качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность, внимательность, творческость, точность, самостоятельность; развивается композиционное мышление; повышается профессиональная мотивация, ориентации обучающегося, осознанность ценности искусства русских лаков как культурного наследия.
Библиографический список
Таким образом, нами рассмотрены теоретические основы обучения живописи будущих художников холуйской лаковой миниатюры, которые определили специфику обучения живописи с целью сохранения богатейшего культурного наследия в области холуйских лаков.
1. Безина И. А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.
2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. Москва: Изобразительное искусство, 1983.
3. Лебедев С.В. Философия и традиционно-прикладное искусство России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Под общей редакцией С.А. Тихомирова. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2013.
4. Разина Т.М. Традиционное и новое в искусстве современных художественных промыслов. Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Под редакцией Н.В. Черкасовой Москва: НИИХП, 1979.
5. Рождественская С.Б. Русская народная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы. Москва: Наука, 1981.
6. Борисова В.Ю. Профессиональное образование в области мастерской лаковой миниатюрной живописи как фактор сохранения и развития традиционной художественной культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
7. Народные мастера. Традиции, школы. Под редакцией М.А. Некрасовой Москва: Изобразительное искусство, 1985.
8. Васильева Е.И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2009.
9. Серов П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства. Диссертация . кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.
References
1. Bezina I. A. Soderzhanie i metody obucheniya zhivopisi v srednem professional'nom obrazovanii v oblasti lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
2. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast'kul'tury: Teoriya ipraktika. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.
3. Lebedev S.V. Filosofiya i tradicionno-prikladnoe iskusstvo Rossii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». Pod obschej redakciej S.A. Tihomirova. Sankt-Peterburg: VShNI, 2013.
4. Razina T.M. Tradicionnoe i novoe v iskusstve sovremennyh hudozhestvennyh promyslov. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo. Tradiciiipoisk. Pod redakciej N.V. Cherkasovoj Moskva: NIIHP, 1979.
5. Rozhdestvenskaya S.B. Russkaya narodnaya tradiciya v sovremennom obschestve: Arhitekturnyj dekor i hudozhestvennye promysly. Moskva: Nauka, 1981.
6. Borisova V.Yu. Professional'noe obrazovanie v oblasti masterskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi kak faktor sohraneniya i razvitiya tradicionnoj hudozhestvennojkul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
7. Narodnye mastera. Tradicii, shkoly. Pod redakciej M.A. Nekrasovoj Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985.
8. Vasil'eva E.I. Specifika obucheniya zhivopisi studentov v sfere dekorativno-prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.
9. Serov P.E. Pedagogicheskoe rukovodstvo obucheniem zhivopisi vsrednem professional'nom uchebnom zavedenii tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
Статья поступила в редакцию 02.02.18
УДК 378; 745
Besshaposhnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Lacquer Miniature Painting, Higher
School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Zavaley D.V., senior teacher, Department of Lacquer Miniature Painting, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg,
Russia), E-mail: [email protected]
SCIENTIFIC WORKS OF M.A. NEKRASOVA AS FUNDAMENTAL THEORETICAL BASE IN DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH AND PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF VARNISH TINY PAINTING OF PALEKH, MSTYORA AND CHOLUY. A unique phenomenon - the art of lacquer miniature painting - ranks a significant place in the material and the spiritual component of the Russian folk culture. The review of the main works in the field of varnish tiny painting of the doctor of art criticism Nekrasova M.A. is provided in this research. The analysis of the mention of a name of the scientist and citing her works in research works of young and significant scientists is given and also coordination activity of Maria Aleksandrovna in the field of professional education to a varnish miniature in the Higher school of folk arts is considered. The Article will be interesting to experts of varnish tiny painting of Palekh, Mstera, the Toady, students and graduate students conducting research activity in the field of art criticism and professional art education of an iconography and varnish tiny painting.
Key words: Nekrasova V.A., scientific works, lacquer miniature painting, professional education.
