ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191020 2019, № 3 (март) УДК 378.147
Проектная культура студентов в контексте художественного образования
Файзрахманова Айгуль Линаровна1
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга, Россия
Аннотация. Современное техногенное общество, характеризующееся постоянным движением, изменчивостью, требует формирования и доминирования особого типа культуры - проектной, позволяющей идти со временем, быстро реагировать на изменения. В статье рассматривается вопрос формирования проектной культуры студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение», профиль «Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) и дизайн», в контексте художественного образования в вузе. Для решения данной проблемы автор анализирует понятие «проектная культура», выделяет ее составные элементы: когнитивность, мировосприятие, мастерство, поведение и психологическую готовность. С учетом этого цель статьи - предложить методологию формирования проектной культуры студентов в контексте художественного образования и доказать ее эффективность. В статье обозначены направления деятельности по формированию проектной культуры студентов: предметное, метапредметное и ситуационное. Автор приводит базовые формы организации учебной деятельности, направленные на формирование проектной культуры студентов, такие как учебная деятельность академического типа, квазипроектная деятельность, учебно-проектная деятельность, и отмечает, что в рамках формирования проектной культуры студентов целесообразно использовать проектно-трансформационный тип учебной деятельности, не исключая первые два типа, поскольку они являются базой для реализации последующих типов деятельности. Также отмечается, что профессиональное мастерство студентов высокого уровня, взаимосвязь технико-конструкторского и эстетического решения позволяют получить результат проектной деятельности со значительными художественными и практическими свойствами, который составляет продуктивный уровень сформированности проектной культуры будущих педагогов профобучения по профилю «ДПИ и дизайн». В статье обозначены этапы - условия формирования проектной культуры у студентов в контексте художественного образования в вузе. Первый этап - эмоционально-когнитивный - складывается из системности знаний по ДПИ; знаний в области проектирования; позитивного эмоционального восприятия проектной деятельности. Второй этап -деятельностно-практический - включает навыки проектных работ в области ДПИ; навыки изготовления изделий ДПИ. Третий этап - мотивационно-ценностный - представлен интересом и мотивацией к проектной деятельности. Экспериментальной площадкой для проверки эффективности обозначенных условий формирования проектной культуры студентов был определен инженерно-технологический факультет Елабужского института Казанского федерального университета. Результаты эксперимента (высокий уровень сформированности проектной культуры у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп) позволяют утверждать, что выявленные условия эффективны. Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что в ней рассматриваются структура проектной культуры, направления деятельности и этапы ее формирования у студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволят повысить качество подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Ключевые слова: проектная культура, проектная деятельность, проектирование, художественное образование, высшее образование.
Поступила в редакцию Received 29.01.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.02.2019
Принята к публикации Accepted for publication 22.02.2019 Опубликована Published 31.03.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Файзрахманова Айгуль Линаровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга, Россия
Введение
Неотъемлемым условием современного общества, предъявляемым к бакалаврам профессионального обучения, является высокий уровень профессиональной культуры. Как отмечают В. А. Комелина [1], Л. Г. Ахметов [2], в ее основу входит целый ряд видов деятельности, таких как учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, организационно-технологическая, учебно-профессиональная, а также про-ектно-конструкторская деятельность. В связи с этим актуализируется проблема необходимости вооружения студентов, обучающихся по направлению «Профессиональное обучение» (профиль «ДПИ и дизайн»), большим комплексом правил, методов и технологий проектирования, а также умением осознанного использования полученного комплекса знаний в реальной и будущей проектной деятельности, учитывая приоритеты и социокультурные потребности современного общества. Иными словами, назрела необходимость формирования новой проектно-ориентированной культуры.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Понятие «проектирование», лежащее в основе проектной культуры, связано с целым рядом родственных выражений, таких как «проект», «проектная деятельность», «проектная ситуация», «проектное мышление», «проектная культура» и другие, которые, с одной стороны, релевантны проектной деятельности, однако при этом данные понятия раскрывают проектную деятельность с разных точек зрения.
