адекватная самооценка, умение самостоятельно принимать решение); положительная динамика формирования мотиваци-онно-потребностного компонента готовности (наличие мотивов выбора профессии, наличие профессиональных интересов и предпочтений в железнодорожной отрасли, согласованность профессионального выбора с профессиональными интересами и профессиональными предпочтениями, наличие эмоционально-положительного отношения к ситуации выбора профессии);
Критерий условий позволяет оценить степень реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих функционирование структурно-функциональной модели формирования готовности у школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению. Показателями критерия условий выступают: взаимосвязь процесса формирования готовности школьников подросткового возраста к про-
фессиональному самоопределению с теоретическим обучением и учебно-производственной практикой; активное включение школьников подросткового возраста в процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению; насыщение развивающей среды детских железных дорог.
Критерий результата определяет количество выпускников детских железных дорог, поступивших в железнодорожные высшие и средние профессиональные учебные заведения, оценки удовлетворенности выбором. Критерий результата является долгосрочным по времени, поэтому в данном исследовании он не применяется.
Таким образом, разработанные организационнопедагогические условия обеспечивают формирование профессионального самоопределения школьников подросткового возраста на детских железных дорогах, позволяют систематизировать и регламентировать педагогический процесс.
Библиографический список
1. http://young.rzd.m/isvp/puЫic/young?STRUCTURE_ГО=5049
2. Сокова, С.В. Профессиональное самоопределение молодежи: отечественный и зарубежный опыт / С.В. Сокова, Н.В. Силкина // Тенденции и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования: сб. науч. тр. по материалам Международной н/п конференции 23-24 апр. 2009 г. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2009.
3. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981.
4. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.
5. Чекалева, Н.В. Концептуальные основы проектирования учебно-методического обеспечения // Наука образования: сб. науч. ст. - Омск: ОмГПУ, 2000.
Bibliography
1. http://young.rzd.ru/isvp/public/young?STRUCTURE_ID=5049
2. Sokova, S. V. Professional'noe samoopredelenie molodezhi: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt / S. V. Sokova, N. V. Silkina // Tendencii i perspektivy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunarodnoj n/p konferencii 23-24 apr. 2009 g. - Novosibirsk: Izd-vo SGUPSa, 2009.
3. Shavir, P.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannej yunosti. - M.: Pedagogika, 1981.
4. Jovajsha, L.A. Problemy professional'noj orientacii shkol'nikov. - M.: Pedagogika, 1983.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 378 Temnikova E. INTEGRATED COURSE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF ADVERTISING DESIGNERS. The process of forming design skills should not be reproductive and being part of advertising designer activity, should be creative. It is important how a student's worldview is formed, thus, there is streamlining of deepening of scientific knowledge, increasing knowledge of the subject. These factors are taken into account when developing an integrated course of disciplines «Artistic Design» and «Color».
Key words: integration of disciplines, professional competence, design and artistic activity, design thinking, professional fulfillment, forms of diagnosis.
Е.А. Темникова, аспирант МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМОЕТЕНЦИЙ ДИЗАЙНЕРОВ РЕКЛАМЫ
Процесс формирования дизайнерских компетенций не должен быть репродуктивным, а будучи элементом творческой деятельности дизайнера рекламы, должен носить творческий характер. Важно и то, как формируется мировоззрение студента, происходит ли при этом упорядочивание и углубление научного знания, расширение предмета познания. Эти факторы учтены при разработке интегрированного курса дисциплин Художественное проектирование и Колористика.
Ключевые слова: интеграция дисциплин, модель обучения, профессиональные компетенции, проектная и художественная деятельность, дизайнерское мышление, профессиональная самореализация, формы диагностики.
При подготовке студентов специальности 070701 «Реклама» одной из задач является воспитание восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры, поэтому, решая проблему формирования профессиональных компетенций будущих специалистов дизайнерского профиля, в качестве примера мы рассмотрим интегрированный курс дисциплин «Художест-
венное проектирование», «Колористика» и «Макетирование». Последние две - дисциплины по выбору.
