ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:745/749
ББК Ч448.027.5+Щ12р ГСНТИ 18.01.39 Код ВАК 13.00.05
Зверева Татьяна Викторовна,
заместитель декана по воспитательной работе факультета технологии и предпринимательства, Шадринский государственный педагогический университет; 641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3; e-mail: [email protected].
Новоселов Сергей Аркадьевич,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОФИЛЕЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: проектно-исследовательская деятельность; художественное образование; декоративно-прикладное искусство; дистанционные олимпиады; студенческие олимпиады; информационные технологии; электронные учебно-методические пособия.
АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается идея необходимости разработки и проведения дистанционных олимпиад по декоративно-прикладному искусству как новой формы организации дополнительного образования в структуре художественного образования. Целью этой олимпиады является мотивация студентов к проектно-исследовательской деятельности в системе основного и дополнительного образования в вузе. Обоснована специфика дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству, связанная с синтетическим характером этой сферы художественного образования. Приведено средство организации дистанционной олимпиады - сетевое взаимодействие между участниками олимпиады, ее организаторами, а также заинтересованным в ее результатах ближайшим социальным окружением участников олимпиады. Предложена методология проведения дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству как средства активизации проектно-исследовательской деятельности. Охарактеризован комплекс учебно-творческих задач, последовательное решение которых задает структуру и этапы творческой деятельности студентов, дает возможность дистанционной организации и сопровождения их самостоятельной работы по проектированию декоративных изделий в рамках выполнения олимпиадного задания. Приведена характеристика возможных тематических направлений работы участников олимпиады над художественной идеей пластического образа декоративного изделия. Поясняется схема информационной поддержки организации и проведения дистанционного творческого соревнования средствами специализированного сайта в сети Интернет. Отражено основное содержание электронного учебно-методического пособия для организации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе их подготовки к дистанционной олимпиаде по декоративно-прикладному искусству.
Zvereva Tat'yana Viktorovna,
Deputy Dean for Academic Activity, Faculty of Technology and Business, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.
Novoselov Sergey Arkad'evich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
REMOTE OLYMPIAD IN APPLIED DECORATIVE ART
AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF PROJECT-RESEARCH ACTIVITY
OF STUDENTS OF ARTISTIC PROFILES
KEYWORDS: project-research activity; art education; applied decorative art; remote оlympiad; student оlympiad; information technologies; e-textbooks.
ABSTRACT. The article substantiates the idea of the need of development and implementation of remote оlympiad in applied decorative art as a new form of organization of additional education in the structure of art education. The aim of the olympiad is to motivate students to project-research activity in the system of primary and additional education at the university. The authors substantiate the specificity of remote olympiad in applied decorative art related to the synthetic nature of this field of art education. The article describes networking between the participants of the olympiad and its organizers as an instrument of organization of remote interaction. The methods of conducting a remote оlympiad in applied decorative art as a means of activization of project-research activity are described. The article characterizes a complex of educational-creative tasks, consistent solution of which defines the structure and stages of creative activity of students, makes it possible to distance the organization and support for their independent work on projecting decorative products in the framework of оlympiad tasks. The characteristic of possible thematic areas of work of the participants of the оlympiad on the artistic idea of the plastic image of decorative items is given. The article explains the scheme of information support for organization and conduct of remote creative competition by means of a specialized site on the Internet. The authors disclose the main contents of
electronic training manuals for the organization of project-research activity of students in the process of training for holding remote olympiads in applied decorative art.
ом
кднои из актуальных задач современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором студенты смогли бы максимально раскрыть свои творческие способности, сформировать необходимые для самореализации социальные и профессиональные компетенции. Этому способствует организация творческих соревнований студентов в различных предметных областях и сферах их будущей профессиональной деятельности. Творческие соревнования выполняют функции формирования мотивации к профессиональной деятельности, воспитания субъекта образовательной деятельности, ответственного за ее результаты, создания духа здорового соперничества, удовлетворения интеллектуальных и духовных запросов обучающихся [10]. Известной формой таких творческих соревнований является олимпиада.
