Научная статья на тему 'Интегративный подход как способ повышения качества профессионального обучения бакалавров лаковой миниатюрной живописи'

Интегративный подход как способ повышения качества профессионального обучения бакалавров лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уколова Ю. И.

В статье раскрывается проблема неразработанности взаимосвязей между художественной и проектной деятельностью бакалавров лаковой миниатюрной живописи. Автор формулирует гипотезу о возможности повышения качества педагогического процесса обучения бакалавров в области лаковой миниатюрной живописи посредством восстановления междисциплинарных связей искусственно разделенных компонентов педагогического процесса, применения интегративного подхода к процессу обучения. Примером решения проблемы является разработка экспериментальных учебных заданий для самостоятельной работы студента в рамках учебной дисциплины «Проектирование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уколова Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход как способ повышения качества профессионального обучения бакалавров лаковой миниатюрной живописи»

Уколова Ю.И., мл. научный сотрудник Мстерского института лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова филиала Высшей школы народных искусств (академии), zayceva_j.i@mail.ru

Ukolova Yu., junior researcher associate of Mstyora institute of lacquer miniature painting named after F.A. Modorov branch of Higher school offolk arts (academy), zayceva_j.i@mail.ru

Интегративный подход как способ повышения качества профессионального обучения бакалавров лаковой миниатюрной живописи Integrative approach as a way to improve the quality of vocational training of bachelors of lacquer miniature painting

Аннотация. В статье раскрывается проблема неразработанности взаимосвязей между художественной и проектной деятельностью бакалавров лаковой миниатюрной живописи. Автор формулирует гипотезу о возможности повышения качества педагогического процесса обучения бакалавров в области лаковой миниатюрной живописи посредством восстановления междисциплинарных связей искусственно разделенных компонентов педагогического процесса, применения интегративного подхода к процессу обучения. Примером решения проблемы является разработка экспериментальных учебных заданий для самостоятельной работы студента в рамках учебной дисциплины «Проектирование».

Abstract. This article reveals the problem of the lack of elaboration of the relationship between the artistic and project activities of bachelors of lacquer miniature painting. The article puts a hypothesis about the possibility of improving the quality of the pedagogical process of teaching bachelors in the field of lacquer miniature painting, by restoring the interdisciplinary connections of the artificially separated components of the pedagogical process by applying an integrative approach to the entire learning process. An example of solving the problem highlighted in the article is the development of experimental training tasks for independent work of the student in the framework of the academic discipline «Design».

Ключевые слова: интегративный подход, взаимосвязь, художественная и проектная деятельность, лаковая миниатюрная живопись.

Keywords: integrative approach, interrelation, art and project activity, lacquer miniature painting.

В современных реалиях нашего общества одной из основополагающих задач становится повышение качества профессионального обучения в условиях сохранения, развития традиций и непрерывности образования. Изучение и разработка новых подходов к обучению является одним из способов приращения содержания знаний в профессиональной подготовке и представляет собой научный и практический интерес. Современная сфера

образования формирует разноплановые способы организации педагогической деятельности, нацеленные на повышение уровня знаний, умений и способности к самообразованию у обучающегося, как субъекта образовательного процесса [4, с. 83].

В данной научной статье рассматривается способ повышения качества профессионального обучения путем применения интегративного подхода к образовательному процессу. Рассматривается, как интегративный подход в педагогическом процессе влияет на изменение структуры содержания художественной и проектной деятельности будущего бакалавра лаковой миниатюрной живописи.

Переосмысление целей, задач и содержания современного образовательного процесса, поиск и применение новых форм и методов обучения, зачастую, приводят к нарушению междисциплинарных связей содержания образования. Во избежание подобных нарушений, необходимо восстановление связей между компонентами педагогического процесса, что делает интегративный подход к обучению одним из наиболее продуктивных и перспективных методов.

Исследуемая проблема повышения качества образования и необходимость использования интегративного подхода, обусловлена объективно существующим характером всего педагогического процесса. Это связано с возрастанием комплексных проблем, решение которых возможно только на междисциплинарном уровне [1, с. 74]. Сказанное в полной мере относится к подготовке художников традиционного прикладного искусства.

В контексте данной статьи интегративный подход рассматривается как способ повышения качества профессионального обучения бакалавров лаковой миниатюрной живописи, апробированный в образовательной деятельности Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова Высшая школа народных искусств (академия), осуществляющего подготовку студентов по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «Художественная роспись». Мстёрская лаковая миниатюрная живопись).

При анализе образовательного процесса подготовки бакалавров данного профиля были выявлены трудности во взаимосвязях художественной и проектной деятельности. Это слабое развитие навыка переноса знаний, полученных на учебных дисциплинах «Академический рисунок» и «Декоративный рисунок», на дисциплину «Проектирование».