Истории происхождения, развития проектной культуры посвящены исследования В. Ф. Сидоренко [3]. Он отмечает, что образом проектной культуры является дизайн, а ее базовой характеристикой- художественность и творчество. М. В. Решетова [4], Л. Н. Латипова [5], А. С. Рогова [6] также выделяют их взаимосвязь, называя дизайн фактором управления проектной культурой, важнейшим инструментом созидания культуры как таковой. Н. Н. Сайфуллина [7] называет явление проектной культуры высшим уровнем дизайна, надстраивающимся над текущим проектным процессом преобразования, надуровнем проектного процесса.
В исследованиях ученых (С. Дворецкого, Н. Пучкова, Е. Муратова) отмечается, что проектная культура выступает базовой характеристикой личности вообще [8]. При этом Д. А. Крылов [9] отмечает, что она отражает классификацию проектных технологий и автономность проектирования как вида деятельности.
В. В. Орлова [10] определяет проектную культуру как целостный, многоуровневый и полифункциональный феномен. В. Д. Васильева [11] называет проектную культуру неоднородным конструктом, который может проявляться на различных уровнях - базовом и высоком.
Многими учеными отмечен конструктивный преобразующий характер проектной культуры. На это указывают, в частности, исследования В. Г. Горохова [12]. Так, О. И. Генисаретский [13] называет проектную культуру пространством для творчества, в котором реализуется проектное воображение. По мнению О. В. Каукиной, проектная культура - это реальность и проектность, ценность и содержание многих видов деятельности [14].
Рядом ученых рассмотрены проблемы формирования проектной культуры педагога [15]. Так, Л. А. Филимонюк [16] гуманистическую парадигму педагогической деятельности называет основой формирования проектной культуры.
В ряде исследований эффективность этого процесса связывают с созданием инновационной творческой среды [17]. Группа зарубежных ученых во главе с Т. М. Амабиле, Р. Конти, Х. Кун исследовали инструменты оценки климата для творчества, для достижения высокого уровня в творческом проектировании [18].
Анализируя множество определений понятия «проектная культура», относящихся к различным сферам деятельности, мы определили, что проектная культура -это профессионально-личностное качество, включающее совокупность профессиональных знаний, соответствующих современному уровню развития художественной культуры, науки и общества, адекватных им функциональных умений и навыков проектирования, психологическую готовность проявлять в практическом проектировании инновационные подходы, находить нестандартные и креативные решения художественно-проектировочных задач, морально-личностные качества.
Разработанное определение, а также анализ предложенных разными авторами (например, О. П. Тарасовой [19], Л. А. Филимонюк [20], В. Ф. Сидоренко [21]) компонентов проектной культуры позволяют установить ее структуру: мировосприятие, когнитивность, мастерство, поведение, психологическую готовность.
1. Мировосприятие - это компонент проектной культуры студентов, связанный с их отношением к процессу проектирования вообще, с оценкой результатов проектной деятельности. Кроме того, в этот компонент мы включаем способности личности, которые активизируют те природные дарования, которые необходимы в процессе проектной деятельности, а также интерес студентов к творческому экспериментированию, разработке конструкций и моделей, проектированию, в том числе проектированию изделий ДПИ.
2. Компонент «когнитивность» - это комплекс всевозможных знаний студентов. Во-первых, знаний того, что собой представляет проектная деятельность, из каких этапов состоит, как и с помощью чего ее осуществлять. Во-вторых, знаний о видах ДПИ, о технологиях, этапах, особенностях их выполнения, инструментах и материалах, необходимых для того или иного вида ДПИ. В-третьих, знаний условий и комплекса требований, предъявляемых к изделиям ДПИ и к учебным проектам.
3. Компонент «мастерство» характеризуется владением студентами технологиями и техниками, методами и средствами проектной деятельности. Это компонент представляет собой систему аналитических, прогностических, эвристических, технологических, проективных, реализационных, контрольных, коррекционных и коммуникативных умений [22], которые обусловливают базовые направления подготовки бакалавров профессионального обучения. Наличие у студента данного комплекса умений говорит о его функциональной готовности к проектной деятельности [23].
