УДК 378.391.745 РОДКИНА A. A.
кандидат технических наук, заведующая кафедрой художественного проектирования и технологии швейных изделий, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева. E-mail: Anyarodckina @у а ndex.ru КАРПЕЕВА СЛ.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного проектирования и технологии швейных изделий, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева. Е-та И: [email protected]
UDC 378.391.745 RODKINA A.A.
Candidate of technical Sciences, head of the Department of artistic design and technology of garments Orel State
University
E-ma il:A nya rodckin a @ya n d ex. ru KARPEEVA S. A.
Candidate of pedagogical Sciences, assistant professor, Department of art design and technology of garments
Orel State University E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ОТДЕЛКЕ ОДЕЖДЫ
METHODICAL BASES OF USE OF ITEMS OF DECORATIVE ART IN THE CLASSROOM FOR DECORATING CLOTHES
В статье рассматриваются возможности применения элементов декоративно-прикладного искусства на занятиях по декоративной отделке одежды. Применяемая технология обучения с использованием разнообразных видов отделки при проектировании современной одежды способствует формированию у студентов в процессе обучения творческого воображения, творческих способностей, профессиональных компетенций.
Ключевые слова: отделка одежды, декоративно-прикладное искусство, художественное оформление одежды, декор, костюм, вышивка, батик.
The article discusses the possibility of applying the elements of decorative art in the classroom for decorating clothes. Applied technology of education using a variety of types offinishes in the design of modern clothing contributes to the formation of students in the learning process of creative imagination, creative abilities and professional competencies.
Keywords: clothes decoration, arts and crafts, decoration clothing, decoration, costume, embroidery, batik.
Обучение студентов по специальности 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» предусматривает изучение помимо основных дисциплин и курс «Декоративная отделка одежды».
Одежда, как предмет материальной культуры выполняет не только утилитарную функцию, но и эстетическую. Она удовлетворяет потребности человека в созерцании прекрасного. Превращению утилитарной одежды в произведение творчества способствует ее оформление декоративной отделкой [1].
Декор в костюме - это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения [2].
Для выполнения утилитарной функции декоративные элементы в композиции одежды не являются обязательными, но, тем не менее, они присутствуют в одежде человека с древнейших времен. Внося украшение в одежду, человек отражал в них культурно-исторические ценности своего народа. За все время существования одежды было использовано бесчисленное количество видов различной декоративной отделки.
Отделка одежды включает в себя разнообразные методы оформления внешнего вида швейного изделия
для придания ему более эстетичного и красивого вида. Этот предмет помогает воспитывать у студента вкус прекрасного и формировать более глубокие творческие потребности студентов. Полученные на занятиях навыки художественно-декоративного оформления швейного изделия помогают студенту правильно применять разнообразные виды отделки для определенной группы изделий.
Программа лабораторных занятий позволяет изучить существующие виды отделки, выполнять на практике образцы декоративной отделки швейных изделий и применять по назначению.
К основным элементам декоративно-прикладного искусства. изучаемых в рамках дисциплины «Декоративная отделка одежды» мы относим вышивку, аппликацию, художественное ткачество, печворк, квилт, набойку, батик, отделку конструктивными элементами.
Вышивкой называют нанесение определенного орнамента на поверхность ткани. Выполняется вышивка цветными нитями, золотой или серебряной проволокой, часто используются драгоценные и полудрагоценные камни, бисер, пайетки, стеклярус, искусственный и натуральный жемчуг.
© Родкина A.A., Карпеева С.А. © Rodkina A.A., Karpeeva S.A.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
Для создания аппликации на одежде необходимо предварительно составить узор из различных материалов и прикрепить его непосредственно на костюме.
Художественное ткачество достаточно широкое понятие. На занятиях мы создаем различные орнаменты и изображения из разноцветных нитей, различных по фактуре.
Особое внимание уделяется такой технике, как печ-ворк. Составленное из различных кусочков орнаментальное полотно можно использовать и как небольшой декор, и как вид новой ткани, из которой можно получить отдельные конструктивные элементы костюма.
Использование квилта, узорной стежки полотна, придает изделиям не только декоративный вид, но и значительно зрительно увеличивает объем и придает оригинальную фактуру поверхности швейного изделия.
Набойка - это нанесение какого-либо рисунка на поверхность ткани с использование различных печатных форм. На занятиях студенты не только выполняют механическую работу по печатанию, но и непосредственно разрабатывают матрицы для рисунка, создавая уникальные текстильные изделия.
Привлекательным элементом декоративно-прикладного искусства для обучающихся стал батик -роспись по ткани при помощи специальных красителей. При разработке декора студенты должны проявить фантазию, вложить все свои творческие способности для создания оригинального изделия.
Большой декоративный эффект можно получить, если использовать в отделке различные конструктивные элементы костюма: складки, воланы, защипы, рюши, буфы, оборки и др. Данный вид отделки не только служит украшением, но и может являться средством формообразования костюма для получения уникальной модели.
В ходе практической деятельности у студентов вырабатываются определенный ход мыслей и направление художественно-практической деятельности, позволяющее трансформировать эстетически значимые образы реального мира в образы отделки вышивкой, аппликацией и т.д. Понимание студентом художественно-декоративного оформления швейного изделия как творческого процесса и многообразия художественных методов, эффективно можно развивать только параллельно с практической работой.