Решение локальной задачи построения курса на основе интеграции дисциплин позволяет, на наш взгляд, рационально использовать учебное время, повысить уровень самостоятельной работы студентов, учитывать их интересы и склонности, повысить мотивацию к овладению профессией. Мы рассматриваем высшее образование как последовательное и предска-
зуемое формирование таких свойств человека, которые определяют эффективность и качество его профессиональной деятельности. По мнению Н.В. Фомина: «Это не просто знания и навыки, хотя они играют сегодня очень большую роль в профессиональной деятельности. Это еще и культура и потенциал саморазвития, и обостренные чувства социальной ответственности - полный комплекс тех черт личности, которые превращают профессиональную деятельность в общественное благо» [1, с. 74].
В учебном плане рассматриваемой специальности предмет «Художественное проектирование» запланирован в 6 семестре, в 7 семестре изучается дисциплина «Колористика» или «Макетирование». В условиях интегрированного курса возможно выполнение заданий, предполагающих применение знаний обозначенных дисциплин в совокупности. Так как, по всем этим предметам запланированы и лекционные и практические занятия, то происходит параллельное обучение: в теоретическом залоге - понятийная база, предметность; в практическом - процесс работы над проектом. Для реализации такого рода обучения необходимо создание общей рабочей программы, объединяющей эти дисциплины. Такая программа может быть рассчитана на работу одного или нескольких преподавателей. Совместная работа специалистов (преподавателей) разных дисциплин при реализации межпредметных и междисциплинарных связей позволит дать студентам более глубокие знания каждого блока изучаемого предмета. Следует отметить, что на определенном этапе к процессу обучения подключается один из преподавателей - специалист в данной области. Сложность реализации такого способа обучения в распределении учебной нагрузки.
При дидактическом проектировании курса мы преследовали решение следующей задачи: создать гибкую содержательную часть, в которой возможно перейти от обобщенных методов проектирования изделий к реальному объекту. Для этого, как показывает анализ исследований отечественных ученых, необходимо опираться как минимум на три взаимосвязанных фактора:
- обобщить материал так, чтобы он охватывал все особенности проектирования, используемые в данной профессиональной области;
- повысить уровень самостоятельности в учебнопознавательной деятельности обучающихся (как при изучении теоретического материала, так и в практической работе);
- выбрать для практических работ такие задания, которые с достаточной полнотой охватят особенности проектирования всех остальных объектов [2, с. 152-154].
Основной целью интеграции дисциплин «Художественное проектирование» и «Колористика» является эффективное формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера рекламы в области проектировочной и художественной деятельности, развитие интеллектуальных способностей, стимулирующих качества самоактуализации личности студента. Кроме того, важным фактором является оценка и проверка полученных студентами знаний.
Интегрированный курс общехудожественных и проектных дисциплин является средством повышения профессиональных компетенций будущих специалистов в области рекламы, поэтому цели и содержание разработаны с позиции их профессиональной принадлежности.
Главной целью практической части курса является формирование профессиональных компетенций посредством самореализации обучающихся через выполнение творческих работ, связанных с проектированием предметов рекламной деятельности и дизайна. Соответственно, содержание должно быть направлено на:
- освоение проектно-художественной деятельности: изучение теории дизайна и цвета, основ дизайнерской деятельности, интегрирующей законы колористики и проектирования, выработку умения оценивать качество визуальной графической информации, разработку и выполнение проектов с применением технологий дизайна и колористики;
- развитие интегрированного творческого, критического и аналитического, т.е. дизайнерского мышления в отношении: познания интегрированных законов восприятия объектов дизайна, обучения умению воспринимать соответствующую визуальную информацию;
- владение инструментарием, в том числе компьютерной графикой для творческой реализации интегрированного личного художественного потенциала в области дизайна рекламы и профессиональной самореализации при выполнении колористического проекта.
Профессиональное становление дизайнера по рекламе проходит несколько этапов, предполагающих использование совокупности развернутых во времени приемов воздействия на личность, включение ее в различные значимые виды деятельности с целью формирования профессионально важных качеств. Поэтому проектирование методики формирования профессиональных компетенций дизайнеров средствами интеграции велось в следующих направлениях:
1. Определение диагностических целей обучения и описание их в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата.
2. Отбор и структурирование учебного материала (определение основных разделов, тематического наполнения в соответствии со структурными и функциональными компонентами формируемой характеристики).
