Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности'

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
773
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVE ABILITIES / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GRAPHIC ACTIVITY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Татьяна Викторовна, Таланина Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются основные подходы к проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities of younger schoolchildren in the process of visual activity

The article examines the main approaches to the development of creative abilities of junior schoolchildren in the process of visual activity, presents the results of empirical research.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности»

«Психотехники самоконтроля педагога», мозговой штурм, деловые игры, групповые дискуссии, моделирование ситуаций).

4. Рефлексивный (обсуждение результатов, контрольно-диагностическое исследование самоконтроля педагогов).

На контрольном этапе эксперимента осуществлена повторная оценка самоконтроля педагогов начальной школы. Для диагностики нами использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Для подтверждения эмпирических данных о наличии различий между показателями испытуемых экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента нами был проведен автоматизированный метод математической статистики критерия ф*- угловое преобразование Фишера.

Результаты математической обработки данных на контрольном этапе исследования являются статистически значимыми и свидетельствуют о развитии самоконтроля педагогов экспериментальной группы, что доказывает эффективность разработанной программы тренинговых занятий.

Выводы. Самоконтроль в педагогической деятельности учителя начальных классов можно развивать, если спроектировать и реализовать программу, направленную на формирование самоконтроля в общении, деятельности, поведении, эмоциональной сфере, способствующих активному и творческому выполнению профессиональной деятельности.

Литература:

1. Андропова Л. О. Развитие самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов / Л. О. Андропова // Философские, социальные и естественные науки. - 2010. - № 5. - С. 151-163.

2. Бакиров, А. С. Контролирующая деятельность и самоконтроль учителя в условиях инновационной школы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / А. С. Бакиров. - Казань, 2001. - 16 с.

3. Баннов, А. А. Использование специализированных информационных технологий самоконтроля в логике профессиональной подготовки будущего офицера / А. А. Баннов // Инновационная наука. - 2016. - № 3. - С. 114-117.

4. Богданова, О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / О. С. Богданова. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

5. Лем, С. Сумма технологии / С. Лем. - М.: АСТ, 2002. - 668 с.

6. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. - Л.: ЛГУ, 1989. - 192 с.

7. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 2009. - 512 с.

8. Полякова, О. Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов / О. Б. Полякова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 348. - С. 133-137.

9. Репетуева, Г. Н. Теоретические основы и методика формирования самоконтроля учебно-профессиональной деятельности при подготовке педагогов профессионального обучения / Г. Н. Репетуева // Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. - 2009. - № 5. - С. 70-74.

10. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.

Психология

УДК 159.954-053.5(045)

кандидат психологических наук, доцент Савинова Татьяна Викторовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); магистрант кафедры психологии Таланина Ольга Вячеславовна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности, представлены результаты эмпирического исследования.

Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, изобразительная деятельность, творчество.

Annotation. The article examines the main approaches to the development of creative abilities of junior schoolchildren in the process of visual activity, presents the results of empirical research. Keywords: creative abilities, junior school age, graphic activity, creativity.

Введение. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения. Элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы ребенка, обогащает внутренний мир, побуждает к самопознанию, формирует способности к творчеству и импровизации. Вовлечение младших школьников в творчество, развитие их творческих способностей помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, а это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире. Развитие творческих способностей - это неотъемлемая часть личности, ее культурно-нравственная ценность.

Формулировка цели статьи: раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Считается, что научное изучение проблемы способностей начинается с XIX века. Появляется термин «психология способностей», в контексте которого предметом исследования становится реальная деятельность человека его поведение. Одиним их первых ученых, работавших в этой области, стал Ф. Гальтон. В своих исследованиях он при помощи изучения биографий выдающихся деятелей (учитывая также родословные), пытался дать оценку уровня развития их способностей в зависимости от рода деятельности. Его соотечественник Ч. Спирмен разработал тестовые задания, при помощи которых можно было оценить умственные и интеллектуальные способности детей. Свой взгляд на природу способностей предложил американский психолог Дж. Гилфорд. В своих работах Дж. Гилфорд вместе с Э. П. Торренсом представил концепцию креативности как модель универсальной познавательной творческой способности.

В отечественной психологии существует множество подходов к определению понятия «способности».

С. Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности и свойств, которые вырабатываются определенным образом лишь в процессе организованной деятельности [7, с. 671. В основе способностей лежат наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми он имел в виду анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека, притом, что, развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылки.

