Носова Е.П., преподаватель исполнительского мастерства холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». choluymetodist@mail. ru
Nosova E.P., teacher of performing skills of Kholuy branch of lacquer miniature painting named after N.N. Kharlamov of Federal state budgetary educational institution of higher education "Higher school offolk arts (academy)". choluymetodist@mail.ru
Особенности обучения исполнительскому мастерству
холуйской лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования Features of training in performing skills of Kholui lacquer miniature painting in the system of secondary vocational education
Аннотация: Автор исследует специфику обучения исполнительскому мастерству холуйской лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования по обновленной программе, во взаимосвязи учебных дисциплин «Проектирование» и «Живопись». Анализируется интегративный подход к обучению холуйской лаковой миниатюрной живописи, построенный с применением традиционных стилистических особенностей данного вида искусства. Раскрывается художественный язык холуйских лаков, который формирует основу целостной живописной культуры промысла.
Ключевые слова: профессиональное образование, исполнительское мастерство, лаковая миниатюрная живопись, практические занятия, взаимосвязь, интеграция.
Abstract: In the article the author considers the specifics of training in performing skills of Kholui lacquer miniature painting on the updated program in the system of secondary vocational education in the relationship of academic disciplines "Design" and "Painting". The article analyzes the integrative approach to teaching Kholui lacquer miniature painting, built with the use of traditional stylistic features of this art form. The artistic language of Kholui lacquers is revealed, which forms the basis of a holistic pictorial culture of the craft.
Key words: professional education, performing skills, lacquer miniature painting, practical classes, interconnection, integration.
Одним из центров традиционного прикладного искусства в области лаковой миниатюрной живописи является село Холуй в Ивановской области. Развитие традиционной холуйской лаковой миниатюрной живописи, зависит от профессионализма художников, их креативности и техники исполнительского мастерства.
Особым учебным учреждением, в котором сложилась собственная система профессиональной подготовки специалистов в сфере традиционного прикладного искусства, является Холуйский филиал лаковой миниатюрной живописи имени Н.Н. Харламова Высшей школы народных искусств (академия). «Исполнительское мастерство» является основной учебной дисциплиной, требующей содержания обучения, учитывающего специфику данного вида искусства. Ее цель - подготовка квалифицированных художников лаковой миниатюрной живописи.
Учебная программа по исполнительскому мастерству, используемая ранее, не была интегрирована с учебными дисциплинами «Проектирование» и «Живопись». В ее содержании отсутствовала связь с историческими сложившимися художественными традициями холуйских лаков, что влияло на качество подготовки будущих художников.
С целью оптимизации образовательного процесса в рамках учебно -методического комплекса разработана и внедрена обновленная программа по дисциплине «Исполнительское мастерство» во взаимосвязи профильных дисциплин «Проектирование» и «Живопись» [1]. Необходимость интеграции профессиональных дисциплин определяется характером и целями профессионального образования будущих художников-миниатюристов.
Программа разработана на основе дидактических принципов, которые способствует постепенному и последовательному прохождению обучающимися всех этапов усвоения знаний, умений и навыков, направлена на развитие творческой деятельности и сохранение особенностей изобразительного искусства данного региона. В результате обучения исполнительскому мастерству будущий художник должен знать: традиционную роспись холуйской лаковой миниатюрной живописи; материалы, оборудование и инструменты, применяемые при выполнении работ в технике холуйской миниатюрной живописи; технологический процесс исполнения произведений на папье-маше; способы применения подготовительного материала для творческого замысла, используя информационные технологии в профессиональной деятельности; принципы выполнения графического рисунка; законы построения композиций; основные принципы разработки сюжета в соединении с орнаментом для оформления изделия.
Кроме того, он способен выполнять на высоком художественном уровне роспись изделий из папье-маше, использовать полученные знания, умения для профессиональной деятельности. Применять знания об основных композиционных законах и понятиях исполнении изделий, разрабатывать рисунки, цветовые эскизы и детальную проработку изделий из папье-маше, разрабатывать композиции по заданным. Владеть технологическими приемами в написании холуйской лаковой миниатюрной живописи, навыками работы инструментами и материалами, разработкой графического и колористического решения в композициях.
