Научная статья на тему 'Особенности обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи'

Особенности обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ОБУЧЕНИЕ / ИКОНОПИСЬ / МИНИАТЮРА / РИСУНОК / ТРАДИЦИЯ / СТИЛИЗАЦИЯ / ДЕКОРАТИВНОСТЬ / МЕТОД / ПРИЁМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безина И. А.

В статье автор рассматривает художественные традиции центров лаковой миниатюры в процессе обучения живописи, включающем изучение и применение стилистических особенностей лаковой миниатюрной живописи и комплекса изобразительных средств с учётом региональных культурно-исторических традиций и определяющем уровень мастерства и искусности в освоении и использовании живописных приёмов при выполнении художественных произведений в области лаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи»

Безина И. А., старший преподаватель Холуйского филиала Высшей школы народных искусств (института)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ ЛАКОВОЙ

МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье автор рассматривает художественные традиции центров лаковой миниатюры в процессе обучения живописи, включающем изучение и применение стилистических особенностей лаковой миниатюрной живописи и комплекса изобразительных средств с учётом региональных культурно-исторических традиций и определяющем уровень мастерства и искусности в освоении и использовании живописных приёмов при выполнении художественных произведений в области лаков.

Ключевые слова: живопись, обучение, иконопись, миниатюра, рисунок, традиция, стилизация, декоративность, метод, приём.

Bezina I. A., senior teacher of Holuysky branch of the Higher school of folk arts (institute) [email protected]

SPECIAL ASPECTS OF PAINTING TEACHING FOR INTERMEDIATE VOCATION EDUCATION IN MINIATURE LACQUER PAINTING

Summary. In this article the author considers the art traditions of the centers of a miniature lacquer painting in the course of painting training that includes studying and practicing of stylistic features of miniature painting and a complex of graphic means taking into account regional, cultural and historical traditions and also defining the level of skills and mastery when developing the artistic device and performing the works of art as applied to miniature lacquer painting.

Keywords: painting, training, iconography, miniature, drawing, tradition, stylization, decorative effect, method, artistic device.

Уникальное искусство лаковой миниатюрной живописи известно во всём мире, благодаря деятельности четырёх старинных промыслов, расположенных в местах их традиционного бытования: село Федоскино (Московская область), село Палех (Ивановская область), поселок Мстёра (Владимирская область), село Холуй (Ивановская область).

Приоритет сохранения и преумножения традиций лакового искусства тесно связан с процессом совершенствования системы среднего профессионального образования. Проведенный нами мониторинг состояния подготовки художников в области лаковой миниатюры показал, что особое место в процессе профессиональной подготовки обучающихся отводится живописи как одной из основных базовых учебных дисциплин.

Учебные программы по живописи, используемые в настоящий момент в образовательных учреждениях, не отражают декоративного видения окружающего мира, являющегося обязательным компонентом формирования творческого мышления художника народных художественных промыслов. В их содержании отсутствует непосредственная связь с исторически сложившимися декоративно-композиционными и художественными традициями русских лаков. Учебные пособия по живописи, предназначенные для обучения художников в этой области, не учитывают специфики конкретного вида лаковой миниатюрной живописи. Отсутствие дифференциации в этих пособиях влияет на качество профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования в области лаковой миниатюры.

Согласно мнению заведующего кафедрой живописи Высшей школы народных искусств Н.Г.Кузнецову «...назрела потребность реализации профессиональной подготовки по предмету «живопись» на более высоком уровне, что должно позитивно отразиться на уровне качества исполнения произведений традиционного прикладного искусства» [8, 47].

В настоящее время в образовательный процесс внедрены современные условия, формы и методы обучения живописи с целью погружения в сущность лакового искусства.

В нашем исследовании были изучены, проанализированы и систематизированы стилистические особенности конкретного вида традиционного промысла, имеющего иконописные истоки создания, что и нашло отражение в предлагаемой нами таблице1.

Традиционные центры палехской, мстёрской и холуйской лаковой миниатюры, образовавшиеся в послереволюционный период XX века и имеющие схожие исторические условия развития и становления с уникальной системой художественного языка древнерусской живописи, позаимствовав у Федоскино материал для росписи папье-маше, создали собственное искусство лаковой миниатюрной живописи со своими специфическими особенностями в каждом центре, обусловленные местными художественными традициями [4]. Заметим, что Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше и свой художественный язык он нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера.

