Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки'

Формирование профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1341
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИЗАЙН / СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ / COMPETENCE AND COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / ART AND GRAPHIC ACTIVITY / DESIGN / HIGHER EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Ахметова Галина Петровна

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров средствами художественно-изобразительной деятельности. Авторы работы представляют матрицу формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и методику реализации опытно-экспериментальной работы в подготовке будущих дизайнеров в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахрутдинова Резида Ахатовна, Ахметова Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING professional competence of students, future designers, in HIGHER EDUCATION TRAINING

The article discusses the features of professional competence development in students, future designers, by means of art and graphic activity. The authors present a matrix of professional competence development and a technique of experimental work in training future designers in the higher education system.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)

УДК 378:74

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

© Р.А.Фахрутдинова, Г.П.Ахметова

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональных компетенций студентов - будущих дизайнеров средствами художественно-изобразительной деятельности. Авторы работы представляют матрицу формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров и методику реализации опытно-экспериментальной работы в подготовке будущих дизайнеров в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова: компетентность и компетенции, профессиональные компетенции, художественно-изобразительная деятельность, дизайн, система вузовской подготовки.

Важным фактором развития и функционирования общества является сохранение, воспроизводство и развитие социальной системы, обеспечивающей наследование и передачу культурных ценностей. Определяющим способом его реализации является создание эффективной системы высшего профессионального образования, отвечающей современным требованиям качественной подготовки специалистов в различных сферах деятельности. Следовательно, система образования является важным фактором обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества. Качество образования в системе вузовской подготовки определяется сформированностью профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

В соответствии с предметом исследования серьезное внимание уделяется нами вопросам подготовки профессионально компетентных специалистов в области художественно-изобразительной деятельности и дизайна.

Рассматривая данную проблему, необходимо отметить, что в системе вузовской подготовки преподавание профильных дисциплин строится на художественно-изобразительной деятельности, которая выступает основной составляющей в подготовке будущих дизайнеров. Художественно- изобразительная деятельность тесно связана с изобразительным искусством, так как главным инструментом творческой деятельности студента являются такие предметы, как живопись, рисунок, дизайн, композиция. При этом дизайн как особая форма художественной деятельности, возникшая на стыке архитектуры, искусства и бурно развивающейся промышленности, является сравнительно новой, появившейся в профессиональной сфере около ста лет назад.

Основной проблемой дизайна является создание культурного и антропосообразного пред-

метного мира, гармоничного и эстетически целостного. Следовательно, ориентация деятельности дизайнера довольно широка и касается различных областей промышленного искусства, художественной культуры, предметно - визуальной реальности.

В условиях модернизации высшего профессионального образования потребность в оценке результатов образования не ограничивается качеством знаний, а базируется на компетентност-ном подходе. Это предполагает формирование профессиональных компетенций студентов как совокупности знаний, умений и навыков в области профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции - важная составляющая личностной структуры специалиста, включающая интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающая все направления его деятельности.

Объектом нашего исследования является процесс профессиональной подготовки студента - будущего дизайнера в вузе. Предметом исследования выступает формирование профессиональных компетенций студентов в процессе реализации художественно-изобразительной деятельности средствами дисциплин специальной подготовки. Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров средствами художественно-изобразительной деятельности.

Профессиональная компетентность в разработанных ФГОС ВПО третьего поколения по различным направлениям подготовки в ВУЗе определяет качество профессиональных характеристик студента, его умений и навыков, необходимых для будущей профессии [1].

В аспекте теоретического обоснования проблемы исследования нами представлены такие категории, как «компетентность» и «компетенции», которые выступают в качестве ключевых в системе высшего профессионального образования.

При этом «компетентность» включает в себя знания и умения и рассматривается как потенциальная готовность студента решать задачи со знанием профессиональной сферы деятельности, постоянно обновлять знания, овладевать новой информацией и успешно её применять в конкретных условиях. А «компетенция» рассматривается как способность студента успешно применять знания и умения на практике при решении задач в профессиональной сфере деятельности.

Данная проблема исследования представлена в работах отечественных и зарубежных учёных. Рассмотрим определение, предложенное Б.Т.Кенжебековым: «Профессиональная компетентность - это совокупность интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» [2: 177].

