УДК 373.5.015.3
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
© 2016
Балакирева Екатерина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Игнатьева Ольга Григорьевна, магистрант кафедры педагогики Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье предпринята попытка методологического обоснования содержания понятия «творческая одаренность», представленного в «Рабочей концепции одаренности». Раскрыта структура и обозначен состав данного понятия на основании психолого-педагогических работ отечественных и зарубежных исследователей. Рассматриваются основные признаки одаренности детей и подростков: быстрота и точность в выполнении умственной деятельности, увлеченность каким-либо творчеством (рисованием, музыкой), любознательность, богатство словарного запаса, словесных ассоциаций, чувствительность к новизне, оригинальность мышления. Определены методологические ориентиры в построении содержания понятия «творческая одаренность». Представлены педагогические аспекты развития творческой одаренности учащихся: создание условий для реализации возможностей одаренными детьми в свободной деятельности, особенности организации деятельности, приносящей ученику эмоциональное удовольствие. Рассматривается понятие «креативность» как общая универсальная творческая способность. Разграничены понятия «способность», «одаренность», «талант»; представлен путь развития данных качеств психики. Представлено новое понимание творческой одаренности детей как системного качества человека в научных работах отечественных и зарубежных ученых. Приводится структура творческой одаренности и составляющие творческого потенциала. Сформулирована педагогическая проблема развития творческих проявлений у детей и подростков и намечена основная педагогическая задача, заключающаяся в системности педагогических действий, учитывая вызовы времени: ситуацию неопределенности и изменчивость.
Ключевые слова: методологические ориентиры, задатки, способности, деятельность, нестандартное мышление, творческая одаренность, механизм творческой деятельности, креативность, структура творческой одаренности, творческий потенциал.
CREATIVE TALENT DEVELOPMENT OF SCHOOL CHILDREN: PEDAGOGICAL ASPECTS
© 2016
Balakireva Ekaterina Igorevna, candidate of pedagogical science, associate professor of the Pedagogical Department, Head of the Pedagogical Department, Ignatieva Olga Grigorievna, graduate student of the Pedagogical Department
Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya street, 83, e-mail: [email protected]) Abstract. The authors of the article attempt a methodological justification of a new version of the notion creative talent which is introduced in Working Concept of Creative talent. The structure and the composition of this concept on the basis of Psycho-Pedagogical works of domestic and foreign researchers are showed. The main characteristics of children and teenagers' creative talent are viewed: Speed and accuracy in intellectual activities performing, involvement in any art (drawing, music), intellectual curiosity, vocabulary richness, original thinking. Methodological guideline in the content construction of creative talent notion is defined. Pedagogical aspects of creative talented learners' development are presented: Creating the conditions for creative talented children to realize their capabilities in free activity, peculiarities of activities organization that brings emotional pleasure to a learner. The notion of creativity as a universal creative ability is viewed. Distinction between ability, creative talent and talent is made; the way of these mental qualities is presented. Understanding of creative talented children as a systematic human quality is presented in scientific works of domestic and foreign scientists. The structure of creative talent and the components of creative potential are adduced. Pedagogical problem of children's and teenagers' creative expressions development is formulated and the main pedagogical task consisting in systematic pedagogical action is marked, taking into account the challenges of the time: the situation of uncertainty and variability.
Keywords: methodological guiding lines, potentialities, abilities, activity, unusual thinking, creative talent, creative activity mechanism, creativity, creative talent structure, creative potential.
В современном обществе социальные и экономические изменения на первый план выдвигают потребность в неординарно мыслящих людях. Сегодня важнейшей задачей современного образовательного процесса стало выявление и развитие одаренных детей. Проблема поддержки и развития одаренных детей вызвала интерес к ней как со стороны науки, так и со стороны педагогической практики. В нашей стране в научном поле исследований одаренности существует более 30 концепций одаренности. В создании «Рабочей концепции одаренности» [1] приняли участие видные педагоги, ученые: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.П. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич и др. В идеях, представленных группой ученых, отразились результаты серьезных теоретических исследований и практический опыт работы с одаренными детьми и подростками.
