Научная статья на тему 'ESSENCE AND SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS'

ESSENCE AND SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИЗАЙН / ДИЗАЙНЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING / DESIGN / DESIGN EDUCATION / SPECIFICITY OF ACTIVITY / ESSENCE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Mikhalchenko Mikhail Stepanovich

В статье рассматривается понятие профессиональной подготовки, его сущность в контексте профильного дизайнерского образования, выделяются его основные специфические черты с точки зрения эффективности и целесообразности. Определяется степень влияния профессиональной подготовки в высшем учебном заведении на формирование у студентов-дизайнеров профессиональной культуры и потенциала. В завершении делается вывод о том, что профессиональная деятельность дизайнера не может и не должна сводиться только к приобретению художественно-творческих умений, поскольку современный дизайнер должен обладать целым комплексом знаний и навыков, становясь при этом универсальным, разносторонним, эрудированным специалистом.The article discusses the concept of training, its essence in the context of specialized design education, its main specific features are highlighted in terms of efficiency and feasibility. The degree of influence of vocational training in a higher educational institution on the formation of professional culture and potential among design students is determined. In conclusion, it is concluded that the professional activity of a designer cannot and should not be reduced only to the acquisition of artistic and creative skills, since a modern designer should have a whole range of knowledge and skills, while becoming a universal, versatile, erudite specialist.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ESSENCE AND SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS»

Педагогика

УДК 371

профессор Михальченко Михаил Степанович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

Образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной подготовки, его сущность в контексте профильного дизайнерского образования, выделяются его основные специфические черты с точки зрения эффективности и целесообразности. Определяется степень влияния профессиональной подготовки в высшем учебном заведении на формирование у студентов-дизайнеров профессиональной культуры и потенциала. В завершении делается вывод о том, что профессиональная деятельность дизайнера не может и не должна сводиться только к приобретению художественно-творческих умений, поскольку современный дизайнер должен обладать целым комплексом знаний и навыков, становясь при этом универсальным, разносторонним, эрудированным специалистом.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, дизайн, дизайнерское образование, специфика деятельности, сущность деятельности.

Annotation. The article discusses the concept of training, its essence in the context of specialized design education, its main specific features are highlighted in terms of efficiency and feasibility. The degree of influence of vocational training in a higher educational institution on the formation of professional culture and potential among design students is determined. In conclusion, it is concluded that the professional activity of a designer cannot and should not be reduced only to the acquisition of artistic and creative skills, since a modern designer should have a whole range of knowledge and skills, while becoming a universal, versatile, erudite specialist.

Keywords: professional activity, professional training, design, design education, specificity of activity, essence of activity.

Введение. Профессиональная деятельность - важнейшая часть жизни каждого современного человека. Она, в совокупности с индивидуальной и творческой деятельностью и другими сферами жизни формирует полноценный социокультурный мир человека. Любая профессиональная деятельность направлена на усвоение и свободное владение профессиональными навыками, присущими той или иной специальности. Говоря о такой специфической сфере труда как дизайн (при чем любой его вид: и производственный, и графический, и другие), нельзя не обратить внимание на профессиональную подготовку кадров, реализующихся в ней.

В первую очередь, дизайнер - «инженер», создающий полноценное новое, технологичное и абсолютно комфортное для заказчика пространство, которое функционирует как в прикладном, так и эстетическом ключе. Его профессиональная подготовка заключается и в овладении специфическими профильными навыками, и в усвоении базовых теоретических знаний общего и специального характера (по искусствоведению, культурологии, дизайну и т.д.), и в развитии психологических качеств, освоении психологических навыков взаимодействия и межличностной коммуникации. Именно многопрофильность и правильная компоновка художественной (изобразительной) составляющей и функциональной. Этого требует и большинство «продуктов», которые разрабатываются дизайнером (например, этикетка какого-либо товара, представляя эстетическую ценность, нуждается и в функциональной принадлежности - она должна мотивировать к покупке, а упаковка, на которой она расположена, должна быть удобной и легко узнаваемой). Таким образом, актуальность в необходимости подробного рассмотрения сущности и специфики профессиональной подготовки студентов-дизайнеров не нуждается в доказательстве, поскольку является очевидной.