Таким образом, в процессе исследования нами установлено, что сложившиеся школы лакового миниатюрного письма имеют свою индивидуальную сущность и характерные стилистические особенности, которые развивались в течение многих десятилетий и опирались на основы древнерусской живописи-иконописи.

По мнению В.Ф. Максимович, термин «школа» не может рассматриваться как нечто неподвижное, установившееся раз и навсегда. На самом деле, это практическая творческая деятельность на основе традиций, их сохранения и современного воплощения в нашу жизнь.

Это понятие должно играть ведущую роль при определении содержания обучения в профессиональных школах - начальных, средних и высших образовательных учреждениях, где ведется подготовка уникальных мастеров -исполнителей, мастеров - художников и художников - педагогов по конкретному виду народной прикладной художественной культуры»[10, с. 135-136].

Таблица 1. Особенности традиционной Палехской, Холуйской и Мстёрской темперной лаковой миниатюрной живописи

Холуй

I

Мстера

Обшее

41 I

1.

2. 3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Единые исторические истоки становления промыслов (Владимирская губерния).

Иконописные истоки формирования и развития. Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в росписи (темперные краски на яичной эмульсии, сусальное золото и серебро, алюминий, кисти колонковые и беличьи от №0, до№5, подставка под руку).

Полуфабрикат изделий для росписи из папье-маше. Единые формы изделий.

Изобразительные мотивы и элементы (облака, горки, деревья, вода, одежда, фигура).

Условно-декоративная передача изображения. Живописно-орнаментальное решение изобразительного сюжета. Разработка и конкретизация деталей изобразительных мотивов цветом (Холуй, Мстера).

о,

Различия

Черный фон. Белильная подготовка( грунт) выполняется в местах наложения цвета с учётом лепки формы. Цветной фон, мягко приписанный к чёрному лаку. Белильная подготовка( грунт) легкая, выполненная в один приём. Цветной фон, имеющий резкие границы и окаймляющийся золотой линией. Белильная подготовка (грунт) плотная, выполняется в 2-3 слоя.

Мелкая графически-узорная проработка деталей (пейзажа, сюжета и др.) и нанесение контура листьев, облаков золотом. Крупная разработка деталей (пейзажа, сюжета и др.) с обобщенной силуэтно-орнаментальной трактовкой листьев цветом Мелкая узорная разделка деталей (пейзажа, цветов, сюжета и др.).

Лепка складок одежды ведётся декоративно и детально золотом Лепка складок одежды ведётся цветом обобщённо и более реалистично. Мелкая узорная разделка деталей (пейзажа, цветов, сюжета и др.).

Фигуры человека лёгкие, декоративно решенные, пропорции их вытянутые. Фигуры человека менее условны и более реалистичны в изображении. Фигуры человека более приземистые

Тяготение к преобладанию односюжетных композиций Тяготение к преобладанию повествовательности сюжета композиции (многоклеймовости). Тяготение к преобладанию односюжетных композиций

Цвет интенсивный, прописанный золотом. Цвет менее интенсивен, построен на сочетании контрастных тонов оранжевых, красных и коричневых с синими и изумрудно-зелеными. Цвет интенсивный. Преобладание градаций тоновых переходов.

Богатый орнамент с включением растительных и геометрических элементов Орнамент лаконичный с включением растительных и геометрических элементов более сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма. Орнамент с включением растительных и геометрических элементов

Тематика росписи (историческая, лирическая, сказочная, былинная, народный фольклор, архитектурный пейзаж) Тематика росписи (историческая, лирическая, сказочная, былинная, народный фольклор, пейзаж, архитектурный пейзаж) Тематика росписи (историческая, сказочная, былинная, народный фольклор, цветочная композиция, орнаментальная композиция, натюрморт, архитектурный пейзаж)

Особенно важно понимание роли традиции в обучении живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи.

Для познания теории декоративно-прикладного искусства в практической деятельности по созданию изделий лаковой миниатюры обучающимся необходимы знания законов цвета, являющегося одним из основных художественно-выразительных средств миниатюрной живописи. Современные исследователи убеждены, что «цвет глубочайшим образом включён в культурные традиции»[3, с. 5].

Любой цвет несёт определённый эмоциональный заряд и способен как отражать, так и провоцировать у человека то или иное эмоциональное состояние. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закреплённым в данной культурной традиции символическим смыслом [2].

