Научная статья на тему 'Строгановская иконописная школа как база, способствующая формированию профессиональных навыков и компетенций у студентов высшего образования Мстерского филиала вшни(а)'

Строгановская иконописная школа как база, способствующая формированию профессиональных навыков и компетенций у студентов высшего образования Мстерского филиала вшни(а) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОГАНОВСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА / МСТЁРСКИЙ ИКОНОПИСНЫЙ СТИЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Уколова Ю.И.

Данная статья посвящена изучению Строгановской иконописной школы, как одной из основополагающих частей Мстерской иконописи, формирующая методы обучения и основы иконописного письма на уровне высшего образования в Мстерском филиале ВШНИ (а). Новые пути развития иконописного искусства Мстёры на базе высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Строгановская иконописная школа как база, способствующая формированию профессиональных навыков и компетенций у студентов высшего образования Мстерского филиала вшни(а)»

12. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

13. Народные мастера. Традиции, школы. (Академия художеств СССР.НИИ теории истории изобразительного искусства.) / под ред. Некрасовой М.А. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 295 с.

14. Розова Л.К. Искусство холуйской миниатюрной живописи / Л.К. Розова. - Л.: Художник РСФСР, 1975. - 120 с.

15 Салтыков А.В. Самое близкое искусство. / А.В. Салтыков - М.: Изобразительное искусство,1969. - 52с.

16. Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор. - М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. -. 396 с.

Уколова Ю.И., младший научный сотрудник, Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А Модорова ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)»

Ukolova Yu., junior researcher scientific associate, Mstyora branch of lacquer miniature painting named after F.A. Modorov of Higher school offolk arts (academy).

E-mail: zayceva_j.i@mail.ru

Строгановская иконописная школа как база, способствующая формированию профессиональных навыков и компетенций у студентов высшего образования Мстерского филиала ВШНИ(а) Stroganov icon-painting school, as a base contributing to the formation of professional skills and competencies for students of higher education of the Mstyora branch of Higher school of folk arts (academy)

Аннотация. Данная статья посвящена изучению Строгановской иконописной школы, как одной из основополагающих частей Мстерской иконописи, формирующая методы обучения и основы иконописного письма на уровне высшего образования в Мстерском филиале ВШНИ (а). Новые пути развития иконописного искусства Мстёры на базе высшей школы.

Ключевые слова: Строгановская иконописная школа, Мстёрский иконописный стиль, высшая школа, образование, учебные дисциплины.

Abstract. This article is devoted to the study of the Stroganov icon school as one of the fundamental parts of the Mstyora icon-painting, which forms the methods of teaching and the foundations of icon-painting at the level of higher education in the Mstyora branch of Higher school of folk arts (academy). New ways of development of icon painting Mstyora on the basis of higher education.

Keywords: Stroganov icon-painting school, Mstyora icon-painting style, higher school, education, academic disciplines.

Статья посвящена изучению влияния различных иконописных стилей, в частности Строгановской иконописной школы, на формирования Мстерского иконописного письма. Сохранением и развитием данного

направления занимается Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», на примере которого, далее рассматриваются методы преподавания профессиональных дисциплин в области иконописания. Рассматривается Строгановская иконописная школа, как база, формирующая профессиональные навыки и компетенции у студентов высшего образования Мстерского филиала ВШНИ (а).

Религиозная христианская живопись играла в жизни русского общества важную, чем светская, современная живопись. Эта роль определяла её характер. Религия, как феномен духовной культуры Руси, дала значительный толчок для развития иконописи. В иконе сущность православия получила наиболее полное художественно-эстетическое воплощение.

Икона, является художественным и каноничным изображением лиц или событий библейской или церковной истории в христианской культуре, главным образом, в православии, раннем католицизме и древневосточных церквях. Иконопись - традиционное искусство, имеющее свои художественные законы. В то же время, существует множество школ и течений, отличающихся по стилю рисунка, колориту и другим особенностям иконографии.