Изучению сущности и специфики профессиональной подготовки студентов-дизайнеров посвящены многие научные труды фундаментального и прикладного характера разных отечественных и зарубежных авторов, таких как И.Р. Абсалямова, А.Р. Алиева, Х.М. Атаев, М.И. Капунова, Н.С. Кириченко, Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина и другие.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка - фундаментальный базис, на основе которого формируется представление и понимание специфики профессиональной деятельности. Именно она считается начальным этапом в процессе становления любой профессиональной компетентности специалиста, его карьерного роста и формирования целеполагания в области профессиональной деятельности.

Так, одной из наиболее значимых проблем профессиональной подготовки студентов-дизайнеров с точки зрения педагогики можно назвать отсутствие популяризации и актуализации знаний о сущности и специфике такой подготовки. Это влияет на последующую самореализацию человека как специалиста, его позиционирование на глобальном и локальном рынках труда, а также на процесс адаптации к условиям труда, коллективу, специфике и т. д. Кроме того, это оказывает огромное влияние на сам выбор места работы и должности: как известно, большинство выпускников высшей школы устраиваются на работу не по своей специальности, что снижает качество их работы, поскольку они не обладают необходимыми сведениями и навыками о работе, которые можно было получить за 4 - 5 лет обучения, а также на общий уровень профессионализма предприятия-работодателя.

Это, на наш взгляд, наиболее значимая актуальная причина необходимости проведения исследования на эту тему, поскольку повышение качества предоставляемых специальных дизайнерских услуг посредством грамотной системы профессиональной подготовки является ключевой проблемой современного дизайн-рынка труда.

Профессиональная подготовка включает множество различных аспектов, которые так или иначе влияют на ее качество, уровень, специфику, а также на общее профессиональное развитие личности, за счет чего формируется профессиональная культура дизайнера. Одним из таких аспектов является креативность и креативный потенциал студента.

Развитие креатива влияет не только на общий творческий и художественный потенциал студента-дизайнера, но на его профессиональное становление. Посредством личностного и профильно-профессионального роста креативность формирует определенную профессиональную культуру и понимание профессии и ее сущности. Кроме того, это задает определенный темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования и самореализации будущего специалиста, который, являясь частью общества, оказывает на него непосредственное влияние. В связи с этим, Л.Ю. Королева и Э.Р. Хайруллина отметили, что «креативность проявляется исключительно в деятельности и развивается в ней» [4, с. 144].

О.П. Тарасова же, в свою очередь, высказывает такое мнение на вопрос о формировании творческого и креативного потенциала студента-дизайнера: «Креативный потенциал будущего дизайнера - интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью к высокохудожественному конструкторско-технологическому решению задач проектирования эстетически выразительной одежды, полиграфической и рекламной продукции, имиджа, удовлетворяющих социокультурные и утилитарные запросы заказчиков и потребителей» [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что креативный потенциал - не только способность дизайнера к самому процессу креатива (то есть созданию чего-либо), но и к правильному его восприятию. Для студента-дизайнера важно научиться создавать проекты, а также их оценивать, анализировать, уметь работать над ошибками. Все это входит в процесс его становления и как профессионала, и творца (в широком смысле), и критика, и ученика, и личности. Тарасова справедливо считает, что развитие креативного потенциала студента-дизайнера во время образовательного процесса может достичь максимальной эффективности, если:

- состав специальных дисциплин насыщается ценностно-смысловыми проблемно-проектными заданиями, которые активизируют компонентное развитие креативного потенциала студента-дизайнера;

- внедряются индивидуальные образовательные маршруты, которые актуализируют субъектную позицию будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности;

- существует достаточная учебно-методическая база, сопутствующая процессу развития креативного потенциала будущего специалиста [9].

Формирование и развитие креативных способностей студентов-дизайнеров - крайне важная и функционально значимая особенность художественного образования, поскольку от нее зависит и качество производственной деятельности, которая, в свою очередь, направлена на коммерциализацию труда. Таким образом, художественно-творческие, креативные способности и потенциал - основное средство, посредством которого достигаются коммерческие цели, которые, помимо эстетических, являются основным мотиватором студента получать профильное образование и проходить профессиональную подготовку.

