ция, текст № 2 - рекомендательная, текст № 3 - описательная. Цель этого задания - научить учащихся определять виды аннотации по индивидуальным особенностям.
Выполнение тренировочных упражнений поможет учащимся лучше усвоить специфические особенности аннотации и использовать их на практике. Если текст (рассказ) по объему маленький, то его можно прочитать в классе. В следующем задании учащиеся должны ответить на вопрос - В каком предложении сформулирована основная мысль рассказа? Можно ли дать другое название рассказу? Выполнение этого задания требует от учащихся логического рассуждения и навыка находить в тексте основное. После чего учащиеся отмечают в тексте смысловые части: зачин, основную часть, концовку и устанавливают, что тип текста повествовательный. В рассказе события излагаются хронологически. Рассказ состоит из завязки, основной части, развязки. На вопрос: Как в рассказе достигается смысловая целостность? Учащиеся отвечают, что смысл целостности достигается единством действующих лиц, событий, глаголами со значением последовательности.
Важным этапом в обучении аннотированию является словарная работа. Отвечая на каждый вопрос и выполняя задание, учащиеся анализируют и усваивают содержание произведения.
Библиографический список
Далее учащиеся находят в тексте ключевые моменты и составляют план, пересказывают рассказ по плану и отмечают основные пункты плана.
Перед тем, как написать окончательный текст аннотации, готовятся опорные слова, которые будут использованы при написании аннотации. Цель задания - научить правильно оформить начало аннотации. После чего учащиеся пишут аннотацию на рассказ [3, с. 23].
Таким образом, полученные навыки писать сочинения в малых жанрах следует эффективно использовать в процессе изучения художественной литературы [4, с. 10].
На уроках башкирской литературы можно активно использовать аннотацию для контроля над самостоятельной работой с произведениями, предназначенными для внеклассного чтения. Ученик в течение четверти делает в тетради для внеклассного чтения аннотации на прочитанные произведения. В конце четверти учитель на основании этих аннотаций делает выводы о самостоятельной творческой работе ученика.
В заключение следует сказать, что аннотирование текста даёт широкие возможности проявления и развития творческих, литературно-художественных склонностей и способностей учащихся [5, с. 12].
1. Аккужина Ф.А. К вопросу об информационной заметке. Язык и культура: проблемы соотношения и взаимодействия: Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию доктора филологических наук, профессора, академика АН РБ, заслуженного деятеля науки РБ Зайнуллина М.В. Уфа: БашГУ, 2015: 15 - 19.
2. Хуснутдинова Ф.А. Обучение творческим письменным работам малого жанра. Стерлитамак: СГПА, 2003.
3. Хуснутдинова Ф.А. Сочинения в газетных жанрах. Уфа: БГУ, 2005.
4. Аккужина Ф.А. Лингвистические особенности публицистического стиля. Современные парадигмы лингвистических исследований методы и подходы: Международная научно-практическая конференция. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2015: 11 - 14.
5. Аккужина Ф.А. Развитие творческой письменной речи. Тюркский текст в смысловом пространстве литературы и культуры: материалы Всероссийской (с международным участием) очно-заочной научно-практической конференции. Стерлитамак: СФ БашГУ, 2015: 9 - 12.
References
1. Akkuzhina F.A. K voprosu ob informacionnoj zametke. Yazykikul'tura: problemysootnosheniya i vzaimodejstviya: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 80-letiyu doktora filologicheskih nauk, professora, akademika AN RB, zasluzhennogo deyatelya nauki RB Zajnullina M.V. Ufa: BashGU, 2015: 15 - 19.
2. Husnutdinova F.A. Obuchenie tvorcheskim pis'mennym rabotam malogo zhanra. Sterlitamak: SGPA, 2003.
3. Husnutdinova F.A. Sochineniya vgazetnyh zhanrah. Ufa: BGU, 2005.
4. Akkuzhina F.A. Lingvisticheskie osobennosti publicisticheskogo stilya. Sovremennye paradigmy lingvisticheskih issledovanij metody ipodhody: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sterlitamak: SF BashGU, 2015: 11 - 14.
5. Akkuzhina F.A. Razvitie tvorcheskoj pis'mennoj rechi. Tyurkskij tekst v smyslovom prostranstve literatury i kul'tury: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) ochno-zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sterlitamak: SF BashGU, 2015: 9 - 12.
