ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Полякова М.А.1, Хаустова В.Н.2, Мерцалова О.Д.3, Бондаренко И.В.4
'Полякова Марина Алексеевна - учитель начальных классов; 2Хаустова Валентина Николаевна - учитель начальных классов;
3Мерцалова Ольга Дмитриевна - учитель начальных классов;
4Бондаренко Ирина Васильевна - учитель начальных классов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя политехническая школа № 33, г. Старый Оскол
Аннотация: в статье рассматриваются разные информационно-технические возможности, влияющие на развитие общества. Особенность процесса современного обучения посредством инноваций.
Ключевые слова: инновация, образование, технология.
Двадцать первый век - век интеллектуальных информационных систем, стремительная потребность в информационно составляющей человеческой жизни над всеми другими. Разнообразие информационно-технических возможностей влияет на развитие личности ребенка.
В современном обществе одним из важнейших условий формирования общества являются знания. Знания - двигатель развития. В связи с этим, одним из направлений содержания образования является изменение направленности учебных планов в новых ФГОС на повышение качества обучения. Особая роль отводится инновационным образовательным технологиям, оказывающим весомую роль в процессе обучения.
Современный урок, а также и внеурочное время учителя и ученика тесно связаны с работой за компьютером, тем самым является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Используя компьютерные технологии современным общеобразовательным организациям удалось организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, нуждающихся в образовательном процессе. Такие уроки проводятся в игровой интересной форме, где учащиеся с удовольствием и без усилий осваивают учебную программу.
Современные информационно-технические возможности позволяют формировать и развивать исследовательские, информационные и коммуникативные умения учащихся [3; 41]. В рамках ФГОС много времени на уроках и во внеурочное время отводится проектно-исследовательской работе. Их оценка проходит не только на школьном уровне, но и региональном, федеральном, международном. Современные информационные технологии являются незаменимым инструментом образовательного процесса.
В современном уроке учитель использует: электронные словари, справочники по отдельным предметам, контрольно-измерительный материал, электронные учебники. Информационная технология, стремительно входящая в образование будет качественной за счет: доступности информации в интернет-сети, разнообразие форм и качества информационных ресурсов; полноты, оперативности и достоверности получаемой информации. Многие методические инновации сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения. Значительное место на уроке отводится работе с интерактивной доской, что позволяет использовать различные приемы индивидуальной и групповой работы, работы «вопрос-ответ». Такая работа позволяет охватить как большое количество опрашиваемых, так и малое [2].
Целью современного образования является: всесторонне развитая личность, подготовленная к самостоятельной и продуктивной деятельности в условиях информационного общества; интенсивное обучение посредством активизации познавательной деятельности.
В нашем современном обществе компьютерные обработки разнообразных мультипликационных и художественных фильмов привели человечество в «механизм», который в ходе игры способен воспроизводить окружающий мир. Так в образовании стало необходимостью применение игровых моделей. Под игровой моделью обучения понимается включение детей в игровое моделирование изучаемых явлений, проживаемого ими нового опыта в игровой обстановке. Учебный процесс, таким образом, предполагает личностно-профессиональный потенциал учителя, который выступает в разных ролях и обеспечивает вовлечение учащихся не только в игру, но и в учебный процесс.
Опыт показывает, что создание деловых игр способствует формированию у старшеклассников правильного восприятия востребованных профессий каждого региона нашей страны, и более того, своего города. Выстраивая игровую модель урока можно выделить следующие виды: тренинг, онлайн-настольная игра, консультация, самостоятельная работа, экзамен (тестирование).
Игра - возможность не только получить определенный багаж знаний по разнообразным профессиям, но закрепить ранее полученные базовые знания. Основная идея дидактической игры на уроках - приобретение в процессе игрового моделирования имитирующего трудового процесса через предпринимательский проект. В результате такого подхода к организации обучения можно создавать практически бесконечные варианты игровых уроков, учитывая все востребованные профессии той или иной специальности предприятия города. Уроки, выстроенные через игровую деятельность, успешны в приобретении знаний и опыта, накопленных в ходе изучения профессий.
Таким образом, обучение через информационно-технические возможности представляет собой новое технологическое обучение, позволяющее индивидуализировать процесс, разнообразить формы уроков, дополнить основной материал к урокам. Информационно-технические возможности соединяют в себя богатство человеческого опыта, позволяют моделировать процесс обучения, расти творчески, способствовать становлению личности и влияют на формирование общества XXI века [1; 29]. Приспосабливаясь к условиям информационного общества, человек развивает в себе характер, побуждающий действовать, не как хочется, а как приходится в обществе. В связи с этим необходимо понимать последствия развития характера личности в условиях современного информационно-технического общества.
В заключение хочется отметить, что создавая урок, используя информационно-техническую возможность, необходимо каждому педагогу учитывать типы характера общества и понимать специфику каждого из них, и таким образом строить работу с ИКТ, чтобы не навредить психическому и социальному характеру человека.
Список литературы
1. Араблинская А.А. Концепции социального характера Э. Фрома и Д. Рисмена в контексте современности. Автореферат диссертации. М., 2009. 29 с.
2. Интерактивное обучение в системе методической работе школы. Режим доступа: / http://festival.1september.ru/articles/313034. Режим доступа: http://si-sv.com/publ/6-1-0-32/ (дата обращения: 29.01.2018).
3. Информационные ресурсы в образовании: материалы Междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. Т.Б. Казиахмедов. Нижневаторск: НВГУ, 2013. С. 41.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Запасникова Е.Н.
Запасникова Елена Николаевна - учитель истории, Новоазовская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней № 2 администрации Новоазовского района, г. Новоазовск, Новоазовский район, Украина
Аннотация: статья посвящена изучению формирования и развития личностных универсальных учебных действий учащихся на уроках истории. Автор в своей статье пытается показать, как федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения влияет на образовательную систему и меняет главные результаты образования на личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Какие изменения происходят в преподавании предмета история и как происходит формирование личности учащегося. Какие приоритеты ставит ФГОС.
Ключевые слова: личностное, личность учащегося, ФГОС, стандарты нового поколения, УУД, требования к преподаванию истории.