УДК 378
Drakina I.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Vice-Rector on Methodical Work of Higher School of Folk arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
ACTUALIZATION OF PROBLEMS OF FORMATION OF REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PUBLIC ASSESSMENT OF QUALITY. In modern conditions, education is actively positioning itself as a socio-cultural and socio-economic system, organically linked to professional standards. The article deals with problems of integration of educational and professional standards that affect the quality of training of students and graduates studying in the conditions of formation and development of modern quality system. This system is based not only on the developed theoretical basis from the standpoint of a systematic approach, the functioning and development of educational systems, the methodology of evaluation of objects as participants of the educational process, the theoretical foundations of pedagogical measurements and innovative methods of quality management of vocational education, but also from the standpoint of practical experience in the procedure of professional and public accreditation of educational programs.
Key words: higher education, secondary vocational education, quality system, professional and public accreditation, professional standard.
И.К. Дракина, д-р пед. наук, проф., проректор по методической работе, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,
E-mail: [email protected]
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
В условиях современности образование активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально-экономической системы, органично связанной с профессиональными стандартами. В статье рассмотрены проблемы интеграции образовательных и профессиональных стандартов, оказывающих влияние на качество подготовки студентов и выпускников, обучающихся в условиях становления и развития современной системы качества; данная система базируется не только на разработанной теоретической основе с позиции системного подхода, функционирования и развития образовательных систем, методология оценивания объектов в качестве участников образовательного процесса, теоретических основ педагогических измерений и инновационных методов управления качеством профессионального образования, но и с позиции практического опыта в процедуре проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, система качества, профессионально-общественная аккредитация, профессиональный стандарт.
В современных условиях образование все более активно позиционирует себя в качестве социально-культурной и социально-экономической системы, органично связанной с профессиональными стандартами. От эффективности работы, созданной таким образом интегрированной системы обучения и подготовки кадров, зависят показатели качества жизни, уровня развития регионов Российской Федерации, её конкурентоспособности и международного авторитета. В связи с этим повышение качества образования выступает основным направлением государственной политики в области образования. В стратегии развития оценки качества российского образования ключевая роль отводится региональным системам внешней оценки качества через введенную в 2012 году профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Данная процедура позволяет получить на основе комплексного анализа функционирования образовательных программ с участием сферы труда, высокую объективность и обоснованность выводов о качестве высшего и среднего профессионального образования в регионе, представить информационный ресурс для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования.
В настоящее время активно разрабатываются подходы к определению качества образования через процедурные мероприятия профессионально-общественной аккредитации, исследуются различные её аспекты, индикаторы и показатели. Вместе с тем еще не сложилось единого мнения о критериях качества образования и методах его внешней оценки. Необходимо найти баланс между перспективными подходами к измерению качества образования, исследовать причины и характер его изменения, а также разработать концептуальные модели и технологии его эффективного внешнего оценивания сферы образования сферой труда.
Профессионально-общественная система оценки качества профессионального образования начинает только складываться, поэтому многие аспекты её деятельности еще не нашли должного научно-теоретического и практического осмысления. Так, остаются неразработанными механизмы внешнего оценивания качества образовательных результатов студентов и выпускников, образовательных программ, качества функционирования образовательных систем федерального, регионального и муниципального уровня, учета всего многообразия их деятельности; обеспечения прозрачности деятельности органов управления образованием, полноты и доступности информации для всех социальных партнеров системы образования. Сложность заключается в несопоставимости, разнородности показателей качества высшего и среднего профессионального образования в образовательных системах различного уровня, находящихся в независящих от них и существенно отличающихся условиях. Несовершенство модели внешней оценки качества профессионального образования федерального уровня инициирует необходимость её разработки на уровне региона.
В научной литературе достаточно глубоко разработаны общая теория систем и специфика системного похода, влияющего на оценку качества образования (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Бепалько, В.Н. Волков, Б.К. Коломейц, Ф.Ф. Королев, С.В. Кузнецов, И.С. Ладенко, В.Н. Садовский, ГП. Щедровиц-кий.); функционирование и развитие образовательных систем (Ю.К. Бабанский, В.А. Беликов, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.В. Сериков, А.И. Субет-
то); методология оценивания объектов образовательных систем (Б.Г Ананьев,
A.А. Бодалев, А.Н. Батурин, А.Г Доманов, А.И. Захарова, ГН. Мотова, В.Г На-воднов, А.М. Новиков); проблемы управления качеством образования на региональном и муниципальном уровня (В. Аверкин, И.И. Калина, С. Репина, И. Шалаев, Г. Швецова ).