О необходимости теоретических знаний по живописи и практических навыков работы с цветом писал В.В. Кандинский: «...студент должен быстро ориентироваться в характере цвета», «цвет должен быть изучаем, как он мыслится,

9

как он наблюдается в природе и каким он является в материале живописца - в форме красок». Художник-педагог полагал, что «школа, которая не в состоянии дать студентам планомерного познания всеобщей основы, не имеет права и не может называться школой» [7, с. 59] Этих же позиций придерживался и А. В. Бакушинский: «.учебная работа должна строиться на ясных и понятных студенту цветовых отношениях» [1, с. 164]. Каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом, нужна дисциплинирующая сила знания закономерностей его проявлений [6].

Таким образом, используя законы взаимоотношения цвета в решении конструктивно-колористических задач, будущий художник лаковой миниатюры успешно воплощает свои идеи в обучении живописи, а затем и в исполнении традиционных изделий в области лаков.

Для развития и передачи тонкости и изящества в лаковой миниатюре полезно использовать все основные формы изобразительного языка, основанного на преобразовании и стилизации природных форм, к которым относятся линия, пятно, силуэт.

Специфика линии должна дифференцироваться, чтобы вычленить изменяемые, преобразуемые, комбинированные элементы для создания новой формы.

Пользуясь преимущественно линией как самым условным и отчётливо «читаемым» изобразительным средством, древние живописцы изображали в сущности не отрезки видимости, а видимые предметы в их обобщённой «контурной» характеристике [11, с. 13]. Линией определяются границы форм элементов изображения, определяющие их от окружающего пространства.

Художественно-изобразительные и эстетические функции линии оцениваются разными критериями, но главный из них - соответствие линеарной трактовки элементов изображения общему художественному образу и стилистическому решению [11, с. 36].

Линия может обрисовывать форму, а может передавать пространство, прилегающее к этой форме. Характер линий в лаковой миниатюре различен, может быть разной толщины и выполнен с разным нажимом. В миниатюрной живописи линии называют «выразительными» или «живыми», выполняющие роль усиления композиционного живописного произведения.

Следовательно, линии в живописном произведении лаковых изделий превращены в средство, орнаментально объединяющее элементы изображения, структурирующие и украшающие его.

Пятно в миниатюрной живописи является элементом изображения, которое может быть обогащёно нюансами - различными оттенками цвета - или иметь различные тональные характеристики, иногда тональные градации цвета от светлого к тёмному. Контур пятна может быть жёстким и разнотональным: с одной стороны тёмным, с другой стороны светлым, расплывчатым по всему краю пятна или его отдельным частям.

Формы пятен бывают трёх типов, которые различаются по конфигурации: геометрическая форма (круг, треугольник, квадрат и др.); произвольная форма; силуэтновые пятновые изображения.

В лаковой миниатюре в основном применяют пятна одного типа - силуэтные, поскольку трактовка элементов в данном виде искусства в значительной степени определяет стилистическую направленность.

Силуэт является разновидностью пятна, который может обогащаться колористическими оттенками, связанный общим стилистическим решением произведения. Однако во всех случаях силуэты контрастны и смотрятся тёмными на более светлом фоне или светлым силуэтом на тёмном фоне. По данным нашего исследования, в русском искусстве силуэтная выразительность присуща русской иконописи, следовательно, силуэтная трактовка элементов изображения характерна и для живописных произведений в области лаков.

Основу традиционного прикладного искусства исторически составляет

стилизация изображаемых объектов окружающего мира (людей, одежды, животных, птиц, элементов пейзажа и т. д.)

В большом советском энциклопедическом словаре стилизация определяется как намеренная имитация художественного стиля, характерного для автора жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи, а в декоративном искусстве и дизайне это обобщение изобразительных фигур и предметов с помощью характерных приёмов.

По мнению Г.М. Логвиненко: «Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёмных и цветовых отношений» [107, 9].

Опираясь на многолетнюю практику обучения живописи, опыт преподавателей живописи будущим художникам традиционно-прикладного искусства (Н. Г. Кузнецов, Е. И. Васильева, П. Е. Серов и другие) в Высшей школе народных искусств (институте) и рассмотрев научные исследования в этой области, мы пришли к такому выводу, что в процессе обучения живописи будущим художникам лаковой миниатюры необходимо давать декоративные задания с использованием стилизации, представляющих собой систему художественных приёмов, трактующих реалистическую форму сообразно условно-плоскостного пространства, обусловленных особенностями миниатюрной живописи, которая выработала новые композиционные и технические приемы, новые пластические формы, новое содержание.

