шадринск
Этапы проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения декоративно-прикладному искусству
В статье рассматривается организация проектно-исследовательской деятельности через ряд последовательных этапов развития от момента возникновения идеи до создания нового проекта декоративного изделия.
Проектно-исследовательская деятельность, декоративно-прикладное искусство, этапы проектно-исследовательской деятельности, учебно-творческие задачи.
T. V. Zvereva, A.V. Ponikarova, Shadrinsk
Stages if project-research activities in process of decorative-applied arts
The article examinesthe organization of project-research activities through a series of successive stages of development from the time the idea arose to the creation of a new design of a decorative product.
Keywords: project-research activity, decorative-applied arts, stagesproject-research activity, educational-creative tasks.
Профессиональная подготовка студентов художественных специальностей, будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства претерпевает ряд изменений, вызванных новой парадигмой высшего профессионального образования и реализацией контекстно-компетентностного подхода. Одним из средств реализации этого подхода является проектно-исследовательская деятельность. Проектно-исследовательская деятельность на занятиях декоративно-прикладного искусства (далее ДНИ) необходима для творческого саморазвития и самореализации личности студента, для приобретения комплекса необходимых качеств, знаний, умений, способностей, важных для успешной работы по выбранной специальности.
Введение проектно-исследовательской деятельности в образовательный контекст декоративно-прикладного искусства не предполагает разрыва с устоявшимися традиционными средствами, формами организации, структуры, содержания ДНИ. Наоборот, с опорой на них, проектно-исследовательская деятельность способствует поиску нового художественного языка, новых принципов в усвоении и переработке знаний в процессе обучения этому виду искусства.
Нроектно-исследовательская деятельность в декоративно-прикладном искусстве является видом учебно-творческой деятельности, в которой традиционно принято выделять ряд последовательных этапов развития от момента возникновения идеи до создания нового изделия.
На подготовительном этапе выполнение проекта декоративного изделия начинается с анализа проектной ситуации, определения предполагаемого изделия, материала и технологий его изготовления, формулирования связанных с этим проблем. Этот этап характеризуется рождением и уточнением художественной идеи проектируемого декоративного изделия и вариантов его пространственно-пластических образов. Он включает в себя также и обоснование актуальности темы проекта, постановку взаимосвязанных задач исследования и проектирования, выдвижение гипотезы
исследования и идеального результата проектирования с последующим циклом их проверки и уточнения [2].
Затем принято выделять исследовательский этап, направленный на поиск аналогичных образных и технологических решений, возможностей применения тех или иных материалов для разрабатываемого объекта ДНИ. На этом этапе организуется сбор и анализ информации, необходимой для решения проектных и исследовательских задач. Нолученная информация обобщается, структурируется и на этой основе вырабатывается проектно-исследовательская концепция разрабатываемого объекта ДНИ.
Нроектно-исследовательская концепция -это основная образная идея будущего проекта декоративного изделия, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической основы творческого замысла студента по отношению к конкретике проектируемого изделия. Источниками сведений для научного поиска служат публикации в отечественной и зарубежной печати (журналы, книги), каталоги декоративно-прикладных выставок, творчество мастеров ДНИ. Необходимо получить максимально полную информацию о характеристиках, конструкции, внешнем виде, различных технологиях изготовления лучших мировых образцов изделий проектируемого типа и их специфике.
Успешному поиску идеи проекта декоративного изделия будет способствовать исследовательская деятельность студентов по поиску информации о произошедших за последние 5-10 лет изменениях в технологии изготовления объектов ДНИ, о вновь открытых новых свойствах и способах обработки материалов, из которых создаются декоративные изделия. Кроме того, работа в библиотеках, информационных центрах, работа в архивах по изучению аналогов и ознакомлению с отечественным и зарубежным опытом в области декоративно-прикладного искусства, посещение музеев, картинных галерей, художественных выставок создают необходимую атмосферу, необходимые условия результативности поиска правильного пути к оригинальному декоративному изделию, для понимания того, насколько образ декоративного изделия, его форма зависит от его предназначения, от уровня технологического развития, от материала, из которого он может быть изготовлен.
Во взаимосвязи с исследовательской деятельностью организуется этап проектного творческого поиска, который заключается в выработке и воплощении первичных творческих идей в эскизной форме. В соответствии со спецификой творчества в процессе создания декоративного изделия на этом этапе часто приходится решать задачи преобразования образов природных объектов в возможные образы объектов ДПИ с помощью сочетания известных (стилизации, трансформации, упрощения и т.д.) и новых приемов. Для дальнейшего построения и осмысления теоретической модели образовательного процесса активизации проектно-исследовательской деятельности назовём такие задачи учебно-творческими задачами первого вида.
