Научная статья на тему 'Подготовка будущих художников церковно-исторической живописи в Высшей школе народных искусств (академия), как важный фактор сохранения традиционной культуры России'

Подготовка будущих художников церковно-исторической живописи в Высшей школе народных искусств (академия), как важный фактор сохранения традиционной культуры России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL TRAINING / ICON PAINTING / LACQUER MINIATURE PAINTING / COMPOSITION / CORRELATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИКОНОПИСЬ / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ / КОМПОЗИЦИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Н. Г.

В статье обобщён опыт подготовки высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи как одного из условий духовного возрождения и культурного развития страны и общества. Автором выявлен потенциал исторических иконописных центров России (Палех, Холуй, Мстёра) в сохранении традиций иконописного мастерства. На примере анализа опыта профессионального обучения студентов по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись) в Высшей школе народных искусств раскрыта методика выполнения курсовых проектов икон и лаковой миниатюрной живописи под руководством преподавателя, определены принципы взаимосвязи дисциплин: «Общий курс композиции», «Основы проектирования и макетирования», «Особенности иконописи» с курсами рисунка и живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кузнецов Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF THE FUTURE CHURCH-HISTORICAL PAINTING STUDENTS AT THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS (ACADEMY) AS THE SIGNIFICANT FACTOR OF THE RUSSIAN CULTURAL TRADITION PRESERVATION

The article summarizes the experience of training highly professional artists of Church-historical painting as one of the conditions of spiritual revival and cultural development of the country and society. The author reveals the potential of historical icon-painting centers of Russia (Palekh, Kholuy, Mstera) in preserving the traditions of icon-painting mastery. On the example of the analysis of the experience of professional training of students in the specialty “Painting” (Church-historical painting) at the Higher School of Folk Arts revealed the method of implementation of course projects of icons and lacquer miniature painting under the guidance of the teacher. The article defines the correlation principles between the academic disciplines “General composition course”, “Projection and modelling fundamentals”, “Icon painting features”.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих художников церковно-исторической живописи в Высшей школе народных искусств (академия), как важный фактор сохранения традиционной культуры России»

УДК 378

Kuznetsov N.G., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Head of Drawing and Painting Department, Higher School of FolkArts (Academy)

(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE TRAINING OF THE FUTURE CHURCH-HISTORICAL PAINTING STUDENTS AT THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS (ACADEMY) AS THE SIGNIFICANT FACTOR OF THE RUSSIAN CULTURAL TRADITION PRESERVATION. The article summarizes the experience of training highly professional artists of Church-historical painting as one of the conditions of spiritual revival and cultural development of the country and society. The author reveals the potential of historical icon-painting centers of Russia (Palekh, Kholuy, Mstera) in preserving the traditions of icon-painting mastery. On the example of the analysis of the experience of professional training of students in the specialty "Painting" (Church-historical painting) at the Higher School of Folk Arts revealed the method of implementation of course projects of icons and lacquer miniature painting under the guidance of the teacher. The article defines the correlation principles between the academic disciplines "General composition course", "Projection and modelling fundamentals", "Icon painting features".

Key words: professional training, icon painting, lacquer miniature painting, composition, correlation.

Н.Г. Кузнецов, канд. искусствоведения, зав. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

Е-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИЯ),

КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

В статье обобщён опыт подготовки высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи как одного из условий духовного возрождения и культурного развития страны и общества. Автором выявлен потенциал исторических иконописных центров России (Палех, Холуй, Мстёра) в сохранении традиций иконописного мастерства. На примере анализа опыта профессионального обучения студентов по специальности «Живопись» (церков-но-историческая живопись) в Высшей школе народных искусств раскрыта методика выполнения курсовых проектов икон и лаковой миниатюрной живописи под руководством преподавателя, определены принципы взаимосвязи дисциплин: «Общий курс композиции», «Основы проектирования и макетирования», «Особенности иконописи» с курсами рисунка и живописи.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, иконопись, лаковая миниатюрная живопись, композиция, взаимосвязь.

В XXI веке перед Россией остро стоит проблема духовного возрождения и культурного развития страны и общества. Одно из важных мест, в процессе сохранения и развития традиционной культуры занимает подготовка высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи. Большой потенциал сохранения и развития иконописного и монументального церковного искусства России существует в исторических иконописных центрах России: Палех, Холуй и Мстёра. В исторических иконописных центрах, даже в советский атеистический период были сохранены самобытные стилистические и технологические приемы иконописи, которые нашли свое отражение в лаковой миниатюрной живописи. До недавнего времени профессиональная подготовка в иконописных центрах: Палех, Холуй и Мстёра будущих иконописцев заканчивалась на ступени среднего профессионального образования, что не позволяло в полной мере подготовить высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи. Только после преобразования средних профессиональных образовательных заведений в Холуе и Мстёре в филиалы Высшей школы народных искусств, у студентов колледжа появилась возможность продолжит свое обучение на ступени высшего образования - бакалавриат

Одним из факторов сохранения традиционной культуры является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области церковно-исторической живописи. Уровень подготовки, которых должен соответствовать определенным требованиям:

• Знание колористических, пластических, композиционных, особенностей иконописи и лаковой миниатюрной живописи традиционных, иконописных центров России - Мстёра, Палех и Холуй.

