Научная статья на тему 'Сохранение и развитие исторических традиций в профессиональной подготовке художника миниатюрной живописи холуйского филиала вшни'

Сохранение и развитие исторических традиций в профессиональной подготовке художника миниатюрной живописи холуйского филиала вшни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСКУССТВО / ИКОНОПИСЬ / ТРАДИЦИЯ / ШКОЛА / ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безина И. А.

В статье автор рассматривает историческую взаимосвязь народных художественных традиций древнерусской живописи и лаковой миниатюры. Профессиональное образование в области холуйской лаковой миниатюрной живописи способствует сохранению и развитию традиционной художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Безина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранение и развитие исторических традиций в профессиональной подготовке художника миниатюрной живописи холуйского филиала вшни»

И.А. Безина,

Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи им. Н.Н. Харламова

Высшей школы народных искусств (института).

Сохранение и развитие исторических традиций в профессиональной подготовке художника миниатюрной живописи холуйского филиала ВШНИ

Холуйский филиал ВШНИ им. Н. Н. Харламова является уникальным образовательным учреждением, которое дает прекрасные творческие результаты, способствующие развитию не только личности самого художника, но и зрителя. В настоящее время в основе процесса обучения лежит глубокое изучение и развитие исторических традиций этого промысла.

Холуйская лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше -удивительное явление русской культуры. Она стоит в ряду таких уникальных центров лаковой живописи, как Федоскино, Палех, Мстера. Искусство Холуя представляет собой не только самостоятельный вид лаковой миниатюрной живописи, но и сформировавшуюся на протяжении двух веков школу иконописи, декоративной живописи, основанные на художественных традициях древнерусской живописи.

Первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре, которые и обучали холуян.

В те далёкие времена икона от начала до конца расписывалась одним мастером, а потому была настоящим произведением искусства. Но такие иконы исполнялись по заказам монастырей, вельмож, любителей искусства. Для народа существовали другие иконы - расхожие. Стоили они дешево, поэтому мастерам приходилось писать их неимоверно много, следовательно и качество было низкое.

Художественное образование в Холуе существовало как семейное обучение, либо методом ученичества, «подсадничества», когда ученик закреплялся за мастером, и наблюдал за его практической работой, вначале выполняя несложные работы технического характера, которые, по мере

накопления учеником знаний и навыков все более усложнялись.

Вот как характеризует семейное обучение Г. Яловенко: «сложные

профессиональные навыки из рода в род передавались отцами сыновьям, которых

с ранних лет приучали владеть кистью, уметь видеть и создавать красоту в

художественных произведениях. В результате многовекового наследственного

усвоения и усовершенствования традиционных художественно-технических

приемов сложился особый вид декоративной церковной живописи и тип мастера-

иконописца с необычайно развитым глазомером и профессионально

натренированной рукой, мастера-виртуоза, который каллиграфически уверенно и

точно мог воспроизвести любой иконописный рисунок, найти правильный

масштаб и пропорции изображения, вписать это изображение в любую форму

иконы или участка церковной стены, сохранить расписываемую поверхность как

определяющую основу художественно-декоративного строя иконописи,

безошибочно угадать нужное соотношение тонов» [4,с. 11]. Таким образом,

традиции иконописания передавались веками из поколения в поколение.

Необходимость серьёзного изучения иконописного мастерства не только,

как кустарного производства, заставила искать способы профессионального

обучения. Было несколько попыток создания такой школы и по последним

данным иконописный класс при 2-х классном училище был образован в 1874 году,

который позднее в 1883 году был преобразован в иконописную школу.[5]

Задача Холуйской школы заключалась в том, чтобы дать возможность

ученикам изучить историю иконописания в России и под руководством опытных

художников усвоить лучшие приемы техники письма, сохраняя древние традиции

иконописи в условиях повсеместного машинного производства икон, которое

постепенно вытесняло подлинные произведения религиозного искусства.

Настоящим расцветом школы можно считать время преподавания в ней

Николая Николаевича Харламова - выпускника Петербургской Академии

художеств. С 1892 по 1901 годы работал он заведующим Холуйской иконописной

школой. Его значение для искусства Холуя переоценить трудно. Приехав и

возглавив школу в 1892 году, он поднял её на небывалую высоту. Программа

обучения была расширена им преподаванием перспективы, костной и мышечной

4

анатомии. Он знакомил учащихся с важнейшими памятниками византийского и древнерусского искусства, с принципами иконографии. Стиль Н. Н. Харламова основывается на древних традициях иконописания, преобразованных знаниями академической школы и современных тенденций в искусстве, который остаётся и сейчас. [3]

После событий 1917 года профессия иконописца становится запретной и мастера Холуя делают попытки создания искусства, необходимого народу. Большую пользу делу становления нового искусства Холуя принесли советы профессора института художественной промышленности А. В. Бакушинского. Он говорил о том, что основное направление холуйских художников должно быть чисто живописным, т. к. иконы харламовского времени писались в духе реалистической живописи, а для возрождения современной миниатюры полезно заимствовать красивое понимание цвета, чрезвычайно строгую разработку сюжета, обобщение линий, ясность и чёткость рисунка.