История зарождения и становления в нашей стране олимпиады как формы дополнительного образования имеет более чем столетнюю историю [2]. В вузах наработан значительный опыт в организации олимпиадного движения студентов, опубликовано большое количество научных трудов по вопросам методики проведения различного рода олимпиад, в том числе и на международном уровне. При этом следует отметить, что в последние годы олимпиады стали также одной из форм дистанционного и электронного образования. Эти новые виды организации современного образования позволяют осуществлять сетевое взаимодействие субъектов олимпиады без обязательного очного участия в творческом соревновании [2].
На сегодняшний день список дистанционных олимпиад, проводимых различными образовательными учреждениями и организациями, насчитывает несколько сотен подобных мероприятий. И все же можно смело утверждать, что для системы художественного образования России дистанционная олимпиада по профессиональным дисциплинам, таким как: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и т.п., - представляет собой новый феномен, и прежде всего потому, что процесс компьютеризации в сфере изобразительного искусства и в сфере художественного образования еще не достиг тех масштабов, которые характерны для других предметных областей науки и образования [11]. Но потребность в электронной, компьютерной поддержке художественно-творческого процесса студентов все более
© Зверева Т. В., Новоселов С. А., 2016
возрастает. Студент-художник нуждается в информационной поддержке, как в плане демонстрации современных технологий создания объектов изобразительного искусства с возможностью их многократного просмотра и пооперационного анализа, так и в плане презентации своих творческих работ в дистанционном режиме для их критического анализа экспертами изобразительного искусства и художественного образования, а также обсуждения своих достижений с коллегами и студентами. Такая дистанционная электронная поддержка способна стимулировать рост профессионализма и творческого уровня студентов-художников. Одной из форм такой поддержки могут стать электронные дистанционные олимпиады студентов художественных направлений образования в избранной области изобразительного искусства. Разработка и внедрение в практику художественного образования дистанционных олимпиад по изобразительному искусству для учащейся молодежи в целях мотивации студентов к научно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности с использованием возможностей сетевого взаимодействия и информационных ресурсов интернета становится все более актуальной педагогической проблемой.
Особое место среди дистанционных олимпиад по изобразительному искусству должна занять олимпиада по декоративно-прикладному искусству. Это связано, прежде всего, с тем, что при создании объектов декоративно-прикладного искусства художнику приходится решать не только задачи изобразительного творчества, но и задачи выбора материала декоративного изделия, технологии его обработки и создания специальных инструментов для реализации творческого художественного замысла. Это требует от студента умения грамотно организовать проектно-исследо-вательскую деятельность, направленную на создание оригинального декоративного изделия. В связи с этим одним из авторов статьи (Т. В. Зверева) была предложена идея разработки дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству, которая станет дополнительным средством активизации проектно-исследовате-льской деятельности студентов, обеспечивая взаимосвязь основного и дополнительного художественного образования. В соответствии с ее идеей студенты - участники этой олимпиады должны перейти из позиции потребителей учебной информации о декоративно-прикладном
искусстве в позицию творцов оригинальных объектов изобразительного искусства и, благодаря этому, в позицию творцов своих профессиональных компетенций.
Разработка и реализация проекта электронной версии дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству с ее последующим размещением в сети Интернет включили в себя следующие этапы:
- разработка методики проведения дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству;
- создание банка олимпиадных заданий по проектированию декоративных изделий;
- конструирование и запуск в работу интернет-сайта для дистанционной поддержки олимпиады по декоративно-прикладному искусству;
- разработка электронного учебно-методического пособия для подготовки студентов к дистанционной олимпиаде по декоративно-прикладному искусству [9].
Ведущей идеей разработанной авторской методики проведения дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству является ее организация в форме проектно-исследовательской деятельности. Синтетический характер декоративно-прикладного искусства предопределяет специфику содержания олимпиады и его реализации посредством организации самостоятельной работы студентов по проектированию объектов декоративно-прикладного искусства [6; 7; 8; 13; 14; 15]. Причем каждый этап выполнения проекта сопровождается организацией исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск новых знаний об объекте проектирования, технологиях, материалах и инструментах, необходимых для его создания. Идея организации дистанционной олимпиады в форме проектно-исследовательской деятельности студентов реализуется посредством предъявления комплекса творческих задач участникам олимпиады, решение которых требует от студентов проявления интеллектуальной инициативы в процессе разработки проекта декоративного изделия. При этом проект декоративного изделия выступает одновременно и как олимпиадное задание, и как объект про-ектно-исследовательской деятельности
участников творческого соревнования.