В. Н. Мясищев и А. Г. Ковалев продолжили разрабатывать теорию личностно-деятельностного подхода в изучении способностей, но внесли в нее некоторые коррективы. По мнению ученых-психологов, ансамбль свойств необходимых для успешной деятельности должен включать в себя эмоциональные и волевые особенности человека. Такой подход получил название целостно-личностного.

В противовес мнению С. Л. Рубинштейна о природном происхождении способностей, А. Н. Леонтьев в своих работах отмечал, что решающей ролью в их развитии обладают социальные условия и воспитание, нежели природные особенности или задатки. Кроме этого, автор подразделял способности на две группы, каждая из которых отличается по своему происхождению. По А. Н. Леонтьеву способности бывают:

1) природные или биологические (т. е. имеющиеся у человека с самого рождения) - например, способность быстрого образования условных связей;

2) общественно-исторические, имеющие свою специфику в формировании и структуре - например, речевые, музыкальные способности и т. д. [51.

Роли задатков в развитии способностей большое внимание уделял Б. М. Теплов. Однако он категорически выступал против признания врожденности способностей, считая, что врожденными могут быть известные природные предпосылки, к которым он относил задатки. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [81.

Л. С. Выготский в педагогической психологии ввел свое понимание термина «способности», объединяя под этим понятием отдельные, но находящиеся во взаимодействии высшие психические функции: мышление, память, воображение, восприятие и т. д. Термин, сформулированный Л. С. Выготским, базируется на историческом и логико-психологическом анализе структуры способностей. Кроме того был отмечен культурологический процесс освоения ребенком наследия народа или всего человечества. В центре процесса развития способностей Л. С. Выготский стал семиотический знак - слово [1, с. 341. На основе его теории строили свои исследования П. Я. Гальперин [2], А. В. Запорожец [4], Д. Б. Эльконин [10].

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте - это необходимость современной системы образования. В современном мире, где всем правит научно-технический прогресс, творческие способности детей проявляются в не шаблонности привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Для развития творческих способностей младших школьников необходимо создать условия для их формирования. Форма организации изобразительной деятельности подразумевает использование современных аудиовизуальных средств, информационных технологий.

Приобщение детей к изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте может реализовать только педагог. А. Н. Лук отмечал, что если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одарённые ученики добиваются блистательных успехов [6, с. 54]. И наоборот, если учитель не обладает направленностью на творчество, то и от своих учеников он будет требовать только знаний репродуктивного уровня. У нетворческого учителя одарённые дети не смогут в полной мере реализовать свои возможности, более того, нередко менее способные ученики при его системе оценивания достигают более высоких успехов. Педагог, которому чуждо творчество, просто не может увидеть творческий потенциал в ребёнке, принимая оригинальность мышления за незнание рационального способа решения учебной задачи, а недостаточное прилежание, в выполнении рутинных заданий списывая на лень и непослушание. Учитель должен мыслить нестандартно, уметь находить новые решения и научить этому своих учеников, от этого будет зависеть качество созданного в будущем продукта деятельности.

С целью изучения творческих способностей младших школьников и их развития в процессе изобразительной деятельности была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ классическая гимназия № 1 им. В. Г. Белинского г. Пенза. В исследовании приняли учащиеся 4 класса в количестве 20 человек, из них 6 мальчиков, 14 девочек.

Для изучения творческих способностей младших школьников были использованы методики:

- методика «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник);

- тест креативности Э. П. Торренса.

В результате проведенного исследования со школьниками по методике «Диагностика личностной креативности» (Е. Е. Туник) нами были получены данные, которые позволили выявить уровень творческих способностей младших школьников.

Согласно полученным данным 25 % исследуемых имеют высокий уровень личностной креативности. Это говорит об уверенности испытуемых в своих способностях, что способствует проявлению инициативы и

адекватности самооценки.

Средний уровень личностной креативности имеют 40 % испытуемых, что свидетельствует о наличии у испытуемых более узкого круга интересов, чем у испытуемых с высоким уровнем креативности. Они отличаются медленным темпом решения творческих задач. Проявляют креативность только в отдельных случаях.

Низкий уровень личностной креативности характерен для 35 % испытуемых, что свидетельствует об узком круге интересов школьников, их характеризует низкая познавательная активность, низкий уровень мотивации в поиске новых решений. Дети, как правило, предпочитают не сталкиваться со сложными задачами.