В результате упорного труда : оплодотворённая величайшей традицией древнерусского искусства миниатюра вышла из стадии эксперимента и стала искусством.

Организованная в 1943 году профтехшкола сыграла решающую роль в деле дальнейшего развития своеобразной росписи на папье- маше в стиле холуйского письма. Процесс обучения миниатюре остаётся всё тем-же, что и в иконописной школе, поскольку преподавателями исполнительского мастерства были основатели холуйского искусства - бывшие иконописцы, миниатюристы-практики. Спецификой обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи являлось изучение и понимание иконографической основы изобразительного языка искусства миниатюры.

От древнерусской живописи холуйская лаковая миниатюрная живопись унаследовала: художественные материалы (яичная темпера, металлы) и метод живописи. Но в то же время в этом искусстве есть много других, новых особенностей, новых элементов и форм, которые, соединяясь с традиционными элементами, существенно преобразуют, видоизменяют их. Изменился пейзаж,

архитектура, орнамент, сюжеты и их идейно-художественная направленность.

5

Стилистику традиционной холуйской лаковой миниатюры определяют: живописная декоративность (при этом сохраняется близость к реалистическому изображению); цветовая гамма либо в теплом колорите, где доминируют охристо-оранжевые оттенки, либо в холодном, когда преобладает сине-зеленая гамма цветов; активное выделение главных сюжетных персонажей; условность линейной и воздушной перспективы; обобщение дальнего плана; детальная проработка переднего плана, повествовательность композиции (многоклеймовость); используется как черный фон, так и живописный; золото и алюминий применяют только при изображении металлических элементов и орнаментов, обрамляющих живопись и кузовок; в орнаменте часто используют цвет.[2] Холуйская лаковая миниатюрная живопись не идентична иконописи. Вобрав в себя многое от древнерусского искусства, она выработала новые композиционные и технические приемы, новые пластические формы, новое содержание.

Каждый художник холуйской лаковой живописи, в рамках традиции, должен найти собственный стиль. И.Я. Богуславская отмечает « настоящими художниками становятся лишь те, кто воспринял местную школу и традиции органично, как подлинное творчество, а не сумму навыков и приемов ремесла». [1,с.16]

Умение создать высокохудожественное изделие, в котором традиционное искусство получает совершенно новое, современное звучание - главная задача Холуйского филиала ВШНИ. Путь от возникновения замысла до его воплощения требует от обучаемого самых различных умений - от создания грамотного эскиза - до разбора сложнейших решений в работе. Художник-мастер должен владеть выразительными средствами, знать закономерности колорита и правила построения формы, выполнять эскизы своего изделия и, в конечном итоге, представить грамотный проект.

Подготовка художника-миниатюриста в Холуйском филиале ВШНИ

ведётся с учетом реальных общественных и личностных потребностей, новых

тенденций в развитии художественной культуры и сохранения древнерусских

традиций иконописи. В процессе обучения лежит тщательное изучение истоков

6

традиционной лаковой живописи - школ иконописи и произведений основоположников традиционной лаковой миниатюры, без которого собственное творчество не может развиться. Наряду с практическими дисциплинами немалое внимание уделяется теоретическим предметам: истории народных промыслов, истории искусств, истории русских художественных лаков, истории мировой культуры и другим предметам, дающим молодым специалистам необходимую широту кругозора.

В результате изучения традиций и совершенствования приёмов разработана инновационная педагогическая модель обучения холуйской лаковой миниатюрной живописи. Студенты Холуйского филиала им. Н. Н. Харламова получают художественное образование и эстетическое воспитание, как неотъемлемую часть духовной культуры, творческому восприятию натуры, её образном переосмыслении с учётом специфики миниатюрной живописи с сохранением исторических традиций, что позволит будущим художникам -миниатюристам вписать собственное видение в общий контекст современного прикладного искусства.

Список литературы:

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сборник статей. - Л.: Художник РСФСР, 1981. - 374 с., С.16-43.

2. Денисова С. Н. Формирование творческой готовности в профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. канд. пед. наук, С-Петербург 2012. - 146с.

3. Печкин М.Б. Вершина и корни. - Иваново, «Новая Ивановская газета», 2008. 135с.

4. Яловенко Г.В. Русские художественные лаки./ Г.В. Яловенко. - М.: КОИЗ, 1959. - 50 с., 15 рис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.