Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у дизайнеров рекламы в условиях интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов'

Формирование профессиональных компетенций у дизайнеров рекламы в условиях интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОД ПРОЕКТА / ДИЗАЙН / СТУДЕНТ / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES / PROJECT METHOD / DESIGN / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темникова Елена Анатольевна

В данной статье рассмотрен один из способов решения проблемы формирования профессиональных компетенций через интеграцию образовательных процессов. Предлагаемый нами метод проектов в решении проблемы интегрирования не случаен, так как проектные задания дизайнерского типа являются интегративными по своей сути. Эффективность формирования профессиональных компетенций обусловлена интеграцией проектной и общей художественной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Темникова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the professional competences of the advertising designers in the conditions of integration of the artistic and project disciplines cycle

This article deals with one of the ways of solving the problems of formation the professional competence through the integration of educational processes. We believe that project method is the most suitable solution, because design project tasks are integrative. Efficiency of professional competences formation is caused by integration of design and general art activity of students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у дизайнеров рекламы в условиях интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов»

Необходимо отметить, что воздействие слабых и низкочастотных магнитных полей, аналогичных ГМП, достаточно эффективно используется в спортивной и реабилитационной медицине (Метод Магнитной Регенерации Клетки, Magnetic Cell Regeneration, MCR, запатентованный компанией «Сантерра Ханделс», Santerra Handels, GmbH, [3]).

Существует также большое количество методик и аппаратуры, осуществляющей терапевтическое и реабилитационное воздействие магнитными полями различной интенсивности и частоты, однако точный механизм воздействия при магнитотерапии, а также и механизм влияния ГМП на организм человека пока остается неизвестным.

Тем не менее, существующих в настоящее время знаний достаточно, чтобы корректно поставить вопрос о проведении исследований в области повышения адаптационных возможностей спортсменов высокой квалификации к девиации уровней, а главное скорости изменения ГМП, связанных с календарем и географией проведения соревнований. Для предварительной оценки «геомагнитной нагрузки» на спортсменов можно упомянуть, что аналогичная адаптация персонала, работающего вахтовым методом в высоких широтах, достигает 35-45 суток [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Хроноструктура ритмов сердца и факторы внешней среды : монография / Т.К. Бреус, С.М. Чибисов, Р.Н. Баевский, К.В. Шебзухов ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Полиграф сервис, 2002. - 232 с. : ил.

2. Влияние магнитных полей на биообъекты различного уровня организации //

URL: http://www.rezonatortver.ru/gipotezy-i-teorii/vliyanie-magnitnyh-poley-na-bioob-ekty-

razlichnogo-urovnya-organizatsii. - Дата обращения 17.05.2011.

3. Сайт Сантерра // URL: http://www.santerra.net. - Дата обращения 17.05.2011.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДИЗАЙНЕРОВ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕХУДОЖЕСТВЕННОГО И ПРОЕКТНОГО ЦИКЛОВ

Елена Анатольевна Темникова, старший преподаватель, Магнитогорский государственный университет (МаГУ)

Аннотация

В данной статье рассмотрен один из способов решения проблемы формирования профессиональных компетенций через интеграцию образовательных процессов. Предлагаемый нами метод проектов в решении проблемы интегрирования не случаен, так как проектные задания дизайнерского типа являются интегративными по своей сути. Эффективность формирования профессиональных компетенций обусловлена интеграцией проектной и общей художественной деятельности студентов.

Ключевые слова: формирование профессиональных компетенций, метод проекта, дизайн, студент.

FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE ADVERTISING DESIGNERS IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF THE ARTISTIC AND

PROJECT DISCIPLINES CYCLE

Elena Anatolevna Temnikova, the senior teacher,

Magnitogorsk State University

Annotation

This article deals with one of the ways of solving the problems of formation the professional competence through the integration of educational processes. We believe that project method is the most suit-

able solution, because design project tasks are integrative. Efficiency of professional competences formation is caused by integration of design and general art activity of students.

Keywords: formation of professional competences, project method, design, student.

Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения студентов является одной из актуальных задач профессионального образования. На наш взгляд, эффективность данного процесса обеспечивается интеграцией учебных дисциплин. В качестве примера рассмотрим формирование профессиональных компетенций в условиях интеграции дисциплин общехудожественного и проектного направлений в профессиональной подготовке дизайнеров рекламы.

Эффективное профессиональное образование специалистов дизайна рекламы в процессе интеграции общехудожественной и проектной деятельности студентов, выступает как системный объект, как функционирующая целостная структура, деятельность которой подчинена определенным целям. Выделим принципы построения данной системы:

- целостность как единство частей и многообразие их связей;

- структурность, т.е. наличие устойчивых, закономерных связей между элементами, обеспечивающих стабильность и качественную определенность системы;

- иерархичность, т.е. каждый компонент системы, может рассматриваться как система более низкого порядка.

К объекту интегрирования мы относим деятельность студентов. Отметим, что деятельность является первичной по отношению как к субъекту, так и к предмету деятельности. Обладая определенной пластичностью, деятельность подчиняется предмету, на который она направлена, модифицируется им, что приводит к исправлению исходного образца за счет обратных связей. Этот циклический процесс является источником не только новых образов, но и новых способностей, интересов, потребностей и других элементов человеческой субъективности. Воздействуя на внешний мир и изменяя его, человек тем самым изменяет себя. Формируя учебную деятельность студента мы, таким образом, имеем возможность способствовать конструированию его профессиональной деятельности. Для этого необходимо придать учебной деятельности профессиональную направленность. Исходя из общей цели: повышение уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста дизайна рекламы, мы определили целевым назначением интеграции проектной и художественной деятельности студентов, следующие направления: расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; сокращение времени изучения курса; изменение технологии обучения; создание благоприятных условий развития личности.

В процессе обучения студенты овладевают профессиональными компетенциями. Под профессиональными компетенциями мы понимаем совокупность профессиональных знаний, умений, а так же способы выполнения профессиональной деятельности [1]. Чем успешнее будет осуществлен переход от теоретического осмысления знаний к их практическому осмыслению и применению, чем больше знаний, приобретаемых в процессе теоретической подготовки, будет применяться на практике, тем выше качество подготовки будущих специалистов по рекламе и успешнее их адаптация к современным условиям рынка труда. Для реализации такого подхода необходимо ввести информационно насыщенный, поливалентный принцип образования, позволяющий студенту знакомиться и осваивать самый широкий спектр новых технологий и материалов, получать специальные гуманитарные знания и развивать навыки проектной организации творческого процесса [2]. Интеграционными элементами для такого образования становятся сами проектные технологии, применяемые для решения творческих задач.

Введение проекта в художественное образование предполагает:

1) формирование проблемного поля;

2) провоцирование обучающихся на последовательную комплексную работу;

3) осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую деятельность;

4) креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность.

В учебном плане подготовки специалистов по рекламному дизайну есть блок смежных дисциплин: «Художественное проектирование», «Колористика», «Макетирование», «Композиция» и «Компьютерное проектирование». Задача состоит в том, чтобы интегрировать теоретические и практические части в единый целостный процесс, в котором каждый из предметов проектного блока на старших курсах включен в общий цикл работы над одним проектом. Педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника учебного процесса, который строится как диалог студентов с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

Структура разрабатываемой модели формирования профессиональных компетенций будущего специалиста рекламы средствами интеграции дисциплин проектного и художественного блоков включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный. Целевой компонент предполагает определение блока целей изучения интегрируемых курсов, содержательный компонент включает теоретическое изучения материала, процессуальный компонент включает выбор методов, форм и средств обучения, контрольно-оценочный компонент связан с необходимостью проверки педагогического процесса и оценки его результатов.

В рамках исследования были выделены пять уровней сформированности профессиональных компетенций будущего специалиста дизайна рекламы.

1. Очень низкий - характеризуется несформированностью дизайнерского мышления; студенты не владеют целостным представлением о дизайне, как об аспекте культуры, не осуществляют попыток моделирования и прогнозирования современного его состояния. Дизайнерская деятельность лишена мотивационной направленности. Творческая активность личности практически отсутствует: решение творческих задач вызывает значительные затруднения, большинство прикладных задач решаются механически, по образцу.