Процесс работы участников олимпиады над проектом декоративного изделия организуется поэтапно посредством дистанционного сопровождения, начиная от эскиза и до этапов художественного завершения в избранном материале и соответствующей замыслу технике обработки материалов посредством последовательного решения комплекса учебно-творческих задач. В основе этого комплекса лежат
следующие виды взаимосвязанных учебно-творческих задач:
- трансформация образов природных объектов в образы объектов декоративно-прикладного искусства на основе исследования аналогов;
- комбинирование известных техник декоративно-прикладного искусства в их новые сочетания на основе их исследования;
- комбинирование технологий изготовления декоративных изделий в новые способы их создания на основе исследования известных технологий;
- совершенствование технических средств и материалов для реализации техник и технологий декоративно-прикладного искусства на основе исследования информации о развитии известных средств и материалов [3; 5].
Тематика проектов декоративных изделий, создаваемых в процессе проведения олимпиады по декоративно-прикладному искусству, должна быть направлена на решение широкого круга задач декоративно-прикладного искусства с учетом возможностей традиционных и новых технологий художественной обработки различных материалов:
- художественная обработка бумаги, которая предполагает различные виды бу-магопластики, разработку листовых фактур на основе модуля, складчатых структур, с использованием которых выполняются объемные модели и макеты, рельефные композиции, а также предметы декоративного и оформительского искусства, мозаика, аппликация, папье-маше и т.д.;
- художественная обработка текстиля: одежда, гобелены, декоративные панно, различные виды плетения (кружево, макраме, фриволите и др.), разнообразные виды вышивки, росписи по тканям и т.д.;
- художественная обработка древесины: изготовление и роспись шкатулок, ваз для фруктов и цветов, столовых приборов, разделочных досок, фигурок животных, игрушек; несложных приспособлений типа укладок для кассет, деревянной и плетеной мебели, корзин и т.д.;
- художественная обработка глины (керамика) - изделия из неорганических материалов и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением: керамические вазы, кувшины, блюда, декоративная пластика, игрушки и т.д.;
- художественная обработка разнообразного природного материала: соломка, листья, ветви, корни, шишки, кора, кап, плоды, минералы, ракушки, кость, кожа, мех и т.д.;
- художественная обработка нетрадиционных материалов: полимерная глина
(пластик или пластика — пластичный материал, полимеризующийся, затвердевающий при нагревании до температуры 100-130°С, для лепки небольших изделий, украшений, скульптур, кукол и др., а также моделирования), мыло, пластик, монтажная пена, вата и т.д. [4].
Студенты должны также опираться и на знания о том, что рассматриваемые виды художественной обработки материалов классифицируются как по материалу, используемому при изготовлении предметов, так и по технологии изготовления (роспись, резьба, ткачество, чеканка, круже-воплетение, вышивка и т.д.) [12]. Поэтому при организации проектно-исследовате-льской деятельности в контексте олимпиады студентам необходимо осуществлять выбор: из какого материала и в какой технике будет выполнен проект декоративного изделия, что, в свою очередь, формирует тематический подбор олимпиадных заданий по проектированию объектов декоративно-прикладного искусства.
Реализуемость методики проведения дистанционной олимпиады в этой области изобразительного искусства обеспечена концептуальной проработкой Положения о «Дистанционной олимпиаде по декоративно-прикладному искусству». В Положении отражены цель, задачи, предписания и инструкции для субъектов олимпиады с указанием требуемых сроков выполнения этапов, перечисляются и описываются этапы олимпиады. Целью дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству является выявление и поддержка талантливой молодежи в области декоративно-прикладного искусства посредством организации их проектно-исследовательской деятельности на основе решения учебно-творческих задач по проектированию декоративных изделий. Задачи дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству сформулированы в Положении следующим образом:
- повышение качества и престижности художественного образования как в глазах студентов, так и их ближайшего социального окружения;
- приобщение студентов к проектно-исследовательской деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства;
- совершенствование информационно-технологической поддержки процесса обучения декоративно-прикладному искусству;
- формирование профессиональных компетенций студентов-художников;
- организация творческого поиска еще не открытых ресурсов известных материалов, технологий их обработки и инноваций в сфере формообразования объектов деко-
ративно-прикладного искусства.
