Научная статья на тему 'Формирование познавательных учебных действий у младших школьников'

Формирование познавательных учебных действий у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3282
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAMES ACTIVITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / LITERARY READING / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY EDUCATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / STUDENTS'' COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Китева Элина Рамисовна

В статье рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Рассмотрены четыре вида универсальных учебных действий, дана их характеристика. Отмечено, что познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, что имеет огромное значение при осуществлении направленного научного поиска. В статье указывается, что именно универсальные учебные действия должны быть положены в основу не только содержания образования, но и различных форм и методов обучения. Автор обращает внимание на универсальность учебных действий и детально рассматривает познавательные учебные действия, обращая особое внимание на выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме. Приведены основные функции универсальных учебных действий, проанализирована их роль в развитии личности младшего школьника. Автор рассматривает опыт формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения с применением новых образовательных технологий, раскрывающих возможности мышления школьников, их положительное влияние на выработку умения решения творческих задач и развитие воображения. Отмечены ключевые параметры сформированности познавательных учебных действий: самостоятельный поиск в тексте информации, ориентация в структуре текста, определение авторского замысла. В статье перечислены уровни сформированности устойчивых познавательных учебных действий младших школьников, описано экспериментальная работа на уроках литературного чтения, которая включала разработку и апробацию специальной программы по формированию познавательных универсальных учебных действий, основной целью которой было стимулирование активности, инициативности и самостоятельности познавательной деятельности, даны и проанализированы результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Китева Элина Рамисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATIVE EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

This article features of formation of universal educational actions in primary school children. Author considers four types of universal educational actions, given their characteristics. It is noted that the universal cognitive training actions provide the ability to know the outside world, which is crucial in the implementation of the directions of scientific research. The article states that it is universal educational actions should be the basis not only of the content of education, but also the various forms and methods of teaching. The author draws attention to the universality of the educational activities and details the cognitive learning activities, paying particular attention to the implementation of training and educational activities in the form of mental and materialized. The main function of universal educational actions, to analyze their role in the development of the person of the younger schoolboy. The author examines the experience of formation of universal educational actions on the lessons of literary reading with the use of new educational technologies, revealing the possibility of thinking of schoolboys and their positive impact on the development of the ability to solve creative problems and the development of imagination. Noting the key parameters of formation of cognitive learning activities: independent search for information in the text orientation in the structure of the text, the definition of the author's intention. The Article lists the levels of formation of stable cognitive learning actions younger students, described the experimental work on the lessons of literary reading, which included the development and testing of a special program for the development of cognitive universal educational activities, the main purpose of which was to stimulate activity, initiative and self-learning activities, are given and analyzed results.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных учебных действий у младших школьников»

педагогические науки

Китева Элина Рамисовна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ...

УДК 37.011.33

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2016

Китева Элина Рамисовна, магистрант кафедры педагогики и методик преподавания Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Рассмотрены четыре вида универсальных учебных действий, дана их характеристика. Отмечено, что познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, что имеет огромное значение при осуществлении направленного научного поиска. В статье указывается, что именно универсальные учебные действия должны быть положены в основу не только содержания образования, но и различных форм и методов обучения. Автор обращает внимание на универсальность учебных действий и детально рассматривает познавательные учебные действия, обращая особое внимание на выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме. Приведены основные функции универсальных учебных действий, проанализирована их роль в развитии личности младшего школьника. Автор рассматривает опыт формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения с применением новых образовательных технологий, раскрывающих возможности мышления школьников, их положительное влияние на выработку умения решения творческих задач и развитие воображения. Отмечены ключевые параметры сформированности познавательных учебных действий: самостоятельный поиск в тексте информации, ориентация в структуре текста, определение авторского замысла. В статье перечислены уровни сформированности устойчивых познавательных учебных действий младших школьников, описано экспериментальная работа на уроках литературного чтения, которая включала разработку и апробацию специальной программы по формированию познавательных универсальных учебных действий, основной целью которой было стимулирование активности, инициативности и самостоятельности познавательной деятельности, даны и проанализированы результаты.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, игровая деятельность, педагогическая технология, литературное чтение, начальное образование, младшие школьники, познавательная деятельность учащихся.