Задания обновленной учебной дисциплины «Исполнительское мастерство» согласованны с заданиями по проектированию и живописи, отличительной. Так, например, обучающиеся первого курса по исполнительскому мастерству копируют орнаментальные полосы. Одновременно на занятиях по проектированию изучается данная тема, но орнаменты не копируются, а выполняются по собственной композиции. По живописи выполняется декоративная переработка растительных мотивов с применением стилизации холуйской лаковой миниатюрной живописи. Обучающиеся второго курса изучают тему: «Писание животных и птиц в холуйской лаковой миниатюрной живописи». По проектированию выполняют это задание, но в собственной интерпретации. На занятиях по живописи -декоративную переработку птиц и натюрморта с изображением животного, с применением декоративных приемов холуйской миниатюры.
На третьем курсе на «Исполнительском мастерстве» и «Проектировании» навыки письма холуйской лаковой миниатюрной живописи совершенствуются. Исполняются копии работ на изделиях из папье-маше разных форм и размеров. На занятиях живописью работают над живописным и декоративным изображением фигуры человека. Интегрированный подход к обучению холуйской лаковой миниатюрной живописи обеспечивает качественно новый уровень в преподавании исполнительского мастерства.
По мнению Б.П. Юсова «Интеграция - это уровень взаимодействия, взаимосвязи. Это раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, данной художественной формы в другую форму» [3]. Поэтому в профессиональной практике интегрированные программы обучения создают новые условия деятельности преподавателя и обучающихся. И.А. Безина отмечает, что «взаимосвязь учебных дисциплин создает модель активизации познавательной деятельности, побуждает мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из разных дисциплин, способствуют аккумулированию знаний, их анализированию и дальнейшему систематизированию», «Интегрированные уроки позволяют преподавателю в течение длительного времени осваивать одну тему с разных точек зрения, с помощью разных видов творческой деятельности» [1, 62-63].
Профессиональное мастерство студенты совершенствуют в процессе учебной, производственной и преддипломной практик. Практики дают возможность закрепить приобретенные знания и навыки в области холуйской лаковой миниатюрной живописи в росписи изделий, как маленьких размеров (броши, серьги, кулоны), так и больших (панно).
Завершающим этапом обучения мастерству холуйской лаковой миниатюрной живописи является выполнение выпускной квалификационной работы, в которой сочетаются традиционная и современная техника лаковой миниатюрной живописи. «Учебные работы, выполненные по новой программе исполнительского мастерства, отличаются: оригинальностью и индивидуальностью в прочтении художественного образа, основанных на
художественно-выразительных и стилистических традициях холуйской лаковой миниатюрной живописи; высоким уровнем художественно-творческого развития воображения, восприятия, развития зрительной памяти, связанной с профессиональной подготовкой; высоким уровнем исполнения учебно-творческих заданий по живописи, выявляющих характерные особенности лаковой миниатюры»[1, с. 80].
Таким образом, обновленное содержание курса исполнительского мастерства холуйской лаковой миниатюрной живописи в системе среднего профессионального образования обеспечивает плавный переход студентов от исполнительского - к профессиональному мастерству, оказывая влияние на сохранение, развитие и возрождение искусства в области холуйских лаков.
Литература
1. Безина И.А. Содержание и методы обучения живописи в среднем профессиональном образовании в области лаковой миниатюрной живописи дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ирина Александровна Безина. - СПб., 2015. -229 с.
2. Бесшапошникова Ю.А., Максимович В.Ф. Основы производственного мастерства: Учебное пособие / Ю.А. Бесшапошникова, В.Ф. Максимович -СПб., 2014. - 42 с.
3. Юсов Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Борис Петрович Юсов. - М., 1984. - 378 с.