Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старовойтова Жанна Александровна

В статье представлен анализ диссертационных исследований по проблеме формирования и развития ценностных ориентаций педагогов и обучающихся в педагогических вузах, опыта педагогических коллективов вузов по решению изучаемого вопроса. Предлагаются результаты проблемно-тематического анализа работ в период с 2009 года по настоящее время. Для проведения анализа использованы критерии: проблемно-понятийный комплекс, обоснование психолого-педагогических механизмов, практическая значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DISSERTATION STUDIES ON THE PROBLEM OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING

The article presents an analysis of dissertation research on the problem of the formation and development of value orientations of teachers and students in pedagogical universities, the study of the experience of pedagogical collectives of universities in solving the issue under study. The results of the problem-thematic analysis of works in the period from 2009 to the present are offered. For the analysis, the following criteria were used: problem-conceptual complex, substantiation of psychological and pedagogical mechanisms, practical significance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

развитие требует сочетания множества условий и факторов. Сложившийся за многие годы опыт развития творческого потенциала обучающихся в системе дополнительного образования средствами изобразительной деятельности нуждается в обобщении и систематизации, создании условий, способствующих повышению эффективности применяемых программ и методов. Полученные данные позволяют сделать вывод, что педагогически целесообразное развитие художественно-образного мышления обучающихся может быть обеспечено реализацией индивидуально-творческого подхода, через активизацию художественно-образного мышления.

Литература:

1. Буйлова Л.Н Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 567-572.

2. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 7-17.

3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1991. - 142 с.

4. Шведерский А.С. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? / А.С. Шведерский // Диагностика и развитие художественной одаренности: сб. - СПб., 1992. - С. 67-75.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Старовойтова Жанна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ диссертационных исследований по проблеме формирования и развития ценностных ориентаций педагогов и обучающихся в педагогических вузах, опыта педагогических коллективов вузов по решению изучаемого вопроса. Предлагаются результаты проблемно-тематического анализа работ в период с 2009 года по настоящее время. Для проведения анализа использованы критерии: проблемно-понятийный комплекс, обоснование психолого-педагогических механизмов, практическая значимость.

Ключевые слова: диссертационное исследование, ценностные ориентации, ценности педагогической деятельности.

Annotation. The article presents an analysis of dissertation research on the problem of the formation and development of value orientations of teachers and students in pedagogical universities, the study of the experience of pedagogical collectives of universities in solving the issue under study. The results of the problem-thematic analysis of works in the period from 2009 to the present are offered. For the analysis, the following criteria were used: problem-conceptual complex, substantiation of psychological and pedagogical mechanisms, practical significance.

Keywords: dissertation research, value orientations, values of pedagogical activity.

Введение. Проблема ценностных ориентаций педагогов в отечественных психолого-педагогических исследованиях остается актуальной в условиях внедрения и реализации федеральных образовательных стандартов, компетентностного подхода в образовании. С 2009 года по настоящее время в России система образования претерпевает поэтапную модернизацию. Изменения в образовании напрямую связаны с социально-экономическим развитием российского общества. Естественно актуализируется потребность в предприимчивых специалистах, способных к самостоятельному принятию решений, способных осознавать и нести ответственность за выбор, потребность в мобильных, конкурентоспособных выпускниках, владеющих профессиональными компетенциями, то есть тем, что они могут делать. Особое значение в педагогической науке и практике приобретает вопрос о механизмах формирования выпускника культурного, нравственного, обладающего системой ценностей, которые становятся ориентиром к саморазвитию гражданской позиции, инновационной деятельности, профессиональному самосовершенствованию не только в плане удовлетворения собственных интересов, но и в интересах страны, общества. Поиск психолого-педагогических механизмов формирования ценностно-смысловых ориентаций выпускника связан с неизбежным влиянием факторов глобализации: нарастание разнообразия культурных образов, повышение роли информационно-коммуникативных технологий, политика в области развития экономики знаний, тенденция к процветанию «академического капитализма».

Конечно, данные изменения касаются системы образования в целом, но если делать акцент на профессиональной подготовке педагогов, то возникает вопрос о том, какими теперь ценностными ориентирами должен обладать современный российский педагог? Нужно отметить, что благоприятным аспектом реализации компетентностного подхода в высшем образовании выступает доработка содержания ФГОС, профессиональных образовательных программ, ориентированная на сохранение и укрепление национальных российских ценностей. Меняются виды компетенций, их содержание направлено на раскрытие ценностно-смыслового, общекультурного потенциала обучающихся, их личностного саморазвития.