4. Поведение складывается из сложившегося образа проектного взаимодействия личности с окружающей средой. Взаимодействие складывается из системы эстетических, технологических, экономических, экологических норм и правил. Компонент тесно связан с процессом творчества, индивидуальным и групповым. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что, хотя некоторые творческие решения можно рассматривать как продукты индивидуального понимания, другие следует рассматривать как продукты мгновенного коллективного процесса. Такое коллективное творчество отражает качественный сдвиг в характере творческого процесса, поскольку понимание проблемной ситуации и генерация творческих решений основываются на прошлом опыте участников, а его переосмысливание ведет к новым и ценным идеям [24].
Результаты исследования в области творческого проектирования свидетельствуют о важности ясности цели в творческом поведении [25]. Там же отмечается, что
в этом велика роль руководителей проектов, открытого взаимодействия между руководителем и подчиненными (исполнителями проектов) и надзорной поддержки работы и идей команды [26].
5. Компонент «психологическая готовность» - это мобилизация ресурсов личности на выполнение проектной деятельности, готовность студентов находить и использовать нестандартные технологии и методы решения задач проектирования в реальном учебном процессе, при этом соблюдая основные принципы проектной деятельности - функционализма и минимализма [27].
Методологическая база исследования
Формирование проектной культуры будущих бакалавров осуществляется в трех направлениях: предметном, метапредметном и ситуационном.
1. Предметное направление - это основное направление формирования проектной культуры студентов, реализуемое в учебном процессе по всем дисциплинам учебного плана. Это направление позволяет студентам освоить основы наук, что служит базой для их профессиональных знаний и умений по проектированию. Базовыми формами осуществления формирования проектной культуры студентов в предметном направлении являются лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Различного рода задания на проектирование, всевозможные упражнения, игры, проводимые во время занятий по дисциплинам, курсовые проекты по дисциплинам и направлениям позволяют достичь обозначенной цели.
2. Обобщению разрозненных представлений разных наук (в рамках учебных дисциплин) о художественной проектной деятельности призвано служить метапред-метное направление. Как известно, проектирование в различных сферах ДПИ и дизайна очень разнообразно по технологиям, методам, форме и результатам. Задачами таких дисциплин, как «Теория дизайна» и «Основы проектирования», является обобщение этих представлений в единое целое, тем самым определяя суть, этапы проектирования в целом.
Это направление связано с овладением навыками так называемого социотехни-ческого проектирования, сущность которого раскрыта в исследованиях В. А. Шабано-вой как организация процесса деятельности. Иначе говоря, способность к такому проектированию формируется в ходе выполнения любого учебного или творческого задания [28].
Метапредметное направление реализовывается также в процессе участия студентов во всевозможных конкурсах и выставках дизайн-проектов под руководством наставников-преподавателей.
3. Ситуационное направление ориентировано на формирование проектной культуры в ходе проектных ситуаций, требующих от студентов быстрого творческого и оригинального решения, возникающих каждый день случайно, т. е. не запланированно, в учебное и внеучебное время. Решение студентами ситуационных задач способствует приобретению ими самостоятельного личностного опыта проектирования, исключая барьеры [29], актуализации их проектного потенциала и смещению проектных мотиваций студентов в сторону осознания значимости культурных ценностей [30].
Выделим основные формы организации учебной деятельности, ориентированные на формирование проектной культуры студентов.
Учебная деятельность студентов направлена на повторение и воспроизведение полученной информации. В ходе учебной деятельности формируется совокупность профессиональных знаний - компонент «когнитивность» проектной культуры студентов.
Квазипроектная деятельность студентов в рамках формирования проектной культуры характеризуется разработкой мини-проектов, так называемых «мнимых» проектов, решением творческо-конструкторских задач на допроектирование объектов или их перепроектирование, организацией воссоздающих проектную деятельность деловых мини-игр. Все это отражает условия и динамизм проектной деятельности. Здесь в полной мере моделируется предметное и социальное содержание процесса проектирования на основе применения полученных студентами знаний.
Сущностью учебной проектно-трансформационной деятельности студентов является их включение в полноценный процесс проектирования, при этом важно соблюдение студентами всех этапов этого процесса, начиная от предпроектных исследований, заканчивая поиском путей реализации и использования.
В процессе формирования проектной культуры студентов целесообразно использовать проектно-трансформационный тип учебной деятельности, не исключая первые два типа, поскольку они являются базой для реализации последующих типов деятельности.