В процессе обучения живописи, решая художественные задачи декоративного изображения живописных этюдов через художественную стилизацию форм и глубинное проникновение в природу искусства, осуществляется творческий процесс определённого идейно-образного замысла, через художественное творчество.

С целью оптимизации образовательного процесса по художественной

дисциплине «Живопись» и для подготовки высококвалифицированного специалиста по лаковой миниатюрной живописи, а также для комплексной постановки и решения исследовательских задач, нами были разработаны в рамках учебно-методического комплекса учебная программа среднего профессионального образования по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и учебное пособие по дисциплине «Живопись», которые представляют методику обучения живописи будущих художников лаковой миниатюрной живописи.

Следует отметить, что обучение живописи построено с учетом характерных индивидуальных стилистических особенностей лаковой миниатюры.

Темы заданий в программе выстроены сообразно принципу «от простого к сложному». Структура уроков и алгоритм занятий предполагают обязательные практические и смешанные (теоретические и практические) типы проведения занятий. Практические занятия нацелены на формирование и развитие у обучающихся приёмов живописного изображения предметов и живой натуры с дальнейшей декоративной переработкой, а смешанные занятия построены с учётом непосредственного сочетания теоретического изложения требований к выполнению учебных заданий и их практического выполнения.

Декоративные задания выполняются на основе ранее выполненного живописного этюда, который имеет свою последовательность выполнения: поиск композиции (выполнение двух-трёх небольших эскизов); выполнение рисунка (определяются пропорции предметов, прорисовываются невидимые части предметов, намечаются границы света и тени); живописное решение работы цветом (нахождение тоновых и цветовых отношений между большими пятнами натуры с учетом общего тонового и цветового состояния постановки); моделирование объемов форм каждого предмета и обобщение живописной работы.

В процессе обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры,

целесообразно использовать приёмы обучения академической живописи,

выработанные как в отечественном, так и в зарубежном художественном

13

образовании и условно-декоративные приёмы лаковой миниатюры, приведённые в схеме 1

Схема 1. Живописные приёмы, применяемые в процессе обучения живописи в области лаковой миниатюрной живописи

В рамках нашего исследования, нами было выявлено понятие «живописный приём» - совокупность техник и технологий, направленных на определение и выявление выразительности цветового решения, используемых при создании образности с помощью художественно-выразительных средств.

В обучении академической живописи применяются такие материалы, как акварель и гуашь. Рассмотрим однослойную (алла-прима) и многослойную (лессировка, пастозная для гуаши) технику исполнения.

Алла-прима - это прямой, непосредственный метод живописи в техническом отношении очень эффективен. Его преимущество заключается в том, что все краски на любом участке картины наносятся в течение одного сеанса живописи или, по крайней мере, в период их высыхания.

Лессировка - способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачный слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок.

Пастозная техника в гуаши заключается в нанесении густой, непрозрачной краски на рабочую поверхность. Фактура, свет и тень на картинах, написанных в пастозной технике зависят не только от цвета, но и от формы и направления положенных мазков.

К приёмам акварельной техники и гуаши мы относим заливку, растяжку, мазки, текстурные эффекты.

Заливка - художественный прием, который часто используется для создания красивого фона с плавным переходом по цвету или тону.

Растяжка - это разбивка одного цвета на несколько тонов, например, от самого светлого тона до самого тёмного.

Мазок в живописи - след кисти с краской, оставленный художником на холсте, бумаги, картоне. Техника зависит от индивидуальной манеры художника, она очень разнообразна.

Текстурные эффекты - разбрызгивание, применение соли, отмывка водой жёсткой кистью - для акварели. Работа толстым слоем гуаши с помощью щетинной кисти.

Обучение декоративной живописи проходит в виде занятий, нацеленных на понимание смысла и процесса трансформации формы изобразительных мотивов в той стилистической трактовке, которая традиционно исторически закрепилась в миниатюрной живописи.

Особенностью решения декоративных живописных заданий является выполнение в той же последовательности, как и роспись традиционной лаковой миниатюрной живописи. Кроме того, специфичность декоративных работ созвучна с технологическим процессом лаковой миниатюры в применении желтковой темперы из натурального пигмента, творенного обучающимися вручную.