Теоретические основы педагогических измерений и инновационные методы управления качеством образования отражены в трудах А.Е. Бахмутского, В.А. Болотова, ГС. Ковалевой, Н.Г. Корнещук, А.Н. Майорова, А.О. Татур, В.А. Хлебникова.
Компьютеризация оценочных процессов современных контрольно-оценочных систем исследована В.Н. Крюковым, П.Д. Лебедевым, В.И. Нардюжевым,
B.В. Петрусинским, А.О. Сергеевым, А.Н. Тихоновым.
Методы количественной оценки качества объектов образовательных систем исследуются как зарубежными (Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттерс, Дж. Стэнли), так и отечественными учеными (С.И. Архангельский, И.Б. Ительсон, М.М. Поташник, А.М. Сохор, Е.В. Яковлева).
Контекст оценивания, связанный с мониторингом качества образования и учетом опыта международных оценочных систем, представлен в трудах Н.Н. Бу-лынского, Н.Ф. Ефремовой, Э.Л. Красновского, А.А. Макарова, Е.И. Михайловой.
Теоретические основы развития региональных систем образования, особенности оценочных систем, характерные для ряда регионов России, нашли свое отражение в трудах Д.А. Данилова, Д.Ц. Дугаровой, А.А. Григорьевой, Н.М. Швецова.
Основной социальный эффект профессионально-общественной оценки качества профессионального образования в регионе заключается в социальной направленности образовательной политики; проводимой в соответствии с профессиональными стандартами, влияющих на модернизацию целей и содержание деятельности образовательных учреждений и административных структур региональных систем профессионального образования; их ориентации на деятельность, соответствующую профессиональным потребностям личности, трудового общества и прогрессивным тенденциям социокультурного и экономического развития региона [1].
Под качеством профессионального образования в контексте поставленной проблемы следует понимать совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную профессиональную социализацию студентов и выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. Соответственно характеристиками качества профессионального образования выступают: качество образования как система (доступность, непрерывность, открытость); качество образования как процесс (условия реализации образовательных программ, соответствующих профессиональным стандартам различного уровня и направленности, ресурсное обеспечение образовательных процессов (кадровых, финансово - экономических, материально - технических, учебно-материальных, информационных), профессиональная компетентность педагогических и научно-педагогических кадров, эффективные средства обучения); качество образования как ценность (востребованность образования со стороны сферы труда, сохранение традиций, воспро-
изводство требуемых кадров), качество образования как результат (результаты освоения образовательных программ различного уровня и направленности, удовлетворенность потребностей различных сфер труда в молодых специалистах, обеспеченность трудовыми ресурсами).
Выявить уровень качества образования, его соответствие нормам позволяет процедура профессионально-общественного оценивания, в которой могут принять участие все субъекты оценивания (представители сферы труда, органы государственной власти, управления образованием, педагогические коллективы, студенты, выпускники, родители и т. д.), поэтому необходимость оценки качества образования признана, и обществом, и работодателями
С позиции современных научных подходов профессиональное образование может трактоваться одновременно и как общественное благо, и как услуга. Когда объектом оценки являются обеспечение конституционных гарантий прав граждан на образование, социальные аспекты образования, условия равенства доступа к образованию, то образование рассматривается как общественное благо. В то же время с позиций внешней оценки результатов образование рассматривается как услуга, имеющая определенные выраженные потребительские свойства, тесно интегрированные с запросами сферы труда. Такой подход обуславливает создание адекватной системы оценки качества образования в формате профессионально- общественной аккредитации.
Терминологический анализ понятия «профессионально-общественная оценка» также показывает значительный смысловой разброс в определениях, относящихся к оценке как к результату и как к процессу, обобщение которых приводит к выводу: оценка производится путем сравнения характеристик оцениваемых образовательных объектов - условий, результатов или процессов с принятыми критериями, образцами или нормами, принятыми в производственных сферах. С философской точки зрения оценка рассматривается через призму теории ценностей, а её конкретизация усиливается математической логикой оценок.
Оценка предусматривает наличие критерия (в нашем случае образовательного и профессионального стандартов), в сравнении с которым определяется относительная ценность объекта. Соответственно критерии должны обладать свойствами надежности (точность измерения, основанная на математических методах), валидности (объективность, конкретность и корректность измерения) [2].
