Безина И. А., старший преподаватель Холуйского филиала Высшей школы народных искусств (института)
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ.
Аннотация. В статье автор рассматривает процесс совершенствования обучения живописи в области лаковой миниатюрной живописи, включающий новые подходы и методы с учётом региональных культурно-исторических традиций.
Ключевые слова: содержание, обновление, метод, подход, живопись, обучение, миниатюра, рисунок, традиция.
Bezina I. A., senior teacher of Holuysky branch of the Higher school offolk arts (institute) [email protected]
UPDATING THE CONTENT AND METHODS OF TRAINING FUTURE ARTISTS PAINTING LACQUER MINIATURE.
Summary. The author considers the process of improving the training of painting in lacquer miniature painting, incorporating new approaches and methods for taking into account the regional cultural and historical traditions.
Keywords: content update, the method of approach, art, education, miniature, drawing, tradition.
Одним из наиболее распространенных направлений самобытного народного искусства России является лаковая миниатюрная живопись, которая имеет
художественно-стилистические особенности, собственный образно-художественный язык и эстетический характер изделий, сформированные на основе регионально-исторических художественных традиций.
В профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи одной из основных базовых дисциплин является живопись, содержание и методы обучения которой, как показал исторический анализ и современное состояние обучения живописи, требуют обновления. Ключевым фактором этого обновления является сущность темперной лаковой миниатюрной живописи.
Исходя из современных требований, предъявляемых в системе среднего образования нами установлено, что обучение живописи в области лаков - сложный многоаспектный процесс, направленный на подготовку художников народных художественных промыслов с учётом особенностей лаковой миниатюрной живописи и путём реализации комплекса мероприятий по созданию единого художественно-творческого пространства. Художественно-творческое пространство должно обладать открытостью, методически верно и последовательно прививать обучающимся навыки и умения по изучению и анализу современного искусства в области живописи и наследия прошлого и современности в области русских художественных лаков с погружением в сущность этого искусства;
Теоретическую основу обновления содержания обучения живописи будущих художников составил системно-целевой подход, в соответствии с которым отбор и структурирование содержание учебного материала должно пройти несколько этапов:
-структуру учебного плана дисциплины «Живопись» и его взаимосвязь с другими предметами;
--структуру разделов дисциплины «Живопись» и взаимосвязь между разделами;
-сущность и свойства универсальных компонентов содержания;
-совокупность личностных профессиональных качеств будущих художников
лаковой миниатюры, необходимых им для профессиональной деятельности.
18
Интегрированный подход к обучению формирует мировоззрение, культуру, кругозор в профессиональной деятельности, диапазон профессиональных понятий лексики, понимание сущности и цели взаимодействия дисциплин и их влияние на формирование специалиста, культуру будущего выпускника. Интегрированные связи активизируют познавательную деятельность обучающихся, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных предметов, способствуют аккумулированию знаний, их анализированию и дальнейшему систематизированию. Интеграция помогает обнаружить общие для разных учебных предметов законы гармонии.
Интеграция - от латинского - «восстановление, восполнение», процесса сближения и связи наук, происходящей наряду с процессами их дифференциации означает состояние взаимосвязи отдельных компонентов системы и процесс, обуславливающего такое состояние и в современных условиях представляет собой взаимопроникновение и взаимообогащение всех основных сфер труда[ 2 с. 385386].
В научно-педагогической литературе выделяют разные уровни интеграции. Уровни интегративного процесса в исследованиях Ю.С. Тюнникова характеризуются как степени изменения интегрируемого содержания (учебного предмета или процесса обучения) в плане приобретения большей согласованности, организованности, целостности. При определении уровней интеграции, как считает автор, большое количество уровней затруднит определение и оценку достаточно тонких сдвигов в педагогических процессах [15].
Так Л. Г.Савенкова выделила этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:
-этап художественной интеграции следует рассматривать как целостностность - взгляд на другие искусства с позиций одного искусства в науке это определяется как концепция;
-этап - взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью,
природой, историей культуры, понимаемого как корреляция;
19
-этап - системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак - направлено на синкретизацию.
Интеграция в обучении композиционным законам по «Проектированию» с овладением приемами и основами технического мастерства на «Исполнительском мастерстве» и выполнение заданий по стилизации изобразительных мотивов в композиционно-декоративное решение по «живописи», в соответствии с художественно-стилистическими традициями лаковой миниатюры, требует обоснованного, педагогически правильного осуществления связи.
Интеграция учебных дисциплин «живопись», «исполнительское мастерство», «проектирование» предполагает выполнение трёх условий:
1) объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;
2) в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях [7].
Интегрированные уроки позволяют преподавателю в течение длительного времени осваивать одну тему с разных точек зрения, с помощью разных видов творческой деятельности.