• Умение создавать высокохудожественные произведения в области цер-ковно-исторической живописи.

• Владение традиционной техникой и технологией иконописи и лаковой миниатюрной живописи.

• Умение организовывать и руководить творческими коллективами и мастерскими.

• Преподавать на высоком профессиональном уровне иконопись и лаковую миниатюрную живопись.

С 2011 года в Высшей школе народных искусств открывается специальность «Живопись» специализация церковно-исторической живописи. Обучение будущих художников церковно-исторической живописи проходит на кафедре лаковой миниатюрной живописи. Основная направленность работы кафедры лаковой миниатюрной живописи, заключается в подготовке профессиональных художников в области современной церковно-исторической живописи. Обучение на кафедре направленно на подготовку художников способных спроектировать и выполнить в материале икону или лаковую миниатюру на тему Евангельской истории. Студенты изучают и выполняют иконы и миниатюру в стилистике исторических центров иконописного искусства России: Палеха, Холуя и Мстёры [1; 2].

На первом курсе обучение начинается с изучения общего курса композиции. На занятиях студенты знакомятся с основными понятиями в композиции: ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, раппорт, тон, колорит и другие. Изучают простейшие формы: квадрат, треугольник, круг, и их влияние на компози-

ционные построения на плоскости. Учатся определять особенности стилизации растительных форм в композиции и схемы построения стилизованного растительного орнамента.

На практических занятиях по дисциплине «Общий курс Композиции» студенты используют основные понятия композиции: «ритм», «равновесие», «пропорции», «масштаб». В процессе обучения выполняются иконографические рисунки композиции пейзажа с возможным включением архитектуры и животных в Новгородском и Строгановском стиле. Новгородский стиль более условно-декоративный, он отличается простотой форм, прямыми линиями, строгановский стиль изображения менее условен, приближен к натуре. На практике изучаются традиции и стилистические особенности Новгородского и Строгановского стилей иконописи. Задание выполняется в технике графики и черно-красного рисунка. Дисциплина «Общий курс Композиции» знакомит студентов с основными понятиями композиции, дает основы для дальнейшего профессионального образования в области церковно-исторической живописи.

На первом и втором курсе большое внимание уделяется копированию произведений иконописного искусства, для этого в учебном плане предусмотрена дисциплина «Копирование произведений иконописного искусства». Выполняя задания по копированию, студенты изучают традиции древнерусской живописи, последовательность построения орнамента или орнаментального мотива с предложенных образцов, анализируют содержания росписи орнаментов на образцах, определяют линейность орнамента, виды линий и размер модулей орнамента. Особое внимание уделяется тонкому кистевому рисунку, характерному для различных иконописных школ. Изучение в копировании древнерусской живописи начинается с копий элементов иконографического рисунка: дерева, горок, палат, в Новгородском и Строгановском стиле XV - XVII вв., и завершается копированием сюжетных икон и композиций в технике лаковой миниатюрной живописи. В процессе копирования изучается последовательность выполнения иконы: перевод методом припороха, роскрышь в цвете, пропись «живыми», разнообразными по силе линиями, подплавка теневых и световых частей изображения (для выявления условного объема) [3]. В копировании необходимо точно передать колорит, образца с которого ведется работа, так же в процессе копирования студенты овладевают технологическими приемами росписи золотом.

Одной из главных задач в обучении церковно-исторических живописцев является подготовка не только профессионала в исполнительском плане, владеющими в совершенстве техникой и технологией в иконописи и лаковой миниатюрой живописи, но и воспитания художника способного создавать творческие, авторские композиции [4]. Данная задача решается на занятиях по проектированию икон и композиций на церковно-исторические темы в технике лаковой миниатюрной живописи. В дальнейшем количество часов, отводимое на выполнение проектов, должно быть увеличено, так как воспитания художника способного создавать сложные авторские композиции является приоритетной задачей на современном этапе обучения в этой области.

Важную роль в подготовки художников церковно-исторической живописи играет изучение рисунка и живописи [5]. Учебные программы по рисунку и живописи взаимосвязаны с другими дисциплинами, такими как: мастерство, проек-

тирование, копирование, пластическая анатомия и техника и технология живописных материалов. В учебные программы по рисунку и живописи включаются задания по изображения человека с натуры, что в результате позволяет более грамотно и свободно выполнят стилизованное изображение человека в композициях. При выборе материала и технике выполнения рисунков и живописных этюдов также учитывается специфика профессиональной подготовки художников церковно-исторической живописи.