Общее понятие «профессиональной компетентности» относится к характеристике работника в различных сферах, результативности его деятельности. Это важная составляющая личностной структуры специалиста, включающая интеллектуальную, эмоциональную, действенно-волевую сферы и сопровождающая все направления его профессиональной деятельности. При этом, кроме профессиональной компетентности, выделяются также общий уровень культуры, творческая деятельность, ее индивидуальный и креативный стиль, инновационный исследовательский подход к деятельности и ее продуктивность.

Профессиональная компетентность дизайнера формируется средствами художественно-изобразительной деятельности и включает в себя знание законов перспективы, которые лежат в основе разработки дизайн-проекта, а также овладение комплексом таких художественных средств, как формообразование, композиция и цветоведение (колористика). При этом качественное выполнение дизайн-проекта зависит как от практических умений воплощения идеи, так и профессионального овладения художественно-изобразительной деятельностью на практике.

Следовательно, готовность к определенной деятельности (в нашем случае к художественно-изобразительной) - это тот необходимый уровень компетентности, который должен быть сформирован у студента в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе.

В рамках содержания и структуры профессиональных компетенций будущего дизайнера в системе вузовской подготовки нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе кафедры «Дизайн» Института экономики, управления и права (г.Казань) со студентами по направлению подготовки 072500.62 «Дизайн», профиль «Дизайн среды» - бакалавриат.

Эксперимент проводился в три этапа и включал констатирующий, формирующий и контрольный этапы. В рамках проведения опытно -экспериментальной работы нами были разработаны содержания учебных программ по различным дисциплинам в соответствии со стандартом ФГОС ВПО 072500.62 «Дизайн». Представим содержание разработанных и реализованных нами программ по специальным дисциплинам:

Целью изучения курса «История изобразительного искусства» является углубленное изучение основных этапов развития культуры в истории эпох; ознакомление с произведениями искусства, направленное на расширение творческого потенциала будущего дизайнера.

Курс «Методология дизайн-

проектирования» формирует связи между художественным и техническим творчеством и знакомит с методологией дизайн - проектирования среды.

Целью курса «Организация архитектурно-дизайнерской деятельности» является подготовка специалистов, обладающих творческим мировоззрением, а также знаниями в области архитектуры и дизайна.

«Организация проектной деятельности» -это курс, который формирует творческое мышление, способность проектировать художественное изделие методами создания художественного образа и средствами проектной графики и компьютерного моделирования. Вместе с тем формируются также навыки самостоятельного выполнения дизайн - проекта.

В рамках реализации данных дисциплин нами была разработана матрица сформированности профессиональных компетенций студентов - будущих дизайнеров (рис.№1).

Р.А.ФАХРУТДИНОВА, Г.П.АХМЕТОВА

Матрица формирования профессиональных компетенций (МФПК) студентов - будущих

Художественно-изобразительная деятельность

i i J к

1 г г

Деятельность преподавателя Деятельность студента

% /

Содержание подготовки студента-дизайнера в формировании профессиональных компетенций

\т лт 1 г 1 г лг \т

е

ы

н

т

к

е

о

р

п -

о ия

н ни

н е

о ем

и у

ц

а

з

и

на

аг

р

О

к

<D

S

(D

S W о

(D

S

и @

О

и

X

<D

н

е

ки

ск

р

е

н

й

а

з и ия

д н

и е ме

е у

ки

с

е

V

р

о

в

Н

о а о

12 %

н

0

и §

1

о и

12 (D О

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

и

- н

-о е

ем

к у

с р о е и

т к

ат с

з ь

и л

н а г е теи

р н

О л о п с и

S

и

(D

S

(D

О

(D

S и О

ё

ч

(D

С

г 1 г 1 г 1 ' л \ г

ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6

Рисунок №1

В рамках формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров нами разработана методика проведения опытно-экспериментальной работы и был определен диагностический инструментарий, включающий следующие методики:

ПК-1 Организационно-проектные умения: методика Дж.Гилфорда. Психологический тест, позволяющий определить творческое мышление студентов, а также уровень развития их интеллектуальных способностей, креативность и умение решать сложные логические задачи.

