Научная статья на тему 'K проблеме развития одаренности у дошкольников'

K проблеме развития одаренности у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / GIFTEDNESS / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосова Наталья Викторовна, Титаренко Алевтина Валерьевна

В статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста, отмечаются необходимость и важность обнаружения y ребенка уникальных способностей на ранних возрастных этапах. Развитие творческих качеств и способностей, одаренностей каждого без исключения ребенка для активной жизнедеятельности самоактуализации личности в современном обществе является одной из ведущих задач современной системы образования. Детская одаренность, отличается по своей природе от одаренности взрослого человека, она чувствительна к педагогическому воздействию. Процессы становления и развития детской одаренности нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Становление и развитие детской одаренности, осуществляемое в соответствии с принципами эффективного психолого-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, позволяет снизить риск психоэмоциональных отклонений y одаренных детей, стабилизирует показатели долгосрочного развития их одаренности, выстраивает качественный педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «K проблеме развития одаренности у дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

K ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Колосова Н.В.1, Титаренко А.В.2 Email: Kolosova636@scientifictext.ru

'Колосова Наталья Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Титаренко Алевтина Валерьевна — магистрант, направление: психолого-педагогическое образование, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста, отмечаются необходимость и важность обнаружения y ребенка уникальных способностей на ранних возрастных этапах. Развитие творческих качеств и способностей, одаренностей каждого без исключения ребенка для активной жизнедеятельности самоактуализации личности в современном обществе является одной из ведущих задач современной системы образования.

Детская одаренность, отличается по своей природе от одаренности взрослого человека, она чувствительна к педагогическому воздействию. Процессы становления и развития детской одаренности нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Становление и развитие детской одаренности, осуществляемое в соответствии с принципами эффективного психолого-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников, позволяет снизить риск психоэмоциональных отклонений y одаренных детей, стабилизирует показатели долгосрочного развития их одаренности, выстраивает качественный педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения.

Ключевые слова: одаренность, творчество, креативность, творческая активность, педагогическая поддержка.

PROBLEMS OF GIFTEDNESS DEVELOPMENTIN PRESCHOOL

CHILDREN Kolosova N.V.1, Titarenko A.V.2

'Kolosova Natalya Viktorovna - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor; 2Titarenko Alevtina Valerjevna - Graduate Student, DIRECTION; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION NORTH-CAUCASIAN FEDERAL UNIVERSITY Stavropol

Abstract: in the article the peculiarities of the development of gifted children of preschool age are considered, the necessity and importance of detection of the child's unique abilities at early age stages is noted.

Development of creative qualities and abilities, talents of each child without exception for active vital activity of self-actualization of the person in a modern society is one of the leading tasks of the modern education system.

Children's giftedness, which is inherently different from the giftedness of an adult, is sensitive to pedagogical influence. The processes of formation and development of children's giftedness need psychological and pedagogical support. The development and development of children's giftedness, carried out in accordance with the principles of effective psychological and pedagogical interaction between teachers and pupils, allows to reduce the risk of psychoemotional deviations of gifted children, stabilize the long-term development of their talents, and build a qualitative pedagogical process in a pre-school setting.

Keywords: giftedness, creativity, creativity, creative activity, pedagogical support.

УДК 1174

Современная наука и практика стоят перед необходимостью решения широкого круга задач, одна из которых связана с воспитанием, обучением и развитием детей дошкольного возраста. B связи с введением ФГOC ДO внимание ученых было обращено к проблеме

развития и обучения одаренных детей дошкольного возраста. B связи c этим, особенно актуальными являются исследования проблемы развития одаренности и творческих способностей дошкольников. Истоки возникновения детской одаренности и ее развития в дошкольном возрасте наиболее последовательно начинали изучаться c 1995 года коллективом сотрудников лаборатории способностей НИИ дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера. B своей программе «Одаренный ребенок» ученый в качестве исходного момента использует модель психики ребенка, согласно которой понятие одаренность раскрывается через понятие способности.

B науке сложилось два подхода к пониманию творческих способностей: одаренность -врожденное свойство (Ф. Гальтон, А. Бине) и одаренность зависит от влияния внешних условий (Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин) [5].

Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [2].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство ученых признают, что качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованных деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [2].

Интенсивно проблема одаренности разрабатывается в зарубежной психологии. Такие исследователи как K. Текекс, M. Карнес, C. Мерленд и многие другие ученые исходят из натуралистических представлений o детской одаренности и побуждают к созданию условий, раскрывающих имеющийся потенциал одаренного ребенка, не ограничивая возможности его развития. B отечественной психологии на основе работ Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца А.Н. Леонтьева, A.P. Лурия и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка [4].

В отечественной педагогике исследованием детской одаренности занимались такие ученные, как Б.М. Теплов, A.H. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Ими были разработаны дидактические принципы, учебные программы развития и обучения одаренных детей, разработана рабочая концепция одаренности, которая стала попыткой выработки общей позиции в понимании одаренности представителями различных подходов, популярных в настоящее время. Данная концепция дает теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определение одаренности, ее видов, пути диагностирования и т.д.

Разработкой рабочей концепцией одаренности занимались такие ученые как Ю.Д Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.Н Дружинин, А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков и др.