3. Обоснование организационно-инструментальной стороны обучения (выбор оптимальных методов, форм и средств учебно-познавательной индивидуальной и коллективной деятельности студентов, построение оптимального взаимодействия студентов и преподавателя). Распределение времени, отведенного на выполнение различных заданий, определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала.
4. Определение процедуры контроля и измерения качества выполнения программы обучения.
Остановимся на выделенных направлениях более подробно. Определяя цели образовательного процесса, необходимо учитывать технологию целеобразования и ее различные формы. Основными из них являются: требования, предъявляемые к специалисту рынком труда, обществом; замена или корректировка целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели. Достижение поставленной цели определяется нами через критерии сформированности профессиональных компетенций.
Весь учебный материал предусматривает отбор и структурирование содержания, доступного для осмысленного восприятия студентами, и делится на теоретическую и практические части.
Теоретическую часть: лекционные занятия с широким применением объяснительно-иллюстрированных методов, где изложение учебного материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий-плакатов, готовых проектов изделий, а также проблемных методов, предоставляющих студентам обширную базу для смыслотворчества. Курс дает будущим рекламистам общие знания об истории проектирования, теории дизайна и современных принципах создания рекламы. Приобщение студентов к современной культуре рекламы. В общеобразовательных целях преимущественное внимание уделяется не истории происхождения рекламы, а ее возможностям, роли и месту в среде современных дизайн-технологий, в профессиональной работе дизайнера рекламы. Важно добиться не столько свободного владения теоретическими знаниями проектных и художественных дисциплин, сколько способствовать достижению главной цели - формированию профессиональных компетенций средствами проводимого обучения. В процессе обучения студенты накапливают знания и применяют их на практике при выполнении заданий.
Практическая часть предусматривает выполнение практических заданий. Используемые практические методы способствуют формированию проектных умений и навыков, закреплению теоретических знаний. Практические задания включают блоки:
- по освоению инструментария;
- по изучению технологии разработки объектов рекламы разного направления;
- по выполнению заданий творческого характера.
При введении практических заданий в учебный процесс мы предлагаем студентам логическую последовательность задач, при которой информация, получаемая в процессе решения предыдущей задачи, необходима для решения последующей. Для осознания конечной цели всего ряда действий по решению такой последовательности задач студенту формулируется комплексное задание полностью на первом практическом занятии. Это ориентирует его на конечный результат и обозначает «траекторию» движения к этому результату. Такая организация способствует осознанию смыслов и целей, которые вводятся комплексным заданием, а освоение операционно-техническим аспектом формируемой деятельности (при решении цепочки задач) становится осмысленным и внутренне мотивированным. Общим направлением обучения явилось предъявление усложняющейся последовательности задач и заданий. Причем с ростом уровня их проблемности параллельно возрастает и уровень познавательной самостоятельности студента при их решении.
Контроль сформированности профессиональных компетенций и их составляющих осуществляется, в частности, при выполнении контрольных срезов, методом тестирования, а также в процессе выполнения практических заданий [3, с. 1016]. Практические задания выполняются для закрепления в конце изучения теоретического материала по теме учебного плана.
В процессе интеграции происходит взаимодействие содержательной, технологической и управленческой основы; решение образовательных задач через выполнение действий, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Применительно к системе интеграции проектной и общехудожественной деятельности студентов категорию «непрерывность» характеризует прогностичность, взаимообусловленность и преемственность отдельных компонентов системы, обеспечивающих рост уровня профессиональной квалификации и формирование профессиональнозначимых качеств личности специалиста по рекламе. Таким образом, интегрированная деятельность включает следующие блоки:
- информационный блок (знаниевый компонент компетенций);
- тестово-информационный блок (проверка усвоенных знаний, умений);
- коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа - дополнительное обучение);
- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний (компонент умений, навыков и мотивов в структуре получаемых компетенций);
- блок проверки и коррекции (закрепление всех компонентов компетенций).
Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Вызвать мотивы ориентации на предстоящую учебно-профессиональную деятельность помогают приемы раскрытия значимости овладения учебной деятельностью, как необходимым условием становления профессиональной деятельности, столкновение студентов с необходимостью усвоения теоретических знаний для выполнения практического задания и реализации его на практике (создание ситуаций определения границ собственного знания и осознания, умения и неумения, демонстрация практических результатов решения производственных проблем и отсутствия у студентов соответствующего общего способа на решение).