Структура профессиональной деятельности дизайнеров стремительно и динамично развивается и трансформируется, с чем связана необходимость умения своевременно выполнять производственно-технологические функции. Они включают несколько видов деятельности:

- проектно-маркетинговую, которая заключается в планировании и разработке макетов изделия, а также его маркетинговых элементов (рекламных материалов);

- документальную, включающую подготовку технологической и другой документации проекта, необходимой для его реализации и определения производственных рисков и процессов;

- собственно производственную, характеризующуюся непосредственным изготовлением разработанного изделия;

- менеджментную, в рамках которой осуществляется контроль процесса реализации (изготовления) проекта изделия и установление технических заданий технологам, инженерам и конструкторам, а также всем специалистам, причастным к процессу производства;

- аналитическую, состоящую в проверке, оценке и подробном анализе изготовленного изделия, технологичности его проектно-конструкторских характеристик и решений, его качества и т.д. [5, с. 392].

Л.Ю. Королева и Э.Р. Хайруллина, исследуя эту тему, приходят к такому заключению: «по мнению исследователей и работодателей, при подготовке в вузе специалистов по направлению "дизайн" не обеспечивается необходимый уровень их готовности к профессиональной деятельности» [5, с. 392]. На наш взгляд, это связано с обилием теоретических знаний общего характера, что, несомненно, важно в процессе подготовки и влияет на многие аспекты развития личности и профессионала, однако, это обилие в современных реалиях представляется нам избыточным. Возможно, это осталось от прежнего устройства образовательной системы СССР, возможно - нововведение и инновационный подход к образованию. Необходимость в практике (как учебной, так и производственной) ощущается на всех уровнях образовательного процесса, особенно в контексте художественного образования.

Те же исследователи выделяют основные задачи педагогического образования, составляющие сущность профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в вузе:

- подготовка востребованных разноплановых специалистов междисциплинарного профиля, легко адаптирующихся к различным профессиональным условиям и повышающих не только личностный (индивидуальный) статус, но и статус учебного заведения;

- влияние на развитие у студентов навыков самостоятельной работы (особенно в области инновационных внедряемых технологий), самообразования и самосовершенствования;

- формирование адаптации к выполнению будущих обязанностей, задач, оценки их значимости, а также знаний о целеполагании;

- формирование навыков коммуникации и взаимодействия с людьми, ведущими научные разработки, уметь понимать их требования и удовлетворять запросы в области дизайна готового продукта [6, с. 103].

Специфика профессиональной подготовки будущего дизайнера напрямую связана с выполнением ее вышеуказанных задач, которые решаются посредством применения компетентностного подхода - наиболее распространенного в научной литературе условия его подготовки.

Компетентностный подход - это система построения образования, целью которого является формирование компетенции обучаемого; компетенция - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Он включает определенный набор компетенций, влияющих на приобретение и осуществление дизайнером профессиональной деятельности:

художественно-творческую, информационно-коммуникативную, производственно-технологическую, организационно-управленческую [5, с. 393].

Из этого следует вывод, что дизайнер - многопрофильный специалист, нуждающийся в огромном количестве знаний умений и навыков, которые могут варьироваться в зависимости от специфики профиля деятельности. Поэтому и подготовка в вузе проходит максимально эффективно и целостно, носит комплексный характер, включая разнообразные специальные дисциплины. Это обеспечивает репутацию и студенту, и учебному заведению, формирование профессиональной культуры, необходимой для эффективной деятельности, а также становление профессионального потенциала, достигающегося путем постоянной учебной и производственной практики.

Говоря о специфике такой подготовки, нельзя не отметить наглядно-образное и логическое мышление, которые составляют основу для любой профессиональной деятельности художественной направленности. Первое влияет на разностороннее восприятие действительности, овладение художественными приемами и изучение художественных признаков, (композиционных, колористических, пластических, ритмических и других, определяющих стиль кокой-либо эпохи). Второе - на построение логических связей, определение взаимодействий и формирование образа реальной картины мира.

