навыками, которые могут лечь в основу их профессиональной ориентации, а также бытовой и социальной адаптации в обществе.
Ученые утверждают, что при правильном использование дидактического потенциала, человек имеет больше шансов на отличное усвоение новых знаний и умений.
Выводы. Система дополнительного инклюзивного образования способствует раскрытию природного творческого потенциала глухого ребенка и имеет ярко выраженный развивающий характер. Достижение умений, знаний и навыков учащимися является не целью обучения, а средством многогранного личностного развития, способствующего повышению коммуникационных возможностей, социальной адаптации и профессиональной ориентации. Наиболее благоприятной формой проведения творческих занятий является мастер-класс.
Литература:
1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2006.
3. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
4. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина, А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (Дата обращения: 16.09.2020).
4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
5. Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-5 (Дата обращения: 16.09.2020).
6. Леонтьев А.Н. Научите человека фантазии // Вопросы психологи, - 1998.
7. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006.
8. Пономарёв Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М., 1988.
9. Речицкая Е.Г., Туджанова К.И. Компенсаторные возможности развития творческих способностей студентов с нарушениями слуха// Сб.: Научные труды. - М., 2002.
10. Речицкая Е.Г., Филоненко - Алексеева И. Н. Развитие творческих способностей у старших дошкольников с нарушенным слухом. - М.: Советский спорт, 2007.
11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления у глухих детей. - М., 1978.
12. Теплов Б.М. Сособности и одаренность. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -М., 1981.
13. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: МГУ, 2003.
14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.
15. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности. - М., 2000.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Замураева Марина Анатольевна
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (г. Нижний Новгород); магистрант Шушканова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается формирование творческих способностей обучающихся, которое является одной из основополагающих задач образования. Определяются условия формирования творческой личности, подчеркивается важная роль педагога в процессе развития творческих способностей обучающихся. Авторами статьи определяется, что декоративно-прикладное искусство является средством для развития творческих способностей, так как удовлетворяет выполнению большинства педагогических условий.
Ключевые слова: творческие способности, формирование творческих способностей, условия формирования, декоративно-прикладное искусство.
Annotation. This article examines the formation of students' creative abilities, which is one of the fundamental tasks of education. The conditions for the formation of a creative personality are determined, the important role of the teacher in the process of developing the creative abilities of students is emphasized. The authors of the article determine that decorative and applied art is a means for the development of creative abilities, since it satisfies the fulfillment of most pedagogical conditions.
Keywords: CTeativity, the formation of creative abilities, the conditions for the formation, arts and crafts.
Введение. Формирование творческих способностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе является одной из основополагающих задач образования. В настоящее время возрастает потребность общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. Социальный заказ общества ориентирует
отечественную педагогику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей обучающихся.
Среди авторов, которые обращались к этому вопросу такие ученые как Д.Б. Богоявленская [1], С.С. Зорин [4], Н.Н. Поддъяков [9], Я.Н. Пономарев, Л.Н. Столович и др. Идеи практической психологии и диагностики творчества изложены в работах как отечественных ученых - Л.С. Выготского [2], И.В. Дубровиной [3], А.А. Крылова [6], А.Н. Леонтьева [7], В.В. Зацепина, А.Н. Прихожан и др., так и зарубежных исследователей - Э. Берна, Дж. Гилфорда, П. Торренса, и др. Важность развития творческого начала при профессиональном самоопределении подчеркивали С.М. Маркова [8], А.К. Наркозиев и др.
Большой педагогический опыт современных школьных педагогов - Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, -доказал необходимость творческого подхода к работе самого учителя для успешного развития творческих качеств в учениках.
Многие условия формирования творческой личности не только обучающихся, но и преподавателя стали предметом специальных педагогических исследований.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогических источниках творческие способности рассматриваются авторами с точки зрения качеств личности: как характерное свойство человека, основанное на его духовных или материальных потребностях, как особенность индивидуума, его динамическое развитие, мотивация и стремление, обусловленные личностными целями и задачами. Л.С. Выготский писал в своих исследованиях, что по его наблюдению люди называют творческой ту деятельность, которая создает что-то новое, вне зависимости от того, будет ли это созданное чем-то материальным во внешнем мире или духовным в самом человеке. Он считал, что любая деятельность, результатом которой является создание новых образов и действий, а не воспроизведение уже имеющегося в памяти опыта, относится к роду творческого или комбинирующего поведения.