Ю.А. Бесшапошникова, канд. пед. наук, доц. каф. лаковой миниатюрной живописи, Высшая школа народных искусств
(академия), г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
Д.В. Завалей, ст. преп. каф. лаковой миниатюрной живописи, Высшая школа народных искусств (академия),
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ М.А. НЕКРАСОВОЙ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ПАЛЕХА, МСТЁРЫ И ХОЛУЯ
Значимое место в материальной и духовной составляющей русской народной культуры занимает уникальное явление -искусство лаковой миниатюрной живописи. В данной статье представлен обзор основных трудов в области лаковой миниатюрной живописи доктора искусствоведения М.А. Некрасовой, дан анализ упоминания имени ученого и цитирования ее
работ в исследовательских трудах молодых и значимых ученых, а также рассматривается координационная деятельность Марии Александровны в области профессионального образования лаковой миниатюре в ФГБОУ ВО Высшей школе народных искусств. Исследование будет интересно специалистам лаковой миниатюрной живописи Палеха, Мстеры, Холуя, студентам и аспирантам, ведущим научно-исследовательскую деятельность в области искусствоведения и профессионального художественного образования иконописи и лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: Некрасова М.А., научные труды, лаковая миниатюрная живопись, профессиональное образование.
Уникальное явление искусства лаковой миниатюрной живописи занимает значимое место в материальной и духовной составляющей русской народной культуры. Основанная на глубоком содержании традиций древнерусского искусства лаковая миниатюра Палеха, Мстёры и Холуя в своём становлении имела серьёзную поддержку учёных-искусствоведов. Многочисленные статьи и монографии с историческими очерками, описанием стилистических особенностей художественного стиля и критическим анализом этапов развития, создаваемые на протяжении всего времени существования данного вида искусства, являются теоретическим основанием для его изучения и в настоящее время. Особенно глубоко научное содержание искусства лаковой миниатюры отражено в трудах Марии Александровны Некрасовой.
В постановке понятия предмета и вопросов теории М.А. Некрасова отклоняет общие методы исследования, применяемые к искусству профессиональному. Она рассматривает народное искусство не просто как искусствовед-обозреватель, через формальный анализ, «но изнутри, что очень важно для постановки и решения многих как теоретических проблем, так и задач организационной практики» [1, с. 7]. Проблема понимания народного искусства как самостоятельного вида творчества подробно рассматривается в книге «Народное искусство как часть культуры. Теория и практика» (1983 г.). Отдельная статья в её содержании - «Чем ценен Палех?» [2, с. 180 - 197] выявляет художественную систему палехской миниатюры как форму народного искусства, применяемую в исследованиях других видов промыслов, описанных в последующих главах книги.
Мария Александровна на протяжении всей своей научной деятельности горячо отстаивает ценность высоких традиций лаковой миниатюрной живописи. Обеспокоенность судьбой художественного промысла проявляется не только в исследовательских книгах, статьях, докладах и дискуссиях учёного на симпозиумах и конференциях, но и в оказании поддержки через письма-ходатайства в правительственные и общественные организации. Так, в книге «Народное искусство России в современной культуре» (2003 г.) М.А. Некрасова предлагает меры государственной защиты народных промыслов: основные направления организации и управления народным искусством; необходимость государственного вмешательства в разрешение проблем народных промыслов и народной культуры в целом; защита, охрана и стимулирование народного искусства на законодательном уровне.
Об истории иконописи и лаковой миниатюры Палеха, Мстёры и Холуя М. Некрасова пишет в книгах: «Палех. Искусство древней традиции» (альбом, 1984 г.), «Русская лаковая миниатюра. Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй» (альбом антология, 1994 г.), «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. ХУШ-ХХ1 вв. Традиции и современность» (2013 г.) и других.
Фундаментальный труд об искусстве Палеха - книга «Палехская миниатюра» 1966 года, переизданная в расширенном и дополненном варианте в 1978 году. Особенность этой монографии состоит в том, что автор не просто описывает исторические этапы развития искусства палехской миниатюры, но «развивает методологические принципы исследования народного искусства» [3, с. 7] в вопросах художественной природы миниатюрной живописи и поэзии образа, проблемах конкретности и современности в декоративном образе, проблемах пространства и времени, взаимодействии индивидуального и коллективного.