Итак, обучение в рамках интегрированного курса можно разбить на три составляющих:
1) расширение объема знаний и представлений о художественном проектировании и колористике достигается методами интегрированного анализа различных существующих технологий и видов искусства, построения интегрированных ас-
социативных связей своих разработок с другими известными работами в области рекламы, создание студентами проектов на основе интегрированного анализа аналогов;
2) развитие интегрированного технического мастерства: необходимо не только объяснить студентам специфику выразительного языка рекламы, но показать технический механизм создания интегрированных графических объектов рекламы. Параллельно с заданиями по освоению инструментария дать студентам интегрированные творческие задания, позволяющие им активно овладеть средствами рекламного дизайна, интегрирующие законы колористики и художественного проектирования;
3) развитие умения выразить свое отношение к дизайну рекламы: обучая элементарному владению технологией создания рекламы и анализу профессиональной деятельности в среде рекламы, необходимо убедить студента в том, что при восприятии и разработке объектов рекламного дизайна главное - выражение собственных чувств и оценок.
Следуя этой направленности при обучении проектным и художественным дисциплинам, возможно перевести будущих рекламистов от сюжетного и поверхностного восприятия дизайн-деятельности на уровень соотнесения дизайн-разработок со своим личным опытом создания подобных объектов, а затем на уровень системного анализа объектов рекламы, осмысления сравнительной ценности этой работы. Ее эмоционально-смысловых качеств. Знание теории и практический опыт работы создает необходимые предпосылки для формирования у будущих дизайнеров рекламы профессиональных компетенций.
Назначение контроля освоения знаний, умений и навыков проектно-художественной деятельности состоит в том, чтобы установить степень достижения студентами обязательного уровня подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности студентов, трудностях и типичных ошибках, определить причины их возникновения, выявить эффективность разработанной технологии обучения. На основе анализа полученной информации осуществить в случае необходимости коррекцию хода учебного процесса.
Рассмотрим применение в процессе интегрированного обучения функции контроля. Диагностической функцией контроля - проверке и оценке знаний, умений и навыков по интегрированному курсу «Художественное проектирование» и «Колористика» - мы придаем особое значение. В процессе обучения мы осуществляем следующие формы диагностики:
Текущая диагностика: осуществляется на основе выполнения студентами проблемных заданий, выполнения практических работ, а также наблюдений за активностью каждого отдельного студента. Текущая проверка позволяет судить о степени усвоения материала студентами, вносить изменения в учебный процесс с целью активизации познавательной деятельности обучаемых. Текущий (оперативный) контроль хода обучения в процессе занятий обеспечивает обратную связь между преподавателями и обучаемыми. Он позволяет корректировать учебный процесс с учетом хода усвоения учебного материала и способствует его индивидуализации [4, с. 36].
Периодическая диагностика позволяет определить соответствие знаний и умений предъявляемым требованиям после изучения каждого логически обособленного блока учебной дисциплины. Цель такой проверки заключается в определении такого необходимого качества, как системность знаний. Последняя, предусматривает умение студентом самостоятельно устанавливать связи между дидактическими единицами, работать с литературой.
Итоговая диагностика осуществляется в конце изучаемого курса. В учебном плане специальности "Реклама" в конце семестра запланированы зачеты по «Художественному проектированию», «Колористике» или «Макетированию», а также выполнение курсовой работы по «Художественному проектированию». Работа студентов в группе обоснована учебным планом, в котором дисциплины должны изучаться на выбор - «Колористика» или «Макетирование», поэтому в
группе должен как минимум один студент заниматься макетом изделия, изучая при этом основы дисциплины «Макетирование», другой студент при этом работает над цветовым решением проектируемого изделия, изучая при этом дисциплину «Колористика», в то же время вся группа должна знать основы проектирования. Контроль осуществляется через выполнение студентами тестов по теоретическому материалу и текущих практических заданий, которые оцениваются по следующим критериям:
- выполнение проекта творчески, придерживается собственного плана ведения творческой работы;
- использование различных информационных каналов в процессе работы над проектом;
- оценка логики построения учебного и творческого проекта;
- оценка соответствия результата деятельности исходным данным;
- оценка исходя из внутренних критериев значимость каждого продукта деятельности, как стадии творческого процесса;
- оценка значимости, как творческого продукта, так и каждого этапа творческого процесса, исходя из внешних критериев.
