Научная статья на тему 'Формирование и развитие личностных универсальных учебных действий на уроках истории'

Формирование и развитие личностных универсальных учебных действий на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ / ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ / ФГОС / СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / УУД / ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запасникова Елена Николаевна

Статья посвящена изучению формирования и развития личностных универсальных учебных действий учащихся на уроках истории. Автор в своей статье пытается показать, как федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения влияет на образовательную систему и меняет главные результаты образования на личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Какие изменения происходят в преподавании предмета история и как происходит формирование личности учащегося. Какие приоритеты ставит ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запасникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие личностных универсальных учебных действий на уроках истории»

Опыт показывает, что создание деловых игр способствует формированию у старшеклассников правильного восприятия востребованных профессий каждого региона нашей страны, и более того, своего города. Выстраивая игровую модель урока можно выделить следующие виды: тренинг, онлайн-настольная игра, консультация, самостоятельная работа, экзамен (тестирование).

Игра - возможность не только получить определенный багаж знаний по разнообразным профессиям, но закрепить ранее полученные базовые знания. Основная идея дидактической игры на уроках - приобретение в процессе игрового моделирования имитирующего трудового процесса через предпринимательский проект. В результате такого подхода к организации обучения можно создавать практически бесконечные варианты игровых уроков, учитывая все востребованные профессии той или иной специальности предприятия города. Уроки, выстроенные через игровую деятельность, успешны в приобретении знаний и опыта, накопленных в ходе изучения профессий.

Таким образом, обучение через информационно-технические возможности представляет собой новое технологическое обучение, позволяющее индивидуализировать процесс, разнообразить формы уроков, дополнить основной материал к урокам. Информационно-технические возможности соединяют в себя богатство человеческого опыта, позволяют моделировать процесс обучения, расти творчески, способствовать становлению личности и влияют на формирование общества XXI века [1; 29]. Приспосабливаясь к условиям информационного общества, человек развивает в себе характер, побуждающий действовать, не как хочется, а как приходится в обществе. В связи с этим необходимо понимать последствия развития характера личности в условиях современного информационно-технического общества.

В заключение хочется отметить, что создавая урок, используя информационно-техническую возможность, необходимо каждому педагогу учитывать типы характера общества и понимать специфику каждого из них, и таким образом строить работу с ИКТ, чтобы не навредить психическому и социальному характеру человека.

Список литературы

1. Араблинская А.А. Концепции социального характера Э. Фрома и Д. Рисмена в контексте современности. Автореферат диссертации. М., 2009. 29 с.

2. Интерактивное обучение в системе методической работе школы. Режим доступа: / http://festival.1september.ru/articles/313034. Режим доступа: http://si-sv.com/publ/6-1-0-32/ (дата обращения: 29.01.2018).

3. Информационные ресурсы в образовании: материалы Междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. Т.Б. Казиахмедов. Нижневаторск: НВГУ, 2013. С. 41.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Запасникова Е.Н.

Запасникова Елена Николаевна - учитель истории, Новоазовская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней № 2 администрации Новоазовского района, г. Новоазовск, Новоазовский район, Украина

Аннотация: статья посвящена изучению формирования и развития личностных универсальных учебных действий учащихся на уроках истории. Автор в своей статье пытается показать, как федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения влияет на образовательную систему и меняет главные результаты образования на личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Какие изменения происходят в преподавании предмета история и как происходит формирование личности учащегося. Какие приоритеты ставит ФГОС.

Ключевые слова: личностное, личность учащегося, ФГОС, стандарты нового поколения, УУД, требования к преподаванию истории.

Новейшие условия нашей жизни определяют новые требования к социальному портрету школы. И первостепенным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

Современное информационное общество требует от школы подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни, готового к осознанным, самостоятельным действиям и принятию решений. Для нашей жизни, деятельности человека важно не только наличие у него накопленных знаний, внутреннего багажа, но и возможность использовать то, что есть, функциональные, деятельностью качества.

Поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. ФГОС предполагает, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в системе деятельностного подхода. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться [10, 3].

Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли.

Опираясь на работы Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и Д.Э. Эльконина, современные российские ученные разработали Программу развития универсальных учебных действий, направленную на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности - умение учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.

УУД - это совокупность действий учащегося, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурное единство и толерантность. Это способность ученика саморазвиваться и самосовершенствоваться [1].

Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы действий [2]:

I этап - личностный, II этап - профессиональный, если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение. А самоопределение - это:

- Умение ориентироваться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).

- Осознание себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира.

К важнейшим личностным результатам при изучении истории в школе относятся

следующие убеждения и качества:

- осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность [2].

Формирований личностных УУД начинается с первой ступени исторического образования. На первом уроке в 5 классе учитель вводит новое понятие «История». Идет беседа, что было вчера, позавчера, а как узнать, что было год тому назад или несколько веков. В ходе беседы учитель подводит детей к определению нового понятия. По этой схеме ученики выводят определение археология. Завершается урок игрой в «Ассоциации», предложив назвать ассоциативное понятие, которое бы отражало понятие «История», по их мнению [5].

На последующих уроках истории возможно использовать игровые технологии, такие игры такие как: «История в лицах», «История в датах», «Найди лишнее», «Найди современников», «Найди ошибки». Такие задания направлены на определение личностного отношения к историческим событиям. На уроках истории очень хорошо использовать метод проектов, особенно при изучении краеведческого материала. Так посещая музеи, такие как музей боевой славы, краеведческий, истории города, и т. п. дети разбиваются на группы и готовят проект.

77

Наиболее интересные пректы возможно выдвинуть на внутришкольный или городской конкурсы и это будет дополнительный стимул в изучении предмета.

Личностные УУД формируются и при дифференцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели [1].

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов. Таким образом, на этом этапе очень важно, опираясь на активный поиск собственного «Я», на стремление ученика к самовыражению, дать ему эту возможность на уроке.

Главным условием работы современного учителя должно быть проявление заинтересованности педагога в личностном росте ученика, формировании его ценностных ориентиров, личностных качеств [11].

Итогом процесса обучения на уроке Истории является формирование всесторонне развитой, толерантной личности, умеющей анализировать происходящие в современном мире социально-экономические и политические события и явления, опирающейся на опыт прошлых поколений и думающий о последствиях своей деятельности в будущей истории человечества.

Список литературы

1. Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе, 2014. № 2. С. 15-24. ФГОС.

2. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. 4-е изд. М «Просвещение», 2014. ФГОС.

3. Власова А. Утром - практика, вечером - теория / Российская газета, 2006. № 286. С.11.

4. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений. 19-е изд. М.: Просвещение, 2014. ФГОС.

5. Образовательный портал Завуч. Инфо. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zavuch.info/metodichka/ (дата обращения: 27.01.2018).

6. Обухова Т.Н. Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках истории и обществознания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet-133.ucoz.ru/news/ (дата обращения: 27.01.2018).

7. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011.

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/formirovanie-i-razvitie-lichnostnykh-universalnykh-uchebnykh-deystviy-na-urokakh-istorii.html/ (дата обращения: 27.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.