Таким образом, интеграция учебных дисциплин подразумевает применение обучающимися в процессе художественно-творческой деятельности знаний, усвоенных на занятиях по профессиональным основополагающим дисциплинам, а также дальнейшее обогащение и углубление познаний и навыков в ходе непосредственной работы над изделием в материале.
С учётом деятельностного подхода также осуществлялось построение
обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с позиции
последовательности построения её компонентов, с учётом особенностей учебно -
познавательной и профессиональной деятельности. «Развитый интерес к
содержанию профессиональной деятельности является, как правило, показателем
высокого уровня общей культуры обучающегося; потребности его в творчестве,
увлечённости самим процессом профессиональной художественной деятельности»
20
По определению Н. Леонтьева: «Те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности, мы будем называть в отличие от других процессов процессами деятельности» [9].
Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно - воспитательной деятельностью обучающего в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности.
Важным условием становления профессиональной подготовки будущих художников лаковой миниатюры в обучении живописи является квалификационный уровень преподавателей, особенностью которых должно являться владение сущностью искусства в области лаков.
Современные требования к образованию, к подготовке специалистов, в том числе и в области народных художественных промыслов, предъявляют серьезные требования к профессиональному уровню педагогического состава, от которых напрямую зависит развитие образовательной траектории каждого обучающегося, а значит и качество выполняемых ими работ. Современный уровень преподавателя должен быть высоким, что требует дополнительных усилий со стороны преподавателя к саморазвитию, к постоянному повышению уровня квалификации путем систематического прохождения дополнительных обучающих курсов.
По мнению О.В. Федотовой: «Современные условия требуют новых приоритетов в деятельности профессорско-преподавательского состава института, которому требуются:
• усиление роли квалификации, профессионализма и творческих способностей преподавателя;
• инновационно-информационные подходы в обучении студентов (современные мультимедийные средства подачи информации, оснащение аудиторий, мастерских, кафедр);
• повышение уровня научной деятельности;
• ориентация образовательного процесса на требования работодателей;
• усиление профессионального подхода к управлению кафедрами, факультетами.
Качество обучения студентов напрямую связано с уровнем знаний преподавателя, его компетентностью, творческим подходом к делу и непрерывным постоянным самообразованием и саморазвитием, с личностью преподавателя, его методическими, педагогическими и психологическими компетенциями» [19, с.21-22]. Профессиональная компетентность преподавателя дисциплины «Живопись» в настоящий период должна исходить из требований к конечной цели подготовки выпускника среднего образования и требований, предъявляемых к обучению живописи с учетом сущности конкретного вида традиционного прикладного искусства.
«Изменения в подходах к художественному воспитанию студентов не могут происходить в отрыве от подходов к базовому образованию преподавателей художественных дисциплин и различных форм повышения их квалификации, на которых преподаватели смогут совершенствовать свое мастерство - и как преподаватели, и как художники, поскольку собственно художественно-творческая деятельность учителя самый яркий и действенный пример для ученика» «Человек гораздо быстрее усваивает науки и искусства, если рядом знающий и умеющий творить педагог[15,с42]».
Современному преподавателю необходимо как никогда совершенствоваться как в практическом образовательном направлении, так и в научном. По мнению Т.Н. Поляковой «Профессиональное мастерство учителя развивается на основе выявления и развития собственного творческого потенциала»[16]. В. Ф. Максимович отмечает, что главным критерием оценивания, определяющим уровень сформированности педагогического мастерства художника-педагога необходимо считать качество подготавливаемых специалистов[12].
Также необходимо создание учебно-методического комплекса «Живопись»,
современная материально-техническая база, учебно-методическое сопровождение,
22
обеспечивающие непрерывное развитие процесса обучения живописи.
В своём исследовании мы опираемся на теорию проблемного обучения (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер) [13,11]
Проблемное обучение - дидактическая система, в которой преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Проблемно обучение направлено на формирование навыков и умений самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей, которое предполагает отличную от традиционной структуру урока, состоящую дидактических компонентов[13].
Метод проблемного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при котором «знания в значительной своей части не передаются обучающимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации» [10 с.14]
Процесс обучения по живописи носит последовательный и систематический характер, учебные задания выстраиваются «от простого к сложному»: от изображения осенних листьев до изображения натюрморта из предметов быта и овощей, состоящий из трёх этапов: подготовительного, репродуктивного и творческого.
В обучении живописи на подготовительном этапе мы применяем следующие методы: информационно-поисковый; наблюдения и поэтапного изображения; восприятия творческой деятельности.