В истории есть авторы, которые считают, что творческие способности зависят от темперамента и личностных качеств учащихся. Так, например, Торренс Э.П. выделил 4 личностные особенности, которые чаще всего преобладают у людей, имеющих хороший уровень творческих способностей:
1. Оригинальность, нестандартное преподнесение идей, стремление к интеллектуальной новизне.
2. Семантическая гибкость- способность воспринимать объект с нестандартной точки зрения, разрабатывать новые способы его эксплуатации, расширять спектр функционального применения.
3. Образная адаптивная гибкость - способность адаптироваться к восприятию предмета или объекта так, чтобы раскрыть его неизвестные от наблюдения стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость - способность генерировать новые идеи в нестандартной ситуации, чаще всего в такой, которая не имеет ориентиров для этих идей.
Развитие творческих способностей в большинстве случаев имеет определенную структуру, которая включает ряд этапов:
- подготовка фундамента будущей творческой деятельности, которая включает накопление эмоциональных и сенсорных ощущений и умений;
- воспитание креативной манеры поведения личности, заключающееся в «имитации»-подражании креативности, «импликации»- стремление к освоению приемов и к экспериментам, «трансформация»-применение накопленного творческого опыта в значимых жизненных сферах;
- совершенствование креативности личности, т.е. стремление к индивидуализации творческой деятельности или другими словами к гармонизации.
В структуре творческих способностей выделяют два важнейших компонента: творческое воображение и творческое мышление.
Творческое воображение подразумевает самостоятельное создание новых образов, которые предоставляются в оригинальных и значимых продуктах деятельности. Его результатами могут выступать материальные и идеальные образы. Оно характеризуется социальной ценностью его результатов, акцентированием, усилением наиболее важных сторон действительности. Творческое мышление, наоборот, характеризуется созданием абсолютно нового продукта, а сам процесс должен привнести новообразования в познавательную деятельность. Данные новообразования затрагивают такие качества, как мотивация, целенаправленность, оценка и самооценка. Данный вид мышления отличается от репродуктивного мышления, то есть не подразумевает применение готовых знаний и умений.
Показатели результативности развития творческих способностей делятся на частные и общие. Первые связаны с особенностями той деятельности, в которой происходит формирование самого творческого процесса. Ко вторым можно отнести новизну готового продукта, его оригинальность, вариабельность использования, интеллектуальную активность, эмоциональную адаптивность к каждому этапу работы и интеллектуальным затруднениям.
Дж. Гилфордом и Э. Торренсом выделены следующие качества, которым должна овладеть личность в процессе развития творческих способностей:
- беглость (легкость, продуктивность). Необходимое личностное качество, которое позволяет быстро и правильно рассуждать и давать ответы на определенные вопросы в процессе деятельности;
- гибкость. Человек, обладающий данным качеством, характеризуется способностью к быстрому переключению и определяется числом групп данных ответов на вопросы, касающиеся определенной деятельности;
- оригинальность. Личность, обладающая данным качеством, отличается своеобразностью творческого мышления, неординарностью подхода к проблеме;
- точность. Данное качество является показателем стройности, логичности творческого мышления, адекватности поставленной цели;
- склонность к риску. Представленное качество, демонстрирующее способность применения необычных материалов, цветов, образов, путей решения проблемы, возможно несвойственных данной проблеме.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творческие способности олицетворяют собой готовность человека к конструктивному, нестандартному мышлению при решении проблемных ситуаций в рамках постоянно изменяющихся социальных и культурных условий в интересах личности и социума. Благодаря их развитию личность может преобразовывать явления, объекты, наглядные, чувственные и мыслительные образы, открывает неизученные грани для себя, адаптируется в проблемных нестандартных
ситуациях и с легкостью находит вариант выхода из них. Неотъемлемыми частями творческой деятельности является как мышление, так и воображение. Для развития творческих способностей личность должна обладать такими свойствами характера, как: адаптивность, гибкость, оригинальность, беглость, стремление к риску.
Для развития творческого потенциала, несомненно, нужны задатки, определенные знания, умения и навыки, владение определенными видами деятельности. Но кроме этих факторов так же необходимы специально созданные условия, которые будут способствовать развитию творческих способностей с самого рождения ребенка. И здесь важнейшая задача отводится семье, в которой он воспитывается и школе, которая закладывает основы развития личности.