Учитывая вышесказанное следует еще раз отметить, что проблема развития и формирования ценностных ориентаций педагогов, а также обучающихся в педагогических вузах, волнообразно актуализируется в психолого-педагогических исследованиях. В частности, коллектив кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ начал работу по обоснованию концепции формирования ценностно-смысловых ориентаций в процессе обучения педагогов профессионального обучения в условиях цифровизации образования. Для достижения исследовательского результата важно проследить динамику изучаемого феномена, опыт российских исследователей по проблеме, провести проблемно-тематический анализ диссертационных работ, начиная с 2009 года (с начала внедрения ФГОС ВО) по настоящее время.

Изложение основного материала статьи. Анализ диссертаций за период с 2009 по 2021 годы позволяет отметить разнообразие теоретических позиций по проблематике, вариативность предлагаемых психолого-педагогических механизмов развития и формирования ценностных ориентаций педагогов как в процессе их профессиональной подготовки, так и в системе непрерывного профессионального образования. Представим обобщенный обзор кандидатских диссертационных исследований, раскрывающих вопросы развития и формирования ценностных ориентаций педагогов. В качестве источниковедческой базы использовался фонд диссертаций Российской государственной библиотеки.

В 2009 году отмечается достаточно большое внимание к исследованию ценностей педагогической деятельности. Особого внимания заслуживают работы Л.И. Барбашовой, И.В. Бурдиной, Л.А. Рыбаковой, Т.И. Москвиной, А.В. Милеева. Исследователи акцентировали свой научный интерес к развитию ценностных ориентаций педагогов как условия

совершенствования их воспитательной деятельности (И.В. Бурдина), профессиональной компетентности (Л.И. Барбашова), ценностной направленности педагога (А.В. Милеев), фактора самореализации в процессе образовательной деятельности (Т.И. Москвина).

Обращаясь к исследованию Л.И. Барбашовой, эффективность формирования профессиональной компетентности педагога зависит от его ценностных ориентаций. Автор теоретически доказывает перечень ценностных ориентаций учителя, которые способствуют профессиональному совершенствованию: «непрерывное образование, рефлексия и самообразование, культурные традиции, образовательные технологии, управленческие функции учителя» [1]. Поскольку эксперимент проводится в контексте курсов повышения квалификации педагогов, то внимание Л.И. Барбашовой было сосредоточено на активизации ценности творческой и личностной самореализации педагогов; достижение согласованности личностных ценностей педагогов с ценностями образовательных учреждений, в которых они работают; активизации рефлексии педагогами «индивидуальной системы ценностных ориентаций, способствующей конструированию системы профессиональных взаимоотношений, а также достижению совпадения личностных ценностей с декларируемыми целями и задачами профессиональной деятельности, необходимыми для их эффективной реализации» [1, с. 15]. Практическая значимость работы заключается надпредметных программах, реализованных на курсах повышения квалификации педагогов.

Исследование И.В. Бурдиной посвящено решению проблемы формирования «у студента педагогического вуза ценностных ориентаций на воспитательную деятельность» [2, с. 6]. Автор акцентирует влияние данных ценностей на уровень развития профессионально-педагогического сознания будущих педагогов. Практическая значимость исследования сводится к разработке и апробации вузовского методического комплекса по формированию ценностных ориентаций педагога-воспитателя, который реализуется в процессе учебной практики. Механизмы: проблемно-ценностные семинары, тематические тренинги, коммуникативные площадки, «педагогические клубы, научно-педагогические общества, педагогические отряды» [2, с. 11]. Автор группирует «ценностные ориентации будущих педагогов на воспитательную деятельность по трем аксиосферам: аксиосфера общения воспитателя и воспитанников (ценностные ориентации на диалог, эмпатия, конгруэнтное самовыражение); аксиосфера деятельности воспитателя и воспитанников (ценностные ориентации на творчество, игру, рефлексию); аксиосфера отношений воспитателя и воспитанников, складывающихся в процессе их общения и деятельности (ценностные ориентации на толерантность, ненасилие, заботу)» [2, с. 10].