Для решения этих задач студентам необходимо выполнить небольшие по размеру эскизы и зарисовки объектов с натуры, для их дальнейшей переработки с целью выявления и акцентирования их декоративных качеств. На этом эскизно-зарисовочном подэтапе творческий поиск предполагает тщательное прорисовывание деталей, изучение и
осмысление в ходе работы декоративной значимости форм природных объектов. Результатом выполненных поисковых эскизных разработок должно стать концептуальное предложение по решению учебно-творческой задачи первого вида.
Напомним также, что учебно-творческая задача рассматривается нами как цель, осознанная студентами в педагогически организованной ситуации нового для них вида, т.е. в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у студентов когнитивного опыта. Поэтому учебно-творческая задача требует от студентов мыслительных и практических действий, направленных на активное самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками в конкретной учебной дисциплине и одновременно на овладение знаниями, умениями и навыками творческой деятельности, на развитие их творческого мышления, их творческих способностей [1].
Следующим этапом проектно-исследовательской деятельности студентов в сфере ДНИ является этап проектного творческого поиска. Важным шагом в проведении исследований на этом этапе(исследовательская деятельность, как уже было отмечено выше, «прорастает» в каждом этапе проектной деятельности по созданию объекта ДНИ, в этом особенность проектно-исследовательской деятельности в сфере ДНИ) является экспериментирование с материалами и процессами их обработки. На этом этапе проектно-исследовательскую деятельность, в её образовательном аспекте, удобно организовать в форме решения учебно-творческих задач, направленных на поиск различных комбинаций известных техник и материалов, используемых в ДПИ, для создания оригинального проекта декоративного изделия. Назовём такие задачи учебно-творческими задачами второго вида.
Носле выбора конкретных решений, студентам, для активизации их деятельности, может быть предложено провести самостоятельную апробацию результатов комбинирования выбранных материалов и техник ДНИ, создать рабочие модели проектируемого изделия. На основе сравнения экспериментальных вариантов между собой студентам предстоит выбор оптимального решения образа нового декоративного изделия, которое должно дать полное представление о функционально-технических, художественно-стилистических, цвето фактурных аспектах проектируемого изделия.
Для подготовки студентов к выполнению неординарных, творческих проектов декоративных изделий с применением техник и технологий из различных видов ДНИ, к изготовлению этих изделий с использованием различных, в том числе нетрадиционных, материалов, в структуру проектно-исследовательской деятельности студентов необходимо включать специальные задачи по комбинированию операций из различных известных технологий изготовления изделий ДПИ. Назовём такие задачи учебно-творческими задачами третьего вида.
Нри решении учебно-творческих задач второго и третьего вида, студентам необходимо научиться работе со специальными инструментами и приспособлениями, так как они являются средством материального воплощения художественных идей, средством преобразования «неодухотворенного» материала в одухотворенное изделие ДНИ. Но и сами инструменты могут быть объектами творческого труда, так как многие из них можно сделать самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей
художника ДНИ. Для развития творческого потенциала будущего художника ДНИ и в этой составляющей его творческой деятельности необходимо организовать в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов решение учебно-творческих задач четвёртого вида. Данный вид учебно-творческих задач подразумевает выбор художественной отделки изделия, инструментов, приспособлений и оборудования, а также совершенствование технических средств, инструментов для реализации техник и технологических процессов ДПИ.
Завершение этапа проектного творческого поиска в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов по созданию объекта ДНИ предполагает обобщение полученных результатов решения всех учебно-творческих задач. Это обобщение представляется в виде проектных предложений по изготовлению изделия ДНИ. Они должны содержать конкретизацию выраженных в эскизной форме идей, полученных в результате решения учебно-творческих задач всех четырех видов. Эти идеи должны быть критически проанализированы, а затем синтезированы в максимально оригинальное предложение по созданию проектируемого объекта ДПИ.
Затем организуется этап реализации проекта декоративного изделия, который предполагает практическую работу по воплощению творческого замысла в реальный продукт. А на заключительном этапе проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДНИ студентам предстоит составить проектно-исследовательскую документацию и подготовить презентацию проекта.
Эффективность предложенной структуры организации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДНИ доказана длительной экспериментальной проверкой и широкой апробацией в профессиональном сообществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Недагогика творческого саморазвития: инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 317 с.
2. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Лашаев. - М. : Олимп : Издательство АСТ, 2000. - 86 с.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.