FORMATION OF INFORMATIVE EDUCATIONAL ACTIONS IN PRIMARY

SCHOOL CHILDREN

© 2016

Kiteva Elina Ramisovna, graduate student of the department of pedagogy and teaching methods

Togliatti State University, Togliatti (Russia) Abstract. This article features of formation of universal educational actions in primary school children. Author considers four types of universal educational actions, given their characteristics. It is noted that the universal cognitive training actions provide the ability to know the outside world, which is crucial in the implementation of the directions of scientific research. The article states that it is universal educational actions should be the basis not only of the content of education, but also the various forms and methods of teaching. The author draws attention to the universality of the educational activities and details the cognitive learning activities, paying particular attention to the implementation of training and educational activities in the form of mental and materialized. The main function of universal educational actions, to analyze their role in the development of the person of the younger schoolboy. The author examines the experience of formation of universal educational actions on the lessons of literary reading with the use of new educational technologies, revealing the possibility of thinking of schoolboys and their positive impact on the development of the ability to solve creative problems and the development of imagination. Noting the key parameters of formation of cognitive learning activities: independent search for information in the text orientation in the structure of the text, the definition of the author's intention. The Article lists the levels of formation of stable cognitive learning actions younger students, described the experimental work on the lessons of literary reading, which included the development and testing of a special program for the development of cognitive universal educational activities, the main purpose of which was to stimulate activity, initiative and self-learning activities, are given and analyzed results.

Keywords: universal learning activities, games activities, educational technology, literary reading, elementary education, junior high school students, students' cognitive activity.

Одной из важнейших задач современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», основная функция которых «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1]. Универсальные учебные действия - главная составляющая фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, а именно способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, к самостоятельному усвоению базовых знаний и умений, включая организацию этого процесса[2].

Выделяют несколько основных функций универсальных учебных действий[3]:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития лич-

ности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира[4]. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, что включает осознание цели деятельности, планирование деятельности, реализацию намеченного, самоконтроль и самооценка достигнутого результата [5]. Проведение коррекции коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдение правила вербального и невербального введения с учётом конкретной

Китева Элина Рамисовна педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ... науки

ситуации[6]. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации[7].

Все перечисленные универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения. Формирование всего комплекса учебных действий происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса [8]. Учебные действия носят надпредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, познавательного развития и саморазвития личности, лежат в основе организации и регуляции деятельности обучающегося [9]. Следовательно, универсальные учебные действия - это обеспечение развития личности учащегося. Их универсальный характер проявляется в том, что они[10]:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Самую обширную группу универсальных учебных действий составляют познавательные учебные дей-ствия[11]. К ним относятся:

- осознание познавательной задачи, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение её в материалах учебников, рабочих тетрадей, понимание информации представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование знако-во-символичных средств для решения различных учебных задач;

- выполнение учебно-познавательных действий в материализованной и умственной форме;

- осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно-следственных связей, умение делать обобщения, выводы.

Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового и проблемного методов изучения нового учебного материала. Неоднократно доказывалась эффективность использования групповых форм работы в процессе формирования познавательных учебных действий [12].

Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся должна быть направлена на поиск эффективных технологий, которые будут побуждать учащихся к познавательной деятельности и способствовать формированию всего комплекса универсальных учебных действий [13].

Для развития личности младшего школьника уроки литературного чтения играют важную роль [14]. Ключевые направления определяются особенностями курса:

- формирование у школьника навыков сознательного, правильного и выразительного чтения;

- развитие коммуникативно-речевых умений на текстовой основе, связывающей уроки русского языка и литературного чтения;

- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям;

- нравственно-эстетическое воспитание при помощи чтения художественных классических произведений;

- формирование у школьника интереса к чтению, к истории её создания, выработка потребности в систематическом чтении литературных произведений.