2. Низкий (адаптивный) - выражается в недостаточной мотивации и самостоятельности, слабом развитии аналитических умений и навыков, недостаточной сформирован-ности профессиональных действий в решении проблемных ситуаций. Личность, в большинстве случаев, не знакома со многими методами художественно-технического творчества в сфере дизайна, поэтому не имеет самостоятельной творческой направленности.

3. Средний (начально-профессионалъньй) - выражается в устойчивой потребности в знаниях, совершенствовании профессиональных умений и навыков, характеризуется способностью принимать решения только в типичных ситуациях, пониманием необходимости улучшения окружающей среды посредством дизайнерской деятельности, способностью обобщать явления неумением моделировать различные варианты развития дизайна.

4. Нормальный (конструктивный) - выражается в устойчивом стремлении к улучшению окружающей среды посредством дизайна, в глубине анализа проектнохудожественных ситуаций, установлении многообразных связей между объектами и явлениями действительности, конструировании новых дизайнерских объектов, способности соотносить модели развития дизайнерского пространства с изменяющейся ситуацией.

5. Высокий (интегративный) - характеризуется многоаспектностью осмысления, стремлением к сохранению профессиональной индивидуальности, характеризуется полнотой профессиональных умений и навыков. Дизайнерская деятельность индивида приобретает социально значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что свидетельствует о развитии

общей культуры личности, совершенствовании ее личностных и профессиональных качеств.

Обучение в рамках интегрированного курса можно разбить на три составляющих:

1) расширение объема знаний и представлений о художественном проектировании и колористики достигается методами интегрированного анализа различных существующих технологий и видов искусства, построения интегрированных ассоциативных связей своих разработок с другими известными работами в области рекламы, создание студентами проектов на основе интегрированного анализа аналогов;

2) развитие интегрированного технического мастерства: необходимо не только объяснить студентам специфику выразительного языка рекламы, но показать технический механизм создания интегрированных графических объектов рекламы. Параллельно с заданиями по освоению инструментария дать студентам интегрированные творческие задания, позволяющие им активно овладеть средствами рекламного дизайна, интегрирующие законы колористики и художественного проектирования;

3) развитие умения выразить свое отношение к дизайну рекламы: обучая элементарному владению технологией создания рекламы и анализу профессиональной деятельности в среде рекламы, необходимо убедить студента в том, что при восприятии и разработке объектов рекламного дизайна главное - выражение собственных чувств и оценок.

Следуя этой направленности при обучении проектным и художественным дисциплинам, возможно перевести будущих рекламистов от сюжетного и поверхностного восприятия дизайн-деятельности на уровень соотнесения дизайн-разработок со своим личным опытом создания подобных объектов, а затем на уровень системного анализа объектов рекламы, осмысления сравнительной ценности этой работы. Ее эмоциональносмысловых качеств. Знание теории и практический опыт работы создает необходимые предпосылки для формирования у будущих дизайнеров рекламы профессиональных компетенций. При этом процесс формирования дизайнерских компетенций не должен быть репродуктивным, а будучи элементом творческой деятельности будущего дизайнера рекламы, должен носить творческий характер.

Таким образом, эффективность формирования профессиональных компетенций обусловлена интеграцией проектной и общехудожественной деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В.С. Безрукова. - Екатеринбург : Деловая книга, 1994. - 152 с

2. Кузнецова, О.М. Методика проектирования содержания интегративных курсов : метод. разработка / О.М. Кузнецова ; Свердловский инженер.-пед. ин-т. - Свердловск : [б.и.], 1989. - 36 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.92.093.642:796.922:796.926.093.612

СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗИМНИХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург

Аннотация

Анализ факторной структуры соревновательной деятельности у спортсменов одного возраста, отличающихся уровнем квалификации, был рассмотрен на модели зимнего полиатлона. Факторному анализу были подвергнуты показатели соревновательной деятельности мужчин полиатло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.