Л.А. Рыбакова рассматривала возможность развития гуманистических ценностей будущих учителей через деятельность молодежной организации, в которой студенты активно вовлекаются в изучение жизненного и профессионально-педагогического пути Яна Корчака. Автор приводит в пример опыт работы «Казанского молодежного Корчаковского общества «Солнце Детям» [11, с. 11]. На базе данного сообщества невольно образуется научной студенческое сообщество, где обучающиеся приобщаются к принципам педагогической деятельности этого уникального человека, изучают его труды, вникают в философию гуманистической педагогики. Студенты последовательно вовлекаются в проектную и научно-исследовательскую деятельность, посвященную пропаганде и распространению гуманистических педагогических ценностей. Как результат - активное участие в конкурсах и конференциях разного уровня, семинарах, с социальными проектами, идеями, результатами исследований. Ребята также вовлекаются в волонтерскую деятельность. Проникшись идеями Я. Корчака, студенты предлагаю и реализуют волонтерские акции для детей и их родителей по разным направлениям психолого-педагогической помощи. В рамках сообщества студенты выходят на уровень самоуправления исследовательской деятельностью, опытные участники организуют консультативную помощь в организации проектов для вновь пришедших обучающихся. Молодежное студенческое сообщество реализует свою деятельность на принципе культивирования гуманистического стиля общения и выстраивания взаимоотношений, приобретая реальный опыт создания и поддержания эмоционально-положительной атмосферы. На примере работы молодежного сообщества показана в действии «модель процесса самоопределения будущих педагогов в ценностях и смыслах педагогической профессии» [11].

Исследование А.В. Милеева во многом схоже по своей направленности с Л.А. Рыбаковой. Диссертант в соответствие с выбранной теоретико-методологической базой исследования обосновал «практико-ориентированную концепцию формирования ценностной направленности будущего учителя» [8, с. 6], в основе которой идея о том, что ценности личности присваиваются во взаимодействии, диалоге разных «суб-субъектов» социальной группы. Здесь социальной группой выступает педагог и его ученики. Именно в диалоге и взаимодействии происходит интеграция смыслов субъектов, участвующих в нем. Автор определяет «ведущую идею: в ориентации учителя на ученика, оборачивающейся ориентацией учащегося на педагога, происходит признание ими друг друга как своего-другого» [8, с. 17]. Через содержание гуманитарных дисциплин (психология, философия и т.д.) осуществлялось целенаправленное развитие способности обучающихся к морально-этической педагогической рефлексии. Важным аспектом можно считать то, что «ценностная направленность учителя» [8] рассматривается автором через призму категорий: мораль и нравственность. В ее структуре определены ценности-добродетели и ценности жизнедеятельности. Автором предложены методы и формы развития ценностной направленности: подбор аксиологически ориентированного учебного материала, морально-нравственный контекст содержания учебных дисциплин; приоритет диалоговых и дискуссионных форм обучения, актуализирующих потребность в обмене субъективными мнениями и научно-обоснованными точками зрения относительно морально-нравственного выбора решения педагогических ситуаций; применение методов доказательства моральных норм и нравственных утверждений в контексте этических учебных диалогов; проведение конференций на нравственные темы. А.В. Милеев отмечает, что педагог, который проводит учебные занятия сам должен обладать способностью к морально-этической педагогической рефлексии, готовность эмпирически и логически доказать моральные нормы и нравственные утверждения. Интересен опыт реализации метода «демонстрации нравственного контекста жизнедеятельности педагога, мыслителя прошлого, образ которого выступает в качестве образца» [8, с. 9-10]. Автор также отмечает, что на формирующем этапе исследования сложность реализации его концепции заключается в выборе критериев морального или нравственного выбора, реальных проявлений ценностей жизнедеятельности и добродетели (с позиции ценностей прошлого и настоящего времени). «Студенты придают значение соотнесенности критериев при оценивании ими других людей и желательных для них самих критериев оценивания» [8, с. 22].

Исследовательский интерес вызывает опыт Т.И. Москвиной. Она разработала рефлексивный практикум по формированию ценностей педагогов в самоактуализации и самореализации в процессе образовательной деятельности, который реализовала в процессе дополнительного профессионального образования. Механизмы формирования ценностей -рефлексивные педагогические технологии (позиционная дискуссия, рефлексивный тренинг, интерпретация текста, рефлексивное портфолио).

В 2011 году Т.Н. Сергеева «обосновала педагогические условия формирования у будущих учителей демократических ценностных ориентаций, которые реализуются посредством многоаспектной содержательной программы по выбранной теме [12, с. 9]. Процесс формирования демократических ценностей осуществляется поэтапно, как результат - ценности «переживаются как потребности и интересы, мотивирующие поведение и программирующие будущее человека» [12, с. 8].

Механизмы развития демократических ценностей: методы вовлечения обучающихся в граждански значимую проектную деятельность, волонтерскую деятельность, в процесс студенческого самоуправления (например, студенческий дискуссионный клуб).