Продолжительность каждого из этапов дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству составляет 20 календарных дней. Каждый этап характеризуется заданностью поисковой соревновательной деятельности участников:
- организация самостоятельной про-ектно-исследовательской деятельности студентов, направленной на поиск вариантов разрешения проектной ситуации посредством решения учебно-творческой задачи трансформации образов природных объектов в образы объектов декоративно-прикладного искусства;
- организация учебно-творческой деятельности студентов, направленной на поиск возможного способа разрешения проектной ситуации посредством решения задачи комбинирования известных техник декоративно-прикладного искусства в их новые сочетания;
- организация поисковой деятельности студентов, направленной на создание оригинальных объектов декоративно-прикладного искусства посредством решения задачи по комбинированию технологий изготовления декоративных изделий в новые способы их создания;
- организация творческой деятельности студентов, направленной на решение задачи по совершенствованию технических средств и материалов для реализации техник и технологий декоративно-прикладного искусства.
Весь процесс проведения дистанционной олимпиады полностью обеспечивается средствами специализированного сайта в сети Интернет и на основе использования электронной почты на всех этапах соревнований [1]. Для осуществления дистанционного проведения олимпиады выбран сайт Виртуальной выставки-конкурса современного искусства http://art-shgpi.ru, созданный сотрудниками художественно-графического факультета Шадринского государственного педагогического университета. Создание информационного пространства дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству в качестве одного из разделов данного сайта обусловливает наличие собственной навигационной структуры. Элементы такой навигации представляют меню олимпиад-ного раздела с основными ссылками, которые используются для получения доступа к информации о содержании заданий и этапах олимпиады.
Непосредственное взаимодействие участников олимпиады и ее организаторов осуществляется по электронной почте. Информационные функции почтового сервиса
полностью решают задачи информирования участников, выдачу заданий, передачу работ и поддержания достаточного уровня межличностного общения.
Для успешной подготовки участников к дистанционной олимпиаде по декоративно-прикладному искусству возникла необходимость разработки учебно-методического пособия в электронном виде и размещение его для открытого доступа на соответствующем сайте. Электронное учебно-методическое пособие раскрывает теоретические аспекты организации проектно-исследовательской деятельности студентов на основе решения учебно-творческих задач по проектированию декоративных изделий. В пособии поясняется классификация видов
учебно-творческих задач по проектированию декоративных изделий, приведены наглядные примеры создания декоративных изделий, примеры практической реализации методического алгоритма проектирования декоративных изделий в процессе решения учебно-творческих задач.
Таким образом, представленный проект организации дистанционной олимпиады по декоративно-прикладному искусству расширяет возможности использования олимпиады как формы дополнительного образования в структуре художественного образования во взаимосвязи с содержанием основного образования, а также как средства активизации проектно-исследовательской деятельности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береснев А. Д. Программное обеспечение Интернет-олимпиад // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. Вып. 1 (32). С. 63-71.
2. Глазырина Е. Ю. Эвристика и дистанционные технологии в музыкальном образовании // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 4 (95). С. 142-148.
3. Зверева Т. В., Новоселов С. А. Система учебно-творческих задач по декоративно-прикладному искусству как средство активизации проектно-исследовательской деятельности студентов // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 29-33.
4. Зверева Т. В. Проектно-исследовательская деятельность студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству : учеб.-метод. пособие для студентов 1-4 курсов направления 44.03.01 «Педагогическое образование», направления 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Шад-ринск : Изд-во ШГПИ, 2015. 44 с.
5. Зверева Т. В. Учебно-творческие задачи по проектированию декоративных изделий : учеб.-метод. пособие для студентов 1-4 курсов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направления подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Шадринск : Изд-во ШГПИ, 2015. 63 с.
6. Криво Т. М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) // Вестник Томского госуд. пед. ун-та. 2012. № 2. С. 121-125.
7. Ларина О. В. Концептуальные основы художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров в контексте информатизации социума // Вестник ЧГПУ. 2012. № 11. С. 107-117.
8. Львова И. А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования : дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2010. 279 с.
9. Мальцев А. В. Организация и проведение перманентной дистанционной олимпиады как средства мотивации к углублению знаний по информатике на основе интернет-технологий : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 197 с.
10. Савченко И. В. Олимпиада по общеобразовательным дисциплинам в учебных заведениях культуры и искусства // Среднее профессиональное образование. 2012. № 4. С. 54-58.