Статья поступила в редакцию 02.01.17
УДК 377; 378
Aleksandrova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Research Innovative Center of Traditional Applied Art, The High School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: profped@bk.ru
Besshaposhnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Lacquer Miniature Painting, The High School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: Julia_avengeronvna@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF LACQUER MINIATURE PAINTING IN REGIONS OF RUSSIA. The authors trace the formation of professional education in the field of lacquer miniature painting in regions of Russia. The main attention is directed to the history of development of life-long education in the field of Kholuy lacquer miniature painting. The authors estimate training of artists in the average professional education at the level of training of the copyist painters having great skills of copying of works of Kholuy lacquer miniature painting and in small degree of own creative compositions performing development, which, however, are necessary for development of art of the Kholuy. It in turn confirms the need of the higher education in this sphere. The higher education institution opened in 2003 the High School of Folk Arts teaches specialists of lacquer miniature painting capable to create author's highly artistic. In the article the entities which give the chance to graduates of institute to continue the professional activity and to develop art of Kholuy lacquer miniature painting are specified. The provided material allows drawing a conclusion that there are prospects of development of professional education, interest of the society in the highly qualified personnel capable to keep traditions and to create unique creative works.
Key words: Kholuy lacquer miniature painting, professional education, school of apprenticeship, professional technical school, art school, higher education in the field of lacquer miniature painting.
Н.М. Александрова, д-р пед. наук, проф., директор Научно-исследовательского инновационного центра традиционного прикладного искусства, ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, Е-mail:profped@bk.ru
Ю.А. Бесшапошникова, канд. пед. наук, доц. каф. лаковой миниатюрной живописи, ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, Е-mail: Julia_avengerovna@mail.ru
СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ В РЕГИОНАХ РОССИИ
Авторы прослеживают становление профессионального образования в области лаковой миниатюрной живописи в регионах России. Основное внимание направлено на историю развития непрерывного образования в области холуйской лаковой миниатюрной живописи. Авторы оценивают обучение художников в среднем профессиональном образовании на уровне подготовки художников-копиистов, обладающих высоким мастерством копирования произведений холуйской лаковой миниатюрной живописи и в малой степени осуществляющих разработку собственных творческих композиций, которые, однако, необходимы для развития искусства Холуя. Это в свою очередь подтверждает необходимость высшего образования в данной области. Открытое в 2003 году высшее образовательное учреждение «Высшая школа народных искусств» ведёт подготовку специалистов лаковой миниатюрной живописи, способных создавать авторские высокохудожественные. В статье указаны предприятия, которые дают возможность выпускникам института продолжать свою профессиональную деятельность и развивать искусство холуйской лаковой миниатюрной живописи. Представленный материал позволяет сделать вывод, что есть перспективы развития профессионального образования, заинтересованность общества в высококвалифицированных кадрах, способных сохранять традиции и создавать уникальные творческие произведения.
Ключевые слова: лаковая миниатюрная живопись, профессиональное образование, школа ученичества, профтехшкола, художественное училище, высшее образование в области лаковой миниатюрной живописи.
В Подмосковье в 1876 году существовало 20 лаковых промыслов, на них работали 240 человек [1]. Свои промыслы имели: Захар Петров в деревне Сорокино, Степан Филиппов в деревне Новосельцево (их мастерские располагались вокруг с. Жостова), Михаил Борисов в Тверской губернии.
К 1912 году трудовая артель бывших мастеров с фабрики Лукутиных в с. Федоскине насчитывала 14 человек и 9 учеников [7]. Вскоре после создания артели в пожаре сгорели мастерские, и после, при участии С.Т. Морозова, в соседней деревне Семе-нищево было отстроено новое здание производств артели. В них входило пять отделений: контора со складом, опиловочная мастерская, полировочная, живописная мастерская, лакировочная комната. Было и специальное оборудование: прессы и шкафы для просушки изделий. Успехи артели были отмечены в 1913 году на второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде серебряной медалью. В артели была создана школа кустарного ученичества, а позднее художественное училище лаковой миниатюры.