Анализ структуры проектной культуры, направлений ее формирования у студентов, форм организации проектной деятельности позволяет определить этапы формирования проектной культуры у студентов в контексте художественного образования в вузе.
Первый этап мы связываем с формированием системных знаний в области ДПИ и проектирования, созданием позитивной эмоциональной среды, формированием позитивного эмоционального восприятия проектной деятельности, обозначив его как эмоционально-когнитивный этап. Для студента вхождение в новый для себя вид деятельности - проектную деятельность - сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Этот этап подразумевает адаптацию к проектной деятельности, способную оптимизировать процесс профессионального становления будущего бакалавра профобучения. Сталкиваясь с новым для них видом деятельности, с необычными для них ситуациями, характерными для проектной деятельности, студенты оказываются в состоянии растерянности, испытывают эмоциональное потрясение от того, что действительность не соответствует «книжным категориям». Эмоционально-когнитивный этап призван решить эту проблему созданием позитивной эмоциональной среды, формированием позитивного эмоционального восприятия проектной деятельности. На этом этапе формируются такие компоненты проектной культуры, как мировосприятие и когнитивность.
Второй этап - деятельностно-практический - реализуется следующим образом: формированием умений и навыков изготовления изделий ДПИ, проектных работ в этой области, созданием учебно-творческих мастерских и студенческого арт-про-странства. На данном этапе формируются компоненты проектной культуры мастерство и поведение.
Третий мотивационно-ценностный этап предполагает формирование устойчивого интереса и осознанной мотивации к проектной деятельности. Этап связан с компонентом проектной культуры «психологическая готовность». Кроме того, этап предполагает процесс культурной идентификации студентами, т. е. самоощущения себя внутри конкретной культуры [31].
Как показывают зарубежные исследования, поддерживающая, информативная оценка может улучшить внутренне мотивированное состояние, наиболее благоприятствующее творчеству. Награда и признание творчества - это важный аспект организационного поощрения. Хотя участие в деятельности только для получения вознаграждения может подорвать креативность, ее можно повысить, ожидая вознаграждения, которое воспринимается как «бонус», подтверждение своей компетенции или средство, позволяющее сделать в будущем более качественную и интересную работу [32].
Обозначенное позволяет нам сделать вывод, что условием формирования проектной культуры у студентов является соблюдение выделенных этапов в образовательном процессе в вузе.
Результаты исследования
Экспериментальной площадкой для проверки эффективности обозначенных условий формирования проектной культуры студентов был определен инженерно-технологический факультет Елабужского института Казанского федерального университета.
В педагогическом эксперименте приняли участие студенты четырех академических групп (86 человек). В качестве контрольной группы были взяты две академические группы в количестве 40 человек.
В ходе экспериментальной работы были получены данные, подтверждающие эффективность обозначенных условий формирования проектной культуры студентов.
Результаты экспериментальной работы
Критерии Экспериментальная группа Контрольная группа
Эмоционально-когнитивный:
1) системность знаний по ДПИ 4,6 4,3
2) знания в области проектирования 5 2,8
3) позитивное эмоциональное восприятие проектной деятельности 5 2,6
Деятельностно-практический:
1) навыки проектных работ в области ДПИ 4,8 3,5
2) навыки изготовления изделий ДПИ 4,7 4,5
Мотивационно-ценностный:
1) интерес к проектной деятельности 4,9 4,0
2) мотивация к проектной деятельности 4,8 3,4
Параметр «системность знаний по ДПИ» оценивался по зачетным и экзаменационным вопросам дисциплин, связанных с ДПИ: «Основы декоративно-прикладного искусства», «Орнаментика в декоративно-прикладном искусстве», «Декоративно-прикладное искусство в интерьере», «Технология художественной росписи по ткани». Минимальные различия в показателях экспериментальной и контрольной групп связаны с высоким уровнем подготовки в этой области во всех группах. По параметру «знания в области проектирования» оказался довольно большой разрыв: 5 баллов по 5-балльной шкале в экспериментальной и 2,8 - в контрольной, что связано с детальной подготовкой по основам проектной деятельности в экспериментальной группе (см. рис. 1).