С большим вниманием и неравнодушием относится Мария Александровна к значимой фигуре в становлении искусства лаковой миниатюры Палеха - художнику И.И. Голикову. Она описывает не только его биографические детали и анализирует художественные произведения, но и прослеживает связь его эмоциональных качеств с богатством характеров изобразительных образов, ритмичным строем композиции, колоритом. Имя И.И. Голикова сквозит во многих общенаучных трудах М.А. Некрасовой о народном искусстве. Она много пишет о нём в книге «Палехская миниатюра», посвящает отдельные статьи - «Иван Голиков. Возрождение древней традиции в искусстве Палеха» [4, с. 27 - 39]. Чуткое отношение учёного к внутренней состав-
ляющей художника даёт основание для лучшего понимания меняющегося сознания мастера в творческих поисках переломного культурно-исторического периода.
Взаимодействуя с искусствоведами в области исследований о русских художественных лаках, М.А.Некрасова нередко выступает как соавтор. В справочнике «Художественные промыслы РСФСР» (1973 г.), в разделе «Художественные лаки» (стр. 270-289), учёный числится в списке авторов вместе с В.А. Барадулиным, Б.И. Коромысловым, Г.В. Яловенко. Так же, один из перечисленных авторов - Г.В. Яловенко в книге «Русские художественные лаки» (1959 г.), рассматривая центры лаковой миниатюрной живописи на папье-маше, делает сноску в разделе статьи о Палехе: «Раздел «Палех» в основном написан искусствоведом М.А. Некрасовой» [5, с. 26].
На труды Марии Александровны ссылается в своих книгах искусствовед О.А. Колесова, директор Государственного музея палехского искусства. В монографии «Палех и палешане. Путеводитель», содержащей подробные биографические сведения древнего поселения, автор упоминает М.А. Некрасову как «самый крупный исследователь палехской миниатюры». Вместе с этим О.А. Колесова добавляет: «Мария Александровна занималась исследованием и атрибуцией палехских икон. В её книгах... поднимается вопрос о связи палехской иконы с фольклорными традициями. .М.А. Некрасова отмечает также большую творческую самобытность палехского мастера, которая проявилась в понимании образа и в создании его иконографии, существенно отличающейся от общепринятой» [6, с. 18]. Затем автор, рассуждая о происхождении палехской иконы, рассматривает несколько гипотез разных учёных, начиная с мнения М.А. Некрасовой, что показывает степень значимости суждения Марии Александровны.
Значимая характеристика искусствоведу дана в учебнике для студентов учреждений высшего профессионального образования «Основы декоративно-прикладного искусства» авторов Л.В. Косогоровой и Л.В. Неретиной, где наряду с теоретическими положениями крупных исследователей искусствоведов о декоративно-прикладном искусстве отдельное внимание направлено на научно-исследовательскую деятельность Марии Александровны: «Фундаментальное значение для становления науки о народном искусстве, определения его места в современной культуре имеют исследования М.А. Некрасовой» [7, с. 12], что демонстрирует авторитет личности учёного в области теории и истории народной художественной культуры.
Такая оценка деятельности М.А. Некрасовой даёт определённый ориентир студентам в выборе литературы для более тщательного изучения декоративно-прикладного искусства, и лаковой миниатюры в частности, что в свою очередь отражается в их компетентности и проявлении научной активности. Подобную форму анализа теоретических трудов можно заметить, например, в статье «Тема войны в творчестве Н.М. Зиновьева», М. Красновой (студентка ФГОУ СПО Палехского художественного училища им. М. Горького), изданной в сборнике по материалам Бакушинских и Зиновьевских чтений 20-21 мая 2008 г., где автор, приводя цитату Марии Александровны, добавляет «Искусствовед М.А. Некрасова, детально изучавшая и глубоко чувствующая Палех.» [8, с. 58].