В зависимости от цели различают суммирующее оценивание, ориентированное на принятие управленческих решений, и формирующее оценивание, ориентированное на получение промежуточной рефлексии для определения вектора дальнейшего развития. В связи с этим различают три типа оценок: количественная оценка (применяется при неразвитости процессов, соответственно, недостаточной их формализации); экспертная оценка (применяется при наличии информационного потенциала, но отсутствии разработанных методов измерения, как следствие - недостаточной формализации проблемы), качественная оценка (применяется при низком информационном потенциале проблемы) [3]. Относительно рассматриваемой проблемы наиболее предпочтительными являются количественные и экспертные оценки профессионально-общественной экспертизы образовательных программ.
Таким образом, философский подход к оценке качества образования заключается в оценке либо процесса и образовательных услуг, либо в оценке образовательного результата.
Синтез дефиниций «оценка» и «качество образования» позволил определить, что профессионально-общественная оценка качества образования - это процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений студентов и выпускников, образовательных программ профессиональным стандартам, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах, подписанных в сфере образования и труда. Результатом оценивания должны стать положительные, отрицательные или нейтральные оценки качества профессионального образования [4; 5]. Процедура оценивания предполагает определение субъекта оценки (обучающийся, соответствующий конкретной компетентностной характеристике); предмета оценки (объект труда, которому приписываются трудовые действия); характера оценки (абсолютная и сравнительная величина); основания оценки (норма, профессиональные стандарты, с точки зрения которых производится оценивание).
Библиографический список
Таким образом, методологическое обоснование рассматриваемой проблемы позволило нам определить внешнюю оценку качества образования в контексте профессионально-общественной аккредитации как единую систему элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер в сфере труда и позволяет получить аргументированное представление о состоянии, степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям общества, социальным и личностным ожиданиям.
Настоящий формализованный подход к оценке качества профессионального образования позволяет определить предметную сферу и проблематику внешнего оценивания в системе профессионально-общественной аккредитации. Вхождение страны в мировое сообщество актуализирует усиление личностной и практической направленности деятельности в соответствии с требованиями профессиональной сферы, повышение развивающего и творческого характера обучения. Все это является основанием определения стратегических ориентиров для построения системы внешней оценки качества профессионального образования, позволяет приступить к поиску научных подходов к разрешению проблемы формирования «диагностических» целей и требований к результатам высшего и среднего профессионального образования, а в контексте ФГОС четвертого поколения профессиональных стандартов - к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ.
На общероссийском уровне такими ориентирами выступают:
- модернизация технологий оценки качества профессионального образования на основе комплексного применения современных организационно-педагогических, информационных, технологий. В современной педагогической науке модернизация технологий оценочной деятельности рассматривается в направлении бенчмаркинга - использования достижений науки, передового организационного в производственной, методического и технологического опыта в реализации внешней оценки качества высшего и среднего профессионального образования;
- стандартизация оценочных мероприятий и процедур экспертно-анали-тической деятельности; применение сертифицированных сферой труда оценочных средств и материалов;
- делегирование функций по оценке качества профессионального образования внешним экспертам (руководители и специалисты предприятий и организаций);
- независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных программ;
- развитие региональных систем внешней оценки качества профессионального образования.
С учетом выявленных направлений развития складывающейся системы внешней оценки качества профессионального образования в исследовании был проведен анализ опыта деятельности региональных образовательных систем субъектов Российской Федерации, принимавших участие в профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Он позволил выявить основные тенденции в развитии региональных систем внешней оценки качества профессионального образования: разработка ключевых элементов системы обеспечения качества образования (образовательные и профессиональные стандарты и оценка их достижения независимыми организациями сферы труда; выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, предприятия/организации), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование; информирование общественности через самоанализ учреждений профессионального образования, сайты образовательной организации с действующими рубриками о состоянии системы профессионального образования и происходящих в ней процессах; разработка нормативной базы, программного обеспечения и экспериментальный запуск интегрированных со сферой труда образовательных программ; механизмов оказания финансовой поддержки профессиональным учебным заведениям на основе результатов оценки их деятельности. Сдерживающим фактором развития системы внешней независимой оценки качества профессионального образования является недостаточность нормативно-правового обоснования процессов развития систем оценки качества профессионального образования, технологических основ формирования и оценки общих и профессиональных компетенций.