При этом то самое минимальное отличие мы связываем с тем, что при одновременном формировании знаний и в области ДПИ, и в области проектирования происходит увеличение обоих показателей, так как знания по ДПИ формируются применительно с практикой, в нашем случае - с практикой проектирования.
6
5
2,8
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
Системность знаний по ДПИ
Знания в области проектирования
Позитивное эмоциональное восприятие проектной деятельности
Рис. 1. Результаты экспериментальной работы по эмоционально-когнитивному критерию
Очень интересны результаты по параметру «позитивное эмоциональное восприятие проектной деятельности». В экспериментальной группе этот параметр достиг максимального балла - 5, в контрольной почти в два раза меньше (2,6 балла). Параметр оценивался по специально разработанному опроснику, включающему 15 вопросов. Посмотрим результаты по некоторым вопросам. На утверждение «Я чувствую в себе уверенность для выполнения проектных работ» 78% студентов экспериментальной группы и 28% студентов контрольной группы ответили утвердительно. 22% студентов экспериментальной и 72% студентов контрольной группы пугают трудности выполнения курсового проекта.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
Чувствуют уверенность для
выполнения проектных работ
Пугают трудности проектных работ
Рис. 2. Результаты опросника
Чувство уверенности студентам экспериментальных групп, несомненно, пришло благодаря систематичной подготовке и в результате высокого уровня знаний в области проектирования.
На утверждение «Проектирование - это увлекательный творческий процесс» 82 студента экспериментальных групп, что составляет 95% от количества всех респон-
дентов, ответили утвердительно. При этом ни один студент не выбрал отрицательный вариант ответа. Оставшиеся четыре студента затруднились ответить. В контрольных же группах лишь 16 человек (т. е. 40% от количества студентов этих групп) выбрали положительный ответ, 10 человек (25%) - отрицательный и оставшиеся 14 студентов (35%) затруднились ответить (рис. 3).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
95%
35%
25%
0%
5%
'/////А
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
Считают Не считают Затруднились проектирование проектирование ответить увлекательным увлекательным творческим творческим процессом процессом
Рис. 3. Результаты опросника
100% респондентов экспериментальных групп на утверждение «В будущем планирую связать свою жизнь с проектированием» ответили положительно, при этом в контрольных группах - лишь 10 студентов, что составило 25% от общего количества. 11 студентов (27,5%) выбрали отрицательный ответ, 19 студентов (47,5%) затруднились ответить (рис. 4).
120%
100% 80% 60% 40% 20% 0%
47,5%
27,5%
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
0% 0%
Хотят связать Не связывают Затруднились будущее с свое будущее с ответить проектированиемпроектированием
Рис. 4. Результаты опросника
Деятельностно-практическую составляющую оценивали по двум критериям: навыки проектных работ в области ДПИ; навыки изготовления изделий ДПИ (см. рис. 5).
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
Навыки проектных Навыки изготовления работ в области ДПИ изделий ДПИ
Рис. 5. Результаты экспериментальной работы по деятельностно-практическому критерию
Наиболее выраженные результаты получены по первому критерию (4,8 на 3,5), что отражает упор на активную проектную работу студентов в рамках эксперимента. Второй критерий, наоборот, отразился минимальным отрывом в контрольных и экспериментальных группах, он оценивался по результатам деятельности по спецдисциплинам.
Мотивационно-ценностный компонент был представлен сформированностью интереса и мотивации к проектной деятельности. Наиболее яркими являются отличия в мотивации к проектной деятельности (4,8 против 3,4), что закономерно для ситуации, связанной с формированием проектной культуры в экспериментальной группе (рис. 6).
Интерес к проектной деятельности
Мотивация к проектной деятельности
□ Экспериментальные группы
□ Контрольная группа
Рис. 6. Результаты экспериментальной работы по мотивационно-ценностному критерию
Таким образом, результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность сформулированных условий формирования проектной культуры.
Заключение
Быстро реагировать на изменения современного техногенного, цифровизирую-щегося мира, идти в ногу со временем позволяет особый тип мышления - проектный.
