Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ДЕКОРАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Морозова Александра Артемовна, Гречухина Мария Сергеевна

В данной работе отмечается необходимость формирования художественного и декоративного восприятия у обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства на примере декоративного натюрморта. Так как активизируя многие психические процессы, декоративное восприятие может являться предпосылкой к различным творческим проявлениям, поэтому необходимость работы с обучающимися над стимулированием творческого процесса является одной из главных педагогических задач развития образного мышления, анализе характера выразительности образа и средств выражения его содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Морозова Александра Артемовна, Гречухина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF DECORATIVE PERCEPTION IN STUDENTS

This work notes the need for the formation of artistic and decorative perception among students by means of arts and crafts using the example of a decorative still life. Since activating many mental processes, decorative perception can be a prerequisite for various creative manifestations, therefore the need to work with students to stimulate the creative process is one of the main pedagogical tasks of developing figurative thinking, analyzing the nature of the expressiveness of an image and means of expressing its content.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Цель этого упражнения - научить свой ум предвосхищать будущее, основываясь на образах сегодняшнего дня. Независимо от того, используете ли дизайнер изображения или данные, чтобы понять это, ему нужно подумать о будущем. Благодаря этому процессу нужно будет навести мосты из настоящего в будущее, и именно здесь творчество пригодится, поскольку идеи по преодолению пробелов становятся решениями, которые приведут в желаемое будущее и помогут достичь целей [9, с. 121].

В основе подготовки студента-дизайнера к созданию будущих проектов лежит использование полноценных знаний, личностных качеств в совокупности с дизайнерским мышлением, которое нужно постоянно развивать. Дизайн сейчас - это универсальный, многофункциональный и охватывающий практически каждую сферу жизни проектный метод. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема пересмотра содержания и целей профессиональной подготовки дизайнеров. Вышеперечисленные факторы являются важнейшими элементами развития и становления будущего дизайнера-специалиста в любой области дизайна [7].

Выводы. От современного дизайнера требуется применение самого широкого спектра способностей, формирование неповторимых индивидуальных и интеллектуальных качеств. Главным в современном социокультурном пространстве становится не только развитие производственных и социальных технологий ближайшего будущего, но и личностных возможностей человека. В таких условиях основной задачей является не столько подготовка специалиста, сколько становление личности, осваивающей культурный опыт человечества, осознающей свое место в обществе, способной к творческой профессиональной деятельности, обладающей особым дизайнерским мышлением.

Обучение настоящего специалиста в сфере дизайна стало значимой задачей. Настоящий профессионал данной области должен уметь ориентироваться в поставленных задачах, четко выделять проблемы и уметь их решать. Развитие профессиональных способностей студентов - дизайнеров - это создание всесторонне развитого творца, умеющего формулировать и отстаивать направление своей творческой деятельности и конкретные решения.

Литература:

1. Берман Д. Do Good Design: как дизайнеры могут изменить мир / Д. Берман. - М.: Символ, 2015. - 200 с.

2. Кожуховская С.М. Пути реализации программы повышенного уровня подготовки дизайнеров по уровню среднего профессионального образования / С.М. Кожуховская // Оразование и наука. - 2005. - № 4 (8). - С. 93-103.

3. Кожуховская С.М. Организация, структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов / С.М. Кожуховская // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. - 2005. - № 7. - С. 22-23

4. Коломин В.Г. Современные тенденции в дизайнерском проектировании / В.Г. Коломин // [Электронный ресурс] Дизайн.ру; ред. Липин А.Н. - Режим доступа: http://www.dizayne.ru/txt/2stand050.shtml, свободный. (Дата обращения: 20.09.2021 г.).

5. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).

6. Старикова Ю.С. Основы дизайна: учебное пособие / Ю.С. Старикова. - М.: А-Приор, 2019. - 112 с.

7. Формирование проектной культуры студентов и обучающихся [Электронный ресурс] / Международный научно-исследовательский журнал; ред. Шабанова В.А. - Режим доступа: https://researchjournal.org/pedagogy/formirovanie-proektnoj-kultury _studentov-obuchayushhixsya-po-napravleniyu-dizajn-sredy-v-ramkax-prepodavaniya-zhivopisi/, свободный. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).

8. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).

9. Approaches to teaching product design to engineering students [Электронный ресурс] / International conference on engineering and product design education; ред. Peer M SATHIKH - Режим доступа: https://www.designsociety.org/publication/40824/, свободный. (Дата обращения: 18.09.2021 г.).

10. Kunrath K. Designers' Professional Identity: Personal Attributes and Design Skills / K. Kunrath // Engineering Design. -2020. - №3. - С. 330-348.

11. Shute, Valerie J. What Is Design Thinking and Why Is It Important? / Valerie J. Shute // Engineering Design. - 2020. -№2. - С. 329-397.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Морозова Александра Артемовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Гречухина Мария Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В данной работе отмечается необходимость формирования художественного и декоративного восприятия у обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства на примере декоративного натюрморта. Так как активизируя многие психические процессы, декоративное восприятие может являться предпосылкой к различным творческим проявлениям, поэтому необходимость работы с обучающимися над стимулированием творческого процесса является одной из главных педагогических задач развития образного мышления, анализе характера выразительности образа и средств выражения его содержания.

Ключевые слова: восприятие, декоративное восприятие, художественное восприятие, декоративно-прикладное искусство, декоративный натюрморт.

Annotation. This work notes the need for the formation of artistic and decorative perception among students by means of arts and crafts using the example of a decorative still life. Since activating many mental processes, decorative perception can be a prerequisite for various creative manifestations, therefore the need to work with students to stimulate the creative process is one of the main pedagogical tasks of developing figurative thinking, analyzing the nature of the expressiveness of an image and means of expressing its content.

Keywords: perception, decorative perception, artistic perception, arts and crafts, decorative still life.

Введение. Современные техники декоративно-прикладного искусства, их интеграция с основной программой изучения декоративного натюрморта в творческих образовательных учреждениях, формируют новый вид восприятия действительности, развивая понимание ценностей декоративного искусства. Возникает особое отношение к творческому процессу и художественной деятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что развитие декоративного восприятия учащихся посредством выполнения творческих работ в нетрадиционных техниках, включающее новые художественно-выразительные приемы, дает больший толчок развитию их творческого воображения, фантазии, креативности, мышления.

Понятие декоративного восприятия, главным образом граничит с понятием художественного восприятия - наивысшей ступенью в творческой деятельности. Данное понятие было описано в работах многих философов (Аристотель, Ю.Б. Борев, Г. Гегель, И. Кант, Т. Липпс и др.), психологов (Р. Арнхейм, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.А. Гуружапов, О.М. Попова, П.М. Якобсон и др.) и имеет ряд последователей.

Методологической основой исследования является изучение, анализ научно-методической литературы по проблеме восприятия, художественного и декоративного восприятия, обзор психологической и педагогической литературы разных авторов по вопросу восприятия и декоративного восприятия у обучающихся. Также в исследовании применяются систематизация и обобщение результатов исследования, наглядные, словесные и репродуктивные методы.

Изложение основного материала статьи. Человек живет в мире предметов, форм и разнообразных ситуаций, он мыслит целыми образами, которые выходят за пределы только звуков, пятен, прикосновений, дающих отдельные изолированные ощущения. Совместная работа органов чувств и синтез ощущений создают сложные комплексные системы, которые способны отражать не отдельные признаки, а ситуации, рождая целостное восприятие.

Таким образом, сущностью понятия восприятие является чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств [12, с. 74]. Первой ступенью познавательной деятельности является ощущение - процесс получения информации о различных явлениях, качествах и свойствах предметов за счет воздействия раздражителей на определенные рецепторные поверхности органов чувств, который задействует такие сферы психической деятельности как внимание, память, мышление, эмоции, моторику и особенности личности, характеризующиеся общими чертами человека, когнитивными стилями и манерами, особенностями темперамента.

