Научная статья на тему 'Определение эффективности модели интеграции общехудожественных и проектных дисциплин'

Определение эффективности модели интеграции общехудожественных и проектных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / INTEGRATION / PROJECT METHOD / DESIGN / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темникова Елена Анатольевна

Цель работы проектирование эффективной модели обучения, направленной на формирование профессиональной компетенции дизайнеров рекламы. В ходе экспериментальной проверки с помощью методов математической статистики доказана эффективность модели интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of General Art and Project Subjects Integrity Model

The purpose of the work is the creation of an effective educational model directed at advertising designers' professional competence forming. During the experimental work according to the mathematical statistic methods, the effectiveness of general art and project subjects integrity model has been proved.

Текст научной работы на тему «Определение эффективности модели интеграции общехудожественных и проектных дисциплин»

УДК 378 ББК Щ.125.1

Темникова Елена Анатольевна

соискатель преподаватель кафедры рекламы и художественного проектирования Магнитогорского государственного университета г.Магнитогорск Temnikova Elena Anatolievna Applicant for a Degree Lecturer

Chair of the Advertisement and Art Design Magnitogorsk State University Определение эффективности модели интеграции общехудожественных и

проектных дисциплин Effectiveness of General Art and Project Subjects Integrity Model

Цель работы проектирование эффективной модели обучения, направленной на формирование профессиональной компетенции дизайнеров рекламы. В ходе экспериментальной проверки с помощью методов математической статистики доказана эффективность модели интеграции дисциплин общехудожественного и проектного циклов.

The purpose of the work is the creation of an effective educational model directed at advertising designers’ professional competence forming. During the experimental work according to the mathematical statistic methods, the effectiveness of general art and project subjects integrity model has been proved.

Ключевые слова: Образовательный процесс, интеграция, метод проектов, дизайн, профессиональная компетенция.

Key words: educational process, integration, project method, design,

professional competence.

Поскольку целью дизайн-образования будущего специалиста по рекламе

является усвоение дизайнерских знаний, методического опыта и включение личности в преобразующую дизайн-деятельность по рекламе в их целостности, то процесс формирования профессиональной компетенции специалиста должен осуществляться на основе интеграции знаний различных научных областей. Задача нашего исследования: теоретическая разработка, обоснование и

экспериментальная проверка условий реализации модели преподавания общехудожественных и проектных дисциплин в подготовке специалиста по рекламе, позволяющей повысить уровень профессиональной компетенции будущего дизайнера. Таким образом, нашей целью было повышение эффективности профессиональной подготовки студентов путем интеграции

общехудожественных и проектных дисциплин. При проектировании модели интеграции мы исходили из того, что педагогический процесс - это специально организованное, взаимодействие педагогов и студентов, направленное на решение развивающих и образовательных задач [5, с.19 - 26].

Последовательность осуществления эффективного интеграционного процесса общехудожественной и проектной деятельности студентов, т.е. порядок действий при интегрировании, определяется посредством педагогического проектирования. Интегрирование, как процесс, представляет собой проектирование интегративного педагогического образования, т.е. ее формы со всеми ее характеристиками.

Весь процесс интегрирования можно разделить на три этапа.

Первый этап интегрирования - подготовительный.

Он включает в себя следующие действия:

- определение целевого назначения (направление интеграции, т.е. ее целесообразность);

- выполнение подбора объектов эффективного интегрирования и их анализ;

- выбор формы процесса эффективной интеграции с ее сущностными и формально логическими признаками;

- определение вида эффективной педагогической интеграции.

Второй этап - разработка избранной формы интегрирования, включает:

- выбор системообразующего фактора;

- создание структуры новообразования;

- переработка состава и объектов интеграции, установление связей и зависимостей, компонентов интегрирования;

- дидактическое проектирование эффективного интегративного курса, применение способов интегрирования;

Третий этап - проверка интегративного новообразования на качество и эффективность применения. Он включает в себя:

- экспертную оценку эффективности проекта интегративного новообразования;

- определение диагностических функций эффективного контроля;

- проведение реального экспериментального внедрения [2, с.97-102]. Первый этап интегрирования мы описали в таблице (табл. 1) [1].