В школе изготовлялись наглядные пособия. Например, пособие по изготовлению броши из папье-маше содержало следующие стадии ее изготовления: вырезка брошки из картона, про олифление и просушка в жарочном шкафу, подготовка под заклейку, заклепывание и приделывание булавки, зашпатлевка и подготовка под лак, лакировка и подготовка под живопись, зама-левка, окончательная отделка.
Мастера артели использовали для изготовления своих изделий образцы и рисунки живописи по папье-маше из Кустарного музея Московского губернского земства. Не всегда изделия из Федоскина имели высокий уровень мастерства, была и проблема с качеством лака. Однако артель сохраняла традиции стиля и мастерства лукутинского дела. Подражая работам скульптора и графика Ф.П. Толстого, мастера артели использовали сочетание золотистого фона с черным силуэтом фигур ииспользовали эту технику в многофигурных композициях с бытовыми и жанровыми сценами. Федоскинская артель просуществовала до 1916 года.
В советское время возникли еще три промысла лаковой миниатюрной живописи: в с. Палех Ивановской области (1924 г.), в п. Мстера Владимирской области (1932 г.), в с. Холуй Ивановской области (1934 г.).
Все эти промыслы заимствовали процесс изготовления изделий из папье-маше у федоскинских мастеров. Ранее Палех, Мстера и Холуй были центрами древнерусской живописи -иконописи. Перейдя на лаковую миниатюрную живопись, они создали принципиально новое искусство [6, с. 19]. В палехской лаковой миниатюре лирические пейзажи перемежались со сказочными сюжетами. Более живописными были произведения из Мстеры, в них нашли отражение образы природы, бытовые сюжеты, исторические и сказочные темы. Холуйские мастера сочетали в своем искусстве повышенную цветовую декоративность с реальными формами.
На изделиях из папье-маше в вышеназванных центрах лаковой живописи пишут миниатюры желтковой эмульсионной темперой. Яичная эмульсия использовалась еще в Древнем Египте как связующее вещество. Темперная живопись многослойная. После высыхания темперный слой приобретает твердость и плотность, не сморщивается и не входит в грунт на папье-маше. Для темперной живописи нужен особый грунт на папье-маше. Это темперные белила, накладываемые в местах предполагаемой
росписи в 2-3 слоя. Палехские и холуйские художники заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную, прочищенную под живопись поверхность изделия.
Перевод рисунка па изделие из папье-маше в Палехе, Мсте-ре, Холуе проводится иначе, чем в Федоскино. Для этого обратную сторону рисунка на тонкой бумаге (кальке) протирают порошком коричневой, желтой или красной краски. Далее, положив рисунок на коробку, аккуратно обводят его контуры тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку, и в результате на поверхности коробки остается четкий след изображения [6, с. 23].
Живописцы перед работой разводят желтковую эмульсию и на ее основе творят краски. Палехские, мстёрские и холуйские миниатюристы пользуются красочными порошками фабричного производства, их смешивали с желтковой эмульсией пальцем в деревянных чашечках. Набор чашечек образовывал палитру.
Особую технику имеет живопись на папье-маше. Миниатюрная живопись в Палехе, Мстере, Холуе часто обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Когдароспись завершена, поверхность многократно (до 6 раз) покрывается слоями светлого лака, после чего изделие шлифуется и полируется.
В перечисленных выше центрах лаковой миниатюрной живописи постепенно создаются профессиональные учебные заведения, обеспечивающие квалифицированными кадрами артели, художественные мастерские.
В 1943 по Постановлению Правительства СНК РСФСР № 128 от 7 февраля на базе школы бригадного ученичества в Холуе открывается художественная профтехшкола [10]. Данным постановлением были намечены и другие пути развития холуйского искусства: организованы заготовительные цеха по изготовлению изделий из папье-маше, выделены средства на хозяйственные нужды, приобретение литературы и для переподготовки мастеров, переходящих с масляной живописи на миниатюру [2, с. 15].
Срок обучения в профессионально-технической школе составлял четыре года. Первые занятия начались 15 апреля. Базовое образование у будущих художников было разным - от 4 до 7 класса [9, с. 45 - 46]. Правительство поддержало открытие профтехшколы, помогало материально: выделило средства на оборудование учебных классов, покупку материалов, учебных пособий, питание учащихся. После иконописной школы сохранилась часть гипсовых скульптур, орнаменты, слепки частей тела человека, каркасы и другие наглядные пособия [10], это значительно помогло в организации учебного процесса. Основной задачей профтехшколы являлась подготовка мастеров лаковой миниатюрной живописи, способных развить и утвердить новое искусство. К.В. Костерин разработал программы по основным дисциплинам, основываясь на методах и системе обучения в иконописной школе.