1
0
Высокий уровень проектной культуры, основанной на данном типе мышления и характеризуемой сформированностью профессиональных знаний, умений и навыков проектирования, готовностью в практическом проектировании проявлять нестандартность, креативность, в какой-то мере неординарность, дает возможность студенту быть конкурентоспособным на рынке труда.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) высокий уровень проектной культуры - неотъемлемое требование современного общества к бакалаврам профессионального обучения по профилю «ДПИ и дизайн», которое состоит из следующих элементов: мировосприятие, когнитивность, мастерство, поведение, психологическая готовность;
2) проектно-трансформационный тип учебно-познавательной деятельности должен стать базовым в условиях формирования проектной культуры студентов.
Для достижения главной цели подготовки будущих педагогов профобучения профиля «ДПИ и дизайн» - формирования проектной культуры личности - необходимо, чтобы учебный процесс имел проектно-ориентированный характер. Лишь целенаправленная работа преподавателей в области формирования проектной культуры позволит достичь поставленной цели. Требуются преобразования в области организации и содержания всего учебного процесса в целом и каждой учебной дисциплины в векторе формирования проектной культуры.
Ссылки на источники
1. Комелина В. А., Митрофанов В. И., Крылов Д. А. Профессиональная подготовка специалиста в вузе: компе-тентностный подход: коллективная монография. - Йошкар-Ола, 2008. - 176 с.
2. National Arts And Crafts In The Content Of Art Education of Russia / L. G. Akhmetov, V. S. Badaev, V. A. Komelina, V. K. Kuzmin // Review of European Studies. - 2015. - № 7(1). - Р. 1-4.
3. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. - 1984. - № 10. - С. 86-99.
4. Решетова М. В. Дизайн как фактор управления проектной культурой (системное и коллажное мышление) // Евразийское Научное Объединение. - 2017. - Т. 2. - № 2(24). - С. 163-167.
5. Latipova L. N., Latipov Z. A. Design of subject and developing environment of preschool education // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 2 S3. - С. 250-253.
6. Рогова А. С. Образ в проектной культуре // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. -№ 5 (166). - С. 90-93.
7. Сайфуллина Н. Н. Способы формирования и реализация самосознания потенциала личности в проектной культуре общества // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 30. - С. 16-26.
8. Дворецкий С. И., Пучков Н. П., Муратова Е. И. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 15-22.
9. Крылов Д. А., Бахтина Е. С. Формирование проектной культуры педагога: методологический аспект // Педагогика, психология и образование: от теории к практике: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д., 2015. - С. 70-74.
10. Орлова В. В., Халалеева О. Е. Проектная культура инженера как основополагающий аспект его профессиональной культуры // Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: материалы междунар. науч.-метод. конф. - Томск, 2016. - С. 211-212.
11. Васильева В. Д. Проектная культура современного инженера: монография. - Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2011. - 212 с.
12. Горохов В. Г. Социология техники и социальная инженерия // Социологический ежегодник. - 2011. - Т. 2011. -С. 353-373.
13. Генисаретский О. И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры // Техническая эстетика. -1989. - № 5. - С. 22-27.
14. Каукина О. В., Наумов В. П. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник ВУиТ. - 2013. - Т. 2. - № 4 (14). - С. 102-109.
15. Faizrakhmanov I. M., Akhmetov L. G. Use of a targeted program approach in designing information space of the technology teacher's professional activity // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. -2016. - № 20 (SpecialIssue 4). - Р. 1-6.
16. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2008. - 425 с.
17. Сафина Р. Н. Механизмы овладения проектной культурой в процессе повышения квалификации работников образования // Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании. - Казань, 2015. - С. 149-152.
18. Amabile T. M., Goldfarb P., Brackfield S. C. Social Influences on Creativity: Evaluation, Coaction, and Surveillance // Creativity Research Journal. - 1990. - Vol. 3. - Issue 1. - January. - P. 6-21.
19. Тарасова О. П., Халиуллина О. Р. Сущностная характеристика структурных компонентов понятий «Проект-ность» и «Креативность» в контексте дизайн-деятельности // Вестник ОГУ. - 2015. - № 5 (180). - С. 100-105.
20. Филимонюк Л. А. Указ. соч.