Первая защита дипломных работ на кафедре лаковой миниатюрной живописи состоялась в июне 2017 года, на защиту были представлены пять дипломных работ: «Образ господа нашего Иисуса Христа с предстоящими и избранными святыми» выполнил студент Шарафутдинов Н., «Святой Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский» выполнил студент Смирнова Н., «Образ

Библиографический список

Пресвятой Богородицы на престоле с младенцем и избранными святыми» выполнил студент Близнецова Л., «Святые апостолы Петр и Павел» выполнил студент Зайцева Ю., «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с клеймами» выполнил студент Попова С. Все проекты, были выполнены под руководством директора Мстёрско-го филиала ВШНИ Полины Вадимовны Гусевой. Иконы были выполнены в стилистике Ярославской школы иконописи XVII века. Можно выделить особенности характерные для всех выполненных икон - монументальность, тонкость письма, богатство разделок, праздничный колорит Приобретённые выпускниками в процессе выполнения дипломных работ знания, умения и навыки позволят молодым художникам церковно-исторической живописи создавать новые произведения в области церковно-исторической живописи, в которых будут сохранятся и развиваться традиции национальной культуры России.

1. Гусева П.В., Максимович В.Ф. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института). Научная редакция В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2017: 76.

2. Бесшапошникова Ю.А., Максимович В.Ф. Холуйская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института). Научная редакция В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2017: 76.

3. Завалей Д.В. Техника темперной живописи и технология живописных: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-исто-рическая живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016: 65.

4. Кузнецов Н.Г. Композиция церковной росписи. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017: 85.

5. Кузнецов Н.Г Живопись: ученое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческаяживопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016: 85.

References

1. Guseva P.V., Maksimovich V.F. Msterskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Raboty studentov Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (instituta). Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2017: 76.

2. Besshaposhnikova Yu.A., Maksimovich V.F. Holujskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Raboty studentov Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (instituta). Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2017: 76.

3. Zavalej D.V. Tehnika tempernoj zhivopisi i tehnologiya zhivopisnyh: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016: 65.

4. Kuznecov N.G. Kompoziciya cerkovnoj rospisi. Uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2017: 85.

5. Kuznecov N.G. Zhivopis': uchenoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016: 85.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 377

Kurakina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TO THE QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF FOLK ART AS PART OF ARTISTIC CULTURE AND THE FORMATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF MASTERS OF XIX-XX CENTURIES. Folk art is an integral part of the national artistic culture, the various components of which (dance, music, folklore) historically attracted scientists. The article is dedicated to the understanding of the importance of the activities of researchers at the turn of XIX-XX centuries in the preservation, study and development of traditional arts and crafts in the aspect of the formation of the system of professional training of future masters. With the involvement of a large body of specialized literature and archival information, on the example of the analysis of the training system in the Mariinsky practical school of lace-makers and the School of folk art, the author reveals its characteristic didactic and methodological features, substantiates the importance of historical experience of training for modern specialized education in the field of traditional applied art.

Key words: folk art, traditional folk crafts, traditions, professional training, folk master.

И.И. Куракина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. истории искусств, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

Е-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ЧАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Народное искусство - составная часть национальной художественной культуры, различные компоненты которого (танец, музыка, фольклор) исторически привлекали ученых. Статья посвящена осмыслению значения деятельности исследователей рубежа XIX-XX вв. в сохранении, изучении и развитии традиционных художественных промыслов в аспекте формирования системы профессиональной подготовки будущих мастеров. С привлечением большого корпуса специальной литературы и архивных сведений, на примере анализа системы обучения в Мариинской практической школе кружевниц и Школе народного искусства автором выявлены её характерные дидактические и методические особенности, обосновано значение исторического опыта подготовки для современного профильного образования в данной области.

Ключевые слова: народное искусство, традиционные народные художественные промыслы, традиции, профессиональная подготовка, народный мастер.

Народное искусство - компонент художественной культуры, включающий народную музыку и танец, фольклор, народные художественные промыслы. Впервые объектом научного изучения народное искусство (изначально - устное слово, фольклор) становится в XVIII столетии. В противовес ориентации императора-реформатора Петра I на западноевропейский путь развития и формы культуры, в обществе возникает тенденция, направленная на осмысление собственной истории. К этому периоду относятся реформы русской словесности и

литературного стиха В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова; призывы В.Н. Татищева к собиранию народных песен и былин, описанию обычаев и обрядов; включение фольклора в произведения А.Н. Радищевым.

Обращение к традициям национальной культуры было продолжено в XIX в. в связи с Отечественной войной 1812 года, победа в которой была обусловлена именно народным движением, показавшим красоту духа и мужество простого русского народа; впоследствии оформилось в движение славянофилов, и народ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.