ПК-2 Технологические умения: был использован цветовой тест Люшера - психологический тест, который позволяет измерить психофизиологическое состояние личности студента, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

ПК-3 Творческие и дизайнерские умения: тест "Интеллектуальная лабильность". Цель -исследование лабильности студентов, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на

выполнение других, не допуская при этом ошибок.

ПК-4 Проектно-конструкторские умения:

«Краткий отборочный тест» (КОТ) на определение интеллектуального развития личности и структуры IQ.

ПК-5 Организаторско-исполнительские умения: тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-1), направленный на исследование коммуникативных и организаторских склонностей, а также самовосприятия личности в общении и лидерстве.

Тест «Определение степени мотивации личности к успеху в работе» позволяет правильно оценивать себя, получить свой психологический портрет, правильно разобраться в своих сильных и слабых сторонах.

ПК-6 Педагогические умения: тест «Ваш стиль публичных выступлений» позволяет выявить коммуникативные навыки студентов в рамках организации воспитательной и образовательной деятельности [3: 140-141]

Итак, профессиональная деятельность студента - будущего дизайнера включает в себя способность к разработке и организации пространства средствами художественного изображения, к проектированию среды с учетом функциональных, эстетических и конструктивно-технических требований. Дизайнер должен овладеть способами объёмно-пространственного изображения, знаниями законов различных видов перспектив, применяемых в разработке проектов; умениями использовать материалы и технические средства для создания дизайн-проектов, а также применять арсенал художественных средств - графики, проектной графики, компьютерной графики, композиции, светотени, цвета и колорита.

Данные характеристики являются показателями сформированности профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами художественно-изобразительной деятельности в системе вузовской подготовки.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 072500.62 «Дизайн» (по отраслям) // ПРИКАЗ от 22 декабря 2009 г. № 780. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр")» // URL: Шр://минобрнауки.рф/документы/1925 (дата обращения 28.03.2014)

2. Кенжебеков Б.Т. Методологические подходы к исследованию развития профессиональной компетентности специалиста // Профессиональное образование. - 2004. - №5. - С. 177 - 182.

3. Резник С.Д., Бондаренко В.В., Соколов С.Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум. Второе издание, дополненное. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 140 - 141.

DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS, FUTURE DESIGNERS, IN HIGHER EDUCATION TRAINING

R.A.Fahrutdinova, G.P.Akhmetova

The article discusses the features of professional competence development in students, future designers, by means of art and graphic activity. The authors present a matrix of professional competence development and a technique of experimental work in training future designers in the higher education system.

Key words: competence and competences, professional competences, art and graphic activity, design, higher education system.

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po spe-cial'nosti 072500.62 «Dizajn» (po otrasljam) // PRIKAZ ot 22 dekabija 2009 g. № 780. « Ob utverzhdenii i vve-denii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obra-zovanija po napravleniju podgotovki 072500 Dizajn (kvalifikacija (stepen') "bakalavr")» // URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/1925 ( data obrashhenija 28.03.2014) (In Russian)

2. Kenzhebekov B.T. Metodologicheskie podhody k issledovaniju razvitija professional'noj kompetentnosti specialista // Professional'noe obrazovanie - 2004 - №5 -S. 177 - 182. (In Russian)

3. Reznik S. D., Bondarenko V. V., Sokolov S. N. Personal'nyj menedzhment. Testy i konkretnye situacii: praktikum. Vtoroe izdanie, dopolnennoe. - Moskva: In-fra-M, 2008. - S. 140 - 141. (In Russian)

Фахрутдинова Резида Ахатовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: fahrutdinova@list.ru

Fakhrutdinova Rezida Ahatovna - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Technology in Humanities and Arts Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: fahrutdinova@list.ru

Ахметова Галина Петровна - аспирант кафедры педагогической психологии и педагогики, старший преподаватель кафедры дизайна Института экономики, управления и права.

420108, Россия, г. Казань, ул. Московская, 42. E-mail: linabelova84@mail.ru

А^ше^а Galina Petrovna - graduate student, Department of Educational Psychology and Pedagogy, Kazan (Volga Region) Federal University.

42 Moskovskaya Str., Kazan, 420108, Russia E-mail: linabelova84@mail.ru

Поступила в редакцию 12.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.