Исследования Марии Александровны являются неизменным информативным источником для научных статей и докладов, посвящённых лаковой миниатюре и образованию, аспирантов и учёных-педагогов разных учебных заведений. Цитирование суждений и упоминание имени искусствоведа приведены, к примеру, в статьях: «Диалог культур как один из важнейших принципов реализации образовательной функции народного искусства: региональный аспект», Л.В. Ершовой (д.п.н., профессор факультета искусств Шуйского филиала ФГБОУ ВпО «Ивановский государственный университет»), в которой «региональный аспект принципа диалогичности раскрыт на примере искусства лаковой миниатюры» [9]; «Роль профессионального образования в сохранении традиций палехского искусства», Д.В. Бушковой (ст.препо-давателя кафедры лаковой миниатюрной живописи, аспиранта
ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)»); «Актуальные проблемы среднего профессионального образования в палехской лаковой миниатюрной живописи», С.Н. Денисовой (преподаватель ФГОУ СПО Палехского художественного училища им. М. Горького).
Научные труды М.А. Некрасовой явились также теоретическим основанием в первых диссертациях на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в области профессионального образования иконописи и лаковой миниатюрной живописи: О.В. Федотовой, В.Ю. Борисовой, М.Р Белоусова, С.Н. Денисовой, П.В. Гусевой, Ю.А. Бесшапошниковой. Основополагающие тезисы учёного приводятся в актуальности исследований, степени научной разработанности проблемы.
М.А. Некрасова явилась официальным оппонентом на защите диссертационного исследования «Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе» П.В. Гусевой (заведующей кафедрой лаковой миниатюрной живописи ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Учёный дала подробную оценку научной работе, выделила несколько замечаний и отметила в заключении, что цель, заявленная в исследовании, достигнута.
Внимание Марины Александровны Некрасовой не обходит сферу образования. Ее деятельность в этой области активно проявилась в поддержке и координировании Высшей школы народных искусств.
В своих статьях Мария Александровна говорит о необходимости возрождения Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны, с целью возрождения и продолжения традиций школы. Этот вопрос она поднимает в книге «Народное искусство России в современной культуре»: «Здание необходимо восстановить и возродить в нем Центр Народного Искусства, он должен продолжить традиции, заложенные Школой Народного Искусства дореволюционного времени. Важно возродить идею Школы, как органа культуры, осуществляющего среднее и высшее образование по всем видам народного искусства, координирующего деятельность школ и училищ на местах промыслов» [10, с. 252].В статье «Меры государственной защиты народных промыслов - традиционной народной культуры» она говорит, что «Необходимо возродить Школу Народного Искусства в значении Центра, координирующего профессиональное художественное образование на местах - школы, училища. Большую роль в этом деле сможет сыграть возвращение исторического здания Школе Народного Искусства» [10, с. 250].
Благодаря усилиям ректора (в настоящее время президента) Высшей школы народных искусств Валентины Федоровны Максимович, поддержке государства, в 2003 году в Санкт-Петербурге была создана Высшая школа народных искусств (институт) - уникальное и единственное в России (в мире) государственное образовательное учреждение высшего образования в области традиционного прикладного искусства по конкретным видам [11, с. 23]. Институт располагается в историческом здании Школы народного искусства Александры Федоровны, построенном специально для обучения будущих художников декоративно-прикладного искусства [12, с. 1] в центре Санкт-Петербурга. Об этом событии Мария Александровна пишет в своей статье «Сто лет спустя. Взгляд на перспективу»: «После долгой тяжбы с Университетом растительных полимеров, настоятельных писем во все инстанции академика Д.С. Лихачёва, Президиума Академии художеств РФ и других деятелей культуры, по распоряжению Правительства РФ № 1222, приказом Министерства образования РФ № 3490 в историческом здании школы народного искусства Императрицы Александры Федоровны в 2003 году открылась государственная Высшая школа народных искусств по улице Грибоедова дом 2, ректор В.Ф. Максимович» [13, с. 290 - 291].
В 2004 году в Высшей школе народного искусства произведен первый набор выпускников Палехского художественного училища имени М. Горького в количестве 13 человек, в 2005 году -Холуйского художественного училища имени Н.Н. Харламова (8 человек) и Мстёрского художественно-промышленного училища имени Ф.А. Модорова (4 человека).