Художественные средства исполнения и техника христианской религиозной живописи формировались в течение многих веков, постепенно создавая особый подход к изображению личностей, причисленных к лику святых, религиозных сюжетов и канона иконографического образа в целом. При этом духовная основа в исполнении становится не менее важной, чем сам результат - символическое выражение сакрального мира. Веками складывавшийся иконописный язык становится отражением и проявлением духовной жизни и самой Русской православной церкви и нашего народа страны, достигая своей максимальной глубины и проникновенности в период с XIV - XV веков. Это время необычайного подъема и расцвета духовной жизни Руси. Именно тогда, в русском традиционном иконописном искусстве было достигнуто наиболее уравновешенное выражение внутренней гармонии человека, примиренного с Богом, с самим собой и с миром [1].

Позднее в XVI веке, более яркой тенденцией становится дух острой полемики по основным эстетическим проблемам между традиционалистами и новаторами. Начинается постепенный отход от средневековой стилистики в иконописном искусстве под влиянием западноевропейского искусства XVI -XVII веков. Стремление к иллюзорно-натуралистическому изображению образа, как человеческого лица, а не «лика» опиралось на миметические изображения, все чаще проникающие в культурную среду страны из Европы

[5].

В связи с данными философскими и эстетическими изменениями, уже во второй половине XVI века наметился культурный застой в развитии иконописного искусства, предшествующий смутному времени. После воцарения династии Романовых, в новых условиях мастера иконописи

постепенно отходили от традиционной школы и вырабатывали свои стилевые особенности, которые и стали синтезом традиций и новаторства. Таким стилем стало «Строгановское письмо» [4].

«Строгановское письмо» - одной из самых прочных и поздних традиций русских иконописцев. Коллекционеры, имеющие старообрядческие взгляды и верование, сформировали устойчивую востребованность к определенным типам икон из районов, некогда входивших в земли вотчины Строгановых. Так чисто эмпирически, возникло понятие о «Строгановской школе» в русской иконописи, которое является культурным и духовным достоянием общества, внеся уникальный вклад в отечественную культуру.

Популярность икон Строгановской школы распространилась не только на Севере и в Москве, но и в городах Владимиро-Суздальских вотчин. Одной из таких территорий стала Богоявленская слобода - Мстёра - старинная вотчина князей Ромодановских. На территории данной слободы преобладающим населением более зажиточных слоев общества, по данным мстёрского краеведа И.А. Голышева, являлись старообрядцы, которые к концу XVII века составляли около 20% от общего числа жителей Мстёры [2].

Возникновение иконописного промысла в Мстёре берет свое начало в Богоявленском мужском монастыре в XVII веке. К середине XVIII века иконописное ремесло выходит за границы монастыря и распространяется по территории Богоявленской слободы, Мстёры. Старообрядцы, составляющие определенную часть населения, являясь заказчиками изделий религиозного назначения у иконописцев Мстёры, стремились к сохранению иконописных традиций, придерживаясь определенных духовно-идейных и морально-эстетических взглядов на стиль иконы. Таким образом, под влиянием старообрядчества был сформирован уникальный стиль иконописания, сохранивший свои традиции и сегодня - мстёрская иконопись [2].

Хранителем традиций мстёрской иконописи является Мстерский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». На его базе осуществляется подготовка будущих художников в области декоративно-прикладного искусства на уровне среднего профессионального и высшего образования (академический бакалавр).

Цель подготовки будущих художников в области декоративно-прикладного искусства - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, что требует разноплановых способов организации педагогической деятельности. В связи с этим, важнейшей из задач подготовки студентов в области традиционного прикладного искусства становится сохранение и развитие традиций лаковой миниатюрной живописи Мстёры - мстёрской иконописи.

Мстёрский иконописный стиль в своей структуре впитал черты Строгановской иконописной школы XVII века. Строгановская школа письма и стиль классической новгородской иконографии закладывают основы

мстёрского иконописания и многосложности мстёрской лаковой миниатюрной живописи.

Во время всего периода обучения на высшей ступени образования студенты Мстерского филиала ВШНИ (а) профиля «Мстёрская лаковая миниатюрная живопись» выполняют различные задания: копирование, графические зарисовки (на самостоятельной основе), являющиеся обязательной дополнительной учебной работы.