В этом же году Д.С. Киселев защитил «ценностно-ориентированную педагогическую технологию, направленную на оптимизацию ценностного самоопределения будущих учителей в образовательном процессе вуза, с учетом стадий развития их субъектности» [5, с. 5]. Уникален опыт реализации механизма - «пространственно-временной континуум ценностного самоопределения будущего педагога» [5, с. 9]. В процессе эксперимента студенты с первого по четвертый курс были ориентированы на самопроектирование жизненного и профессионального пути в системе координат: пространство-время. Для динамики субъектности студентов в процессе обучения предлагались курсы по выбору с ценностным наполнением содержания профессионального образования; отдавался приоритете педагогических технологий, построенных на субъект-субъектных отношениях. На первом курсе создавались условия для «идентификация с профессионально-ичностным ценностями педагогической профессии, на втором - для приобщения к профессионально-личностным ценностям учителя и их закрепление в сознании будущих учителей, на третьем - для осознания и освоения профессионально-личностных ценностей учителя в учебном процессе, на четвертом - для повышения значимости ценностных ориентаций в учебно-профессиональной деятельности» [5, с. 22].

В 2012 году появляются две диссертационные работы, диссертации Л.Ф. Михальцовой и Н.А. Долгушин, в которых ценностные ориентации педагога соотносятся со структурными компонентами его профессиональной деятельности. Л.Ф. Михальцова обосновала «концепцию и технологию формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования» [9, с. 8]. Автор описала модель организации творческого саморазвития педагога в системе «старшеклассник-студент-учитель», при реализации которой сохраняется преемственность развития ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на всех этапах (и вариациях) получения педагогического образования: дополнительное-допрофессиональное, дополнительное профессиональное, послевузовское. Интересна идем о создании «Российско-американской научно-исследовательской лаборатории» [9, с. 14-15], где осуществляется творческое взаимодействие будущих педагогов и преподавателей. Механизмы реализации: «ценностно-смысловые и творческие задания, свободная интерпретация и генерирование новых идей, мнемосхем и индивидуальных траекторий личностного саморазвития» [9, с. 15]. Диссертация Н.А. Долгушиной посвящена формированию профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения. Методический интерес вызывает разработанный автором спецкурс по проблеме, в рамках которого студентами осуществляется самостоятельный поиск знаний о ценностях профессионально-педагогической деятельности, их осмысление, формирование ценностного опыта» [4, с. 8]. Механизмы реализации: «комментированное чтение произведений о педагогах, игровое моделирование с элементами актерского тренинга, организация исследовательской деятельности в форме «Мастерской ценностных ориентацию» [4].

В 2014 году Е.А. Макарова обосновала «технологию формирования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов средствами проектной деятельности, основанную на системном, деятельностном, аксиологическом и компетентностном подходах» [7, с. 10].

В 2015 году А.И. Троцкая раскрывает проблему «формирования социально-профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения» [13, с. 4]. Автор определяет ценности как компонент общекультурных и профессиональных компетенций. Механизмы: пропедевтическая работа, разработка индивидуальных стратегий обучения; реализация междисциплинарного спецкурса по проблеме.

В 2019 году Е.В. Лапина разработала «концепцию развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации, выделила группы профессиональных ценностей педагога: общечеловеческие, смысложизненные, профессионального развития и самоактуализации» [6, с. 6]. В связи с внедрением дистанционного образования заслуживает внимания диссертация Е.В. Гнатышиной. Исследователь раскрывает проблемы «методологического, теоретического и технологического основания ценностно-ориентированной интерпретации процесса формирования цифровой культуры будущего педагога» [3, с. 7].

Выводы. Проблемно-тематический анализ представленных кандидатских диссертационных работ доказывает недостаточность внимания к проблеме формирования современных концепций педагогической аксиологии, психолого-педагогических механизмов формирования и развития ценностных ориентиров педагогов, диагностического и педагогического инструментария. Следует отметить проблемы, связанные с однообразным выбором теоретико-методологической основы исследований, диагностических методик. В работах ценности и ценностные ориентации выступают структурным элементов компетенций, профессиональной направленности, профессионального сознания педагога и т.д. В результате сложно сделать выводы о различиях в содержании профессионально-ценностных ориентациях и социально-профессиональных ориентациях, например. В работах для диагностики используются традиционно методика М. Рокича, методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, «Квадрат профессиональных ценностных ориентации», то есть констатируется недостаточность авторских диагностических методик. Положительным аспектом анализа можно выделить разнообразие психолого-педагогических форм, методов и технологий развития ценностей педагогической деятельности в образовательном процессе вуза. Таким образом, можно констатировать актуальность возобновления научно-исследовательского интереса к проблеме формирования ценностных ориентаций педагогов.