Образовательная программа была основана по сокращенной программе четырех годичного обучения по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализации «Художественная роспись (палехская, мстёрская, холуйская лаковая миниатюрная живопись)». Таким образом, было положено начало непрерывному профессиональному образованию в области ла-
ковой миниатюрной живописи Палеха, Мстёры, Холуя, где среднее образование являлось необходимой базой для дальнейшего получения высшего образования.
Выпускники училищ уже владели знаниями, навыками и умениями в области материаловедения и специальной технологии, приемами исполнительского мастерства в лаковой миниатюре. Поэтому профессиональные дисциплины «Проектирование» и «Материаловедение, технология и производственное обучение», целью которых являлось создание собственных творческих проектов и воплощение на изделиях, направлены на формирование гармоничной, творческой личности художника лаковой миниатюрной живописи с высшим образованием. Студенты Высшей школы народных искусств успешно защитили дипломные работы [14, с. 173].
Дипломные работы 2010 года были высоко оценены на защите председателем ГАК академиком Российской Академии художеств М.А. Некрасовой, которая отмечала, что «выпускные работы этого направления традиционного прикладного искусства, обозначили развитие холуйской миниатюрной живописи на десятилетия вперед». Данное мнение было поддержано и рецензентами, ведущими сотрудниками Русского музея и Государственного Эрмитажа [15, с.8].
В 2013 году под научной редакцией М.А. Некрасовой издана книга «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. ХУШ-ХХ1 вв. Традиции и современность», в которой она посвятила статью «Сто лет спустя. Взгляд на перспективу» Высшей школе народных искусств. В статье Мария Александровна пишет об истории создания Высшей школы народных искусств, рассматривает состояние школы впрошлом и настоящем, а также обозначает перспективы на будущее.
В данной книге М.А. Некрасова отмечает: «Будучи четыре года председателем ГЭКа в ВШНИ, я могу теперь с удовлетворением отметить не только рост профессиональный, но и от года к году формирование направлений деятельности Высшей школы, возрождающей народные традиции... выпускники холуйского училища миниатюрной живописи, окончив Высшую школу, возвращаются на промысел с работами более высокого качества, имея рост в образном решении новых тем и в создании новых форм изделий, что, несомненно, будет способствовать развитию общего уровня деятельности промысла» [16, с. 591]. По ее словам,«Высшая школа дает возможность мастерам промысла совершенствоваться, расширять свои знания национальной и мировой художественной культуры» [16, с. 591]. На страницах книги проиллюстрированы дипломные работы выпускников Высшей школы народных искусств, а именно «Царская семья» В. Воронцовой, «Церковные праздники Вла-димиро-Суздальских земель» А. Демидовой, «Сказание птицы Гамаюн» Д. Бабаркина, «Александр Невский» Н. Иванова [16, с. 592 - 595].
Мария Александровна ставит вопрос о необходимости подготовки «преподавателя народных художественных промыслов, формировании личности учителя. Особого учителя, отвечающего целям и задачам школы [16, с. 595]». Она отмечает, что «Подготовка мастеров и учительских кадров для народных промыслов, а также школ среднего и высшего образования с профилем «народное искусство» позволит Высшей школе занять центральное место в системе развития народных промыслов» [16, с. 599].