21. Сидоренко В. Ф. Указ. соч.
22. Файзрахманов И. М., Файзрахманова А. Л. Формирование ценностно-коммуникативной составляющей готовности будущих учителей к конкурентным отношениям // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 502-504.
23. Крылов Д. А. Указ. соч.
24. Hargadon A. B., Bechky B. A. When collections of creatives become creative collectives: A field study of problem solving at work // Organization Science. - 2006. - Vol. 17. - Issue 4. - P. 484-500.
25. Campbell T. A., Campbell D. E. Faculty/student mentor program: Effects on academic performance and retention // Research in Higher Education. - 1997. - Vol. 38. - Issue 6. - December. - P. 727-742.
26. Amabile T. M. Op. cit.
27. Шенцова О. М. Функционализм и минимализм в проектной культуре О. М. Шенцова // Архитектура. Строительство. Образование. - 2014. - № 1 (3). - С. 72-77.
28. Шабанова В. А. Формирование проектной культуры студентов, обучающихся по направлению дизайн среды, в рамках преподавания живописи // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 5-2 (59). - С. 79-82.
29. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment / E. M. Akhmetshin, S. I. Makulov, I. A. Talysheva, S. Y. Fedorova, S. Gubarkov // Man in India. - 2017. - № 97(15). - Р. 281-288.
30. Калиничева М. М., Решетова М. В. Креационное и креативное в проектной культуре дизайна // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. - № 7. - С. 103-108.
31. Рогова А. С. Указ. соч.
32. Fairweather E., Cramond B. Infusing creative and critical thinking into the curriculum together // Nurturing Creativity in the Classroom. - 2010. - 1 January. - P. 113-141.
Aigul L. Faizrakhmanova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, Theory and Methodology of Professional Education Chair, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga Project culture of students in the context of art education
Abstract. Modern technogenic society, characterized by constant movement and variability, requires the formation and dominance of a special type of culture - project, allowing people to keep up with the times, to respond quickly to changes. The article discusses the problem of project culture formation in students - future bachelors of professional training in the field of Arts, Crafts and Design in the context of art education in the university. To solve this problem, the author analyzes the concept of "project culture", defines its constituent elements: cognition, perception of the world, skill, behavior and psychological readiness. With this in mind, the purpose of the article is to offer a methodology for the formation of students ' project culture in the context of art education and to prove its effectiveness. The article determines directions of the work on forming the students' project culture: subject, meta-subject and situational. The author notes the basic forms of educational activities organization aimed at forming the project culture of students, such as educational activities of the academic type, quasi-project activity, educational and project activities and shows that in the context of students' project culture forming, it is pragmatic to use the project-transformation type of educational activity, not excluding previous two types, as they are the basis for the implementation of subsequent types of activities. It is also noted that the professional high-level skills of students, the interrelationship of technical design and aesthetic solutions make it possible to obtain the result of project activities with significant artistic and practical properties that constitute a productive level of the project culture formation among future instructors of vocational training of "Arts, Crafts and Design" majors. The article outlines the stages - the conditions for the formation of a project culture among students in the context of art education in the university. The first stage - emotional-cognitive - consists of the systemic knowledge of the Arts and Crafts; knowledge in the field of design; positive emotional perception of project activities. The second stage - the activity-practical, includes the skills of design work in the field of Arts and Crafts; skills of manufacturing Arts and Crafts products. The third stage - motivational and value-based - is represented by interest and motivation for the project activity. The experimental verification of the formulated conditions was carried out on
the basis of the Engineering and Technology Faculty of the Elabuga Institute of the Kazan Federal University. In the course of the experimental work, there were obtained reliable differences in the level of project culture formation among students of the experimental groups in comparison with the students of the control groups. The theoretical significance of the study is due to the fact that it contemplates the structure of the project culture, work directions and stages of its formation in students. The practical significance of the study lies in the fact that the results will improve the quality of training for the future bachelors in the field of arts, crafts and design. Key words: project culture, design, project activity, art education, higher education.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Файзрахманова А. Л. Проектная культура студентов в контексте художественного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 3 (март). - С. 22-33. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191020.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11020
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Файзрахманова А. Л., 2019
977230412019703