Метод информационно-поисковый, обеспечивает передачу и поиск
информации в области академической живописи и области лаков в форме лекций,
бесед, круглых столов, семинаров, посещение библиотек и музеев. Экскурсии в
художественные музеи традиционных центров лаковой миниатюры, дома-музеи
основоположников лаковой миниатюры, имеют преимущества перед другими
формами, так как обучающийся «вместо массы сухого, поверхностно воспринятого
23
и слабо усвоенного учебного груза проработает, и переживет немногое прочно и основательно»[2 с.119], А. Бакушинский отмечает, что «экскурсии - как первоначальный прием, как отправной пункт при проработке того или иного отдела курса; - как вспомогательное средство непосредственно при проработке известной части урока; - как повторение, систематизация, и завершение учебного курса»[1,с.91-92].
На подготовительном этапе активно используется знакомство с текстовым и иллюстративным материалом книг, альбомов, каталогов. П. Е. Серов подчёркивает, что «методы обучения, основанные на иллюстративных средствах, в последнее время все в большей степени пересекаются с компьютерными методами, использующими электронные средства, так как показывать иллюстрации, фотографии удобно с помощью мультимедийной аппаратуры»[18].
Сбор информации помогает познакомиться с новыми аспектами решаемой задачи, выявить закономерности живописных решений, обогатить визуальный опыт, осмыслить стилистические особенности произведений.
Данный метод носит широкое применение для подготовки специалиста по любому виду традиционного прикладного искусства.
-Метод наблюдения и поэтапного изображения важен для получения первых впечатлений от постановки, когда происходит зарождение интереса к работе над художественным образом и композиционным решением.
На этой стадии обучающиеся выполняют эскизы и декоративные работы с применением простых живописных приёмов, имеющих последовательность в исполнении и усложнённость при переходе от одного приёма к другому.
Декоративное решение заданий (упражнений) по живописи в традициях
росписи лаковой миниатюры так же ведётся по предварительному эскизу и строгой
последовательности техники исполнения. Искусство лаковой миниатюры
наследует художественное мышление, художественный язык и характер
композиционных построений древнерусской иконописи. Именно в этом кроется
проблема переключения будущих художников, которые воспитаны на восприятии
современной реалистической живописи, на создании условных художественных
24
образов с её особенностями, как особое построение пространства (обратная перспектива), символику, декоративность и условность цвета, идущее от древнерусского искусства .
Е.И. Васильева подчёркивает, что при восприятии учебных работ у зрителя должно сложиться впечатление, что изображаемый предмет или образ несёт в себе образ традиционно-прикладного искусства [4].
При методе восприятия творческой деятельности, где обучающийся постепенно вникая в изображаемое, постигая смысл увиденного, переходит к эстетическому осознанию действительности, отбирает и обобщает в многообразии реальности именно те элементы, которые в совокупности будут эмоционально, живо и выразительно передавать его творческий замысел. Получаемые в процессе восприятия чувственные данные посредством сопоставления, сличения, сверки образа приобретают предметную определенность, что составляет существенное качество восприятия как познавательной деятельности.
Репродуктивный этап включает в себя упражнения более сложного характера от реалистического и декоративного изображения птиц и животных до изображения головы человека. Обучение ориентируется на поисковую деятельность обучающегося с прочным освоением содержания и развитие навыков для самостоятельного решения учебных художественных задач.
Данный этап включает методы: частично-поисковый; исследовательский метод.
Для проблемного обучения, характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции, следуя которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание. Материал не преподносится как предмет поиска для дальнейшего осмысления. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности. В отечественной педагогике теорию проблемного обучения разрабатывали И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и другие ученые. Целевые ориентации данного типа обучения:
-приобретение знаний, умений, навыков;
25
- усвоение способов самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных и творческих способностей.
Частично-поисковый метод позволяет обучающимся самостоятельно
овладеть знаниями академической живописи и холуйской миниатюрной живописи. Задача преподавателя при этом заключается в организации поиска знаний с использованием различных средств. В результате частично-поискового метода обучающимся прочно усваиваются знания в области академической живописи и в области лаков.
Исследовательский метод - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. И. П. Подласый считает, что «учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью,
действительностью» [14,с.294].
На творческом этапе, когда обучающийся овладел приемами художественно - образного отображения действительности и декоративно - условными средствами живописи лаковой миниатюры на занятиях по живописи ставится задача по формированию художественно-творческого мышления при изображении постановки с фигурой человека. Здесь используется вся база знаний академической и декоративной живописи со стилистическими традициями с погружением в историческую культуру лаковой миниатюры. По мнению Е. И. Васильевой: «Эта стадия имеет большое профессиональное, психологическое, философское и духовное значение для студентов, именно здесь происходит окончательная эмоционально-смысловая оценка всей проделанной работы[4,с.99]».