В психологическом аспекте исследователи рассматривают понятие «восприятие» с разных позиций. С. Л. Рубинштейн трактует его как чувственное отражение предмета или явления объективной реальности, воздействующего на органы чувств человека [10]. С точки зрения А.Н. Леонтьева восприятие - это деятельность, имеющая перцептивную цель, задачи, действия, операции, продукт - образ и познавательные мотивы [6]. По словам А.Р. Лурия, процесс отражения вещей или ситуаций называется в психологии восприятием [7, c. 123]. В гештальтпсихологии фундаментальной формой организации восприятия служит фигура - фон на основе принципа группировки стимулов в узнаваемую структуру [13]. Формирование восприятия фигура - фон, осуществляется за счет выделения объекта в противоположность менее выделяющемуся заднему плану. В связи с этим можно выделить понятие константности. Данная форма восприятия связана со способностью личности воспринимать объекты целостно в постоянной изменчивости окружающего мира.

Рассмотрев понятие «восприятие», возникает вопрос, что является его результатом? Можно сделать вывод, что результатом восприятия является перцептивный образ объекта, который воспринимается целостно, а не отдельными свойствами. Любая объективная реальность, воспринимаемая человеком, дополняется субъективностью. С пониманием образа, человек определяет ситуацию, оценивает ее, и решает как действовать, какое в дальнейшем принять решение. Но мир воспринимается каждым человеком по-своему, и восприятие превращает реальность для индивида в реальность объективно-субъективную.

Восприятие является сложным в изучении познавательным процессом, так как в сознании человека в основном отражаются ведущие воздействующие признаки, оставляя несущественные за пределами восприятия. Это обуславливается перцепционными особенностями каждого индивида, и говорит прежде всего о том, какой объект для него представляет больший интерес, с какой целью происходит процесс восприятия и каковы его установки.

Следующим главным исследуемым аспектом является понятие «художественное восприятие», которое характеризуется чертами, направленными на получение эмоционального отклика от субъекта, воспринимающего художественное произведение [2]. Это особое видение реальности, действующее через восприятие языка культуры, ее особенных черт и свойств [5]. Психологические механизмы восприятия, основываясь на воздействии чувственных образов, способствуют пониманию процессов и законов художественного восприятия, существующих в различных видах искусства (литературы, живописи, музыки, театра и кино) [9].

Первым философом, который упомянул о проблеме художественного восприятия, был Аристотель. В своих трудах он рассматривал этот процесс как «очищение души зрителя с помощью аффектов сострадания и страха».

Художественное восприятие является многоплановым процессом [4]. Знакомство с психолого-педагогической литературой по данному вопросу позволило установить, что художественное восприятие включает в себя:

- непосредственное эмоциональное переживание;

- постижение логики развития авторской мысли;

- богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих в поле культуры в акт рецепции (П.М. Якобсон) [16];

- эстетическое, эмоционально-эстетическое начало и эмоциональные критерии оценки художественного объекта (А.Ш. Амиржанова) [1];

- процесс духовно-ценностной ориентации человека в мире, как акт становления образа мира, обретающего дополнительные измерения «личностного смысла», сугубо индивидуального отношения человека к отдельным явлениям и миру в целом (А.Н. Леонтьев) [6];

- психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства» (Л.С. Выготский) [3];

- способность воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности» (С.Л. Рубинштейн) [10].

Декоративное восприятие можно назвать одной из сторон художественного восприятия. Создание выразительного графического образа не обходится без процессов декоративного восприятия. Специфические приемы создания декоративного образа основываются на восприятии первоначального образа, который способен трансформироваться в обобщенный, стилизованный, эстетический образ воображения.

Продуктом декоративного восприятия является понятие «декоративно-графический замысел», процесс формирования которого предполагает качественную декоративно-графическую основу восприятия [11, с. 269]. Декоративное решение образа, основано на способности творчески мыслить, оригинальности воображения, выделении главного, целостности. Воплощение замысла в реальности происходит за счет изобразительных средств (линия, силуэт, тональное пятно, ритм), привносящих дополнительные декоративно-графические черты в содержание становящегося образа. Данные изобразительно-выразительные средства неразрывно связаны с декоративным восприятием, так как с их помощью художник способен реализовать задуманное. Декоративное восприятие автора предопределяет выразительность создаваемого изображения, помогая воплотить именно художественно-декоративный замысел.