Учебные дисциплины «Производственное обучение» и «Композиция» преподавали основоположники холуйской лаковой миниатюрной живописи К.В. Костерин, В.Д. Пузанов-Молёв, С.А. Мокин (до 1945 года). Они старались выявить в студентах индивидуальные способности. В основном работа велась над созданием собственных творческих композиций, которые начинали разрабатывать с первого курса, копий почти не делали, особое внимание они уделяли технике письма, стилю Холуя. Нередко при выполнении собственных творческих композиций учащимся приходилось несколько раз смывать живопись с изделий из папье-маше, чтобы достичь желаемого результата в ото-
бражении творческой идеи. Рисунок, живопись и анатомию преподавал П.Н. Киселёв. Он требовал, чтобы молодые художники больше рисовали, часто водил их на этюды, тем самым прививал любовь к природе [9, с. 48]. В 1945 году в Холуй был направлен выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев, он стал преподавать в профтехшколе рисунок и живопись, а также был руководителем артели.
В январе 1947 года состоялся первый выпуск в количестве четырнадцати человек, среди них были Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов и др. Всем выпускникам выдали по одной шкатулке из папье-маше. Лучшие учащиеся получали похвальные грамоты и денежные вознаграждения. Выпускникам присваивали от 2 до 5 разряда или с 3 по 6, в зависимости от требований Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС).
В профтехшколе был опыт осуществления обучения методом подсадничества. Так был обучен ученик В.А. Белов, прикрепленный к С.А. Мокину. В дальнейшем В.А. Белов продолжал свою творческую деятельность, создавая уникальные произведения холуйской лаковой миниатюрной живописи.
В 1949 году Управлением учебных заведений Роспромсове-та была дана установка готовить мастеров-копиистов, а не творческих работников. Профтехшколе предоставили программу Федоскинской школы с требованием обязательного ее исполнения. В ней большое внимание уделялось копированию с репродукций станковой живописи. Сократилось количество учебных часов на рисунок, живопись, композицию. Спустя некоторое время учебные программы были приближены к прежним, берущим свое начало от иконописных школ.
В 50-е и 60-е годы ХХ в. улучшаются условия для образовательного процесса. Достроилось здание учебного корпуса, которое представляло собой двухэтажное деревянное здание. Каждой группе выделялась отдельная мастерская, в которой проходили занятия по производственному обучению, имелись два оборудованных класса рисунка и живописи, класс общеобразовательных дисциплин, зал для проведения физкультуры. В профессионально-техническом училище создана своя библиотека, ежегодно пополняющаяся художественной литературой, репродукциями, книгами по искусству. В учебный процесс была введена непосредственная работа студентов с художниками холуйской лаковой миниатюрной живописи. Студентов, обучающихся на последнем курсе, во время проведения производственной практики прикрепляли к мастерам артели по два практиканта на одного художника. Такая практика улучшала качество художественного письма и совершенствовала приемы работы учащихся. По срокам она длилась два с половиной месяца.
В 1975 году было построено общежитие, что способствовало расширению контингента поступающих, стали приезжать со всей страны, что позволяло выполнять набор лучших учащихся. В 1989 году Холуйская художественная профтехшкола преобразована в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи.
С 1990 по 1995 годы осуществлялся набор студентов на пятилетнее обучение, последний выпуск был в 2000 году. Расширилась учебная программа, появились новые дисциплины, а именно: «Народный орнамент», «Иконопись», «Шрифты», «Моделирование».
С 1995 года срок обучения студентов составлял четыре года. В училище велось углубленное изучение традиций. Основными профессиональными дисциплинами являлись рисунок, живопись, композиция, иконопись, исполнительское мастерство, народный орнамент, среди общеобразовательных - история искусств. Для расширения кругозора студентов велось преподавание русского и иностранного языков, естествознания и гуманитарных наук.
В 1996 году, согласно приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.03.1996 года № 330, училище передается из ведения АООТ «Росместпром» в введение Министерства образования России [8, с. 7].