Существует достаточно разнообразных трактовок определения понятия «одаренность». Например, Б.М. Теплов [2] определил одарённость как «своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [2,с.136]. А немецкий психолог В. Штерн [3], считал, что «одаренность - это общая
способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни» [3, с.29].
В нашем исследовании мы придерживаемся определения одаренности, данного в «Рабочей концепции»: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [1, с.5].
В работах современных психологов часто встречается утверждение о том, что одаренность - это результат сложного взаимодействия природных задатков и социальной среды, который можно увидеть через деятельность ребенка. Но каковы же признаки одаренности? В чем специфика внешних и внутренних проявлений одаренности у детей и подростков? Определенно точно можно сказать, что внешне одаренный ученик быстрее, точнее в выполнении умственной деятельности, более увлечен каким-либо творчеством (рисованием, музыкой, спортом), любознательнее своих сверстников. Одаренный ребенок отличается богатством своего сло-
варного запаса, словесных ассоциаций. Но главное отличие такого ученика в его чувствительности к новизне, в оригинальности мышления, которая возможна в преодолении общепринятого мнения.
Чем способный ученик отличается от одаренного и талантливого ребенка? Эти понятия между собой довольно схожи, существует лишь едва уловимая грань различий. И только четко оперируя данными понятиями, педагог сможет легко провести диагностику по выявлению интеллектуальной или творческой одаренности, а также выбрать методику работы с незаурядными детьми.
Когда мы говорим о способностях человека, то имеем в виду его индивидуальные проявления в той или иной деятельности. В.С. Юркевич [4], Б.М. Теплов [2] считают, что способность - это не отдельные приемы, а основные способы выполнения деятельности, чьи способы лучше (с точки зрения деятельности), у того и выше способности. В исследовании мы придерживаемся точки зрения ученых о том, что от природы способностей нет, ведь способы деятельности необходимо вырабатывать на практике. Подчеркнем, что не всякая деятельность развивает способности, а лишь деятельность, вызванная собственными познавательными потребностями. И как справедливо отметила В.С. Юркевич, положительные эмоции, чувства удовольствия от деятельности «являются жестким условием для развития любых способностей» [4, с.23].
Таким образом, заставить ребенка выполнять какую-либо деятельность можно, но развить способности ребенка без его искреннего желания заниматься тем или иным делом нельзя.
Если способный ребенок - это человек, успешно реализующий свои задатки в деятельности, то можем ли мы способных учеников в той или иной области приравнять к одаренным детям? И отличаются ли достижения одаренного человека от достижений способного?
Отметим, что развитие способностей человека происходит по определенной схеме: в основе становления ребенка лежат природные задатки, которые преобразуются в результате деятельности в способности. Успех дела учащегося возможен в результате интенсивных проявлений способностей, свидетельствующих об одаренности ребенка в той или иной сфере деятельности. Практика и опыт работы в определенной области, а также стабильно высокие результаты, свидетельствуют о развитии специальных способностей в талант человека. Уникальные творения, воплощение мастерства на практике и общее признание свидетельствуют о гениальности человека, в развитии его способностей в максимальной степени.
Становится очевидна ведущая роль диагностики и выявления особых задатков у детей и подростков, развитие задатков в способности, которые бы ярко проявлялись в деятельности, приносящей ученику эмоциональное удовольствие.
В своей исследовательской работе мы не ставим знак равенства между способностями и одаренностью. Когда мы говорим о способностях, то имеем в виду возможность человека что-то создавать, производить определенную деятельность. Способности человека еще не равны его умениям и навыкам. Говоря об одаренности человека, мы, опираясь на работы Б. Теплова [2] и В. Юркевич [4], подразумеваем его генетически заложенные качества, которые, сочетаясь с умениями и навыками, проявляются в деятельности. Талант имеет социальную историю, это всегда приложение труда человека. Талант - это те же самые качества человека, его умения и навыки, но с тем различием, что ребенок уже проявил их в течение жизни. Вид его деятельности достиг наивысших результатов и всеми оценен по достоинству.