Ссылаясь на вышеуказанные строки, можно отметить, что в настоящее времяВысшей школой были подготовлены педагогические кадры, передающие свои знания, уменияв области лаковой миниатюрной живописи в высшем профессиональном образовании. Среди них П.В. Гусева, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, преподает иконопись, цветове-дение и колористику, руководит выпускными квалификационными работами по иконописи и лаковой миниатюрной живописи. С 2013 года Полина Вадимовна - директор Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова в п. Мстёра. Ю.А. Бесшапошникова, кандидат педагогических наук,является заведующей кафедрой лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств в Санкт-Петербурге, преподает специальные дисциплины в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, руководит выполнением выпускных квалификационных работ. Д.В. Завалей- старший преподаватель кафедры лаковой миниатюрной живописи Высшей школы народных искусств (Санкт-Петербург), преподает специальные дисциплины в области палехской лаковой миниатюрной живописи и иконописи,
является руководителем выпускных квалификационных работ. В.Ю. Борисова, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заведует кафедрой специальных дисциплин во Мстёрском филиале Высшей школы народных искусств, преподает профилирующие дисциплины в области мстёрской лаковой миниатюрной живописи, руководит выполнением выпускных квалификационных работ. Л.Л. Никонов, член Союза художников России, старший преподаватель Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова, преподает профилирующие дисциплины в области холуйской лаковой миниатюрной живописи. Многие выпускники школы преподают в средних профессиональных учреждениях, например, в Российском колледже традиционной культуры в Санкт-Петербурге, в школах дополнительного образования. Большинство выпускников работают по профилю полученной специальности: художниками-миниатюристами или иконописцами.
Библиографический список
Подтверждением успехов в развитии традиционного прикладного искусства, качества образовательного процесса является участие Высшей школы народных искусств в местных, национальных, международных и всемирных выставках. Так работы студентов, обучающихся лаковой миниатюрной живописи Палеха, Мстёры, Холуя были продемонстрированы на выставочных площадках за рубежом в городах Порвоо (Финляндия), Мюнстере (Германия), в городах России - Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, в центрах лаковой миниатюрной живописи Палехе, Мстёре, Холуе.
Мария Александровна Некрасова внесла большой теоретический вклад в области русской лаковой миниатюрной живописи. Ее научные труды являются фундаментальной теоретической базой для научно-исследовательской деятельности ученых, аспирантов и студентов профессионального образования, обучающихся лаковой миниатюрной живописи Палеха, Мстёры и Холуя.
1. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР Под ред. М.А. Некрасовой. Москва: Изобразительное искусство, 1985.
2. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Москва: Изобразительное искусство, 1983.
3. Некрасова М.А. Палехская миниатюра. Ленинград: Художник РСФСР, 1978.
4. Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сб. статей НИИ теории и истории изобраз. искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР Под ред. М.А. Некрасовой. Москва: Изобразительное искусство, 1985.
5. Яловенко Г.В. Русские художественные лаки. Москва: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959.
6. Колесова О.А. Палех и палешане. Путеводитель. Иваново: Референт, 2010.
7. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва: Издательский центр «Академия», 2012.
8. Краснова М. Тема войны в творчестве Н.М. Зиновьева. Искусство Палеха и образование: по материалам Бакушинских и Зино-вьевских чтений. 20-21 мая 2008 г. Шуя: ОАО «Шуйская типография», 2008.
9. Ершова Л.В. Диалог культур как один из важнейших принципов реализации образовательной функции народного искусства: региональный аспект. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=10301
10. Некрасова М.А. Меры государственной защиты народных промыслов - традиционной народной культуры. Чем вызвана необходимость государственной поддержки? Необходимость государственного вмешательства в разрешение проблем народных промыслов, народной культуры в целом. Народное искусство России в современной культуре. Авт.-сост., научн. ред. М.А. Некрасова. Москва: Коллекция М, 2003; 241 - 253.
11. Максимович, В.Ф. Возрождаем традиционное прикладное искусство России, и очень успешно! Ректор вуза. 2011; 10: 22 - 27.
12. Максимович В.Ф., Серебрякова Е. Ректорская практика. Вестник высшей школы. 3 (116) март 2016. 1-2.
13. Некрасова М.А. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность. Авт.-сост., научн. ред. М.А. Некрасова. Москва: Союз Дизайн, 2013; 589-606.
14. Бесшапошникова Ю.А. Холуйская лаковая миниатюрная живопись. Традиционное прикладное искусство. Учебник для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2-х частях. Под науч. ред. В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015.