Постановлением главы администрации Ивановской области № 346 от 17.04.2000 года Холуйскому художественному училищу присвоено имя Академика живописи Николая Николаевича Харламова [10, с. 28].
В 90-е годы для поощрения молодых талантов в училище учреждены персональные стипендии: по итогам сессии за высокий уровень обучения присуждается премия имени академика живописи Н.Н. Харламова, ежемесячно вручаемая лучшим студентам, за лучшие работы по специальным дисциплинам присуждается премия имени Е.А. Зарина, за высокое качество
выполнения работ по живописи присуждается премия имени У.А. Кукулиева.
В 2000 году Холуйское художественное училище миниатюрной живописи переименовано на Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова.
Обучение художников в области холуйской лаковой миниатюрной живописи в среднем профессиональном образовании осуществляется на уровне подготовки художников-копиистов, обладающих высоким мастерством копирования произведений холуйской лаковой миниатюрной живописи и в малой степени осуществляющих разработку собственных творческих композиций, которые, однако, необходимы для развития искусства Холуя. Данный факт утверждает необходимость высшего образования в данной области.
В 2003 году в Санкт-Петербурге была создана Высшая школа народных искусств (институт) - уникальное и единственное в России (в мире) государственное образовательное учреждение высшего образования в области традиционного прикладного искусства по конкретным видам [4, с. 23]. В 2004 году произведен первый набор студентов из различных центров народных художественных промыслов. Первый набор выпускников Холуйского художественного училища имени Н.Н. Харламова в Высшую школу народных искусств был осуществлен в 2005 году в количестве 8 человек. Образовательная программа была основана по сокращенной программе четырех годичного обучения по специальности «Декоративно-прикладное искусство», специализации «Художественная роспись (холуйская лаковая миниатюрная живопись)». Таким образом, было положено начало непрерывному профессиональному образованию в области холуйской лаковой миниатюрной живописи, где среднее образование являлось необходимой базой для дальнейшего получения высшего образования.
Выпускники училища уже владели знаниями, навыками и умениями в области материаловедения и специальной технологии, приемами исполнительского мастерства в холуйской лаковой миниатюре. Поэтому профессиональные дисциплины «Проектирование» и «Материаловедение, технология и производственное обучение», целью которых являлось создание собственных творческих проектов и воплощение на изделиях, направлены на формирование гармоничной, творческой личности художника холуйской лаковой миниатюрной живописи с высшим образованием. Студенты Высшей школы народных искусств успешно защитили дипломные работы. Дипломные работы 2010 года были высоко оценены на защите председателем ГАК академиком Российской Академии художеств М.А. Некрасовой, которая отмечала, что «выпускные работы этого направления традиционного прикладного искусства, обозначили развитие холуйской миниатюрной живописи на десятилетия вперед». Данное мнение было поддержано и рецензентами, ведущими сотрудниками Русского музея и Государственного Эрмитажа.
В книге «Народное искусство. Русская традиционная культура и православие ХУШ-ХХ1 вв. Традиции и современность» М.А. Некрасова отмечает: «Будучи четыре года председателем ГЭКа в ВШНИ, я могу теперь с удовлетворением отметить не только рост профессиональный, но и от года к году формирование направлений деятельности Высшей школы, возрождающей народные традиции... выпускники холуйского училища миниатюрной живописи, окончив Высшую школу, возвращаются на промысел с работами более высокого качества, имея рост в образном решении новых тем и в создании новых форм изделий, что, несомненно, будет способствовать развитию общего уровня деятельности промысла» [5, с. 591].
В 2011 году приказом № 2141 от 15 июля 2011 года Холуйское художественное училище имени Н.Н. Харламова было присоединено к Высшей школе народных искусств и получило новое наименование «Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова «Высшая школа народных искусств (институт)». Создание филиала сделало впервые возможным получение высшего образования непосредственно в уникальном центре многовекового традиционного прикладного искусства обучающимся, как правило, из числа местного населения, их закрепления в местах постоянного проживания и как результат -возрождение, сохранение и развитие конкретных видов самого традиционного прикладного искусства [4, с. 25].
В 2011 году в сфере среднего профессионального образования срок обучения сократился до 2 лет 10 месяцев. Это в достаточной мере повлияло на подготовку студентов. Данный срок обучения является недостаточным для подготовки будущих