В науке существует ряд исследований (Н.С. Лейтеса [5], В.Н. Дружинина [6], А.М. Матюшкина [7],
[8], Д.Б. Богоявленской [9], В.С. Юркевич [10], Н.Б. Шумаковой [11]), в которых доказано существование особого вида одаренности - творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях деятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный исследователь в области одаренности П. Торранс
[5], «если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них» [5, с.174].
Под творческой одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, выражающееся в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении ученика. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что нестандартность мышления приводит к нестандартности поведения, и, соответственно, учителя и психологи должны быть готовы к такому факту, с пониманием и вниманием относиться к таким детям.
Отметим, что творчество - это многоаспектное, сложное понятие. В психолого-педагогической литературе нет четкого определения феномена творчества. Каждая наука, исходя из специфики своего предмета и методов исследования, рассматривает и раскрывает какую-либо одну сторону творчества. Авторитетные психологи и педагоги, такие как Я.А. Коменский [12], Л.Н. Толстой [13], А.С. Макаренко [14], В.А. Сухомлинский [15], Л.С. Выготский [16] утверждали, что необходимо развивать способности ребенка, через предоставление ему условий для реализации своих возможностей в свободной деятельности. Ученые были уверены, что если талантливому человеку не оказывать поддержку, то он утратит свой творческий потенциал; если же талант развивать, можно получить гения.
Об этом же говорили и зарубежные исследователи. Например, американский психолог Э.П. Торренс [17] первым обнаружил несоответствие между высокими показателями IQ тестов и достигаемыми результатами. Он пришел к выводу, что успешность в учебе и высокий интеллект не являются обязательными показателями успешности в будущем. Торренс одним из первых исследователей разработал методику по выявлению творческих способностей детей. Данная методика получила название тестов креативности. Ученый обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Торренс разработал несколько методик: невербальные тесты (завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений) и вербальные тесты, проверяющие умение задавать вопросы, устанавливать причины и следствия применительно к ситуациям, давать оригинальные способы применения обычных предметов.
В ходе многочисленных исследований психологи выяснили, что для реализации личности в творчестве необходимо взаимодействие двух уровней развития логического и творческого мышления [18-23].
В своем исследовании мы придерживаемся утверждения, данного в «Рабочей концепции одаренности» [1], согласно которому творчество - это деятельность, и ребенок ею увлечен. Чем больше ученик стремится усовершенствовать свой первоначальный замысел, чем больше вносит в свою деятельность творческий потенциал, тем больше он достигнет успехов.
Отметим, что некоторые ученые (В.Н. Дружинин
[6], А.В. Матюшкин [8]) рассматривают творческие способности как универсальные. Креативность ученые понимают, как общую универсальную творческую способность. В общем виде творческую способность, например И.А. Малахова [24], определяет как «комплекс свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности творящей личностью» [24, с.117]. Необходимо отметить, что педагог подчеркивает: личность, обладающая творческой способностью, может
успешно проявить себя в любом виде деятельности.
А.М. Матюшкин в своей работе «Концепция творческой одаренности» [8] выдвигает целую структуру творческой одаренности, включающую в себя следующие компоненты:
- доминирующую роль познавательной мотивации;
- исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
- возможности достижения оригинальных решений;
- возможности прогнозирования и предвосхищения;
- способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные,
- интеллектуальные оценки.
Исследовательская активность детей и подростков начинает выражаться в стремлении найти решение проблемы. Важным структурным компонентом одаренности, по мнению Матюшкина, становится оригинальность - «умение преодолевать стереотипы, открывать новое путем преодоления готовых решений. Оригинальность рождается из преодоления «правильного» [8, с.32].