1. Меморандум непрерывного обучения. Available at: http://www.ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. Москва: Российское Педагогическое Агенство,1998.
3. Бордовский ГА. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. Санкт-Петербург, 2008.
4. Котлярова И.О., Сериков ГН., Сериков С.Г, Ханжина О.А. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса. Человек. Спорт. Медицина. 2008; № 29 (129): 34 - 53.
5. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров. Москва: 2007. References
1. Memorandum nepreryvnogo obucheniya. Available at: http://www.ec.europa.eu/education/policies/lll/life/memoen.pdf
2. Shishov S.E., Kal'nej V.A. Monitoring kachestva obrazovaniya v shkole. Moskva: Rossijskoe Pedagogicheskoe Agenstvo,1998.
3. Bordovskij G.A. Innovacionnye processy v sovremennoj sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg, 2008.
4. Kotlyarova I.O., Serikov G.N., Serikov S.G., Hanzhina O.A. Pokazateli ocenki kachestva rezul'tatov obrazovatel'nogo processa. Chelovek. Sport. Medicina. 2008; № 29 (129): 34 - 53.
5. Balashov Yu.K., Ryzhov V.A. Professional'naya podgotovka kadrov. Moskva: 2007.
Статья поступила в редакцию 01.02.19
УДК 378
Kuznetsov N.G., Cand. of Sciences (Art History), senior lecturer, Head of Drawing and Painting Department, Higher School of FolkArts (Academy)
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
THE TRAINING OF THE FUTURE CHURCH-HISTORICAL PAINTING STUDENTS AT THE HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS (ACADEMY) AS THE SIGNIFICANT FACTOR OF THE RUSSIAN CULTURAL TRADITION PRESERVATION. The article summarizes the experience of training highly professional artists of Church-historical painting as one of the conditions of spiritual revival and cultural development of the country and society. The author reveals the potential of historical icon-painting centers of Russia (Palekh, Kholuy, Mstera) in preserving the traditions of icon-painting mastery. On the example of the analysis of the experience of professional training of students in the specialty "Painting" (Church-historical painting) at the Higher School of Folk Arts revealed the method of implementation of course projects of icons and lacquer miniature painting under the guidance of the teacher. The article defines the correlation principles between the academic disciplines "General composition course", "Projection and modelling fundamentals", "Icon painting features".
Key words: professional training, icon painting, lacquer miniature painting, composition, correlation.
Н.Г. Кузнецов, канд. искусствоведения, зав. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,
Е-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (АКАДЕМИЯ),
КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
В статье обобщён опыт подготовки высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи как одного из условий духовного возрождения и культурного развития страны и общества. Автором выявлен потенциал исторических иконописных центров России (Палех, Холуй, Мстёра) в сохранении традиций иконописного мастерства. На примере анализа опыта профессионального обучения студентов по специальности «Живопись» (церков-но-историческая живопись) в Высшей школе народных искусств раскрыта методика выполнения курсовых проектов икон и лаковой миниатюрной живописи под руководством преподавателя, определены принципы взаимосвязи дисциплин: «Общий курс композиции», «Основы проектирования и макетирования», «Особенности иконописи» с курсами рисунка и живописи.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, иконопись, лаковая миниатюрная живопись, композиция, взаимосвязь.
В XXI веке перед Россией остро стоит проблема духовного возрождения и культурного развития страны и общества. Одно из важных мест, в процессе сохранения и развития традиционной культуры занимает подготовка высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи. Большой потенциал сохранения и развития иконописного и монументального церковного искусства России существует в исторических иконописных центрах России: Палех, Холуй и Мстёра. В исторических иконописных центрах, даже в советский атеистический период были сохранены самобытные стилистические и технологические приемы иконописи, которые нашли свое отражение в лаковой миниатюрной живописи. До недавнего времени профессиональная подготовка в иконописных центрах: Палех, Холуй и Мстёра будущих иконописцев заканчивалась на ступени среднего профессионального образования, что не позволяло в полной мере подготовить высокопрофессиональных художников церковно-исторической живописи. Только после преобразования средних профессиональных образовательных заведений в Холуе и Мстёре в филиалы Высшей школы народных искусств, у студентов колледжа появилась возможность продолжит свое обучение на ступени высшего образования - бакалавриат.