На «Проектировании» будущие бакалавры мстерской лаковой миниатюрной живописи должны не только обладать высоким уровнем знаний и навыков в области лаковой миниатюрной живописи, но и иметь знания и навыки в академическом и декоративном рисунках. Изучение содержания образовательных программ по этим дисциплинам и организации учебного процесса показали недостаточный уровень сформированности взаимосвязей учебных дисциплин «Декоративный рисунок» и «Проектирование».

Автором статьи была выдвинута гипотеза о возможности повышении качества эффективности обучения на ступени высшего образования в области мстерской лаковой миниатюрной живописи путем усиления взаимосвязей художественной и проектной деятельности, благодаря использованию интегративного подхода к педагогическому процессу. Эта идея была апробирована в рамках самостоятельной работы бакалавров при изучении учебной дисциплины «Проектирование».

С этой целью были разработаны экспериментальные творческие задания, являющиеся связующим звеном между дисциплинами художественного и проектного модулей, и реализованы в процессе самостоятельной работы студентов в рамках учебной дисциплины «Проектирование». Апробировался экспериментальный комплекс учебно-творческих заданий, способствующий самостоятельному проектно-исполнительскому и творческому решению авторских работ. Экспериментальный комплекс является своеобразным связующим звеном, которое позволяет органично и непротиворечиво сочетать дисциплины «Проектирование» и «Академический рисунок». Опыт, приобретенный студентами при обучении академическому рисунки (владение карандашной техникой, умение делать наброски и пр.), помогает технически грамотно воплотить сложные композиционные решения, необходимые при разработке творческих проектов (сложные ракурсы фигур, динамическое изображение

фигур и пр.), но работа над которыми не ведется в рамках изучения академического рисунка. Данная взаимосвязь реализуется с помощью специально разработанных заданий. Например, в произведениях лаковой миниатюрной живописи часто встречается изображение всадника, фигура которого требует сложного ракурса. Академический рисунок не предусматривает время на разработку изображений подобного типа. Восполнить этот пробел призван специальный курса «Вечерний рисунок», который дает возможность студентам приобрести необходимый художественный опыт. Наброски, выполненные в аудитории под руководством преподавателя,

перерабатывают в традициях и стилистике лаковой миниатюрной живописи.

Рис. 1. Работа студентов высшего образования Мстёрского филиала ВШНИ

Реализация принципа интегративного подхода в области мстерской лаковой миниатюрной живописи, как способа, повышения качества профессионального обучения будущих бакалавров, сопряжена с рядом противоречий:

- между новыми целями обучения и традициями осуществления обучения в области декоративно-прикладного искусства выдвигает проблему инновации и модернизации;

- существующим взаимодействием между художественной и проектной деятельностью и отсутствием учета этих связей при разработке содержания профессионального образования.

Эффективность высшего образования в области мстерской лаковой миниатюрной живописи будет обеспечена при условии, если:

- изучены регионально-исторические особенности мстерской лаковой миниатюрной живописи и соотношение с этими особенностями содержания высшего образования в данной области;

- определены методологические основы разработки художественно-технологического содержания высшего образования в области искусства мстерской лаковой миниатюрной живописи;

- обоснованы условия создания и реализации взаимосвязи художественной и проектной деятельности в подготовке художников мстерской лаковой миниатюрной живописи;

- учебно-образовательный процесс будет выстроен на взаимосвязи учебных предметов, выраженной в выполнении творческих заданий, предусмотренных учебной программой одной дисциплины и находящей непосредственное продолжение в другой несопряженной учебной дисциплине.

Анализ теоретический и практических исследований показал, что процесс обучение проектирования творческих композиций в стиле мстерской лаковой миниатюрной живописи будущих бакалавров не должно строиться как самостоятельная, несопряженная дисциплина. Интегративный подход не является универсальным методом реализации повышения качества профессионального образования, но его использование позволяет повысить уровень подготовки будущих бакалавров в области мстерской лаковой миниатюрной живописи [3, а 49].

Литература

1. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ломакин Михаил Олегович. - СПб., 2016 - 252 с.

2. Максимович В.Ф. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов - приоритет государственной культурной политики // Сетевой электронный научный журнал «Декоративно-прикладное искусство и образование». - 2018. - № 2 (24). - С. 4-12.

3. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «Мастерство» и «Композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Федотова Ольга Владимировна. - М., 2005 - 166 c.

4. Фомина Н.Н. Интегративный подход к профессиональной подготовке в вузе специалистов по работе с молодежью: дис. .доктора. пед. наук: 13.00.08 / Фомина Наталья Николаевна. -М., 2015 - 436 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.