Научная статья на тему 'Применение игровых технологий при изучении предмета история'

Применение игровых технологий при изучении предмета история Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2499
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GAME TECHNOLOGIES / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запасникова Елена Николаевна

В статье представлен учебный материал, посвященный использованию игровых технологий в практике преподавания истории в школе. Материал знакомит с игровыми технологиями, раскрывает методику игровой деятельности, показывает перспективность применения игры на уроках истории, как метода обучения. Позволяет развивать познавательные навыки школьников, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к предмету история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запасникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение игровых технологий при изучении предмета история»

Список литературы / Referc^cs

1. Аксенова Э.А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом [Электронный ресурс]. // Eidos.ru: Электронный журнал «Эйдос», 2007. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm/ (дата обращения: 10.11.2017).

2. БабаеваЮ.Д., Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. M., 2003. С. 47-49.

3. Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребенка. M., 2002. 16 c.

4. Матюшкин A.B. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии, 1989. № 6. С. 29-33.

5. ТеплоеБ.М. Способности и одаренность. М., 1961.

6. Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 9-20.

7. Юркевич B.C. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. M.: Издательский центр «Просвещение», 2000.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ Запасникова Е.Н. Email: Zapasnikova636@scientifictext.ru

Запасникова Елена Николаевна - учитель истории, Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 администрации Новоазовского района, г. Новоазовск, Новоазовский район, Украина

Аннотация: в статье представлен учебный материал, посвященный использованию игровых технологий в практике преподавания истории в школе. Материал знакомит с игровыми технологиями, раскрывает методику игровой деятельности, показывает перспективность применения игры на уроках истории, как метода обучения. Позволяет развивать познавательные навыки школьников, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к предмету история. Ключевые слова: игра, познавательная активность, игровые технологии, учебный процесс, история.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN THE STUDY OF THE SUBJECT OF HISTORY Zapasnikova E.N.

Zapasnikovа Elena Nikolaevna - Teacher of History, NOVOAZOVSKAYA SECONDARY SCHOOL OF I-III STAGES № 2 OF THE ADMINISTRATION NOVOAZOVSKIY DISTRICT, NOVOAZOVSK, NOVOAZOVSK DISTRICT, UKRAINE

Abstract: the article presents educational material on the use of gaming technology in the practice of teaching history in school. The material acquaints with the gaming technologies, reveals the technique of gambling activities, show the potential of application of games in history lessons as a method of learning. Helps to develop cognitive skills of pupils, involving them in the process of independent search for new knowledge, makes the learning process diverse, it promotes the development of imagination, memory, attention, broadens the mind, stimulates and maintains interest in the subject of history. Keywords: game, educational activity, game technologies, educational process, history.

УДК 371.01/021

Во всём мире постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют собой материал для пассивного восприятия.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию.

Чтобы заинтересовать обучающихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии. Использование в процессе обучения новых технологий позволяет

устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Из множества техник и технологий в преподавании предмета истории, игровые технологии более продуктивны в детской среде. Так как игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. В игре активизируются психически-познавательные процессы участников игровой деятельности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь [2].

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, интересной, запоминающейся. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнять такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации [2].

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении «на равных», где исчезают зажимы, возникает ощущение - «я тоже могу», т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний [3].

Цели игры на уроках истории - это воспроизведение в памяти, усовершенствование и углубление знаний, осуществление поиска, развитие логического и творческого мышления, использование полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [6].

Игра по истории способствует активизации познавательной деятельности детей. Она не только помогает школьникам лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определённого слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный процесс разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории [4].

Для успешной реализации игровой технологии необходимо соблюдать некоторые правила. При подборе игр учитывать следующие требования:

- игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его уровню развития;

- подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- связь содержания игры с системой знаний ребенка;

- соответствие цели занятия.

В играх для школьников не должно быть однообразия и серости. Игра должна постоянно насыщать знаниями, быть средствами всестороннего развития ребёнка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь школьников интересным содержанием [7].

Содержание игр можно ограничить школьной программой по истории, но можно выйти за её пределы. Главное, содержание должно соответствовать уровню знаний обучающихся, а предлагаемые им вопросы и задания должны быть доступны для выполнения.

Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний школьников, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.

Во время изучения нового материала хорошо подходит игра «Дерево мудрости». Дети учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (красные - на 5, желтые - на 4, зеленые - на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают [3].

Помимо этой игры при изучении нового материала используются игры «Оживи картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная», кроссворды и т.д.

Во время опроса, и закрепления можно провести достаточно простые игры, такие как «Узнай историческую личность по описанию». Учитель предлагает ученикам описание внешности исторической личности или его деятельности. Задача учеников заключается в том, чтобы узнать по описанию историческую личность или же соотнести описание с портретом.

Игра «Сколько способов применения предмета?», где предлагается изображение какого-либо предмета быта древних людей, их орудия труда, оружие, одежда и т.п. Ученикам необходимо назвать как можно больше разнообразных способов их применения. Победит тот, кто назовет наибольшее количество функций предмета. Игра активизирует и развивает эвристическое (творческое) мышление.

Игра «Собери карту», также подходит для закрепления пройденного материала. Задание заключается в том, чтобы правильно сложить из пазлов карты.

Такая игра как «История в датах», помогает закрепить исторические даты и события. Много вариантов игр с датами поставьте даты по порядку, определите по данным датам середину, начало, конец века, соотнести дату и событие и т.д. [5].

На уроках направленных, на повторение можно проводить игру «Найди правильный ответ». Эта игра может проводиться устно и письменно. В ходе этой игры полезно направлять детей на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение выбранного ответа. При этом авторы должны разъяснить (доказать) его правильность. Карточки (с датами, именами, событиями) могут выполнять роль учебного пособия.

Также для повторения пройденного материала возможно проводить командную интерактивную игру «Своя игра». Игра проводится между 2 командами. Участникам предлагается несколько тем (обычно от 5), каждая тема состоит из 5 вопросов разной степени сложности. Участники по очереди выбирают тему и номер вопроса. Ведущий объявляет название темы, затем зачитывает вопросы. Если команда верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос. Победителем игры считается тот, кто набрал наибольшее количество очков [6].

Подводя итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:

Отрицательные: игра для преподавателя - большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль.

Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, проанализированными. Игры по истории позволяют однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать занимательную форму, помогают раскрыться личности ребенка, выявить скрытые задатки и побудить интерес к предмету. А также способствуют лучшему усвоению материала и запоминанию сложных понятий и личностей. На таких уроках учащиеся меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока.

Список литературы / References

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. М., 2010. С. 287.

2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2012. С. 47.

3. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории»: методическое пособие для учителя. М.: Владос-Пресс., 2001. С. 25-34.

4. ВасяеваМ.Н. «Нетрадиционные формы уроков». Преподавание истории в школе, 2004. № 6. С. 70-72.

5. Кузнецов Ю.Ф. Формирование умения ориентироваться в исторических личностях у учащихся вспомогательной школы // Дефектология, 2002. № 5. С. 57-67.

6. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: М.: Педагогическое общество России, 2012. С. 214.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://womanadvice.ru/poznavatelnye-psihicheskie-processy/ (дата обращения: 20.11.2017).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx/ (дата обращения: 20.11.2017).

9. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/ (дата обращения: 20.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.