Одним из факторов сохранения традиционной культуры является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области церковно-исторической живописи. Уровень подготовки, которых должен соответствовать определенным требованиям:
• Знание колористических, пластических, композиционных, особенностей иконописи и лаковой миниатюрной живописи традиционных, иконописных центров России - Мстёра, Палех и Холуй.
• Умение создавать высокохудожественные произведения в области цер-ковно-исторической живописи.
• Владение традиционной техникой и технологией иконописи и лаковой миниатюрной живописи.
• Умение организовывать и руководить творческими коллективами и мастерскими.
• Преподавать на высоком профессиональном уровне иконопись и лаковую миниатюрную живопись.
С 2011 года в Высшей школе народных искусств открывается специальность «Живопись» специализация церковно-исторической живописи. Обучение будущих художников церковно-исторической живописи проходит на кафедре лаковой миниатюрной живописи. Основная направленность работы кафедры лаковой миниатюрной живописи, заключается в подготовке профессиональных художников в области современной церковно-исторической живописи. Обучение на кафедре направленно на подготовку художников способных спроектировать и выполнить в материале икону или лаковую миниатюру на тему Евангельской истории. Студенты изучают и выполняют иконы и миниатюру в стилистике исторических центров иконописного искусства России: Палеха, Холуя и Мстёры [1; 2].
На первом курсе обучение начинается с изучения общего курса композиции. На занятиях студенты знакомятся с основными понятиями в композиции: ритм, симметрия, асимметрия, равновесие, раппорт, тон, колорит и другие. Изучают простейшие формы: квадрат, треугольник, круг, и их влияние на компози-
ционные построения на плоскости. Учатся определять особенности стилизации растительных форм в композиции и схемы построения стилизованного растительного орнамента.
На практических занятиях по дисциплине «Общий курс Композиции» студенты используют основные понятия композиции: «ритм», «равновесие», «пропорции», «масштаб». В процессе обучения выполняются иконографические рисунки композиции пейзажа с возможным включением архитектуры и животных в Новгородском и Строгановском стиле. Новгородский стиль более условно-декоративный, он отличается простотой форм, прямыми линиями, строгановский стиль изображения менее условен, приближен к натуре. На практике изучаются традиции и стилистические особенности Новгородского и Строгановского стилей иконописи. Задание выполняется в технике графики и черно-красного рисунка. Дисциплина «Общий курс Композиции» знакомит студентов с основными понятиями композиции, дает основы для дальнейшего профессионального образования в области церковно-исторической живописи.
На первом и втором курсе большое внимание уделяется копированию произведений иконописного искусства, для этого в учебном плане предусмотрена дисциплина «Копирование произведений иконописного искусства». Выполняя задания по копированию, студенты изучают традиции древнерусской живописи, последовательность построения орнамента или орнаментального мотива с предложенных образцов, анализируют содержания росписи орнаментов на образцах, определяют линейность орнамента, виды линий и размер модулей орнамента. Особое внимание уделяется тонкому кистевому рисунку, характерному для различных иконописных школ. Изучение в копировании древнерусской живописи начинается с копий элементов иконографического рисунка: дерева, горок, палат, в Новгородском и Строгановском стиле XV - XVII вв., и завершается копированием сюжетных икон и композиций в технике лаковой миниатюрной живописи. В процессе копирования изучается последовательность выполнения иконы: перевод методом припороха, роскрышь в цвете, пропись «живыми», разнообразными по силе линиями, подплавка теневых и световых частей изображения (для выявления условного объема) [3]. В копировании необходимо точно передать колорит, образца с которого ведется работа, так же в процессе копирования студенты овладевают технологическими приемами росписи золотом.
Одной из главных задач в обучении церковно-исторических живописцев является подготовка не только профессионала в исполнительском плане, владеющими в совершенстве техникой и технологией в иконописи и лаковой миниатюрой живописи, но и воспитания художника способного создавать творческие, авторские композиции [4]. Данная задача решается на занятиях по проектированию икон и композиций на церковно-исторические темы в технике лаковой миниатюрной живописи. В дальнейшем количество часов, отводимое на выполнение проектов, должно быть увеличено, так как воспитания художника способного создавать сложные авторские композиции является приоритетной задачей на современном этапе обучения в этой области.
Важную роль в подготовки художников церковно-исторической живописи играет изучение рисунка и живописи [5]. Учебные программы по рисунку и живописи взаимосвязаны с другими дисциплинами, такими как: мастерство, проек-