Теоретический анализ научной литературы позволил определить и обосновать три уровня сформированности устойчивых познавательных учебных действий младших школьников: низкий, средний, высокий. Низкий уровень сформированности познавательных универ-28

сальных учебных действий характеризуется эпизодическим включением школьников в учебную деятельность и слабым проявлением качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий [15].

Средний уровень сформированности определяется включением учащихся в творческие направления учебной деятельности и более активным проявлением ведущих характеристик познавательных УУД [16]. Высокий уровень сформированности характеризуется включением школьников во все направления учебной деятельности и высокой степенью проявления качественных характеристик познавательных универсальных учебных действий[17].

Для определения уровня сформированности познавательных УУД был подобран и разработан инструментарий, который включал в себя «Шкалу выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)»[18], «Опросник мотивации для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности», и агностики готовности школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Ключевыми параметрами сформированности познавательных УУД являются самостоятельный поиск в тексте информации, формулирование вывода на основе прочитанного, нахождение тексте подтверждения высказанному суждению, поиск в тексте выразительных средств, анализ использованных в тексте языковых средств, ориентация в структуре текста, оставление плана, определение авторского замысла, главной мысли текста, характеристика героя, черт его характера, определение причин поступка, составление собственного небольшого текста, отражающего общее понимание прочитанного [19]. В данной работе нами были исследованы три параметра: самостоятельный поиск в тексте информации; ориентация в структуре текста, составление плана; определение авторского замысла, главной мысли текста.

Для определения уровня сформированности познавательных УУД было проведено экспериментальное исследование, которое включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Цель проведения констатирующего этапа эксперимента заключалась в проведении первичной диагностики и описании реальной ситуации уровня сформи-рованности познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в экспериментальной и контрольной группах.

Эксперимент проходил в естественных условиях функционирования МБУ СОШ №13 г.о. Тольятти.

Целью формирующего этапа являлось выявление условий формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Был разработан комплекс уроков литературного чтения с применением ТРИЗ-технологии; методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию приёмов и тренингов ТРИЗ-технологии, способствующих формированию познавательных учебных действий; созданы условия для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся экспериментальной группы.

С детьми экспериментальной группы во время формирующего этапа эксперимента проводились занятия, направленные на формирование познавательных учебных действий через использование ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения.

Для реализации поставленных задач была разработана специальная программа по формированию познавательных универсальных учебных действий. Цели этой программы:

- подобрать учебный материал;

- правильно организовать работу по формированию познавательных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах, учитывая психологические особенности возраста;

- стимулировать активность и инициативность, самостоятельность в познавательной деятельности.

В рамках формирующего эксперимента разработаны и проведены уроки с включением детей в парную, Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

педагогические науки

Китева Элина Рамисовна ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ...

групповую и коллективную познавательную деятельность. Решение поставленных задач осуществлялось с помощью специально подобранных игр тренингов, методов и приёмов, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, которые были включены в уроки. Для формирования познавательных учебных действий подбирались задания, для которых правильный результат выполнения нельзя найти в учебнике в готовом виде, но в текстах и иллюстрациях учебника и справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Эффективным средством включения в процесс учения на уроке была игровая деятельность. Цель игр и приёмов - активизировать внимание детей на уроках, сделать процесс учения интересным, развивать с их помощью познавательные универсальные учебные действия[20]. В процессе игры учащиеся незаметно для себя учились, формировали учебные действия. Игры, тренинги и мини-исследования, проведённые во время формирующего этапа, делали процесс учения интересным и занимательным, создавали у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчали преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Не всегда изучаемый материал вызывает у учащихся интерес. В этом случае помогает другой источник познания - сам процесс деятельности. Правильно организованный процесс самостоятельной, совместной групповой или коллективной деятельности выступает как условие формирования познавательных универсальных учебных действий.