Кроме того, запланированная в учебном плане курсовая работа по дисциплине «Художественное проектирование» позволит сделать студентам первый шаг к выполнению на 5 курсе других работ, в том числе выпускной квалификационной. Оценка работы осуществляется в условиях просмотровой системы - каждый преподаватель оценивает работу с точки зрения требований своей дисциплины, поэтому мы не настаиваем на интеграции именно такого количества дисциплин, скорее всего при расширении круга дисциплин участвующих в интегрированном процессе повышение уровня профессиональной компетенции будет более ощутимым, но реализация такой интеграции требует достаточно глубокой проработки.
Курсовая работа оформляется в соответствии с требованиями, задание на выполнение студент получает индивидуально.
Библиографический список
1. Фомин, Н.В. Теоретическая модель конкурентоспособного специалиста // Инновации в образовании. - 2004. - № 3.
2. Общая педагогика: уч.-метод. пособие для вузов / Е.И. Шулева [и др.]. - Магнитогорск: МаГУ, 2005.
3. Найн, А.Я. Организация педагогического эксперимента, его составные части / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Магнитогорск, 2002.
4. Сумцова, Н.В. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса / Н.В. Сумцова, В.Н. Едронова // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 6.
Bibliography
1. Fomin, N.V. Teoreticheskaya model' konkurentosposobnogo specialista // Innovacii v obrazovanii. - 2004. - № 3.
2. Obschaya pedagogika: uch. -- metod. posobie dlya vuzov / E. I. Shuleva [i dr.]. - Magnitogorsk: MaGU, 2005.
3. Najn, A.Ya. Organizaciya pedagogicheskogo ]ksperimenta, ego sostavnye chasti / A. Ya. Najn, Z. M. Umetbaev. - Magnitogorsk, 2002.
4. Sumcova, N.V. Obespechenie kachestva obrazovaniya: puti povysheniya ]ffektivnosti uchebnogo processa / N. V. Sumcova, V. N. Edronova // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 6.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 159.923.2
Shalko E.N. Studying the role of the teacher and organizer in the development of self-consciousness participating in social and organizational activities. The analysis of correlations between personality traits of a teacher, an organizer with the components of self-consciousness of adolescents participating in social and organizational activities. These results indicate that the complex "inefficient" personal qualities of the teacher not only prevents further effective development activities, but the full development of self-consciousness of the teenager.
Key words: the self-consciousness, self-relation, self-concept, locus of control, self-esteem, level of aspiration, socially-organizational activity, the level of formation activity, personality profile.
Прохождение внешней экспертизы с участием в творческих конкурсах, конференциях и семинарах (формирование способности применения набора навыков и приемов в освоении курса, позволяет формировать компетентность студентов в профессии).
Разработанный нами интегрированный курс способствует повышению уровня профессиональных компетенций специалистов рекламы, который определяется через выполнение творческого проекта. При этом студент обладает способностью оценивать, основываясь на чётких критериях, значение того или иного теоретического материала для конкретной задачи. Критерии могут быть как внутренними (структура, логика), так и внешними (соответствующими намеченной цели). Кроме того, уровень сформированности компетенций оценивается следующим комплексом интегрированных показателей:
- интегрированные в области колористики и проектирования теоретические знания;
- интегрированные профессиональные умения;
- степень сформированности интегрированной рефлексивной позиции;
- степень сформированности интегрированных профессиональных мотивов, активность и самостоятельность в процессе познания интегративного курса.
Таким образом, при разработке основных положений интегрированного курса, была выбрана форма процесса интеграции и его сущность: определен системообразующий фактор, переработан состав и установлены связи и зависимости компонентов интегрирования. На основе учебного плана распределены часы по темам и видам работ, определены методические ориентиры интегрированного курса. Кроме того, определены диагностические функции контроля по оценке уровня эффективности интегрированного новообразования, положительно влияющие на формирование профессиональных компетенций.