Как правило, профессиональная подготовка подразумевает применение двух этих видов мышления во взаимовыгодном и взаимодополняющем комплексе, но степень их выраженности разная. Это связано, как считает Х.М. Атаев, с возникновением и развитием дизайна на стыке научного и художественного освоения действительности: создавая материальные и виртуальные модели и проекты будущих изделий (объектов), они выполняют проектно-производственную функцию и в то же время, обращаясь к художественно-образному моделированию, приближаются по роду своей деятельности к искусству в широком его понимании [3, с. 84].

Дизайнер в современном социальном и медиа-пространстве - это универсальный и нужный на всех уровнях различных социальных практик специалист, принимающий деятельное участие в процессах планирования, разработки, макетирования и производства различных материальных (физических, материальных) и нематериальных (виртуальных, веб-дизайнерских) благ. В следствие этого деформируются и функциональные задачи дизайнеров, подвергаясь сложным качественным изменениям, приобретают новый характер, специфику и алгоритмы решения. Они теперь состоят не только в банальном создании образного проекта, но и в формировании художественного вкуса, состоящего из навыков, знаний и опыта в области изобразительных искусств, и общей культуры населения, чего требует современное прогрессивное общество, стремящееся усовершенствовать и преобразить всю систему ценностей и знаний в целом, получить из них выгоду как материальную, так и духовно-нравственную, художественно-ценностную.

Необходимо понимать, что профессиональная деятельность будущих дизайнеров сводится к описанному выше дуализму, поскольку само направление дизайна характеризуется им, что обязательно должно учитываться в процессе профессиональной подготовки. Конечно, это требует особой компетентности педагога, руководящего состава образовательного учреждения, а также специалистов, приглашенных для педагогической практики.

Также важно сформировать у студентов общую базу, которая может стать фундаментом и поспособствует дальнейшему развитию творческих и профильных способностей, необходимых для выработки профессионализма. Обычно такая база строится на основе искусствоведческих, культурологических, инженерных, проектно-моделирующих, психологических и общегуманитарных знаний, что позволяет создать и профессиональную культуру будущего специалиста. В связи с этим приведем слова отечественного исследователя в области психолого-педагогической подготовки студентов художественных направлений А.Р. Алиевой: «На сегодняшний день основным критерием оценки выпускника высшего учебного заведения являются, в основном, знания. В то же время потребность оценивать результаты образования, т. е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний, становится очевидной» [2, с. 151].

Выводы. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что профессиональная деятельность дизайнера не может и не должна сводиться только к приобретению художественно-творческих умений, поскольку современный дизайнер должен обладать целым комплексом знаний и навыков, становясь при этом универсальным, разносторонним, эрудированным специалистом, владеющим не только профессиональными умениями, но и психологической грамотностью в области эффективной межличностной коммуникации.

На наш взгляд, такое грамотное комбинирование при изучении вышеуказанных аспектов в системе позволяет будущему дизайнеру получить максимально качественную и всеобъемлющую, многогранную профессиональную подготовку с учетом современных тенденций.

Литература:

1. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже / И.Р. Абсалямова. - М.: Рос. гос. социал. ун-т. 2007. - 166 с.

2. Алиева А.Р. Психолого-педагогическая подготовка художников-педагогов к работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях / А.Р. Алиева. Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 1 (50). - С. 151-152.

3. Атаев Х.М. Специфика профессиональной подготовки будущих дизайнеров в контексте современных реалий // МНКО. - 2015. - № 2 (51). - С. 83-84.

4. Капунова М.И. Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 143-146.

5. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Подготовка студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхода // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - № 19. - С. 391-394.

6. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Развитие креативности как компонента профессиональной компетентности будущего дизайнера // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №4. - С. 103-107.

7. Королева Л.Ю., Хайруллина Э.Р. Формирование готовности студента-дизайнера к производственно-технологической деятельности / Л.Ю. Королева, Э.Р. Хайруллина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 6. - С. 48-50.

8. Першукевич Г.В. Научно-производственные технологии в профессиональной подготовке студентов-дизайнеров // Проблемы Науки. - 2015. - №12 (42).

9. Тарасова О.П. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера / О.П. Тарасова. - Оренбург: Оренбург. гос. ун-т., 2010. - 244 с.