Метод обобщения и структурирования является главным этого этапа,
26
который состоит в обобщении всей полученной информации и выходе на уровень основных понятий живописи, заложенных в учебную постановку педагогом.
В отличие от реалистической живописи, эмоции в древнерусском искусстве, обычно передавались посредством движений, поз и жестов, складок одежд, причем сила выразительности достигалась ничуть не меньшая, чем при передаче мимики лица. Тут во всей полноте проявилось одно ценное свойство народного творчества - сила обобщения, острое чувство силуэта, которому подчинены каждая линия, каждый мазок кисти. В изображении человека строго соблюдаются законы художественной идеализации. Отсюда изящество поз и форм человеческих фигур, красота одежд и драпировок [6].
Эксперимент может рассматриваться как система познавательных операций, связанных с изучением педагогических ситуаций, фактов, явлений, процессов, факторов, специально созданных условий для выявления свойств, связей, отношений, закономерностей.
Метод контроля знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения живописи. Целью контроля является определение качества учебной работы, воспитание ответственности. Метод контроля осуществляется в форме просмотров: текущих (по темам) и итогового (экзаменационного).
Далее, нами были выделены уровни сформированности обучения живописи в соответствии с этапами: репродуктивный, эвристический и творческий.
• Репродуктивный уровень включает формирование знаний о живописи, условно-декоративных приёмах, художественно-графических средствах и материалах, характеризующих специфику традиций лаковой миниатюры, ее стилистические особенности при решении композиционно-декоративных заданий;
• Эвристический уровень включает формирование исполнительских умений при применении в работе различной техники живописи на основе художественных традиций лаковой миниатюры;
• Творческий уровень включает формирование эстетических и
художественных умений и знаний, необходимых для формирования основ
27
целостной живописной культуры, понимания способов стилизации и построения художественно-образного изображения: освоение и закрепленных на практике знаний о материалах и средствах художественной выразительности.
Таким образом, обновление содержания и методов обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры способствует:
-повышению уровня живописного мастерства(передачи цветовых и тональных отношений, тонкостей письма, пластичности, силуэтности);
-погружение в сущность и специфику лаковой миниатюрной живописи; -уверенности в применении живописного материала (формированию таких качеств, как усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность, внимательность, творческость, точность, самостоятельность; -развитию композиционного мышления;
-повышению профессиональной мотивации и ориентации обучающегося; -повышению собственной профессиональной значимости; -осознанности ценности искусства русских лаков как культурного наследия.
Список литературы:
1. Бакушинский, А.В. Искусство Палеха. - М. - Л.: Akademia, 1934. - 265
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям./ С.Я. Батышев.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — 512 с.
3. Беда Г. В. Ведение в теорию живописи: Учебное пособие / Г. В.Беда - Кубан. ун-т. Краснодар, 1987.- 89 с.
4. Васильева Е. И. Специфика обучения живописи студентов в сфере декоративно-прикладного искусства: дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. И Васильева.- Москва, 2009.- 215 с.
5. Ибрагимова Р.Т. Декоративно - прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки в педагогическом университете. Дис. канд. пед. Наук. Москва.: 1998. - 177с. с прил.
6. Каган М. С. Морфология искусства. Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. -440с
7. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе /ЮМ. Колягин //Начальная школа. - 1989. - № 3. - С.52 - 53.
8. Кузнецов, Н. Г. Особенности преподавания живописи в сетевом вузе традиционного прикладного искусства./ Вопросы культурологии. №8 Издательский дом «Панорама» 2013. - С.46 - 51
9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат,1977. - 304с.
10.Лепикаш В.А. Акварель./ В.А.Лепикаш - М. Издательство Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, 2007.125с
11.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.,1981. - 185с.
12.Максимович В. Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно- промышленным видам труда в условиях непрерывного образования (на пример Дис. Докт. Пед. наук:13.00.01/ В. Ф. Максимович; Рос. Аккад. Образ; ин-т худож. Образования - М.,20000. - 293с.
13.Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. — М. : Педагогика, 1975. — 367 с.
14.Подласый И. П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - М. :Высш. образование, 2007 - 540 с.,
15.Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А.Сластёнина. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
16.Полякова Т. Н. Полихудожественный подход в постдипломном педагогическом образовании // Искусство и образование. 2008 - №3 - с. 82
17.Семушина Л. Г. , Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучение в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие. - М.: Высш. шк.. 1990. - 192с.
18. Серов П. Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства: дис канд пед наук : 13.00.08 /П.Е. Серов. -С-Петербург, 20012.-210с.
19.Федотова Г.А. Творческое саморазвитие учителя в сельском социуме: Монография. В. Новгород, 2004. 214 с.