В ходе анализа понятия «декоративное восприятие» необходимо выделить признаки сформированности декоративного восприятия у обучающихся:

- способность к анализу и синтезу ранее приобретенных изобразительных представлений в новом сочетании;

- способность к комбинированию, в процессе которого целостные образы создаются из отдельных частей представлений;

- способность к акцентированию, достижению выразительности образа за счет преувеличения, уменьшения, изменения форм;

- способность к стилизации, своего рода упрощению, исключению лишних черт, для лучшей передачи характера образа;

- способность к типизации образа, в котором характерное и типичное существуют вместе.

Все выше перечисленные признаки необходимо формировать у обучающихся на различных творческих занятиях. Но наиболее будет способствовать этому работа над декоративным натюрмортом.

Сочетание типовых особенностей натуры и выявленных обучающимся выразительных особенностей постановки, -составляют основу декоративного восприятия. Важным условием развития данного вида восприятия является умение правильно и последовательно выделять особенности натурной постановки, а также способности завершать работу, подчиняя все изобразительные средства в создании декоративного образа.

Показательным примером декоративного восприятия могут являться детские работы, так как именно данный вид перцепции берет начало в раннем возрасте. Дети в своих рисунках передают действительность плоско, не выявляя объем, упрощая форму объектов, используя чистые цвета. В своем воображении первично они понимают окружающие объекты в виде образов, состоящих из ярких пятен, объектов разной формы и величины. Такое восприятие можно назвать декоративным, так как дети транслируют замысел воображения на авторскую работу, тем самым осуществляя свою декоративно-графическую идею.

Не менее важным примером применения декоративного восприятия, могут служить работы графических дизайнеров [15]. В данном случае, главной задачей является создание упрощенного графического изображения, выделение наиболее выразительных черт предмета и реализация графического замысла. Таким образом, данные изменения возможны в результате восприятия предмета по конкретным признакам, которые выявляют его декоративность. Только с помощью целенаправленной, функционально продуманной с точки зрения визуального восприятия стилизации, можно решить поставленную перед графическим дизайнером задачу.

Декоративность, как форма организации художественного образа, позволяет обучающимся видеть предметы с точки зрения специфических выразительных средств. Такая способность видения закладывает основы профессиональных графических умений и позволяет в дальнейшем создавать любой образ. Работая с декоративным натюрмортом, обучающиеся стараются запечатлеть в первую очередь неповторимую красочность, пышность изображения, показывая уникальность форм предметов, акцентировать внимание на главных объектах, дополняя изображение орнаментальными деталями, которые привносят ритм изображению. В данном случае реализация композиции, колорита, основываются на декоративном восприятии действительности, где главным образом играет роль абстрагирование от случайных признаков. Чувственное познание предметов, бессознательная и сознательная фильтрация, переключение внимания от конкретных признаков к субъективным.

Эффективной образовательной деятельности, лучшему усвоению знаний способствуют и другие способы создания декоративного натюрморта. Здесь можно выделить применение современных техник декоративно-прикладного искусства, которые также направлены на развитие декоративного восприятия, внимательности, пространственного мышления, цветового восприятия.

Выполнение декоративного натюрморта различными техниками декоративно-прикладного искусства дает возможность попробовать иные способы передачи формы и цветовых отношений в композиции, расширяя возможности формирования декоративного восприятия, формируя новые профессиональные компетенции [8]. Использование разнообразных материалов и технологий в работе позволяет развить новые навыки живописного языка, непосредственно через воздействие на сенсорные системы органов чувств. Разнообразие видов декоративно-прикладного искусства (коллаж, витражная техника, роспись по ткани и др), позволяет провести творческий эксперимент и поменять изобразительную манеру, создавая неповторимое декоративное произведение, в котором находит свое воплощение индивидуальность, чувственность и персональное отношение к миру.

Таким образом, выделим моменты, направленные на развитие декоративного восприятия у обучающихся посредством выполнения натюрмортной композиции:

- формирование знаний о декоративной композиции и декоративном натюрморте, делая акцент на характерные цветовые сочетания, композиционное решение в произведениях художников;

- формирование у обучающихся знаний о декоративной технике коллаж, обращая внимание на особенности передачи формы, композиции, построение и решение декоративного натюрморта в технике коллаж;

- формирование у обучающихся знаний о витражной живописи, через знакомство с технологическими особенностями создания пленочных витражей, решение декоративного натюрморта.