15. Бесшапошникова Ю.А. Выставочная деятельность студентов холуйской лаковой миниатюрной живописи, обучающихся в Высшей школе народных искусств (институте). Декоративно-прикладное искусство и образование. 2012; 1. Available at: http://www.dpio.ru/ arxiv/v1/v2.htm
16. Некрасова М.А. Сто лет спустя. Взгляд на перспективу. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие. XVIII-XXI вв. Традиции и современность. Авт.-сост., научн. ред. М.А. Некрасова. Москва: Союз Дизайн, 2013; 589 - 606.
References
1. Narodnye mastera. Tradicii, shkoly. Vyp. 1. Sb. statej NII teorii i istorii izobraz. iskusstv ordena Lenina Akad. hudozhestv SSSR. Pod red. M.A. Nekrasovoj. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985.
2. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast'kul'tury. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983.
3. Nekrasova M.A. Palehskaya miniatyura. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1978.
4. Narodnye mastera. Tradicii, shkoly. Vyp. 1. Sb. statej NII teorii i istorii izobraz. iskusstv ordena Lenina Akad. hudozhestv SSSR. Pod red. M.A. Nekrasovoj. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1985.
5. Yalovenko G.V. Russkie hudozhestvennye laki. Moskva: Vsesoyuznoe kooperativnoe izdatel'stvo, 1959.
6. Kolesova O.A. Paleh ipaleshane. Putevoditel'. Ivanovo: Referent, 2010.
7. Kosogorova L.V., Neretina L.V. Osnovy dekorativno-prikladnogo iskusstva: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2012.
8. Krasnova M. Tema vojny v tvorchestve N.M. Zinov'eva. Iskusstvo Paleha i obrazovanie: po materialam Bakushinskih i Zinov'evskih chtenij. 20-21 maya 2008 g. Shuya: OAO «Shujskaya tipografiya», 2008.
9. Ershova L.V. Dialog kul'tur kak odin iz vazhnejshih principov realizacii obrazovatel'noj funkcii narodnogo iskusstva: regional'nyj aspekt. Sovremennye problemy naukii obrazovaniya. 2013. № 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10301
10. Nekrasova M.A. Mery gosudarstvennoj zaschity narodnyh promyslov - tradicionnoj narodnoj kul'tury. Chem vyzvana neobhodimost' gosudarstvennoj podderzhki? Neobhodimost' gosudarstvennogo vmeshatel'stva v razreshenie problem narodnyh promyslov, narodnoj kul'tury v celom. Narodnoe iskusstvo Rossii v sovremennoj kulture. Avt.-sost., nauchn. red. M.A. Nekrasova. Moskva: Kollekciya M, 2003; 241 - 253.
11. Maksimovich, V.F. Vozrozhdaem tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Rossii. i ochen' uspeshno! Rektor vuza. 2011; 10: 22 - 27.
12. Maksimovich V.F., Serebryakova E. Rektorskaya praktika. Vestnik vysshejshkoly. 3 (116) mart 2016. 1-2.
13. Nekrasova M.A. Sto let spustya. Vzglyad na perspektivu. Narodnoe iskusstvo. Russkaya tradicionnaya kul'tura ipravoslavie. XVIII-XXI vv. Tradicii i sovremennost'. Avt.-sost., nauchn. red. M.A. Nekrasova. Moskva: Soyuz Dizajn, 2013; 589-606.
14. Besshaposhnikova Yu.A. Holujskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo. Uchebnik dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly». V 2-h chastyah. Pod nauch. red. V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI, 2015.
15. Besshaposhnikova Yu.A. Vystavochnaya deyatel'nost' studentov holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi, obuchayuschihsya v Vysshej shkole narodnyh iskusstv (institute). Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. 2012; 1. Available at: http://www.dpio.ru/arxiv/v1/v2.htm
16. Nekrasova M.A. Sto let spustya. Vzglyad na perspektivu. Narodnoe iskusstvo. Russkaya tradicionnaya kul'tura i pravoslavie. XVIII-XXI vv. Tradicii i sovremennost'. Avt.-sost., nauchn. red. M.A. Nekrasova. Moskva: Soyuz Dizajn, 2013; 589 - 606.
Статья поступила в редакцию 02.02.18