В ходе проведенного исследования с младшими школьниками по тесту креативности (Э. П. Торренс) были получены следующие данные об уровне развития креативности.

Согласно полученным данным никто из испытуемых не достиг уровней - «очень высокий», «высокий», «несколько выше нормы».

Уровень «норма» показали 30 % испытуемых. Это свидетельствует о достаточно ограниченном поиске испытуемыми новых путей решения задачи. Они без энтузиазма воспринимают более сложные задания, предпочитают не рисковать.

Уровень «несколько ниже нормы» составляет 40 % от общего числа испытуемых. Данный уровень характеризуется ограниченностью идей, у учащихся отсутствует стремление знать как много больше.

Уровню «ниже нормы» соответствует 30 % испытуемых. Их характеризует низкая познавательная активность, низкий уровень мотивации в поиске новых решений. Дети, как правило, не ориентированы на познание сложных явлений.

Мы считаем, что для успешного развития творческих способностей, необходимо, в своей работе с детьми использовать методы и методические приемы обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. В процессе обучения рисованию, особенно в начальной школе, основой для урока могут быть элементы арт-терапии, тогда критерием оценки для урока по изобразительной деятельности станут умение мыслить, создавать, творить. Кроме того, школьная программа по предмету «Изобразительное искусство» достаточно статична и на протяжении долгого времени не пополняется изучением новых современных методик рисования. Мы предлагаем создание такого комплекса развивающих занятий, который мог бы объединить традиционный урок с элементами арт-терапии и изучением нетрадиционных техник рисования. Такими техниками могут стать: марблинг, декупаж, скрапбукинг, витражная роспись (в т. ч. точечная роспись), рисование акриловыми красками по ткани, углубленное изучение возможностей акварельной живописи, коллажирование, изучение промыслов России и т. д. Нетрадиционных техник великое множество, и если дети о них слышали, то зачастую не имеют представления, как работать с новым материалом. Любая из них может быть упрощена настолько, чтобы младший школьник не испытывал трудностей и дискомфорта во время выполнения творческого задания.

С целью развития творческих способностей младших школьников нами разработан и апробирован комплекс развивающих занятий. Комплекс включает занятия, направленные на формирование представления о ритме, контрасте, образе, композиционном строе.

Срок реализации данного комплекса - 6 недель, длительность - 45 минут, два раза в неделю, в качестве внеурочной деятельности.

Комплекс занятий состоит из 4-х модулей:

- Модуль 1 - «Я живу - я чувствую».

- Модуль 2 - «Лабиринт форм.

- Модуль 3 - «В моей сказке».

- Модуль 4 - «Познаем этот мир».

В каждом модуле используются нетрадиционные техники рисования, которые, как правило, не встречаются в школьной программе по изобразительному искусству.

Модуль 1 - «Я живу - я чувствую» предполагает использование акриловых красок для росписи тканей. В данном разделе у ребенка появляется возможность спроецировать свои внутренние ощущения и переживания при помощи красок на ткань.

Модуль 2 - «Лабиринт форм» предусматривает рисование витражными контурами абстрактных упражнений, развивает умение выделять главные фигуры и элементы из фона при помощи цвета и детальной проработки.

Модуль 3 - «В моей сказке» способствует развитию навыков работы с конструкцией, предполагает использование бумаги, фоамирана, глины/пластилина для создания пластичных форм.

Модуль 4 - «Познаем этот мир» - используются техники декоративно-прикладного искусства, осуществляется подробное изучение промыслов России (например, мезенская роспись, северо-двинская и т. д.), дети учатся украшать и преобразовывать окружающую среду.

Конспекты развивающих занятий строятся согласно требованиям ФГОС, а также в соответствии образовательной технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова применяемой в гимназии. Инновационным решением комплекса занятий будет выполнение работы в новом материале и новой технике. Кроме этого система развивающих занятий подразумевает не только обучение классическим видам искусства, но и создание комфортной среды для реализации своих творческих замыслов, отсутствие границ как таковых.

Применение нетрадиционных техник рисования поможет достигнуть положительной динамики и результатов в развитии творческих способностей младших школьников.

По завершению программы занятий была осуществлена повторная диагностика уровня развития творческих способностей при помощи методики личностных креативных способностей Е. Е. Туник и теста креативности Э. П. Торренса, который также был применен на констатирующем этапе нашего эксперимента. По итогам контрольного этапа эксперимента был осуществлен анализ результатов и сопоставление их с результатами констатирующего эксперимента.