Таким образом, формирующий эксперимент позволил выявить ряд условий, необходимых для формирования познавательных универсальных учебных действий. Это проведение занятий с детьми в доступной игровой форме, совместная групповая или коллективная деятельность учащихся на уроках, обязательная доля самостоятельной работы учащихся.

Полученные результаты констатирующего и формирующего экспериментов позволили выявить динамику формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, следующими задачами эксперимента были сравнение и оценка между собой результатов опроса и диагностирования контрольной и экспериментальной групп.

С целью выявления уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий на завершающем этапе эксперимента было проведено диагностирование участников. Контрольной и экспериментальной группам были предложены методики, которые ранее предлагались для выполнения на констатирующем этапе эксперимента. Это «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)», «Опросник мотивации для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности», диагностики готовности школьников самостоятельной познавательной деятельности.

После апробации комплекса уроков во время формирующего этапа эксперимента была проведена контролирующая диагностика. Сравнительный анализ результатов выполнения диагностической работы учащимися экспериментальной и контрольной группы указывает на эффективность предложенной системы заданий с использованием ТРИЗ-технологии. У учащихся контрольной группы результаты работы ниже, чем у учащихся экспериментальной группы.

Полученные во время контрольного этапа эксперимента данные, свидетельствуют о незначительном отставании роста уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся контрольной группы в сравнении со школьниками экспериментальной группы. Это позволяет сделать вывод о том, что благодаря проведённой работе в экспериментальной группе формирование познавательных учебных действий проходило успешнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с.

2. Бирюкова, Ю.О. Система работы учителя по формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников / Ю.О. Бирюкова // Грани познания. 2013. № 2. С. 35-40.

3. Пономарёва, Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / Е.А. Пономарёва // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 39-42.

4. Давыдов, В.В. Способы повышения мотивации у младших школьников / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2011.- 95 с.

5. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2010. 134 с.

6. Ахметжанова, Г.В. Методологические основы развития педагогического образования в новых социокультурных условиях / Г.В. Ахметжанова // Наука - производству. - Научно-техническое предприятие «Вираж-Центр», Москва, 2005. - №5. - с. 32-33.

7. Семенова, Т.С. Распределение внимания учителя между учащимися на уроке / Т.С. Семенова // Начальная школа. - 2013. - №8, - С. 10-14.

8. Петрова, И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В. Петрова // Молодой учёный. 2011. № 52. - С. 151-155.

9. Ахметжанова, Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования: монография / Под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. - Тольятти, 2013. - 179 с.

10. Первова, Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника/ Г.М. Первова // Начальная школа. - 2013. - № 1, - С. 11-17.

11. Крупская, Н.К. Задачи школы 1 ступени / Н.К. Крупская. - М: Просвещение, 2012. - 245 с.

12. Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. № 5. С. 23-30.

13. Бондарева, И.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников / И.И. Бондарева // Нижегородское образование. 2010. № 1. С. 114-118.

14. Сидоренко, Е.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения / А.В. Сидоренко, И.И. Николаева // Альманах современной науки и образования. - 2013.

- № 7. - С. 130-132.

15. Ахметжанова, Г.В. Методологические основы развития педагогического образования в новых социокультурных условиях / Г.В. Ахметжанова // Наука - производству. - 2005. - № 5. - С. 32-33.

16.Жукова, З.П. Совместная деятельность классного руководителя и семьи / З.П. Жукова// Начальная школа.

- 2012. -№8, - С. 21-22.

17. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников / С. А. Пакулин // Журн. Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 13-19.

18. Ксензова, Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников / Г.Ю. Ксензова. -Педагогическое общество России, 2008. - Москва. - 128 с.

19. Скрипова, Н.Е. Подготовка педагогов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников / Н.Е. Скрипова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. - С. 13-19.

20. Медяник, Г.А. Игровые технологии в образовательном процессе вуза // Г.А. Медяник // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании Сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции. - 2011. - С. 147-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.