11. Скрипкина Ю. В. Цели, принципы и особенности системы дистанционных эвристических олимпиад // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 10. С. 256-261.
12. Соколов М. В. Формирование профессиональной направленности студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 437 с.
13. Толбузина Т. В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 157 с.
14. Уварова А. Ю. Методология применения основ декоративной композиции в системе профессиональной подготовки студентов факультетов изобразительных искусств : дис. ... д-ра пед. наук. Кишинев, 2005. 229 с.
15. Усатая Т. В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2004. 162 с.
REFERENCES
1. Beresnev A. D. Programmnoe obespechenie Internet-olimpiad // Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob#edinenija po professional'no-pedagogicheskomu obrazovaniju / Ros. gos. prof.-ped. un-t. Ekaterinburg, 2003. Vyp. 1 (32). S. 63-71.
2. Glazyrina E. Ju. Jevristika i distancionnye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Problemy obrazovanija, nauki i kul'tury. 2011. № 4 (95). S. 142-148.
3. Zvereva T. V., Novoselov S. A. Sistema uchebno-tvorcheskih zadach po dekorativno-prikladnomu is-kusstvu kak sredstvo aktivizacii proektno-issledovatel'skoj dejatel'nosti studentov // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2014. № 3. S. 29-33.
4. Zvereva T. V. Proektno-issledovatel'skaja dejatel'nost' studentov v processe obuchenija dekorativno-
prikladnomu iskusstvu : ucheb.-metod. posobie dlja studentov 1-4 kursov napravlenija 44.03.01 «Pedagog-icheskoe obrazovanie», napravlenija 44.03.04 «Professional'noe obuchenie (po otrasljam)». Shadrinsk : Izd-vo ShGPI, 2015. 44 s.
5. Zvereva T. V. Uchebno-tvorcheskie zadachi po proektirovaniju dekorativnyh izdelij : ucheb.-metod. posobie dlja studentov 1-4 kursov napravlenija podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie», napravlenija podgo-tovki 44.03.04 «Professional'noe obuchenie (po otrasljam)». Shadrinsk : Izd-vo ShGPI, 2015. 63 s.
6. Krivo T. M. Tehnologija razvitija hudozhestvenno-tvorcheskogo potenciala studentov pedvuza posredstvom proektnoj dejatel'nosti (v sfere dekorativno-prikladnogo iskusstva) // Vestnik Tomskogo gosud. ped. un-ta. 2012. № 2. S. 121-125.
7. Larina O. V. Konceptual'nye osnovy hudozhestvenno-proektnoj dejatel'nosti studentov-dizajnerov v kontekste informatizacii sociuma // Vestnik ChGPU. 2012. № 11. S. 107-117.
8. L'vova I. A. Metodika formirovanija hudozhestvenno-proektnoj dejatel'nosti specialistov v oblasti dizajn-obrazovanija : dis. ... kand. ped. nauk. Kaluga, 2010. 279 s.
9. Mal'cev A. V. Organizacija i provedenie permanentnoj distancionnoj olimpiady kak sredstva motivacii k uglubleniju znanij po informatike na osnove internet-tehnologij : dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2006. 197 s.
10. Savchenko I. V. Olimpiada po obshheobrazovatel'nym disciplinam v uchebnyh zavedenijah kul'tury i iskusstva / / Srednee professional'noe obrazovanie. 2012. № 4. S. 54-58.
11. Skripkina Ju. V. Celi, principy i osobennosti sistemy distancionnyh jevristicheskih olimpiad // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2012. № 10. S. 256-261.
12. Sokolov M. V. Formirovanie professional'noj napravlennosti studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov na zanjatijah dekorativno-prikladnym iskusstvom : dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2002. 437 c.
13. Tolbuzina T. V. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie v sfere narodnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva : dis. ... kand. ped. nauk. M., 2007. 157 s.
14. Uvarova A. Ju. Metodologija primenenija osnov dekorativnoj kompozicii v sisteme professional'noj podgotovki studentov fakul'tetov izobrazitel'nyh iskusstv : dis. ... d-ra ped. nauk. Kishinev, 2005. 229 s.
15. Usataja T. V. Razvitie hudozhestvenno-proektnoj dejatel'nosti v processe professional'noj podgotovki studentov universiteta : dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2004. 162 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. Н. Шамало