При этом А.М. Матюшкин отмечает, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». Исследования творчески одаренных детей и подростков позволили ученому выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности,
- предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
- проявление общего интеллекта, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
- эмоциональная окрашенность отдельных процессов, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение;
- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам [8, с.32-33].
Творческая одаренность детей проявляется в неординарных способностях в художественно-эстетической деятельности. Творчество непосредственно связано с искусством и соотнесено с определенной деятельностью: литературной, изобразительной, музыкальной и др.
Проведенный анализ эволюции творческой одаренности детей в научных работах отечественных и зарубежных ученых свидетельствует о характерном сдвиге «от понимания творчества как особенности отдельного индивида к пониманию его как системного качества (творчество как выражение целостной личности, обобщение черт творческих людей, выявление психологических механизмов творческой деятельности, творчество и индивидуальность)» [25, с.79].
В современной социокультурной ситуации становление творчески одаренных детей уже нельзя оставлять воле случая. Такие учащиеся должны становиться объектом целенаправленной педагогической практики. Отсюда следует принимать во внимание уровень развития одаренных детей. Многие ученые связывают утрату ярких способностей к моменту взросления. И педагогам и психологам крайне важно не упустить момент воздействия на одаренного ребенка с целью развития его способностей. Многие исследователи подчеркивают,
что для становления одаренного ребенка необходимо одобрительное отношение к нему со стороны социума. Необходимо учитывать вызовы времени: жизнь в постоянной ситуации неопределенности, изменчивость социальной жизни. Для школьников важно формирование мотивации к ситуации неопределенности и готовность к изменениям, как показатель одаренности.
Развитие творческих проявлений у детей и подростков - важная педагогическая задача. Однако ее реализация наталкивается на недостаточную разработанность общих положений творческой одаренности учащихся. Например, отсутствует системность педагогических действий, при которых обеспечивается в должной мере развитие творческой одаренности. Ведь от того, как понимается механизм формирования творчества, зависит и практика, обеспечивающая реализацию этой задачи. Становление творчества у подростка происходит по мере присвоения опыта, когда предметный мир и ознакомление с ним занимают центральное место. Творческий процесс поглощает подростка целиком, и перед педагогом стоит задача показать, каким образом подросток может получить этот опыт творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Молодая гвардия, 2003. 95 с.
2. Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. 136 с.
3. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. М.: Изд-во «Водолей», 1997. 128 с.
4. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзия или реальность. М.: Просвещение, 2000. 136 с.
5. Лейтес Н.С.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: «Академия», 2000. 416 с.
6. Дружинин В.П. Психология семьи. СПб: Питер, 2006. 176 с.
7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. 128 с.
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
10. Юркевич B.C. Светлая радость познания. М.: Знание, 2004. 234 с.
11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2007. 288 с.
12. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 460 с.
13. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан. М., 1989. 528 с.
14. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [электронный ресурс] // http://www.makarenko.edu.ru/ biblio.htm
15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М.: Молодая гвардия, 1986. 258 с.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. М., 1984. 468 с.
17. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство. [электронный ресурс] // http://www.psyoffice.ru/470-tunik-e.e.-diagnostika-kreativnosti.-test-e..html
18. Пахомова А.М. Этапы динамики соотношения вербального и невербального компонентов творческого мышления в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 47-49.
19. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.
20. Знакова Е.С. Развитие творческих способностей
учащихся с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 33-35.
21. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 81-84.
22. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 27-30.
23. Морозова И.М. Педагогическое обеспечение развития творчества студентов в системе вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 216-221.
24. Малахова И.А.Развитие личности: художественно-творческая деятельность. Минск: Белорусская наука, 2003. 139 с.
25. Дыбина О.В. Творчество - сущностная характеристика человеческого бытия. М.: Педагогическое общество России, 2001. 188 с.