Развитие творческих способностей является необходимостью в образовательных учреждениях и одной из их важных задач. Эффективность работы в данном направлении будет высокой, если учитывать определенные условия для развития творческих способностей. Прежде всего в процессе развития творческих способностей необходимо всегда учитывать возрастную категорию обучающихся, так как данный критерий включает комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей определенного возраста.
Развитие творческих способностей обучающихся эффективно протекает зачастую только в случае целенаправленного процесса, в ходе которого педагогу необходимо решить ряд психолого-педагогических задач, направленных на получение конечного результата. Для развития творческих способностей в рамках обучения существуют определенные педагогические условия.
Одним из первых и основных условий является создание определенной рабочей среды и условий, которые будут способствовать активизации творческого мышления обучающегося. Например, в аудиториях можно создать необходимую атмосферу, разместив работы студентов старших курсов, обучающиеся будут стремиться достичь такого же результата, тем самым прилагая максимальное количество усилий к получению результата.
Вторым важным условием успешного развития творческих способностей является создание легкой, непринуждённой эмоциональной обстановки, которая будет благоприятно сказываться на мышлении студента, появлении новых интересных идей и легкости коммуникации с другими участниками рабочего процесса, благодаря тому, что обучающиеся будут чувствовать психологическую защищенность.
Третьим условием является определенный подход педагога, в первую очередь личностно-ориентированный. Педагог должен подбирать более мягкие варианты критики данной деятельности, т.к. резкая критика в адрес творческой деятельности обучающегося может спровоцировать подавление его способностей. О важной роли педагога в процессе развития творческих способностей говорил еще известный психолог, изучавший психологию творчества А.Н. Лук «Если учитель обладает высшими творческими возможностями, то и одарённые ученики добиваются блистательных успехов». Аналогичные высказывания можно выделить и у таких ученых как Е.Ю. Илалтдинова [5], А.А. Оладышкина.
В процессе практических занятий с опытным педагогом, имеющим большой запас умений и знаний, обучающиеся получают и применяют умения творчески мыслить, находят нестандартные подходы в изучении других дисциплин, умеют выделять необычное в окружающем их мире, учитываются их интересы, личностные качества и возможности. В процессе такого обучения чаще всего должны ставиться такие задачи, которые не имеют определенного решения, а результат зависит лишь от размышлений и фантазии студентов. Такое построение рабочего процесса будет всячески побуждать студента к творчеству, что способствует более успешному развитию творческих способностей. В данном образовательном процессе педагог выполняет функцию контроля рабочего действия, а студенты, в свою очередь, сами собирают, вычленяют необходимую информацию из предлагаемой, изучают ее и всесторонне анализируют, обрабатывают и используют в процессе своей деятельности.
Четвертым условием успешного развития творческих способностей является использование различных форм и методов организации деятельности. Это могут быть различные варианты занятий, например, комбинированное занятие, занятие с постановкой проблемной ситуации, самостоятельная творческая работа, направленный на создание индивидуального проекта, составление творческих мастер-классов по выполнению той или иной работы. В учебном процессе, направленном на развитие творческих способностей, предпочтение должно отдаваться коллективным или групповым занятиям, т.к. совместная деятельность объединяет все знания, умения и способности обучающихся, позволяет производить обмен ими в процессе обучения. Приемы комбинирования занятий благотворно сказываются на формировании учебно-познавательной, творческой деятельности. Кроме всего прочего, стоит отметить, что творческие задачи чаще всего затрагивают не одну определенную область, а несколько, для этого необходимо создавать в процессе обучения межпредметные связи для всестороннего развития студентов.
Развитие творческих способностей - это трудный обучающий процесс и поэтому следующим обязательным условием является формирование у обучающихся таких качеств как: самостоятельность, решительность, настойчивость, стремление, упорство. Перечисленные волевые качества необходимы для преодоления неудач, встречающихся при решении творческих задач, они формируются в процессе самостоятельной деятельности. Самоорганизация и самоконтроль - это спутники обучающихся на пути к успеху освоения творческих вершин.
Так же, одним из необходимых условий (пятое условие) развития творческих способностей является упорядоченность заданий по сложности, а так же их систематизация. Не рекомендуется использовать эпизодический подход к подбору творческих заданий, так как это не способствует активизации творческого потенциала обучающихся, вследствие чего развитие творческих способностей проходит неэффективно.
Все вышесказанное нашло подтверждение в педагогической практике студентов кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Мининина с учащимися Нижегородского индустриального колледжа в рамках факультативных занятий декоративно-прикладному искусству. Учащимся 1 курса был предложен цикл занятий по витражной росписи.