Интерес в изучении представляет сама природа, трансформируемая, впоследствии, в оригинальные элементы отделки одежды. Важно научить студента переосмысливать исходный материал и применять его при создании художественно-декоративной отделки швейных изделий. Необходимо обратить внимание на данном этапе на то, как у студентов формируется творческое воображение образа в реальность. Так как большое значение в развитии образной выразительности художественно-декоративной отделки швейных изделий при разработке орнаментальных структур в процессе изготовления изделия имеет выбор определенных сочетаний и способов отделки для достижения макси-
мальной сочетаемости выбранной отделки с изделием.
Полученные на занятиях навыки выполнения декоративной отделки и правильность применения того или иного вида отделки помогают студенту правильно воспринимать готовые модели одежды, оценивать их и грамотно применять и сочетать отделку и модель, сохраняя при этом целостность, актуальность и назначение изделия.
Предусмотрено так же и самостоятельное выполнение заданий по художественно-декоративному оформлению швейных изделий [3].
Для наиболее успешного освоения материала и установления устойчивого интереса, студенты изначально должны быть поставлены перед фактом недостаточности имеющихся знаний у них по дисциплине. Студенты должны убедиться, что без определенной системы в подходе к решению художественно-творческой задачи невозможно добиться значимого результата в искусстве отделки одежды. Поэтому задача преподавателя сводится, прежде всего, к активизации работоспособности студентов, желании и необходимости самосовершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень знаний. Глубокое осмысливание студентами особенностей работы над заданием и четкое выполнение методических рекомендаций позволяет расширить кругозор, систематизировать полученные навыки и усвоить программу курса.
Умение студентов учиться, самостоятельно совершенствовать свои знания и навыки является ключевым условием эффективности учения на практике. Главный фактор совершенствования учения - повышение эффективности учения на практике. Успешное формирование компетенций зависит от того, насколько рационально студенты будут использовать все виды занятий, эффективности сочетания аудиторной подготовки с практикой.
Самостоятельная работа по отделке одежды традиционно ведется с выполнения эскизов будущей модели. Достижение верного решения в композиционном замысле открывает путь к выполнению проекта в материале.
Эффективность занятий зависит и от организации учебного процесса, куда можно включить ряд его компонентов: место, объем и время того или иного вида заданий, последовательное усложнение работы и повышение степени самостоятельности студентов.
По мере накопления, узко-ремесленных знаний, умений и навыков у студентов возрастает потребность проявить свои возможности в самостоятельной работе.
Самостоятельное учение с дидактической точки зрения является одной из важнейших форм обучения. Под самостоятельностью учения в высшей школе с психологической точки зрения понимается достижение личностью такого уровня саморегуляции учения и других форм деятельности и отношений в процессе усвоения знаний, который обеспечивает развитие черт характера и убеждений, а также поведения. [4]
В свою очередь, самостоятельная творческая деятельность студента выступает не только итогом обучения. но и средством его дальнейшей активизации, т.к.
целью такой работы является постепенный переход от пассивного эпизодического участия в аудиторных занятиях к активной художественно-творческой деятельности. требующей знаний, инициативы, опыта. При выполнении самостоятельных работ происходит закрепление изучаемых понятий, формируются способы их применения в различных ситуациях, формируются профессиональные компетенции. При анализе каждого конкретного задания студенты определяют то общее, что объединяет их решение, а также подводят способы действий по выполнению задания под выделенное основное правило.
Изучение нового материала на основе многократно-
го повторения полученных знаний и навыков в разнообразных по содержанию и возрастающих по сложности комбинациях характеризуется систематическим применением различных видов декоративной отделки.
Таким образом, использование разнообразных элементов декоративно-прикладного искусства на занятиях по дисциплине «Декоративная отделка одежды» помогает подготовить выпускника вуза к самостоятельной творческой деятельности в области проектирования уникальных швейных изделий, развивает творческие способности и воображение студентов, формирует эстетический вкус.
Библиографический список
1. Андросова Э.М. Основы художественного проектирования костюма. Изд-во: Челябинский гос. Университет, 2005. 176 с.
2. Пармой Ф.М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары. / Ф.М. Пармон. Учебник для вузов. М.: «Триада Плюс», 2002. 312 с.
3. РодкинаАЛ. Композиция костюма. / Учебное пособие. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017. 128 с.
4. Шамова Т.П. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений/ Т.И.Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н.Шибанова // Под ред. Т.П. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 384 с.
References
1. Andmsova Е.М. Fundamentals of artistic design, suit. Ed: Chelyabinsk state University, 2005. 176 p.
2. ParmonF.M. Composition of costume: clothing, shoes, accessories. / F. M. Parmon. Textbook for high schools. M.: «TriadaPlus», 2002. 312.
3. Rodkina A4 Composition of costume. / Tutorial. //AA Rodkina. - Oryol: OSU named after I. S. Turgenev, 2017. 128 p,
4. Shamma T.I. Management of educational systems: a manual for students. / T. I. Shamova, T. M. Davydenko, G. N. Shibanova // Ed.T. I. Chumovoy. M.: Publishing center «Academy», 2002. 384 p.