Таблица 1

Феноменологическая карта процесса педагогической интеграции

дисциплин Художественное проектирование и Колористика

№ п/п Составляющие части и характеристики процесса интеграции Содержание

1 Целевое назначение (направление) эффективной интеграции. Расширение предмета познания; ликвидация многопредметности; сокращение времени изучения курса; ликвидация дублирования; изменение технологии обучения; создание благоприятных условий развития

2 Состав процесса эффективной интеграции (объекты интеграции). Материальные объекты, идеальные объекты (понятия, принципы); деятельность (приемы, методы, навыки, умения, технологии); личность (состояния, качества, _..й_ мо )

3 Формы эффективной педагогической Интегративные задачи, задания, лекции, планы, программы, темы.

4 Виды эффективной педагогической интеграции. Межпредметная, локальная.

5 Уровни эффективной педагогической Модернизации, новации, инновации.

Интеграция дисциплин осуществляется через выполнение творческого проекта. Введение проекта в художественное образование подразумевает формирование проблемного поля, провоцирование обучающихся на последовательную комплексную работу, осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную (теоретическую и практическую) деятельность. Исследовательская часть проектной деятельности несет в себе основную интеллектуальную нагрузку и подразумевает самостоятельную работу студентов по отбору теоретического и визуального материала, поиск вариантов решения проектной задачи. Реализационная часть работы над проектом в большей степени связана с

решением технологических, ремесленных задач, получением навыков работы с тем или иным материалом [3, с.29-37].

Второй этап. Для эффективного осуществления процесса интегрирования общехудожественной и проектной деятельности необходимо выявить системообразующий фактор. В нашем случае это творческий проект, то есть самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством преподавателя. Проект состоит из отдельных частей, например, рисунков, чертежей на изготовление какого либо изделия, разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, элементы усовершенствования изделий, экономические расчеты и т.д. [4, с.24-31].

Создание структуры новообразования - это следующий элемент процедуры эффективного интегрирования. В учебном плане подготовки специалистов по рекламному дизайну есть блок смежных дисциплин: художественное проектирование, колористика, макетирование, композиция и компьютерное проектирование, которые изучаются, в основном, или в

теоретическом или в практическом аспектах. Задача состоит в том, чтобы интегрировать теоретические и практические части в единый целостный процесс, в котором каждый из предметов проектного блока на старших курсах включен в общий цикл работы над одним проектом.

Переработка состава объектов интеграции - процесс трудоемкий и вариативный. Под логику интеграционного новообразования и, исходя из решаемых задач, подбирается содержание из определяющихся источников. Определяется механизм эффективного интегрирования, создаются новые и разрушаются старые связи и отношение между всеми компонентами содержания образования будущего специалиста по рекламе, вступающими в интеграцию.

Метод проектов обеспечивает эффективное решение следующих образовательных задач при подготовке дизайнеров рекламы:

- освоение способов проектной деятельности как универсального основания данной профессии;

- освоение приемов коллективной работы в поле проектной деятельности (навыки коммуникации, формирования целей, описание конечного результата, выбор способа, презентация результата);

- способность к проявлению творческой инициативы, креативности и выдвижению проектных идей;

- способность использовать в реальной практике современные технологии, материалы и культурные аналоги (достижения различных отраслей дизайна);

- работа в режиме реального проектирования и реализации проектов разных направлений;

- построение личной версии своего образования, прогнозирование его результативности и востребованности на рынке труда.

Поставленная в нашем изыскании локальная задача эффективного построения курса на основе интегрированного подхода позволяет рационально использовать учебное время, повысить уровень самостоятельной работы студентов, учитывать их интересы и склонности, повысить мотивацию к овладению профессией.