Декоративно-прикладное искусство является средством для развития творческих способностей, так как удовлетворяет выполнению большинства педагогических условий. По мнению Е.Ю. Усенковой занятия витражной росписью способствуют в полной мере раскрытию творческих способностей обучающихся [10].
Витражная роспись - это вид декоративно прикладного искусства, который заключается в нанесении цветной краски или пленки на стекло, обрамляется контуром, другими словами это имитирование витража в учебных или творческих целях. Данный вид декоративно-прикладного искусства требует самостоятельности учащихся в создании композиций для работ, в проявлении собственного творческого начала, поэтому основные задачи курса занятий по витражной росписи направлены на развитие творческих способностей обучаемых.
Студентами в процессе работы с учащимися колледжа по овладению техникой витражной росписи по стеклу применялись самые разнообразные формы построения занятия: учащимся необходимо было объяснить технику выполнения витража, показать принцип работы, а так же познакомить с материалами. Для закрепления полученных знаний учащимся было необходимо выполнить самостоятельную практическую работу по созданию индивидуального изделия.
В ходе проведения занятий с учащимися студентами было отмечено, что рабочий процесс по созданию индивидуальной работы в технике витражной росписи формирует такие личностные качества учащихся, как усидчивость, упорство и самоорганизация. Работа над колористическим решением собственной композиции благотворно влияет на эмоциональный фон учащихся, а так же способствует развитию художественно-эстетического начала, развивает чувство цвета, ощущения прекрасного, совершенствуются воображение и фантазия. Учащиеся приобретают практические навыки росписи по стеклу. И самое главное, что учащиеся колледжа, видя результат своей работы, испытывают чувство удовлетворения, чувство собственного успеха.
Выводы. Исходя из вышесказанного можно подвести общий итог, развитие творческих способностей является необходимостью в образовательных учреждениях и является одной из основополагающих учебно-воспитательных задач. Эффективность работы над этим видом деятельности будет высокой, если учитывать определенные условия для развития творческих способностей обучающихся. Одним из соответствующих большинству данных условий являются занятия по декоративно-прикладному искусству, которые в полной мере позволяют развивать творческие способности личности.
Литература:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д.Б. Богоявленская - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский — М.: «Смысл», 2003. — 136 с.
3. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Просвещение, 2008. - 253 с.
4. Зорин, С.С. Формирование творческого потенциала у школьников и студентов // Мир образования, 2005. - №1. - С. 59-61
5. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина, А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3 (Дата обращения: 16.09.2020).
6. Крылов, А.А. Учебник психологии [Текст] / А.А. Крылов. - М.: Восток,2000. - 155 с.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1975 - 267 с.
8. Маркова, С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования [Электронный ресурс], - Режим доступа: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2 (Дата обращения: 16.09.2020).
9. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у школьников / Н.Н. Поддъяков. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.
10. Усенкова, Е.Ю. Развитие творческих способностей в ходе занятий по созданию художественного витража / ЕЮ. Усенкова, Л.А. Тимофеева - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2016. - 196 с.
Педагогика
УДК 377.12
преподаватель Толкачева Марианна Александровна
Якутский индустриально-педагогический колледж (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Аннотация. Целью данной статьи является определение педагогических условий развития творческих способностей у обучающихся во внеучебное время. В статье обосновывается значимость реализации дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») с целью повышения уровня развития творческого потенциала личности. Для обоснования потребности реализации дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») в работе проанализированы различные подходы определения понятия творческие способности с точки зрения деятельностного подхода. Научная новизна состоит в разработке дополнительной образовательной Программы в якутском национальном стиле «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») и определении уровня развития творческих способностей обучающихся. В результате проведенного исследования определены критерии развития творческих способностей по методикам Элиса Торренса и Джой Гилфорда, что явилось доказательной базой подтверждения выдвинутой гипотезы: занятия в кружке «Кыбытыктаан тигии» («Лоскутная мозаика») у обучающихся пробуждается интерес к стилизованному, национальному шитью, развивается активность, аккуратность, пространственное воображение, а также им представляется большой простор для реализации своих фантазий.
Ключевые слова: творческие способности, творческая деятельность, лоскутное шитьё, национальное шитьё.
Annotation. The purpose of this article is to determine the pedagogical conditions for the development of creative abilities of students in extracurricular time. The article substantiates the importance of implementing an