Применение в процессе живописи данного материала обоснованно тем, что темперные краски, связующим веществом которых является желток куриного яйца, должны легко смешиваться, хорошо ложиться на основание: бумагу или картон. Ими можно писать как многослойно, так и лессировочно. Краска должна лежать легко, прозрачно - так, как всё её пространство «дышит», как в иконописи. В процессе применения лессировочного смешения красок получается богатая цветовая гамма. Каждый слой при этом должен просушиваться, так как. при неправильном нанесении красок образуются трещины, отслаивание от бумаги, неправильное цветовое сочетание.

К условно-декоративным приёмам лаковой миниатюрной живописи относятся - роскрышь, пропись, полутон, пробела, притенение, насечка.

При работе цветом над выполнением декоративного задания, следуя иконописной традиции, роскрышь должна вестись корпусно чистыми цветами. Используя для раскрытия работы чистые цвета, неправильно думать, что нужно взять для каждого фрагмента роскрыши отдельный пигмент. Чтобы получить подходящий цвет, нужно соединить несколько красок [12].

Пропись выполняется по всему фону цветовому пятна чёткими «живыми» линиями темнее тона роскрыши каждого элемента декоративного задания. Она подчёркивает и детализирует форму и строение предметов. Прописью выявляется форма предметов и драпировок в натюрмортах, строение животных, птиц и фигур человека.

Полутон наносятся в тёмных местах, ещё конкретней детализируя форму.

В лаковой миниатюре пробелами называется высветление отдельных частей

изображения путем многократных прописок с постепенным увеличением количества белил, наносимых по ровному основному тону. Пробела наносятся мягко плавью ближе к световой стороне в 2 - 3 слоя, при этом каждый последующий сокращается по площади. Первый тон немного светлее тона роскрыши наносится на место, наиболее освещённое, широко и обобщённо. Второй тон выполняется более светлым и меньшим по площади. Третий тон - это светлые черточки, отмечающие наиболее выпуклые места.

Притенение наиболее углубленных мест проводится с использованием очень жидкой краской, что позволяет получать тонкий красочный слой. Чаще всего притенение выполняются иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый - тень зеленая; свет красный - тень коричневая и так далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Насечка является заключительным этапом в декоративной разделке и выполняется белилами в самых освещённых и выпуклых местах быстрыми и чёткими линиями.

Таким образом, особенность в процессе обучения живописи заключается в применение условно-декоративных приёмов лаковой миниатюры, формирующих профессионализм, что способствует: повышению уровня живописного мастерства (передачи цветовых и тональных отношений, тонкостей письма, пластичности, силуэтности); погружение в сущность и специфику лаковой миниатюрной живописи; -уверенности в применении живописного материала (формированию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность, внимательность, творческость, точность, самостоятельность); развитию композиционного мышления; повышению профессиональной мотивации и ориентации обучающегося; повышению собственной профессиональной значимости; осознанности ценности искусства русских лаков как культурного наследия.

Список литературы:

1. Бакушинский, А.В. Искусство Палеха. - М. - Л.: Akademia, 1934. - 265

2. Голубева, М. В. Психология художественного творчества: учебное пособие.

- ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. - 105с.

3. Вайнцванг, П. Десять заповедей творческой личности. - М.: Прогресс, 1990.

- 156 с.

4. Денисова, С.Н. Формирование творческой готовности к профессиональной деятельности будущих художников палехской лаковой миниатюрной живописи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Денисова Светлана Николаевна.

- СПб., 2012. - 205 с.

5. Драгуновский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. М.: АСТ 2000

6. Иттен, Иоханнес Искусство цвета. // Пер. с нем.; 2-е изд.; Предисловие Л. Монаховой. - М.: издатель Д. Аронов 2001. - 96 с.

7. Кандинский, В. В. Значение теоретического обучения в живописи // Пер. Дружковой Н. И. - М.: Искусство и образование, 1998. - С. 59.

8. Кузнецов, Н. Г. Особенности преподавания живописи в сетевом вузе традиционного прикладного искусства./ Вопросы культурологии. №8 Издательский дом «Панорама» 2013. - С.46 - 51

9. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 03080 «Изобразительное искусство»/Г. М. Логвиненко. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 144с.: ил.

10.Максимович, В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства): дис.докт. пед. наук:13.00.01/ В. Ф. Максимович; Рос. Аккад. Образ; ин-т худож. Образования - М.,2000. - 293с.

11.Стор И.Н. Декоративная живопись. Основные проблемы курса / И.Н. Стор. -М.: МТИ им. А.Н. Косыгина, 1988. - 396 с.

12.Фиськов, В. Т. Спецтехнология и материаловедение лаковой миниатюры. -Загорск,1989. - 88с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.