Предмет «Художественное проектирование» запланирован в 6 семестре, в 7 семестре изучается дисциплина «Колористика» или «Макетирование» (дисциплина по выбору), в условиях интегрированного курса они являются логическим продолжением одного задания, таким образом, что на протяжении выполнения одного большого проекта происходит обучение в 6 семестре -Проектированию; в 7 - Колористике и Макетированию. Так как, по этим предметам запланированы и лекционные и практические занятия, то происходит параллельное обучение: в теоретическом залоге - понятийная база, предметность; в практическом - процесс работы над проектом. Для реализации такого рода обучения создана общая рабочая программа, объединяющая эти дисциплины.

Дидактическое проектирование эффективного интегративного курса и применение способов интеграции - завершает процесс интегрирования, придавая ему на последней стадии целостность, определенность. Связи помогают получить универсализацию, унификацию, экстраполяцию или концентрацию.

Третий этап, то есть, проверка на эффективность осуществленной интеграции проектной и художественной деятельности студентов.

Контроль осуществляется через выполнение студентами тестов по теоретическому материалу и текущих практических заданий.

Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, задание на выполнение студент получает индивидуально. Прохождение внешней экспертизы с участием в творческих конкурсах, конференциях и семинарах (формирование способности применения набора навыков и приемов в освоении курса, позволяет формировать компетентность студентов в профессии).

На этапе обучающего эксперимента мы проверяли эффективность и действенность нашей модели обучения в условиях интегрированного курса, с помощью комплекса показателей профессиональной компетенции:

- теоретические знания;

- профессиональные умения;

- степень сформированности рефлексивной позиции;

- познавательная активность и самостоятельность.

Для развития у студентов перечисленных компетенций интегративного характера им давались комплексные задания: 1) задания учебно-методического и исследовательского (теоретико-методологического) характера; 2) курсовая работа. Задания учебно-методического и исследовательского характера отражали основные виды профессиональной деятельности дизайнера рекламы. По заданиям учебно-методического характера студенты отчитывались на зачетных занятиях в конце семестра. В области учебно-методической работы студентов анализировались следующие элементы: знание средств и носителей рекламы, форм и методов разработки рекламы, основ технологии производства рекламы, а также умение организации рекламного дела, определение носителя рекламы.

По итогам выполнения заданий учебно-методического характера рассчитывался коэффициент полноты сформированности умений осуществлять различные виды профессиональной деятельности дизайнера рекламы. Для этого выполненное студентом задание анализировалось по составляющим его

элементам каждого вида деятельности. Например, работа по рекламированию продукции или услуг с целью их продвижения на рынке сбыта, информирующая потребителя о качестве и отличительных свойствах рекламируемых товаров и услуг, через применение знаний в области психологии проектирования и физиологических особенностей восприятия цвета и цветовых сочетаний человеком.

За основной критерий сравнения традиционной и экспериментальной методики обучения был принят уровень успеваемости студентов. Для итоговой оценки применялась трехуровневая схема:

Низкий уровень выполнения работы - основное содержание темы раскрыто, характер работы студента репродуктивный, представление информации описательное (реферативное).

Средний уровень - содержание темы представлено достаточно полно, характер работы алгоритмический, представление информации структурное.

Высокий уровень - тема раскрыта полностью, характер работы эвристический или продуктивный, уровень представления информации структурный или исследовательский.

Результаты, полученные после изучения интегрированного курса, свидетельствуют как о более высокой общей успеваемости, так и качественной в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной. (табл. 2). Сравнение показателей успеваемости студентов 4 курса экспериментальной и контрольной групп выявило повышение качества проектов в обеих группах, но средний показатель проектной деятельности в контрольной группе значительно меньше, чем в экспериментальной группе (рис.1).