Каждый одаренный ребенок неповторим и уникален, но при всей индивидуальной специфичности реальных проявлений детской одаренности существует довольно много граней, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду c глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда сторонами одаренности, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в познавательной деятельности, a также в его общении со сверстниками и взрослыми. Перспективы таких детей определяют уровнем их достижений в одной или нескольких сферах:

- интеллектуальная;

- академическая;

- творческая;

- лидерская;

- художественно-творческая;

- двигательная [1].

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, a в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их. Однако, следует заметить, как и y любой медали, y детской одаренности существует две стороны: положительная и отрицательная. Положительными проявлениями детской одаренности является развитие таких качеств, как лидерство, независимость, настойчивость, неуёмное любопытство, умение следить за несколькими событиями одновременно, отличная память, нестандартное мышление, большой словарный запас, изобретательность, богатая фантазия, a отрицательными - эгоизм, нетерпимость, нестабильность настроения, импульсивность поведения.

Непременным условием успешной психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях ДУ является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия педагогов и воспитанников, а также соблюдение ряда принципов.

Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития позволяет установить гармоничные отношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого - воспитателя, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка.

Принцип эвристический позволяет строить педагогический процесс его таким образом, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у них со страстным нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии. Этот путь обеспечивает и активизацию творчества: ребенок не ждет разъяснений воспитателя, он сам активно прогнозирует, строит догадки, предположения - и так вплоть до следующего занятия.

Формирование творчества на всех этапах обучения и воспитания детей возможно при создании условий, в которых дети имеют возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Особенно важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения. Это положительно сказывается на эффективности обучения дошкольников и повышает уровень их творческого развития.

Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Это обеспечивается следующими условиями:

• разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;

• включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;

• предоставление свободы исследования для каждого ребенка;

• резерв свободного места и времени для игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

• предоставление каждому ребенку возможности свободно брать любые игрушки, материалы и действовать с ними по собственному усмотрению;

• определение максимального уровня размещения игрового, дидактического материала, согласно росту ребенка.

Позиция взрослого заключается в том, чтобы исходить их интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания.

Принцип создания атмосферы личностного комфорта находит свое отражение в следующем:

• невмешательство взрослого в дела, которыми занят ребенок без его просьбы;

• создание в группе такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что взрослый принимает и любит его таким, какой он есть;

• отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка; поддержание ребенка к способности его к творчеству, сочувствие его неудачам, недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток.

Принцип активности в разных видах деятельности обеспечивается предметно-развивающей средой ДУ, предоставляющей возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволяет детям в соответствии со своим интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип обучения творчеству, предусматривающий знакомство детей с приемами и методами создания чего-либо нового, оригинального.

Детская одаренность отличается от одаренности взрослого человека. Развитие одаренности в детском возрасте подвергнуто кризисам и педагогическому воздействию. Педагогическая поддержка является наиболее эффективным педагогическим процессом, который способствует становлению одаренности. Процессы становления и развития одаренности в дошкольном возрасте нуждаются в своевременной психодиагностике.

Все выше обозначенное позволяет снизить риск психоэмоциональных отклонений у одаренных детей, стабилизирует показатели долгосрочного развития их одаренности, способствует проектированию качественного педагогического процесса.

Список литературы / Referc^cs

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс]. // Eidos.ru: Электронный журнал «Эйдос», 2007. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm/ (дата обращения: 10.11.2017).

2. БабаеваЮ.Д., Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. M., 2003. С. 47-49.

3. Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка. M., 2002. 16 c.

4. Матюшкин A.B. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. № 6. С. 29-33.

5. ТеплоеБ.М. Способности и одаренность. М., 1961.

6. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 9-20.

7. Юркевич B.C. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. M.: Издательский центр «Просвещение», 2000.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ Запасникова Е.Н. Email: Zapasnikova636@scientifictext.ru

Запасникова Елена Николаевна - учитель истории, Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 администрации Новоазовского района, г. Новоазовск, Новоазовский район, Украина

Аннотация: в статье представлен учебный материал, посвященный использованию игровых технологий в практике преподавания истории в школе. Материал знакомит с игровыми технологиями, раскрывает методику игровой деятельности, показывает перспективность применения игры на уроках истории, как метода обучения. Позволяет развивать познавательные навыки школьников, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к предмету история. Ключевые слова: игра, познавательная активность, игровые технологии, учебный процесс, история.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE SUBJECT OF HISTORY Zapasnikova E.N.

Zapasnikovа Elena Nikolaevna - Teacher of History, NOVOAZOVSKAYA SECONDARY SCHOOL OF I-III STAGES № 2 OF THE ADMINISTRATION NOVOAZOVSKIY DISTRICT, NOVOAZOVSK, NOVOAZOVSK DISTRICT, UKRAINE

Abstract: the article presents educational material on the use of gaming technology in the practice of teaching history in school. The material acquaints with the gaming technologies, reveals the technique of gambling activities, show the potential of application of games in history lessons as a method of learning. Helps to develop cognitive skills of pupils, involving them in the process of independent search for new knowledge, makes the learning process diverse, it promotes the development of imagination, memory, attention, broadens the mind, stimulates and maintains interest in the subject of history. Keywords: game, educational activity, game technologies, educational process, history.

УДК 37'.0'/02'

Во всём мире постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют собой материал для пассивного восприятия.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии. Использование в процессе обучения новых технологий позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.