Педагогика

УДК 316.61

кандидат педагогических наук, доцент Моцовкина Елена Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОЗИТИВНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Аннотация. Данное исследование посвящено проблеме повышения позитивной киберсоциализации учащихся в социальных сетях. В статье рассматривается содержание работы педагога-психолога по просвещению и предоставлению объективной информации учащимся, их родителям и учителям по возможному влиянию социальных сетей интернет-среды на процесс киберсоциализации личности.

Ключевые слова: киберсоциализация, педагог-психолог, социальные сети.

Annоtation. This study is devoted to the problem of increasing positive cyber socialization of students in social networks. The article discusses the content of the work of the teacher-psychologist to educate and provide objective information to students, their parents and teachers on the possible impact of social networks of the Internet environment on the process of cyber socialization of an individual.

Keywords: cyber socialization, educational psychologist, social networks.

Введение. Проблемы изучения условий социализации, а также характера социализации ребёнка на разных этапах широко рассматриваются в современной психолого-педагогической науке. Социальные сети имеют двойственное влияние на личность человека: созидательное и разрушительное. Кроме того, отсутствует информация о влиянии социальных сетей на старших школьников в воспитательном процессе и необходимости учета этого фактора. Изменившаяся социокультурная ситуация требует нового осмысления социальных сетей как социально-педагогического явления и их влияния на систему ценностных ориентаций подростков.

Среди законодательных актов, которые в той или иной степени регулируют деятельность социальных сетей, стоит отметить Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный Закон от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Федеральный Закон от 9.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [1, 2, 3, 4].

Изучением психолого-педагогических факторов социализации, которые способны оказывать непосредственное влияние на воспитание и развитие личности занимались такие исследователи как Г. Андреева, Ю. Василькова, М. Галагузова, А. Иванов, А. Курбатов, Л. Мардахаев, А. Мудрик, А. Озеров.

Первые работы, в которых рассматривались вопросы информатизации и виртуализации общества, а также роли медиа в становлении и развитии современного общества, принадлежат М. Кастельсу и М. Маклюэну. Сегодня специфика социализации, связанной с общением в интернет-среде и теория киберсоциализации рассматриваеться в работах таких исследователей, как Е. Баткаева, М. Данилова, А. Жичкина, Н. Корытникова, А. Мохначёва, В. Плешаков, В. Сергодеев, Н. Угольков, Е. Юрьева.

Изложение основного материала статьи. Анализ научной литературы и современных научных изданий по вопросам социально-педагогических факторов социализации, изучения направлений развития теории киберсоциализации, а также социализирующих особенностей интернет-среды доказывает актуальность роли виртуального пространства в жизни современной молодёжи. Однако стоит отметить недостаточное количество методических разработок для повышения позитивной киберсоциалиции старших школьников.

Под понятием «киберсоциализация» в данной статье мы будем понимать следующее: «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивида, происходящий под влиянием, а также в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности». Под социальной сетью следует понимать вид веб-сайта, который предназначен для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. В России и странах СНГ самой популярной среди молодой аудитории является социальная сеть «ВКонтакте», которая и была использована в качестве примера в данном исследовании [5].

На сегодняшний день возникает необходимость использования программ по повышению позитивной киберсоциализации в деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов образовательных учреждений. Следует отметить, что мероприятия по повышению позитивной киберсоциализации целесообразно проводить не только в старших классах: результаты проведённой диагностики показали, что учащиеся подвергаются уже в младшем школьном возрасте. Прежде всего, следует учитывать необходимость комплексного подхода в организации работы, которая должна быть направлена учащихся, их родителей и педагогический коллектив.

Особую роль при подготовке мероприятий следует отвести информативности и содержательности материалов. Программа по повышению позитивной киберсоциализации в социальных сетях должна быть направлена на предоставление объективной информации учащимся, их родителям и учителям по возможному влиянию социальных сетей интернет-среды на процесс киберсоциализации личности. Она предполагает снижение вероятности влияния негативного контента на формирование ценностных установок подростков и формирование ответственности школьников за своё поведение в социальных сетях. Параллельно с этим такая программа должна включать мероприятия, рамках которых учащиеся самостоятельно смогут предложить эффективные способы позитивной киберсоциализации посредством социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.