Таблица 2

Результаты констатирующего и контрольного экспериментов

Уровни Контр, группа (2004-2005) Контр, группа (2009-2010) Экс. группа (2004-2005) Экс. группа (2009-2010)

кол-во студ. Н % кол-во студ. Кк % кол-во студ. Кэ % кол-во студ. Кэ %

Минимальный 28 38,89 26 36,11 28 45, 16 5 8,06

Медиальный 36 50 38 52,78 30 48,39 28 45,16

Оптимальный 8 5,76 8 11,11 4 6,45 29 46,77

Средний 1,5617 1,75 1,6129 2,3869

Абсолютный прирост 0,19 0,7740

Коэффициент эффективности 1,12 1,48

Рис. 1 Результаты констатирующего и контрольного экспериментов

Обобщенные результаты тестирования, представленные в таблице 2 и графике на рисунке 1 , убедительно показывают, что подготовка студентов экспериментальной группы к профессиональной деятельности в рамках эффективной модели интегрированного курса приводит к значительному повышению качества выполнения тестовых заданий как по художественному проектированию, так и по колористике. В контрольной группе также наблюдается рост количества работ, выполненных на высоком уровне, однако он значительно ниже, чем в экспериментальной группе: 1,48% в

экспериментальной против 1,12% в контрольной. Разрыв в качестве деятельности контрольной и экспериментальной групп позволяет сделать вывод о том, что выделенные нами условия обеспечивают более высокий уровень овладения студентами профессиональными знаниями и умениями.

Полученные нами результаты позволяют сделать выводы о достижении в целом поставленных целей эксперимента и об эффективности выделенных и теоретически обоснованных педагогических условий по реализации интеграции дисциплин в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. В ходе экспериментального исследования был достигнут положительный результат. На основе использования методов математической статистики,

экспериментальных данных доказана правильность теоретических выводов.

Библиографический список

1. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Екатеринбург, 1994. - 152с.

2. Кузнецова О.М., Бажутин В.В., Колобков И.А. О педагогизированном учебном пособии для инженеров-педагогов // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научн. тр. / Свердл. инж-пед. ин-т. Свердловск, 1991. - Вып. 2. - С.97-102.

3. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А.Я. Савельев // Высшее образование в России. - 1994. - .№2. - С.29-37.

4. Селиванова Т.В. Комплексные задания проектной направленности как интегративная основа художественного образования и общегуманитарного развития / Т.В.Селиванова // Инновационные технологии образовательной области "Искусство". Педагогические чтения: сборник научных статей - М., 2002. - С.24-31.

5. Шукшунов В., Лозовский В., Буланова-Топоркова М., Сучков Г.,Университетское техническое образование: концептуальные основы / В.Шукшунов, В.Лозовский, М.Буланова-Топоркова // Высшее образование в России. - 2004. - №10. - С.19 - 26.

Bibliography

1. Bezrukova, V.S. Integrational Processes in Pedagogical Theory and Practice. -Yekaterinburg, 1994. - 152 p.

2. Kuznetsova, O.M., Bazhutin, V.V., Kolobkov, I.A. About Pedagogical Teaching Book for Pedagogical Engineers: Collected Scientific Works // The Sverdlovsk Engineering-and-Pedagogical Institute. - Sverdlovsk, 1991. - P. 97-102.

3. Savelyev, A.Ya. Teaching Technologies and Their Role in the Higher Education Reform / A.Ya. Savelyev // Higher Education in Russia. - 1994.- №2.- P. 29-37.

4. Selivanova, T.V. Project Oriented Complex Tasks As an Integrative Basis of the Artistic Education and Liberal Arts Development / T.V. Selivanova // Innovative Technologies of «Art» Educational Field. Pedagogical Readings: Collected Scientific Works. - M. 2002. - P. 24-31.

5. Shukshunov, V., Lozovsky, V., Bulanova-Toporkova, M., Suchkov, G. University Technical Education: Conceptional Bases / V. Shukshunov, V. Lozovsky, M. Bulanova-Toporkova, G. Suchkov // Higher Education in Russia. - 2004. - № 10. - P. 19-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.