Литература:

1. Барбашова Л.И. Развитие ценностных ориентаций учителя как условие совершенствования его профессиональной компетентности [Электронный ресурс] / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004332212.pdf (дата обращения: 11.10.2021)

2. Бурдина И.В. Формирование у студентов ценностных ориентаций на воспитательную деятельность в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе [Электронный ресурс] / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01003477210?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

3. Гнатышина Е.В. Ценностно-смысловые ориентиры формирования цифровой культуры будущего педагога [Электронный ресурс] / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.ru/m/rsl01010176566?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

4. Долгушина Н.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров профессионального обучения [Электронный ресурс] / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.ru/m/rsl01005044613?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

5. Киселев Д.С. Ценностное самоопределение будущего педагога как субъекта учебно-профессиональной деятельности в вузе и пути его оптимизации [Электронный ресурс] / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.ru/m/rsl01004855406?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

6. Лапина Е.В. Педагогическая концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс| / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01010174757?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

7. Макарова Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов средствами проектной деятельности [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01005550085?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

8. Милеев А.В. Формирование ценностной направленности студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете [Электронный ресурс| / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01003468930?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

9. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://new-disser.ru/ avtoreferats/01005086635.pdf (дата обращения: 11.10.2021)

10. Москвина Т.И. Рефлексивный практикум как средство формирования ценностного отношения к педагогической деятельности [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003469682?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

11. Рыбакова Л.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.rusneb.m/m/rsl01003460720?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

12. Сергеева Т.Н. Формирование демократических ценностных ориентаций у будущего учителя [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.m/rn/rsl01005003569?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

13. Троцкая А.И. Формирование социально-профессиональных ценностей будущих педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс1 / Рос. гос. библ., единый электр. каталог. - URL: https://viewer.msneb.m/rn/rsl01005560219?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.10.2021)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Лошкарева Арина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Куванова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Актуальность данной статьи обуславливается тем, что во все времена была потребность в людях с нестандартным взглядом на решение различных проблем и задач, но особенно остро эта потребность стоит в настоящее время в области дизайна. В данной статье рассматривается необходимость развития особого дизайнерского мышления, а также личностных профессиональных качеств студентов - дизайнеров, являющихся основой для формирования их профессиональных компетенций. Целью данной работы является определение понятия дизайнерского мышления, рассмотрение основных личностных характеристик студента, выявление творческих условий и методов активного обучения, которые будут способствовать формированию дизайнерского мышления.

Ключевые слова: дизайнерское мышление, личностные характеристики дизайнера, профессиональная подготовка студентов - дизайнеров.

Annotation. The relevance of this article is due to the fact that at all times there was a need for people with a non-standard view of solving various problems and tasks, but this need is especially acute now in the field of design. This article discusses the need to develop special design thinking, as well as the personal professional qualities of students - designers, which are the basis for the formation of their professional competencies. The purpose of this work is to define the concept of design thinking, consider the main personal characteristics of a student, identify creative conditions and methods of active learning that will contribute to the formation of design thinking.

Keywords: design thinking, personal characteristics of a designer, professional training of students - designers.

Введение. Профессия дизайнер - это сочетание личных творческих способностей и технических знаний предмета. Это смесь различных знаний с профессиональными способностями. Настоящий дизайнер - это человек, который понимает динамику и внутренний контекст своего дела. Для качественной работы дизайнер должен объединять в себе различные профессиональные компетенции, обладать определенным мышлением, основанным на его профессиональной деятельности, развивать все ранее перечисленное на ранних этапах обучения, для того чтобы в итоге результат, к которому он стремился, был качественным [7].

Актуальность данной статьи обуславливается тем, что во все времена была потребность в людях с нестандартным взглядом на решение различных проблем и задач, но особенно остро эта потребность стоит в настоящее время в области дизайна. Требуется тщательное обучение специалистов, которые обладают рядом необходимых профессиональных качеств и имеют особое дизайнерское мышление. Ключевым моментов в профессии «дизайнер» является то, что она дает возможности создавать и получать удовлетворение от выполненной задачи, видя конечные результаты [5, с. 43]. Индустрия дизайна растет большими темпами во всем мире. Чтобы стать успешным в этой сфере нужно иметь хорошую базу профессиональных знаний, обладать характерными способностями и качествами, в совокупности с широким дизайнерским мышлением, которое лучше всего развивается на стадии обучения этой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.