Уколоеа Ю.И. Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ФГБОУВО «Высшая школа народных искусств» (академия),
мл. научный сотрудник, [email protected]
Ukolova Yu., Mstyora branch of lacquer miniature painting named after F.A.Modorov of Higher school offolk arts (academy), junior researcher scientific associate.
Метод оптимизации освоения профессиональных навыков в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи на высшей ступени образования Method of optimizing the development of professional skills in the field the lacquer miniature painting of Mstera at the higher stage of education
Аннотация. В данной статье предлагается метод оптимизации освоения профессиональных навыков в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи на высшей ступени образования, на примере введения в учебный комплекс заданий по переработке и стилизации изображений фигуры человека в декоративно-плоскостное решение в техники мстёрской лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: Наброски, стилизация, мстерская лаковая миниатюрная живопись, декоративно-плоскостное решение, освоение профессиональных навыков.
Abstract. This article proposes a method of optimizing the development of professional skills in the field of Mstyora lacquer miniature painting at the highest level of education, on the example of the introduction to the educational complex of tasks for processing and stylization of images of a human figure in the decorative-planar solution in the technique of Mstyora lacquer miniature painting.
Keywords: Outline, stylization, the lacquer miniature painting of Mstyora, decorative-planar solution, mastering of professional skills.
Художественная переработка действительности, опирающаяся на характерные особенности мест бытования традиционных промыслов и народного искусства, является многовековым путем становления и развития направлений творческой деятельности мастеров русского декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время одним из направлений культурной и образовательной деятельности в Российской Федерации является сохранение, развитие традиционного прикладного искусства и народных промыслов. Обучение и подготовка высококвалифицированных специалистов в данной сфере является важнейшей задачей, передающей регионально-исторические и художественно-технологические традиции и являющиеся актуальными и современными для будущих художников промысла [4].
Высшая школа народных искусств (академия) является уникальным учебным заведением, реализующим направление деятельности, которое отвечает на актуальные вопросы воспитания культурной личности и
формировании узконаправленных высококвалифицированных специалистов в области традиционного прикладного искусства и народных промыслов.
В данной статье рассматривается метод оптимизации освоения профессиональных навыков в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи на высшей ступени образования, в частности квалификации -академический бакалавр, направление подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (Мстёрская лаковая миниатюрная живопись)», на примере организации учебной деятельности во Мстерском филиале лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ВШНИ (а).
Для подготовки высококвалифицированных специалистов в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи, система организации учебного процесса высшего образования постоянно находится в поисках новых методов и средств оптимизации учебного процесса.
В учебно-методический комплекс направления подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (Мстёрская лаковая миниатюрная живопись)» входит учебный план образовательных программ, включающий в себя циклы и учебные дисциплины (модули). Дисциплины «Проектного» и «Исполнительского» модуля по данному профилю подготовки предполагают не только теоретические и практические занятия, но и организацию самостоятельной работы студента. Одним из возможных направлений такой самостоятельной деятельности студента может стать организация и проведения дополнительных занятий, целью которых является совершенствование умений и углубленное изучения специальных профессиональных дисциплин [2].
Во Мстерском филиале ВШНИ (а) разработана программа самостоятельной деятельности студента по дисциплинам «Проектного» и «Исполнительского» модуля в рамках еженедельного «Вечернего рисунка».
Целью данного вида самостоятельной работы является совершенствование навыков создания авторских проектов на заданную тему. Были поставлены задачи: совершенствовать знания и навыки в области изображения фигуры человека в различных ракурсах, с дальнейшей декоративной переработкой выполненного краткосрочного рисунка-наброска. Переработка изображения фигуры человека, выполненная с натуры, натурный набросок, выполняется в нескольких техниках, представленных в рабочей программе «Вечернего рисунка». Стилизации выполняются в карандаше или в технике кистевого черно-красного рисунка, где изображение фигуры человека соответствует пропорциям и особенностям стилистики именно мстёрской лаковой миниатюрной живописи.
Данный вид самостоятельной работы студента, именуемый далее «Вечерний рисунок», имеет в своей основе комбинирование занятий по «Академическому рисунку», «Декоративному рисунку», «Общей композиции», «Специальной композиции» и «Проектированию»,
представленных в виде рабочей программы и тематического плана по «Вечернему рисунку». Тематический план включает выполнение различных графических зарисовок: набросков, фигуры человека в различных положениях и ракурсах, дальнейшее графическое декоративно-плоскостное решение и творческая переработка выполненных заданий в стиле мстерской лаковой миниатюрной живописи.
Академический рисунок является основой любой художественно-исполнительской и проектной деятельности 111. Он имеет доминирующее значение при обучении и формировании навыков у будущих художников декоративно-прикладного искусства, способствует формированию профессиональных компетенций таких учебных дисциплин, как «Специальная композиция», «Общая композиция», «Проектирование», «Исполнительское мастерство», «Профессиональное мастерство», «Копирование произведений лаковой миниатюрной живописи» и т.д. [3].
«Вечерний рисунок» повышает качество профессиональных навыков в сфере художественно-проектной деятельности у обучающихся по профилю «Художественная роспись (Мстерская лаковая миниатюрная живопись)». На данных занятиях, студентами выполняются натурные графические наброски фигуры человека под руководством преподавателя. Так же выполняются домашние задания на тему «Переработка фигуры человека в декоративно-плоскостное решение в технике мстерской лаковой миниатюрной живописи». В данных заданиях на стилизацию можно выделить несколько основных этапов:
- перенос с натурного наброска изображения фигуры человека с учетом узловых опорных точек и изменения пропорций высоты и размеров деталей фигуры человека;
- прорисовка основных форм фигуры человека;
- формирования движения складок по форме фигуры человека (рис. 1).
При комбинировании академического рисунка, в виде краткосрочных набросков, с декоративной переработкой фигур изображаемых постановочных моделей и исполнение работ в стиле Мстерской лаковой миниатюрной живописи, выявляется, что данная программа обучения является прогрессивной и способствует дополнительному усилению формирования
профессиональных и общепрофессиональных компетенций бакалавров «Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов».
Данная форма работы позволяет будущим специалистам в области лаковой миниатюрной живописи Мстеры уже с первых лет обучения развивать способность не только к точному копированию с образцов старинных Мстерских мастеров, но и творческо-проектное мышление. При стилизации объемно-реалистической формы в условно-
Рис.1. Формирование движения складок по форме фигуры человека
плоскостную на примере лаковой миниатюры Мстеры, как методе оптимизации освоения профессиональных навыков, повышается уровень профессиональных качеств будущего художника Мстерской лаковой миниатюрной живописи.
Литература
1. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение. 1922.
2. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1950.
3. Выготский JI.C. Психология искусства. Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Педагогика, 1987.
4. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В.Ф. Максимович // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 387-400.