При этом педагог может воспользоваться различными методами подачи материала:

1. Словесные методы:

- рассказ в ходе проведения теоретического занятия;

- объяснение этапов выполнения натюрморта;

- беседа, в ходе теоретического, практического занятия, поддержание вербального обмена информации, анализ возникающих вопросов в ходе работы.

2. Наглядные методы:

- показ иллюстративного материала по темам «Декоративный натюрморт», «Декоративный натюрморт в технике коллаж», «Декоративный натюрморт в технике витраж» с использованием IT-технологий;

- показ выполнения отдельных элементов декоративного натюрморта с использованием IT-технологий;

- демонстрационный показ поэтапного колористического выполнения декоративного натюрморта;

- показ поэтапной стилизации формы;

- педагогический показ выполнения отдельных элементов натюрморта в технике коллаж, витраж и др.

3. Репродуктивный метод - метод усвоения действий, формирующий необходимые умения и навыки, необходимые для дальнейшей практики.

4. Практический метод. Выполнение практической работы по теме: «Декоративный натюрморт», «Декоративный натюрморт в технике коллаж», «Декоративный натюрморт в технике витраж».

5. Метод анализа и синтеза формы. Разбиение натурных предметов на отдельные элементы.

6. Метод обобщения формы - упрощение до простейших геометрических форм.

Разработанные методы развития декоративного восприятия позволяют осуществлять взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося, направлены на успешное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также способствуют взаимному эстетическому воспитанию в процессе обучения [14]. Перечисленные методы способствуют реализации поставленных целей и задач по развитию декоративного восприятия обучающихся при работе над декоративным натюрмортом.

Выводы. Декоративное восприятие способствует гуманистической направленности развития личности, раскрывая широкие возможности познания действительности. Современные техники декоративно-прикладного искусства, их интеграция с основной программой изучения декоративного натюрморта, формируют новый вид восприятия действительности, тем самым происходит понимание ценностей декоративного искусства. Методические рекомендации, представленные в исследовании, могут быть использованы педагогами в учебном процессе, как в системе общеобразовательной школы, в системе дополнительного образования, в профессиональном обучении учащихся, направленном на развитие декоративного восприятия обучающихся.

Литература:

1. Амиржанова А.Ш. Особенности эстетического восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/artide/n/osobennosti-esteticheskogo-vospriyatiya-u-studentov-na-zanyatiyah-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu/viewer (Дата обращения: 13.05.2021).

2. Волков Н.Н. Художественное восприятие / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 1997. - 283 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

4. Козловская М.А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в образовательной школе [Электронный ресурс]. - https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-khudozhestvennogo-vospriyatiya-podrostkov-v-obshcheobrazo

5. Клетнова В.А. Сущность и содержания понятия «живописное восприятие» / В.А. Клетнова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 427-429. - URL: https://moluch.ru/archive/144/40368/

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность (сборник). - М.: «Смысл, Академия», 2004. - 177 с.

7. Лурия А.Р. Лекции общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

8. Перевощикова Е.Н., Бычков А.В. Методические аспекты формирования у студентов новых компетенций по разработке заданий для учащихся в рамках модульного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-6. (Дата обращения: 21.09.2021 г.).

9. Психология художественного восприятия [Электронный ресурс]. - http://www.bibliotekar.ru/estetika-2/30.htm

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 486 с.

11. Сухарев А.И., Кравченко К.А. Формирование и критерии оценки декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком [Электронный ресурс], - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-kriterii-otsenki-dekorativnogo-vospriyatiya-u-studentov-na-zanyatiyah-spetsrisunkom/viewer

12. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

13. Формы и принципы организации восприятия [Электронный ресурс]. -https://studme.org/192036/menedzhment/formy_printsipy_organizatsii_vospriyatiya

14. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-2-4 . (Дата обращения: 21.09.2021 г.).

15. Чеканцев П.А. Декоративный натюрморт в живописи как средство формирования креативного мышления у студентов-дизайнеров [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativnyy-natyurmort-v-zhivopisi-kak-sredstvo-formirovaniya-kreativnogo-myshleniya-u-studentov-dizaynerov/viewer (Дата обращения 14.04.2021).

16. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - Москва: Искусство, 1964. - 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.