Согласно, полученным данным по методике личностных креативных способностей Е. Е. Туник увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем по показателям «любознательность» и «воображение» и составило 35 % по каждому критерию. Для 50 % младших школьников характерен средний

уровень. Это свидетельствует о росте их познавательной активности, дети не боятся фантазировать и придумывать новые объекты, способны находить нетрадиционные пути решения поставленной задачи по критериям «сложность» и «склонность к риску».

Также увеличилось количество испытуемых с высоким уровнем по показателям «сложность» и «склонность к риску» и составило 30 % по каждому критерию. Испытуемые не боятся трудных задач, с удовольствием пробуют себя в новых техниках. Дети проявляют творческий подход к проблеме, сюжетные линии становятся тщательно проработанными. По-прежнему остается некоторое количество учащихся с низким уровнем по рассматриваемым критериям (25 % и 15 %). Однако мы считаем, что продолжение внедрения программы развития творческих способностей поможет им выйти на более высокий уровень.

Математическая обработка данных с помощью Т - критерия Вилкоксона по методике «Диагностика личностной креативности» Е. Е. Туник показала, что Тэмп = 10, при Т0,01 = 43; Т0,05 = 60. Полученное эмпирическое значение свидетельствует о статистически достоверном изменении показателей личностной креативности на 1 %-ном уровне значимости. Математическая обработка данных с помощью Т - критерия Вилкоксона по тесту креативности Э. П. Торренса показала, что Тэмп = 6. Полученное эмпирическое значение свидетельствует о статистически достоверном изменении показателей личностной креативности на 1 %-ном уровне значимости.

Выводы. Творческие способности младших школьников в процессе изобразительной деятельности будут развиваться более успешно благодаря специально разработанной программе, включающей занятия, направленные на формирование представления о ритме, контрасте, образе, композиционном строе.

Литература:

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский, - СПб.: Союз, 2007. - 374 с.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2011. - 345 с.

4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 2. / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2011. - 296 с.

5. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 13-21.

6. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. - М.: Просвещение, 2012. - 432 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер, 2015. - 342 с.

8. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2014. - № 4. - С. 99-105.

9. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е. Е. Туник, - СПб.: Дидактика Плюс, 2012. - 122 с.

10. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

Психология

УДК 159.922

магистрант 2 курса кафедры дефектологии и клинической психологии Сайфуллина Надежда Алексеевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

РИСКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАЦИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. Актуальность проблемы подчеркивается глобальным ростом количества детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью разработки всесторонней психологической помощи лицам данной категории и профилактикой возникновения девиаций у данной категории лиц. Целью данной статьи является осуществление теоретического анализа трудов отечественных и зарубежных психологов, раскрывающих основные аспекты современных исследований девиантного поведения детей с нарушением речи. Выявлена потребность в более углубленном изучении предикторов возникновения девиаций у детей данной категории.

Ключевые слова: девиантное поведение, нарушение речи, теоретический анализ.

Annotation. The urgency of the problem emphasizes global growth in the number of children with severe speech disorders, the need to develop comprehensive psychological assistance to persons in this category, and the prevention of deviations in this category. The aim of this article is the implementation of theoretical analysis of works of domestic and foreign psychologists, revealing the main aspects of contemporary studies of deviant behavior of children with speech disorder. Identified the need for more in-depth study of the predictors of the occurrence of deviance in children of this category.

Keywords: deviant behavior, slurring of speech, theoretical analysis.

Введение. Изучение девиантного поведения привлекает внимание широкого круга специалистов, приобретает все более выраженную динамику благодаря массовому характеру случаев нарушения социальных норм. Актуальность проблемы подчеркивается глобальным ростом количества детей с тяжелыми нарушениями речи, необходимостью разработки всесторонней психологической помощи лицам данной категории и профилактикой возникновения девиаций у данной категории лиц.

Формулировка цели статьи. Анализ современных работ зарубежных и отечественных исследователей поможет выявить актуальные направления работы по данной проблеме, методов профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у детей с нарушением речи в России и за рубежом.

Изложение основного материала статьи. Девиантное поведение неразрывно связано с понятием «нормы». Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. [2] Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Конформизм является показателем полного принятия нормы, а девиантное поведение и различные девиации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.