Основой для графических зарисовок являются, в первую очередь, иконописные образы или детали фигур, архитектуры и т.п., выполненные в стиле Строгановской школы. Студенты выполняют эти задания в технике кистевого рисунка - инокопи1 или графических зарисовок. Копирование с иконописных подлинников (прорисей), выполненных в Строгановском стиле, отвечает тем задачам, которые ставятся перед обучающимися образовательные стандарты. Такой метод организации самостоятельной работы развивает способность у обучающего к самостоятельному композиционно-творческому мышлению. Путем постоянного визуального фиксирования происходит процесс «насматривания» и подсознательного закрепления материала, необходимого в дальнейшем в художественно -исполнительской и проектной деятельности. Так же самостоятельная работа обучающегося на высшей ступени образования во Мстерском филиале, необходима для развития способности к отбору материала для создания авторской композиции в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи на различную тематику.

Являясь базой лаковой миниатюрной живописи, мстёрская иконопись, впитавшая в себя Строгановский стиль, способствует формированию навыков точного рисунка и передаче стилистических приемов, которые переходят в умение владеть мастерством декоративно-прикладного искусства Мстёры. Стилистические особенности и технические приемы иконописных копийных работ студентов высшего образования Мстёрского филиала ВШНИ профиля «Художественная роспись (Мстёрская лаковая миниатюрная живопись)» отвечают всем характеристикам присущим мстёрской иконописи. В данном методе копирования образцов Строгановской иконописи, в технике кистевого рисунка у студентов сохраняются древние иконописные традиции Мстёрского искусства, формирующие новые тенденции усвоения эстетической системы декоративно-прикладного искусства.

Находясь в поисках новых методов и средств совершенствования обучения в сфере Мстерского иконописного и лакового искусства, современная система высшего образования, подготавливающая высококвалифицированных специалистов в области декоративно-

1 Инокопь (асист) - сетка или орнамент, выполненный твореным золотом, серебром или в технике черно-красного письма при помощи штрихов или лучей, исходящих от светоносного пятна, формирующего освещенные части одежд, архитектуры, элементов пейзажа, изображенных на иконах.

прикладного искусства и народных художественных промыслов, ориентирована на духовное возрождение и сохранение традиций. Основываясь на вышеописанный исторический опыт данного промысла, возможно, предположить дальнейшую перспективу развитие образования в данном регионе и переход образовательной системы в Мстерском филиале ВШНИ(а) с академического бакалавра к специалисту церковно-исторической живописи, благодаря богатой территориально-культурной базе и историческому развитию центра декоративно-прикладного искусства и иконописи - поселка Мстёра. Обучение на направление «Церковно-историческая живопись» позволит молодым художникам декоративно-прикладного искусства, получившим образование по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусства и народные промыслы» (по видам) -лаковая миниатюрная живопись (Мстёра), стать более разносторонними специалистами в области Мстерского традиционного искусства. Также глубже погрузиться в традиции и историю Мстерского промысла, сохраняя традиции и создавая новые произведения декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.: Искусство, 1984. -

338 с.

2. Голышев И.А. Богоявленская слобода Мстёра: История, древности, статистика и этнография // Труды Владимирского губернского статистического комитета. Вып. IV. Владимир, 1865. - 137 с.

3. Дмитриев Ю.Н. История русского искусства. Т.3. - М., 1955.

4. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. - СПб.: изд. А.С. Суворина, 1903. - 330 с.

5. Сахаров И. П. Исследование о русском иконописании. Кн. I - СПб.,

1849.

Ковалева М.А., преподаватель кафедры дизайна и рекламы Сергиево-Посадского филиала Высшей школы народных искусств (академии)

Kovaleva M.A., teacher of the Department of design and advertising of the Sergiev Posad branch of the Higher School of Folk Arts (academy)

marianna.kov@list.ru

Народная игрушка как объект изображения в учебных работах

студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» Folk toy as an object of depiction by students of design specialization

Аннотация. В статье рассматривается игрушка - как объект изображения студентами на учебных занятиях. Народная игрушка служит средством приобщения студентов специальности «Дизайн» к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Проводится

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.